23) Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24) оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примириться с братом твоим, и тогда, придя, принесешь дар твой. 25) Приходи к соглашению с противником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, только бы не отдал тебя противник судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не был бы ввергнут в темницу; 26) истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. 27) Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй» ( Исх.20:14 ). 28) Я же говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину дабы вожделеть ее, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 29) Если же глаз твой правый соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, чем все тело твое было брошено в геенну. 30) И если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, чем все тело твое было низвержено в геенну. 31) Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводное письмо. 32) Я же говорю вам, что кто отпустит жену своею, кроме вины прелюбодеяния, тот делает ее прелюбодейкой; и кто женится на отпущенной, тот прелюбодействует. 33) Еще слышали вы, что сказано древним: «Не преступай клятвы, но воздай Господу клятвы твои» ( Лев.19:12 ; Втор.23:21 ). 34) Я же говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35) ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя (см. Ис.66:1 ; Пс.47:3 ); 36) ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым, или черным. 37) Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет», – а что сверх этого, то от лукавого. 38) Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб» ( Исх.21:24 ). 39) А Я говорю вам: «Не противься злому». Но если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40) и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя хитон [tunicam], отдай ему и гимантий [pallium]; 41) и кто принудит тебя идти с ним одну милю, иди с ним и две другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

24) Ибо мы надеждой спасены. Надежда же, которую видят, не есть надежда; ибо, если кто видит что-то, чего ему надеяться? 25) Если же мы на то, чего не видим, надеемся, ожидаем в терпении. 26) Подобным же образом и Дух помогает немощи нашей; ибо мы не знаем, [о чем] молимся, как должно, но Сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными. 27) Испытующий же сердца знает, чего желает Дух, ибо Он по Богу ходатайствует о святых. 28) Знаем же, что любящим Бога, все содействует ко благу – тем, кто призван по [Его] изволению, святым. 29) Ибо кого Он предзнал, [тех] и предопределил стать сообразными образу Сына Своего, дабы Он был первородным среди многих братий. 30) Кого же Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; кого же оправдал, тех и прославил. 31) Что же скажем на это? Если Бог за нас, кто против нас? 32) Кто даже Сына Своего не пощадил, но за всех нас предал Его, каким образом не дарует с Ним нам и всего? 33) Кто возведет обвинение против избранных Божиих? Бог, Который оправдывает. 34) Кто же осудит? Христос Иисус, Который умер, но Который и воскрес; Который одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. 35) Кто же отлучит нас от любви Божией? Скорбь? Теснота ли? Глад ли? Нагота ли? Опасность ли? Преследование ли? Меч ли? 36) Как написано: «Ибо за Тебя умерщвляемы мы всякий день, считают нас за овец, [обреченных на] заклание» ( Пс. 43:23 ). 37) Но все сие преодолеваем посредством Того, Кто возлюбил нас. 38) Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни мощь, 39) ни высота, ни глубина, ни другая [какая] тварь не может отлучить нас от любви Божией, которая во Христе Иисусе, Господе нашем. Глава IX 1) Истину говорю во Христе, не лгу, при свидетельстве совести моей в Духе Святом, 2) потому что для меня печаль велика, и непрестанная скорбь сердцу моему. 3) Ибо хотел бы я сам быть «анафемой» от Христа, ради братьев моих, которые сродники мне по плоти, 4) то есть израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и завет, и законодательство, и богослужение, и обетования; 5) которых и отцы, и от которых Христос по плоти, Который над всеми Бог, благословенный во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Смотри об этом в рассуждении о любви к врагам, в рассуждении об узком и пространном пути, в рассуждении об искушении, в рассуждении о терпении. XXX. Терпение   Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24:13). Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19). Братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний (Иак. 5:7). Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными (Иак. 5:9). В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним (Иак. 5:10). От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3–5). Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр. 10:36). Терпение убогих не погибнет до конца (Пс. 9:19). Уповающие же на Господа наследуют землю (Пс. 36:9). Все уповающие на Тебя не постыдятся (Пс. 24:2). Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою (Пс. 39:1). Ради Тебя я потерпел поношение, стыд покрыл лицо мое (Пс. 68:8). Покорись Господу и моли Его; не ревнуй преуспевающему в пути своем человеку, совершающему законопреступление (Пс. 36:7). Уповай на Господа и храни путь Его, и вознесет тебя (Пс. 36:34). И был, как человек не слышащий и не имеющий в устах своих обличения. Ибо на Тебя, Господи, я уповал: Ты услышишь, Господи Боже мой (Пс. 37:15–16). Я онемел и не открывал уст своих, ибо Ты так сделал (Пс. 38:10). Почему прискорбна ты, душа моя, и почему смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я исповедуюсь Ему, говоря: «Ты – спасение лица моего и Бог мой» (Пс.41:6). Я ослабел от вопля, осипла гортань моя, истомились глаза мои, ожидая помощи от Бога моего (Пс. 68:4).   Святой Златоуст об этом Терпение – пристанище радости (На псалом 4, т. 3). Смирение – терпение, а терпение смирение рождает (На псалом 9, т. 3). Нельзя изречь словом радость тех, которые что-нибудь терпят ради Христа (Беседа 13 на Деяния апостольские, гл. 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

«Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36). «Терпение убогих не погибнет до конца» (Пс. 9:19). «Уповающие же на Господа наследуют землю» (Пс. 36:9). «Вс е уповаю щие на Тебя не постыдятся» (Пс. 24:2). «Терп еливо уповал я на Господа, и Он вня л мне и услышал молитву мою» (Пс. 39:2). «Ради Тебя я п о терпе л поношение, стыд покры л лиц о мое» (Пс. 68:8). «Покорись Господу и моли его. Не ревнуй пре успевающему в пути своем, человеку совершаю щему законопреступление» (Пс. 36:7). «Уповай на Господа и храни путь Его , и вознесет тебя» (Пс. 36:34). «И бы л , как человек не слыша щи й и не им еющи й в устах своих обличения. Ибо на Тебя, Господи, я упова л ; Ты услышишь, Господи, Боже мой» (Пс. 37:15—16). «Я онеме л и не открыва л уст св оих, ибо Ты так сделал» (Пс. 38:10). «Почему прискорбна ты, душа моя, и почему смущаешь м ен я? Уповай на Бога, ибо я испове дую с ь ему, говоря: Ты — спасение лица моего и Бог мой» (Пс.41:6). «Я ослабел от вопля, осипла гортань моя, истомились глаза мои... ожидая помощи от Бога моего» (Пс. 68:4). Святой Златоуст об этом Терпение — пристанище радости (На псалом 4, т. 3). Смирение — терпение, а терпение смирение рождает (На псалом 9, т. 3). Нельзя изречь словом радость тех, которые что-нибудь терпят ради Христа (Беседа 13 на Деяния апостольские, гл. 5). Терпение, освободив душу от волнения и злых духов, поставляет ее как бы в тихое пристанище (Беседа 84 на евангелиста Иоанна). Презнатная победа — терпением врагов победить (Беседа 85 на евангелиста Матфея, гл. 26). Терпением дьявола побеждать должно (Беседа 13 на евангелиста Матфея, гл. 4). Чем тяжелее что претерпишь, тем крепче будешь (Беседа 24 на евангелиста Матфея, гл. 7). Терпение бедствий милостыню и иные многие добродетели превосходит (Беседа 31 на евангелиста Матфея, гл. 9). Нет никого, кто бы и здесь, в мире сем, и там, в будущем веке, в покое пребывал (Слово 3 о Лазаре). Нет ничего равного терпению (Послание 7 к Олимпиаде). Терпение грешников от казни освобождает, а праведникам награду умножает (Послание 4 к Олимпиаде).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Отчего всякое нарушение заповедей Божиих есть оскорбление имени Его, если имя Божие есть только человеческое слово 24 ? Если имя Божие благо ( Пс.53:8 ), вечно ( Пс.134:13 ; Ис.63:12 ), «превышает всякое славословие и хвалу» ( Неем.9:5 ), велико 25 и страшно ( Пс.98:3; 110:9 ), так что и народы должны бояться его ( Ис.64:1–2 ; Втор.28:58 ), то потому только, что оно божественно: «Ты велик и имя Твое велико», – говорит Иеремия ( Иер.10:6 ). «Я – Царь великий, и имя Мое страшно среди народов» ( Мал.1:14 ). Только божественное имя может притязать на вселенскость 26 . «Как величественно имя Твое по всей земле» ( Пс.8:2 ). «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, Вышний» ( Пс.65:4 ). «От востока солнца до запада велико будет имя Твое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему» 27 … Как можно любить имя Божие, если оно только человеческое слово ( Пс.5:12 )? Любить имя – то же, что искать его ( Пс.68:33–37 ) или служить ему ( Ис.56:6–7 ) 28 … «О имени Твоем радуются все дни» 29 : кто будет радоваться о простом слове?.. Почему мы уповаем на имя Божие? Потому что оно – божественно, а Бог есть помощь, защита и веселие человека 30 … Замечательно, что Сам Бог клянется Своим именем: очевидно, Он может клясться только Своим собственным именем, а не человеческим его слововыражением ( Иер.44:26 ). Нельзя забывать также, что Он Сам непосредственно открывает и даже «возглашает» Свои имена Своим избранникам 31 : если Бог открывает Свои имена, то значит, имеет их, ибо нельзя открывать того, чего нет 32 … А как понять слова Господа: «Я освятил сей храм,... чтобы положить имя