Ясно после сего, заметим мимоходом, как неуместны и странны попытки некоторых рационалистических толковников отыскивать в учении Моисеевом о Боге следы его веры в многобожие. Их ссылки на то, что Моисей называет Бога Ellohim, выражающим множественность, а также что называет Его то Богом Авраама, Исаака и Иакова ( Исх.3:6,15 ), то Богом евреев ( Исх.3:18 ), Богом богов и Господом господей ( Втор.10:17 ) ровно ничего не значат в виду Его столь ясного учения о едином истинном Боге и притом учения прямо направленного против многобожия и идолопоклонства. Если он называет Бога Ellohim, выражающим собой множественность, то еще отнюдь не дает права считать множественным самое существо Божие, признаваемое им безусловно единичным. Он употребляет это наименование и там, где со всей ясностью и решительностью учит о единстве Божием и, что особенно замечательно, даже отождествляет его с другим именем Божием Iehova, совместно ставя их одно подле другого Iehova Ellohim ( Исх.9:30 ; Втор.4:39; 6:4 ). Если далее Моисей называет Бога Богом Авраама, Исаака, Иакова, а также Богом евреев, то это отнюдь не означает того, чтобы он считал Его только частным или национальным Богом, потому что Он, как мы уже видели, признает Его же Богом всего мира, Богом вездесущим ( Втор.4:39 ). Мысль же, в сем случае выражаемая Моисеем, очевидно, та, что Бог, будучи творцом и владыкой всего мира, только сделал предметом особенных своих попечений и любви, как Авраама, Исаака и Иакова, так и весь еврейский народ, избравши и предназначивши их для выполнения своих великих планов о всех людях. Если, наконец, Моисей называет Бога Богом богов и Господом господей, то странно было бы не понять того, что, говоря это, он только приспособляет свой язык к языку народному, вовсе не думая этим придавать какое-либо значение тем языческим богам, которых ничтожество представляет он с не меньшей силой, чем с какой утверждает безусловное единство истинного Бога ( Лев.17:7; 19:4 ; Втор.4:3,28; 32:21,38 ). И псалмопевец употребляет подобный приспособительный язык, говоря о Боге: «Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим». Но здесь же с какой неотразимой ясностью и твердостью учит о Его единстве, так продолжая свою речь: «Вси языцы, елика сотворил ecu, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, яко велий ecu Ты и творяй чудеса, Ты ecu Бог един» ( Пс.85:8–10 )! Бог, о котором говорит псалмопевец, есть творец всех народов, которые если и забыли Его, став почитать богов бездушных ( Пс.105:28 ), то некогда познают свое заблуждение и обратятся к Нему, как истинному живому Богу ( Пс.41:3 ), который велик во всех делах своих, и есть только один, ибо «кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего» ( Пс.17:32 ) 297 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Конечно, из истории пророчество получает средства к представлению и ограничению горизонта 1 , но, с другой стороны, надо принять во внимание и то, что «ни одна человеческая личность не есть всецело продукт исторического процесса» 2 , причем о великих людях это необходимо особенно подтвердить. A таким-то и был Иеремия, о котором мало сказать то, что он был одним из звеньев золотой цепи тех, кто был «устами Иеговы», «лика пророческого». Не весь Израиль был пророком, a лишь немногие в нем; из среды этих немногих лишь единичные личности оставляли особенно глубокий след в религии Ветхозаветной (ведь, с точки зрения психологии религии, колыбель религии – в немногих великих душах). Великий Иеремия пророчествовал в великие и вместе печальные дни жизни народа Божия. Современники пророка укоренились в грехе отцов своих – оставив путь правды Господней, они ходили волею сердец своих (Молитва Манассии). Теократия не мила была сердцу избранного народа, который предпочитал веками утвердившееся в его жизни противное Иегове начало упорного человеческого самоутверждения. Мало научился Иуда из того, что рядом погибло единокровное царство вследствие отпадения своего от Господа и нравственного растления: оно погубило себя тем, что оставило единственную опору свою – Иегову ( Ос.13:9 ). Не научился упорный Иуда ничему доброму и в своей прошедшей истории, а научиться можно было многому. Господь постоянно, от лет Моисея, указывал Своему народу путь жизни ( Втор.30:19 ): народ Завета должен непрестанно ходить пред Иеговою ( Пс.114:9 ), во свете лица Его ( Пс.88:16 ). Но Израиль с последовательностью и стойкостью, достойными лучшего применения, оправдывал это укрепившееся за ним имя одного из отцов его. С самого начала своей исторической жизни этот народ заслужил своим поведением классический эпитет «жестоковыйного» и удержал его до конца своей жизни ( Исх.32:9 ; Деян.7:54 ): его грехи постоянно оскорбляли Господа и привлекали на его грозные обличения, прощения и кары от лица Божия ( Исх.32:34 ; Числ.14:34 ; Втор.32:16 ; Пс.77:40, 105:43 ; Ис.42:24, 65:7 ; Иер.16:18, 30:14,15 ; Плач.4:13 ; Иез.39:23 ; Ос.8:13 ; Ам.3:2 ; Авв.