Пьянство и сильная холера или гнев превозмогают всякую хитрость и, как истинный и верный свидетель, возвещают тайну сердца. В таком случае временем и сам человек не знает, что делает и говорит. Ибо тогда не ум, а сердце, вином или гневом распалившись, действует. § 98. Да внимает простая душа, лести и лукавства не знающая, увещанию Псаломника: «Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро засохнут, и как зеленый злак, скоро отпадут» ( Пс.36:1 ). И да молится с Давидом: «Удали меня, Господи, от человека лукавого, от мужа неправедного избавь меня. Помыслили они неправду в сердце, весь день готовились к брани, изострили язык свой, как у змеи: яд аспидов в устах их», и проч. ( Пс.139:1–3 ). Да слышат и лукавцы то же слово: «как трава, скоро засохнут, и как зеленый злак, скоро отпадут», и да внимают, что тот же пророк написал: «Погубишь всех говорящих ложь; кровожадного и льстивого гнушается Господь» ( Пс.5:7 ). И если веруют, что есть Бог, «сердца и утробы испытывающий и воздающий каждому по делам его» ( Пс.7:10, 61:13 ), – да обходятся чистосердечно с ближними; и да научатся, что языком говорят, и на сердце иметь и, что словом объявляют, самим делом показывать. Глава 6: О праздности «В поте лица твоего будешь есть хлеб» ( Быт. 3:19 ). «Выйдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера» ( Пс.103:23 ). «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», – говорит апостол ( 2Фес.3:10 ). § 99. Праздность, или удаление от трудов, или леность, есть сама по себе грех, ибо противна заповеди Божией, которая велит нам в поте лица нашего есть хлеб наш. Еще праотцу нашему Адаму сказано Богом: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» ( Быт.3:19 ), а это повеление и нас, сынов его, касается. А святой апостол и есть тому запрещает, кто не хочет трудиться. Следовательно, в праздности живущие и чужими трудами питающиеся непрестанно грешат; и до тех пор грешить не перестанут, пока в благословенные труды не отдадут себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Говоря о первом Евангелии, обычно отмечают, что у Мф «заметно увлечение экскурсами в Ветхий Завет . На него делается свыше 60 ссылок. Новозаветные события представляются как осуществление ветхозаветных пророчеств» (Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985). Надо отметить, что обращение к Ветхому Завету характерно не только для Мф, но для всей ранней христианской проповеди в целом. «Не читали ли вы: ...» ( Мф.19:4 ), «что значит сие написанное: ...» ( Лк.20:17 ), «вы слышали, что сказано древним: ...» ( Мф.5:27 ), «если бы вы знали, что значит: ...» ( Мф.12:7 ) – с такой вопросительной интонацией обращался в своих поучениях к слушателям Христос, предлагая различные выражения из Священного Писания. Ни одна из речей или проповедей апостола Петра, как они отражены в книге Деяний [«об избрании Матфия» ( Деян.1:15–22 ), «первая проповедь Петра» ( Деян.2:14–36 ), «вторая проповедь Петра» ( Деян.3:12–26 ), «речь Петра перед синедрионом» ( Деян.4:8–12 )], не обходится без ссылок и цитат из Ветхого Завета, которые нередко тотчас сопровождаются прямым призывом: «итак, надлежит, чтобы...» ( Деян.1:21 ), «итак, покайтесь и обратитесь...» ( Деян.3:19 ), «итак, твёрдо знай, весь дом Израилев...» ( Деян.2:36 ) или «мужи израильские! выслушайте слова сии...» ( Деян.2:22 ), «мужи, братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам...» ( Деян.2:29 ). Целым «каскадом» пророчеств заключает апостол Павел свою проповедь в синагоге Антиохии Писидийской, с которым он буквально обрушивается на своих слушателей: «как во втором псалме написано: «Ты – сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Пс.2:7 ). А что воскресил Его из мёртвых... о сем сказано так: «Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно» ( Ис.55:3 ). Посему и в другом месте говорит: «не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 )» ( Деян.13:33–35 ). Без