Беседа 33. Молитва Господа Иисуса Христа в Гефсиманском саду Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по 26-й главе Евангелия от Матфея. И сегодня мы рассмотрим три темы: 1) Молитва Господа Иисуса Христа в Гефсиманском саду (36–44); 2) Арест Христа (45–56); 3) Допрос Сына Божия в иудейском синедрионе (57–68). Но прежде чем мы перейдем к обозначенным выше темам, мы должны будем рассмотреть и следующий вопрос: почему Христу пришлось для нашего спасения претерпеть такую великую муку? Для того чтобы нам ответить на данный вопрос, мы должны осознать глубину падения рода человеческого, в результате чего только Богочеловек Христос Иисус мог совершить дело нашего Искупления. Нельзя представлять себе, что грех, совершенный Адамом и Евой, носит некий частный характер и не касается всего последующего человечества. Сказано: «От одной крови (то есть крови Адама. – О.С.) Он произвел весь род человеческий…» ( Деян.17:26 ). То есть все мы, причастные к Адаму фактом своего зачатия и рождения, причастны и к содеянному Адамом и Евой в грехопадении. Сказано: «…в Адаме все умирают» ( 1Кор.15:22 ). Таким образом, мы устанавливаем, что грех есть болезнь души, передаваемая через кровь от родителей к детям. Посему Давид, рожденный в благочестивой семье, вынужден был восклицать в экзистенциальной безысходности: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Именно поэтому блаженный Августин и пишет: «пусть никто не думает, будто грех (первых людей) мал и легок потому, что состоял во вкушении от древа, и притом не худого и вредного, а только запрещенного, – заповедью требовалось повиновение, такая добродетель, которая в разумной твари есть как бы мать и блюститель всех добродетелей» 518 . Именно на том основании, что человек рождается в этот мир уже инфицированным заразой греха, Церковь и постановила крестить младенцев. Святитель Киприан Карфагенский писал: «если и великим грешникам, которые прежде много грешили против Бога, когда они уверуют, даруется отпущение грехов и никому не возбраняется крещение и благодать, тем более не должно возбранять сего младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что произошедши от плоти Адама, воспринял (contraxit) заразу древней смерти чрез самое рождение и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи» 519 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа на слова Евангелия от Матфея: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею» (Мф.19:3)? Источник Прекрасно у христиан и трудолюбцев это сочетание двух дней, – разумею, – субботы и дня Господня(т.е. воскресенья), – которое еженедельно повторяется в круговороте времени; ибо как матери или кормилицы Церкви, они и народ собирают, и священников заставляют выступать в качестве наставников, а учеников и учителей вместе руководят к попечению о душах. У меня, например, все еще звучит речь вчерашнего дня и засело в памяти то, чем (вчера) мы занимались. Взираю на крест, водруженный пророчеством Исаии и на одежды Господа, обагренные кровью как у того, кто выжимает виноград ( Ис.63:2–3 ), и на Спасителя, несущего скорое искупление в деснице Своей. И Соломона созерцаю, производящаго перед нами суд и правду во всей возможной строгости ( 3Цар.3:24 ). Жалею и о должнике евангельском, который не оказал подобному себе рабу человеколюбия, коим сам воспользовался от Господа ( Мф.18:28 ), но по безрассудству и жестокости снова навлек сам на себя беду. Вот какими главными предметами занимались мы в прошедший день, как знаете все вы, если только слушали не без надлежащаго внимания. Сегодня опять многое и все – прекрасное предложил нам Дух Святой на сей видимой трапезе. Но я обратил внимание на пустословов и вместе искусителей – фарисеев и очень пожалел их за испорченность нравов, причем они замышляли перехитрить (самый) Источник мудрости своими вопросами, но потерпели неудачу в предприятии, так как Божество Единородного всегда обращает (подобные) вопросы в противное для них. О сем, мне кажется, и Исаия пророчески говорил: (Господь) «отвращаяй мудрыя вспять, и советы их обуяяй, и уставляяй глагол раба Своего» ( Ис.44:25–26 ), – и затем Давид: «языки своими льщаху: суди им Боже, да отпадут от мыслей своих» ( Пс.5:10–11 ). Впрочем, благодарность нужно воздать им, хотя и врагам, что подвигли Премудрость к ответу, дабы нам, рабам Ея, оставить в нем письменное научение полезному: ибо вот канонизуется брак – главное дело жизни человеческой, – законополагаются точные пределы как (для) заключения, так и расторжения (его), которые пусть выслушают со всем тщанием оба пола, дабы и женская половина научилась свойственному ей, и мужская обязывалась к назначенному для нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Вторая заповедь Поучение 44. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиша им Вторая заповедь повелевает удаляться ложного богопочтения, и именно идолопоклонства, то есть поклонения и служения кумирам или идолам, как богам. Заповедь говорит: не сотвори себе кумира, и всякого подобия и пр. Кумир, или идол есть изображение какой-нибудь твари, небесной или земной, или в водах жи­вущей, которой вместо Бога покланяются и служат. Об этом заблуждении апостол Павел говорит: измениша славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека, и птиц и четвероног и гад ( Рим.1:23 ). Заблуждение, запрещаемое второю заповедью, псалмопевец так обличает: идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих: уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: уши имут, и не услышат: ниже бо есть дух во устех их. Подобнии им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня ( Пс.134:15 –18). Апостол Павел тщету идолов так изображает: вемы яко идол ничтоже есть в мире ( 1Кор.8:4 ), то есть идол ничего не значит, – мертвое вещество без души, без жизни, без силы. При свете Божественного учения, коим просвещены мы из детства, в показанном значении идолопоклонство для нас не заразительно: его неосновательность и неле­пость нам очевидны; все верующие во Христа знают единого истинного Бога в трех Лицах поклоняемого, и не почтут идола, или изваянное вещество за Бога. Но есть другого рода идолопоклонство, которого должны опа­саться и христиане: ибо его неосновательность и безза­конность легко скрываются от взора ума нашего, помрачаемого слепою привязанностью к земным благам. Это идолопоклонство есть служение страстям. Таковы следующие страсти: а)      Чревоугодие, или лакомство, объедение и пьянство, – или, по слову апостола Иоанна, вообще похоть плотская ( 1Ин.2:16 ). Чревоугодие есть идолопоклонство, или подобно идолопоклонству, потому что чревоугодники слу­жат плотской похоти, как идолу, чувственное удовольствие поставляют выше всего; и потому апостол говорит, что у них бог чрево, то есть они чреву служат, как Богу, или как идолу ( Флп.3:19 ). Запрещая чревоугодие, или служение плотской похоти, вторая запо­ведь научает воздержанию в пище, в питии и во всех чувственных удовольствиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Глава VI Глава пятая заканчивается безрадостной картиной горя и тьмы и отчаяния. Она как бы предвещает последние минуты Ветхозаветного периода. После воспоминания о том, что Господь соделал для насажденного и возделанного Им виноградника, символизирующего неблагодарный народ, раздается вопль пророка: г о р е!-Орудие наказания уже готово; еще немного времени и – ряд бедствий обрушится на Израиля. Таковы были откровения, которые в начале своего служения пророк объявлял народу. Но вот наступает важнейший момент в деятельности пророка: он получает высшее откровение, он удостоивается видеть Самого Бога, являемого во Второй Ипостаси Его 433 . Пророк в трепете; ужас сознания своего недостоинства объемлет его. Тогда Господь повелевает очистить огнем уста пророка, потому что ему поручено будет поведать людям о великой тайне милосердия и любви: об явлении на земле Еммануила, Сына Божия, который, восприяв на Себя плоть человеческую, будет уничижен, и будет страдать, и вкусит смерть, и воскреснет и спасет людей 434 . Пророку, с очищенными огнем небесным устами,-повелевается предсказать народу и то, что он не поверит пророчеству, что придет время, что „очами смотреть будет и не увидит“, но что „святое семя“ будет корнем нового народа. Некоторые из великих пророков также видели таинственный храм горнего Иерусалима 435 . Моисею в Исх. 25:9,40, 26 (ср. Деян. 7:44 ) приказано было устроить скинию „по тому образцу, какой показан ему на горе“. Скиния в пустыне была первообразом всех храмов Господу нашему и Богу, состоя из двора для народа, с жертвенником, и из храма собственно, разделенного на Святая и Святая Святых 436 . По этому же образцу, только в увеличенных размерах, построен был и храм Соломона и все последующие храмы Иерусалимские. Исаия или видит этот храм в видении, или, стоя в храме Иерусалимском, видит Невидимого, всегда пребывавшего в нем по глаголу, Им сказанному Соломону ( 3Цар. 9:3 ), доколе за грехи народа слава Божия не оставила храм, пред его разрушением (Иезекииля XI, 23 ср. и все главы VIII-XI его