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

4. «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.» (Лк. 17:33). Дедушка на почте На почту, шаркая ногами, качающейся походкой вошел старичок с палочкой и подошел к тому окошку, где продавали газеты и журналы. У прилавка стояла небольшая очередь. Продавец, желая обслужить пожилого человека вне очереди, спросил его: «Дедушка, что вы хотите?» И старичок дрожащим голосом ответил: «Мне нужен журнал «Здоровье». 5. «…То что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:5). Не тревожь Не тревожь вино, пока оно не отстоялось, Не тревожь тесто, пока оно не взошло, Не тревожь молоко, пока оно не скисло, Не тревожь память о Боге, пока она не укоренилась в тебе. 6. «Правды Твоей не скрывал в сердце моем…» (Пс. 39:11). Нет места Когда на столе клубника, нет места варенью, Когда в котле уха, нет места консервам, Когда в руках свежий хлеб, нет места сухарям, Когда в сердце знание, нет места книгам. 7. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.» (Ин. 1:4). Когда увидишь Истину Когда знаешь тропу, с нее уже не собьешься, Когда поймешь задачу, в решении не ошибешься, Когда испытаешь человека, в нем уже не усомнишься, Когда увидишь Истину, в вопросах уже не нуждаешься. 8. «И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.» (1Кор. 3:20). Не стоит делать Не стоит делать того, что тебе вредит: Носить тесную обувь, Спрашивать лекарство у уличных шарлатанов, Учиться жизни по романам, Искать Истину в человеческих учениях. 9. «Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои.» (Пс. 118:30). Избирать самое лучше е Хорошо избирать в жизни самое лучшее, Несравненно лучше избирать – самое доброе, Еще лучше избирать – самое мудрое. Но лучше всего – научиться хранить все это в себе. 10. «..Если терпим, то с Ним и царствовать будем…» (2Тим. 2:12). Трудно понять Трудно понять, зачем нужно терпеть поношения, поругания, оскорбления. Трудно понять, что терпение – это лестница на Небо, ангельские крылья, примирение с Богом.

http://isihazm.ru/1/?id=125

2. Не предавайте, говорит псалмопевец, забвению несказанные чудеса, которые сотворил Господь. Судьбами (или судами) назвал здесь чудеса, сотворенные Богом по суду справедливости. Так как потом он рассказывает о чудесах, сотворенных в Египте, то здесь заранее указывает на справедливость понесенного египтянами наказания. Уста же есть слово Его, так как оно возвещало приго­воры праведного суда Законодателя и Правителя. И мне кажется, что он говорит здесь о законах, управляющих небом, землей, морем, действующих в областях подземной и поднебесной. Ведь не один человек получил от Него закон, но и все видимое: море, чтобы не выходить из своих пределов, горы – стоять твердо, земля – быть неподвижною, и подобным образом все управляется своими соб­ственными законами. И все это по повелению Творца. «Семя Авраама – рабы Его, сыны Иакова – избранные Его!» ( Пс. 104:6 ). Оба названия отно­сятся к одним и тем же, с одной стороны как к потомкам, с другой – как сынам по усвоению. Избранными назвал их, как народ, призванный Богом предпочтительно пред всеми народами, что подтверждается и последующим, «не все те Израильтяне, которые от Израиля», и не все те, которые есть семя Авраамово, его чада ( Римл.9:6–7 ). И Спаситель говорил: «знаю, что вы семя Авраамово» ( Ин.8:37 ), и потом: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» ( Ин.8:39 ). Значит, одни – только семя, другие же – вместе с тем подражатели дел, действительные сыны и избранники. Последнего не сказал о семени: его назвал только ра­бами. Оба настоящие названия относятся к ученикам (Христовым), потому что они были тем и другим: и рабами, как семя, и избран­ными, как сыны, что видно из слов: «избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» ( Лк.6:13 ; Мф.10:5 ), а также: «не двенадцать ли вас избрал Я?» ( Ин.6:70 ). А преимущество избранных ты поймешь из того, что «много званых, а мало избранных» ( Мф.20:16 ). " Он – Господь Бог наш, по всей земле суды Его» ( Пс. 104:7 ). Один и тот же, будучи Богом и Господом всех и владычествуя над всей вселенной, наименовал их Своим народом, почему и приказал возвестить судьбы уст Его, так как все под­лежат суду Его, и не только иудеев, но и всех удостоил Он избрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Закон дан Богом чрез посредство Моисея, Ангелов или посланников: Ин. 1:17 . Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Ин. 7:19 . Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Деян. 7:53 . Вы, которые приняли закон при служении Ангелов, и не сохранили. Евр. 2:2 . Ибо если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние. Закон совершен и вечен, а потому его нужно сохранять: Мф. 5:8 . Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Пс. 110:7 . Дела рук Его истина и суд; все заповеди Его верны. 8. Тверды на веки и веки, основаны на истине, и правоте. Пс. 118:4 . Ты заповедал повеления Твои хранить твердо. Закон заповедует любовь к Богу и ближним и требует всецелого и совершенного послушания: Мф 22:37 . Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. 38 .Сия есть первая и наибольшая заповедь. 39 .Вторая же подобная ей; возлюби ближнего твоего, как самого себя. 40 .На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Рим. 13:9 . Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. ( Лев. 19:18 ). Мф. 5:19 . И так кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей, тот малейшим наречется в царстве небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в царстве небесном. Втор. 11:1 . Итак люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его и законы Его, и заповеди Его во все дни. Верою закон мы не уничтожаем, а утверждаем: Рим. 3:3 . Потому что один Бог, который оправдает обрезанных по вере и не обрезанных чрез веру. 1Кор. 9:21 . Для чуждых закона как чуждый закона (не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу), чтобы приобресть чуждых закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ис.59:10 . Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в по­лдень, как в сумерки, между живыми – как мертвые. Ис.59:11 . Все мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби; ожидаем суда, и нет его, – спасе­ния, но оно далеко от нас. С 8 по 11 дается раскрытие плодов или следствий такого пагубного поведения, которые характеризуются здесь, как удаление правосудия, как утрата света и погружение во тьму (9 ст.), сравниваются с беспомощным состоянием слепого, или даже мертвого среди живых (10) и уподобляются жалкому положению ревущего медведя и стонущего голубя (11 ст.), Ис.59:12 . Ибо пре­ступле­ния наши многочислен­ны пред Тобою, и грехи наши свиде­тель­ствуют про­тив нас; ибо пре­ступле­ния наши с нами, и беззакония наши мы знаем. С 12–15 пророк снова возвращается к наболевшему пункту – о грехах Израиля. «Ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем». (12 ст). Мысль и даже выражение ее – чисто псаломские ( Пс.39:13 ; Пс.50:5 и др.). Ис.59:13 . Мы изме­нили и солгали пред Го­с­по­дом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. «Мы изменили и солгали пред Богом и отступили от Бога нашего». Усиление и более ясное раскрытие ранее высказанной мысли о том, что измена Господу – есть отступление от истины и служение лжи (3–4 ст.). «Зачинали и рождали из сердца лживые слова» (13 ст.). Мысль – очень глубокая. Примыкая к ранее выраженной мысли – о настроении ума, (7 ст.), он говорит о направлении сердца, т. е. области чувства, а в зависимости от него и воли, т. е. самой деятельности человека ( Мф.15:19 ). Ис.59:14 . И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина пре­ткнулась на площади, и чест­ность не может войти. Ис.59:15 . И не стало истины, и удаля­ю­щийся от зла подвергает­ся оскорбле­нию. И Го­с­по­дь увидел это, и про­тивно было очам Его, что нет суда. «И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти.» Прекрасное, образное выражение все той же мысли – об утрате правосудия, и истины, и даже элементарной честности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сам Он, говоря о домостроительстве спасения рода человеческого, воспринятом Им на Себя, называет это дело заповедью Отца небесного, волею Пославшего Его Отца. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего ( Ин.10:17, 18 ; сн. 14:3). Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (4:34). Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня (5:36). О Своей крестной смерти Он говорил, как о смерти по предназначению (κατ τ ρισμνον – Лк.22:22 ). Ап. Петр, выражая мысль о предвечном предопределении нашего спасения, говорит, что верующие искуплены от суетной жизни драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного (προεγνωσμνου – не только предузнанного) еще прежде создания мира (πρ καταβολς το κσμου), но явившегося в последние времена для вас ( 1Пет.1:18, 19, 20 ). Тот же апостол говорил иудеям, что они, убив Иисуса, убили Того, Кто предан им был по определенному совету и предведению Божию (τ ρισμν βουλ κα προγνσει θεο, – Деян.2:23 ; сн. 4:27–28). Ап. Павел приводит слова Псалмопевца, в которых знаменательно предъизображено, по определению в совете Божием, самое явление в мир Агнца Божия ( μνς το Θεο – Ин.1:29, 36 ), в такой речи от лица Сына к Отцу: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже ( Евр.10:5 –7; Пс.39:8 ; сн. Еф.1:5–11; 3:9 –11; 2Тим.9–10 ). Участие Духа Святого в домостроительстве нашего спасение состоит в том, чтобы усвоять искупленным грешникам заслуги Сына Божия и Своим содействием совершать в сердцах человеческих дело спасения. Такое участие Духу Святому назначено также от века. Так, ап. Павел пишет Фессалоникийцам: Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению (ν γιασμ Πνεματος κα πστει ληθεας, – 2Фес.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Такова ветхозаветная эсхатологическая картина, в центре которой находится Христос и которая вырисовывается из данности совершившегося Боговоплощения. Вместе с тем на ветхозаветную эсхатологию может быть и другой взгляд. Это взгляд с точки зрения самого древнего Израиля, который осуществлял свой исторический путь в конкретных обстоятельствах и переживал те или иные конкретные исторические события. В связи с этими событиями, среди которых можно указать, например, Вавилонское пленение, разрушение Храма и т.д., формировались его эсхатологические чаяния, складывалась, так сказать, внутри-заветная эсхатология. Многие эсхатологические темы Ветхого Завета, ставшие таковыми в христианской интерпретации, изначально вообще не имели какой-либо эсхатологической окраски и были сфокусированы на настоящем. Взять к примеру столь распространенный в Ветхом Завете эсхатологический образ царя-помазанника. Нам всем известны следующие знаменитые слова псалмопевца Давида: " Скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение " Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника " (Пс. 2, 5-9). Эти слова несомненно относятся ко Христу и нам хорошо известно, какую роль они сыграли в богословских спорах о единосущии Сына. Между тем, эти слова имеют и свое прямое значение — в них речь об особой богоизбранности Давида и его потомства. Более того, именно в последнем смысле эти слова изначально и воспринимались в Израиле. Лишь у более поздних пророков мы находим мессианские свидетельства, которые применимы исключительно к грядущему Мессии, а не кому-либо из фигур древнего Израиля. Например, у Исаии мы находим: " Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира " (Ис. 9, 6). Как уже было отмечено, на тему ветхозаветной эсхатологии — именно в таком внутри-заветном смысле — написано немного. Тем не менее, систематизация эсхатологических тем проведена, и я позволю себе ее привести, основываясь на монографии уже упоминавшегося мною Дональда Гоуана " Эсхатология в Ветхом Завете " (Eschatology in the Old Testament, T&T Clark, Edinburgh 2000). Итак, центральное место в ветхозаветной эсхатологии, если она рассматривается безотносительно к новозаветным событиям, а как " вещь в себе " , занимает Сион или Иерусалим. Восстановленный Сион является важнейшей темой для пророков Иудеи в восьмом веке. О нем говорят пророки Михей (4), Исаия (1-39). Среди пророков конца седьмого — начала шестого века данную тему мы находим у Софонии (3, 14-20), Иеремии, Иезекииля. В период пленения и после него — у второго и третьего Исаии, и у Захарии (см. особенно главы 7 и 8).