сомнения первые христиане рассматривали все события, свидетелями и участниками которых они являлись, как осуществление древних пророчеств (то же относится и к последовавшим Благовестию, ср. «они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» ( Деян.17:11 ). Вместе с тем, очень важно отметить, что обращение к Ветхому Завету у Мф выдержано в совершенно ином тоне, отличном от дидактических наставлений «Благого Учителя» ( Мф.19:16 , Мк.10:17 , Лк.18:18 ), воодушевлённой проповеди апостола Петра или аргументации, составленной из «плетения» цитат воспитанника Гамалиила ( Деян.22:3 ); интонация цитирования у Мф торжественно-сдержанная, уравновешенная, а вводная формулировка, хотя и испытывает небольшие изменения, варьируется в основном в рамках одной и той же схемы: «(всё же сие было) да сбудется реченное (Господом) через пророка/пророков ... (который говорит): ...».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Счастлив тот человек, в котором есть врожденный или воспитанный премудрым духовным водительством кого-либо дар смирения, который побуждает его безропотно преклонится перед совершающимся, памятуя, что ни один волос не спадет с головы человека без воли Отца нашего Небесного, и поступать так, как мудро рекомендуют некоторым великие оптинские старцы относительно личных судеб: «ничего не предпринимайте сами, и ни от чего, что предлагают вам, (само, собой разумеется, в Господе) не отказывайтесь». И хорошо будет этому человеку: воля Всевышнего, как любовная рука няни, выведет его именно на то, о чем он просит Господа, и Господь исполнит его просьбу, как обещавший раз навсегда исполнение ее. ( Мф.21:22 ). Ты видишь, как человек грешит?! Но ты не знаешь, как он раскаивается в своем грехе! Ты издеваешься над ним! Ты брызгаешь в него грязью, а он в это время пред образом оклеветанного и опозоренного врагами Спасителя плачет и рыдает кровавыми слезами и дает слово: более не грешить. И вот, когда ты произнес на него свой беспощадный суд, милосердный Господь, пришедший спасти не гордых праведников, но кающихся грешников, уже изрек ему Свое прощение: «Чадо отпускаются тебе твои грехи». Таким образом, ты бесстыдно предвосхитил суд Божий. «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» ( Пс.36:4 ). «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» ( Пс.36:5 ). Апостол Павел указывает как на необходимое правило каждого христианина: «пребывай в служении… «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). Не думай о себе более, нежели должно думать, но думай скромно по мере веры, какую каждому уделил Бог. Голова горит огнем каких-то неизведанных ощущений. Земные глаза закрылись, умерли, а перед духовными очами открываются неведомые горизонты. Уши слышат понятные только лишь одной твоей душе, без тела аккорды неземных мелодий, созвучие пения дивных звезд. Сердце охвачено волной каких-то неземных ощущений.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

3. Поэтому со всею уверенностью будем причащаться сего и как тела Христова и как крови Христовой, потому что под образом хлеба дается тебе тело, и под образом вина дается тебе кровь, чтобы причастившись тела Христова и крови Христовой, соделаться тебе стелесником и единокровным Христу. Так делаемся мы Христоносцами, потому что тело и кровь Христовы сообщены нашим членам. Так, по словам блаженного Павла, бываем «Божественного причастницы естества». 4. Некогда Христос, беседуя с иудеями, сказал: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Иоан. 6:53 ). Они же, не с духовным разумением выслушав сказанное, соблазнились и «отошли от него» (66), думая, что предлагает им в подлинном смысле ядение плоти. 5. И в Ветхом Завете были хлебы предложения, но они, как ветхозаветные, восприяли конец. В Новом же Завете – хлеб небесный и «чаша спасения» ( Пс. 115:4 ), освещающие душу и тело. Ибо как хлеб приличен телу, так и Слово приличествует душе. 6. Поэтому взирай не просто, как на хлеб и как на вино, потому что, по Владычнему изречению, они – тело и кровь Христовы. Хотя чувство и представляет тебе хлеб и вино, но да укрепляет тебя вера. Не по вкусу суди о вещи, но верою удостоверься, что сподобился ты тела и крови Христовых. 