Нет равного Тебе в милости; нет, Господи, подобного Тебе в благости. Ты истину сказал: хотением «не хощу смерти грешника» ( Иез.33:11 ). И я уверен, что «сердце сокрушенное и смиренное Ты не презришь» ( Пс.50:19 ). Слышу я благонадежное слово истины: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоил.2:32 ). Итак, буду я призывать спасительно имя Того, Кто всяким грешникам открыл свободный вход в вечное Свое Царство. Меня уверяют в том и блудница, и разбойник, и мытарь, и тот хулитель и обидчик ( 1Тим.1:13 ), который по милости Господней сделался проповедником истины, и многие другие; все они ободряют меня надеждой спасения, если я буду просить себе Божией милости. «Ибо всякий просящий получает» ( Мф.7:8 ), – будет ли кто добр душою или зол, богат или беден в добродетели; но, если попросит милости у Бога, получит. Ей, Благосердый, вожделенно Тебе спасать всякого грешника, полагающего начало покаяния, которое определил Ты грешникам во спасение ( 2Пар.36:23 де). Ты – Бог кающихся, и нет другого имени, которым надлежало бы спастись нам ( Деян.4:12 ). Ты – «упование всех концов земли; вот, я познал, что Бог мой – Ты, и блага мои Тебе не нужны» ( Пс.64:6, 55:10, 15:2 ). Скажи душе моей: твой есмь Аз; и по вере твоей да будет тебе. Ибо Ты возвестил защиту его, потому что познал имя Мое; воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби, избавлю его, и явлю ему спасение Мое ( Пс.90:14–16 ). О Владыко мой, Господи! – врачество души моей, обретенное мною в скорбные дни моей жизни! Тебя я призываю, намереваясь избавиться от прегрешений моих, к Тебе я обращаю печальные очи души моей; спаси меня, помилуй по великой Твоей милости ( Пс.50:1 ). Ты возвестил нам: «никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ); да не престанет быть истинным святое слово Твое, да пребудешь Ты вечно благосердым Богом спасения моего. Не ради Ты заслуг человеческих изволил быть человеком; не ради и моих добродетелей, которых и нет у меня. Ты спасешь меня, Боже мой. Ибо Ты воистину благий Господь: отдаешь Ты полную плату поработавшим с утра в Твоем винограднике; наравне с ними удостаиваешь награды и приходящих под вечер; щадишь Ты, Милосердый, и того, кто под конец своей жизни, подобно разбойнику, обратит к Тебе молитвенный взор души своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Те же [слова], которых нет у Семидесяти толковников: воздать должное островам , указывают на иудейские города, которые опустошило римское войско. Ибо и выше (20) Господь говорит чрез пророка к жителям острова, то есть Иерусалима. Ст. 19–21. И убоятся имени Господа на западе, и славы Его – на восходе солнца, когда приидет как быстрая река, которую приводит в движение Дух Господень, и приидет Искупитель Сиона и тех, которые обращаются от беззакония во Иакове, говорит Господь. Вот союз Мой, с ними, говорит Господь: Дух Мой, который в Тебе, и слова Мои, которыя Я вложил в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст семени семени твоего, говорит Господь, отныне и до века. LXX: И убоятся имени Господа па западе и славнаго имени – на восходе солнца. Ибо приидет как река бурная гнев Господень ÷ приидет с яростию и прийдет гиз Сиона избавляющий. И отвратит нечестия от Иакова, и сей будет им завет от Меня, говорит Господь. Дух Мой, который в тебе, и слова Мои, которые Я дал в уста твои, не прекратятся в устах твоих и в устах семени твоего, говорит Господь, отныне и до века. Когда Господь облечется для брани в броню правды, и в шлем спасения, и в одежды мщения, и в плащ ревности и придет на брань и для отмщения, чтобы отмстить врагам, и воздать противникам своим и разрушить острова их, то есть города и селения: тогда придут иноплеменники с запада и востока, чтобы покоиться на лоне Авраама ( Мф. 8 ), о которых и выше ( Ис. 49 ) было сказано: «вот они издалека прийдут, одни от запада, и одни от севера, а другие от земли персов «, убоятся Господа тем страхом, который есть начало премудрости (Прем. Сир. 1 ). О нем мы читаем во многих местах, из которых приведем немногия: блажен муж, бояйся Господа ( Пс. 111:1 ), и: несть лишения боящимся Его ( Пс. 33:10 ), и: страх Господень наказание и премудрость ( Притч. 15:33 ), и: приидите, чада, послушайте мене: страху Господню научу вас ( Пс. 33:12 ), и: благословится человек, бояйся Господа ( Пс. 127:5 ), – и: страх Господень прилагает дни ( Притч. 10:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Долг же верующих обдумать сказанное и прилежно рассмотреть историю. 