Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАСТЬ [греч. ξουσα; лат. potestas], Божественное установление для отражения зла и содействия добру; в широком смысле есть возможность оказать воздействие на что-то и на кого-то; есть господство одного над другим или другими. Христиане побуждаются быть покорными В. ради Господа (1 Петр 2. 13 слл.) и по совести (Рим 13. 5). В. тесно связана с авторитетом . В. может принадлежать на основании или 1) абсолютного превосходства - Богу, или 2) относительного преимущества, вытекающего из естественной необходимости,- напр., власть родителей над малолетними детьми, или 3) относительного преимущества, вытекающего из узаконения случайного факта. Политическая, или гос., В. принадлежит ко 2-му типу: она выражает естественное право общественного целого на подчинение частей: права и интересы общества должны быть определенным образом представляемы, ибо простая сумма интересов частных еще не составляет интереса общества (Вл. С. Соловьёв). Высшим назначением В. является служение В. имущих подвластным им (ср.: Лк 22. 25-27). Представление о В. в Ветхом Завете В. Бога Бог есть великий Царь над всей землей (Пс 46. 3; 94. 3), Он воцарился над народами (Пс 46. 9), Он - владыка народов (Пс 21. 29), призирает народы (Пс 65. 7), судит их (Пс 66. 5), «мышца Его со властью» (Ис 40. 10), Он «Бог богов и Владыка царей» (Дан 3. 47), В. Бога вечна (Пс 65. 7). Бог управляет израильским народом обычно через различные органы В.: через них Он дает ему законы, производит суд, ведет его. Таким «органом» по устройству израильской общины был прор. Моисей , соединявший в своем лице различные обязанности (Втор 5. 31; 34. 10-12; Исх 3. 10-12; Числ 11. 11-13); в святилище Бога таким «органом» служила ветхозаветная иерархия (Исх 28. 1-3, 41; 29. 1 слл.; Числ 1. 47 слл.; 3. 5 слл.; 18. 1-7 слл.; 4. 34 слл.; 8. 15; Втор 18. 1-8); в суде - судьи (Втор 1. 16-17); таким же «органом» в отношении гражданских дел является царь (Втор 17. 14-20).

http://pravenc.ru/text/155023.html

Псалом 34. Молитва о божественном заступлении и избавлении от злобных и неблагодарных врагов В Пс.34 невинно гонимый псалмопевец усердно молит Господа восстать во всеоружии Своей правды и могущества на его защиту и покарать его жестоких гонителей, которые за его дружбу и расположение воздают ему неблагодарностью, клеветою, злорадством и насмешкою, а его избавить из беспомощно-бедственного положения, за что обещается всенародно принести Ему благодарность и прославлять Его во все дни жизни своей. Эти главные мысля в различных выражениях три раза повторяются в псалме, который таким образом распадается на три части: 1–10, 11–18 и 19–28 ст., представляющие как бы три следующие одна за другою молитвы о защите и избавлении от врагов, из коих каждая заканчивается обетом благодарного прославления Господу. – В надписании псалом приписывается Давиду и, судя по изображению врагов и отношения к ним гонимого псалмопевца, а также по сходству всего вообще псалма с Давидовыми псалмами из времен Саулова гонения, нельзя сомневаться в том, что он воспет был Давидом, и именно во время Саулова гонения, тем более, что первые три ст. его, а также ст. 23 и 24, почти буквально сходятся с словами Давида в 1Цар.24:13 и 16, которыми он в своей речи с Саулом, после встречи с ним в пещере Эн-Гадди, призывал Господа стать судьей между ним и гонителем и на Него возлагал надежду отмщения и своего спасения 142 . На слова этого Пс.: м туне (ст. 19; – которые впрочем буквально сходно читаются и в Пс.68:5 ), указывал Иисус Христос, как на пророчество о беспричинной ненависти к Нему иудеев ( Ин.15:25 ), и так как вообще Давид в своих страданиях был прообразом Мессии, неблагодарно отвергнутого своим народом; то христианская православная церковь с древних времен, вместе с историческим отношением к преследуемому Давиду, усматривала в этом псалме