17–20. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь первый и последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после, сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников, есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей, «И когда апостол пал как мертвый, к ногам Христа, Господь, укрепляя, сказал ему: не бойся, потому что Я, безначальный и бесконечный, пришел не умертвить тебя, но ради вас Сам был мертв и имею ключи ада и смерти – т.е. смерти телесной и душевной» 54 . Дважды вводимый здесь признак живый ( ζν) уже в Ветхом Завете усвоялся Богу, входя в состав пророческой клятвенной формулы жив Господь ( 3Цар.22:14 ; 4Цар.2:4 ), чем оттенялась противоположность Его бездушным и мертвым богам народов языческих. Как живый, Он непрестанно обнаруживает Свою Божественную деятельность в истории мира, бодрствует и промышляет о человеке, избавляет и спасает, умерщвляет и оживляет, поражает и исцеляет, совершает чудеса и знамения на небе и на земле ( Дан.6:27 , 1Цар.2:6–7 ; Втор.32:39 ). Так и в Евангелии Спаситель не раз указывал на Себя как на источник и принцип жизни (особенно в беседе с Марфою, передаваемой тем же Иоанном Богословом пред воскрешением Лазаря. – см.: Ин.11 -я гл.). Понятие царственного величия и могущества в Иисусе Христе изображается, далее, в словах: И имам ключи ада и смерти. Обладание ключами (ср. Мф.16:19 : ключи царствия; Лк.11:52 : ключ разумения; Откр.9:1 : ключ кладязя бездны и 20:1: ключ бездны) есть символ полной власти над известной областью, с правом открывать и закрывать доступ в нее. Ад в Священном Писании часто изображается в виде темницы или крепости с воротами и запорами (см.: Пс.9:14; 106:18 ; ср.: 1Петр.3:19 ), а смерть телесная, когда отверзает душе человека, не омытого Кровью Христа, врата адовы (шеол; см.: Пс.88:48–49 ), и сама у прор. Исаии называется вратами ада, вратами преисподней (см.: Ис.38:10 ). Отсюда и данный образ – ключи смерти и ада. Таким образом, всю эту речь явившегося Господа можно передать такими словами: «Я – твой всемогущий и вечный Творец и премудрый Промыслитель. Я вечен по Своему Божеству. Я испытал и общую всем людям участь смерти. Но Я воскрес Своею Божественною силою. Ради Своих добровольных страданий Я имею ключи ада и смерти, т.е. имею власть над тем и над другою, ибо победил диавола» 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Вспомни сказанное: «Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» ( Иоан. 10:18 ). 29. Это претерпел Он, пришедши для спасения всех, но худым возмездием воздал Ему народ. Иисус говорит: «жажду». Он извел им воду из утесистого камня и у винограда, Им насажденного, просит плодов. Что же виноград? По природе своей происходит он от святых отцов, а по произволению – от содомлян. Ибо «виноград их от виноградной лозы содомской и с полей гоморрских» ( Втор. 32:32 ). В наполненной и наложенной на трость губе оцет приносит он жаждущему Господу. «И дали Мне в пищу желчь и в жажде Моей напоили Меня уксусом» ( Пс. 68:22 ). Видишь ясность пророческого предречения? А какую желчь в уста Мои? Сказано: «давали Ему пить вино со смирною» ( Марк. 15:23 ), а смирна имеет вкус желчи и горька. «Сие ли воздаете вы Господу?» ( Втор. 32:6 ). Это ли приносишь ты, виноград, Владыке? Справедливо наперед оплакивает вас Исаия, говоря: «У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы...» и не будем повторять всего места: и ожидал, что он принесет добрые грозды... жаждал, чтобы дал Мне вино, «а он принес дикие ягоды» ( Ис. 5, 1. 2 ). Посмотри на венец, какой возложен на Меня. Какое же после этого дам определение? «И повелю облакам не проливать на него дождя» (6). Ибо у них отняты облака– пророки, и пророки уже в Церкви, как говорит Павел: «и пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» (7 Кор. 14:29); и еще: «И Он поставил одних апостолами, других пророками» ( Еф. 4:11 ); пророк был и Агав, связавший себе ноги и руки. 30. О распятых же с Ним разбойниках сказано: «и к злодеям причтен» ( Ис. 53:12 ). Оба они были дотоле беззаконны, а потом один уже не беззаконен. Беззаконный до конца недоступен спасению. Руки пригвождены у него, но язык поражает хулою. Мимоходящие иудеи кивали головами, издеваясь над Распятым и исполняя написанное: «Увидевши