1 Флп 3:15—16. В Синод, пер.: ..так и должны мыслить и по тому пра­вилу жить. 2 Ин 15:22. 3 Рим 1:18—20. 4 В Синод. Пер.: … безответны. 5 Иак 1:13—15. 6 Притч 19(по LXX). В Синод.пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 7 О том, что книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, некоторые называют Екклезистик, то есть ‘церковная книга’ (ecclesiasticus liber), Августин сообщает в трактате « О различных вопросах к Симплициану» (De diversis quaestinibus ad Simplicianum, 1.2.20), написанном ок. 397г. Такое название за этой книгой закрепилось и в Вульгате. 8 Сир 15:11—18. 9 Пс 1:2. 10 Рим 12:21: noli vinci a malo. В Синод, пер.: Не будь побежден злом. — Здесь и далее Августин основывается на связи, существующей в латин­ском языке между глаголом по1о (происходит от поп vo1o " не желаю, " не хочу) и существительным voluntas " воля. Более того, в отличие от других языков, в латинском языке этот глагол служит для образования отрицательной формы повелительного наклонения всех других глаго­лов, поэтому неудивительно, что многие приводимые ниже цитаты из Свящ. Писания у Августина отличаются как от греческого оригинала, как и от русского Синодального перевода. — Прим. ред. 11 Пс 31:9. 12 Притч 1:8. В Синод.пер.: Не отвергай завета матери твоей. 13 Притч 3:7. 14 Притч 3:11. 15 Притч 3:1; 4:2. 16 Притч 3:27. 17 Притч 3:29. 18 Притч 5:2. 19 Пс 35:4. 20 Притч 1:29. 21 Мф 6:19. 22 Мф 10:28. 23 Мф 16:24; Лк 9:23. 24 Лк 2:14. 25 1 Кор 7:36—37. 26 1 Кор 9:17. 27 1 Кор 15:34. 28 2 Кор 8:11. 29 1Тим 5:11. 30 2 Тим 3:12. 31 1 Тим 4:14. 32 Флм 1:14. 33 Еф 6:6—7. 34 Иак 2:1. 35 Иак 4:11. 36 1 Ин 2:15. 37 Мф 16:27; Рим 2:6; Откр 22:12. 38 Рим 2:12. 39 Лк 12:48, 47. 40 Пс 35:4. 41 Пс 78:6. 42 Ср.: 2 Фес 1:7—8. В Синод. пер.: В явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога. 43 Пс 31:9. 44 Притч 29:19. 45 Ср.: Рим 7:18. 46 Рим 12:21. 47 Иер 17:5. 48 Речь идет об африканских соборах 416—418 гг. против Пелагия, Целестия и их последователей. — Прим.ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

У пророка Осии мы встречаем вот какое определение Бога: “Я Бог, а не человек” (Ос. 11. 9). Если Бог, имеющий разум и волю, о чем ясно свидетельствует Библия (3 Цар. 3. 28. Иов. 12. 13, 16. Притч. 3. 19–20. Сир. 1. 1, 5; 15. 18; 42. 21. Ис. 11. 2; 28. 29. Лк. 11. 49. Рим. 11. 33; 14. 26. 1 Кор. 1. 21, 24; 2. 7. Воля Божия: Пс. 106. 11. Прем. 6. 4. Мк. 3. 35. Лк. 7. 30. Деян. 20. 27. 1 Пет. 2. 15; 3. 17; 4. 2, 19. 1 Ин. 2. 17. Рим. 1. 10; 8. 27; 12. 2. 1 Кор. 1. 1. 2 Кор. 8. 5. Еф. 5. 17; 6. 6. 1 Фес. 4. 3; 5. 18. Евр. 10. 36. Откр. 17. 17), не является человеком, то, значит, Он — существо иного порядка, находящееся по Своей природе вне нашего мира. Он, как говорят философы и богословы, трансцендентен по отношению к миру. Эта трансцендентность, то есть природная отличность Бога от физического мира, описывается в Библии словом “Дух”. “Бог есть дух” (Ин. 4. 24. Ср.: Быт. 1. 2; 6. 3; 41. 38. Исх. 15. 10; 31. 3. Числ. 11. 