Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИРО [Греч. μρον; церковнослав.  ], в христ. богослужении - смешанный или сваренный с добавлением благоуханий, а затем особым образом освященный елей , используемый при Миропомазании и нек-рых др. важных церковных чинах. С освященным богослужебным М. не следует путать жидкости, источаемые мощами отдельных святых и исходящие от чудотворных икон (это называется мироточением) или получаемые путем омовения святых мощей водой либо елеем. Такие жидкости иногда ошибочно называют тем же словом «миро». Рядовые прихожане или малоцерковные люди неверно называют этим же словом также елей для елеопомазания на всенощном бдении (возможно, в данном случае смешение терминов вызвано тем, что в совр. практике этот елей, как правило, ароматизирован различными добавками). М. как литургический термин В классическом греческом языке словом μρον называли оливковое масло, когда оно использовалось для умащения кожи, а также духи на масляной основе или благовония. В LXX это слово неск. раз использовано для передачи слова   - «масло», «помазание» (см.: Исх 30. 25 (в синодальном переводе одно и то же слово сначала переведено как «миро», затем как «масть», устар.- «масло», «жир»): Притч 27. 9 («масть»); Песнь 1. 2 («благовоние мастей»/«миро»); Ис 25. 6 («тук», устар.- «жир»)), особенно в сочетании с   («хороший», «прекрасный», «драгоценный»; см.: Ис 39. 2 (в синодальном переводе: «драгоценные масти»); 4 Цар 20. 13 (в синодальном переводе: «масти дорогие»); Пс 132. 2 (в синодальном переводе: «драгоценный елей»)), а также   («смешение [благовоний]»: 1 Пар 9. 30). В Иер 25. 10 [LXX] слова «звук жерновов» переданы как σμ μρου («аромат мира»; синодальный перевод здесь следует евр. тексту: ср. Откр 18. 22-23, где этот стих цитируется в версии, подтверждающей евр. чтение). В христианской перспективе особенно важны контексты Исх 30. 22-33, 1 Пар 9. 30 и Пс 132, где говорится о помазании священников в ВЗ специальным благовонным маслом, которое имело сакральный статус (ср. Исх 30. 31-33: «Сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего»).

