1 Вероятно, пс. 62: «Боже, Боже, к Тебе утреннюю…» 2 Пс. 140: «Господи, воззвах к Тебе…» 3 Hist. Eccl. кн. VI, гл. VIII. 4 Пс. 102 и 145: «Благослови душе моя Господа...» и «Хвали душе ноя Господа...» 5 Пс. 9:92, 94, с соответствующими припевами. 6 У сербов это — особые самогласны. 7 «Das Kontakion» in Byz. Zeitschr. XIX 1910 Ss 285—59 8 Скабалланович, Миркович и др. 9 Кекелидзе, Скабалланович. 10 Скабалланович. 11 Кроме как в Великий пост. 12 Правильнее восемь. 13 «Помощник и покровитель...» 14 «Во глубине постла иногда...» или «Колесницегонителя фараона погрузи...», или «Волною морскою...», или «Сеченое сечется...» 15 «Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийство-ва богописанный закон...» 16 А их почти всегда 4, а иногда и 6, и 8. 17 СПБ. 1896 г., т. III, стр. 582—633. 18 Grundriss der Griechischen Litteratur, 1860, Ss. 771, В. II. 19 Род. 01.08.1812 г.; священник в 1836 г.; послушник в Солем у Дом Геранже.в 1842 г.; в 1844 — приор аббатства Ст. Жермен в Париже; в 1863 г. кардинал; умер в 1889 г. 20 «Если кто желает составить канон, прежде [ему] необходимо написать ирмос (точнее — написать мелодию для ирмоса), затем прибавить тропари, равные ирмосу по количеству слогов и совпадающие с ирмосом по тоническим ударениям, а также сохраняющие (его) замысел». 21 Примером может служить хотя бы акафист Божией Матери, твор. Сергия. 22 Т.е. опять-таки псалмов 134, 135, а иногда и 136. 23 Папа Дамас, т.е. IV в. 24 По мозарабскому чину. 25 Песнь Богородицы, песнь Захарии, песнь Симеона Богоприимца 26 1 Кор 14 27 Еф 5:19. 28 Дидахи, Иустин, Послания ап. Павел 29 Гл. 59 — 61 30 Педагог, II, гл. 4. 31 Строматы VII, гл. 5. 32 Памятник IV века. 33 «Евсевий, Церк. Ист. VII, гл. 30. 34 «Против Цельса», VI, 31. 35 V, 10 36 Согласно Ассемани, «Библиотека», т I, стр 59 37 Литургия II и VIII книги Апостольских Постановлений, молитвы Серапионова евхология IV века и им подобные 38 Крумбахер, Леклерк, Миркович, Скабалланович. 39 Установл. кн. II, гл. V — VI. 40 На всех без исключения литургиях византийского типа, кроме, конечно. Преждеосвященных Даров, эта песнь поется независимо от степени праздника, то есть и в будние дни. и в малые и великие праздники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Рассуждение пятое. О заре или деннице Кто сия проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце? ( Песн.6:10 ) § I Заря подобна есть благодати Божией; ибо 1) заря оканчивает ночь: все, вне благодати Божией находящиеся, суть в ночи. Гнев Божий на них пребывает, как говорит Иоанн: веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ). Ходят они во тьме, ибо, как Павел говорит, помрачени суть смыслом ( Еф.4:18 ): но благодать Божия сии все зла прекращает, как уверяет Священное Писание : Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком ( Тит.2:11 ). 2) Заря солнце приводит; благодать Божия, и любовь к роду человеческому – даёт солнце Христа, солнце правды просвещающее всякаго человека ( Мал.4:2 ), ( Ин.1:9 ), и весь мир. Сам Христос говорит: аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в мя во тьме не пребудет ( Ин.12:46 ). 3) Заря тьму прогоняет; благодать Божия – изгоняет из мыслей наших тьму незнания, ибо просвещает; тьму печали, ибо увеселят; тьму стыдодеяния, ибо отвращает, как пишется: нощь убо прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света, да ходим не в студодеянии ( Рим.13:12–13 ) и проч. 4) Заря больных ободряет; благодать Божия – душою болезнующих исцеляет. Сего-то исцеления и Давид просит: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя ( Пс.6:3 ). Благодать Божия ободряет человека в постоянстве, как говорит Христос расслабленному: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои ( Мф.9:2 ). 5) Заря все вещи оживляет; так благодать Божия – всё оживляет, всех добр есть источник и струя, без неё всё иссыхает, как уверяет сам Богочеловек: без мене (т. е. без Моей благодати) не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ). § II Заре подобно есть слово Божие. 1) Просвещающее нас, как говорит Давид; заповедь Господня светла, просвещающая очи ( Пс.18:9 ). И на другом месте: светилник ногама моима закон твой, и свет стезям моим ( Пс.118:105 ). 2) 3аре подобно есть слово Божие, тьму суетных помышлений истребляющее.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Вопрос: Иисус Христос сказал, что нужно искать в первую очередь Царство Небесное, а остальное приложится. Можно ли считать, что этот поиск и составляет смысл жизни человека? Что такое это Царство Небесное? Что значит, что оно внутри нас? Есть ли реальные люди, которые уже нашли это Царство и могут ли они поделиться, что нужно делать для этого? Я, наверное, задаю вопросы как новичок, но я действительно не понимаю. Объясните, пожалуйста. Спасибо заранее. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни. Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: " правление царя " и " территория, подвластная царю " . Евангелист Матфей 32 раза  употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс.102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. При таком понимании открывается нам смысл прошения молитвы Отче наш: да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:10). Божие Царство только тогда для каждого из нас уже в земной жизни становится реальным, когда мы стремимся исполнить волю Господа. Если же люди живут своевольно и работают греху, то реально для них лишь царство диавола. Только тогда, когда Господь лишает сатану власти над нами (если мы осознанно к этому стремимся), мы вновь оказываемся у невидимых, но реальных, врат Царства Божия.  Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин.18:36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин.18:36).

