Эти слова Спасителя в иной форме встречаются в тексте евангелистов Матфея (7, 12) и Луки (6, 3638). Глава XIV Должно более повиноваться Богу, нежели виновникам возмущения. Итак, праведное и святое дело, братья, более повиноваться Богу, нежели последовать тем, которые в надменности и кичливости стали предводителями презренной зависти. Ибо не малому вреду, а напротив, подвергнемся великой опасности, если опрометчиво отдадим себя на волю тех людей, которые подстрекают нас к раздору и мятежам, чтобы отвести нас от добродетели. Будем снисходительны друг к другу как милосерд и благ Сотворивший нас; ибо написано: " добрые будут обитателями земли, и невинные останутся на ней; а беззаконные истребятся с нее " (Прит. 2, 2122). И опять говорит Писание: " я видел нечестивого превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские; и прошел я мимо, и вот его уже не стало, и искал я места его, и не нашел. Храни невинность и соблюдай правоту, потому что мирного человека ожидают добрые последствия (Пс. 36, 3537) По мнению Якобсона, с которым соглашается Гильгенфельд, должно читать: ευο или υο, которое употребляется не редко в значении ο Гефеле держится чтения: υο, относя это я нарушителям церковного порядка. Эти и последующие слова до начала гл. XVI послания приводятся у Климента Александр. (Strom. IV, 5). Глава XV Продолжение. Итак, присоединимся к тем, которые с благочестием хранят мир, а не к тем, которые с лицемерием желают мира; ибо сказано где-то: эти люди почитают меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня (Ис. 29, 13; Мк. 7, 6; Мф. 15, 8). И в другом месте: " устами своими они благословляли, а сердцем своим проклинали " (Пс. 61, 5). И еще сказано: возлюбили Его устами своими, и языком своим солгали Ему; сердце же их не было право с Ним; и они не были верны в завете Его (Пс. 77, 3637). Да будут немы уста льстивые (Пс. 30, 19), и да истребит Господь уста льстивых и язык велеречивый, - тех, которые говорят: язык наш возвеличим, уста наши при нас: кто наш Господь? Ради бедствий нищих, и воздыхания убогих, ныне Я восстану, говорит Господь: послужу им спасением, и буду поступать с ними честно (Пс. 11, 46).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/943/...

Вознесох избранного от людий Моих. Пс.88:21. Обретох Давида раба Моего.   Разумей Христа от семени Давидова, Который именуется Избранным: потому что «и Бог Его превознесе» (Флп. 2:9). Псалмопевец именует Его также Давидом, поскольку Он от семени Давидова, именует и рабом, потому что явился в зраке раба. Елеем святым Моим помазах Его.   Когда Тот, о Ком сказано: «Бог бе Слово» (Ин.1:1), родился по плоти от жены, и произошел человек, пребывая, как был, Богом; тогда, ради тебя приняв суд, наименован Христом. Ибо Слово, Которое есть Бог и предвечный Царь, усвоило Себе наше, чтобы мы обогатились тем, что Его. Пс.88:22. Ибо рука Моя заступит Его.    Спаситель сказал: «дела, яже даде мне Отец, да совершу я, та дела свидетельствуют о Мне, яко Той Мя посла» (Ин. 5:36). И еще: «о Се6е не глаголю ничесоже: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела» (Ин. 14:10). Это-то и говорит теперь о Нем Отец: рука Моя заступит Его, и мыщца Моя укрепит Его. Пс.88:23. Ничтоже успеет враг на Него.    Хотя и сказали: «приидите, убием Его, и удержим достояние Его» (Мф. 21:38); но безуспешен был замысел сей у сатаны и у иудеев, и предприятие их оказалось неудавшимся; потому что Спаситель воскрес в третий день, поправ смерть и расхитив ад, восшел к сущему на небесах Отцу и Богу, и пребывает «одесную престола величествия на высоких» (Евр. 1:3), над всем господствуя вкупе с Родившим Его. Поэтому истинно сказанное: «ничто же успеет враг на Него». Пс.88:24. Изсеку от лица Его враги Его;    потому что преданы они римскому воинству, и погибли в конец. Пс.88:25. И истина Моя и милость Моя с Ним.    «Истиною» называет служение духом и истиною, какое ввел у нас Христос, по сказанному жене самарянской: «Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися» (Ин. 4:24). И «милость» сотворил с нами Бог не чрез иного кого, но чрез единородного Сына Своего. Ибо мы Им единым и научены кланяться духом и истиною, и помилованы, после того как истреблена смерть и устранено тление. И о имени Моем вознесется рог Его.    Ибо именами, всего более приличествующими Отцу, прославляется и сам Сын. Например: Отец есть истинный Бог, а равно и Сын; потому что Он есть Истина и Жизнь. Отец и есть, и именуется так, по естеству: то же и Сын. Ибо Сам говорит: «Аз есмь воскрешение и живот» (Ин. 11:25). Это сказал Он Отцу Своему: «Моя[п] вся[п] Твоя[п] суть, и Твоя[п] Моя[п]» (Ин. 17:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

