Пс.68:21             Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемогаю 377 ;                         и жду сетующего 378 , и нет [его],                         и утешающих, – и не нахожу. «Поношение сокрушило сердце» – поношение, которое человек терпит «ради Бога» (ст.8), может «сокрушить сердце». Таково же покаяние о грехе: «жертвы Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно» (см. Пс.51 /50:19). И терпящий напраслину ради Бога, и кающийся о грехе должны знать: Бог «врачует сокрушенным сердцем» ( Пс.147 /146:3). «Блаженны вы, когда будут поносить вас ради Меня» ( Мф.5:11 ) – это блаженство такое же, как у совершенно покаявшегося. «Сетующего нет… утешающих не нахожу» – ученики рассеялись при Голгофе, как сказал им Иисус: «все вы соблазнитесь о Мне в ту ночь, ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада " » ( Мф.26:31 ; Зах.13:17 ). Пс.68:22             И подают в пищу Мне горечь,                         и в жажде Моей напоили Меня уксусом. «Пищу» – hap.leg.; слова того же корня редки и обозначают еду, которую дают или больному ( 2Цар.13:5 ), или во время голода ( Плч.4:10 ). Предложить вместо такой пищи «горечь» – это глумление. " Горечь» рош – либо ядовитая трава (упоминается вместе с полынью; Плч.3:19 ), либо яд змей ( Втор.32:33 ); Иов.20:16 ). В символическом значении – отрава, которая растет на полях Содома и Гоморры ( Втор.32:32 ), также горечь, в которую превращают неправый суд ( Ам.6:12 ). Можно представить себе состав зелья, куда внесли горечь от трав, от яда змей, от «Содома», от продажного суда… Следовательно, не первую попавшуюся «горечь» дали Изнуренному: Христу дали приготовленный состав горечи в глумление и муку. И сверх того, как всякому распинаемому, Христу давали «оцет» – напиток на «уксусе» 379 , как одурманивающее средство, своего рода гуманный акт обезболивания: «дали Ему пить вина, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» ( Мф.27:34 ). О смеси с «желчью» говорит только евангелист Матфей, об «уксусе» (оцте) – все евангелисты ( Мф.27:48 ; Мк.15:36 ; Лк.23:36 ; Ин.19:29,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Пс.48:6 .  «Для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?» «Вскую боюся в день лют? Беззаконие пяты моея обыдет мя». Боюсь и трепещу дня воздаяния, в который праведный Судия воздаст каждому по делам его. Причиною же моего страха беззаконная жизнь, к которой уклонялся я от пути праваго; потому что пятою иные именовали путь жизни. А я думаю, что Пророк подразумевает обольщение, заимствовав образ речи, как говорили уже мы прежде, от состязующихся в скорости бега, которые часто низлагают противников, подставляя им пяту. Сему научает нас и сетующий Исав. Ибо говорит: «праведно наречеся имя ему Иаков: запя бо мя се уже вторицею, и первенство мое взя, и ныне взя благословение мое» ( Быт.27:36 ). День же суда наименовал Пророк днем лютым, по утвердившемуся у нас обычаю; ибо многие обыкли называть худым тот день, в который случается им сретить что-либо прискорбное. Так день суда называет и божественный Апостол: «по жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева, и откровения, и праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его» ( Рим.2:5–6 ). Пс.48:7 .  Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! «Надеющиися на силу свою, и о множестве богатства своего хвалящиися». Страшусь и трепещу ожидаемаго дня, говорит Пророк; а у вас, изобилующих богатством, нет никакой о нем заботы; тщеславясь чрезмерным обилием, возлагаете твердую надежду на скорогибнущее, как на нечто постоянное. Пс.48:8 .  Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. Пс.48:9 .  Дорога цена искупления души их, и не будет того вовек. Пс.48:10 .  Чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. Пс.48:11 .  Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим. Пс.48:12 .  В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами. «Брат не избавит, избавит ли человек? Не даст Богу измены за ся», «и цену избавления души своея». Надлежало же вам знать, что, как добродетель и благочестие предков и братий не приносят пользы тем, которые сами лишены их, так и по отшествии отсюда невозможно приобрести спасения за деньги. Ибо в настоящей жизни, как говорит Премудрый, «избавление мужа свое ему богатство» ( Прит. 13:8 ). Предложив этот совет тем, которые во зло употреблют свое богатство, Пророк обращает речь к делателям добродетели и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Плачь и ты, христианин, что душа твоя тьмою страстей объята, не видит света Божественного. «Изведи из темницы душу мою, Господи, исповедатися имени Твоему» ( Пс.141:8 ). Плачут люди, окованные узами и кандалами, что не имеют свободы. Плачь и ты, христианин, что душа твоя грехами, как узами, связана и не имеет своей свободы. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин 8:36 ). О Иисусе, Искупитель пленных душ наших! Растерзай узы наши, да принесем жертву хвалы Тебе. Плачут люди, что избиение и раны терпят. Плачь и ты, христианин, что твоя злая совесть душу уязвляет и мучит больше любого мучителя. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» ( Пс.50:3 ). Плачут люди, живущие на чужой земле, что не видят дома и любезного Отечества своего. Так плакали иудеи, будучи в пленении вавилонском, как сами исповедуют: «На реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» ( Пс.136:1 ). Плачь и ты, христианин, что ты в мире этом, как на земле чужой, живешь и не видишь Отечества небесного и прекрасного – горнего Иерусалима. «Горе мне, что жизнь моя в переселение продолжилась» ( Пс.119:5 ). Плачь и ты, душа моя, да утешишься и здесь и там. «Кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез, и плакал бы день и ночь?» ( Иер.9:1 ) «Услыши, Господи, молитву мою и моление мое внуши, слез моих не премолчи; яко пресельник аз есмь у тебе и пришлец, якоже вси отцы мои. Ослаби ми, да почию, прежде даже не отыду и ктому не буду» ( Пс.38:13–14 ). «Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем, сотворшим нас, яко Той есть Бог наш, и мы – люди пажити Его и овцы руки Его» ( Пс.94:6–7 ). «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече» ( Пс.64:6 ). «Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже сотворихом, ниже соблюдохом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже!» Читать далее Источник: 2006 г. " Сокровище духовное от мира собираемое " . Издательство Задонского Мужского Монастыря, 640 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя?» ( Евр. 1:3–5 ). О нем блаженный Давид сказал: «седи одесную Мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ). Посему во Владыке Христе семя Давидово пребывает во век и престол его продолжается. Так пророчествовал и блаженный Исаия, ибо сказав: «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Его же начальство на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века», чрез несколько слов присовокупил: «на престоле Давидове и на царстве его, исправити е от ныне и до века» ( Ис. 9:6–7 ). Так пророческое слово, предвозвестив сие о Владыке Христе, выражается о бывших до пришествия Его царях. Пс.88:31 .  Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим. Пс.88:32 .  Если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят. Пс.88:33 .  Посещу жезлом беззаконие их, и ударами – неправду их. Пс.88:34 .  Милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. «Аще оставят сынове его закон Мой, и в судбах Моих не пойдут»: «Аще оправдания Моя осквернят, и заповедей Моих не сохранят»: «Посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их»: «Милость же Мою не разорю от него, ни преврежду во истине Моей». Если, говорит Бог, ведущие род от Давида учинят и тысячи беззаконий, то их подвергну наказаниям, обетование же данное Давиду сохраню твердым; «милость же Мою не разорю» от него, то есть, от Давида, «и не преврежду во истине Моей». Вместо: «не преврежду» Симмах перевел: «не преступлю», а Акила: «не солгу». Пс.88:35 .  Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. «Ниже оскверню завета Моего, и исходящих от уст Моих не отвергуся». Не солгу в обетованиях Моих, не преступлю заветов, но докажу истинность обещаний. Пс.88:36 .  Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? «Единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу?» Данное ему обетование соделав твердым, приведу оное в исполнение. Ибо слово: «кляхся " употреблено вместо: подтвердил, как дающие обещания обыкновенно подтверждают их клятвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Vnde et addidit: Inquire pacem etsequere eam; pax in caelo est. Denique de caelo ueniens dixit: Pacem do uobis, pacem meam relinquo uobis. Ergo quia fugienda et declinanda sunt mala, mala autem in terris, in terris iniquitates, fugiamus terrena, ne nos conprehendant iniquitates, quae etiam sanctum Dauid conprehenderunt, sicut ipse testatur dicens: Conprehenderunt me iniquitates meae, et non potui ut uiderem, eo quod fumo iniquitatis oculus animae