226 . – Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 1–2. Т. 1. Типики. Ч. 1. Памятники патриарших уставов и ктиторские монастырские Типиконы. Киев, 1895. XX, CXLVII, 912, XXV с. Т. 2. Евхологии. Киев. 1901. XII, 1058, XXVII, 32 с. Т. 3. (первая половина), ч. 2. Типики. Пг., 1917. VIII, 768, IV с. Типиконы святогорские афонские: т. 3, ч. 2, отд. 2, с. 508–756. 227 . – Отзыв о сочинении епископа Порфирия (Успенского) «История Афона. Ч. 3. Афон монашеский». – ВВ, 1894, т. 1, с. 413–429. 228 . – И. А. Пападопуло-Керамевс и его сотрудничество в научных изданиях Палестинского общества. (По личным воспоминаниям и по документальным данным. С портретом.) – СППО, 1913, т. 24, янв.–март, с. 374–388, 492–523; 1 портр. 229 . – Пожар в Симонопетровском монастыре на Святой Афонской Горе. – ЦВед, 1891, 30, с. 1020–1023. 230 . – Праздник Святого великомученика и целителя Пантелеймона в Русском монастыре его имени на Святой Афонской Горе. – СППО, 1912, т. 23, вып. 4, окт.–дек., с. 433–465; 10 рис. То же. Отд. изд. СПб., 1913. 44 с. 231 . – Путешествие по Востоку и его научные результаты. Отчет о заграничной командировке в 1887/88 году, с приложениями. – ТКДА, 1889, 5, с. 103–134; 6, с. 247–284; 7, с. 422–444; 11, с. 333–357. Отд. изд. Киев, 1890. 193, IV с. 232 . – Русские афонские монахи – келлиоты и их просительные о милостыне письма, рассылаемые по России. Речь, произнесенная при открытии чтений в Киевском религиозно-просветительном Обществе, 9 октября 1905 года. – ТКДА, 1906, т. 3, 10, с. 67–107; 11, с. 298–360. Отд. изд. Киев, 1906. 103 с. 233 . – Русские келлиоты на Афоне. – СППО, 1907, т. 18, с. 71–99, 232–248. Отзыв: Павловский А. А. – «Монастырь», 1908, 1, с. 44–49. 234 . – Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности игумена Русского Пантелеимоновского монастыря священноархимандрита Макария (Сушкина). – «Странник», 1892, т. 1, с. 291–299, 508–531, 680–701; т. 2, с. 82–106, 266–296, 481–502; т. 3, с. 75–96, 295–316, 506–518; 1893, т. 1, с. 418–443; т. 2, с. 64–94; 1894, т. 2, с. 298–323, 501–520; т. 3, с. 93–120, 304–320, 490–508; 1895, т. 1, с. 112–123, 342–355.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

71. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,6//Соч. Т.1. С.83. 72. Там же. 73. Там же. 2,10. С.856. Ср. также: 2,9. С.85-86. 74. Там же. 75. Там же. С.87. 76. Ср.: Там же, 2,21. С.98; 25. С.100. 77. [Григорий Палама, свт.]. Против Акиндина, 1,7,20//Соч. Т.3. С.53. 78. Он же. Аподиктические слова, 2,22//Соч. Т.1. С.99. 79. Там же, 26. С.102. 80. [Там же], 2,28//Соч. Т.1. С.103; 29. С.105; Он же. Физические и богословские главы. 36,37//PG 150,1145А-С. 81. Кирилл Александрийский, свт. Сокровище. 34//PG 75,584C. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,28-30//Соч. Т.1. С.103-105. 82. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,29-32//Соч. Т.1. С.104-107. 83. Ср.: Там же, 2,30. С.105. 84. Там же, 31. С.106. 85. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. 1,8//PG 94,832В-633А. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,32//Соч. Т.1. С.107. 86. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,32//Соч. Т.1. С.107; 33-34. С.108-109; 86. С.110. 87. Ср.: Там же, 2,44. С.117. 88. Ср.: Там же. 89. Василий Великий, свт. Против Евномия, 6//PG 29,736D. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,46//Соч. Т.1. С.119. 90. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,48//Соч. Т.1. С.122. 91. Ср.: [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова, 2,48//Соч. Т.1. С.122]. 92. Ср.: Христу П. Введение//Григорий Палама, свт. Соч. Т.2. С.15. 93. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,14//Соч. Т.1.С.92. 94. Там же, 2,65. С.137; 73. С.144. 95. Там же. 96. Там же, 2,65. С.137. 97. Ср.: Там же, 2,66. С.137-138; Возражения на избранные места Иоанна Векка, 9//Соч. Т.1. С.170. 98. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,62. С.134; Кирилл Александрийский, свт. Сокровище. 33//PG 75,568С; PG 74,716В. 99. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,63//Соч. Т.1. С.135. 100. Там же. 2,64. С.136. 101. [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова], 2,67//Соч. Т.1. С.138. 102. Ср.: Там же, 2,77. С.143; 82. С.152. 103. Как пример этого интереса напомним статью И. Мейендорфа: La procession du Saint Esprit chez les peres orientaux//Russie et chretiente. 1950. P.158-179.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/158/...

