Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестя­щею, если не чрез терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества, потому что и псалом увещевает, говоря: " Уповай на Господа и держись пути Его " (Пс. 36:34), и Павел говорит, как оно приобретает добродетель: " … от скорби происходит терпение " (Рим. 5:3). Обращаясь к нему, найдешь источник благ, надежду: " надежда не постыжает … " (ст. 5). Итак, " Покорись Господу и надейся на Него " , и найдешь отсюда, что " и Он исполнит желания сердца твоего " (Пс. 36:7,4). Что блаженнее этого -  приобрести себе милостивый слух такого царя? Кто не пожелает, чтобы слух судьи был открыт для него, и повиновался? Брат, ты - делатель добродетели; Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо. Послу­шай Павла, говорящего: " Что посеет человек, то и пожнет " (Гал. 6:7). Посей в дух, чтобы пожать тебе вечную жизнь: " сеющий в плоть свою " , - говорит (апостол), - " от плоти пожнет тление " (ст. 8). Слушай прекрасного увещателя, говорящего: " Сейте себе в правду, и пожнете милость … " (Ос. 10:12); видя впереди себя надежду, не пренебрегай трудом. Где под­виги, там и награды; где войны, там и почести; где борьба, там и венец. Смотря на это, приготовляй самого себя чрез терпение; всегда взывай к самому себе, восклицая со святыми: " … мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа " (Пс. 26:14). " Приготовь к окончанию дела твои, и соверши на поле " (Притч. 24:27), потому что жизнь есть это поле. Возьми Ветхий Завет: " огради владение твое терновником " (Сир. 28:27). Каким? Пощением, молением, учением. Если у тебя будет ограда, не вступит зверь, - разумею диавола. Возделывай свою душу, как бы прекрасную виноградную лозу. И как стерегущие виноградник хлопают руками, кричат голосом, и грохотом не допускают злоумышленников, так и ты: восклицай молением, под­нимай крик псалмопением, - и отгонишь коварного зверя, ли­сицу, которая есть диавол; о нем говорило Писание: " Ловите нам лисиц, лисенят … " (Песн. 2:15), и прочее. Всегда наблюдай врага; если он придёт, чтобы пронзить твоё сердце стрелою глупого пожелания, и если он придёт повергнуть твою душу в грязные помыслы, -  противоставь щит веры, оденься в шлем надежды, обнажи меч Духа, который есть слово Божие; и, так вооружаясь против врага, терпи, и не будь небрежен в борьбе, но бодрствуй во всём.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1656...

Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестящею, если не чрез терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества, потому что и псалом увещевает, говоря: " Уповай на Господа и держись пути Его " (Пс. 36:34), и Павел говорит, как оно приобретает добродетель: " от скорби происходит терпение " (Рим. 5:3). Обращаясь к нему, найдешь источник благ, надежду: " надежда не постыжает " (ст. 5). Итак, " Покорись Господу и надейся на Него " , и найдешь отсюда, что " и Он исполнит желания сердца твоего " (Пс. 36:7,4). Что блаженнее этого - приобрести себе милостивый слух такого царя? Кто не пожелает, чтобы слух судьи был открыт для него, и повиновался? Брат, ты - делатель добродетели; Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо. Послушай Павла, говорящего: " Что посеет человек, то и пожнет " (Гал. 6:7). Посей в дух, чтобы пожать тебе вечную жизнь: " сеющий в плоть свою " , - говорит (апостол), - " от плоти пожнет тление " (ст. 8). Слушай прекрасного увещателя, говорящего: " Сейте себе в правду, и пожнете милость " (Ос. 10:12); видя впереди себя надежду, не пренебрегай трудом. Где подвиги, там и награды; где войны, там и почести; где борьба, там и венец. Смотря на это, приготовляй самого себя чрез терпение; всегда взывай к самому себе, восклицая со святыми: " мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа " (Пс. 26:14). " Приготовь к окончанию дела твои, и соверши на поле " (Притч. 24:27), потому что жизнь есть это поле. Возьми Ветхий Завет: " огради владение твое терновником " (Сир. 28:27). Каким? Пощением, молением, учением. Если у тебя будет ограда, не вступит зверь, - разумею диавола. Возделывай свою душу, как бы прекрасную виноградную лозу. И как стерегущие виноградник хлопают руками, кричат голосом, и грохотом не допускают злоумышленников, так и ты: восклицай молением, поднимай крик псалмопением, - и отгонишь коварного зверя, лисицу, которая есть диавол; о нем говорило Писание: " Ловите нам лисиц, лисенят " (Песн. 2:15), и прочее. Всегда наблюдай врага; если он придёт, чтобы пронзить твоё сердце стрелою глупого пожелания, и если он придёт повергнуть твою душу в грязные помыслы, - противоставь щит веры, оденься в шлем надежды, обнажи меч Духа, который есть слово Божие; и, так вооружаясь против врага, терпи, и не будь небрежен в борьбе, но бодрствуй во всём.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1656...