7. Мы же, питомцы святого поста, при воздержании телесном наслаждаясь пищей небесною, будем стараться свято соблюсти пост. «Назначьте, – говорится, – пост» ( Иоил.1:14 ). Мы ли его освящаем, или он освящает нас? Очевидно, что пророк сказал это в том смысле, чтобы мы свято хранили пост. Смысл такой же, как и в словах нашей молитвы: «да святится имя Твое» ( Мф.6:9 ); мы молимся не об имени Его, потому что имя Его освящает все, и говорим в смысле: «пусть имя Твое святится в нас», поскольку имя Его призвано на нас, так (христианами мы называемся от Христа). У святого все свято, потому что ничто, не будучи святым, не может приблизиться к Богу. Святый Бог почивает во свя­тых. Свято небо Его: «услышал его с неба святого Своего»: ( Пс.19:7 ); святы ангелы: «в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк.8:38 ); свята земля с ее богослужением: и захочет, говорится, разорить завет на земле святой Его; Давид называет святым двор храма: «поклонитесь Господу во дворе святом Его» ( Пс.95:9 ); у Исаии называется святым храм: «дом освящения нашего и славы нашей» ( Ис.64:11 ); овцы бессловесные, которых тогда приносили в жертву, назывались святыми: как «овцы святыя 3 в Иерусалиме» ( Иез.36:38 ); свят завет: «и утвердит» со многими «завет» святый свой ( Дан.9:27 ); сам город назывался святым: «святой горы Твоей» отцов наших Иерусалиме ( Дан.9:16 ). Ничто не святое не может приближаться к Богу. Потому и Павел говорит: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ). Мы воздерживаемся от хлеба; будем воздерживаться и от неправды. Ты не ешь хлеба? Не снедай плоти убогих, чтобы и о тебе не сказал Бог: «поедающие народ Мой, как едят хлеб» ( Пс.13:4 ). Ты не пьешь вина? Пусть не опьяняет тебя гнев, чтобы тебе не услышать от Законодателя: «Ярость их подобна змеиной» ( Пс.57:5 ), и еще: «вино их яд драконов» ( Втор.32:33 ). Если ты угнетаешь бедняка, так что он стенает, то пред Богом он окажется снедающим хлеб слез. Поэтому Бог и говорит: «вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа» ( Мал.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Пс.68:21             Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемогаю 377 ;                         и жду сетующего 378 , и нет [его],                         и утешающих, – и не нахожу. «Поношение сокрушило сердце» – поношение, которое человек терпит «ради Бога» (ст.8), может «сокрушить сердце». Таково же покаяние о грехе: «жертвы Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно» (см. Пс.51 /50:19). И терпящий напраслину ради Бога, и кающийся о грехе должны знать: Бог «врачует сокрушенным сердцем» ( Пс.147 /146:3). «Блаженны вы, когда будут поносить вас ради Меня» ( Мф.5:11 ) – это блаженство такое же, как у совершенно покаявшегося. «Сетующего нет… утешающих не нахожу» – ученики рассеялись при Голгофе, как сказал им Иисус: «все вы соблазнитесь о Мне в ту ночь, ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада " » ( Мф.26:31 ; Зах.13:17 ). Пс.68:22             И подают в пищу Мне горечь,                         и в жажде Моей напоили Меня уксусом. «Пищу» – hap.leg.; слова того же корня редки и обозначают еду, которую дают или больному ( 2Цар.13:5 ), или во время голода ( Плч.4:10 ). Предложить вместо такой пищи «горечь» – это глумление. " Горечь» рош – либо ядовитая трава (упоминается вместе с полынью; Плч.3:19 ), либо яд змей ( Втор.32:33 ); Иов.20:16 ). В символическом значении – отрава, которая растет на полях Содома и Гоморры ( Втор.32:32 ), также горечь, в которую превращают неправый суд ( Ам.6:12 ). Можно представить себе состав зелья, куда внесли горечь от трав, от яда змей, от «Содома», от продажного суда… Следовательно, не первую попавшуюся «горечь» дали Изнуренному: Христу дали приготовленный состав горечи в глумление и муку. И сверх того, как всякому распинаемому, Христу давали «оцет» – напиток на «уксусе» 379 , как одурманивающее средство, своего рода гуманный акт обезболивания: «дали Ему пить вина, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» ( Мф.27:34 ). О смеси с «желчью» говорит только евангелист Матфей, об «уксусе» (оцте) – все евангелисты ( Мф.27:48 ; Мк.15:36 ; Лк.23:36 ; Ин.19:29,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Саул приблизил к себе святого Давида и сделал начальником всех войск. Израильские женщины встречали их после победы с песнями и плясками: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!» Зависть