7. Силу таинства объясняет тебе блаженный Давид, говоря: «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих» ( Пс. 22:5 ). Сказанное же им имеет такой смысл: до пришествия Твоего демоны уготовляли человекам трапезу, оскверненную, нечистую, исполненную диавольской силы, но по пришествии Своем, Владыка, «Ты приготовил предо мною трапезу». Когда человек говорит Богу «приготовил предо мною трапезу», что иное означает, как не таинственную и духовную трапезу, какую уготовал нам Бог «сопротив», т. е. вопреки и противоположно демонам? И совершенно справедливо. Ибо в той трапезе было общение с демонами, а в этой – общение с Богом. «Умастил елеем голову мою» ( Пс. 22:5 ). Умастил елеем главу твою на челе тою печатию, какую имеешь от Бога, чтобы тебе быть образом печати, святынею Божиею (Иск. 8:36). «И чаша Твоя упоявающи мя, яко державна» (чаша моя преисполнена) ( Пс. 22:5 ). Видишь, именуется здесь чаша, о которой Иисус, взяв ее в руки и благодарив, изрек: «Сия есть кровь Моя, яже за многия изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

3. Не будем же забывать об этом; и судя по долготерпению Божию к нам, не подумаем, что Он не знает, каковы мы. Бог для того долготерпит и отлагает наказание, чтоб, обратившись к лучшему, не были мы преданы мучениям. Греша (ненаказанно), не подумаем, что Бог соизволяет грехам нашим, когда не тотчас наказывает; но о том да помышляем, что вот вот изыдем из века сего и в оном отлучены будем от отцев и братий наших, украшенных венцами победы.—Но ведь их и мы иметь можем, если захотим последовать стопам их, побуждая себя к тому тою мыслью, что если Апостол еще здесь отлучает святых от грешников, и согрешающих «предает во измождение плоти, да дух спасется» (1Кор. 5, 5); не тем ли паче будет так там? Блажен человек, который боится Господа, и которого Господь подвергает наказанию, чтоб исправился, и научает закону Своему, чтоб ходил в заповедях Его во все дни жизни своей, не испытывая мучении совести ни за какой грех. 4. Итак, рассмотрим и мы пути свои и исследуем стези свои; и обратившись ко Господу, воздеем горе—к небу с руками своими и сердце, чтобы в день суда, Он был нам помощником, и чтоб не постыдиться нам, «егда возглаголем врагом своим во вратех» (Пс. 126, 5); но паче удостоиться услышать: «отверзите врата, да внидут людие, хранящии правду и хранящии истину, приемлющии истину и хранящии мир, могущие сказать: яко на Тя надянием надеяхомся Господи, во век» (Исаии 26, 2—4). Да памятуем Господа и Иерусалим (горний) выну да восходит на сердце наше. Возревнуем уподобиться тому человеку, о котором написано: «Благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его: и будет яко древо, насажденное при водах и во влаге пустит корение свое: не убоится егда приидет зной, и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится, и не престанет творити плода. Глубоко сердце человеку паче всех, и человек есть, и кто познает его? Аз Господь, испытуяй сердца, и искушаяй утробы, еже воздати комуждо по пути его» (Иерем. 17, 7—10). 5. Будем помнить о себе и не понерадим о грехах, соделанных нами; с заботливым сердцем будем помышлять о каждой заповеди Отца нашего, и тех, которые учили нас. Веруя во Христа, будем готовы и все претерпеть ради Его, зная, что тайна жизни—в хождении по заповедям, как написано: «Светильник ногама моима закон твой и свет стезям моим» (Пс. 118, 105); и еще: «Слово Твое живи мя» (там же, ст.50); и: «Закон Господень непорочен обращали души... Заповедь Господня светла, просвещающая очи» (Пс. 18, 8—9). И Апостол говорит: «Закон свят и заповедь свята и праведна и блага» (Рим. 7, 12). Делом все сие изведав, и мы сподобимся того, что говорится о праведниках: «егда падет не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его» (Пс. 36, 24); и еще: «Седмерицею падет праведный и возстанет» (Притч. 24, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