1) Иеромонах Анастасий, 2) Никифор Алексеев, 3) Иван Прокофьев, 4) Иван Федоров, 5) Максим Федоров, 6) Игумен Иона, 7) Яков Семчевский, 8) Герасим Липяцкий. 9) Егор Покорский, 10) Стефан Орнатский, 11) Андрей Редриковский, 12) Иван Иванович Красовский, 13) Иван Кунин (старший), 14) Иван Сидоровский, 15) Егор Агриколянский, 16) Михаил Драницын, 17) Егор Казанский, 18) Николай Копылов, 19) Феодор Мартыновский, 20) Иван Купин (младший), 21) Иван Иподиаконов, 22) Петр Орнатский, 23) Алексей Косьмодамиановский, 24) Алексей Клериков, 25) Василий Филоматицкий, 26) Тимофей Суворов, 27) Герасим Костылев, 28) Ефим Третьяков, 29) Родион Флеров, 30) Никифор Зырин, 31) Алексеи Рябинин, 32) Иван Санин, 33) Алексей Куликов, 34) Иван Назоров, 35) Василий Смирнов, 36) Иерей Петр Белугин, 37) Даниил Левитский, 38) Егор Семеновский, 39) Иван Васильевич Красовский, 40) Григорий Лаговский, 41) Андрей Красовский, 42) Иван Горицкий, 43) Василий Попов, 44) Лев Высоцкий, 45) Василий Перебаскин, 46) Николай Борков, 47) Герасим Иорданский, 48) Михаил Воинов, 49) Алексей Клиентов. 50) Петр Соколов, 51) Павел Орнатский, 52) Василий Розанов , 53) Николай Лубкин, 54) Василий Юницкий, 55) Дмитрий Муравьев, 56) Василий Горский, 57) Николай Виноградов , 58) Михаил Соболев, 59) Василий Груздев, 60) Священник, Яков Ласкин, 61) Юнич, крещеный еврей, 62) Яков Реформатский, 63) Андрей Горский, 64) Василий Горский, 65) Косьма Преображенский, 66) Иван Горчаков, 67) Иван Ласкин, 68) Информатор Феодор Голубинский, 69) Афанасий Скворцов, 70) Иван Талызин, 71) Иван Санин, 72) Андрей Горский, 73) Павел Знаменский, 74) Николай Соснин, 75) Парфений Муравьев, 76) Павел Докучаева, 77) Павел Розов, 78) Иван Алякритский, 79) Василий Зарин, 80) Василий Попов, 81) Николай Гусев, 82) Александр Доцилевский, 83) Иван Куняев, 84) Алексей Мухин, 85) Иван Веселовский, 86) Сильвестр Воскресенский, 87) Михаил Вертоградов, 88) Николай Андроников, 89) Владимир Владимиров, 90) Дмитрий Прилуцкий, 91) Иван Приклонский, 92) Семен Ширский, 93) Ксенофонт Бронзов, 94) Павел Богословский, 95) Петр Недригайлов, 96) Петр Виноградов, 97) Гавриил Пернаткин, 98) Иван Островский, 99) Яков Беневоленский, 100) Николай Радковский, 101) Александр Невоструев, 102) Дмитрий Ковалев, 103) Иеромонах Хрисанф, 104) Феодор Виноградов, 105) Иван Спасский, 106) Феодор Альбов, 107) Николай Махоткин, 108) Семен Зверев, 109) Михаил Левитов, 110) Варсонофий Донский, 111) Ефим Соловьев, 112) Иван Соколов , 113) Афанасий Давыдовский, 114) Павел Кремлев, 115) Александр Серафимов, 116) Иеромонах Иустин, 117) Андрей Любославский, 118) Иван Вознесенский, 119) Митрофан Смирнов, 120) Александр Любимов, 121) Петр Попов, 122) Алексей Рейпольский, 123) Александр Ваникин (кандидат Московского университета), 124) Протоиерей Иван Последов, 125) Иеромонах Мефодий, 126) Гавриил Гусев, 127) Петр Панов, 128) Дмитрий Соловьев, 129) Александр Горицкий, 130) Гавриил Преображенский. Учители медицины:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иоанн Виленский, мч. Описания иконы Иоанн Виленский, мч. - житие Святые мученики Виленские: Антоний, Иоанн, Евстафий (Память 14 апреля по старому стилю) Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (1345-1377). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии Ярославне (U 1346), расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедь, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильне (ныне Вильнюс) во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. Святые Антоний и Иоанн[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6577.jpg:   Размер: 681x1200, 0.82 MPix, 201 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (122) , (0) . Описание: [Русь. XVI.] Минея годовая (мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий). Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия. Файл 6578.jpg:   Размер: 534x1200, 0.64 MPix, 129 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (110) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 14 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 6579.jpg:   Размер: 731x1200, 0.88 MPix, 184 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (106) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 6581.jpg:   Размер: 701x776, 0.54 MPix, 69 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (122) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1933