Скачать epub pdf О терпении, о кончине века и втором пришествии. О прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия Славна жизнь праведных. Чем же она славится, как не терпением? Возлюби, монах, терпение, как матерь мужества. И Псалмопевец увещевает, говоря: «Потерпи Господа и сохрани путь Его» ( Пс.36:34 ). И Павел, уча, как приобретать добродетель, говорит: «скорбь терпение соделовает» ( Рим.5:3 ). Упражняясь в терпении, найдешь источник благ – упование; упование же не посрамит. Итак, покорись Господу и молись Ему, и достигнешь того, что «даст ти вся прошения сердца твоего» ( Пс.36:4 ). Что блаженнее этого – приобрести благосклонное внимание такого Царя? Кто не пожелает, чтобы слух Судии был отверст и внимателен к нему? Делателем добродетели стал ты, брат, Христов ты наемник. Пока есть время, делай доброе. Послушай Павла, который говорит: «еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет» ( Гал.6:7 ). Сей в духе, чтобы пожать тебе живот вечный. «Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление» ( Гал.6:8 ). Послушай доброго советника, который говорит: «Сейте в себе правду, соберите плод живота» ( Ос.10:12 ). Не приходи в нерадение от изнеможения, но имей в виду упование. Ибо где подвиги, там и награды; где брани, там и почести; где борьба, там и венец. Взирая на это, умощай (укрепляй) себя уроками терпения. Взывай к себе, непрестанно возглашая со святыми: «мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» ( Пс.26:14 ). Приготовь дела свои к исшествию; приведи все в порядок на поле своем, а поле есть жизнь сия. Возьми добрый заступ – Новый Завет ; огороди владение свое терниями – постом, молитвой и учением. Если такая будет у тебя ограда, то не взойдет зверь, то есть диавол. Как прекрасный виноградник, возделывай душу свою. Как стерегущие виноградники бьют руками и громко кричат, и таким шумом останавливают злоумышленников, так делай и ты: возвысь голос, восклицай в псалмопении и прогонишь хитрого зверя – лисицу, то есть диавола, о котором в Писании сказало: «Имите нам лисы малыя», – и прочее ( Песн.2:15 ). Непрестанно наблюдай за врагом, если будет пожелание твое (захочешь) устремляться на дела непристойные. Если в душу твою, как бы из пращи, станет метать скверными помыслами, то противопоставь щит веры и возложи на себя шлем упования. Извлеки «мечь духовный, иже есть глагол Божий» ( Еф.6:17 ). И вооружась так на врага, терпи и не будь нерадивым в брани. Напротив того, во всем трезвись и говори: «Знаем мы его замыслы». Итак, «радуйтеся» всегда, как написано: «Кротость ваша разумна да будет всем человеком» ( Флп.4:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Заповеди ...Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения ( Пс. 118, 165 ). Другого средства для получения мирного устроения душевного, кроме исполнения евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно. Евангельские же заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений, по сказанному: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21, 19 ) и Претерпевший же до конца спасется ( Мф. 10, 22 ), чтобы никого не судить и никого не осуждать, а всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле. Так как только один и есть Судия живых и мертвых, пред Которым каждый из нас от своих дел или прославится, или постыдится (2, ч. 1, с. 36). Всеблагий Господь, имиже весть судьбами, да вразумит нас и да наставит на путь хранения Божественных Его заповедей, ими же приобретается жизнь вечная и вечное блаженство, где кому Промысл Божий укажет место, как сказано в псалмах: На всяком месте владычества Его благослови, душа моя, Господа ( Пс. 102, 22 ) (2, ч. 1, с. 29). ...