и ненависть овладели Саулом. Слушая музыку, он дважды бросал в святого Давида копье, чтобы пригвоздить его к стене, но тот уклонялся. Чтобы погубить юношу, он посылал святого Давида в самые опасные сражения, обещая выдать за него свою дочь. Нарушив обещание, он вынужден был отдать за него другую дочь – Мелхолу. Но преследования не прекращались. Начались странствования святого Давида по гористым, лишенным растительности пустыням. Наконец, он покинул родину. «И собрались к нему все притесненные, и все должники, и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек» ( 1Цар.22:2 ). После возвращения святого Давида Саул продолжал преследовать его. Дважды святой Давид мог убить спящего царя, но только взял копье и отрезал край одежды его. «С ненавидящими мира бех мирен» ( Пс.119:6 ). Он старался убедить Саула, что в душе его нет злого умысла и коварства против помазанника Божия. «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя» ( Пс.58:2 ), – взывал пророк. «Вскую прискорбна еси, душе моя? И Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся ему, спасение лица моего и Бог мой» ( Пс.41:12 ). «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» ( Пс.33:20 ). Филистимляне обратили в бегство войско израильтян и убили царя и его сыновей. Колено Иудино провозгласило царем святого Давида. Другие одиннадцать колен избрали царем сына Саула Иевосфея. Через 7 лет военачальники Иевосфея убили спящего царя. Голову его они принесли святому Давиду, но он приказал казнить изменников. После смерти Иевосфея святой Давид был провозглашен царем над всеми двенадцатью коленами Израильскими. Через 5 лет столицей Израильского государства стал Иерусалим (Город мира). Святой Давид перенес туда Ковчег Завета, установил торжественное Богослужение, в котором участвовали певцы и музыканты, и хотел построить величественный храм. Но Господь через пророка Нафана объявил святому, что это сделает его сын Соломон, так как святой Давид пролил много крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа!» Кто и кому говорит здесь? Так как начало этой речи ничем не отделяется от предшествующей, то, надо думать, что и здесь лицом говорящим выступает или Сам Всевышний, или Его Посланник, так они говорили в предыдущей главе; причем Мессия в своих делах и словах, в конце концов, сливается с Всевышним, Богом Завета. Лица, к которым обращена эта речь, названы более определенно – «стремящимися к правде, ищущими Господа». Под «стремящимися к правде и взыскующими Господа», на языке Священного Писания, разумеются лица, стремящиеся устроить свою жизнь в точном соответствии с Божественным законом (7 ст.) и этим путем достигающие как личной правдивости, так и близости к идеалу Высочайшей Правды – Самому Господу ( Пс.33:15 ; Притч.15 и др.). О них именно говорит и одна из заповедей о блаженствах под именем «алчущих и жаждущих правды» ( Мф.5:6, 10 ; Мф.6:33 ). «Произносящий эти слова связует грядущее царствие Божией правды с обетованиями, данными Аврааму и Сарре. Израиль, потомок их, образно представляется иссеченным из скалы безводной и рожденным с сухого рва. Но как от бесплодных (по общим законам) праотцев Богу угодно было создать многочисленный народ, так размножатся и благословятся все ищущие Господа и правды Его. И да укрепится вера их воспоминанием об отце верующих». (Властов, с. 277. Ср. Гал.3:16–29 ). Ис.51:3 . Так, Го­с­по­дь утешит Сион, утешит все раз­валины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Го­с­по­да; радость и веселье будет в нем, славословие и песнопе­ние. «Так, Господь утешит Сион». Стоящий здесь еврейский глагол noaham, употреблен в прошедшем времени. Это – обычное у пророков perfectum profeticum: особенно часто данный глагол и в той же самой форме встречаем у пророка Исаии ( Ис.40:1 ; Ис.49:3 ; Ис.51:12 ; Ис.52 и др.). «И сделает пустыни его, как рай и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение.» Хотя Навуходоносор, при завоевании Иерусалима и оставил для бедняков виноградники и поля ( 4Цар.25:12 и Иер.52:16 ), однако населения сохранилось так мало, что оно не в силах было культивировать землю, так что Иерусалим и его окрестности, действительно, со временем, стали напоминать собою «дикую пустыню» ( Иез.36:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Библейское учение. Неспособность человека полностью понять смысл какого-либо учения отнюдь не свидетельствует о его ложности. Чтобы понять Бога полностью, люди должны иметь разум Бога. Укажите собеседнику на библейские отрывки, из которых следует, что человек не в состоянии полностью постичь Бога и Его замысел: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его... ( Рим.11:33 ). Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших ( Ис.55:8–9 ). Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан ( 1Кор.13:12 ). Приведенные стихи ясно показывают, что возможности человеческой логики имеют предел. Ограниченный разум не способен обладать всей полнотой знания о бесконечном существе. Творение не может знать все о суверенном Творце. Подобно тому как маленький ребенок не способен понять все слова своего отца, мы, дети Бога, не можем обрести полноту знания о нашем небесном Отце. Спросите: Как вы думаете, способен ли человек в совершенстве постичь природу Бога? (Вероятно, ответ будет отрицательным. Но если ваш собеседник ответит положительно, попросите его объяснить, как это согласуется со словами Ис.55:8–9 ; Рим.11:33 и 1Кор.13:12 .) Что бы вам ни ответил Свидетель, сошлитесь на изданную Сторожевой Башней книгу Reasoning from the Scriptures, в которой сказано, что человек не может полностью понять и осознать безначальность Бога. Цитируя Пс.89:3 , где говорится о вечной природе Бога, эта публикация спрашивает: Логично ли это? Наш разум не может полностью осознать этот факт. Но это не причина его отрицать. Подумайте над такими примерами: (1) Время. Никто не может указать на конкретный момент, с которого началось время. И мы знаем, что, хотя наши жизни имеют конец, время бесконечно. Мы не отрицаем идею времени лишь потому, что не понимаем до конца некоторых его свойств. Напротив, мы строим нашу жизнь в соответствии с ним. (2) Космос. Астрономы не знают, ни где находится начало, ни где находится конец космоса. И чем дальше они проникают во Вселенную, тем больше остается неизученным. Они не отрицают очевидного; многие называют космос бесконечным. Этот же принцип применим и к существованию Бога 506 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Например: «Бог кого хощет, милует, и кого хощет, ожесточает» ( Рим.9:18 . Слич. Рим.11:8 , Рим.11:32 ); т. е. Бог одним дарует свою благодать и спасает их, других лишает её в наказание за недостаток в них приемлемости к ней, вследствие чего они ожесточаются, утверждаются во зле. Так же, когда говорится о Боге, что Он «предал язычников, по похотям сердец их в нечистоту» ( Рим.1:24 ), это опять не то значит, что Бог был прямым виновником плотской нечистоты язычников, а то, что Он оставил язычников без своего вразумления, без своего откровения, без своей благодати, вследствие чего они погрязли в плотской нечистоте. Яснее то же сказано в другом месте о язычниках: «Бог в прошедшие времена попустил всем народам ходить своими путями» ( Деян.14:16 . Слич. Пс.80:13 ). Равным образом и при изъяснении слов: не введи нас во искушение, надобно иметь в виду более ясные выражения об этом в других местах Писания, например: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» ( 1Кор.10:13 ). – Но если не без воли Господа диавол искушает нас на грех , то для чего Господь попускает это? – Иногда это бывает делом одного праведного гнева Божия к нераскаянным грешникам, но большей частью Господь поступает так с премудрым и благим намерением – через искушение от диавола споспешествовать духовной нашей пользе. Людям нетвердым в добре искушения от диавола подают случай утвердиться в нем через борьбу с ними. Людей же преуспевших в добре искушения предохраняют от духовной гордости, давая им чувствовать немощь свою в борьбе с лукавым и нужду в благодатной помощи Божией, и научают их смирению и упованию на Бога ( 2Кор.12:7–9 ), без чего не может быть никакой истинной добродетели. Для всех же искушения служат удобнейшим случаем достигать больших и больших наград от праведного Мздовоздаятеля: «блажен человек, который переносит искушение: потому что, прошедши испытание, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1:12 ). «Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти ( Лк.22:33 ); если и все соблазнятся о Тебе, я никак не соблазнюсь…; хотя бы мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» ( Мф.26:33 , Мф.26:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Примем же этот душеспасительный совет апостола: имуще пищу и одеяние, сии довольны будем ( 1Тим.6:8 ). Но ты не можешь исполнять правды Божией, требующей не собирать себе сокровищ на земле, и все собираешь, думая, что будешь