И беседуя, они приблизились к тому селению, в которое шли. И просили они Иисуса поесть с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил и дал им. Тогда открылись у них очи, и они увидели язвы от гвоздей на руках Его и познали, что это – сам Христос. И внезапно он стал невидим для них. Они же возвратились в Иерусалим и рассказали обо всем апостолам, (утверждая) что воистину воскрес Христос и явился им, и они узнали Его по язвам от гвоздей. Всем нам сегодня благовременно воскликнуть сказанное блаженным Давидом: кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его ( Пс.105:2 )? Вот наступил у нас вожделенный и спасительный праздник, день воскресения Господа нашего И. Христа, основание мира, начало примирения, прекращение вражды, разрушение смерти, поражение диавола. Сегодня люди соединились с ангелами, и облеченные телом вместе с безплотными силами возносят песнопения. Сегодня ниспровергнута власть диавола. Сегодня разрушены узы смерти, уничтожена победа ада. Сегодня благовременно сказать также следующее пророческое изречение: где ти, смерте, жало? где, ти, аде победа (Oc.13:14; 1Кор.15:55 )? Сегодня наш Владыка Христос сокруши врата медныя ( Ис.45:2 ) и изменил само лицо смерти. Что я говорю: лицо? Само имя ее Он изменил; ибо смерть уже не называется смертью, но успением и сном. Ибо прежде пришествия Христова и сошествия Спасителя и само название смерти было страшно. Так, первый человек за великое наказание услышал следующий приговор: в онь же аще день снесте, смертию умрете ( Быт.2:17 ). И блаженный Иов назвал ее тем же именем, говоря: смерть мужу покой ( Иов.3:23 ). И пророк Давид сказал: смерть грешников люта ( Пс.33:21 ). И не только смертью называлось разлучение души с телом, но и ад. Послушай, что говорит праотец Иаков: сведете старость мою с печалью во ад ( Быт.42:38 ). Послушай опять другого пророка: разверзе ад уста своя ( Ис.5:14 ). И еще другой пророк говорит: избавил еси мя от ада преисподнейшаго ( Пс.85:13 ). И во многих местах ветхого завета найдешь, что переселение отсюда называется смертью и адом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:31-33). Ему же слава во веки веков. Аминь.    Давать в долг надлежит, особенно единоверцам и сонаследникам-братьям, как и Закон повелевает, когда говорит: дай взаймы(Втор. 15:8) брату своему, то есть подзаконному. Чужому же, то есть беззаконному, не давай взаймы. Так говорит Закон. Говорит же и Приточник: Творяй милость взаим даст искреннему, и укрепляй руку свою соблюдает заповеди. И: Даждь взаим искреннему во время требования его (Притч. 29:1-2). И: не обрецыся благотворити требующему, егда имать рука твоя помогати. Не рцы: отшед возвратися и заутра дам (Притч. 3:27-28). К ним близок и Псалмопевец, который увещевает, говоря: Благ муж щедря и дая (Пс. 111:5); и: Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет (Пс. 36:26). И опять:Заемлет грешный и не возвратит; праведный же щедрит и дает (Пс. 36:21). Следует же знать и цель [повеления] Божественного Писания, что давать в долг повелевается вместо [того, чтобы] оказывать милость ближнему, как написано: Заповеди ради заступи нищего, и по нищете его не отврати его тща. Погуби сребро брата ради (Сир. 29:9-10). И опять-таки: коль красна милость во время скорби! (Сир. 35:24). [Col. 1465] Помоги сотелеснику твоему, и ты будешь иметь его во время Воскресения свидетелем твоего сострадания, а не стенающим в укор тебе. Ведь это небесполезно. Посему не будем бесчеловечными из-за золота, серебра и ароматов, ржавчина и моль которых будут свидетельствовать против нас. Выслушаем апостола Павла, говорящего:раздаватель ли, [раздавай] в простоте… благотворитель ли, [благотвори] с радушием (Рим. 12:8); и: В нуждах святых принимайте участие (Рим. 12:13). Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны (Тит. 3:14). Говорит же и пророк Захария: суд праведен судите и милость и щедроты творите кийждо ко брату своему(Зах. 7:9). Иоанн же: А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? (1 Ин. 3:17). Им последуя, Промыслитель спасения нашего Господь повелевает, говоря: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6:30). Ему же слава во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Указанный способ еды объясняет также, почему фарисеи так роптали на то, что Иисус ел вместе с мытарями и грешниками ( Мф. 9: 11 ). По восточным обычаям Иисус ничем не мог бесспорнее засвидетельствовать свою дружбу и любовь к грешникам, как тем, что Он с „грешниками“ сидел на одной циновке и ел из одного блюда. Обыкновение есть из одной миски, и то, что оно служило выражением дружбы, объясняет и повеление апостола Павла сторониться еретиков: „с такими даже и не есть вместе“. ( 1Кор. 5: 11 ). В частности об общении в пище с самарянами иудеи говорили: „Пробующий хлеб самарян подобен тому, кто ест мясо свиньи“. Напитки подавались в чашах или стаканах, как это и теперь водится на Востоке. В древности для каждого гостя назначался особенный стакан или чаша, и потому чаша часто служила символическим изображением судьбы человека. Молясь перед страданиями Своими в саду Гефсиманском, Господь молил Отца Своего: да мимо Его идет чаша сия, т. е. чаша страданий. Это было древне-библейское выражение. „ Дождем прольет Он, говорит псалмопевец, на нечестивых горящие угли, огнь и серу; и палящий ветер их доля из чаши“ ( Пс. 10:6 ). И в другом месте: „Чаша в руке Господа; вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее ( Пс. 74: 9 ) и еще: „Чашу Господню прииму и имя Господне призову» ( Пс. 115: 4 ). Так говорит Господь Бог твой, читаем у пророка Исаии: я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, и подам ее в руки мучителям твоим“ (51: 22). „И взял я чашу из руки Господней, говорит пророк Иеремия, и напоил из нее все народы, к которым послал меня ( Иер. 25:17 ). „Ты, говорит пророк Иезекииль об Иудее, ходил дорогою сестры твоей (Самарии); зато и дам в руки твои чашу ее. Так говорит Господь Бог: ты будешь пить чашу сестры твоей, глубокую и широкую, и подвергнешься посмеянию и позору, по огромной вместительности ее; опьянения и горести будет она исполнена. Чаша ужаса и опустошения–чаша сестры твоей, Самарии. И выпьешь ее и осушишь, и черепки ее оближешь, и груди твои истерзаешь.“ (23: 31–33). Египтяне и римляне пили вино только после обеда; арабы и в настоящее время редко пьют во время обеда, а начинают пить уже после того, как встанут из-за стола. Персы пили и до обеда и после обеда. Относительно евреев ничего верного на этот счет неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Страхи твои не что иное суть, как последствия прелести. Когда познаешь свою немощь и смиришься, то и они исчезнут (преп. Макарий). Страх Божий Во всякое время да держимся страха Божия, и страх Божий сохранит нас от всякого зла, тайного и явного, если тотчас же будем прибегать к Богу с покаянием, и потом, в свое время, исповедать это и духовному отцу (преп. Амвросий). Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих, и чтобы делать все по совести (преп. Амвросий). В чем состоит главное средство, чтобы проводить жизнь свято? Сам Господь чрез того же апостола Петра указывает на это средство, глаголя: «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (Ср.: 1Пет. 1, 17). Слова сии показывают, что главное средство к тому, чтобы жить благочестиво и свято, состоит в страхе Божием и страхе будущего Суда и вечных мук. Только при содействии этого страха, с помощью Божиею, и бывает соблюдение заповедей, как сказано в псалмах: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его» (Пс.111, 1). А без страха, если бы кто и на небеси жительствовал, по слову преподобного Петра Дамаскина, не воспользуется, имея гордыню, еюже сатана, и Адам, и мнози падоша. Ежели и святым всем в слове Божием предписывается иметь страх Божий, по сказанному: «Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его» (Пс.33, 10), то кольми паче нам, грешным и неисправным, необходимо иметь страх Божий, и страх смерти, и Страшного Суда Божия, и вечных мук во аде, растворяя страх сей надеждою наследовать Царствие Небесное, если будем елико возможно понуждаться на покаяние и исправление. Страх Божий и памятование четырех последних удерживают от грехопадений, по сказанному: «Помни последняя твоя, и во веки не согрешишь» (Сир. 7, 39) (преп. Амвросий). Сказано еще в Ветхом Завете, что «начало премудрости есть страх Господень, разум же благ всем творящим его» (Притч. 