caecatur, ne uideat quae sunt lucida. Sic ergo et Laban bona Iacob uidere non potuit et princeps mundi gloriam Christi. Нам надо бежать отсюда, где нет ничего, где ничтожно всё, почитаемое великим, где мнящийся быть чем-то есть ничто, совершенно ничто. Я видел нечестивого, вознёсшегося и возвысившегося выше кедров Ливанских, и прошёл мимо, и вот его не стало ( Пс.36:35–36 ). А ты пойди, как Давид, пойди, как верный раб, чтобы тебе было сказано: Пойди и садись за стол ( Лк.17:7 ). Пойди, как Моисей, чтобы увидеть Бога Авраама, Исаака и Иакова 88 , увидеть великое явление. Это явление великое, и если хочешь его увидеть, сними обувь с ног твоих ( Исх.3:5 ), сбрось с себя узы неправды, расторгни узы мира сего. Сними обувь, потому что обувь – земное. Вот почему Иисус не снабдил апостолов ни обувью, ни золотом, ни серебром 89 , чтобы не было у них с собой земных вещей. Тот, кто ищет благо, хвалим бывает не за обувь, а за быстроту и красоту ног, как сказано в Писании: Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! ( Рим.10:15 ; Ис.52:7 ). Так сними же обувь с ног твоих, чтобы они стали прекрасны для благовествования. Сними, сказано, а не привяжи. Сними, когда отправишься в путь, и убедишься, что удивлявший тебя на земле нечестивец – ничто и ничего не может. Итак, уходи, то есть беги от земных дел, где зло, где алчность. Недаром говорит тебе Давид: Уклоняйся от зла и делай добро ( Пс.33:15 ). Уклоняться – значит бежать, ведь зло в земных делах, а добро – на небе, посему пророк и добавляет: Ищи мира и следуй за ним ( Пс.33:15 ). Мир находится на небе, вот почему Сошедший с небес сказал: Мир даю вам, мир Мой оставляю вам ( Ин.14:27 ). Значит, если надо бежать и уклоняться от зла – а зло на земле, на земле беззаконие, – то будем избегать привязанностей к земному, чтобы не опутали нас беззакония, которые опутали даже святого Давида, как сам он свидетельствует: Настигли меня беззакония мои, так что видеть не могу ( Пс.39:13 ), ибо от дыма беззаконий слепнет око души и оно не видит очевидного. Поэтому Лаван не смог увидеть добродетель Иакова, равно как и князь мира сего – славу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Скачать epub pdf Глава 11 Вопрос от Иоанна чрез учеников своих Иисусу Христу ( Мф.11:2–4 ). Ответ Господа ( Мф.11:4–6 ) и речь к народу об Иоанне ( Мф.11:7–15 ) и об иудеях ( Мф.11:16–19 ). Укоризна городам нераскаянным ( Мф.11:20–24 ). Прославление Бога Отца ( Мф.11:25–27 ) и призвание труждающихся и обремененных ( Мф.11:28–30 ). Мф.11:1 . И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их. «Перешел оттуда»: где давал наставления Своим ученикам, посылая их на проповедь Евангелия в Иудее и Галилее, – вероятно в окрестностях Капернаума, во время предпринятого Им тогда путешествия по Галилее ( Мф.9:35 ). – «В городах их»: т.е. в тех городах, в которые Он пришел, – галилейских (ср. Мф.4:23, 9:35, 12:9 ), может быть, соседних с Капернаумом. Мф.11:2–3 . Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? «Иоанн» (Креститель), «услышав о делах Христовых»: побуждение к посланию учеников – дошедший до Иоанна слух о делах Христовых. Под делами, конечно, подразумеваются главным образом чудесные дела Господа; впрочем нет нужды ограничивать смысл слова только ими, можно разуметь Его действия вообще в обширном смысле (ср. Ин.5:36 ). – «В темнице»: в крепости Махерской, на восточном берегу Мертвого моря, куда заключил Крестителя Ирод Антипа (см. Мф.14:3 ). Он, находясь в темнице, слышал о делах Господа от своих же учеников ( Лк.7:17 ), с которыми, как видно из сего места и других, ему дозволено было и в темнице иметь сношения. – «Ты ли тот, который должен прийти» (ср. Ин.6:14 ; Евр.10:37 ): т.е. Мессия, который, так как явления Его ожидали давно, а особенно в это время, и так как были уверены в скором Его явлении, назывался просто грядущим, или имеющим, или долженствовавшим прийти, может быть, применительно к словам Пс.49:3, 117:26 или Мал.3:1 . – «Или ожидать другого»: или Мессия еще только придет, другой, а не Ты? – Что значит этот вопрос от лица Иоанна? Усомнился ли он в том, что Господь Иисус действительно есть Мессия, которого он, Иоанн, был предтечею? Предполагать в Иоанне таковое сомнение, как бы ни утончали оное психологически, как бы ни умаляли силу и значение его, невозможно; это противоречит всей предшествующей деятельности Иоанна: ему были непосредственные откровения и удостоверительные знамения, что крещенный им Иисус есть действительно обетованный Мессия ( Ин.1:32–34 ), и его понятия о Мессии и Его Царстве были истинные и духовные понятия, а не ложные и плотские понятия иудеев ( Ин.1:29, 35–36, 3:23–36 ), так что в действиях Иисуса Христа он не мог видеть ничего такого, что могло бы подать ему какой- либо повод хотя мало усомниться в том, что Иисус есть действительно и истинно Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но «благословен грядущий во имя Господне!» ( Мф. 21:7 ) И провожаю Тебя в дорогу с тем приветствием, которым некогда напутствовал Гедеона Ангел: «Господь с тобой, муж сильный! Иди c этой силой твоей и спаси Израиля» ( Суд. 6:12, 14 ). «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон» ( Ин. 18:1 ). «И было слово Господне ко Илии: иди отсюда на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; из этого потока ты будешь пить» ( 3Цар. 17:2–5 ). После хлеба на Вечери спешит Христос Спаситель наш к воде, к потоку: «От потока на пути будет пить» ( Пс. 109:7 ). Учителя церковные, объясняя слова Давидовы: «Поток перешла душа наша» ( Пс. 123:4 ), – называют потоком гонения, скорби и беды. Вот через какой поток идет наш Господь – через гонения, через скорби: «Начал скорбеть и тосковать» ( Мф. 26:37 ), – через беды. Вот от какого «потока на пути будет пить, потому вознесет главу» ( Пс. 109:7 ), когда будет вознесен на Крест. Идет через поток скорбей, чтобы и нам оставить в нем Свои следы. «Стези в глубоких водах» ( Пс. 76:20 ) – во многих скорбях, чтобы и мы путем многих скорбей шли за Ним к небесному царствию, чтобы поток бед прошла душа наша, то есть «воду стремительную» ( Пс. 123:5 ) гонений, преследований, нападений от мира, плоти и дьявола. Бежит Давид от сына Авессалома «через поток» ( 2Цар. 15:23 ) с плачем, со скорбью: преследует и здесь злобный Авессалом, а грешник Отца своего, Который породил его водой и Духом. Идет и Господь через тот же поток со скорбью, говоря: «Объяли меня болезни смертные, и потоки беззакония смутили меня» ( Пс. 17:5 ), – ибо из-за потоков наших беззаконий Он переходит поток страстей. Соломон, призвав Семея, сказал ему: «Построй себе дом в Иерусалиме и живи там, и не выходи оттуда никуда; и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь» ( 3Цар. 2:36–37 ). Случилось, что Семей, забыв царский завет, уходил за бежавшими от него слугами, и он был умерщвлен за то, что перешел за поток Кедронский. Удалился грешник от своего Владыки: «Пошел в дальнюю сторону» ( Лк. 15:13 ), и вот, когда Ты, Господи, ищешь его, когда по милости Своей идешь за ним за поток Кедронский, я опасаюсь, чтобы Тебя не умертвили.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

87 . Богатии иудеи обнищаша с жертвами законными за неверие во Христа, а взыскающие верою Христа имеют жизнь вечную, яко чада Божии, и хранит их Господь и избавит души раб Своих оружием Креста Христова и щитом воскресения ( Пс.33:1123 ) 88 . Душа Христова возрадовалася, когда яко Бог сошел во ад и разрушил его. Яко человек взывал Христос Отцу: Вонми суду ( Пс.34:23 ) – искал бо иудеем жизнь вечную, а они Ему – смерти. Суди Ми, Господи, по правде Твоей ( Пс.34:24 ), и воскрес Христос Бог из мертвых, и со славою вознесеся на небеса, и седе одесную Бога Отца, да возрадуются и возвеселятся вернии, ибо мир, благодать им оставляет Спаситель и Церковь до скончания века, и язык Мой – род христианский – поучится правде ( Пс.34:2728 ) Евангелия, ибо на небеси милость Твоя – Богочеловек на Престоле Своем, яко умножил милость – даровал всем спасение, и упиются благодати от тука Дому Твоего – Церкви Святой, яко у тебе, Христе Боже, источник живота, а тамо падоша вси делающии беззаконие – демоны с неба спали, неверные после Страшного суда изриновени будут в геенну огненную ( Пс.35:6, 810, 13 ). Открыт ко Господу путь Твой, повинися Господеви, ибо кротции наследят землю ( Мф.5:5 ) – Царство Небесное. 89 . Христос же юнейший бых, яко Отроча Младо, но Превечный Бог, Ветхий деньми, состарехся, ибо обогати человека Божеством, и седе на небе, и весь день в веке сем милует и взаим дает благодать Свою, ибо спасение праведных от Господа и поможет им Господь ( Пс.36:2526, 3940 ). 