41:6). Но ты видишь благоденствующих не по достоинству? Скажи: « не ревнуй злодеям, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут » (Пс. 36:1–2). Ты видишь, что и праведные, и грешные наказываются? Узнай, что не одна и та же причина этого: « много скорбей нечестивому » (Пс. 31:10), говорит Давид. Говоря же о праведных, он не упомянул о ранах, но: « много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь » (Пс. 33:20); и еще: « убьет грешника зло » (Пс. 33:22); и: « честна пред Господем смерть преподобных Его » (Пс. 115:6). Повторяй это постоянно и получай отсюда наставление, так как каждое из этих слов заключает в себе неизмеримое море мыслей. Мы только слегка коснулись этого, а если захотите со вниманием исследовать сказанное, увидите великое богатство. Но и сказанного уже достаточно для нас, чтобы освободиться от обдержащих нас страстей. Если Давид запрещает тебе завидовать, скорбеть и унывать безвременно, учит презирать богатство, бедствия, нищету и самую жизнь вменять ни во что, то этим избавляет тебя от всех страстей. Возблагодарим же за это Бога и воспользуемся сокровищем так, чтобы через терпение и утешение, почерпаемые в Писании, сохранить нам надежду и насладиться будущими благами, достигнуть которых да будет дано всем нам благодатью и человеколюбием. БЕСЕДА 29 «И сам я уверен о вас, братья мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга» (Рим. 15:14).   Смирение ап. Павла. — Примеры человеколюбия.   1. Апостол выше сказал: « как Апостол язычников, я прославляю служение мое » (Рим. 11:13), также: « смотри, пощадит ли и тебя » (Рим. 11:21), и еще: « не мечтайте о себе » (Рим. 12:16), и потом: « ты что осуждаешь брата твоего » (Рим. 14:10), опять: « кто ты, осуждающий чужого раба » (Рим. 14:4), а также употреблял много других подобных выражений. И после того, как он высказал в своем послании много жесткого, в заключение он врачует (нанесенные раны) и чем начал, тем и оканчивает. В начале сказал он: « благодарю Бога моего за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире » (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Было бы для нас счастьем, чтобы милость Божия снисходила на всю нашу жизнь, на наши труды. Так совершайте дела любви и милосердия! Слово Божие говорит нам: " Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет " (2 Кор. 9, 6). Желаете вы испросить себе милосердие Божие на последнем и Страшном Суде Христовом? Украшайте свою душу делами милосердия. Скажет Господь на Своем последнем Суде: " Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы делали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне " (Мф. 25, 35-36, 40). Стремитесь вы к тому, чтобы благословение Божие почивало на ваших детях, на вашем потомстве, чтобы Господь не лишал вас и вашей семьи Своего Божественного попечения? Будьте сострадательны и милосердны. В слове Божием сказано святым пророком: " Я не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба. Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет " (Пс. 36, 25-26). Сея вокруг себя семена любви и милосердия, мы как бы обязываем Господа милостью Его к себе. То, что мы подаем нищему, голодному, нуждающемуся; то, что мы делаем страдающему, плачущему, утешая его,- привлекает благословение Божие к нам. Сказано в слове Божием: " Милуяй нища взаим дает Богови " . А Господь воздает всегда щедрым Своим отеческим воздаянием. Кто из нас не хочет, чтобы в дни скорбей, болезней, испытаний был милостив к нам Господь, призрел бы на наши скорби и воздыхания Своим любвеобильным отеческим взором? К этому ведет путь милосердия. Слово Божие говорит: " Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его, и сбережет ему жизнь... Господь укрепит его на одре болезни " (Пс. 40, 1-40). Вот каковы плоды этой добродетели, этой священной заповеди нашего христианского закона о любви и милосердии, преподанной всем нам к неуклонному исполнению в жизни земной нашим Господом Спасителем!