Убеждаю поверить... евангельскому слову Самого Господа, глаголющего: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди ( Мф. 19, 17 ). И паки: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего ( Мф. 7, 21 ). Вникни рассудительно в слова сии и не надейся спастись одним исполнением келейных правил без исполнения заповедей Божиих, из которых главная сия: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф. 7, 5 ) (2, ч. 2, с. 72–73). Ты писала, что тебе было внушение внутреннего гласа: «Покойся в Господе». Спрашиваешь, что могут означать слова эти. Думаю, что, во-первых, они означают то, что желающий иметь покой в Господе должен стараться исполнять все заповеди Господни, по сказанному от святого Давида пророка: Ко всем заповедям Твоим я направлялся, всякий путь неправды возненавидел ( Пс. 118, 128 ). При таком направлении хотящему иметь покой в Господе необходимо понуждаться, чтобы любить врагов, благословлять клянущих, добро творить ненавидящим и молиться за творящих напасть и гонящих его. Ежели на это не будем понуждаться, то не можем иметь совершенного покоя в Господе. И насколько будем в себе допускать самооправдания и обвинения других, настолько будем лишаться мира душевного, по сказанному в псалмах: Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения ( Пс. 118, 165 ) (2, ч. 3, с. 66).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Псалом 13 В конец, псалом Давиду И этот псалом обещает указать конец того, что в нем предсказано Давидом. На основании сего некоторые с Василием находят здесь пророчество о том, что имело быть во времена царя Езекии и осады Иерусалима Сеннахеримом – царем Ассирийским; другие, как Афанасий, – пророчество о событиях, относящихся к воплощению Христову. Что касается до нас, то мы будем изъяснять этот псалом в отношении к тому и другому мнению. Пс.13:1 .  Рече безумен в сердце своем: несть Бог Безумный Сеннахерим сказал, говорит, в сердце своем, что Бог Иудейский не есть Бог . Ибо если бы он верил, что Он действительно Бог, то не дошел бы до столь нечестивого помысла и особенно в то время, как ежедневно мог слышать о чудесах, произведенных Богом над врагами иудеев. Таковые внутренние помыслы он не замедлил выразить и словом, злословя Бога Израилева и отправил первого вождя своего – Рапсака – для осады Иерусалима, как это читаем в 4-й Царств в глав. 18 и 19 и у пророка Исаии в глав. 36 и 37 16 Растлеша и омерзишася в начинаниях Те, говорит, которые окружали царя Сеннахерима, были растленны, как потерявшие правильное познание о Боге и благочестии; они же были мерзки и ненавистны пред Богом по причине неправедных и злых дел своих. Ибо сии нечистые оскорбляли Бога и поносили Его, что Он бессилен и не есть Бог, а народ иудейский устрашали истреблением его. Гордясь таковым поведением своим, они марали и сквернили себя пьянством и сладострастием. Можно думать, что в этом стихе сделано переложение слов, которое можно исправить так: они растленны в стремлениях своих и гнусны 17 Несть творяй благостыню, несть до единаго Нет, говорит, в числе людей Сеннахерима ни одного доброго, но все злы. Пс.13:2 .  Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, еще есть разумеваяй пли взыскаяй Бога Бог, говорит, воззрел на сынов человеческих, т. е. принадлежавших Сеннахериму, и находившихся в таком растленном и гнусном состоянии; воззрел, говорит, с неба, потому что почитался живущим на небе; как сказано: Живущий на небесах ( Пс.2:4 ) воззрел, чтобы видеть, найдется ли кто-либо между ними познающий Бога из сотворенных Им чудес, и ищущий Его, т. е. призывающий имя Его согласно с сим: я искал Господа и Он услышал меня ( Пс.33:4 ), ибо некоторые из знающих Бога предаются своевольствам и не признают Его за Бога (3). Давид человекообразно представил Бога преклоняющимся с неба, как бы с высоты, и смотрящим. Ибо как Бог везде, так и знает все. Надобно заметить, что этот образ выражения, т. е. что Бог наклоняется и смотрит, находится во многих местах священного Писания; а сказать иначе, сими словами Давид изображает повсеместное посещение и видение Божие; поелику Он смотрит с неба на землю, и знает все подробно и столь беспредельное почти расстояние не препятствует Ему в том нисколько.