96   Маслов И.Диакониссы древней церкви//Христианское чтение. 1863. 97 О служении женщин в церкви//Церковный вестник. 1908. 24 апреля. С. 497–498. 98 Там же. С. 499–500. 99 Инициатор активной приходской деятельности, создания приходских братств. Многие его идеи были озвучены в редактировавшемся им журнале «Дух христианина». 100 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 326. Л. 60 об. 101 Жизнь и деятельность основателя церковных братств на Руси священника А. В. Гумилевского. СПб., 1870. 102   Троицкий С. В.Диакониссы в православной церкви. С. 215. 103   Постернак А. В.Очерки по истории общин сестер милосердия. С. 55. 104 Учебник для сестер и милосердия и пастырей, несущих служение в больницах/Под общей ред.  Филимонова Сергия, свящ.  СПб., 2000. С. 28. 105 Там же. С. 29. 106   Усин Е.Письма из Болгарии. СПб., 1879. Цит. по:  Постернак А. В.  Очерки по истории общин сестер милосердия. С. 88. 107   Скроботов.Приходской священник Александр Васильевич Гумилевский. СПб., 1871. С. 177–182. Цит. по  Троицкий С. В.  Диакониссы в православной церкви. С. 305–306. 108 Из Устава А. В. Гумилевского 1860 г. Отдельные параграфы опубликованы: Троицким С. В. Диакониссы в православной церкви. С. 299–300. 109   Пирогов Н. И.Севастопольские письма и воспоминания. М., 1950. С. 209. цит. по:  Постернак А. В.  Очерки по истории общин сестер милосердия. С. 89–90. 110   Постернак А. В.Очерки по истории… С. 135. 111 Отчет обители за 1910 г.//Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1996. С. 199–200. 112   Склярова М.Вдали от мирской суеты. Великая княгиня Елизавета Федоровна. О служении женщин в православной церкви. Н. Новгород, 1996. С. 64. 113 Великая княгиня Елизавета Федоровна. Пояснительная записка о задачах и целях открывшейся в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия//  Склярова М.  Вдали от мирской суеты. С. 78. 114 Там же. С. 79–80. 115 Там же. С. 83. 116 Из письма Елизаветы Федоровны от 1 января 1912 г.//Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995. С. 52.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

29 Ibid. л. 18 обор. Ср. совр. рубр.: «аще пред освящением святых даров муха впадет во святую чашу». 30 Ibid. л. 19 обор. Ср. совр. рубр.: «аще что от божественный крове укапнет на дску, на земли голый»; «аще на подножном сукне или ковре укапнет божественная кровь». 31 Ibid. л. 21 обор. Ср. совр. рубр.: «аще на индитиях престольных, аще на покровец или на святую одежду укапнет святая кровь». 32 Ibid. л. 21 обор. 22 Ср. совр. рубр. «аще случаем коим приключится всей божественней крови излятися»; «аще ничтоже останет во святой чаше». 35 Ibid. л. 23 и обор. Ср. начальный рубрики современного отдела «о прислучаях недостаточества служащего священника». 53 Евхологион, албо Молитвослов, или Требник, имеяй в себе церковные различные последования, иереям подобающие. Стр. 217–70. Киев. 1646 г. 61 Ibid., л. 51 – 88. «Воумление» усвояют Евфимию Горский и Невоструев. (Описание словян. рук. Москов. Синод, библ. II, 3, стр. 454). Миркович (О времени пресуществления даров, стр. 38, 253), Сменцовский (Братья Лихуды, стр. 104, 135). 91 Деяния Московских соборов 1665 и 1667 г. Книга деяний соборных 1667 г. л. 64 и обор. Москва. 1893 г. 92 Писания отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. III т. стр. 152. 97 Правила св. апостол. стр. 61. М. 1876 г. Ср. 151 ст. Номоканона. Павлов. Номоканон, стр. 289. 98 Правила св. поместных соборов. Вып. I, стр. 151. Ср. 38 пр. Карфагенского собора и толкование на него Аристина. Ibid., вып. II, стр. 470. 100 Кормчая. Часть I, л. 176 обор. Ср. «Поучение святительское новопоставленному священнику» по списку XIII ст. Русская Историческая Библиотека. VI т., 1 ч.. столбец 106. 109 Правила св. поместных соборов. Вып. II, стр. 379. Это предписание удерживает как требник Могилы (стр. 222), так и «Воумление» – (л. 53 обор.). 