29; 23. 6; 24. 2. Суд. 3. 10; 6. 34; 11. 29; 13. 25; 14. 6, 19; 15. 14; 1 Цар. 10. 6, 10; 11. 6; 16. 13; 19. 20, 23; 2 Цар. 23. 2; 3 Цар. 18. 12. 1 Пар. 15. 1. 2 Пар. 15. 1; 20. 14; 24. 20. Неем. 9. 20. Иф. 16. 14. Иов. 4. 9; 26. 13; 33. 4. Пс. 32. 6; 50. 13; 103. 30; 138. 7; 142. 10. Прем. 1. 7; 9. 17; 12. 1. Ис. 11. 2; 32. 15; 34. 16; 42. 1; 44. 3; 48. 16; 61. 1; 63. 10–14. Иез. 11. 1, 5. Агг. 2. 5. Зах. 4. 6; 7. 12; 3 Езд. 6. 37. Мф. 1. 20; 3. 16; 4. 1; 10. 20; 12. 31–32; 28. 19. Мк. 1. 10, 12; 3. 29; 13. 11. Лк. 1. 35, 67; 2. 26; 3. 22; 4. 1, 18; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 32–33; 3. 5–6, 8, 34; 6. 63; 7. 39; 14. 17, 26; 15. 26; 16. 13; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 17–18, 33, 38; 5. 3, 9; 7. 51; 8. 29; 9. 31; 10. 19; 11. 12, 28; 13. 2, 4; 15. 28; 16. 6–7; 19. 6; 20. 22–23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 2, 11–12, 22; 5.5; 8. 9, 11, 14–16, 23, 26–27; 11. 8; 14. 17; 15. 13, 16, 19, 30; 1 Кор. 2. 10–14; 3. 16; 6. 11, 19; 12. 3–4, 8–11, 13; 15. 45. 2 Кор. 1. 22; 3. 3, 17–18; 5.5. Гал. 3. 5, 14; 4. 6; Еф. 1. 13, 17; 2. 18. 22; 3. 5, 16; 4. 30; 5. 9. Флп. 1. 19. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Фес. 2. 8, 13. 1 Тим. 3. 16; 4. 1. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. 29. Откр. 2. 7, 11, 17, 29; 3. 6, 13, 22; 14. 13; 22. 17).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

Собеседование 35 на псалом 87 Пс.87:1 .  Песнь– псалом. Сына м Корее вым. В конец. Радостная хоровая песнь. Для ответа. В на учение. Емана Израильтянина. 1. Ты уже знаешь, что сыны Кореовы были псалмопевцами. За­меть и то, что настоящее песнопение есть песнь псалма, так как соединено с пророчеством о Христе. Что касается надписания: «в конец», то другие переводчики перевели: победная песнь хором, откуда видно, что это песнопение пел не один псалмопевец, а целый хор, причем начинал один псалмопевец – Еман Израиль­тянин, а ему соразмерно и согласно отвечал хор. Поэтому в надписании и говорится: «Для ответа. В на учение. Емана Израильтянина. Господи, Боже спасения моего! Днем... и ночью взывал я пред Тобою. Да вой дет пред лице Твое молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему» ( Пс.87:1–3 ). Так и каждый из нас должен день и ночь молиться пред Богом, т.е. как Ему благоугодно, если желаем, чтобы молитва дошла до Него и наши проше­ния имели успех, дабы и нам услышать: «услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом» ( Деян.10:31 ). Так как весь псалом написан о Христе, то пророк (от лица Христа) справедливо назвал Бога Господом и Богом своего спасения, говоря о спасении вообще, потому что Христос считает виновником нашего спасения, которое Он усвояет Себе, как его начаток, Отца, так как по Его благоволению Сын пришел в мир и мы получили спасение. К Нему Он многократно взывал днем на горе, а ночью в Гефсима­нии, когда Иуда хотел предать Его, т.