http://pravoslavie.ru/6718.html

Архив Пн Слово архимандрита Феодора (Белкова) при наречении во епископа Алатырского и Порецкого 30 ноября 2012 г. 18:00 30 ноября 2012 года в Тронном зале Патриарших покоев Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феодора (Белкова) во епископа Алатырского и Порецкого. При наречении архимандрит Феодор обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Святейший Владыка, богомудрый наставник и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные и боголюбивые архипастыри Церкви Христовой! Изволением Божиим, решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определением Священного Синода Русской Православной Церкви я призываюсь быть епископом Церкви Христовой. Осознание своего недостоинства для этого высочайшего служения повергло все мое существо в смущение и трепет, а душа воззвала ко Господу, «да минует меня чаша сия». Внутренне я стремился к уединенной монашеской жизни, безмолвию и безвестному монашескому трудничеству, но Христос голосом Церкви, «неисповедимою благостию и богатым промыслом управляя всяческая», призвал меня, не могущего ничем похвалиться, «токмо о немощех моих» (2 Кор. 12:5), к епископскому служению. И теперь со смирением преклоняю свою волю пред волей Всемилостивого Господа, со страхом и трепетом принимаю свое избрание и ничесоже вопреки глаголю, веря по слову апостола, что «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5:4). В эти великие и святые минуты своей жизни невольно обращаю свой мысленный взор на прошедшие годы и осознаю особый промысл Божий над собой и Его путеводительство, по словам псалмопевца «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36:23). Мои детство и юность, воспитание и образование, мое воинское служение проходили на светском поприще, но сердце и душа всегда были в Церкви Христовой. Господь непрестанно призывал меня — и по молитвам родителей, «утверждающим основания домов детей», и попечением моих преподавателей и наставников, учивших меня жить согласно древнему девизу врачей «Consumor aliis inserviendo». Они сами были примером в этом — «светя другим, сгорали», и даже во времена государственного атеизма не боялись наставлять своих учеников в Слове Божием.

http://patriarchia.ru/db/text/2623556.ht...

