е) настрояет сердца царей: Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его ( Притч.21:1 ). Бог побуждает царей а) содействовать благу Церкви: Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее ( 1Ездр.1:2 ). Пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы; издержки же пусть выдаются из царского дома. Да и сосуды дома Божия пусть возвратятся. И сколько нужно – тельцов ли, или овнов и агнцев, чтоб они приносили жертву приятную Богу небесному и молились о жизни царя и сыновей его. И Бог да низложит всякого царя и народ, который простер бы руку изменить сие ко вреду этого дома Божия в Иерусалиме. Я, Дарий, дал оное повеление; да будет оно в точности исполняемо ( 1Ездр.6:3–12 ); б) питать Церковь : И будут цари питателями Твоими, Сион, и царицы их кормилицами твоими ( Ис.49:23 ). Богопомазанные цари а) веруют в Бога, как в свою силу: Царь уповает на Господа, и по благости Вышнего не поколеблется ( Пс.20:8 ). Давид сказал: Твое, Господи, царство, и в руке Твоей могущество и сила ( 1Пар.29:11–12 ); б) утверждают трон свой правдою: Мерзость для царей дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол ( Притч.16:12 ); в) занимаются религиозным обучением всего народа: Иосафат, в третий год царствования своего, послал князей своих.., чтоб учили по городам Иудиным народ, и с ними левитов… и священников.., и они учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня, и обходили все города Иудеи, и учили народ ( 2Пар.17:7–9 ); г) являют правду бедным: Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится ( Притч.29:14 ); д) говорят праведно: В устах царя слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде ( Притч.16:10 ); е) любят уста праведные: Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит ( Притч.16:13 ); ж) наказывают нечестивых: Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо ( Притч.20:26 ). Начальник [от царя] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся; ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое ( Рим.13:4 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ис.43:2 . Будешь ли пере­ходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не по­топят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. «Будешь ли переходить через воды... через реки... через огонь... и пламя». Это – общая эмблема различных земных злостраданий и бедствий, от которых Господь неоднократно спасал Своего Израиля. Но возможно, конечно, искать здесь и более частных исторических намеков, напр., в переходе через «реки» видеть указание на вавилонский плен, когда народ иудейский был отведен за великую реку. В ссылке же на огонь, который не будет жечь, и на пламя, которое не опалит, имеем основание видеть пророчественное указание на историю трех отроков в пещи вавилонской ( Дан.3 гл.). В качестве ближайшей параллели к этому месту нельзя не отметить следующих слов Псалмопевца: «Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» ( Пс.65.12 ). Историческое оправдание данного пророчественного утешения некоторые усматривают в том частном событии, которое имело место при возвращении иудеев из вавилонского плена и описано в первой кн. Ездры ( 1Ездр.8:22–31 ). Под огненными испытаниями, которые пережила ветхозаветная церковь , разумеют гонения Антиоха Епифана ( 1Мак.1 гл.). Ис.43:3 . Ибо Я Го­с­по­дь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. «Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев». Последний эпитет, в приложении к Мессии, уже встречался у пророка Исаии и раньше ( Ис.41:14, 20 ). Но здесь к нему добавлено еще новое, знаменательное определение – «Спаситель твой». Хотя оно, именно, и не имеет еще здесь того специального значения, какое получило позднее, однако для нас важно отметить и самый факт его употребления. Святый Израилев назван здесь Спасителем, как за все прошедшие исторические случаи избавления евреев от их политических врагов ( Исх.14:23–31 ; Суд.4 ; Суд.7 гл. 2Цар.8:1 ; 4Цар.14:9–16 и др.), так и за аналогичные им будущие случаи, ближайшим образом, за факт избавления от вавилонского плена, открытый духовному взору пророка. Этот новый эпитет делается одним из излюбленных во второй части его книги ( Ис.45:15, 21 ; Ис.47:15 ; Ис.49:26 ; Ис.60:16 ; Ис.63 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.49:3 . и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я про­славлюсь. «Ты раб Мой Израиль, – в Тебе я прославлюсь». Несомненно, что этого места нельзя относить к историческому, плотскому Израилю, потому что тогда получилось бы резкое противоречие данного стиха с одним из предыдущих (5 ст.). Рискованно прилагать его и к самому пророку Исаии, потому что это слишком не отвечало бы и личному смирению пророка и действительному характеру его служения. Остается, таким образом, единственно возможным и правильным относить это обращение к Мессии, Отроку Господню. «Являясь в мир, Отрок Господень изображается здесь, как исполнитель воли Божией ( Пс.39:8–9 ; Мф.5:17 ); а так как исполнение таковой воли составляло историческое призвание израильского народа и служило к прославлению Господа, то исполнивший всю волю Божию, Отрок Господень, чрез это являлся представителем Израиля, через которого прославится Бог (ср. Ис.42:1 ; Ин.17 – СПб. проф.). «В Тебе Я прославлюсь». Лучшим комментарием этих слов является известное, торжественное начало прощальной беседы Иисуса Христа со своими учениками: «ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» ( Ин.13:31 ). А святой Иоанн Златоуст в одном из своих толкований прекрасно поясняет, что «Бог почитает наше спасение Своею славою» (Том 10. Бес. 7, на 1Кор.2:6–7 ). Ис.49:4 . А Я сказал: напрасно Я трудил­ся, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Го­с­по­да, и награда Моя у Бога Моего. «А Я сказал: напрасно Я трудился». Данными словами Отрок Господень, Сын Божий, выражает сомнение в успехе своей миссии – даже больше того – сознает ее бесполезность и как бы разочаровывается в ней. Историческое оправдание этих слов должно видеть в том печальном обстоятельстве, что первая и ближайшая цель пришествия Мессии – собрание заблужденных овец дома Израилева ( Мф.15:24 ; Мф.23:37 ) – по жестокосердию последнего не осуществилась ( Ин.1:11 ). В сознании этой как бы некоторой недостаточности и неполноты искупительной миссии Богочеловека и следует видеть главную причину той глубочайшей сердечной муки и того чувства подавленности и покинутости, которые испытывал по человечеству Божественный Страдалец, как еще накануне, во время моления о чаше в Гефсиманской роще, так и вися на кресте, в последний предсмертный момент ( Мф.26:37–38 и Мф.27:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