пророческое предызображение ненавидимого и преследуемого иудеями Христа Спасителя, а также и верующих в Него (св. Афанасий и Кирилл александрийский , Исихий, бл. Августин, Евфимий Зигабен ; ср. толкование Псалтири Иоасафа Краковского и Иринея, архиепископа Псковского), и в этом именно смысле назначила его вместе с другим подобным же мессианским Пс.108 для чтения на 3-м часе в день воспоминания крестных страданий Христовых, – в великий пяток, а 1-й и 2-й ст. его употребляет в качестве прокимна и стиха к нему пред второй паремией на вечерни того же дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Скачать epub pdf Глава 11 Вопрос от Иоанна чрез учеников своих Иисусу Христу ( Мф.11:2–4 ). Ответ Господа ( Мф.11:4–6 ) и речь к народу об Иоанне ( Мф.11:7–15 ) и об иудеях ( Мф.11:16–19 ). Укоризна городам нераскаянным ( Мф.11:20–24 ). Прославление Бога Отца ( Мф.11:25–27 ) и призвание труждающихся и обремененных ( Мф.11:28–30 ). Мф.11:1 . И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их. «Перешел оттуда»: где давал наставления Своим ученикам, посылая их на проповедь Евангелия в Иудее и Галилее, – вероятно в окрестностях Капернаума, во время предпринятого Им тогда путешествия по Галилее ( Мф.9:35 ). – «В городах их»: т.е. в тех городах, в которые Он пришел, – галилейских (ср. Мф.4:23, 9:35, 12:9 ), может быть, соседних с Капернаумом. Мф.11:2–3 . Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? «Иоанн» (Креститель), «услышав о делах Христовых»: побуждение к посланию учеников – дошедший до Иоанна слух о делах Христовых. Под делами, конечно, подразумеваются главным образом чудесные дела Господа; впрочем нет нужды ограничивать смысл слова только ими, можно разуметь Его действия вообще в обширном смысле (ср. Ин.5:36 ). – «В темнице»: в крепости Махерской, на восточном берегу Мертвого моря, куда заключил Крестителя Ирод Антипа (см. Мф.14:3 ). Он, находясь в темнице, слышал о делах Господа от своих же учеников ( Лк.7:17 ), с которыми, как видно из сего места и других, ему дозволено было и в темнице иметь сношения. – «Ты ли тот, который должен прийти» (ср. Ин.6:14 ; Евр.10:37 ): т.е. Мессия, который, так как явления Его ожидали давно, а особенно в это время, и так как были уверены в скором Его явлении, назывался просто грядущим, или имеющим, или долженствовавшим прийти, может быть, применительно к словам Пс.49:3, 117:26 или Мал.3:1 . – «Или ожидать другого»: или Мессия еще только придет, другой, а не Ты? – Что значит этот вопрос от лица Иоанна? Усомнился ли он в том, что Господь Иисус действительно есть Мессия, которого он, Иоанн, был предтечею? Предполагать в Иоанне таковое сомнение, как бы ни утончали оное психологически, как бы ни умаляли силу и значение его, невозможно; это противоречит всей предшествующей деятельности Иоанна: ему были непосредственные откровения и удостоверительные знамения, что крещенный им Иисус есть действительно обетованный Мессия ( Ин.1:32–34 ), и его понятия о Мессии и Его Царстве были истинные и духовные понятия, а не ложные и плотские понятия иудеев ( Ин.1:29, 35–36, 3:23–36 ), так что в действиях Иисуса Христа он не мог видеть ничего такого, что могло бы подать ему какой- либо повод хотя мало усомниться в том, что Иисус есть действительно и истинно Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Симеон Метафраст. Творения Преподобный Симеон Метафраст известен собранной им коллекцией житий, которые он литературно обработал и подверг исторической критике (насколько тогда было возможно). Кроме дополнений, внесенных Симеоном Метафрастом от себя, ради «полноты и силы» (здесь и далее — цит. Михаил Пселл) повествования и красоты речи, в житиях Симеона Метафраста есть элемент исторической критики: Симеон Метафраст устранял из древних сказаний то, что было написано в них «несправедливого», а также «ошибки в словах», вообще все, что могло вызывать «насмешки и даже презрение» читателей. В собрание творений Симеона Метафраста вошли: «Слово на Плачъ Пресвятыя Богородицы, когда Она объяла, принявъ со креста, Честное Тело Господа нашего Христа», «Житие Святого Григория Великого», «Житие и деяния Илариона Грузина», «Слово на преставление святого Иоанна Богослова», « Сочинения Слово на Плачъ Пресвятыя Богородицы, когда Она объяла, принявъ со креста, Честное Тело Господа нашего Христа. ( Переводъ и архимандрита Это — то, что образно представили тогда волхвы, изъ въ Вифлеемъ, принесли свои дары: не только золото, какъ Царю, и ливанъ — какъ Богу, но и смирну — какъ смертному, родившемуся тогда Тебе (Матф. 2, 11)  . Это — то которое имело пронзить Мое сердце, какъ предсказалъ Симеонъ (Лук. 2, 35). Это — тотъ огонь, который Ты пришелъ низвести на землю, какъ это Ты Самъ предсказалъ (Лук. 12, 49). Потому что более жгуче, чемъ огонь, для любящаго сердца Матери смерть единороднаго Сына Ея. Въ маломъ, чтобы не оказаться противоположными, даже Мне представляются слова (Лук. 1, 28–55). Потому что не только сейчасъ Господа нетъ со Мною, какъ Онъ Мне возвестилъ (Лук. 1, 28), но Ты, будучи бездыханнымъ и среди мертвыхъ, озаряеши сокровищницы ада, а Я, между темъ, вдыхаю воздухъ и пребываю среди живущихъ. И, однако, Я не понимаю: за какую вину Ты былъ Потому что добродетель Твоя, какъ говоритъ Аввакумъ, покрыла небеса (Авв. 3, 3); а ныне Ты лежишь не имея образа, Ты — Который прекраснее, паче (всехъ) сыновъ человеческихъ (Пс. 44, 3), и не имея славы, будешь преданъ земле, Ты — славу Котораго возвещаютъ небеса (Пс. 18, 2). И гробница, вырубленная въ камне принимаетъ Тебя, которую, какъ отсеченную безъ человеческихъ рукъ гору виделъ (Дан. 2, 34–35). Безстрастнымъ явилось здесь Рождество Твое, какъ и въ Купине Божественное Твое съ людьми (Исх. 3, 2–4), и на (Прекрасномъ) былъ какъ образъ представленъ злой умыселъ въ Тебя (Быт. 37, 11–28), какъ и смерти — въ Исааке (Быт. 22, 1–18). Итакъ, остается (неисполненной еще) тайна Твоего предъявленная въ (Матф. 12, 39–40; Лук. 11, 29–30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Митрополит Киевский Онуфрий: Лучше быть слугой у Христа, нежели царем у диавола 2 января, 2018. митрополит Киевский Онуфрий Нужно помнить об этом и спешить ко Христу Рождественское послание Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Архипастырям, пастырям, монашествующим и  всем верным чадам Украинской Православной Церкви Всех Вас, Боголюбивые Архипастыри, всечестные Отцы, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры, — сердечно поздравляю с великим мироспасительным Праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Воспоминания о великом и священном событии Рождества Христова снова ведут нас в Вифлеем, где под покровом благословенной ночи свершилась великая Тайна пришествия Бога во плоти: в мир родился Бог богов и Царь царей (Дан. 2, 47; Откр. 19, 16). Убогая Вифлеемская Пещера стала Палатой Небесного Царя, а скромные Ясли стали святым Престолом, где был одет в младенческие пелены Тот, Кто одевает Небо облаками (Пс. 146, 8) и Кто в руке Своей содержит все концы земли (Пс. 94, 4–5). Рождество Христово приклонило Небо к земле. Свершилась великая благочестия Тайна, в которой милость и истина встретились и Правда и мир облобызались (Пс. 84, 11). И всё это произошло потому, что Бог, Которому на Небе непрестанно служат Ангелы, пришел на землю, чтобы послужить нам, падшим и грешным людям, и чтобы отдать душу Свою за наше искупление (Мф. 20, 28). Рождество Христово имело свое торжество. Когда рождается царь земной, ему служат люди, а когда родился Царь Небесный, Ему служили Ангелы. Святые Ангелы летали над Вифлеемской Пещерой и пели дивную песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 13–14). Святый Ангел явился Вифлеемским пастушкам и сказал: «…возвещаю вам великую радость… ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 10–11). Рождество Христово принесло в мир много великих и дивных Божественных даров, одним из которых является радость. С грехопадением Адама человечество потеряло радость. Адам, после изгнания из Рая, всю свою земную жизнь скорбел и горько плакал. Скорбели после него и все его потомки. Скорбь является порождением греха, она является тем следствием греха, которое мы все не любим. Мы, грешные, любим, когда грех щекочет наши нервы, волнует наши извращенные чувства и мысли, но мы не любим, когда к нам приходят последствия греха: скорби, болезни, уныние, отчаяние. Много людей, желая избавиться от последствия одного греха, прибегают ко греху другому: к пьянству, к наркотикам, к различного рода безнравственным развлечениям. Делая так, они еще глубже погружаются во тьму уныния и отчаяния, потому что один грех не уничтожает другой, а наоборот, умножает его, а вместе с этим умножаются и неприятные для нас греховные последствия.

http://pravmir.ru/mitropolit-kievskiy-on...

Глава LXI 1 . Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, (По переводу 70-ти: „слепым прозрение“. В Ев. 4:18 цитата по пер. 70-ти с добавлением: „отпустить измученных на свободу“) 1777 . 2 . проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, 3 . возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда; и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его. Выражения стиха 1-го соответствуют тем, которые мы видели у Исаии Ис. 11 („почиет на Нем Дух Господень“....) и Ис. 42 („положу Дух Мой на Него“) с тою разницей, что в настоящей главе глаголет Сам Посланный, Тот, Который и в Ис. 48глаголал: „ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его“ 1778 , раскрывая тайну единосущной Св. Троицы. Это ныне есть священнейший момент жизни человеческого рода, отныне т. е. от воплощения Бога Слова, „глаголет из вечности в круг времени к тварям, когда в них должна открыться Премудрость Божия, предвечно рождаемое в Боге Слово и Премудрость“ 1779 . Оно, восприняв на Себя полное существо человека, глаголет на земле: „Дух Господень на Мне“.... Это – момент исполнения всех обетований, преобразований и пророчеств, которые все были приуготовлением к этому событию. В Опыте изучения Ев. Иоанна (стр. 91 и др. ссылки на Св. Отцов стр. 113 и 143 части I) мы говорили о том, что Дух Святый при крещении Господа Иисуса освящал в Нем всего человека, все человечество, „дабы человек мог обожиться, вследствие того, что Бог вочеловечился“. (Гр. Богосл. Письмо к Квидонию, в славянском изд. 1843, ч. 2-я, лист 249). „Господь помазал Меня“, глаголет воплощенный Сын Божий, открывая человечеству, что Он-тот, которого ждали под именем: Мессия или в греч. переводе Христос. „Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих“ 1780 , говорит Пс. 44 -й, ст. 8, открывающий, что Бог помазующий и Бог помазуемый единосущны, точно также как в Пс. 109 „сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня“.... В 4 т. Св. Лет. мы указывали еще по поводу Пс. 44 -го (ч. I, стр. 231, ср. стр. 239), что Мессия есть Помазанник по преимуществу и что все другие ветхозаветные помазанники, первосвященники, пророки и цари только прообразовали этого великого и вечного Первосвященника ( Евр. 6:20, 7, 8:1–6, 9:11–28, 10:5–14,21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Псалом 22 Псалом Давиду Этот псалом внушил Давиду Дух Святый от лица язычников 70 Пс.22:1 .  Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит Господь есть Пастырь, как сам Он о Себе говорит в Евангелии: Я пастырь добрый ( Ин.10:14 ). Ибо Он нашел язычников блуждавшими, как овцы, на местах гибельных и привел их в спасительные ограды Церкви, где и пасет и питает их. Почему каждый из сих язычников, повествуя о благодеяниях Его, благодарит за сие Господа сими словами: Господь пасет меня; итак у меня не будет недостатка ни в чем необходимом и полезном для питания и спасения моего. Пс.22:2 .  