Пс.5:9 .  Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой. «Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой». В некоторых списках читается: «предо мною путь мой»; но то и другое чтение заключает в себе благочестивую мысль. Ибо, если наш путь будет исправлен пред Богом, то не изведаем опасности заблудиться; и если Божий путь исправится пред нами, то с готовностию притечем к нему, и пойдем сим путем. Посему наследствующая просит наставить ее правдою Божиею, исправить и облегчить ей путь, чтобы удобно было идти. Такой смысл дал словам сим Симмах; потому что вместо: «исправи« сказал: »уравняй " . Да и сам Христос, как слышим, говорит чрез Пророк Исаию: «будут стропотная в право, и острая в пути гладки» ( Ис. 40, 4 ). И блаженный Давид сказал в другом псалме: «от Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело» ( Пс.36:23 ). Речь же наследствующей исполнена смиренномудрия; потому что просит она исправить путь не ради ея правды, но по причине врагов, живущих в злочестии и несправедливо на нее нападающих. Потом Пророк подробно описывает лукавыя их начинания. Пс.5:10 .  Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят. Пс.5:11 .  Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя. «Яко несть во устех их истины», то есть, непрестанно оскверняют язык ложью. «Сердце их суетно». Словам их соответствуют и помыслы, с устами в согласии и мысль. «Гроб отверст гортань их». Закрытые гробы в себе таят зловоние, а гробы отверстые распространяют из себя великое зловоние. И они изрыгают таковыя слова, исполненныя всякаго нечестия и зловония. А под сим разумеет Пророк хулы их на Бога, и слова непотребныя и вольномысленныя. «Языки своими льщаху. Суди им, Боже». Произносимаго устами их еще хуже то, что таят они внутри себя; потому что, поступая коварно, готовят тысячи замыслов против ближних. «Да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я». Поэтому пусть будут приведены на суд Твой, Владыка, не успеют в том, что злоумышляют на нас, дознают же на опыте, что ткут они паутинную ткань, и понесут наказание достойное их замыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

И Он скажет душе твоей: Я – Спасение твое ( Пс.34:3 ); скажет: вера твоя спасла тебя ( Лк.7:50 ), ты выздоровел ( Ин.5:14 ) и утешит тебя всей сладостью слов человеколюбия, если только увидит, что и ты человеколюбив к страждущим. Блаженны, говорит Он, милостивые, ибо они помилованы будут ( Мф.5:7 ); видишь, что между блаженствами не последнее место занимает милость. Также: блажен, кто помышляет о нищем и бедном ( Пс.40:1 ); добрый человек милует и взаймы дает ( Пс.111:5 ); всякий день милует и взаймы дает ( Пс.36:26 ). Восхитим же блаженство, заслужим наименование помышляющих, сделаемся добрыми; сама ночь да не прервет дел милосердия. Не говори: пойди и приди опять, и утром я дам тебе ( Притч.3:28 ). Не допускай ни малейшего промежутка между благим намерением и благодеянием. Вот одно, что не терпит отсрочки, – человеколюбие. Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом твой ( Ис.58:7 ), и все это делай радушно. Благотвори, сказано, с радушием ( Рим.12:8 ); таким образом готовность твоя усугубит цену доброго твоего дела. Ибо что делается с печалью или по необходимости, то [является] неприятным и некрасивым; оказывая благодеяния, должно радоваться, а не скорбеть. Когда удалишь от себя ярмо и рукобиение, то есть скупость, проверки и сомнения и слово ропота, что будет тогда? Какое чудное и великое воздаяние! Какая и сколь богатая награда! Тогда взойдет свет твой во тьме, и исцеление твое скоро воссияет ( Ис.58:8–9 ). Кто же не пожелает себе света и исцеления? Но с таким же благоговением взираю и я на ларец Христов 54 , побуждающий нас к питанию нищих, и на согласие Павла и Петра в том, что они, разделив между собой проповедь Евангелия, общими силами пеклись о бедных, и на указанный юноше предел и закон совершенства: имение твое раздай нищим ( Мф.19:21 ). Не думаешь ли ты, что человеколюбие есть для тебя не необходимость, а дело произвола, не закон, а совет? Я и сам весьма желал бы так думать, но меня устрашают: левая сторона и козлища и укоризны, которые услышат они от Поставившего их влево.