1, 7), т. е. всем живущим по страху Божию дается благой разум духовный... Когда кто начинает забывать страх Божий, не подражая святому Давиду, глаголющему: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15, 8), тогда такой человек помрачается и начинает устами празднословить, судить и осуждать, злословить и уничижать ближних, и сердцем поучаться в помыслах плотских, нечистых. И если он скоро не опомнится, то дойдет и до худых дел, называемых диавольскими, потому что, по слову Апостола, «исперва диавол согрешает» (1 Ин. 3, 8), внушая грешное человеку-христианину (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Когда же Господь поразил Авессалома, и он, убегая от Давида, повис своими же волосами на дереве, а мул, на котором он ехал, выскочил из-под него, военачальник Овеса стрелой убил Авессалома. Ох, как плакал Давид над телом своего буйного сына! «Сын мой, Авессалом! Сын мой! Сын мой, Авессалом! О кто бы дал мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» ( 2Цар. 18:33 ). Святой пророк и царь Давид был необычайно кроток и терпелив. Он не мстил своим врагам и не помнил зла ненавидящим его. Когда Авессалом восстал на Давида, Давид бежал с несколькими приближенными в соседний город. По дороге ему попался Семей, который страшно злословил царя и бросал в пего камни. Давид шел по дороге и не обращал на хулителя своего внимания. Приближенный Давида с возмущением сказал ему: «Царь, позволь, я сниму голову с этого хулителя!» Но святой Давид кротко сказал: «Оставьте его. Он поносит меня по делам моим». Святой пророк Давид в некоторых своих псалмах ясно и четко выразил будущие страдания Мессии, Господа Нашего Иисуса Христа. Своими духовными очами он созерцал великий позор, злострадания, муки нашего Спасителя. Эти псалмы называются «мессианскими». Вот один из них. «Боже, Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения словеса вопля моего. Боже мой! Я вопию днем, и Ты не внемлешь мне, ночью и нет мне успокоения. Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавил их; к Тебе взывали они и были спасаемы; на Тебя уповали и не оставались в стыде… Я же – червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все видящие Меня, ругаются надо Мною, говорят устами, кивают головою: Он уповал на Господа, пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему» ( Пс. 21:1–9 ). Псалмопевец Давид предвидел, что предателем Иисуса будет близкий Ему человек: «Ибо человек мира Моего, на негоже уповах, ядый хлебы Моя, возвеличи на Мя запинание» ( Пс. 40:10 ). Пророк Давид как бы своими глазами созерцал страдания на Кресте Спасителя и переживания Его: «Сонм лукавых одержаша Мя, ископаша руце Мои и нози Мои. Исчетоша вся кости Моя, тии же смотриша и презреша Мя. Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий» ( Пс. 21:17–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Исаия, напр., говорит: «Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его» ( Ис.40:13 )? Ясно, что хотя здесь – речь о духе Господнем, но о духе, как свойстве Божием, заключающемся в духовности Его природы и соединенных с ней разного рода частных духовных свойствах, напр. свойстве разума, ведения и премудрости. Также когда Иов говорит: «Дух Божий создал меня и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ), или: «Доколе еще дыхание во мне и Дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды» ( Иов.27:3,4 ), то ясно, что наименованием Духа Божия хочет обозначить в Боге не более, как одну его зиждительную и животворную силу, проявляющую себя в мире (снес. гл. 34, 14). В подобном же смысле (без знания троичности лиц в Боге) ближе всего могло быть понимаемо и у Псалмопевца неоднократно употреблявшееся наименование Духа Божия, когда напр. говорил: «Словом Господа