При всём положительном отношении Израиля к соблюдению девства до вступления в брак, во времена юности Богородицы не существовало традиции брать обет девства навсегда. Более того, незамужнее положение женщины могло подвергаться упрёкам и грубому уничижению (ср.: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: “свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем — сними с нас позор”» ( Ис.4:1 )). Несомненно, что именно Богородица дала основание благочестивой христианской традиции пожизненного девства ради служения Богу. Можно сказать, что в этом отношении Она является образцом для монашества: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» ( 1Кор.7:34 ). Ввиду особой, исключительной близости к Богу Пресвятая Богородица поставлена, Промыслом Божьим, Главою не только над всеми людьми, но и над ангельским воинством, отчего Церковь и величает Её Небесной Владычицей или Царицей. В этом тоже следует видеть реализацию древнего пророчества: «стала царица одесную Тебя» ( Пс.44:10 ). 3) Священное Писание представило Божью Матерь не только в историческом повествовании и пророчествах, но и через прообразы, явленные в многочисленных ветхозаветных предметах и святынях, таких, например, как Неопалимая Купина ( Исх.3:2 ), Лестница Иакова ( Быт.28:12 ), скиния ( Исх.26:1 ), ковчег ( Исх.25:10 ). Даже и первозданная Ева, пока была невинной и не изуродованной скверной беззакония, служила прообразом Приснодевы, нередко называемой в этой связи Новой Евой (по аналогии с обозначением Её Сына, Христа, Новым Адамом ( 1Кор.15:45,47 )). О Богородице в Библии Новый Завет о жизни Богородицы повествует следущее: Почитание Богородицы на Руси и в христианских конфессиях На русской почве почитание Богородицы приобрело особенное значение, что выразилось, в частности, в утверждении праздника Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября), неизвестного остальному христианскому миру, и во всенародном прославлении Богородичных икон.