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Часть Вторая Комментарий. Надписание Гл.1, ст. 1 Λμμα λγου Κυρου π τν σραλ ν χειρ γγλου ατο· θσθε δ π τς καρδας μν. Бремя слова Иеговы к Израилю чрез Малахию. § 1. . При изъяснении надписания книги пророка Малахии, после вопроса о значении имени , о чем у нас была речь в исагогической части, самым главным является вопрос о точном значении евр. слова , которое как древними, так и новыми переводчиками и толкователями передается различно. Из древних LXX перевели его чрез λμμα – «получение», «принятие» (от кор. λαβ, гл. λαμβνω) 417 : таргум переводит чрез – «бремя»; сирский перевод усвояет ему значение «видения»; бл. Иероним передает его чрез «onus» – «бремя», «тяжесть», «груз». В новое время Лютер перевел «Last» – «ноша», «бремя» «тяжесть»; в русском синодском переводе стоит «пророческое слово». Что касается толкователей, то из древних с особенною настойчивостью утверждает, что значит «бремя», «тяжесть», бл. Иероним, а из новых – Генгстенберг, Штраус. Рейнке, Кейл, Пьюзей и др. 418 . С другой стороны, собственно уже в новейшее время сделалось довольно обычным усвоят слову значение «изречения», «пророчества»; такое понимание высказывалось, впрочем, не в очень позднее время – Гитцигом, Деличем, Кёлером, пр. Палладием и др.; из новейших же писателей его принимают: Штаде, Велльгаузен. Орелли, Гезениус, Фюрст, Кёниг, Новак, близко к нему стоит Грецов («передача») и мн. др. 419 . Чтобы решить, какое значение должны мы придать этому спорному слову , рассмотрим случаи его употребления в Библии. Случаи эти – следующие: Чис.4:15; 4:47; 11:11 ; 4Цар.5:17; 8:9 ; 2Пар.17:11; 20:25; 35:3 ; Притч.31:1 ; Неем.5:7; 13:15, 19 ; ; Иер.17:21–27; 23:33–38 ; Иез.24:25 ; Наум.1:1 : Зах.9:1; 12:1 ; Мал.1:1 (); Иер.23:36 (); 4Цар.9:25 ; 1Пар.15:27 : 2Пар.24:27 ; Неем.5:10 ; Притч.30:1 ; Ис.14:28; 22:25 ; Иер.23:36 : Иез.12,10 ; Авв.1:1 (); Чис.11:17 ; 1Пар.15:22 ( и ); Пс.37:5 (): 2Цар.15:33; 19:36 : Иов.7:20 (); Чис.4:24 (); Ос.8:10 (); Втор.1:12 (); Чис.4:19, 49 (); 4:27, 31, 32 (); Плч.2:14 ().

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Омилия XXV 104 . Произнесенная в Неделю Всех Святых Воистину, «Дивен Бог во святых Своих» ( Пс.67:36 ). Потому что когда кто-нибудь обдумает превосходящие естество борения Мучеников, как будучи в немощи плоти, они посрамили сильного во зле, как, как бы не ощущая страдания и раны, они телом боролись с огнем, мечем, с различными и губительными обликами мучений, терпением оказывая сопротивление; и в то время как тела крошились и рвались суставы и дробились кости, они верно соблюдали исповедание Христа здравое и неразоренное и неповрежденное и непоколебимое, вследствие чего им и была благодатно дарована премудрость Духа и гигантская сила; или когда кто представит себе терпение Преподобных, как они, как бы будучи бесплотными, выносили длительные пощения, бдения и иные разновидные злострадания тела, и при том добровольно, в борьбе против лукавых страстей, против различных видов греха, во внутренней и в нас самих сущей невидимой брани против начал, против властей, против духов зла до конца противоставившись им, и внешнего человека истощая и умерщвляя, внутреннего же обновляя и обожествляя, благодаря чему им благодатно были дарованы дар исцеления и действие силами 105 , так что когда кто рассудит и подумает о том: насколько это превосходит наше естество, то удивляется и прославляет Бога, давшего им таковую благодать и силу; ибо хотя они и имели благое произволение, но без Божией силы, не возмогли бы стать выше естества, и сущие в теле – одолеть бесплотного врага. Посему и Псалмопевец Пророк, говоря: «Дивен Бог во святых Своих», – присовокупляет: «Той даст силу и державу людем Своим» ( Пс.117:36 ). И обдумайте внимательно значение пророческих слов: так, хотя Он и говорит, что Бог даст силу и державу народу Своему, – потому что у Бога нет