Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Свадьба (Wedding) В Библии образ свадьбы встречается очень часто, но описаний самой церемонии сравнительно мало (тем не менее см. НЕВЕСТА, ЖЕНИХ ). Два очевидных исключения из правила – это две библейские эпиталамы (свадебных песни), Пс.44 и Песнь песней, с них мы и начнем рассматривать образ свадьбы в Библии. Две царские эпиталамы . Самые очевидные отличительные особенности свадьбы, описанной в Пс.44 , – бурная радость и богатство чувств. Поэт задает тон с самого начала, говоря: «Излилось из сердца моего слово благое» ( Пс.44:2 ). Пара находится в центре событий, и оба предстают во всей красе. Царь – «прекраснее сынов человеческих» ( Пс.44:3 ), он перепоясан мечом, «славою... и красотою» ( Пс.44:4 ). Он помазан «елеем радости», одежда его «как смирна и алой и касия» ( Пс.44:8–9 ). Невеста, в свою очередь, тоже нарядна, «одежда ее шита золотом» ( Пс.44:14 ); ее подводят к царю «в испещренной одежде... за нею ведутся... девы, подруги ее» ( Пс.44:15 ). Вся процессия входит в царский дворец «с веселием и ликованием» ( Пс.44:16 ). Свадебная церемония – главная тема Песни песней ( Песн.3:6–5:1 ), обрамленная лирическими признаниями в любви. Предвосхищая событие, невеста представляет прибытие жениха, и гиперболические образы ее фантазии указывают на нетерпение ( Песн.2:8–9 ). Когда жених действительно прибывает, это событие красочно описывается, и это описание роскоши царской обстановки становится метафорой эмоциональной полноты. Сексуальная связь как кульминация свадьбы описывается в образах восточного сада со специями и плодами, на который претендует возлюбленный ( Песн.4:9–5:1 ). Образы радости . Другие образы свадьбы, рассыпанные по тексту Библии, связаны с мотивами ликования и радости. Описывая захватывающий дух восход солнца, поэт в Пс.18:6 утверждает, что солнце «выходит, как жених из брачного чертога своего». В истории о том, как Иисус превратил воду в вино на свадебном пире ( Ин.2:1–11 ), свадьба – пышная церемония, которая развивается согласно определенному плану. О роскоши свадебных пиров и об их этикете свидетельствуют и притчи Иисуса о свадьбах: гостям рассылались формальные приглашения, готовился пир с вином и лучшей пищей, приходить следовало в специальной (вероятно, праздничной и официальной) свадебной одежде ( Мф.22:1–14 ; Лк.14:7–24 ). Организация свадьбы была обязанностью жениха ( Ин.2:9 ) и его отца ( Суд.14:3, 10 ; Мф.22:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Псалом 44 Надписание «на музыкальном орудии Шошан» (в форме лилии) – указывает на род музыкального инструмента, на котором должно совершаться исполнение псалма: «учение» – на характер содержания: псалом представляет размышление автора по поводу изложенного в псалме события; «сынов Кореевых» – на писателей из фамилии Корея, служивших левитами при храме Иерусалимском. «Песнь любви» – псалом является выражением чувства любви писателя к предмету песнопения. Кому посвящен псалом, а отсюда, и когда он написан, на эти вопросы мы находим ясный ответ в тех чертах, какими обрисовано здесь лицо, которому посвящен псалом. Это лицо – царь ( Пс.44:2 ); он превосходил всех людей своими достоинствами и особенно – разумом ( Пс.44:3 ); Царствование его – царствование для установления мира, правды, но не для военных подвигов, хотя он имеет и сильную армию ( Пс.44:5–7 ); живет он в роскошных чертогах ( Пс.44:9 ) и ему вместе с царицей воздают поклонение цари и князи народов ( Пс.44:13 ). Все указанные черты воспеваемого царя приложимы точно к Соломону в начале его царствования, когда он жил в роскошных дворцах, поражал всех своей мудростью и пышностью, стремился к упрочению в своем государстве мира и правды и от всех народов принимал знаки необыкновенного к нему уважения и удивления. Поводом к написанию псалма можно считать бракосочетание