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Неизреченная любовь Божия собрала нас ныне, чтобы  в единстве духа и союзе мира  (Еф. 4:3) встретить один из наиболее торжественных и вместе с тем таинственных праздников Церкви — Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Прославляя пришествие в мир Спасителя, сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим радостным событием, открывшим новую эпоху в отношениях между Богом и людьми. Каждый раз вглядываясь в произошедшее два тысячелетия назад, мы пытаемся постичь величие чуда Боговоплощения и не перестаем удивляться благости и милости нашего Создателя. На протяжении долгих веков человечество томилось в напряженном ожидании обещанного Господом  Примирителя  (Быт. 49:10):  Царя праведного и спасающего  (Зах. 9:9),  на имя Которого будут уповать народы  (Ис. 42:4). И вот, когда, наконец, наступила полнота времен,  Младенец родился нам  (Ис. 9:6),  дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную  (Ин. 3:16). Любовь Божия,  превосходящая разумение  (Еф. 3:19), послала в мир  не ходатая, не ангела , не сильного и могущественного правителя, как думали люди, — Сам Бог воплотился, чтобы освободить человека от власти греха и зла. Достойно изумления, что величайшее в истории событие, о котором возвещали ветхозаветные пророки и которое предчувствовали даже выдающиеся мыслители древности, свершилось столь скромно и внешне неприметно. Спал Вифлеем. Спал Иерусалим. Спала вся Иудея. Господь Вседержитель — Царь царей и Владыка Вселенной — явился миру не под торжественные звуки  трубного гласа  (Пс. 150:3) и всеобщего ликования, но смиренно и кротко, в ночной тиши убогой пещеры, воспеваемый сонмом ангелов и немногими пастухами, пришедшими  посмотреть, что случилось  (Лк. 2:15). В самом начале Своего земного пути Господь словно хочет  «в пределах унижения показать образ добродетели» , — размышляет святитель Иоанн Златоуст. Так благородно поступает только совершенная любовь, которая  не ищет своего  (1 Кор. 13:4-5), не выставляет себя напоказ и не требует почета и славы, но готова переносить ради пользы ближних все лишения и скорби.  «Именно поэтому , — продолжает вселенский учитель Церкви, —  Господь принимает мое тело, чтобы я вместил Его Слово, и, приняв мою плоть, дает мне Своего Духа, чтобы, и давая, и принимая, сообщить мне сокровище жизни»  (Слово на Рождество Христово). В этом и открылась нам преизобильная любовь Божия, что мы получили истинное сокровище жизни — Самого Господа,  из Которого все, Им и к Нему  (Рим. 11:36).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Довольство Благочестие с довольством великое приобретение: Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога ( Притч.15:16 ). Великое приобретение быть благочестивым и довольным ( 1Тим.6:6 ). Верующие должны быть довольными а) во всяком своем состоянии: В каком звании кто призван, братья, в том каждый и оставайся пред Богом ( 1Кор.7:24 ). Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: быть в сытости и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке ( Флп.4:12 ); б) тем, чем они владеют: Малое у праведника лучше богатства многих нечестивых ( Пс.36:16 ). Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою ( Притч.16:8 ). Я научился быть довольным тем, что у меня есть ( Флп.4:11 ); в) своими доходами: Спрашивали Иоанна [Крестителя] воины: нам что делать? И сказал им: никого не обижайте и довольствуйтесь своим жалованьем ( Лк.3:14 ); г) пищею и одеждою: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем ( 1Тим.6:8 ). Лучше умеренное состояние с миром и любовью, чем изобильное с немирством и враждой: Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть ( Притч.15:17 ). Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором ( Притч.17:1 ). Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя, и не сказал: «кто Господь?» и чтоб, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе ( Притч.30:8–9 ), Не быть никогда довольным опасно: Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день последний не постиг вас внезапно ( Лк.21:34 ). Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим.6:9–10 ). Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле ( Ис.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВВА [греч. ββ], 1) в НЗ - молитвенное обращение Господа Иисуса Христа к Богу во время гефсиманского борения (Мк 14. 36). Обращение к Богу в данной форме - случай в лит-ре того времени единичный и может служить указанием на особую личную близость к Отцу, к-рая свойственна единственному Сыну (подробнее см. Иисус Христос ). Христ. традиция обращения к Богу «А.», несомненно, восходит к Самому Господу Иисусу, указывая всем верующим в Него на их богоусыновление. Отсюда следует ее отражение у ап. Павла в уже известной форме арамейско-греч. диглоссы: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче!» (Рим 8.15); «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» (Гал 4. 6). Учение о единении духа верующего с Духом прославленного Господа Иисуса здесь тесно сопряжено с осознанием Бога как Отца. ВЗ было знакомо представление о том, что Бог есть Отец верующих в Него, но оно не акцентировалось, и Бог как Отец избранного народа, живущего по Его заповедям, упомянут здесь 5 раз: Втор 32. 6; Ис 63. 16; 64. 8; Мал 1. 6; 2. 10. Иногда эта же мысль передана там через выражения «сыны Господа» (Втор 14. 1), «сыны Всевышнего» (Пс 81. 6) или «сыны Бога» (Ос 1. 10). В христ. же вероучении представление о Боге как об Отце выводится на первый план. Бог стал восприниматься не только в Своей трансцендентности, но прежде всего в Своей близости к каждому верующему в Его единственного Сына. В связи с этим Т. Цан в комментарии на Рим 8. 15 отмечал, что в толкованиях на это место св. Иоанна Златоуста , Феодора Мопсуестийского и блж. Феодорита Кирского (т. е. древнехрист. авторов, связанных с Сирией, где обращение «А.» сохранялось в быту) подчеркивается, что христианин обращается к Богу, как дитя к отцу. Слово «А.» является транслитерацией арам. звательной формы   (  - отче) существительного  ,   (отец). Основываясь на талмудическом свидетельстве о том, что, когда ребенка отлучают от груди, «он учится говорить авва (папа) и има (мама)» (Берахот 40а; ср.