110 Ρλλη α Πτλη Σνταγμα. IV, σ. 456 – 7. Небезизвестны были данные постановления и древнерусской церкви. Так, по наставлению епископа Нифонта, в день совокупления священник не только не должен служить литургии, но и входить в алтарь. Русская Историческая Библиотека. VI т., 1 ч., стол. 31. Плотское общение он допускает в промежуточные между совершением евхаристии дни. «Аще поп восхощет служити в неделю и вувотник, может совокоупитисися мыже деньми, израния в понедельник. Ibid. Ср. и столб. 45.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Кирилл, митрополит Адрианопольский, занимал Адрианопольскую кафедру с 1853 по 1872 г.–89. Кирилл (Наумов) (25.12.1823 – 10.02.1866), епископ. 01.09.1857 назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. 13.10.1857 хиротонисан во епископа Мелитопольского. 22.06.1863 уволен на покой в Казанский Спасо-Преображенский монастырь. – 50, 109, ПО, 111, 113,129, 141, 187, 189. Кирилл 7 (1775–1872), патриарх Константинопольский. С 21.09.1855 по 01.06.1860 архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх. В годы его патриаршества было хиротонисано несколько епископов болгарского происхождения. – 88, 89,100, 200. Климент, священник, предполагаемый начальник миссионерской академии. – 158. Ковалевский, врач. – 166. Ковалевский Евграф Петрович (10.12.1790 – 18.03.1867), русский государственный деятель. С 26.05.1856 по 1858 председатель Московского цензурного комитета. В 1857 – 1858 вице-председатель Общества истории и древностей российских. С 1858 по 1861 министр народного просвещения. С 1859 действительный тайный советник. – 96, 118, 139,148. Константиновский Матвей Александрович (06.11.1791 – 14.04.1857), протоиерей, с 01.05.1849 протоиерей ржевского Успенского собора. Активный борец с старообрядческим расколом. При нем была закрыта последняя старообрядческая молельня в Ржеве. Духовник гр. А. П. Толстого, Т. И. Филиппова, Н. В. Гоголя. – 108. Кораблев Николай Петрович (1814 – 1877), в переписке упоминается как Кораблевский; совладелец совместно с М. Н. Сиряковым книгоиздательства и книжного магазина на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге. – 190. Ласкарис Александр, греческий архидьякон, слушатель Петербургской духовной академии. – 100, 104, 107, 111, 114, 143, 188, 201. Девисон Василий Андреевич (1807–1869), гебраист, участник перевода Библии на русский язык. С 1857 по 1863 состоял членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. – 106, 113. Леонид (Кавелин) (20.02.1822 – 22.10.1891), архимандрит, историк Церкви, духовный писатель. С 1852 по 1857 насельник Иоанно-Предтеченского скита. 14.09.1857 пострижен в монашество с наречением имени Леонид. 20.10.1857 – рукоположен в иеродиакона, 29.10.1857 – в иеромонаха. В 22.10.1857 назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1859 по состоянию здоровья уволен из миссии в Оптинский монастырь. Впоследствии наместник Троице-Сергиевой лавры. Автор книг «Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария», «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни» и ряда других. – 50, 64, 95, 178, 187, 189, 191, 197, 199, 203.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Смирнова (Россет) Александра Осиповна 14, 16, 106, 108, 109, 112, 363, 374, 386–389, 418, 443 Смоленск 20, 420 Снегирев Иван Михайлович 27, 116, 223, 390, 411 — «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» 116 («описание праздников и обрядов»), 390 Соболевский Сергей Александрович 37, 367 «Современник» 11, 12, 14, 16, 35 («Журнал Пушкина»), 50 («его журнал»), 101, 108, 133, 134, 363, 366, 367, 371, 374, 382, 388, 393, 394 Соленик Карп Трофимович 34, 365 Соллогуб Владимир Александрович 404 Сологуб Л. А. 16 Сосницкий Иван Иванович 12, 38, 173, 368, 379, 402 Средиземное море 133 Станиславич, художник 344, 345, 450 Станкевич Н. П. 422 Стасов В. В. 451, 452 Страсбург 16 Строганов, владелец дома 260 Строев Сергей Михайлович (Скромненко) 219 («Строевы»), 262, 410 Сухарева, владелица дома 89 Сципион 128, 130 «Сын отечества» 409 Т альма Франсуа-Жозеф 82, 331 Тальони Мария 83, 123, 381, 392 Тамбурини Антонио 81, 381 