Соломона с дочерью фараона Египетского. На это есть указания в Пс.44:10–11 , где писатель, обращаясь к царице, советует ей забыть свою нацию и своих родителей, что было бы излишним, если бы царица была евреянкой. Я воспеваю царя (2). Ты – прекраснейший из всех сынов человеческих, вооружись славою Твоею и красотою, и царствуй для установления истины (3–5). Все враги падут пред Тобою, Ты – царь правды и Тебя воспевают из Твоих чертогов (6–9). Ты, царица, откажись от своей семьи и родины: тогда царь особенно возлюбит тебя, и к тебе на поклонение придут все знатные из людей (10–13). Вся слава царицы во внутренних ее достоинствах. Она, а за нею и другие дочери царей, идет к царю в его чертог (14–16). Сыновья Твои будут князьями по всей земле и имя Твое будет славиться вечно (17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Беседа 13 на псалом 44 45 Пс.44:1–2 . Победная песнь о цветах сы­нов Кореевых (Симмах). 46 Излило сердце мое слово благое: изрекаю о делах моих Царю: язык мой – трость книжника скорописца. 47 Объяснение слов: «Излило сердце мое слово благое». – Отличие пророков от языческих прорица­телей. – Какое разумеется дело, о котором Псалмопевец говорит: Царю? Новое указание на то, что он говорит под благодатным озарением. – «Прекраснейший» есть Христос. – «Излилась благодать из уст Твоих» ( Пс.44:3 ). – Отличие пророческого слова о Христе от евангель­ского. – В словах: «благословил Тебя Бог во век» разу­меются излияние благодати на человеческую природу Иисуса Христа. – Предъизображение Его, как воору­женного Царя, блистающего красотою, поражающего врагов Своею божественной силою и устрояющего царство «ради истины и кротости и правды» ( Пс.44:5 ). Двоякий смысл слов: «стрелы Твои изощрены» ( Пс.44:6 ). Почему Псалмопевец гово­рит о божестве Христовом после указания на воче­ловечение? Обличение осуждающих действия божественного Промысла. Помазание Христа «более общников». – Прославление Иисуса Христа предстоящею Ему Церко­вью, обращение Его к Церкви и заповедь. – Слава Цер­кви, ее внутренняя красота и распространение по все­ленной. 1. Желал бы я, чтобы теперь находились здесь все иудеи и язычники; при них, взяв у иудеев книгу псалмов, я и про­читал бы этот псалом. Вы знаете, что и в судилищах и везде свидетельство о делах тогда особенно бывает свободно от подозрения, когда оно представляется со стороны врагов. Поэтому, дабы то же самое было и теперь, мы представляем сви­детельство из ветхого завета, чтобы устыдились и иудеи и языч­ники, – иудеи, которые читают и не разумеют, и язычники, которые видят, что эти книги доставляются нам врагами. Тогда они уже не станут говорить, что они сочинены нами, когда не мы, но сами распявшие Христа доставляют нам эти книги, возвещающие о Его силе. Но будут ли они здесь, или не будут, мы сделаем свое и приступим к изъяснению. Этот псалом написан о Христе; потому имеет и надпись: о возлюб­ленным и: о изменяемых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова А.Ф. Лосев. Имяславие Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии. I. История вопроса а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3:15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20:7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18:21; 20:3; 22:1–2; 24:16); оно славно и страшно (Втор. 28:58–61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2:1:3, 1.3; 4, 11; 5, 1. 13–14; 7, 1–3; 6, 2. 5–6–10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8:2.10), оно защищает в беде (Пс. 20:2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19:8–10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54:3; 116:4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66:4; 44:6; 118:10–20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72:18–19; 113:2); служение Богу – это служение Его имени (Пс. 68:5; 92:2; 103:1; 106:47; 114:9; 118:26–27; 134:1; 148:21; 149:13), оно великое и страшное (Пс. 99:3; 11:9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmüller. In Namen Jesu. Eine sprach – und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Göttingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие – это заповедь. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (I Ин. 3:23; 5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Псалом 44 Пс.44:1 . В конец, о изменяемых сыном Кореовым в разум, песнь о возлюбленнем. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу из сынов Кореовых, на шестоструннем орудии (созанним), песнь вразумительная и брачная. СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме, по смыслу буквальному, описывается и светлыми похвалами превозносится великолепие, красота, могущество и царския добродетели царя Соломона. И как сочинен он на случай бракосочетания его со дщерию царя Египетскаго, то супружеству сему обещается именем Бога благословение, ежели только новая невеста, оставя любовь к своему народу, вся прилепится к жениху. Впрочем нет сомнения, что под сим прообразованием живо описуется величество, сила и распространение царства Христова, дабы верные ведали, что нет для них ничего блаженнее и вожделеннее, как покоряться власти сего высочайшаго Царя. Пс.44:2 . Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви: язык мой трость книжника скорописца. Пс.44:3 . Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах твоих: сего ради благослови тя Бог во век. Предисловие показывает, что материя песни сея не есть обыкновенная и простая: ибо Пророк обещает, что он будет говорить о вещах великих и преславных, относящихся не к одному токмо тленному царству, но и нечто вящшее и превосходнейшее прознаменующих. Аки бы сказал, что сердце его отрыгнуть хощет нечто преславное и достопамятное, дабы люди не на одну поверхность слов взирали, но и во внутреннюю силу оных проникали. Потом показывает согласие сердца с языком, сравнивая язык свой с книжником скорописцем, и разумея чрез сие благодать вдохновения Духа Святаго, действовавшаго языком его. Начинает песнь от похвалы красоты, потом присовокупляет похвалу, относящуюся к витийству: похваляет же красоту царева лица не потому, аки бы она сама по себе за нечто великое почиталася (ибо красота между добродетелями никакого места не имеет); но потому, что чрез красивое лице часто проявляется благородное свойство души, так как лице Соломона показывало, что он одарен был изящными способностями. Не без причины похваляется в царе и витийство: ибо царь не единою токмо властию своею долженствует управлять подданных, но и приятностию слова привлекать к себе в любовь сердца их, так как древние утверждают о Геркулесе, аки бы он имел во устах своих златыя цепи, которыми как бы насильно привлекал к себе людей. Речение сего ради не то означает здесь, аки бы Соломон ради красоты лица и витийства благословен был свыше: но паче дает причину, чего ради сими дарованиями украшен был: то есть, что Бог оными благословил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Беседа 44 на псалом 134 104 Пс.134:1–2 . Аллилуия. Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни, стоящие во храме Господнем, во дворах дома Бога нашего! Важное значение псалмопения или хвалы Господу в духовной жизни человека. – Что значит: «в достояние Свое» ( Пс.134:4 )? – Другие побуждения к прославлению Господа: премудрость Божия в устроении облаков, соединении дождей с молниями и движении ветров. – «От сокровищ своих» ( Пс.134:7 ). – Особенное божественное попе­чение об Израиле и высшая цель совершившихся в Египте знамений и – по выходе из него – побед над врагами. – Славословие Господу за необычайные его ми­лости. – «Идолы язычников – серебро и золото» ( Пс.134:15 ) – Различие в благословениях. 