http://religare.ru/2_22917.html

9. Мы же, согласно истинному учению, не называем Сына ни «подобным», ни «неподобным» Отцу, ибо и то, и другое [определение] равным образом не подходит к Ним. Ведь «подобное» и «неподобное» являются высказываниями, относящимися к качеству, а Бог свободен от [всякого] качества. Мы исповедуем тождество природы и признаем единосущие, но избегаем [понятия] «сложное», поскольку Тот, Кто есть по сущности Бог и Отец, породил Того, Кто есть по сущности Бог и Сын. Ведь этим делается очевидным единосущие. Потому что Бог по сущности единосущен Богу по сущности. Правда, и человек называется «богом», как [написано]: «Аз рех: бози есте» ( Пс 81.6 ). Также и бес [называется] «богом», [согласно словам]: «Бози язык бесове» ( Пс 95.5 ). Но [люди] называются «богами» по благодати, а бесы – ложно. И только единый Бог есть [подлинно] Бог по сущности. 10. Когда я говорю «единый», то подразумеваю святую и нетварную сущность Божию. Ибо [слово] «единый» бывает высказыванием и о каком-либо [отдельном] человеке, и вообще о природе. О каком-либо [отдельном] человеке, например, говорится, когда сообщается, что один [человек] «восхищен был до третьего неба. ...и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:2, 4 ). О природе же вообще высказывается, например, Давид: «Человек, яко трава дние его» ( Пс. 102:15 ). Здесь он обозначает не какого-либо [конкретного] человека, но общую [человеческую] природу, поскольку всякий человек преходящ и смертен. Также об [общей] природе, как мы думаем, говорится: «единый имеющий бессмертие» ( 1Тим. 6:16 ); «Единому Премудрому Богу» ( Рим. 14:26 ); «никто не благ, как только один Бог» ( Лк. 18:19 ). Ибо здесь «единый» тождественен «одному». Также: «прострый един небо» ( Иов. 9:8 ). Еще: «Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши» ( Втор. 6:13 ) и «несть Бог разве Мене» ( Втор. 32:39 ). 11. Ведь слова «один» и «единый» употребляются в [Священном] Писании относительно Бога [Отца] не для того, чтобы противопоставить Его Сыну или Святому Духу, но для противопоставления [истинного] Бога богам несуществующим, ложно именуемым «богами». Например, «Господь един вождаше их, и не бе с ними бог чуждь» ( Втор 32.12 ); «отвергоша сынове Израилевы Ваалима, и дубравы Астарофа, и поработаша Господу единому» ( 1Цар 7.4 ). Также и Павел говорит: «Ибо, хотя и есть так называемые боги..., но у нас один Бог Отец, из Которого все... и один Господь Иисус Христос , Которым все» ( 1Кор 8.5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Да не захватит тебя злой зимы беспомощность с нищетою И да не хватаешь ты исхудавшей рукой распухшую ногу 50 . Ст. 8. Внидоша же зверие под кров и умолкоша на ложи. В холодное, бурное, дождливое время зимы, не только люди, но и звери чувствуют свое бессилие: и они стараются найти себе защиту от вихрей, снега и дождя где либо в пещерах, в расселинах скал, под грудою развалив, в чащах лесов, в заброшенных жилищах людей и т. п. (ср. гл. 30, ст. 26; гл. 38, ст. 39 – 40; Пс. 103:18. 20–22 ). Укрывшись там безвыходно, звери уже не оглашают окрестностей своим диким ревом, криком и лаем, что несмолкаемо раздается в полях и лесах в иное время года, отчего стон проносится по холмам и страшным эхом разливается по отдаленным скалам. Это действие стужи на зверей было предметом внимании мыслителей древности (когда борьба со зверями еще была столь серьезна, и победители над ними почитались великими героями, как Нимрод, Самсон, Давид): они хорошо подмечали, как действием стихий в зимнее время укрощалась ярость кровожадных зверей. Так, по изображении Гезиода, Зимою Ужасаются и хвост под себя поджимают даже дикие звери, Которых кожа покрыта шерстью; по истине и их Леденящий холод насквозь пронизывает.... Он проникает и сквозь кожу быков; не может она удержать его.... Тогда же рогатые и не рогатые обитатели лесов, Мало имея что жевать, в густо-лесистые ущелья Бегут, ибо у всех в душе одна забота – Да, сыскав себе прикрытие, имеют уютные логовища И пещеры в скалах. … 51 Если же так покорны Вседержителю и смолкают под Его крепкой властно даже дикие звери, то тем более не должен ли умолкнуть пред Ним слабый,, больной, обнаженный, беспомощный Иов на своем предсмертном одре? – Ст. 9–11. Из хранилищ внутренних находят болезни, и от внешних стран студень. И от дыхания крепка даст лед: управляет же воду, якоже хощет, И избранное (количество воды) устрояет облик: разженет облак свет его. Как Творец и Вседержитель мира, Господь свободно и премудро управляет и такими стихиями, как воздух и вода. По Его воле наступает знойное время, когда из – внутри страны, с раскаленных песчаных, пустынных степей (с юго-востока Аврана) дует знойный ветер и, вредно влияя на здоровье, порождает множество болезной; а затем наступает холодное время, когда с снежных вершин гор из внешних стран (с северо-востока) дует холодный ветер и, освежая воздух, дает бодрость человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010