http://azbyka.ru/bogorodica

Смиренно молю Вас, Ваше Святейшество, Ваши Преосвященства, вознести свои молитвы о мне ко Господу, да укрепит меня благодать Всесвятого Духа на предстоящее служение, которое потребует от меня неустанного труда, ревности пастырской и духовных усилий, и помочь мне наставлениями и советами, ибо Вы, Ваше Святейшество, много лет трудились председателем Отдела внешних церковных сношений и прекрасно знаете ситуацию в заграничных епархиях Русской Православной Церкви. «Вот тебе заповеди, — говорит Господь праведному пастырю, — поступай по ним и к тому же убеждай людей, слушающих тебя, чтобы покаяние их было чисто в остальные дни жизни их. И это служение, которое поручаю тебе, исполняй тщательно и получишь великий плод, ибо найдешь любовь у всех, которые покаются и послушаются слов твоих. Я буду с тобою и буду побуждать их слушать тебя». Дух Святый, немощная врачующий и оскудевающая восполняющий, да восполнит все мои недостатки и немощи, дабы «совершилась Сила Божия в них» (2 Кор. 12.9). В этот день моей Пятидесятницы перед внутренним моим взором проходит вся моя жизнь. С детства я любил посещать храм Божий, совершать паломничества с благочестивыми христианами по немногим в то время святым обителям. Особенно запечатлелись в моей памяти прекрасные монашеские службы в вильнюсском Свято-Духовом монастыре, который мы старались посещать каждый год. Там, у мощей святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, «одного просил я у Господа, чтобы пребывать мне в дому Господнем во все дни жизни моей» (Пс. 26:4) — обещал всю мою жизнь посвятить служению Богу в монашеском чине и, если угодно будет Господу, стать служителем алтаря Господня. Несколько лет нес послушания наместника Свято-Троицкого Чуфаровского монастыря. Эта святая обитель — голгофа Мордовской земли. После ее закрытия она была перестроена в Чуфаровскую тюрьму 1, и в течение 30 лет здесь безвинно страдали священнослужители, монашествующие и тысячи ни в чем не повинных людей. В 1993 году перед нашим взором предстала ужасная картина: обезображенные до неузнаваемости, стояли несколько монашеских корпусов, снесены были храмы и колокольня. «Но Христос принадлежит смиренным» (1 Посл. Климента, XV) и помощь Свою подает — исполняющим святое послушание. Под мудрым управлением Владыки Варсонофия за 7 лет удалось наладить хозяйство, отреставрировать корпуса, построить небольшой храм, стали снова совершаться уставные монашеские службы.

http://patriarchia.ru/db/text/699882.htm...

Что знаменуют собою излиявшиеся кровь и вода? Кровь по смыслу Таинства Евхаристии есть связанная с веществом одушевленность тела, его живая душа. Она представляет, с одной стороны, седалище духа, есть как бы тело для духа (и в этом смысле Кровь Христова соответствует Церкви как Телу Его), с другой стороны, она содержит душу тела, живущего по силе воодушевляемости кровью («кровообращения»). Можно сказать, что кровь Христова выражает Его человечность («от одной крови Бог произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» – Деян.17:26 ), психобиологический ее субстрат. Вода же есть первоэлемент мирового вещества, из которого изначально образован мир («и Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ), «да будет твердь посреде воды и да отделяет она воду от воды» ( Быт.1:6 ), «Глас Господень над водами» ( Пс.28:3 )), в известном смысле метафизическая первоматерия мира – λη, – причем новая, обновленная λη есть вода крещальная, Иорданская. Тело Христово, конечно, состояло из тех же частей и тех же элементов, как и человеческое тело вообще, но если выразить это многообразие в единстве, то таким единящим, всерастворяющим и всесодержащим первоэлементом «земли» является «вода», из которой и возникла «твердь». 222 Единство крови и воды выражает, таким образом, полноту человечности как соединение душевного, жизнетворящего, кровяного начала и животворимого, пассивного, вещественного. Это есть живая телесность, которая выделилась из оставленного духом тела Христова на Кресте. Это выделение не сопровождалось разрушением самого тела, как это особо указано евангелистом, вспоминающим при этом ( Ин.19:36 ) ветхозаветный образ пасхального агнца. Последний в несокрушенности костей своих прообразовал неразрушимость Тела Господа: «сие произошло, да сбудется Писание: «...кость Его не сокрушится» ( Исх.12:46 ). Итак, на Кресте произошло таинственное разделение телесности Иисуса: несокрушившаяся плоть Его была снята с Креста, положена во гроб и воскресла, но ранее того из нее выделилась Его одушевленная телесность как кровь и вода.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