е. с твердою надеждою про­сил Отца, чтобы Он услышал Его молитву. Какую именно? «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» ( Мф.26:42 ). " Да вой дет пред лице Твое молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему» ( Пс.87:3 ), т.е. отнесись со вниманием к моей молитве и исполни то, о чем я прошу тебя, потому что не за себя молю, а за тех, чей образ и вид при­нял я. «Ибо душа моя исполнилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась ко аду» ( Пс.87:4 ). Каких зол? Челове­ческих, потому что я ношу грех всех людей. «И жизнь моя приблизилась ко аду», так как те, за которых я принес уплатить долг, были должниками смерти. «Я сравнялся с нисходящими в могилу, я стал, как человек беспомощный» ( Пс.87:5 ). Я, говорит, уподобился нисходящим в ров смерти. Каза­лось, что и я, подобно им, подлежу смерти. Однако, как показывают дальнейшие слова, было не так.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1 А.П. Лебедев: «Вселенские соборы IV и V веков», 3-е издание. СПБ, 1904, стр. 374. 2 «Религиозные движения на Христианском Востоке в IV и V вв.» Москва, 1881. 3 Op. cit. стр. 49—63. 4 В. В. Болотов: «Лекции по Истории древней Церкви», СПБ, 1918, т. IV, стр. 3. 5 Ibid., стр. 7. 6 Проф. А. А. Спасский: «История догматических движений», т. 1. Сергиев Посад, 1906. Стр. 652, II. 7 «Журналы заседаний Совета Москов. Д. Академии», за 1907 г., при приложении к «Богословскому Вестнику», стр. 42—44. 8 В. В. Болотов: ор. cit. т. IV, стр. 3. 9 Например, Осии 1, 1 или Пс. 44:1. 10 В.В. Болотов: ор. cit., стр. 5. 11 Ibid., стр. 7. 12 «Против ересей», LXIX, 6. 13 «Н. E.» I, 4. 14 Op. cit. LXIX, 7—8. 15 «О Синодах», 16. 16 Ibid. 15; «Против ариан», 1, 5. 17 «Н. Е.», I, 26, 2. 18 «Н. Е.», II, 27, 6. 19 Послание к епископам Египта и Ливии», 12; «о мнениях Дионисия», 23. 20 «Н. Е.», I, 6. 21 B.B. Болотов: «К вопросу о «Filioque.» СПБ. 1914, стр. 42—45. 22 «Христианское чтение» 1898, (CCV), 351—354. 23 «Хранение догмата в церкви», – «Труды Киев. Дух. Акад.» 1910, сентябрь, стр. 17—77. 24 В.В. Болотов: «Лекции», том IV, стр. 1. 25 Оглаш. XIII, 2. 26 Проф. А.А. Спасский: «История догматических движений», т. I, стр. 350. 27 Диалог I, P.G. 83, 37 С. 28 «Correspondance», Paris, 1927, p. 165. 29 «Synodikos tomos», I, 6. P.G. 151, 681—682. 30 Ер. 82. 31 Слово XXI, 26, 37. 32 Bardenhewer: «Patrologie», S. 220. 33 Bossuet: «Defense de la Tradition et des saints pures». 34 F. Cavallerä «St Athanase», Paris, 1908. 35 L. Bouyer: «L.incarnation et l " Eglise – Corps du Christ dans la mhйologie d " Athanase». Paris, 1934. 36 J.M. Szymusiak: “Apologle а 1 " Empereur Constance et Apologie pour sa fuite», S. CH. 56, Paris, 1958, pp. 42—57. 37 X. Le Bachelet: “St Athanase» In DTC. t. I. (Paris, 1923), col. 2165. 38 Stricken: “Athanasiana», (Texte und Untersuchungen, 19, 4), Leipzig, 1899. 39 Hoss: “Studien liber das Schrifttum und die Theologie des Athanasius», Freiburg. i. Br., 1899. 40 F. Drasekë in «Theol. Studien und Kritiken», 1893, LXVI, 251—315.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3505...