http://pravoslavie.ru/put/propovedi/niko...

«Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его» (36:1213). «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь» (36:1617). «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог , судящий на земле!» (57:1112). «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» ( Иов.40:8 ) Божье правление вечно. Его Царство непобедимо. ( Дан.2:4445 ). Все Его враги, включая дьявола ( Быт.3:15 ), бесов и смерть ( Ис.25:78 ) побеждены им. И это – истина. Ее понял даже царь Навуходоносор: «Власть Его – власть вечная, и царство Его – на все времена. Все живущие на земле – ничто; как захочет Он, так и поступит с силами небесными и с жителями земли. Никто не остановит руку Его и не скажет: «Что ты делаешь?» ( Дан.4:3132 ). Непобедимость Божьего воинства предполагает, что любой другой союз или альянс обречен. Ни одному из них нельзя доверять. Это было бы недальновидно и ошибочно. Соблазны этого мира – слава, богатство, мудрость, изысканность, культура, независимость – не более, чем иллюзия. «Господь разорит землю, опустошит ее – черты земли исказятся, рассеются ее обитатели! Одна судьба ждет народ и жреца, раба и его господина, служанку и хозяйку, покупателя и продавца, заимодавца и должника – того, кто давал взаймы, и того, кто занимал. Будет разорена земля, опустошена она будет. Это слово изрек Господь» ( Ис.24:13 ). Слово «истина» – хорошо характеризует природу Бога ( Пс.24:5, 30:6 ; Иер.10:10 ) и Его слова ( Пс.118:142, 151:160 ). Все другие истины – крупицы этой главной. «Вся истина исходит от Бога и является таковой лишь потому, что имеет отношение к Богу» 39 . Тот, кто отвергает истину Божью, ошибается и недальновиден в своих поступках. Изменение привычек и правильный образ жизни Десять Заповедей (Исход 20 и Второзаконие 5) лежат в основании ветхозаветной этической системы. То же можно сказать и о Новом Завете. Таблица, приведенная ниже, показывает, как разные аспекты жизни вытекают из божественной святости. Исполнение этих заповедей – это обучение правильному образу жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

После каждой из описанных казней фараон, как бы раскаиваясь в своем ожесточении, изъявлял свое намерение отпустить израильтян в просимую ими пустыню, но затем опять ожесточалось сердце его, и он опять противился воле Божией. Пс.104:36–38 И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их: и изведе я с сребром и златом: и не бе в коленех их боляй. Возвеселися Египет во исхождении их: яко нападе страх их на ня. Словами 36-го стиха пророк выразил десятую казнь на Египет. Своим ожесточением против дел Божиих, явно клонившихся к покровительству и защите израильского народа, фараон довел себя и народ свой до того, что долготерпеливый Господь Бог поразил в одну ночь всех первородных египетских начатки всей силы их. По всему Египту поднялся тогда плач. Фараон, испугавшись гнева Божия, призвал Моисея и велел ему немедленно идти из Египта со всем народом еврейским, которому еще накануне того дня внушено было тайно, чтобы каждый у ближнего своего, и каждая женщина у ближней своей, выпросили «вещей серебряных и вещей золотых» и одежд. И дал Господь милость народу Своему в глазах египтян, и «они давали ему» ( Исх.11:2–3 ). И вывел тогда Моисей израильтян «с серебром и золотом», и тогда как египтяне страдали от многоразличных болезней, израильтяне не знали и не чувствовали никакой болезни, не бе в коленех (в поколениях) их боляй. «Не вопреки справедливости, – говорит блж. Феодорит, – Бог дозволил евреям взять у египтян сребро и злато, а как бы в некую плату за тяжкое рабство, для вразумления обижавших и в утешение обиженных» с. 506]. И все тогда евреи, от мала до велика, со всеми скотами и со всеми пожитками своими, в числе шестисот тысяч человек, не считая женщин и детей, вышли из Египта, потому что египтяне, не желая терпеть таких тяжких бедствий, каких много уже претерпели, не только не удерживали, но и с радостию отпустили их (возвеселися Египет во исхождении их). Воспоминание о тех ужасных бедствиях, какие они терпели из-за евреев, наводило на египтян страх (яко нападе страх их на ня). По словам блж. Феодорита, «египтяне настолько устрашены были наказаниями всякого рода, что освобождение евреев считали для себя благодеянием» с. 506]. Пс.104:39–41 Распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию. Просиша, и приидоша крастели, и хлеба небеснаго насыти я: разверзе камень, и потекоша воды, потекоша в безводных реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