http://pravenc.ru/text/2563320.html

В любом случае искренняя молитва , если в ней участвует разум, чувство и воля молящегося, всегда возвышает, очищает, исцеляет, приближает к Богу, как бы улучшает и повышает духовный тонус человека. Необходимость молитвы для духовной жизни человека утверждается Словом Божиим как Ветхого, так и, особенно, Нового Завета. В трогательных выражениях призывают к молитве многие псалмы Давида: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь; воздайте Господу славу Имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» ( Пс.28:1–2 ); «Приидите, воспоем Господу! Воскликнем Богу, твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнех воскликнем Ему… Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего» ( Пс.94:1–2, 6 ). В псалмах звучит не только призыв к молитве, но и твердая уверенность в том, что Господь ее слышит и не оставляет без ответа и исполнения. «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:2–3 ). Новозаветное обоснование молитвы общеизвестно: это прежде всего личная молитва Иисуса Христа, Его постоянное явное и тайное общение с Отцом( Мф.11:25–26, 26:39, 42, 44 ; Мк.1:35 ; Лк.23:34, 46 ; Ин.17 ), сопровождавшееся иногда явным, для всех ощутительным результатом ( Ин.11:41–45, 12:27–30 ). Спаситель неоднократно призывал к молитве и Своих учеников, указывая при этом на ее необходимость ( Мф.17:19 ; Лк.22:40, 46 ) и результативность( Мф.18:19 ; Ин.16:23–24 ). К молитве призывали и апостолы в устной и письменной проповеди ( Рим.12:12 ; 1Сол.5:17 ; Иак.5:13–18 ; Деян.20:21, 36 ). Молитвенный подвиг сопровождал святых пророков, апостолов, мучеников, подвижников и святителей в течение всей их христианской жизни. Можно с уверенностью сказать, что без молитвенной поддержки они не могли бы свершить свой путь ко спасению. Молитвы не равноценны по своему нравственному достоинству. Есть основания самой высшей и совершенной молитвой считать славословие, прославление Бога, возбуждаемое, сопровождаемое и проникаемое радостью о Боге. Такой молитвой преимущественно молился Сам Сын Божий ( Ин.12:28 ; Мф.11:25–26 ), хотя мы видим в Евангелии элементы Его благодарственных ( Ин.11:41–42 ) и просительных ( Ин.17:9–11 ) обращений к Небесному Отцу. Такая молитва (и может быть только такая) свойственна ангелам ( Ис.6:2–3 ; Лк.2:13–14 ; Откр.4:8–11 ). Этой молитвой молились святые Отцы и подвижники, такие как св. Амвросий Медиоланский , чей Te Deum остался навеки вдохновенным излиянием церковной радости о Своем Божественном Творце и Основателе. Величайшее выражение чувств радостного, экстатически-взволнованного прославления Бога оставила Преблагословенная Матерь Божия: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем» ( Лк.1:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Посему и говорит Исаак Сирин : «молитва, совершаемая ночью, да будет для тебя досточестнее всех дневных занятий, ибо умственные озарения, подаваемые душе днем, исходят из света ночных молитв. Потому не думай, чтобы во всем делании твоем было какое-либо занятие важнее ночных молитв» 25 . «В ту ночь, – говорил некто из подвижников, – в которую стою на молитве: засыпаю с псалмопением, и по пробуждении весь день бываю как бы не принадлежащим миру сему: никакие помышления земные не приходят мне». Молитва и в сонном безмолвии не прекращается у тех, кто предается ночным молениям: внутри его всегда остается благоухание молитвы, – движения сердца его не иное что, как тайные