1. Опять пророк призывает слушателей к жертвоприно­шению, состоящему в похвалах; это – жертва Богу и приноше­ние. Потому и в другом месте он говорит: «восхвалю имя Бога моего песнею, возвеличу Его хвалением. И (это) будет угодно Богу более, нежели юный телец, с подрастающими рогами и копытами» ( Пс.68:31, 32 ). Он постоянно упоминает о «храме» и «дворах», привязывая их к этому месту и не дозволяя отступать. Для того и в начале Бог повелел воздвигнуть храм, чтобы истребить между ними всякое нечестие и идолослужение, когда они должны были соби­раться все в одно место, а не блуждать везде произвольно и свободно, и в рощах и источниках, на холмах и горах находить поводы к нечестию, принося там жертвы и делая воз­лияния на высотах. Для того и закон осуждал на смерть того, кто приносил жертву вне храма: если «ко входу скинии собрания не принесет, или если кто заколет вне стана, то человеку тому вменена будет кровь» ( Лев.17:4 ). Поэтому про­рок везде собирает их в это место, чтобы они, слушая, вра­зумлялись и удерживались от заблуждения. Он заповедует петь, воспевать псалмы и хвалить, потому что хвалы Богу были и для них побуждением к благочестию, заключая в себе повествования о древних событиях в Египте, в пустыне, в земле обетованной, при законодательстве, на горе Синае, во время войн; одно и тоже занятие было вместе и прославлением Бога, и вразумлением для поющих, устроявшим их жизнь и руководившим к правому вероучению. «Хвалите Господа, ибо благ Господь» ( Пс.134:3 ). Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: «так как милостив» ( χρησς). Что особенно вожделенно для слушателей, на то он часто и указывает, – на человеколюбие, снисходительность, ми­лость Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Река (River) Образы рек и потоков, несомненно, взывают к человеческому воображению. Они обладают привлекательностью. Будучи источниками воды, они символизируют жизнетворное начало. Спокойное, неторопливое течение делает их образом тайны и обаяния. Противопоставляя в Пс.45 спокойствие образам разрушения, поэт просто замечает: «Речные потоки веселят град Божий» ( Пс.45:5 ). В христианской церкви есть выразительные гимны о том, как Божий народ собирается у реки, и о том, что совершенная Божья любовь подобна славной реке. Более 150 библейских упоминаний о реках и потоках разделяются в основном на шесть категорий: источник жизни, источник очищения, граница или географический ориентир, место встречи человека с Богом, инструмент Божьего обеспечения/избавления или суда и символ. Роль рек в Библии в значительной степени основывается на отсутствии на израильской территории крупных речных потоков. В отличие от Египта и Месопотамии, где жизнь поддерживается реками (см. Втор.11:10 ), Израиль «есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печется» ( Втор.11:11–12 ). Страны, где есть полноводные реки, используют их как средства транспортировки и связи, а Израиль ассоциируется в основном с землей. Но хотя в Палестине нет значительных водных потоков, не пересыхающих летом, там есть множество вади, то есть сухих долин, наполняющихся водой только в период дождей, и этот образ использовал Иов применительно к своим друзьям, на которых нельзя положиться: «Но братья мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи» ( Иов.6:15 ; ср. 3Цар.17:1–7 ). Отождествление в Библии потоков воды с жизнью связывается с засушливым климатом в библейском мире, по крайней мере, трояким образом. Во-первых, перед нами предстают картины потоков, текущих в пустыне. Читаем, например, об «источниках вод в степи» ( Ис.32:2 ), водах «в пустыне» и потоках «в степи» ( Ис.35:6 ), «потоках на иссохшее» ( Ис.44:3 ). Во-вторых, о деревьях постоянно говорится, что они растут на берегах потоков, и при этом подразумевается, что в стороне от потоков они не плодоносят ( Пс.1:3 ; Ис.44:4 ; Иер.17:8 ; Иез.31:4 ; ср. со словами в Ис.32:20 : «Блаженны вы, сеющие при всех водах»). К этому можно добавить время от времени появляющиеся упоминания о пересыхающих потоках – образах потери ( Иов.14:11 ; Пс.106:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Собеседование 44 на псалом 96 Пс.96:1Псалом Давида. Ко гда земля его устроялась. Не надписан у Евреев. 