1854г. 30 янв. ¾ 6 часа вечера... Под исповедничеством я разумею: 1) верность в делах, словах, помышлениях и самых чувствах ко Господу нашему И. Христу, и 2) тот героизм, который не знает ни стыда, ни страха действовать всегда и везде, согласно духу Христову, по заповедям Его. Молитву я разумею тайную и только с твоей стороны, за несколько минут и спустя пред и после свидания заранее условленного. Возвращаюсь к руководимой тобою Софии. У родных нехристианского духа пусть держит себя она, как христианке прилично: по совести, и согласно духу заповедей Божиих, небоязненно исповедуя делами своими имя Господа нашего ( Лк.10:8, 9 ), как бы на это ни смотрели вольномыслящие, если не хочет быть отвергнута Отцем небесным ( Мф.10:33 ) за человокоугодие. Ведь любы мира сего, соединенная с нелюбовью ко Господу; есть вражда к Нему ( Иак.4:44 ) ... Или она не знает сего? – Молитвою более умной там заниматься она должна поминутно, представляя одесную себя Господа вездесущего ( Пс.15:8 ). В концерт съездить может, избирая из двух зол – меньшее, если только, в случае отказа, встретит ее гнев отца. Чоточки пока не нужны для нее. Детям французские книги С. читать может, если нет в них дурного; а если есть глупости, – как яда не должна давать им. В семинарии могла бы она взять «Училище Благочестия», или «Лавсаик» . Основательнее мне писать и некогда; можешь однако сказать, чтобы, ложась в постель, с чувством прочитывала псалом (90-й): «Живый в помощи Вышнего»... Сокрушение ее о скоромной пище в пост достойно всякого уважения. Но, мне кажется, почему бы не возвысить ей голоса во имя истины и не сказать господину-супругу о необходимости приучать детей к соблюдению церковных заповедей... Пусть после молитвы попробует, да и детям внушит, что грешат они, кушая то, чего не должно бы... Ал. Еф-на и с немцем живет, по природе колбасником, и не потрусила же детей хранить от нарушения заповеди святой матери нашей ( Гал.4:26 ) Церкви. 1854 г. февр. 10-го дня, 7 час. веч. Берусь говорить о необходимости внешней молитвы, дома ли в клети, или вне дома совершаемой, во имя Господне. – Необходимость такой молитвы условливается:

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

3. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. „Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?“ спрашивает Псалмопевец. ( Пс. 23:3–5 ) 271 . „Тот, – отвечает он, – у которого руки неповинны и сердце чисто“. И далее: „....он получит благословение от Господа и милость от Бога Создателя своего“. Таким образом еще для ветхозаветного человека выяснялось, что „на гору Господню“ духовную (а не земную) призываются не члены известной нации, а люди с чистым сердцем и руками, не оскверненными насилием и кровью брата. Для члена же будущей церкви Христовой в 23 Псалме стихе 5 произносится то имя Божие, которое ближе всего в его сердце рисует ему возлюбленный образ Господа нашего Иисуса Христа,-имя Спасителя. Имя горы Господней, горы Иеговы, принадлежит и той горе, на которой Авраам готовился принести в жертву Исаака. (См. Быт. 22:1–18 и все пр. в I т. Св. Летописи). Здесь Аврааму сказано, что за веру его: „благословятся в семени его все народы земли“. Событие это происходило на горе Мори-Иаг, (Мориа), на которой чрез много веков воздвигнут был храм Вечно- Живущему, и которая вместе с другой прилежащей горой названа общим именем Сион: „это град Давидов“ ( 2Цар. 5:7 ) Сион есть от того времени вечно типическое имя победы правды и добра над ложью и злом. Совокупность всех древнейших пророчеств и преобразований, и пророчества Исаии в настоящем 3 стихе, доказывает, что пред нами несомненно Мессианское пророчество, глаголющее о царствии Божием, принесенном на землю Господом нашим Иисусом Христом. Горой Божией была и гора Синай (Исход XXIV),. но она представляла собою закон, „ завет от горы Синайской, рождающий в рабство“ ( Гал. 4:24 ). Во время дарования закона приказано было: „Моисей один пусть приблизится к Господу.... народ пусть не восходит с ним“. ( Исх. 14:2 ). Не так в Христианстве: „Гора же Божия Сион есть вышний Иерусалим.... матерь всем нам“ ( Гал. 4:26 ). Сион свободен, говорит Апостол, и вот почему в пророчестве Исаии к нему свободно текут народы и „восходят на святую гору Господню, в дом Бога Иаковлева, для того, чтобы научиться путям Господним“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