http://pravenc.ru/text/62560.html

Непрерывность блаженства членов небесной Церкви изображается в ряде символов. Первый символ — это " светлая, как кристалл, чистая река воды жизни. Эта река, непрерывно истекающая от престола Бога и Агнца, символически изображает благодать Животворящего Духа, которая наполняет стогны св. города, то есть все множество его обитателей, " увеличившееся " , по псалмопевцу, " паче песка " (Пс. 138:18). Это — благодать и милость Божия, которая неистощимо будет изливаться всегда на жителей небесного града, наполняя сердца их неизреченным блаженством (ср. Ис. 35:9-10). Второй символ — это " древо жизни " , по подобию того, которое было некогда в земном раю, до грехопадения прародителей. " Древо жизни " в небесном Иерусалиме будет обладать особенными превосходнейшими качествами: оно двенадцать раз в году будет произращать плоды, и листья его будут служить для исцеления народов. Св. Андрей считает, что древо жизни знаменует Христа, разумеваемого в Духе и о Духе Святом: ибо в Нем Дух, и Он поклоняем в Духе и есть Податель Духа. Через Него же и двенадцать плодов апостольского лика даруют нам неоскудевающий плод Богоразумия. Листья древа жизни, то есть Христа, означают тончайшие, превысите и пресветлые разумения Божественных судеб, а плоды его — совершеннейшее знание, открываемое в будущем веке. Эти листья будут в исцеление, то есть очищение неведения народов, низших других в совершении добродетелей. Потому что " иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд " (1 Кор. 15:41), и " многие обители у Отца " (Ин. 14:2), для того чтобы по характеру дел одного удостоить меньшей, а другого — большей светлости. — " И ничего уже не будет проклятого " — всякое проклятие навсегда будет снято с обитателей этого небесного града, " но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему, и узрят лице Его, и имя Его будет на челах их " — сподобившиеся стать обитателями этого города узрят Бога лицом к лицу, " не в гаданиях, но, как свидетельствует великий Дионисий, в том самом виде, в коем был зрим святыми апостолами на горе Святой. Вместо золотой дщицы, которую носил древний первосвященник (Исх. 28:36), будут иметь начертание имени Божиего, и не на челах только, но и в сердцах, то есть твердую, непреложную и дерзновенную любовь к Нему. Ибо начертание на челе означает украшение дерзновения " (св. Андрей). " И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их, и будут царствовать во веки веков " — всеми этими чертами указывается на непрерывное и самое полное общение членов небесной Церкви с своим Владыкою, соединенное даже с лицезрением Его. Это и будет для них источником неиссякаемого блаженства (ср. Иез. 47:12) (ст. 1-5).