Святые О молитвенном ходатайстве св. угодников Божиих 1 . По какой нужде мы обращаемся к ходатайству святых? а) Мы не знаем, о чем молиться, как должно ( Рим.8:26 ). б) Бываем недостойны по причине грехов предстать пред Бога со своею молитвою: Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло ( 1Петр.3:12 ; ср. Пс.33:16–17 ; Притч.28:9 ). И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу ( Ис.1:15 ). в) Самая молитва , по причине грехов, становится не угодною Богу: Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость ( Притч.28:9 ). Они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли. Для чего Мне ладан, который идет из дальней страны? Всесожжения ваши не угодны, и жертвы ваши неприятны Мне. ( Иер.6:20–21 ). 2 . Сам Бог научил людей обращаться к молитвенному ходатайству святых: И сказал ему [Авимелеху] Бог во сне… возврати жену мужу, ибо он [Авраам] пророк, и помолится о тебе, и ты будешь жив ( Быт.20:6–7 ). Сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас ( Иов.42:7–8 ). Чит.: Исх.8:8–13,28–29 ; 1Цар.7:8 , 1Цар.12:19–33 ; Ис.37:4 ; Деян.8:24 . 3 . По ходатайству святых бывает помилование и помощь от Бога: И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его ( Быт.20:17 ). Много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16–18 ). Чит.: Исх.8:8–13,28–29 , Исх.32:11–14 ; 4Цар.4:8–37 ; Иов.42:7–8 ; Быт.20:6–7 . 4 . Почему святые сильны своею молитвою пред Богом? Истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано с смоковницею, но если и горе скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет. И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф.21:21–22 ; ср. Мф.17:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иисус Христос Пророчества об Иисусе Христе 25 Все, что предсказано было о Спасителе Господе нашем Иисусе Христе, все точно исполнилось. Предсказано было, что Христос от Девы неискусобрачной родится: Се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил ( Ис.7:14 ). И было так: родился Христос от Девы ( Мф.1:18–23 ; Лк.1:26 ). Предсказано было, что от колена Иудова и во граде Вифлееме родится Спаситель: И ты, Вифлееме, земля Иудова ничим же меньше во владыках Иудовых. Из тебя произойдет Тот, Который должен быть Владыкою во Израиле ( Мих.5:2 ). Так и было. От колена Иудова возсиял Господь наш ( Евр.7:14 ). В Вифлееме иудейском родился Иисус Христос ( Мф.2:1 ; Лк.2:4 ). Предсказано было, что Иисус Христос от семени Давидова родится ( 2Цар.7:12 ; Ис.11:1 ; Пс.131:11 ), и было так. От семени [племени] Давидова родился Христос по плоти, отчего и назывался сыном Давидовым ( Мф.9:27 , Мф.20:30 , Мф.22:42 ). Предречено было, что к рождшемуся Христу придут с дарами на поклон: И поклонятся Ему все цари; все народы будут Ему служить и от золота Аравии дары принесут Ему ( Пс.71:10–11,15 ) – и было так. Пришли ко Младенцу Христу три премудрые царя с востока и, пав на землю, поклонились Ему и принесли дары: злато, ливан и смирну ( Мф.2:11 ). Не умолчано и то в Священном Писании , что при рождении Христа Спасителя будут избиты младенцы в том месте, где родился Господь, и что вопль матерей будет слышен в окрестных местах: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет ( Иер.31:15 ) – и сбылось так. После рождения Спасителя избиены были по повелению Ирода младенцы в Вифлееме, где родился Христос, и во всех пределах его ( Мф.2:16 ). Предвозвещено было бегство во Египет и возвращение Христово из Египта: Из Египта вызвал сына Моего ( Ос.11:1 ). И было так: бежали родители Господа с божественным Младенцем в Египет от убийцы Ирода, но по смерти его возвратились оттуда. Обещал Господь послать ангела (предвозвестника) Своего пред лицом Христа: Вот Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь пред Тобою, сказал Господь Христу, Сыну Своему ( Мал.3:1 ). И было так: послан был пред лицем Господним Иоанн Предтеча, о котором писано было пророком ( Мф.3:1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Луначарское. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская (Успенская ) церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Вышневолоцкий уезд. С. Ворожебское, от Твери 120 в., Волочка 85 в., благоч. 24 в.; почт. адр.: ст. Малышево. Две церкви: 1) Тихвинская, постр, 1856 г., кам., прест. 