На месте злачне, тамо всели мя Место злаков есть деятельная добродетель; а вода упокоения, по изъяснении св. Максима, созерцательное любомудрие. Итак там, говорит каждый из язычников, Господь поселит меня, где находится место с злаками. Начав с переносного выражения: пасти, он и продолжает сие. Ибо злаки и вода составляют благополучие стада. А сим выражает то, что Господь поставил меня в наслаждение пажитию и духовными благами. Можно также понимать и иначе. Место злачное есть Церковь , а самые злаки – христиане, которые процветают в Церкви добродетелью. Или под злаками можешь разуметь веру христиан, как всегда юную и цветущую на подобие травы, между тем как заблуждения Еллинов состарились и иссохли, как сено. На воде покойне воспита мя Сии слова говорит народ из язычников о бани святаго крещения; ибо очищаясь духовною сею водою, мы свергаем с себя труд и бремя греха и следовательно успокаиваемся. Посему и Господь говорит: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас ( Матф.11:28 ). Или еще иначе: вода есть живое течение Христова учения, как мы сказали в первом псалме, при изъяснении слов: при потоках вод 71 Пс.22:3 .  Душу мою обрати Господь, говорит, обратил душу мою от прелести идолов к истинному богопознанию и вере. Настави мя на стези правды Правдою здесь называет каждый язычник всеобщую праведность, содержащую все добродетели, а стезями правды добродетели порознь, так как они ведут ходящих по ним к правде всецелой. Ибо Господь, вочеловечившись и открыв стези, или дороги добродетелей, сам первый прошел по ним, а потом и делом и словом наставил и нас на оные 72

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Дух Святой О деятельности и силе Святого Духа Святой Дух а) творит и дает жизнь: Земля была безводна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). От Духа Его великолепие неба ( Иов.26:13 ). Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его все воинство их ( Пс.32:6 ). Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли ( Пс.103:30 ); б) открывает тайны Божии: Дух все проницает, и глубины Божии. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Мы приняли Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ( 1Кор.2:10–12 ). Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым ( Еф.3:4–5 ); в) открывает дела Христа: Когда придет Утешитель, Дух истины, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.15:26 ); г) открывает будущее: Дух Святый был на Симеоне. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк.2:25–26 ). Дух истины… будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ). Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии ( Деян.11:28 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 ); д) вдохновляет пророков: Мы имеем вернейшее пророческое слово; изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Петр.1:19,21 ); е) назначает на дело священнослужения: Господь сказал апостолам: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли ( Деян.1:8 ). Ныне послал меня Господь Бог и Дух Его ( Ис.48:16 ). Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр ( Деян.13:2,4 ). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:28 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Смертию смерть поправ Собрание работ о. Александра Меня, кратко и доступно объясняющих основы христианской веры и жизни. В книгу «Смертию смерть поправ» вошли следующие работы Меня: Кредо Введение в христианскую  жизнь (План к изучению «Символа веры» и основ Евангелия (в помощь катехизатору)) О проведении Великого Поста Приготовление к исповеди Ответ священнику N Проповедь 8.11.1986г. Смертию смерть поправ Кредо Основные жизненные принципы Христианства Вы просите меня изложить мое кредо. Хотя кредо каждого христианина и, разумеется, священника, уже выражено в Символе