Танеев В. И. 410 Тарвальдсен Бертель 408 Тассо Торквато 102, 197 Тассони А. 143 («Autori burleschi italiani» — ), 396 «Телескоп» 11 Теребенева, владелица дома 352 Террачин 167, 168 Тибр 143 Тиволи, горы 144, 147 Тимченко, соседи Гоголей по имению 137, 395 Тихонравов Николай Саввич 367, 372, 379, 381, 422, 427, 441 Тициан 138, 177 Толстое, имение 132, 154, 394 Толстой Дмитрий 198 Тортони, ресторатор 95 Точе, река 400 Травемунд 50 Треви 395 Триест 20, 253, 254, 315, 420 «Тройчатка», альманах 393 Трохимовский Николай Михайлович 209, 408, 409 Трощинская Ольга Дмитриевна 216, 249, 410 Трощинский Андрей Андреевич 171, 189, 216, 249, 393, 402, 405, 409, 410 Трушковский Михаил Павлович 80 («сестра благополучно разрешилась сыном»), 380 Трушковский Николай Павлович («Коля») 59, 88 («племянник»), 90, 104, 114, 165, 171, 329, 355, 382, 389, 402, 423, 439, 445, 447 Трушковский Павел Осипович 32, 36, 44, 59, 64 («человек был близок к нам»), 364, 366, 377, 392 Тургенев Александр Иванович 11, 12, 14, 108, 133, 174, 233, 277, 281, 288, 364, 388, 394, 403, 413, 430 Тургенев Иван Сергеевич 24

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

По вопросу авторства «Стязания» в лит-ре нет единого мнения, т. к. текст обнаруживает близкое сходство с позднейшим «Посланием против латинян» Киевского митр. Никифора I . Если А. Н. Попов видел в «Стязании» главный источник «Послания» Никифора, то А. С. Павлов на основании углубленного текстологического сопоставления настаивал на обратной зависимости, считая текст, приписываемый в заглавии Г., компиляцией из сочинений Никифора и Феодосия Грека (необоснованно, впрочем, относя вероятное авторство Григорию Цамблаку ). Аргументы, свидетельствующие о лингвистической неоднородности текста «Стязания» (противопоставление последней главы остальным), приведены Г. С. Баранковой ( Баранкова. Антилатинские послания. С. 21). Однако переадресовка сочинения митр. Никифора его предшественнику по кафедре необъяснима, поскольку имя Г. гораздо менее популярно в рус. книжности. В 2001 г. Л. В. Мошкова нашла в рукописи сер. XV в. (РГБ. Собр. Г. Г. Юдина. 1. Л. 23-28) неизвестный доселе памятник под заглавием «[От] неведомых словес изложено Георгием, митрополитом Киевским, Герману игумену вопрошающу, оному же поведаюшу». Текст представляет древнейшее рус. «вопрошание», отражающее стремление духовенства сравнительно недавно христианизированной страны до мелочей следовать нормам и обычаям, принятым в Греческой Церкви. В дошедшем виде памятник содержит лишь ответы Г. на вопросы игум. киевского мон-ря Спаса на Берестове Германа (вопросная часть целиком сокращена при редактировании), превращенные, т. о., в канонические правила. Памятник содержит 113 ненумерованных ответов (надежная их разбивка в ряде случаев затруднена), 2 последние статьи (объяснение греч. названий предметов богослужебной утвари и указатель числа лет от Вознесения до написания каждого из канонических Евангелий), возможно, не относятся к первоначальному тексту. По поводу принадлежности к памятнику последних 30 статей существует известная доля условности, однако явных противоречий этому нет. Материал памятника не имеет четкой тематической организации (за исключением разделов «А се о церкви» (правила 48-55) и «А се о епископех» (56-60), выделенных киноварными заголовками). В начале сосредоточены по преимуществу вопросы о порядке и об особенностях Крещения взрослых и детей (пункты 1, 2, 5, 8-10, 14, 21) и о принятии Причастия (пункты 3, 4, 25, 38). Вопросы о духовнике помещены в начале (пункты 15-17) и в конце (пункты 78, 110). Неск. вопросов о нательном кресте и об изображении креста помещены в середине (пункты 61, 62, 64, 69, 74, 75). Сюжеты о пищевых запретах (связанные в основном с оскверненной или нечистой пищей) расположены в конце текста (пункты 88-92). Сравнительно невелико (пункты 12, 13, 19, 22, 30, 36) число вопросов о епитимьях за то или иное прегрешение (что, вероятно, свидетельствует о достаточно широком распространении епитимийников). Вопросы, связанные с монастырской жизнью, занимают в памятнике небольшое место (ответы 101, 104, частично 106, 107).