3: глав. Тихв. Б. М., 2-й Свт. Николая, 3-й Богояв. Госп.; 2) во имя Св. Велкм. Екатерины, постр. 1858 г. - дер. Ц. капит.:налич. 314 р. 76 к. Ц. вн. 25% сб. 64 р. 53 к. Ц. зд.: ц. пр. шк., 2 сторож., амб. и 48 лав.—дер. Ц. земли: усад.-3 дес. пах. 33 дес. Ц. дкм.: опись 1894 г., метр. и испов. с 1802 г., план на зем. есть. Причт. По шт. пол. Свящ., диак. и псал. На лицо: Свящ. Николай Алдр. Грешищев 27 л., в служ. с 1894 г., свящ. с 1897 г., сост. закнч. ц. пр. шк. Диак. Иоанн Иоанн. Вигиняков 60 л., из 2 кл д. сем., в служ. с 1860 г., диак. с 1879 г., сост. учит. и закнч. ц. пр. шк. Пс. Павел Львов. Шестов 48 л., из выс. от. д. уч., в долж. с 1873 г. Сод. причта: жал. 164 р. 6 к., % с капит. в 200 р. и год. дох. 924 р. Прихожане: дворян: в с. Ворожебском 1 дв. 2 м. 3 ж., в с-це Гогалихе 1 дв. 3 м. 1 ж.; крест. в дер.: Гогалихе (5 в.) 3 дв. 8 м. 10 ж.,  Малышеве (4 в.) 11 дв. 49 м. 53 ж., Ивановском (2 в.) 13 дв. 40 м.  44 ж., Мокеевском (3 в.) 40 дв. 105 м. 117 ж., Астафьеве (1 в.) 24  дв. 35 м. 42 ж., Горке (7 в.) 24 дв. 55 м. 60 ж., Засеке (7 в.) 40 дв. 130 м. 130 ж.,Артенове (4 в.) 14 дв. 44 м. 40 ж.,  Столбихе (11 в.) 45 дв. 100 м. 90 ж., Корельском Городке (6 в.) 14 дв. 40 м. 40 ж., Ерошихе (4 в.) 40 дв. 90 м. 110 ж., Толоцком  (6 в.) 50 дв. 117 м. 149 ж., Русском Городке (2 в.) 25 дв. 98 м. 100 ж., Селищах (11 в.) 49 дв. 147 м. 148 ж., Кузнечиках (3 в.) 24 дв. 60 м. 82 ж., Кистутове (4 в.) 12 дв. 68 м. 60 ж. Преображенье (11 в.) 25 дв. 68 м. 70 ж., безземел. 8 дв. 20 м. 21 ж., мещ. 6 дв. 18 м. 20 ж., воен. 12 дв. 29 м. 5 ж.; итого: 484 дв. 1335 м. 1411 ж. В прих. сей ц. нах. 5 часов. Тверской Епархиальный статистический сборник, И. Добровольский, Тверь, 1901 г., стр. 216-217

http://sobory.ru/article/?object=10588

Ищущие Христа (Господа) Как во время плотского рождения Христа, Сына Божия, искали Его усердно персидские волхвы, которые, придя в Иерусалим, принесли Господу дары – золото, ладан и смирну (см. Мф. 2 ), так и нам, грешным, подобает прилежно искать Его и с радостью принимать Его в дом свой, как тот Закхей принял Его с радостью ( Лк. 19:6 ). Где же Его искать и как? Научитесь прежде в церкви Божией, как говорит пророк: «Господь во храме святом Своем» ( Пс. 10:3 ). И как Закхей, желая видеть Христа, влез на верхушку дерева (см. Лк. 19:2 ), так и мы, взойдя на высоту добродетелей, увидим Его в святой церкви на престоле Божественном в святой Евхаристии под видом хлеба и вина и достойно причастимся Его Божественной Крови и Пресвятого Тела, ибо, когда Христу было двенадцать лет, Его искали Иосиф и Мать Его среди родных и знакомых, но нашли Его через три дня в храме среди учителей (см. Лк. 2:42–49 ). Из этого, братья, научитесь, что и ныне Христос как бы через три дня может быть найден в храме, если ищущий имеет, во-первых, сердечное сокрушение о грехах своих, во-вторых, искреннее исповедание уст своих, в-третьих, удовлетворение, назначенное отцом духовным, или епитимью. После этих трех вещей, как бы после трех дней, Христос и будет найден в сердечном храме. Потом еще можно искать Христа в нищих и убогих, как говорит кто-то из учителей церковных: «Рука нищего – это сокровище Христово: если что возьмет нищий, то принимает Христос». Даже и Сам Христос свидетельствует: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25:40 ) (1). День и ночь ищи Господа, день и ночь ищи Благодетеля, да обретешь Его и получишь. Ищи Его во всем мире, во всех концах земли, ищи Его в славе, в богатстве, в красоте плотской, в сладостях земных, ищи Его во всей твари, но нигде Его не обретешь. Только в презрении всего этого, особенно же в себе самом Его ищи, – там Его обретешь, ибо Он всего тебя содержит, ты же Его не познаешь; весь в тебе есть, ты же Его не ведаешь: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:21 ), ты же его вне себя ищешь; внутри тебя присносущное наслаждение, ты же о нем не разумеешь. Но ищи в себе день и ночь Господа, да обретешь Его, и обретя Его, покой вечный получишь и с радостью воскликнешь: придите и увидите, что я обрел Желаемого и соединился Присносущному (3). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского/[ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Декабрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: вступл. – гл. 1 (Ин.1:29–32)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1899. Т. 3. 12. С. 177–192 (1-я пагин.). (Продолжение) —177— всех, в Нем и с Ним и извергла всех: все мы были во Христе, ради нас и за нас умершем и воскресшем. А с упразднением греха разве не необходимо принять, что упразднена и явившаяся из него и по причине его смерть? Со смертью корня разве уже могла бы уцелеть отрасль из него? По какой причине мы должны будем умирать, когда уже уничтожен грех ? Посему мы торжествуем заклание Агнца Божия и говорим: где пря твоя, смерте? где остен твой, аде ( Ос.13:14 ; 1Кор.15:55 ); ибо всякое беззаконие, как сказал в одном месте Псалмопевец, заградит уста своя ( Пс.106:42 ), будучи уже не в силах обвинять согрешивших по своей немощи. Ведь Бог оправдаяй, кто осуждаяй ( Рим.8:33–34 )? – Христос ны искупил от клятвы законныя, быв за нас клятва ( Гал.3:13 ), дабы все мы избегли проклятия греха. ( Ин.1:30 ). Сей есть, о Немже (аз) рех Приводит слушателям на память свои слова и уступает Христу первенство в славе, совершая дело не любви, но более истины или даже необходимости; ибо должно подчиняться Творцу, даже если бы и не желало сего, творение, – Владыке – рабы, Подателю – получающие. А каким образом позади был Иоанна Христос, но впереди стал, потому что первый был, как он исповедует, – о сем мы уже достаточно сказали в предшествовавшем рассуждении. ( Ин.1:31 ). И аз не ведех Его: но да явится Израилеви, сего ради приидох аз водою крестя В утробе матери своей взыгравший при гласе Святой Девы, еще чревоносившей Господа ( Лк.1:41 ), – —178— пророк прежде своего рождения, – ученик (находясь еще) в состоянии зародыша – говорит о Спасителе, что он не знал Его, – и истину говорит, не лжет. Бог знает все Сам по Себе и без научения, тварь же – чрез научение. Вселяющийся во святых людей Дух восполняет в них недостающее и дарует человеческой природе Собственное благо, разумею ведение будущего и знание сокровенных тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 Имеется в виду предыдущий Диалог, па протяжении которого бывший варлаамит становится православным. 2 Т. е., их в их собственных словах заключается противоречие с тем, что они утверждают. 3 Об Александре Македонском говорят, что, слушая обвинителя, он всегда закрывал одно ухо. Когда его спрашивали, зачем это делается, то он отвечал: «второе ухо я оставляю, чтобы слушать обвиняемого». См.: Плутарх. Жизнь Александра, 42. 4 Имеется в виду Собор в июне 1341 г. 5 «… πλω κυκλομενοι τη αλθεια » — в оригинале здесь аллюзия на Пс. 90, 4 ( πλω κυκλσει σε αλθεια αυτο ). 6 Поскольку не бывает как сущности вне ипостасей, так и ипостаси без сущности. 7 Никео–цареградский Символ Веры. 8 Василий Великий. Беседа на псалом 44:5. PG 29, 400С (р. п.: С. 326). 9 Григорий Богослов. Слово 40, 6. PG 36, 365А (р. п.: С. 546). 10 Он же. Послание 101. PG 37,181 AB. 11 В точности таких слов у прп. Макария не обнаружено, но похожее место находим. См. Макарий Великий (Симеон Месопотамский). О возвышении ума, 13. PG 34, 901 AB. 12 Октоих, В неделю утра на полунощнице, канон троичен 4–го гласа, песнь 7, богородичен. В славянском Октоихе « φθης » вместо «узрелся еси» переведено как «явился еси». Об авторе канона см. выше прим. 421. 13 Григорий Нисский. О божественности Сына и Духа. PG 46, 573D–576A (р. п.: С. 160). 14 См.: Он же. К Авлавию о том, что не три бога. PG 45,124 — 125 (р. п.: С. 60–61). Палама здесь вместо цитаты дает вольный пересказ мысли Григория Нисского. 15 Афанасий Александрийский. Dialogi duo contra Macedonianos [Sp.], 1, 14. PG28, 1313A. 16 Василий Великий. Послание 189, 8. PG 32, 696АВ (р. п.: С. 210). 17 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, И, 6. С. 540 (р. п.: С. 541). 18 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 5, 2. С. 404 (р. п.: С. 405). 19 Он же. Послание 2. С. 768–770 (р. п.: С. 769–771). 20 Он же. О божественных именах, 5, 2. С. 406 (р. п.: С. 407). 21 Василий Великий, Послание 189, 8, PG 32, 696АС. 22 Григорий Богослов. Слово 39, 11. PG 36, 345С (р. п.: С. 537).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3136...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010