И еще о нечестивых: «Они, как трава, скоро засохнут, и как зеленый злак, скоро отпадут». И далее о праведных и беззаконных поет: «Лукавые истребятся; уповающие же на Господа, те наследят землю. И еще немного, и не будет грешника; и поищешь место его, и не найдешь. Кроткие же наследуют землю и насладятся преизбытком мира. Грешники погибнут. Враги Господни, когда будут прославлять их и превозносить, исчезнут, как дым, исчезнут. Ибо Господь любит правосудие и не оставит преподобных Своих, вовеки сохранятся они; беззаконники же будут изгнаны, и потомство нечестивых истребится. А праведники наследуют землю и водворятся навеки на ней». И далее свидетельствует: «Видел я нечестивца, который превозносился и высился, как кедры ливанские; и прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашел даже места, где (прежде видел) его». И заключает псалом: «Спасение праведных от Господа, и Он Защитник их во время скорби: и поможет им Господь, и избавит их, и отделит их от грешников, и спасет их, ибо они уповали на Него» ( Пс.36:2, 9–11, 19–20, 28–29, 35–36, 39–40 ). Видишь, христианин, какой конец благочестивых и нечестивых слово Божие нам показывает. Высоко одни возносятся, но низко в погибель свергаются, а другие низко ходят, но высоко наконец возносятся. Где богач тот евангельский, который «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно»? – «В аде, будучи в муках, поднимает глаза свои, и просит», после дорогих вин, капли воды, и вовеки просить будет, но не получит. Где убогий Лазарь, который «лежал у ворот его в струпьях»? После трудов и болезней утешается на лоне Авраама ( Лк.16:19–26 ). Как прочитаешь священную историю от начала мира, увидишь ясно, как блажен конец благочестивых и сколь злополучен исход нечестивых. Ибо правда Божия всякому свое возмеряет, и потому как добра без награждения, так и зла без казни не оставляет, хотя до времени и молчит. Хочешь знать, кто истинные христиане и вечного Сиона сыны? Во псалме 14-м объявляет тебе Бог, и на вопрос Псалмопевца: «Господи! кто будет обитать в жилище Твоем? или кто водворится на святой горе Твоей?» – отвечает так: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего, кто не льстил языком своим и не делал зла ближнему своему», и прочее ( Пс.14:1–3 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Счастлив тот человек, в котором есть врожденный или воспитанный премудрым духовным водительством кого-либо дар смирения, который побуждает его безропотно преклонится перед совершающимся, памятуя, что ни один волос не спадет с головы человека без воли Отца нашего Небесного, и поступать так, как мудро рекомендуют некоторым великие оптинские старцы относительно личных судеб: «ничего не предпринимайте сами, и ни от чего, что предлагают вам, (само, собой разумеется, в Господе) не отказывайтесь». И хорошо будет этому человеку: воля Всевышнего, как любовная рука няни, выведет его именно на то, о чем он просит Господа, и Господь исполнит его просьбу, как обещавший раз навсегда исполнение ее. ( Мф.21:22 ). Ты видишь, как человек грешит?! Но ты не знаешь, как он раскаивается в своем грехе! Ты издеваешься над ним! Ты брызгаешь в него грязью, а он в это время пред образом оклеветанного и опозоренного врагами Спасителя плачет и рыдает кровавыми слезами и дает слово: более не грешить. И вот, когда ты произнес на него свой беспощадный суд, милосердный Господь, пришедший спасти не гордых праведников, но кающихся грешников, уже изрек ему Свое прощение: «Чадо отпускаются тебе твои грехи». Таким образом, ты бесстыдно предвосхитил суд Божий. «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» ( Пс.36:4 ). «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» ( Пс.36:5 ). Апостол Павел указывает как на необходимое правило каждого христианина: «пребывай в служении… «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). Не думай о себе более, нежели должно думать, но думай скромно по мере веры, какую каждому уделил Бог. Голова горит огнем каких-то неизведанных ощущений. Земные глаза закрылись, умерли, а перед духовными очами открываются неведомые горизонты. Уши слышат понятные только лишь одной твоей душе, без тела аккорды неземных мелодий, созвучие пения дивных звезд. Сердце охвачено волной каких-то неземных ощущений.