гласы, воспевающие Сокровенного в тайне. А о чем должны молиться, тому научает Господь молитвою Отче наш ...» Без упования и терпения спасение невозможно «Ибо мы спасены в надежде: когда надеемся... тогда ожидаем в терпении» ( Рим.8:24–25 ). Нередко, при своем малодушии, говоришь: как и спастись? А враг пользуется сомнением и говорит: нет тебе спасения в Боге твоем. Нет у тебя добрых дел, и Бог тебя не спасет. И зову с пророком: «уныл во мне дух мой; восскорбел я в печали моей и смутился от голоса врага» ( Пс.142:4, 54:3–4 ). Но послушаю, что скажет Господь Бог . Он говорит: не бойся, ибо Я искупил тебя; Мой ты, Я Бог твой, Спаситель ( Исх.43:1, 3 ). Однако же люди и самые лучшие несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что возвещается от Бога ( Лк.24:25 ); то вот и вопиешь опять: «доколе, Господи, будешь забывать меня вконец? Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день [и ночь]?»( Пс.12:1–2 )?  Глас же Господень подкрепляет: «терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк.21:19 ); «претерпевший же до конца спасется» ( Мф.24:13 ). Значит, и святые спасались таким же образом, ибо слышим у пророка: «страха ради Твоего во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего» ( Ис.26:18 ) 26 . В Писании сказано: «если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» ( Сир.2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Вифлеемских младенцев. Но будет грубым упрощением сказать, что цитата употребляется совершенно не к месту. Рама находится вблизи Вифлеема, а жена Иакова Рахиль является одной из праматерей (зачастую называясь просто матерью 25 ) всего Израиля. В общем, отрывок из Иеремии цитируется Матфеем из-за предполагаемого фабульного сходства с обстоятельствами рождения Иисуса, а не по причине прямых предсказаний избиения младенцев. Ветхозаветное пророчество и само по себе носит метафорический характер, потому что Рахиль была давно мертва ко времени жизни пророка Иеремии. То же самое в Деяниях. В первой главе нужно особенно подчеркнуть, что Петр применяет к Иуде слова из 69 псалма: «да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем» ( Деян.1:20 , цитируя Пс.69:25 ). Петр вовсе не обязательно желал истребления всей семьи Иуды. В Деян.2 , в своей следующей речи, Петр цитирует Иоиля и говорит, что различные пророки предрекали, что с пришествием Духа Святого (которое, собственно, и произошло в день Пятидесятницы) начнутся апокалиптические события, «солнце превратится в тьму, а луна – в кровь» ( Деян.2:20 , Ио.2:31). Однако, насколько нам известно из книги Деяний, никаких небесных явлений, из-за которых луна стала бы выглядеть, как один из двух спутников Татуина из «Звездных воин», не было. Петр приводит эти слова просто потому, что присутствующие тоже переживают некое Божественное действие, которое изменяет все положение дел во вселенной. Можно привести еще примеры. Например, когда в той же проповеди Петр цитирует Пс.110:1 : «Сказал Господь Господу моему: «Сиди по правую руку от Меня, пока я не сделаю Твоих врагов подножием ног Твоих»«, мы прекрасно понимаем, что у Бога, тем не менее, нет никакой правой руки, и Он вовсе не собирается делать для Иисуса подставку для ног из трупов врагов. Он же не владыка инков Почакути, который имел обыкновение делать флейты из костей поверженных царей. Поэтому, когда мы подходим к цитированию Пс.2 в Деян.13 , мы не должны удивляться: " И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-bog...