Меня, кивают головами своими» ( Пс. 105:25 ). С ними вместе и этот распятый хулил. Другой же укорял хулившего, и конец жизни был для него началом исправления, предавая душу, приемлет он спасение и, укорив другого хулившего, говорит: «Помяни мя, Господи» ( Лук. 23:42 ). Мое слово к Тебе: оставь его хульника, помрачены очи ума его, помяни же меня. Не говорю: помяни дела мои; это страшусь. Всякий человек бывает благорасположен к сопутнику, а я иду с Тобою на смерть. Помяни меня, сопутника Твоего. Не говорю же, помяни меня теперь, но «егда приидеши во царствии Твоем» ( Лук. 23:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   Призрит Он и на тех, кто обижен нашим бытовым неправедным судом.    И не важно, что мы не произносим его вслух, — Господь сказал: «Я знаю мысли их» (Втор.31:21). «Он создал сердца всех их и вникает во все дела их, Он знает тайны сердца» (Пс.32:15, 43:22).     «Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!» (Пс.7:10) — так славит Господа в Псалтири богоотец пророк Давид, имея в виду «собственно то, что составляет плоды гнева и что составляет корень вожделений наших, так как сердце наше служит жилищем гнева, утробы же наши составляют источник вожделений наших, а то и другое вместе порождает грех».    Помни всегда об этом испытании, душа моя! И не забывай о том, что на всякий суд неправедный в конце века найдется суд праведный, истинный и — последний. И от решения этого последнего Суда (который недаром называют Страшным) будет зависеть твоя судьба уже не на краткий миг — на вечность. Устрашись этого суда, душа! Устрашись и будь благоразумна, чтобы пустым, мимолетным словом, неуловимою мыслью тебе самой не закрыть для себя врата Царства. Помни слова Авраамовы из притчи о богатом и Лазаре: «Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:26). Не углубляй этой пропасти!    Чти четвертку первыя седмицы.     Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.    Преподобней: Простерла еси руце твои к щедрому Богу, Марие, в бездне зол погружаемая, и якоже Петру человеколюбно руку Божественную простре твое обращение всячески Иский.    Преподобная Мария в своей исповеди старцу Зосиме, невзначай для себя встретившему ее во Иорданской пустыне, так описывала зов Христов, который услышала она среди своей прежней безбожной жизни, тот зов, который стал призванием ее к жизни равноангельской: «Однажды на рассвете я увидела, что все идут в церковь, и пошла с остальной толпой, — говорила святая. — И вот я вместе с нею вступаю в притвор.    Когда пришел час святого Воздвижения Креста, расталкивая других и в свою очередь теснимая, я пыталась протиснуться к дверям, ведущим внутрь храма, где молящимся являли Животворящее древо Креста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Свидетельства Священного Писания об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). Глагол «br» – в единственном числе, слово же «Бог» (евр. «Elôhim») стоит во множественном числе, что может указывать на множественность Лиц, участвующих в творении. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт.1:26 ). Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Пс.32:6 ). Под «Словом» свв. отцы понимают Сына – Слово Божие, а под «духом уст» – Духа Святого 565 . Указания на Бога Отца как Творца мира: Но у нас один Бог Отец, из которого все ( 1Кор.8:6 ). Молитва христиан Иерусалимской общины по поводу освобождения из темницы ап. Петра: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! ( Деян.4:24 ). Из дальнейшего контекста видно, что эта молитва обращена к Первой Ипостаси Пресвятой Троицы, к Отцу. О Сыне Божием как о Творце мира: Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ). Эти слова ап. Иоанна Богослова относятся к Божественному Логосу, Слову (Второй Ипостаси Пресвятой Троицы). Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол.1:16 ). Слова эти сказаны о Сыне Божием. О Святом Духе: Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). Слово «носился» является очень несовершенным переводом еврейского глагола merahepet, указывающего на творческое, порождающее жизнь действие, а не на механическое перемещение в пространстве. Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли ( Пс.103:30 ). Дух Святой, по учению свв. отцов, является «Совершителем» творения. Духа Святого называют также Творцом новой твари. Например, Господь говорит в беседе с Никодимом: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). В Ин.20:22–23 с действием Святого Духа связывается очищение от грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Призрит Он и на тех, кто обижен нашим бытовым неправедным судом. И не важно, что мы не произносим его вслух, – Господь сказал: «Я знаю мысли их» ( Втор.31:21 ). «Он создал сердца всех их и вникает во все дела их, Он знает тайны сердца» ( Пс.32:15, 43:22 ). «Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!» ( Пс.7:10 ) – так славит Господа в Псалтири богоотец пророк Давид, имея в виду «собственно то, что составляет плоды гнева и что составляет корень вожделений наших, так как сердце наше служит жилищем гнева, утробы же наши составляют источник вожделений наших, а то и другое вместе порождает грех» 460 . Помни всегда об этом испытании, душа моя! И не забывай о том, что на всякий суд неправедный в конце века найдется суд праведный, истинный и – последний. И от решения этого последнего Суда (который недаром называют Страшным) будет зависеть твоя судьба уже не на краткий миг – на вечность. Устрашись этого суда, душа! Устрашись и будь благоразумна, чтобы пустым, мимолетным словом, неуловимою мыслью тебе самой не закрыть для себя врата Царства. Помни слова Авраамовы из притчи о богатом и Лазаре: «Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:26 ). Не углубляй этой пропасти! Чти четвертку первыя седмицы. Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Преподобней: Простерла еси руце твои к щедрому Богу, Марие, в бездне зол погружаемая, и якоже Петру человеколюбно руку Божественную простре твое обращение всячески Иский. Преподобная Мария в своей исповеди старцу Зосиме, невзначай для себя встретившему ее во Иорданской пустыне, так описывала зов Христов, который услышала она среди своей прежней безбожной жизни, тот зов, который стал призванием ее к жизни равноангельской: «Однажды на рассвете я увидела, что все идут в церковь , и пошла с остальной толпой, – говорила святая. – И вот я вместе с нею вступаю в притвор. Когда пришел час святого Воздвижения Креста, расталкивая других и в свою очередь теснимая, я пыталась протиснуться к дверям, ведущим внутрь храма, где молящимся являли Животворящее древо Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Хочешь, покажу тебе того, кто никогда не отлучается от «колодезя видения»? Это – апостол Павел, сказавший: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся» ( 2Кор.3:18 ). Так и ты, если все время будешь искать пророческих видений, если постоянно будешь стремиться познать, если станешь размышлять о них, пребывать в них, то и ты получишь благословение от Господа и будешь жить «у колодезя видения». Ибо и тебе Господь Иисус Христос явится «на дороге» и откроет тебе Писание, чтобы и ты мог сказать: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» ( Лк.24:32 ). Но Он является лишь тем, кто думает о Нем, размышляет о Нем и живет в законе Его «день и ночь» ( Пс.1:2 ). Ему «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XII. О беременности Ревекки и разрешении от бремени 1 . Мы должны молить Отца Слова, чтобы «когда они читают Моисея» ( 2Кор.3:15 ), Он и в нас исполнил написанное в псалме: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» ( Пс.118:18 ). Ибо если Он Сам не откроет наши глаза, то как мы увидим те великие тайны, которые переданы нам в патриархах и выражены то в образах колодцев, то через браки, то через рождения или даже через бесплодие? Пока же мы читаем: «И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе ее стали биться» ( Быт.25:21–22 ). Прежде всего подумай, почему о многих святых женщинах в Писании сказано, что они бесплодны: сама Сарра, а теперь – Ревекка (ср. Быт.11:30 ). И Рахиль, возлюбленная Израиля, была неплодна (ср. Быт.29:31 ). Сказано также, что неплодной была Анна, мать Самуила (ср. 1Цар.1:2 ). И в Евангелиях написано, что неплодной была Елисавета (ср. Лк.1:7 ). Но во всех этих примерах обнаруживается, что после бесплодия все они рождали святых. Итак, сказано, что Ревекка была неплодной, но «молился Исаак Господу о жене своей… и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010