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Интерпретация Эрмана такова: эта цитата должна быть понята буквально; Бог провозглашает, что Иисус – Его Сын, и днесь – в день воскресения, Бог родил Его, то есть усыновил 26 . Но мы с вами уже понимаем, что далеко не все цитаты из Ветхого Завета в Новом нужно понимать так буквально. Этот текст вновь использует соотнесение по подобию: «Бог вернул Давида после его страданий на законно принадлежащий ему трон Израиля» – «Бог вернул Иисуса после Его страданий на трон Самого Бога на небесах». Деяния 2:36 Одно из мест, где некоторые ученые видят первоночальные адопционистские формулы, это кульминация проповеди Петра на Пятидесятницу: " Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». Однако, строго говоря, это не адопционизм – здесь нет упоминания об «усыновлении», о том, что Бог сделал Иисуса Господом и Христом. Однако, как признает и сам Эрман, Лука (автор Деяний) вовсе не считает, что Иисус стал Господом и Христом только в воскресении. Те же самые два слова появляются в широко известном Рождественском чтении: «ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» ( Лк. 2:11 ). С точки зрения Луки, Иисус уже есть Господь и Мессия, не будучи и одного дня от роду. Эрман же полагает, что этот отрывок инкапсулирует раннехристианскую веру относительно Иисуса, которого Бог делает Мессией и Господом только по воскресении. Иисус учил своих учеников в частном порядке, что он будет Христом в Царстве Божьем, когда это царство наступит; теперь же, когда он вознесся на небеса, то, очевидно, получил этот статус. Более того, он стал и «Господом» в том смысле, что «воцарился над землей» 27 . Картина, однако, становится более сложной, если мы посмотрим на контекст завершающей части речи Петра. Подводя к Деян.2:36 Петр делает следующие утверждения: 2:31 Давид предвидел воскресение Христа. 2:32 Сейчас Бог воскресил Иисуса, и вы тому свидетели. 2:33 Иисус был вознесен десницей Божией и принял от Отца обетование Святого Духа, излил этот Дух.2:34–35 Давид слышал, как Бог сказал Иисусу: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс.110:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-bog...

Заповеди ...Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения ( Пс. 118, 165 ). Другого средства для получения мирного устроения душевного, кроме исполнения евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно. Евангельские же заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений, по сказанному: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21, 19 ) и Претерпевший же до конца спасется ( Мф. 10, 22 ), чтобы никого не судить и никого не осуждать, а всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле. Так как только один и есть Судия живых и мертвых, пред Которым каждый из нас от своих дел или прославится, или постыдится (2, ч. 1, с. 36). Всеблагий Господь, имиже весть судьбами, да вразумит нас и да наставит на путь хранения Божественных Его заповедей, ими же приобретается жизнь вечная и вечное блаженство, где кому Промысл Божий укажет место, как сказано в псалмах: На всяком месте владычества Его благослови, душа моя, Господа ( Пс. 102, 22 ) (2, ч. 1, с. 29). ...Убеждаю поверить... евангельскому слову Самого Господа, глаголющего: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди ( Мф. 19, 17 ). И паки: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего ( Мф. 7, 21 ). Вникни рассудительно в слова сии и не надейся спастись одним исполнением келейных правил без исполнения заповедей Божиих, из которых главная сия: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф. 7, 5 ) (2, ч. 2, с. 72–73). Ты писала, что тебе было внушение внутреннего гласа: «Покойся в Господе». Спрашиваешь, что могут означать слова эти. Думаю, что, во-первых, они означают то, что желающий иметь покой в Господе должен стараться исполнять все заповеди Господни, по сказанному от святого Давида пророка: Ко всем заповедям Твоим я направлялся, всякий путь неправды возненавидел ( Пс. 118, 128 ). При таком направлении хотящему иметь покой в Господе необходимо понуждаться, чтобы любить врагов, благословлять клянущих, добро творить ненавидящим и молиться за творящих напасть и гонящих его. Ежели на это не будем понуждаться, то не можем иметь совершенного покоя в Господе. И насколько будем в себе допускать самооправдания и обвинения других, настолько будем лишаться мира душевного, по сказанному в псалмах: Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения ( Пс. 118, 165 ) (2, ч. 3, с. 66).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010