90 . Христос Бог – слава и упование Христин. Пророку Даниилу Архангел Гавриил возвестил о Христе Спасителе, что помазан будет Святой святых, заглажены будут преступления, воссияет правда вечная и смертью Своей Христос, после 69 седмин – 483 лет, утвердит новый завет – Евангелие вечное ( Дан.9 ) Пророк Иона воспевал трехдневное Воскресение Христа. Пророк Захария ликовал, взывая: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима. Се, Царь твой Христос Спаситель, Богочеловек, грядет к тебе Праведный и Спасающий, Кроткий, готовый на заклание, сидящий на ослице и молодом осле, призывая к Себе сынов Израиля и язычников» ( Зах.9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   Вторая степень смирения есть, если кто не любя своей воли и не находит удовольствия в том, чтобы исполнять свои пожелания; но делами подражает Господу, сказавшему о Себе: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить Свою волю, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38). Исполнение своей воли ведет в муку, а самопринуждение готовит венец славы.    Третья степень смирения есть, – чтобы по любви к Богу, со всяким послушанием подчиняться старшему, подражая Господу, о Котором Апостол говорит, что «Он был послушлив даже до смерти» (Фил. 2:8).    Четвертая степень смирения есть, – чтобы в самом послушании на трудные дела и противные своему сердцу, или при каких-либо напраслинах, хранить молчаливое, но благодушное, и с доброй совестью терпение, и терпя, не ослабевать и не отступать назад; ибо Писание говорит: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13); и еще: «мужайся, и да укрепляется сердце твое, надейся на Господа» (Пс. 26:14). Показывая также, что верному должно терпеть за Господа все противное. Пророк говорит от лица претерпевающих: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, «обреченных» на заклание» (Пс. 43:23).    В несомненной уверенности в Божественном воздаянии за терпение, они продолжают радуясь все переносить и говорят: «но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37); или как в другом месте пишется: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу» (Пс. 65:10)-12). Заповедь Божия относительно бед и напастей исполняя терпением, они, когда бьют в одну ланиту, подставляют и другую, когда отнимают у них ризу, они отдают и сорочку, когда принуждены бывают идти в кем одно поприще, идут с ним (Мф. 5; Лк. 6); и с Павлом Апостолом терпят от ложных братий гонение, – и благословляют клянущих их (2 Кор. 11).    Пятая степень смирения есть, чтобы худых помышлений, входящих на сердце, или худых дел, сделанных с сокровенности, не утаивать от своего аввы, но все открывать ему в смиренном исповедании. Убеждает нас к этому Писание, говоря: «Предай Господу путь твой и уповай на Него» (Пс. 36: 5); и еще: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс. 105:1); также: «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего и сказал: “исповедую Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Третья степень смирения есть, — чтобы по любви к Богу, со всяким послушанием подчиняться старшему, подражая Господу, о Котором Апостол говорит, что «Он был послушлив даже до смерти» (Фил. 2:8). Четвертая степень смирения есть, — чтобы в самом послушании на трудные дела и противные своему сердцу, или при каких-либо напраслинах, хранить молчаливое, но благодушное, и с доброй совестью терпение, и терпя, не ослабевать и не отступать назад; ибо Писание говорит: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13); и еще: «мужайся, и да укрепляется сердце твое, надейся на Господа» (Пс. 26:14). Показывая также, что верному должно терпеть за Господа все противное. Пророк говорит от лица претерпевающих: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» (Пс. 43:23). В несомненной уверенности в Божественном воздаянии за терпение, они продолжают радуясь все переносить и говорят: «но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37); или как в другом месте пишется: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу» (Пс. 65:10)-12). Заповедь Божия относительно бед и напастей исполняя терпением, они, когда бьют в одну ланиту, подставляют и другую, когда отнимают у них ризу, они отдают и сорочку, когда принуждены бывают идти в кем одно поприще, идут с ним (Мф. 5; Лк. 6); и с Павлом Апостолом терпят от ложных братий гонение, — и благословляют клянущих их (2 Кор. 11). Пятая степень смирения есть, чтобы худых помышлений, входящих на сердце, или худых дел, сделанных с сокровенности, не утаивать от своего аввы, но все открывать ему в смиренном исповедании. Убеждает нас к этому Писание, говоря: «Предай Господу путь твой и уповай на Него» (Пс. 36: 5); и еще: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс. 105:1); также: «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего и сказал: “исповедую Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010