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Нетрудно увидеть, что первый всадник имеет много общего со Христом: белый конь, оружие, увенчание венцом или диадемами, победоносное величие и царственность. Более того, стихи 6:2 и 19:11 имеют идентичную структуру, одинаковое начало (κα εδον, κα δο πποςλευκς, κα καϑμενος π’ ατν…), что, конечно же, сближает два эти отрывка. Сщмч. Ириней Лионский отождествлял первого всадника со Христом («Против ересей». IV.21.3), того же мнения придерживались Тихоний, Примасий, Беда Достопочтенный . Можно сказать, что явление Христа как победительного первого всадника, шествующего среди событий мировой истории, предвосхищает Второе пришествие Христа во всей полноте Его славы и божественной власти (ср. также Ин. 10:9 и 10:14). Сторонниками данного толкования является целый ряд современных исследователей, к примеру У. Ванни, П. Прижан, Й. Херцер, А. Спатафора . Аргументы от ветхозаветных текстов. Исследователи обращают внимание на символику лука в Ветхом Завете. В древнем мире лук являлся оружием не обычных воинов, но преимущественно командующих и царей. Пс. 44 описывает царя Израиля поражающим врагов стрелами из лука: «…воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела. Остры стрелы Твои, [Сильный], — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя» (ст. 4–5) . Иногда лук обозначает могущество врагов Израиля (Пс. 10:2; 36:14; Иез. 39:3). Достаточно часто лук связывается с Богом: Бог сокрушает луки грешников (Пс. 45:10; 75:4; Иер. 51:56; Иез. 39:3), а лук Самого Бога символизирует суд Божий (Пс. 7:13; 20:13; Авв. 3:9). Особую значимость имеет отрывок из Книги пророка Захарии, где Бог возвещает: «Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца. И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных» (9:13–14, ср. также Ис. 49:2; Ода Соломона 23:5). Как указывает Херцер, лук и меч являются в этом отрывке книги Захарии оружием Божиим . Поэтому вполне возможно полагать, что Иисус Христос, Сын Божий, обладает и луком (Откр. 6:2), и мечом (19:15). Андре Фейе в своей посвященной толкованию первого всадника статье высказывает мнение, что лук символизирует божественное правосудие, осуществляемое Мессией (ср. Иез. 5:16–17) .

http://bogoslov.ru/article/6195603

19. В чреве отделяется чистое пищи от нечистого: но какую мысль принимает сердце, такая и входит в него, и выходит. 21. Если кто помыслил зло и принял оное сердцем, то помышления делаются уже злыми. Всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем. Мф.5:28 . Гл. 8. Ст. 33. Мудрый одному дает наставление словом, а другого учит взором. 34. Самоотвержение делает легкой всякую скорбь ( Мф.11:30 ); ибо кто отвергается себя для Бога, тот ни о чем не помышляет кроме Бога ( Деян.20:23–24 ). 34–35. Кто не хочет отвергнуться себя, тот не может нести и креста своего: а кто предпочитает жизнь свою смерти за исповедание Христа и за благовествование о Нем, тот погубит душу свою. Ибо нет другого имени кроме Христова, которым бы можно было спастись нам ( Деян.4:12 ). Без самоотвержения спасение невозможно ( Рим.8:8, 13 ), а отвергается себя тот только, кто хочет во всем последовать Христу. 36. Мирские удовольствия губят душу: все теряет тот, кто приобретает мир; только исполняющий волю Божию пребывает во век ( 1Ин.2:17 ). 37. Дорог выкуп за душу ( Евр.2:14 ), если кто потеряет ее; человек отнюдь не освободит от смерти, и не даст Богу выкупа ( Пс.48:9 ,). 