Иное дело нечестивый: того, что взял, он «не возвращает» – «не восполняет» (глагол шалем – того же корня, что духовный «мир» шалом ). Если нормой считается жить в кредит, то «нечестивые» – через кредитные отношения – будут обязательно наживаться, а «мир» и «милостивые» отношения будут исчезать. Кредитные отношения, согласно Священному Писанию , не носят исключительно социального характера: это прежде всего отношения в духе. Нечестивый замкнут на ближнем. Нечестивый имеет цель – с ближнего взять; неважно, сам он дает или берет: здесь главное – вступить в отношения, чтобы включить другого в свою систему (взять в оборот). Нечестивым важно, чтобы жить в долг стало нормой жизни, и горизонтальная система кредитования стала глобальной. Пс.36:26             Всякий день милует и взаим дает,                         и семя его – в благословение [будет]. Как праведный дает взаймы? Согласно Торе: «если деньги взаймы даешь… не налагай на него рост (нешех)» – не «откусывай» от должника ( Исх.22:25 ); см. Пс.15 /14:5. «Всякий день», какой день человек «милует», такой он живет с Богом, такими «днями он насыщается», как Авраам, что послужит ему при кончине ( Быт.25:8 ). «Семя его в благословение» – сам «благословением» для других был Авраам ( Быт.12:2 ), и «чада Авраама» – такие. «Кто милует слабого, взаймы дает Богу» ( Притч.19:17 ). «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ). От Бога «милование» исходит, и через человеков к Нему возвращается. А нечестивый замкнут на ближнем. С одной целью – взять. От нечестивых праведному даром не надо брать. Поэтому Авраам после своей военной победы не захотел ничего взять от царя Содома: «ни нитки, ни ремня обуви» ( Быт.14:23 ). Как вести себя с теми из «дома Израилева» (ибо с них спрос), кто не принял апостолов, сказал Христос: «а если кто не примет вас и не послушает слова ваших, то, выходя из дома и их города того, отрясите прах от ног ваших; аминь говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» ( Мф.10:6,14,15 ). Какая нужна разборчивость! Разве только нитки не брать? Пыль чтобы случайно не налипла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Как же это, следовательно. Спаситель повелевает молиться о том, чтобы не [попускал нам Бог] впадать в искушения (Мф. 26:41), когда некоторым образом всех Бог искушает? Потому что не к старейшинам только своего времени, но и ко всем читателям своей книги говорит Иудифь: Вспомните, как Он с Авраамом поступал (Быт. 12:1; 21:12; 22:1), как сильно Исаака искушал (Быт. 22:9; 26:1), что было с Иаковом, когда он в Месопотамии, в Сирии, пас овец дяди своего (брата матери своей) Лавана (Быт. 29). Как их искушал Он не для истязания сердца их, так и нам не мстит, а только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему (Иудифь 8:26—27). О всех же вообще праведных говорит Давид в таких словах: Много скорбей у праведного (Пс. 33:20); и апостол в Деяниях: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). И если молитвы о невведении нас во искушение надлежащим образом мы не понимаем, чего большинству действительно и недостает, то должны мы, конечно, утверждать, что молитва апостолов не была услышана, потому что во время своей жизни они столько ужасного терпели в бесчисленных трудах, в многочисленных оскорблениях, [в пребывании] сверх меры в темницах, в частых смертных опасностях (2 Кор. 11:23); и Павел главным образом из–за иудеев пять раз получил по 39 ударов, три раза сечен был прутьями, однажды был побиваем камнями, трижды кораблекрушение терпел, ночь и день пробыл во глубине морской (2 Кор. 11:24—25); этот человек всячески был притесняем, приводим в отчаянные обстоятельства, преследуем и низлагаем (2 Кор. 4:8—9), ибо он и сам признается: Даже до настоящего часа терпим мы голод и жажду, наготу, кулачные побои, не имеем постоянного местожительства и работаем до утомления своими собственными руками: проклинают нас, а мы благословляем; преследуют, а мы терпим; порочат нас, а мы молимся (1 Кор. 4:11—13). Но если уж апостолы своею молитвою не достигли никакого успеха, то какою же надеждою быть услышанным от Бога может одушевляться кто–либо из менее мужественных? Если в 25–м псалме потом говорится: Испытай меня, Господи, и искуси меня; расплавь в огне внутренности мои и сердце мое (Пс. 25:2), то не понимающий точно заповеди Спасителя легко придет к мысли, что противоречит это учению нашего Спасителя о молитве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Еврей был обязан заступаться за вдову, относиться к ней с полной справедливостью, если дело ее было право (Втор 27:19; Иер 7:6; 22:3; Зах 7:10; Ис 1:17–24; 10:1,2), — с милосердием и не удерживать в залоге ее одежды, если она даже была и не права (Исх 22:25–27). Исполнение этих заповедей Моисей и пророки ставят выше жертвоприношений. Обманывающий вдову и ее притеснитель нарушал естественный закон, требующий от нас пощады слабому и человеку без опоры, какою является вдова, и такого нарушителя ждало возмездие Божественной правды: Сам Господь, Сила слабого, является Мстителем за обиду вдовы (Мал 3:5; Пс 67:6; 145:9; Сир 35:15 — по славянской Библии). “Ни вдовы, ни сироты не притесняйте”, говорил евреям грозный голос Господа. “Если же ты притеснишь их, то когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их; и воспламенится гнев Мой; и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами” (Исх 22:22,23). Иногда нечестивец, обижающий вдову, думает про себя, что Господь не увидит его нечестия, и успокаивает себя следующими словами: “Не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев”. — “Образумьтесь, бессмысленные люди, — отвечает таким людям псалмопевец, — когда вы будете умны, невежды? Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит, — Тот, Кто учит человека разумению? Господь знает мысли человеческие, что они суетны” (Пс 93:6–11). Молодая вдова, оставшаяся без детей, была обязана продолжить имя своего мужа, как это было и во времена патриархов. Брат покойного должен был жениться на его вдове, впрочем, только в таком случае, когда он жил в том же самом городе или месте (Втор 25:5). Если он не хотел исполнить этого предписания, то подвергался унизительной церемонии, описание которой сохранила нам книга Второзакония (Втор 25:7–10 — М). Если покойный не имел брата, обычай продолжить его имя приписывает это право его ближайшему родственнику. Но если этот родственник не хотел воспользоваться этим правом, он тоже должен был отказаться от него перед старейшинами; впрочем, здесь эта церемония не имела унизительного характера, а значила просто отречение от принадлежавшего ему права 76 . Если вдова, оставшаяся без детей, была вдовою первосвященника или разводною женою, брат ее покойного мужа не был обязан соединяться с нею браком.