сотворены небеса и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс.32:6 ; Снес. Ис.11:4 ; 2Сол.2:8 ) 343 , или взывал к Богу: «Пошлешь Дух Твой – созидаются» ( Пс.103:30 ), «Духа Твоего святого не отними от меня... Духом владычественным утверди меня» ( Пс.50:13,14 ). То же самое может быть замечено относительно тех мест Писания, в которых изображается Бог то сообщающим Дух Свой помазанникам ветхозаветной церкви ( Быт.41:38 ; Исх.31:3 ; Чис.11:17,25 ; 1Цар.16:13 ; Ис.63:11 ), то обещающим в будущие времена излить Свой животворный Дух на дом Давидов и на все народы ( Ис.32:15; 44:3 ; Иез.39:29 ; Иоил.2:28 ). Но есть в ветхозаветном Писании и такого рода места, в которых Дух Божий изображается настолько олицетворено, что при этом весьма легко может возникать мысль о Нем, уже не как о свойстве только или силе Божией, предполагающих только позади себя личную природу божественную, а как о самостоятельном лице, действующем из себя и от себя. Так Бытописатель, упомянув о том, что в начале сотворил Бог небо и землю и что земля была безвидна и пуста, замечает, что «Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ), указывая выражением «носился» на ту плодотворную силу и то живоносное действие, какие являл Дух Божий в отношении к нестройной и неупорядоченной мировой массе.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

В душе трудника Божия живет тогда Христос, а Господь не уступит своего места врагу своему, ибо какое же может быть согласие между Христом и Велиаром ( 2Кор.6:15 ). Сам Господь оберегает тогда избранных Своих, очи Его обращены на праведников, и уши Его к воплю их. Воззовет праведник, и Господь слышит его и от всех скорбей избавляет его ( Пс.33:16, 18 ). Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их (lbid. 8 ст.). Сердце праведника бывает тогда до такой степени уверенно-спокойно, что если бы пришлось ему идти долиною смертной тени, то и тогда он не убоится зла. Господь охраняет исхождение и вхождение его отныне и до века ( Пс.22:4 ; Пс.120:8 ). «Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святой» – молится тогда выну угодник Божий. Конечная цель человеческой жизни есть наследие царства вечного, наследие вечно-блаженной жизни. Эта жизнь вечная начинается еще здесь на земле, ибо верующий в Сына Божия уже имеет жизнь вечную, имеет ее и ядущий плоть Его и пиющий пречистую кровь Его ( Ин.6:47, 54 ). Отличительные черты наступления в человеке царства Божьего – это праведность, мир и радость во святом Духе ( Рим.14:17 ). Припомните заключительный аккорд евангельских блаженств: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех ( Мф.5:12 ). Вот, эти радость и веселье Христовы и составляют финал всей подвижнической жизни и деятельности человека-христианина. И эта радость не зависит от радостно-счастливых внешних условий жизни праведника. Напротив эти условия могут быть с точки зрения мира сего ужасными, как напр., условия, среди которых кончал свою жизнь земную 3латоуст, кончали все исповедники и мученики, все преподобные подвижники и пустынножители, которые, как напр. Мария Египетская, не имели даже одежды, чем бы можно было прикрыть тело свое, и, однако, не смотря на весь ужас этих внешних жизненных неудобств и условий праведников, их сердце бывает полно блаженной радости и веселья, невозмутимого спокойствия и довольства. «Слава Богу за все», говорили они пред своей раскрытой могилой, в которую и опускались с отпечатком на лиц небесной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