лицеприятия (и всем Он дарует Свою державную помощь), – но дивен Он только во Святых Своих . Потому что, как солнце свыше щедро всем в равной мере излучает свои лучи, но видят их только имущие глаза и не смыкающие их; имеющие же чистые (незамутненные) глаза наслаждаются сиянием, которое зорко видят вследствие чистоты очей их, что не доступно для тех, у которых, вследствие болезни или омрачения или иного чего, притупилось зрение; – так и Бог свыше доставляет всем изобильную помощь, – ибо Он – неизсякаемо-источающий, спасительный и озаряющий Источник Милости и Добра; – наслаждаются же Его благодатию и силою к соделованию добродетели и достижению совершенства, или даже – к совершению чудес, – не просто все , но лишь те , которые проявили доброе произволение и чрез дела показали любовь к Богу и веру; которые совершенно отстранились от всего дурного, твердо же держались Божиих заповедей, и душевный взор имели устремленным на Самое Солнце Правды – Христа, Который не только невидимо свыше простирает подвизающимся руку помощи, но и чрез Евангелие, увещевая, прямо вслух нам сегодня говорит: «Всяк, убо иже исповесть о Мне 106 εν εμι и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Беседа 10 на псалом 12 35 Пс.12:1–3 .  В конец, псалом Давиду. 36 Доколе, Господи, будешь забывать меня до конца? 37 Доколе будешь отвращать лице Твое от меня? 38 Доколе я буду слагать помыслы в душе моей? 39 (а) печали в сердце моем день и ночь? Доколе будет возноситься надо мною враг мой? 40 Не малое благо, если человек сознает свое оставление Богом, которое происходит от на­рушения Его заповедей, но служит также проявле­нием особого божественного промышления. – Что зна­чит: «я пре одолел его» ( Пс.12:5 )? – Усиление молитвы Псалмо­певца о божественной помощи указанием на радость и веселие врага. – «Я же уповал на милость Твою» ( Пс.12:6 ). – Благодарность и славословие Господу прежде получения от Него благодеяний. – Увещание подражать Давиду и без колебаний полагаться на милость Божию. 1. Не малое благо и в том, чтобы чувствовать забвение от Бога. Под забвением же разумей не состояние страстное, но оставление. Многие, подвергшись забвению от Бога, даже не сознают этого, и не скорбят; а блаженный Давид не только сознавал это, но исчислял и время забвения, потому что вы­ражение: доколе означает продолжительность времени. Потому он и скорбит, и плачет. Смотри, как он никогда не скорбит ни о чем житейском, ни о богатстве, ни о славе, но всегда о благоволении Божием. Почему же, скажешь, он знал, что Бог забыл его? Потому, что он знал и то, когда Бог помнил о нем, и ясно понимал, в чем состоит это забве­ние, и в чем это памятование, – не так, как многие из лю­дей, которые, когда богатеют, когда прославляются людьми, когда все у них идет успешно, когда одерживают победы над врагами, тогда и думают, что Бог помнит о них; по­тому они и не знают, когда Он забывает их. Не зная зна­мений памятования Его, они не знают и знамений забвения Его, не разумея знаков любви Его, не разумеют и знаков небла­говоления Его. Многих из людей, имеющих земные блага, Бог забывает, и даже особенно их; напротив о неимеющих часто памятует. Памятование о нас Божие происходит не от чего иного, как от добрых дел, внимательности, бодрство­вания, упражнения в добродетели; равно и забвение не от чего иного, как от грехов, корыстолюбия, хищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 16 1–6. Прибытие в пустыню Син. Ропот евреев. 7–36. Чудесное ниспослание израильтянам пищи: перепела и манна. Исх.16:1 .  И двинулись из Елима, и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. Через месяц по выходе из Египта ( Чис. 33:3 ) евреи пришли в пустыню Син, не прямо из Елима, а из стана, бывшего при море ( Чис. 33:10–11 ). Исх.16:2 .  И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, Исх.16:3 .  