веры, Ваш вопрос вполне законный. Христианство неисчерпаемо. Уже в апостольское время мы находим целую гамму типов Христианства, дополняющих друг друга. Итак, если выразиться кратко, для меня вера, которую я исповедую, есть Христианство как динамическая сила, объемлющая все стороны жизни, открытая ко всему, что создал Бог в природе и человеке. Я воспринимаю его не столько как религию, которая существовала в течение двадцати столетий минувшего, а как Путь в грядущее. Оно имеет средоточие своей веры во Христе, Им измеряет и оценивает все (Откр. 1,8). Оно знает, что приход на землю Богочеловека не был односторонним божественным актом, а призывом к человеку ответить на любовь Божию (Откр. 3,20). Оно познает присутствие и действие Христа в Церкви, а также в жизни вообще, даже в самых простых, обыденных ее проявлениях (см. притчи Господни, в частности, МФ 6,28–29); знает, что достоинство личности, ценность жизни и творчества оправдываются тем, что человек является творением Божиим (Пс. 8); видит в вере не теоретическое убеждение, а доверие к Богу (Рим. 4,3); не требует ощутимых знамений (Мк. 8,11–12), памятуя о том, что творение–чудо (Пс. 18,2); Оно внимает Слову Божию, которое запечатлено в Писании, но остерегается буквально толковать каждую строчку Библии, особенно Ветхого Завета (Рим. 7,6);

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Псалом 28 есть хвалебная песнь Господу, открывающему свое величие и славу в проносящейся над Палестиною грозе и буре. Псалмопевец, в созерцании грозного явления природы, приглашает верующих прославлять величие и славу Божию (ст. 1–2) и, набрасывая картину проносящейся с севера Палестины на юг страшной грозы и бури, прославляет слышимый им в раскатах грома глас Божий и его поразительные действия в природе, возбуждающие всю тварь к возвещению славы Божией (ст. 3–9), я в заключение возвещает верующим, что в действиях грозы и бури Господь открывает Себя, как верховный судия и вечный царь народов, Который, истребляя нераскаянных грешников потопом, дарует силу и благословение мира избранному Своему народу израильскому (ст. 10–11). Но символическое седмеричное число гласов Божиих, соответствующее числу упоминаемых в Апокалипсисе (10:3–4) семи громов, возвестивших Тайновидцу тайны церкви Божией и предвозвещённым пр. Исайею семи дарам Св. Духа на Христе и его церкви ( Ис.11:2–3 ), особенно же близкое соответствие гласа Божия на водах гласу Бога Отца и явлению Св. Духа при крещении Христовом ( Лк.3:22 ), а гласа, иссякающего пламень огня, тому гласу бурну, при котором Дух Св. в огненных языках сошел на апостолов ( Деян.2:2–3 и 6), – дают предполагать, что псалмопевец не ограничивался изображением откровения славы Божией в природе и церкви ветхозаветной, но пророчески созерцал откровение седмеричного действия Духа Св. в устроении церкви новозаветной и особенно в событиях крещения Господня и сошествия Св. Духа на апостолов. В этом преимущественно смысл и объясняли псалом св. оо. и учители церкви и в таком именно смысл с древних времён изъясняет его православная церковь в своей богослужебной песни на освящение воды в день Богоявления: «глас Господень на водах вопиет глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшегося Христа» 135 . И если справедливо, что этот пс., по общепринятому значению греческого надписания его: исхода скинии, в древние времена в иудейской церкви пелся при отдании праздника кущей и, – по замечанию Зогара (Parascha 96), – именно при обряде возлияния в алтарь воды 136 , то кажется изложенный пророческий смысл его указан Самим Иисусом Христом, Который в последний день праздника кущей, по поводу упомянутого обряда возлияния воды, сопровождавшегося пением этого пс., предложил учение о живой воде, т. е., по изъяснению Евангелиста, о Духе, которого имели принять врующие ( Ин.7:37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010