книги до конца). В этом храме очи пророка вдруг разверзаются, завесы храма исчезают для его ока, и он видит Самого Господа на престоле, облеченного светом, яко ризою ( Пс. 103:2 ), и риза эта краями своими наполняет храм. Моисею было сказано о ковчеге, стоящем в Святая Святых, между изображениями двух херувимов: „там Я буду открываться тебе и говорить с тобою“ ( Исх. 25:22 ). Пророку Исаии открываются очи, чтобы он видел в действительности то, что знаменовали образы скинии и храма. Вместо кивота завета и изображений херувимов, он видит Господа сил, окруженного пламенеющими духами, которые названы Серафимами, т. е. огненными, (или превознесенными) 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Когда ученики Иисуса Христа узнали и исповедали в Нем Христа Сына Божия: ты еси Христос Сын Бога живаго ( Мф.16:16 ), однакож полного откровения славы его ожидали на земле ( Мф.20:20–28 . Деян.1:6 ): Господь объявил, что Ему должно много пострадать, умереть и в третий день воскреснуть ( Мф.16:21 ), ибо царство Его не от мира сего ( Ин.18:36 ), но внутреннее ( Лк.17:21 ), духовное и вечное ( Пс.144:13 . Дан.2:44 ), и что последователи Его для сохранения веры в Него и для спасения душ своих должны быть готовы все претерпеть ( Мф.16:24–26 ), и ожидать себе славы не на земле, но на небеси. Чтобы явить эту небесную духовную славу ученикам своим, которая последует за временными страданиями ( Мф.5:11 ), Господь в 33 лето своей земной жизни, в последний год своей проповеди евангелия, чрез 6 дней после беседы о своих страданиях, смерти, воскресении и обязанностях последователей своих, преобразился. Для сего Господь взошел на высокую галилейскую гору – Фавор, в сопровождении трех учеников своих – Петра, Иакова и Иοанна, которые, как говорит Церковь , хотели делить с Господом его страдания и смерть ( Мф.20:22 . Лк.22:33 ), и коих число было достаточно для законного засвидетельствования истины преображения ( 2Кор.13:1 ). «Господь вземлет троих, говорит св. Ефрем Сирин , достаточных по закону свидетелей преображения своего, которые по духу представляли в лице своем и всех прочих. Но поскольку будущий предатель – Иуда был недостоин Божественного лицезрения и страшного видения, то Господь оставляет с ним прочих, чтобы не имел он никакого извинения впоследствии». На горе при видимом отрешении от земного и при невозмущаемом безмолвии Господь молится Отцу светов ( Иак.1:17 ) и во время молитвы слава Божества Его открылась, сколько могли вместить ее ученики Его. Лице Господа просияло как солнце, одежды сделались белы как свет, изображая славу, в которую праведники облекутся и телесно по всеобщем воскресении мертвых. На горе явились во славе свидетели преображения Господня и из иного мира – Моисей и Илия; по гласу Церкви, начальники закона и пророков, некогда удостоенные видения Божественной славы Господа, – один на Синае, другой на Хориве, своим явлением на Фаворе свидетельствуя, что Христос есть Бог, глаголавый древле законом и пророки, есть творец и исполнитель закона и пророков и обладает и землею, небом и преисподнею. Как Владыке неба и Царю земли и Господу преисподних во время преображения – предстали Христу с земли апостолы, с неба Илия Фесвитянин, а из мертвых Моисей. Моисей и Илия беседовали с Сыном Божиим о исходе Его, его же хотяше скончати во Иерусалиме ( Лк.9:31 ), т. е. о кончине Богочеловека на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Беседы, слова и письма Во вторую книгу третьего тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошли различные беседы, слова и письма. Главное в этом томе — знаменитые письма Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде. Святая диакониса Олимпиада была другом и духовной дочерью свт. Иоанна Златоуста, одной из его ближайших сотрудниц (в обязанности диаконисы входили: забота о страждущих, катехизация женщин, услужении при совершении над женщинами св. Таинств». «Лавсаик» сообщает о св. Олимпиаде: «она раздала все свое, чрезвычайно большое, богатство, и помогала просто всем без различия. Ни город, ни деревня, ни пустыни, ни остров, ни отдаленные страны не были лишены щедрот этой славной девы… рассылала милостыни по всей вселенной». Когда на Иоанна Златоуста за его дерзновенную проповедь евангельской истины обрушилось гонение, его соратники тоже пострадали: св. Олимпиаду оклеветали, таскали по судам, наконец изгнали. Так и появились эти письма: гонимый Иоанн Златоуст утешал и наставлял гонимую Олимпиаду. Эти письма — великий памятник истинной святости, свидетельство драматических событий в истории Церкви, бесценные размышления свт. Иоанна Златоуста о зле и страдании. ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОМ ТРЕТИЙ КНИГА ВТОРАЯ Набор и обработка текста Колосковой Натальи, Москва, монахини Хариессы, Барнаул, Ольги Филиной.   1. БЕСЕДА на Евтропия евнуха, патриция и консула. 2. БЕСЕДА когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен, и о садах и писаниях, и на слова: «Стала царица одесную Тебя» (Пс. 44:10). 3. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии. 4. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь. 5. СЛОВО о принятии Севериана. 6. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским. 7. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Пресвятая Богородица Слава Богоматери началась еще с Ее младенчества Святая Церковь с древних времен прославляет Божию Матерь, величает Ее высшею без сравнения всех Ангелов и святых и воздает Ей особенную честь. Слава Ее была предвозвещена пророками ( Ис.7,14 ; Пс.44, 67,16–18,71, 6 ) и началась еще с младенчества. После благовещения Архангела о рождении от Нее Сына Божия праведная Елисавета, исполнившись Духа Святого, первая нарекла Ее Матерью Господа. При этой встрече Сама Богоневеста, движимая Духом Святым, прорекла о Себе: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» ( Лк.1,41–48 ). Величие Богоматери, явленное при Ее жизни и по Успении, распространилось в мире с расширением пределов Церкви Христовой. На III Вселенском Соборе отцы Церкви, осудив лжеучение Нестория, торжественно исповедали Пресвятую Деву Богородицею (4, с.34). Праздники в честь Пресвятой Богородицы Христиане с первых времен обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Ее праздники. Земная жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках. 1 .              Рождество Пресвятой Богородицы 2 .              Введение во храм Пресвятой Богородицы 3 .              Благовещение Пресвятой Богородицы 4 .              Успение Пресвятой Богородицы (Там же) 5 .              Рождество Пресвятой Богородицы Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведным Иоакиму и Анне (Там же, с.39). Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды – Христа. Оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле (Там же, с.34). Значение Рождества Богородицы В лице Пресвятой Девы Марии Благодать родила Предызбранную из всех родов в жилище Христу Богу, начаток человеческого спасения и Ходатаицу о нем. Всецарица Богородица есть по Своему достоинству Матерь жизни, Скиния всечеловеческого примирения грешных с Богом, Божий одушевленный Пре­стол, Чертог Неприступного Света Божества и Книга Слова жизни. Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью, обращенной к вос­току и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого Святителя Христа. Как Дверь Единородного Сына Божия, Пресвятая Мария превзошла сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле. Ввиду этого Ее рождение, предвозве­щающее начало спасения людей от духовного бесплодия, вызывает ликование празднующих и созидает церковное благолепное торжество (Там же, с.35).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

С.И. Остроумов Тексты „А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира». ( Пс. 36:11 ). „Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим». ( Ис. 57:15 ; Ис. 66:2 ). „Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не про-тивься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». ( Мф. 5:38–39 и Мф. 5:44 ). „Научитесь от Меня, ибо Я кроток». ( Мф. 11:29 ). „Мудр ли кто и разумен между вами, докажи это на самом деле добрым поведением, с мудрою кротостию». ( Иак. 3:13 ). „Если, делая добро и страдая, терпите, сие угодно Богу, ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». ( 1Пет. 2:20–21 ). „Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». ( Рим. 8:9 ). „Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его; не будь побежден злом, но побеждай зло добром». ( Рим. 12:19–21 ). „Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправ-ляйте такового в дух кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным». ( Гал. 6:1 ). „Солнце да не зайдет во гневе вашем». (Еф., 4:26). „Кротость ваша да будет известна всем человекам». ( Флп. 4:5 ). „Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». ( Кол. 3:12–14 ). Изречения „Я часто каялся в проявлениях гнева и недружелюбия, но никогда в кротости и дружелюбии». (Импер. Рудольф I-й).