I. Если спросить мудрецов, усильствовавших исследовать глубины природы, о том, что такое душа, они дадут очень разнообразные, но мало подходящие ответы. Поэтому, оставив суесловия философов, посмотрим при свете учения отцов Церкви на чистейшее зерцало истины, на Божественное Писание, чтобы узнать, что такое душа, - это благородное, драгоценное существо, которое не может пойти в обмен на что-либо другое. Творческая премудрость и сила Божия явила три особенности при создании человека. Прежде всего, одним словом Он создал небесное и земное; рече, и быша (Пс.148:5) тотчас явились солнце и луна, звезды на небе и птицы в воздухе, столько животных и растений на земле. Но при создании человека Он не только сказал слово, но предварительно как бы подумал и посоветовался, ибо сказал сначала: Сотворим человека (Быт.1:26), как бы приглашая на совет и прочие лица Святой Троицы. Этому дивился и Григорий Нисский. " О чудо, - говорит он, - все приводится к бытию одним словом и не предваряется никаким советом. К созданию же человека Творец всяческих приступает обдуманно " . Далее. Для того чтобы появились прочие твари, Бог говорил только: Да будет, больше ничего не делал. Для создания же человека Он и говорил, и действовал. Чтобы создать тело, взял Своими Божественными руками (это нужно понимать в смысле, соответственном для Бога) и слепил прах персть (взем) от земли (Быт.2:7); чтобы создать душу, Он вдохнул в него дыхание из Своих Божественных уст - вдуну в лице его дыхание жизни (Там же). Наконец, главное: ни одно творение не создано по образу Божию. Этой чести удостоился один только человек, созданный по образу ибо Бог по природе бестелесен, а по душе, которая есть дух, как и Бог есть Дух. В этом заключается врожденное свойство души, в этом ее благородство. Если сравнить душу и самих святых ангелов, я не знаю, в чем ее превзойдут они, эти вторые светы от первого Света, утренние звезды разумной тверди, которые так близко воспринимают блаженные сияния трисиятельного Богоначалия. Он имеют умственную природу - и душа есть разум; они бестелесны - и душа есть дух; бессмертны - и душа бессмертна. Они разделены на три троичные порядка, которые подразделяются на девять чинов, как это отмечают Ареопагит и Дамаскин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/250/...

   2. И необыкновенно было зрелище — видеть Спасителя на море, а поучаемых стоящими подле морского берега. Странное дело — рыбы на земле, а рыбарь на море! Ввержение той мрежи было образом евангельского слова. Нашел, говорит Писание, рыбарей, которые «вымывали сети» (Лк.5:2), так как отчая­лись в успехе рыбной ловли. Ведь рыбак, не потерявший на­дежды что-либо поймать, не моет сетей. Итак, Спаситель на­шел их отчаявшимися в успехе рыбной ловли; стоит подле них Владыка ловли и что делает? Прежде всего учит слову истины; затем повелевает ввергнуть сеть. Так как слова без дел были бездоказательны, то надлежало, чтоб за сло­вом последовало доказательство с помощью дел: по Божию повелению, поймаешь и то, чего никогда не попадалось, и возьмешь то, чего и нет. «Закиньте, — говорит Господь, — сети свои для лова». Петр же говорит: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк.5:4—5). Удивляюсь вере Петра, отчаивающегося в прежнем и верующего в но­вое. «По слову Твоему закину сеть». Почему он сказал: «по слову Твоему»? Потому, что «по слову» Его и «небеса утверждены» и основана земля, и разграничено море (Пс.32:6, 101:26), и человек увенчан собственными своими цветами, и все про­изошло по Твоему слову, как говорит Павел: «держа все словом силы Своей» (Евр.1:3). «По слову Твоему закину сеть». Слово сошло в море прежде сети: рыб налицо не ока­залось. Если они и были раньше, то, вследствие многолюдства ловивших, разбежались. Но сошло в море слово Того, Кто «называющим несуществующее, как существующее» (Римл.4:17), — прежде мрежи сошла сила Повелевшего, и собралось множество рыб. Это было обра­зом вселенской Церкви. «Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им» (Лк.5:6—7). Нужно было двум кораблям сойтись для той ловли. Ведь, если нет налицо сонма пророков, помогаю­щего апостольской руке, и если за пророческим предсказа­нием не последует выступления на дело апостолов, тогда не поймать того, что ловится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3318...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010