http://sedmitza.ru/lib/text/430727/

Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ, напоминает о восьмой заповеди. В рамках беседы «Зачем соблюдать заповеди».      – Отче, мы подошли в восьмой заповеди «Не укради». Сегодня воровство, как мелкое, бытовое, так и в государственных масштабах, стало своеобразной «нормой» жизни для многих людей. Они убеждены, что если не своруют «то, что плохо лежит» у других или у государства, то не выживут. В чем опасность нарушения заповеди «Не укради»? – Пожалуй, как бы вор себя ни оправдывал, он не только похищает чужое имущество, но невольно, часто не осознавая этого, отрекается от Самого Христа, Который «есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Отбирая у других собственность, называющий себя христианином человек на самом деле становится богопротивником, потому что Господь заповедал делиться с ближним рубашкой (см. Лк. 3:11). – Но разве невозможно оправдать себя тем, что у нас государственные чины воруют в крупных размерах, а раз им можно, то почему мне нельзя? Также не секрет, что фактически не существует честного бизнеса. Предпринимателю, чтобы успешно работать в условиях жесткой конкуренции и непомерных налогов, постоянно приходится участвовать в каких-то финансовых махинациях. Как с этим быть? – Это очень сложный вопрос, и немногие могут пройти через предпринимательскую грязь так, чтобы не замараться. В большинстве случаев люди идут на компромиссы со своей совестью и думают, что выживают. Но на самом деле это не так. Всякое нажитое нечестным путем имущество, как правило, недолговечно, и сам человек кратковременно может наслаждаться его обладанием. Многие быстротечно от чрезмерного перенапряжения заболевают и умирают. Если псалмопевец говорит, что Господь «погубит всех, кто говорит ложь» (Пс. 5:7), то тем более ненаказанными не остаются те, кто ложь в виде воровства возводит в систему. «Видел я нечестивого, превозносящегося и возвышающегося, как кедры ливанские; и мимо прошёл, и вот, нет его, и поискал его, и не нашлось места его» (Пс. 36:35, 36). И наоборот, псалмопевец свидетельствует, что он «был молод, и вот, состарился и не видел ни праведника оставленным, ни семени его просящим хлеба» (Пс. 36:25). Так что финансовые махинации никак оправдать нельзя. Если человек изначально себя не настраивает на честный бизнес, в таком случае лучше вообще за него не браться.

http://pravoslavie.ru/98989.html

Содержание    Что величественнее Царства Небесного и что незначительнее зерна горчичного? Как же безграничное Царство Небесное уподобляется здесь ограниченному и ничтожному зерну горчичному? Но если мы поглубже вникнем, что такое Царство Небесное и что такое горчичное зерно, то увидим, как прекрасно и вполне естественно было уподобить их одно другому. Что такое Царство Небесное, как не Христос? Разве не говорил Он о самом Себе: «вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21)? Что же больше Христа по Божеству? Вот как изображает пророк Его величие: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:36—38). Говорит о Нем и Исайя в подобных же выражениях. Как именно говорит он? «Труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога. Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель» (Ис. 45:14—15). Такой же точно смысл имеют и слова блаженного Петра: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).    Что же незначительнее Христа в та­инстве воплощения? Вот как, например, Давид говорит о том, что Он был ниже ангелов: «что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс. 8:5, 6). А что эти слова Давида относят­ся ко Христу, это поясняет Павел, говоря: «За претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами» («а умаленнаго малым чим от ангел видим Иисуса, за приятие смерти») (Евр. 2:9). Точно так же и сравнительно с людьми Он казался ничтожным. В самом деле, что говорит Исайя? «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми» («Видехом его и не имяше вида, ни доброты, но вид его безчестен, умален паче всех сынов чело­веческих») (Ис. 53:2, 3). Потому-то и сам Он применил к Себе название червя. Где же это? «Я же червь, а не человек» (Пс. 21:7). А в книге Исайи Отец именует Его так: «Не бойся, червь Иаков» (Ис. 41:14). Затем, имея в виду Его славную кончину, тот же пророк говорил: «и черви — покров твой» (Ис. 14:11). Да и необходимо было, конечно, чтобы Он, как мудрый рыболов, блестящую, подобно молнии, удочку Божества Своего прикрыл в качестве приманки червяком плоти и, закинув в глубину этой жизни, уловил таким образом змия, чтобы в действительности исполнилось написанное в книге Иова: «можешь ли ты удою вытащить левиафана» (Иов. 40:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010