http://pravenc.ru/text/164237.html

Место же, ближайшее к храму, было наиболее почетным и на его обустройство в свое время тратились громадные средства. Так, одна из гробниц у храма оказалась выложена мраморными плитами, украшенными рельефными крестами и орнаментом, а рядом лежала напольная мозаика, к сожалению, почти погибшая, так как роскошная усыпальница, очевидно, не имела покрытия (см.: Зубарь В. М., Хворостяный А. И. От язычества к христианству. – К., 2000. – С. 58–88, рис. 21; с .144–154; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель... – С. 483–485). 524 Извлечение из отчета ... в 1902 году. – С. 33–34; Косцюшко-Вапюжинич К. Дополнение к отчету о раскопках в Херсонесе в 1902 году//ИАК. – 1905. – Вып. 16. – С. 111; Айнапов Д. В. Развалины храмов. – С. 109; Бертье-Депагард А. Л. О Херсонесе – С. 64. Весьма близкий состав имел заклад у водосливного канала баптистерия около Уваровской базилики: он включал 22 бронзовые монеты от Валентиниана I до Маврикия, причем монет Юстиниана I тоже было большинство – 12 А. Л. Указ. соч. – С. 74–79). Поэтому, не исключено, что среди названных выше 5 монет, оставшихся не определенными в силу плохой сохранности, могла находиться монета Юстина II или Марикия. 525 Khatchatrian A. Origine et typologie des baptisteres paleochretiens. – Mulhouse, 1982. – P. 76. 526 Ротач A. Л. К изучению мозаичного пола крестообразного храма в Херсонесе//ВВ. – 1967. – Т. 27. – С. 333; Завадская И. А. Еще раз о датировке загородного крестообразного храма и его мозаики. – С. 54–55. Входящие в состав мозаичного ковра медальоны-«омфалии» с изображением листьев, цветов, плодов, животных находят очень близкие аналогии среди ранневизантийских памятников ближневосточного круга, в частности, храмов Иордании ( церковь св. Исайи в Джераше, 559 г.; церковь св. Георгия, приблизительно 560 г., церковь св. Апостолов, 578 г., дворец Буренд конца VI – начала VII вв. в Мадабе; комплекс св. Стефана, церковь епископа Сергия, 587–588 гг., так называемые «церковь рек», конец VI в., «церковь пальмы», начало VII в. в Умм Аль Расасе) (см.: Picirillo М. The Mosaies of Jordan. – Amman, 1997; Harrison T. Madaba: Cultural Heritage. – Amman, 1996; The Ummayyads. The Rise of Islamic Art. – Amman, 2000. – P.102, 106). 531 Домбровский О. И. Архитектурно-археологическое исследование Загородного крестообразного храма ... – С. 294, 302–303, 316–317; Jastrzebowska E. Ephesos und Chersonesos in Spatantike Zeit: Eine vergleichende topographische Studie//Rivista di Archeologia Cristiania. – 1999. – T. 75. – S. 517; ср. возражения: Якобсон A. Л. Раннесредневековый Херсонес. – C. 206–207; Якобсон A. Л. Средневековый Крым. – М.; Л., 1964. – С. 155, прим. 78; Якобсон А. Л. Закономерности и этапы развития архитектуры... – С. 164.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010