прав по той причине, что собираешь для того чтобы оставить остаток детям своим. Ты хочешь осчастливить их в этой жизни, а того не видишь, как дети нечестивых даже и очень богатых отцов, доходят нередко до крайней бедности; тогда как сбываются во всей силе слова пророка: никогда я не видел праведника оставленным и детей его, просящими хлеба ( Пс.36:25 ). Потому, старайся лучше оставить в наследство детям не деньги, которые могут повредить их и погубить души их, а благие дела свои, могущие научить их благонравию и сделать счастливыми и в сей и в будущей жизни. Если, умирая, и ничего не оставишь детям, то скажи им: наследство, которое должны вы получить, предано Богу, и я надеюсь, что Он отдаст с избытком тем, кому оно принадлежит; ибо сказанное: милуяй нищего взаймы дает Богу ( Прит.19:17 ) – не должно быть ложно. Потому и Златоуст говорит: «не много заботьтесь об оставлении наследства детям своим; но самым лучшим для них наследием оставьте должником своим Бога; Он воздаст им щедрым воздаянием». О благотворительности Давайте милостыню ( Лк.12:33 ). Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители ( Лк.16:9 ). Размыслим, братия, и рассудим сами – не лучше ли нам ныне богатеть в Бога, чем всю жизнь собирать и все забирать только себе? А как это, – спросишь ты, – богатеть в Бога? Да так же, как научает нас Господь наш, Который говорит нам: продавайте имения ваши, и давайте милостыню. Приготовляйте себе сокровище, неоскудевающее на небесах ( Лк.12:33 ). Слыша сие из уст Самого Господа, не дадим, братия, погибнуть нашему имению в клетке, откуда прежде, нежели смерть отнимает, все могут похитить воры, съесть моль и истребить огонь. Послушаем, кого из нас Господь назовет благословенным и скажет на суде: приидите, наследуйте уготованное вам Царство? (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

4.2. Итак, Бог выносит об этом Свое суждение и утверждает брак с ефиоплянкой и позволяет Моисею жить и возлежать с ней, а Мариам отправляет в заключение «вне стана» (ср. Чис.12:14 ) и изгоняет ее подальше от скинии собрания и вместе с ней извергает и Аарона. К тому же Мариам покрывается проказой (ср. Чис.12:10 ). Посмотри теперь на этих людей и узри, до какой мерзости доходит их стремление к точному исполнению предписаний, до какого безобразия доводят они свою наружность. Несмотря на это, проказа не останется навсегда, но когда начнет исполняться неделя этого мира, они возвратятся в стан. Ибо в конце этого мира «войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется» ( Рим.11:25–26 ); тогда исчезнет проказа с наружности Мариам, и получит она славу веры и величие познания Христа, ее лицо вновь обретет былую красоту, «и будет одно стадо и один Пастырь» (ср. Ин.10:16 ). Должно сказать на это: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия» ( Рим.11:33 ), «ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» ( Рим.11:32 ) во Христе Иисусе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия VII. Вновь о том, что осталось сказать о ефиоплянке и о проказе Мариам. 1.1. Как говорит Апостол: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам» ( 1Кор.10:11 ), и я хочу знать, чему научает нас прочитанное о том, что «упрекали Мариам и Аарон Моисея» (ср. Чис.12:1 ) и за это были наказаны, а «Мариам покрылась проказою» (ср. Чис.12:10 ). И это наказание вызвало такое беспокойство, что пока прокаженная Мариам неделю была вне стана, народ Божий не отправлялся в землю обетованную, и скиния собрания не двигалась с места. Это, прежде всего, научает меня, и научает на пользу и непреложно, не упрекать брата своего (ср. Пс.49:20 ), не злословить ближнего, не отверзать уст моих, чтобы не осуждать не только святых, но и никого из моих ближних, ибо я вижу меру вызванного этим Божьего негодования и меру наказания. Ведь и в Псалтири мы видим, как Бог восстает против этого греха, который вызывает у Него такое же негодование, когда Он речет: «Сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь» ( Пс.49:20 ). И в другом псалме от лица праведника, знающего, как неприятно это для Бога, сказано: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню» ( Пс.100:5 ). Итак, исходя из всех этих слов Божественного Писания, которые словно «острый с обеих сторон меч» (ср. Откр.1:16 ), должно нам отсекать от себя порок клеветы на братьев наших и осуждения святых; ибо проказа покрывает злословящих и клеветников.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010