http://pravmir.ru/zhenshhina-v-vethom-za...

Можно вспомнить и другие тексты, 618 в частности, те, что упоминаются в Деяниях апостольских: Пс.15:8–11 ( Деян.2:25–28; 13:35 ); Пс.109:1 ( Деян.2:34–35 ); Пс.2:7 ( Деян.13:33 ). Эти тексты в совокупности воспринимались в Древней Церкви как пророчество о воскресении. Не случайно автор Деяний, завершая свое Евангелие, говорит о воскресшем Иисусе: Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день ( Лк.24:45–46 ). Все четыре Евангелия содержат ссылки на Писания и рассматривают отдельные события жизни Иисуса как исполнение конкретных ветхозаветных пророчеств. Главное событие евангельской истории – воскресение Христа – тоже было предсказано в Ветхом Завете: в этом была глубоко убеждена раннехристианская Церковь , основывая свое убеждение на словах Самого Воскресшего. Употребленное Иоанном слово δε («надлежит») напоминает о других случаях, когда то же самое слово используется евангелистами для указания на пророчества, которые должны исполниться в жизни воплотившегося Сына Божия: Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? ( Мф.17:10 ; Мк.9:11 ); ...и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену ( Мк.9:12 ); И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме ( Лк.9:30–31 ); Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим ( Лк.17:25 ). Картина, которую рисует Иоанн, свидетельствует о колебании двух учеников между неверием и верой. С одной стороны, о себе Иоанн говорит, что он увидел и уверовал. С другой, слова ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых, относятся к обоим ученикам. Совместный путь двух учеников к пустому гробу – символ их перехода от неверия к вере. Такой же символический смысл вкладывает евангелист в историю Фомы ( Ин.20:24–29 ). 3. «Длинное окончание» Евангелия от Марка

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУША [греч. ψυχ], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм , Антропология ), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других - образ Божий заключен во всем человеке, т. е. в его Д. и теле) и возможность богоподобия, к-рые получает как дар Божий вместе с бытием; Д. человека бессмертна (некоторые древнецерковные писатели полагали, что Д. смертна; см. статьи: Бессмертие , Воскресение мертвых ). Ветхий Завет Синодальный перевод использует слово «Д.» для передачи древнеевр.  . Множество контекстуальных значений, в к-рых   используется в корпусе древнеевр. текстов, соответствует неск. основным: 1) горло, шея; 2) дыхание; 3) желание; 4) Д. как субъект желаний и эмоциональных состояний; 5) жизнь, жизненная сила; 6) человек, живое существо. Кроме того, слово   в нек-рых контекстах может принимать значения различных местоимений. 1. Горло, шея. Древнеевр. слово   так же как и соответствующие ему термины в др. семит. языках, может употребляться для обозначения горла или шеи (ср.: аккад.   угарит.   араб.  ), что отчасти отражено и в синодальном переводе. Так, напр., в Книге прор. Исаии говорится, что «преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою» (   - Ис 5. 14). Тот же образ встречается и в Книге прор. Аввакума, где, по-видимому, слово   употреблено в том же значении: «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою (  ), как ад» (Авв 2. 5). На основании этого значения могут быть поняты также слова о воде, достигающей «до души»: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души (  ) [моей]» (Пс 68. 2 (МТ 69. 1); ср.: 123(124). 4-5), «Объяли меня воды до души (  ) моей...» (Иона 2. 6), о мече, угрожающем ей: «...о, Господи Боже! Неужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: «мир будет у вас»; а между тем меч доходит до души (  )?» (Иер 4. 10), или сопоставления Д. с разными частями тела: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его» (Пс 104(105). 18; ср.: Пс 102(103). 1); «Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл 6. 7; ср.: Притч 3. 22; 1 Цар 2. 33). Кроме того, в этом смысле Д. может «насыщаться» (Ис 58. 11; Втор 23. 24(25); Притч 6. 30 - букв.- наполняться), быть «тощей» (Ис 29. 8 - букв.- пустой), ей может «опротиветь пища» (Числ 21. 5; ср.: Пс 77(78). 18).

http://pravenc.ru/text/180712.html

Проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» 24 июня 2019 г. 15:02 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на  официальном сайте   Межсоборного присутствия , на интернет-портале «Приходы» ( http://mnenie.prichod.ru ) и в  официальном блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года. О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 1. Священное Писание о начале человеческой жизни Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2:7, Ис. 42:5, 57.16, Иов 27:3, 32:8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1:28-31, 9:1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14:46). В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25:22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13:5-7, 16:17), Давид (Пс. 21:9-10), Соломон (Прем. 7:1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49:1,5), Иеремия (Иер. 1:4-5; Сир. 49:9), весь народ (Ис. 44:2, 24; 46:3; Пс. 71:6; Пс. 138). В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13-16).

http://patriarchia.ru/db/text/5459449.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010