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Слово 44. На неделю новую, на весну и на память мученика Маманта 1. Древен и с доброй целью установлен закон чтить день Обновления, лучше же сказать, с днем Обновления чтить новые благодеяния, и чтить не однажды, но многократно, всякий раз, как с новым обращением года возвращается тот же день, дабы дарованное благо со временем не изгладилось из памяти и не исчезло, потерявшись в глубине забвения. Обновляются, как читаем у Исаии, острови к Богу ( Ис. 41:1 ), что бы ни надлежало разуметь под сими островами, a по моему мнению, разуметь должно Церкви, недавно устроенные из язычников, возникающие из горького неверия и получающие твердость, удобовосходимую для Бога. Обновляется, у другого пророка ( Иер. 1:18 ), стена медяна, то есть, как думаю, душа твердая и златовидная, новоутвержденная в благочестии. Мы имеем повеление петь Господеви песнь нову ( Пс. 149:1 ), увлечены ли мы были грехом в Вавилон, в эту лукавую слитность, и потом счастливо возвратились во Иерусалим, и как там, быв на земле чуждой, не могли петь божественной песни, так здесь составили и новую песнь, и новый образ жизни, или постоянно пребывали и преуспевали в добре, и иное уже совершили, а иное еще совершаем при помощи Святого и обновляющего Духа. 2. Обновляется, и притом весьма великолепно, Скиния свидения, которую Бог показал, Веселиил совершил, а Моисей водрузил. Обновляется и царство Давидово, даже не однажды, но в первый раз при помазании, а в другой при провозглашении Давида царем. Быша же обновления во Иеросолимех, и зима бе ( Ин. 10:22 ), то есть зима неверия. И пришел Иисус – Бог и храм, Бог вечный, храм новый, в один день разоряемый, в три дня восстановляемый и пребывающий во веки, да буду я спасен, воззван от древнего падения и соделаюсь новой тварью, воссозданный таковым человеколюбием. Божественный Давид желает сердца чистого, в нем созидаемого, и духа правого, обновляемого во утробе его, не потому, чтобы не имел (кому же и иметь, как не великому Давиду?), но потому, что признает новым настоящее, непрестанно прилагаемое к прошедшему. Но какая мне нужда говорить о большем числе обновлений? Могу объяснить настоящее Обновление, которое ныне празднуем, от смерти преходя к жизни. Обновление, обновление – наш праздник, братия; да повторяется сие неоднократно от удовольствия! И какое еще обновление? Кто знает, пусть научит сему, а незнающий да обновит слух!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Том 1 Содержание Основные даты жизни Первые годы жизни (1805–1812) Образование и воспитание (1812–1830) Первые годы преподавания (1830–1835) Годы ректорства (1835–1841) Епископское служение на Рижской кафедре (1841–1848) На Харьковской кафедре (1848–1858) На Черниговской кафедре (1859–1866) Кончина архиепископа Филарета «Православное догматическое богословие» Заключение Отделение четвертое. Совет Божий о спасении людей § 148. Содержание учения; определение Отца небесного о спасении людей § 149. Определение Божие о спасении человека есть: а) дело одной любви Божией; б) простирающееся на всех § 150 в) Никого не избирает безусловно § § 151. Соображения разума. Приготовления людей к спасению чаянием Искупителя § 153. Содержание учения § 154. Обетование Адаму и Еве § 155. Обетование данное Аврааму § 156. Пророчества Иакова § 157. Пророчество Моисея § 158. Пророчества о славном Мессии в пс. 2 § 159. В псалме 44 § 160. В псалом 109 § 161. Пророчества об уничижении Мессии – в псал. 15. 21 и 39 § 162. Пророчества после Давида до плена вавилонского. Пророчество Исаии а) о рабе Иеговы § 163. Об отрасли Иессеевой. § 164. Пророчество об Эммануиле § 165. Пророчество Михея § 166. Пророчества во время плена: пророчества Иеремии и Езекииля о новом завете § 167. Пророчества Даниила·, а) о времени вечного царства § 168. б)О времени старейшины и разрушения политического бытия иудеев § 169. После плена: пророчества Захарии § 170 Пророчество Малахии об ангеле завета § 171. Наставления о Спасителе предзнаменованиями § 172. Общие пути промысла Божия о падшем человечестве: § 173. б) В истории бедствий человеческих ; ожидание Избавителя по памятникам народов Отделение пятое. Сын Божий – спаситель человека I. Иисус обетованный Мессия § 174. Содержание учения; в Иисусе Христе исполнились § 175. б) О обстоятельствах жизни Мессии § 176. Свидетельство новозаветнаго откровения II. О лице Иисуса Христа § 177. Нужда и содержание учения § 178. Христос Иисус – истинный человек § 179. Преимущества человечества Иисусова § 180.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010