Мое там во век, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар.9:3 ). Не есть ли это прямое указание, что Бог присутствует в Своем храме, прежде всего, в Своем имени 33 ?.. Сам Бог как бы отожествляет Себя со Своим именем 34 . Как же можно понять это божественное имя, поскольку оно явно отлично от человеческого слова? Мы не можем понять его иначе, как в соответствии с нашим именем, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Человек состоит из души и тела, и Бога он должен прославлять и в душе и в теле. Следовательно, и молитва может быть как внутренней, то есть молчаливой и тайной, так и внешней, то есть слышимой и видимой для других. При внутренней молитве человек беседует с Богом умом и сердцем, без наружных действий. Так, Моисей при виде войск фараона у Чермного моря не произносил вслух слов молитвы, но Господь сказал ему: Что ты вопиешь ко Мне? ( Исх.14:15 ). И Анна, мать Самуилова, о которой мы уже дважды упоминали, тоже изливала пред Господом душу свою без слов, правда, можно было видеть, как двигались ее губы ( 1Цар.1:13 ). Есть указания на такую молитву и у пророка Давида: Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебя не утаилось. Я же, как глухой, не слышал, и, как немой, не отверзал уст своих. Ибо на Тебя, Господи, уповал, Ты услышишь, Господи Боже мой ( Пс.37:10,14,16 ). При внешней молитве человек свои прошения и желания сердца выражает словами, поклонами, коленопреклонением, крестным знамением и другими наружными знаками благоговения, например: воздеянием рук к небу, слезами, воздыханиями. Какая молитва совершеннее? Как мы уже упоминали, настоящая молитва должна твориться в духе и истине ( Ин.4:24 ). То есть ум, сердце и дух человека должны безусловно участвовать в молитве как средстве общения человека с Богом, ибо Бог есть Дух ( Ин.4:24 ). Дух человеческий, отрешающийся от всего земного, погруженный в глубокое сознание величия Божия и возносящийся к Богу, есть жертва, угодная Богу ( Пс.50:19 ). Но человек не может себя полностью выразить без участия своего тела, даже в молитве, ибо для него вполне естественно предаться молитве целиком и полностью, всем своим существом. Поэтому Господь сказал: От избытка сердца говорят уста ( Мф.12:34 ). Человек, даже незаметно для себя, если он очень сильно что-то переживает, начинает изливать душу свою в словах или пении, в слезах или рыданиях, или даже во внешних жестах. Поэтому внешняя молитва , особенно поклоны и другие знаки благоговения, является естественным выражением внутренней молитвы. Вспомним, как мытарь ударял себя в грудь от избытка покаянных чувств, и Господь принял его молитву и поставил в пример его покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/luch-u...

16. Четвертая заповедь блаженства Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои. Откровения Твои, которые Ты заповедал, – правда и совершенная истина. Пс.118:137 –138. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Ин.4:34 . Дан.9:24 –25. Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде. Рим.3:22 –25. Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Ин.7:37 –38. А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим. Пс.16:15 . Они не будут уже ни алкать, ни жаждать… ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод. Откр.7:16 –17. Кто сознает свою греховность и духовную нищету, кто сердечно скорбит о том, что грехами своими прогневляет Бога, тот имеет и ту алчбу, и жажду, о которых Спаситель говорит в четвертой заповеди блаженства: «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо те насытятся». Заповедь эта стоит поэтому в тесной связи с предыдущими заповедями, ибо подвиг, предписываемый ею, служит следствием подвигов, предписываемых теми заповедями. К изъяснению этой заповеди мы и приступим теперь. Итак, желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды. Прежде всего здесь возникают два вопроса: что должно разуметь в этой заповеди под именем правды? И кто суть алчущие и жаждущие этой правды? Праведным называется тот, кто поступает во всем праведно или согласно с Законом Божиим. Неправедным же называется тот, кто поступает неправедно или несогласно с Законом Божиим. На это указывает псалмопевец, когда говорит: «праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои. Откровения Твои, которые Ты заповедал – правда и совершенная истина». Откровения, заповеданные Богом, псалмопевец называет здесь правдою потому, что они должны вести к оправданию человека перед Богом. А так как исполнение каждой заповеди Закона Божия составляет добродетель, то и каждая добродетель, поскольку она ведет нас к оправданию, может быть названа иначе правдою. Таким образом, под правдою в обширном смысле можно разуметь в четвертой заповеди блаженства вообще исполнение Закона Божия и всякую добродетель, которая должна быть вожделенна для души христианина, как пища и питие вожделенны для тела его. Этой правды алкал и жаждал