   Когда поют: «Пусть наполнятся», святые (дары) относятся в предложение, в предшествии диакона, при чём священник тихо говорит эту молитву: «Человеколюбивый Владыка, благодарим Тебя, благодетеля наших душ, (за то), что и в настоящий день Ты удостоил нас Своих небесных и безсмертных тайн; сделай наш путь прямым, укрепи всех нас в Своем страхе, охрани нашу жизнь, сделай непоколебимыми наши шаги, молитвами и умолением славной Богородицы и Всегда-Девы Марии, и всех Своих святых».    И диакон, окадив святые (дары) и отложив кадильницу, говорит, став на обычном месте: «С должным вниманием причастившись божественных, святых, чистых, безсмертных, небесных и животворящих тайн, по достоинству поблагодарим Господа». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Возьми к Себе, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Своею благодатью». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Попросив себе дня вовсе безпорочного, святого, мирного и безгрешного, предадим Христу Богу самих себя, друг друга и всю нашу жизнь». Хор: «Тебе, Господи». Священник громко: «Так как Ты наше освящение, и Тебя мы прославляем, Отца и Сына и Святого Духа, теперь и всегда, и во веки веков». Хор: «Истинно». Диакон: «Мирно подойдем» 55 ; и опять: «Господу помолимся».    Молитва, громко говоримая священником позади амвона, вне алтаря:    «Ты, Господи, благословляющий благословляющих Тебя и освящающий положивших на Тебя свою надежду, «Спаси народ Твой и благослови наследие Твое» (Пс.27:9); сохрани Свою Церковь в её полноте, освяти любящих красоту Твоего дома; Ты прославь их за то Своею божественною силой, и не оставь нас, надеющихся на Тебя; одари миром Свой мip, Свои Церкви, священников, наших царей, войско и весь Свой народ, так как «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…» (Иак.1:17); и Тебе воссылаем славу, благодарность, и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, теперь и всегда, и во веки веков». Хор: «Истинно».    Когда говорится эта молитва, диакон стоит пред святыми Дверями и, держа свой орарь, как часто говорено, имеет свою голову в наклонении до исполнения молитвы; и хор трижды поет: «Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек» (Пс.112:2), — и псалом: «Благословлю Господа…» (Пс.33); или (песнь) дневного святого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3367...

Также и того узнать нельзя, как врачуются одним Его хотением всякие болезни, уничтожаются все грехи, и делается непорочным. Не говори: как это может быть; но верь, что Богу все возможно, и сознавай себя только грешником, сетуй и плачь о том, что ты много согрешил, – и Бог простит. Разве что иное сделала блудница, плакавшая у ног Спасителя? У нее не было никаких просьб, кроме слез раскаяния. Плачь и ты о грехах, сокрушайся сердцем и уповай на милость Божию, которая тебя за то оправдает, сделает вновь безгрешным. Или напрасно сказано: всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется ( Рим.10:13 )? И – кто обращал взор к Нему, те просвещались (Ср. Пс.33:6 ). Не всуе же говорит нам Господь: обратитися ко Мне... и обращусь к вам ( Зах.1:3 ). И как обратиться, Писание учит: возьмите с собою словеса, и обратимся ко Господу Богу и поклонимся Ему кийждо от места своего ( Ос.6:3 ). Сему научает примером своим и Давид, который говорит, когда молчал я, день и ночь тяготела надо мною рука Твоя: в, смущении моем я думал: отвержен я от очей Твоих. Но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе, и переменил сетование мое на ликование, снял с меня вретище и перепоясал весельем (Ср. Пс.31:3–4 ; 30:23 ). Посему не вознерадим и мы о молитве; молитва с верою спасает всякого болезнующего душою. Итак, скажу я с пророком: Господи! устне мои отверзеши, и уста мои возвестят хвалу Твою ( Пс.50:17 ). Если и начальник злобы, человекоубийца змий, предстает пред Тобою и отверзает уста свои (Ср. Иов.1:7 ), то тем более дает Благость Твоя мне дерзновение говорить с Тобою. Ибо Ты Сам повелел нам: просите и дастся вам ( Мф.7:7 ); и в утверждение надежды сказал: какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?.. или рыбы, – и подаст ему змею? Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям своим, тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него ( Лк.11:11–13 ). Ей, Господи, верен Ты во всех словах Своих; и истину неизменную возвестил мне через пророка своего: отверзи уста свои, и исполню их Духа – Се, отныне отверзлись уста мои на похвалу пречистого Твоего имени, и Ты исполни сердце мое духом премудрости и разума, Духом страха Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010