1. И настоящей псалом находится в числе не имеющих у евреев надписания. Но семьдесят придумали для него подходящее к пророчеству название. Так как пророк воспевает здесь царство Христово и Его славные деяния, то справедливо псалом усвояется духовному Давиду, и говорится: «ко гда земля его устроялась», т.е. когда человеческая природа пришла в надлежащее состояние, так как раньше уклонилась от своего разумного назначения. «Господь воцарил ся, да радуется земля, да веселятся многочисленные острова!« ( Пс.96:1 ). Бог, как Творец и Господь всей вселенной, всегда царствовал; но так как Он на некоторое время оставил род человеческий и попустил ему быть под властью духовных врагов, а теперь покорил послед­них и освободил первый, то пророк справедливо говорит: «Господь воцарил ся», разумея под царством Божиим уничтожение заблуждения и низвержение идолов, которому радуется земля, видя себя освобожден­ною от того, о чем прежде она воздыхала вместе с остальными тварями. Веселятся также и «многочисленные острова», т.е. церкви из язычни­ков, поскольку истребление заблуждения открыло им доступ. Почему пророк называет церкви островами, как не потому, несомненно, что как острова лежат среди вод, так и церкви в водах кре­щения? Хорошо сказал пророк, что веселятся многие острова, а не все, показывая тем, что есть и другие острова, именно церкви ерети­ческие, которые, хотя и гордятся водою крещения, но не могут весе­литься, потому что они своими нечестивым образом мыслей о Боже­стве уничтожают благодать крещения. «Облако и мрак вокруг Его, правда и суд – основание престола Его» ( Пс.96:2 ), т.е. царствующего. Разумеется Христос, тело которого назы­вается облаком по причине его тонкости и чистоты. С облаком соединяется мрак, – что Симмах перевел словом туман, потому что плоть, подобно туману, закрывала многим глаза и препятствовала познать божественное достоинство Единородного. Потому-то в другом месте тот же псалмопевец говорит: «и мрак сделал покровом Своим, вокруг Его – скиния Его» ( Пс.17:12 ). «Правда и суд – основание престола Его» ( Пс.96:2 ). Таковы дела царства Божия: мы, как видно отсюда, осво­бодились от несправедливо поработивших нас, а эти последние осуждены. Впрочем, и сами мы совершим правду и суд, если по­желаем соцарствовать Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Иисус Христос однажды спросил искушавших Его фарисеев: что вы думаете о Христе (т.е. о Мессии)? Чей Он сын? и когда они ответили ему: «Давидов», то Он, Спаситель наш, имея в виду опровергнуть неправильный взгляд иудеев – вообще на происхождение и достоинство ожидаемого ими Мессии и желая сказать, что Мессия по плотскому только происхождению Своему потомок Давида, а по высокому достоинству Господь свыше, Сын Всевышняго, – сослался на 1-й стих 109-го псалма и сказал фарисеям: как же Давид по вдохновению называет Его Господом, когда говорит: рече Господь Господу моему «седи одесную Меня, Дóндеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом: как же Он сын ему?» ( Мф.22:41–45 ). Этими немногими словами ясно и точно определены: писатель 109-го псалма Давид, предмет его – Мессия, и характер его – богодухновенный, пророчески-мессианский. Так смотрели на этот псалом и св. апостолы Христовы. Апостол Петр, просвещенный уже Духом Святым, в день Пятидесятницы сошедшим в виде огненных языков на него и на пребывавших с ним в молитве и молении ( Деян. 1:14 ), объясняя в значительной речи своей, произнесенной им тогда же, пророчество Давида о воскресении Мессии – Иисуса ( Пс. 15:10 ), упомянув в ней о вознесении Его на небо, сказал: «Давид не восшел на небеса, но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную меня» и т.