на земле Сам Господь наш Иисус Христос, как это видно из следующих слов его: «Моя пища есть творить волю пославшего Меня, и совершить дело Его». Этой же правды алкали и жаждали и все святые угодники Божии. Стремление к ней вытекает из самой природы человека, который сотворен, как учит Писание, по Богу в правде и преподобии истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Ис.42:16 . и по­веду слепых дорогою, которой они не знают, неизвест­ными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их. «И поведу слепых дорогою, которой они не знают... мрак сделаю светом... кривые пути – прямыми». Под врагами, которым Бог грозит в предшествующих стихах беспощадной истребительной войной, очевидно, разумеются начальники и вожди язычества, державшие народ во тьме невежества и предрассудков. Но самому эксплуатируемому ими народу Бог не только ничем не угрожает, но, наоборот, обещает даже Свою всесильную помощь. Он сравнивает массы простого невежественного и обманутого народа с несчастными слепцами, сбитыми с прямой дороги и заведенными в дремучую тьму. И вот теперь Господь обещает народу, что Он откроет ему его духовные очи, выведет его на прямую дорогу и даст насладиться светом. Данное пророчество, как по содержанию, так даже и по форме, очень сильно напоминает аналогичные же места из разных других глав кн. пророка Исаии, чем доказывается их подлинность и единство ( Ис.13:22 ; Ис.9:2 ; Ис.35:6–8 ; Ис.40:3 ; Ис.41:17 и др.). Ис.42:17 . Тогда обратят­ся вспять и великим стыдом по­кроют­ся надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: «вы наши боги». «Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов». Выражение, почти буквально встречающееся у Псалмопевца ( Пс.34:4 и Пс.69:3 ). В данном случае оно раскрывает нам главный предмет речи и лиц, к которым она обращена. Предмет речи – обличение ложного богопочтения или идолопоклонства, лица – все практикующие этот культ, т. е. главным образом язычники, а отчасти, как видно из последующего контекста, также и евреи (24–25 ст.). Изложив те будущие благодеяния, которые Господь собирается в изобилии излить на членов своего нового царства, Он провидит, что величие этих благодеяний заставит громко говорить их совесть и покроет их головы раскаянием и стыдом за свое прежнее поведение. Мысль о ничтожестве и суетности идолов и посрамлении всех, надеющихся на них, – одна из самых характеристичных для пророка Исаии ( Ис.2:8 ; Ис.19:1 ; Ис.21:9 ; Ис.27:9 ; Ис.30:22 ; Ис.37:16–20 ; Ис.41:29 ; Ис.44:11, 20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.24:30 . тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; «Знамение Сына Человеческого»: «т.е. крест, который светлее солнца: поскольку солнце помрачается и скрывается, а крест является... Но для чего является сие знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Ибо Христос придет на суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть» (Злат., ср. Вас. В. 2, 355). – «Восплачутся»: от страха славного пришествия Господня, видя этот мировой переворот, новый порядок вещей, разрыв и преобразование всех отношений предшествующей жизни и пр., – или частнее, «восплачутся все колена на земли иудейской, оплакивая свое непослушание, восплачутся и все, которые земная мудрствуют, хотя бы то были и христиане» (Феофил.). – «Грядущего на облаках небесных»: Господь и вознесся на облаках ( Деян.1:9 ). – «С силою и славою великою»: сила Его проявится особенно тогда в потреблении огнем земли ( 2Пет.3:7,10–12 ), в воскресении мертвых ( Ин.5:29–30 ; 1Кор.15:52 ), в изменении живых во образ воскресших ( 1Сол.4:17 ; 1Кор.15:52 ) и в суде над живыми и мертвыми ( Мф.25:34–46 ). Слава Господа явится тогда в величии всего Его пришествия, окруженного тьмами Ангелов ( Мф.25:31 ). Мф.24:31 . и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. «С трубою громогласною»: не то, чтобы каждый Ангел был с трубою громогласною, но будет греметь одна последняя труба ( 1Кор.15:52 ), труба Божия ( 1Сол.4:16 ), и при звуке этой трубы посланы будут Мессиею Ангелы. По гласу этой трубы последует и воскресение мертвых (1Кор.; 1Сол. в указ. местах). Иудеи обыкновенно созывали в собрания посредством труб ( Лев.25:9 ; Чис.10:2 ; Суд.3:27 ). Спаситель пользуется сим знакомым иудеям образом для обозначения некоего таинственного действия Божия, по мановению которого Ангелы соберут избранных при втором пришествии Христовом. – «Избранных»: истинных христиан, призванных к наследию в царстве Христовом. Ангелы соберут также и творящих беззаконие (ср. Мф.13:41 ). Первые будут собраны для вечной славы, последние – для вечного мучения. – «От четырех ветров»: с востока, запада, севера и юга. Иудеи четыре эти стороны называли иногда четырьмя ветрами ( Иез.37:9 ; Ис.43:5–6 ). – «От края до края неба», со всей земли, со всего видимого пространства земного шара (ср. Втор.4:32 ; Пс.18:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010