и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом. Ропот направлен против обоих братьев – их божественного посланничества: «вывели нас в пустыню» ( Исх. 3:10 ), а вместе с тем и против самого Всевышнего, призвавшего Моисея и Аарона. Кроме прихоти ( Пс. 77:18, 105:14 ), основанием для ропота является боязнь голодной смерти, более мучительной, чем смерть от египетских казней в состоянии полного материального довольства: «сидели у котлов мясных» ( Чис. 11:4–5 ). Исх.16:4 .  И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; Исх.16:5 .  а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни. Горестное воспоминание: «ели хлеб досыта» ( Исх.16:3 ) не должно иметь места. Дан будет хлеб с неба, т.е. манна ( Исх.16:15 , Пс. 77:24 ), в достаточном на каждый день количестве, и им будет напитан народ досыта ( Исх.16:8 , Пс. 77:25 ). Ежедневное собирание манны напоминало евреям о всецелой зависимости их существования от Бога ( Втор. 8:16–17 ) и в то же время приучало к точному исполнению требования не заготовлять ее на другой день, кроме субботы ( Исх.16:29 ). В этом отношении дарование манны является испытанием народа еврейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поучение о прошении милостыни на созидание храмов («Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20) Что принесем, чем воздадим, какое благодарение вознесем, слушатели возлюбленные, Создателю нашему Господу Иисусу за то, что Он, благ наших не требуя, по единой Своей милости не только создал этот мир, видимый и невидимый, сохраняет и обогащает нас в нем, дарует нам жизнь и жилища и питает нас, но и дает нам небо! Дает, говорю, небо, то есть то ангельское селение, те многие обители у Отца Небесного, где «слава и богатство в доме Его» ( Пс. 111:3 ), где каждый венчается славой и честью, где на голову каждого, кто достоин этого блаженства, возлагается «венец из камней драгоценных» ( Пс. 20:4 ); то небо, помышляя о котором, Давид, скончаваясь, говорит: «Как вожделенны жилища Твои, Господи Сил! Желает, скончаваясь, душа моя во дворы Господни» ( Пс. 83:2–3 ), а святой Павел разлучается с телом: «Желаю разлучиться и со Христом жить», и еще: «Кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Флп. 1:23 ; Рим. 7:24 ); то небо, которого невозможно достойно похвалить. Ибо превосходит ум, удивляет помысл превыше всяких слов сия красота, сия честь, достоинство и высота, о которых восхищенный до третьего неба апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор. 2:9 ). Такое небо, такое веселие уготовил Бог любящим Его! Получившим сие и Сам Христос Господь повелевает радоваться, как бы говоря: не радуйтесь тому, что вам повинуются бесы! Не радуйтесь тому, что вы все имеете! Чему же? «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» ( Лк. 10:20 ). О воистину великая радость! О неизреченное блаженство! О неоцененное приобретение! Знаю, что все желают, все хотят получить его, но не все получают. Не все, ибо некоторые будут изгнаны и ввержены во тьму кромешную. Кто же получает? Это те, которым Сам Судия говорит: «Был наг, и вы одели Меня» ( Мф. 25:36 ). За эту добродетель Христос воздает небом и дарует вечную жизнь. Велика, говорю, добродетель – одевать нагих нищих. Сколь же велика и неизреченна добродетель – одевать Самого Христа Господа! Но, может быть, кто-нибудь спросит: как можно одевать Одевающего небо облаками, землю травой и Украшающего все создание? Это возможно в том случае, если мы, видя обнаженными храмы, строящиеся во имя Его, в которых Сам Христос почивает под видом хлеба и вина, наполняем и, покрываем их. За такое дело более чем за все другие Господь воздаст вечное селение на небе. О нем и будет мое нынешнее слово. Ты же, о Христе Господи, сказавший: «Ревность по доме Твоем снедает Меня» ( Ин. 2:17 ), – отверзи мне, желающему говорить о чести дома Твоего, ум и язык, а слушателям внимание, дабы и исполнили то, что услышат, ибо «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк. 11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010