д. ( Пс. 109:1 ; Деян. 2:31–36 ). Св. ап. Петр, очевидно, писателем 109-го псалма считает Давида, а предметом его – Мессию, и, скажем мимоходом, Мессиею признает Иисуса Христа, как видно из 32–36-го стихов указанной главы книги Деяний св. апостол. Предметом этого псалма считает он Иисуса же Христа и в 1-м своем Послании, когда говорит, что Христос, «восшед на небо, пребывает одесную Бога», и что Ему «покорились Ангелы и власти и силы» ( 1Пет.3:21–22 ). Предметом сего же псалма считает Иисуса Христа и апостол Павел: «О Нем (Иисусе Христе), – говорит он в Послании к Евреям ( Евр.7:21, 6:20 ), – сказано: «клятся Господь и не раскается. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). То же подтверждает он, когда говорит: «Кому когда из ангелов сказал Бог: «седи одесную Мене»? ( Евр.1:13 ). Не Тому ли, Кому также сказал Он: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? ( Пс.2:7 ; Евр.1:5 ). Не Тому ли, о Ком сказано: «Престол Твой, Боже, в век века»? ( Пс.44:7–8 ; Евр.1:8–9 ). Такие же указания находятся и в других местах писания ( Евр.5:5–6, 7:17 , Евр.8 и след.; 1Кор.15:25 ; Еф.1:20–23, 4:10 ; Мф.26:64 ). После столь ясных и драгоценных свидетельств о Давиде, как писателе псалма, и о Мессии – Иисусе Христе, как предмете его, признаем излишним не только приводить другие доказательства, но и указывать на совершенно согласные с новозаветными свидетельствами толкования св. отцев и учителей Церкви касательно сего предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Изъяснение псалма 44-го. Пс.44:1 .  Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви. «В конец, о изменяемых сыном Кореовым в разум, песнь о возлюбленнем». Пророческое слово, в предыдущем псалме предрекши скорбное, предвещает приятное, утешая унывающих и научая, что одержат победу и будут благоденствовать и пользоваться Божиею помощию, пока не произыдет от них по плоти Возлюбленный Сын, и не совершит новаго изменения народов. Ибо возлюбленным Пророк называет Сына Божия. Так говорит о Нем и божественный Исаия: «виноград бысть Возлюбленному в розе, на месте тучне» ( Ис. 5, 1 ). Сие возвестил о Сыне и Сам Отец: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» ( Мф. 3:17 ). Он даровал народам вид новый посредством святаго крещения. О сих-то народах предвещает псалом, и убеждает их забыть отечественных богов, истинно же чтить истиннаго Бога. Слово: «изменяемые» Симмах выразил словом: «цветы», а Акила и Феодотион словом: «лилии». Цветы же и лилии суть весенния произрастения, а духовная весна есть пришествие Спасителево, в которое, по пророчеству Исаии, возвеселилась древняя пустыня и процвела «яко крин» ( Ис. 35, 1 ). О сем-то предрекает настоящее пророчество, указуя Насадителя и Земледелателя, Который все изменил и соделал плодоносным. Пс.44:2 .  Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца. «Отрыгну сердце мое слово благо»; потому что отрыгаю сие и произношу таковыя слова, будучи воспитан словесами духовными. «Глаголю аз дела моя цареви». Кого надписание наименовало возлюбленным, Того начало псалма называет Царем; делами же именует истинное слово пророчества, предвещающее, что будет. Посему Пророк говорит: поведу слово о Самом Царе; и научая, что слова его не человеческия, но Божественныя, присовокупил: «Язык мой трость книжника скорописца». Ничего собственно своего не произношу я, говорит Пророк, и не своего ума порождения предлагаю; язык мой орудие другой силы, и он уподобляется трости; благодать же Духа, подобно скорописцу, пишет им, что ей благоугодно. Так Пророк указав, кто вещает в нем, начинает пророчество следующим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010