38. Кто соблазняется смирением Иисуса Христа ( 1Кор.1:23 ) и Его учением ( Мф.15:12 ), тот отвержен будет Им, когда приидет во славе Отца Своего с Ангелами святыми (См. Флп.2:5–11 ). Грешники – род прелюбодейный; и кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу ( Иак.4:4 ). Гл. 9. Ст. 10. Кто не умрет, тот и не воскреснет; а если есть воскресение ( Ин.11:24 ), то необходима и смерть ( 1Кор.15:35–36 ): хотя и написано, что Христос пребывает во веки ( Ин.12:34 ). 10–11. Есть смерть телесная, и есть смерть духовная ( 1Тим.5:6 ); первой умирают как праведники, так и грешники ( Евр.9:27 ), а второй только грешники: перед вторым же пришествием Христовым телесной· смертью ·не все умрут, но все оставшиеся в живых изменятся ( 1Кор.15:51 ), подобно не умиравшему еще пророку Илии ( Мк.9:11 ). 24. Веруй Господу, и не заставляй себя Ему не верить: крепко веруй, и получишь, чего ни попросишь: впрочем, не полагайся только на свое расположение к вере, а помни, что и вера есть дар Божий ( Еф.2:8 ). Веруй Господу со смирением!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Конечно, желая спасения нам, Иоанн Богослов, говорит: не любите мира, ни того, что в мире ( 1Ин.2:15 ). И это та же заповедь, что и Господь сказал: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, не может Мой быти ученик. И всяк, иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик ( Лк.14:26, 33 ). О таких, которые не хотят последовать Господу, пророк Давид говорил: ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех? – совершенною ненавистью возненавидех их, во врази быша ми ( Пс.138:21, 22 ). И давал еще пред Господом такой обет: не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу; не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать; говорящий ложь не останется пред глазами моими ( Пс.100:3–7 ). Это делать и Господь заповедует нам, когда велит отсекать руку и ногу, или вырвать правый глаз, если ведут они к соблазну, отвращают ум и сердце от Бога (Ср. Мк.9:43–48 ). Также и апостол Павел пишет: повелеваем вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися от всякого брата, бесчинно ходяща ( 2Фес.3:6 ). Аще некий брат именуем будет блудник или лихоимец (сребролюбец), или досадитель (злоречивый), или хищник, или пьяница; с таковым даже не есть вместе ( 1Кор.5:11 ). Изыдите от среды их и отлучитеся, – говорит Господь, – и Аз прииму вы ( 2Кор.6:17 ). Когда послушные признанию Господню начинают оказывать ненависть в миру, пренебрежение всего земного; тогда первые появляются враги человеку домашние его ( Мф.10:36 ). И вот тогда видит человек, как сбывается слово апостола: все, хотящие благочестиво жить о Христе Иисусе, гонимы будут ( 2Тим.3:12 ); и также слово Господне, сказанное апостолам: вот Я посылаю вас, как овец среди волков; и будете ненавидимы всеми ( Мф.10:16, 22 ). Но это для спасаемых служит знаком Божия благословения к ним; ибо Господь говорит: если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас, потому и ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего; если Меня гнали, будут гнать и вас ( Ин.15:19, 20 ). И блаженны изгнанные правды ради; ибо таковых есть Царствие Небесное ( Мф.5:10 ). Значит, унывать им нечего. Один из таких изгнанников взывал: се, удалихся, бегая, и водворихся в пустыни, чаях Бога, спасающаго мя ( Пс.54:8 ). И действительно, кто усердно возжелает спастись, тот нисколько не возлюбит благ мира сего, не позаботится ни об имении своем, ни о родных своих; но, презрев все земное, неленостно последует Господу, возводя взор свой на Небо и ожидая оттуда помощи. 82 К сему вот беспечальному житию и тихому для души пристанищу призывая, Господь говорит нам: упразднитеся, и уразумейте, яко Аз есмь Бог ( Пс.45:11 ). Приидите ко Мне... и Я вас упокою. Возьмите иго Мое на себя... ибо иго Мое благо ( Мф.11628–30 ), и вы, неся его, обрящете покой душам вашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010