Изъяснение псалма 60-го. Пс.60:1 .  Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида. «В конец, в песнех, Давиду». Начало сего псалма состоит в связи с окончанием предыдущаго. Ибо, сказав: «о Бозе сотворим силу: и Той уничижит стужающия нам», Пророк научает пребывающий в плену народ, какую молитву надлежит принести Богу. Пс.60:2 .  Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей! " Внуши, Боже, моление мое, вонми молитве моей». Приими, говорит, прошение, Владыка, и благоволительно выслушай слова молитвы моей. Потом показывает, кто молящиеся. Пс.60:3 .  От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую. Пс.60:4 .  Ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага. «От конец земли к Тебе воззвах». Поскольку Вавилон отстоял от Палестины на много переходов, то отведенные в плен будучи принуждены жить в вавилонской земле, представляли, что живут на краю вселенной. «Внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси». Умоляю же Тебя о том, чтобы от Тебя иметь мне утешение; потому что, болезнуя и оплакивая отяготевшия на мне бедствия, пользовался я Твоею помощию и преодолевал врагов. «Наставил мя еси». «Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия». Понадеявшись иметь часть в Твоем промышлении, не обманулся я в надежде. Ибо Ты соделался моим вождем и крепким столпом. При Твоей о мне попечительности, избегнув вражеских злоумышлений, улучу и возвращение. Пс.60:5 .  Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих. «Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих». Селением Божиим именует Иерусалим, потому что в нем Бог являл Свое присутствие иудеям. Посему Пророк говорит: когда сподоблюсь возвращения, неисходно буду пребывать в храме Твоем и пользоваться Твоим промышлением. Крилами называет попечение Божие; а слово: «во веки " Пророк употребил вместо: «непрестанно». Пс.60:6 .  Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего. «Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя: дал еси достояние боящимся имени Твоего». Всегда буду воспевать Тебя; потому что, прияв мои прошения, обетованное предкам нашим достояние даровал Ты нам, потомкам их. Говорят же сие иудеи, как скоро вступили в путь. Но должно знать, что в настоящих словах заключается намек на истинное достояние, а истинное достояние есть вечная жизнь, о которой Владыка Христос стоящим одесную агнцам сказал: «приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» ( Мф.25:34 ). Сие-то достояние обетовал Владыка боящимся Его; иудеям же, как бы в прообразование, дал обетованную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Изъяснение псалма 6-го. Пс.6:1 .  Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида. «В конец, в песнех о осмом, псалом Давиду». Осмым пророческое слово называет будущее состояние. Поскольку настоящая жизнь круговращается в седми днях недели; время, начинаясь первым днем седмицы и оканчиваясь седьмым, снова возвращается к первому дню, и таким образом доходит до седмаго; то век, который вне сего седмидневнаго числа, слово Божие справедливо наименовало осмым. Упоминается же в сем псалме о смерти и о суде. Почему Пророк и сделал такое надписание. Ибо говорит: ( Пс.6:6 ) «несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе?» То есть, дверь покаяния заключена для отшедших отсюда. И тем, которые в настоящей жизни не воспользовались врачевством покаяния, невозможно исповедание о грехе своем принести Богу там. Слова сии подтверждает и притча о девах. Ибо узнаем из оной, что юродивыя девы с угасшими светильниками остались вне дверей брачнаго чертога, и хотя ударяли в двери, но были отосланы и лишены входа в чертог. Жених сказал им: «идите прочь, не вем вас " ( Мф.25:12 ). Посему-то блаженный Давид, по совершении сугубаго онаго греха, приносит Богу сию молитву, прося исцелить его, потому что в той жизни не имеет уже места врачевство покаяния. Пс.6:2 .  Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене». Умоляет не о том, чтобы не быть обличенным, но чтобы не яростию обличил его Бог, просит не о том, чтобы не быть наказанным, но чтобы не от гнева Божия терпеть наказание. Накажи меня, говорит, отечески, а не как судия, как врач, а не как истязатель. Не соразмеряй наказания со грехом, но раствори правосудие человеколюбием. Пс.6:3 .  Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены. Пс.6:4 .  и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе? Пс.6:5 .  Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей. «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь». Подобныя слова приличны согрешившим. Если предшествует немощь; то преодолевает нас грех . Если не будет немоществовать наш разум: то не возмятутся страсти. Когда возница крепок, искусно поворачивает и правит коней; они не будут метаться в стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Собеседование 33 на псалом 85 Молитва Давиду 1. Видишь ли достоинство молитвы? Другие псалмы пророк усту­пил петь Асафу и сынам Кореевым, а молитву воспевает Богу сам, принося ее не от себя только, но от лица всех людей. «Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я... – нищ и убог» ( Пс.85:1 ). Беден и убог всякий человек, лицо которого принимает на себя здесь пророк. Мы бедны вследствие греха, и стали нищими чрез Адама, оставившего нам как бы в наследство нищету. По­этому пророк и молит Бога приклонить ухо Свое, чтобы Он снизо­шел как богатый к беднякам, как врач к больным. Почему же просит снизойти? Потому, что мы часто у Бога просим недостой­ного; и Он, как врач, просьбу выслушать удостаивает, но подает только то, что для нас полезно. «Сохрани душу мою, ибо я – угоден (Тебе), спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя» ( Пс.85:2 ). Как же может быть святым тот, кто беден и убог добродетелью? Так как он признал свою бедность, то именно чрез это признание и стал уже святым. Может быть пророк называет человека святым и потому, что он имел это достоинство до грехо­падения в раю. «Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя». Слова пророка способны приклонить Бога к милосердию, потому что Господь ни в каком случае не может отвергать раба Своего, который на Него надеется, но принимает его роди надежды, хотя бы он и имел другие недостатки; на свое рабство указывает пророк, желая привлечь к нам Бога, дабы Он не покидал Своей собственности. «Помилуй меня, Господи, ибо я к Тебе взываю всякий день " ( Пс.85:3 ). Видишь, как мы можем получить помилование? Мы должны взывать к Богу каждый день, а не так поступать, чтобы то молиться Ему словами, то прогневлять Его делами, то являться в церковь Божию, то в церковь беззаконников, о которых тот же Давид сказал: «возненавидел я скопище лукавых» ( Пс.25:5 ). «Возвесели душу раба Твоего, ибо я к Тебе вознесся душою моею» ( Пс.85:4 ). Прошу, говорит, радости от Тебя, к которому вознес душу мою, восхитив ее от земли и возвысив надеждою на божественные блага, так что они уже не стремятся к земному. Итак, возвесели Ты, потому что ра­дости человеческой, как вредной и скоропреходящей, я не хочу. «Ибо Ты, Господи, благ, и кроток, и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» ( Пс.85:5 ). Не напрасно я вознес к Тебе душу, а потому, что Ты, как благой, сострадателен, как кроткий – поддерживаешь падающих, и притом проявляешь Свое милосердие не одним каким-нибудь спосо­бом, а многими и различными: милуешь чрез нищелюбие, милуешь чрез слезы, милуешь чрез добродетели, милуешь чрез веру, и не некоторых, но всех, кто призывает Тебя. Те, следовательно, кто не призывает Бога, не могут быть и помилованы. Итак, молитва служит для нас и оружием, и убежищем, и дверью спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И, действительно, человек в беззакониях зачатый, помышляет прилежно, как сказано, на злая во вся дни ( Быт.6:5 ): нет страха Господня пред очами его, нет Бога во всех мыслях его. И оттого во всякое время пути его гибельны, чужды для него все заповеди Господни, и он не хочет знать того, чтобы делать добро. Он даже пренебрегает, как сказано, и Самого Господа и в дерзости своей говорит: «не взыщет»; в сердце своем уверяет себя: не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла (Ср. Пс.9:25, 27 ). Уста его полны лжи, все члены его тела – орудия одного греха: глаза исполнены зависти, руки все только захватывают себе, и ноги быстры на все злые дела. Развращенное сердце его неуклонно следует пожеланиям грехолюбивой плоти, и неразумная его душа, раболепствуя телу ради временной сласти, вовсе не помышляет о имеющих быть с нею мучениях, но еще ублажает себя и веселится. Так вот покоятся все, уснувшие сном смертным! Хотя плотию и живут они, но душою мертвы для Бога, – живут так, как бы Бог не существовал в мире, как бы нет для них ни вечной жизни, ни вечной муки; обо всем этом они точно и не слыхали. Потому и живут спокойно под властью миродержателя, князя тьмы, князя века сего (см. Еф.6:12 ). Все сии в Писании именуются сынами века сего (Ср. Лк.16:8 ), также людьми мира сего, которых удел – здешняя жизнь (Ср. Пс.16:14 ). К сим сынам погибели принадлежат и те, которые хотя почитают себя людьми просвещенными, но Писание указывает на них, как на всегда учащихся и никогда не могущих прийти в познание истины ( 2Тим.3:7 ). Они хотя и озарены светом учения Христова, но внимания своего не обращают на него; и оттого вот остаются всегда сребролюбивы, надменны собою и недружелюбны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы. Все сии, как враги Креста Христова, соблюдаются ко дню суда и погибели; для них уже приготовлен мрак вечной тьмы ( 2Пет.2:17 ). Ибо снизойдут, как сказано, во ад все народы, забывающие Бога ( Пс.9:18 ); гнев Господень поглотит их, и пожрет их огнь ( Пс.20:10 ). Потому напрасно вы, спящие сном смертным, успокаиваете себя внушением лукавого духа, что Бог того не сделает, что возвестил в Писании, – по множеству гнева Своего не взыщет с вас. Напрасно вы помышляете, что в род и род не приключится вам зла; на зло вы себе это делаете, – когда Бога почитаете неправедным в словах: Бог неправедным никогда быть не может. Праведен Ты, Господи, – взывал пророк Давид, – и справедливы суды Твои; Ты явил правду в откровениях Твоих и истину непреложную ( Пс.118:38 ). И потому найдет рука Твоя всех врагов Твоих; десница Твоя обрящет всех ненавидящих Тебя; и во время негодования Твоего Ты сделаешь их подобными пещи горящей ( Пс.20:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

«Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф» ( Пс. 104:17 ). Эти слова в одно и тоже время говорят и о злобе братьев, и о мудрости Господа. Злобу братьев Господь обратил на пользу; не то это значит, что Он Сам заставил их продать брата, но что Он допустил их обнаружить свой злой нрав, а Сам воспользовался этим к лучшему, раба сделал царем и всему народу приготовил переселение в Египет. Будущий народ Божий нужно было сделать славным и известным посредством совершенных ради него чудес, потому что такое попечение о нем ясно свидетельствовало о его Боге, и очевидцев просвещало светом богопознания. «Стеснили оковами ноги его: душа его пр ошла через железо« ( Пс. 104:18 ). Клевета жены, искавшей прелюбодеяния, привела его в темницу, и там по обыкновению воз­ложили на него железные оковы. Так и выразился Симмах: в же­лезо вошла душа его, т.е. ему близко угрожала опасность смерти. Или »железом« пророк назвал здесь тяжесть и силу испытания. Все это с терпением перенес Иосиф, и по долготерпению его ми­новали его скорби. «Пока не пришло (в исполнение) слово его: (тогда) слово Господне воспламенило его» ( Пс. 104:19 ). Все это претерпевал Иосиф, искушаемый подобно зо­лоту. Бог, знающий все, прежде чем оно делается бытием, не нуждался, конечно, в испытании чистоты добродетели Иосифа, но Он хотел пред людьми обнаружить его любомудрие и верность истине. Тогда еще не было дано письменного закона, но для каждого разумного человека слово Божие заменялось естественным законом, обладание которым и делает нас разумными. А здесь: «пока не пришло (в исполнение) слово его«, разумеется то слово Иосифа, когда, увидев сны о снопах и звездах, он рассказал об этом отцу и братьям. Пока не испол­нилось все это, он подвергался бедствиям. »Послал (за ним) царь, и разрешил его, владетель народов, и освободил его. Поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим» ( Пс. 104:20–21 ). И показывая нравственные следствия этого события, пророк прибавил: «чтобы он наставлял вельмож его, как себя, и старейшин его учил мудрости» ( Пс. 104:22 ). Очищенный огнем подобно золоту, со­гласно со словами пророка: «искуси меня, Господи, и испытай меня» ( Пс.25:2 ), он, когда Бог вразумил фараона, освобождается и получает власть. Не случайно является у фараона эта мысль. Что препятствовало ему, когда он узнал от Иосифа о голоде, самого Иосифа отпустить, а запасы хлеба устроить с помощью Своих начальников? Но он заботился не столько о запасах хлеба, сколько о душевной пользе тех, которых Иосиф мог спасти и научить мудрости, т.е. начальников и старцев его; а чрез них и подданные его должны были сделаться лучшими. И действительно, прославившись объяснением царских снов и полу­чив власть, Иосиф сделался путеводителем всех их к богопозна­нию, не помощью только слов, но и своими делами привлекая к тому же самому благочестию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Впрочем, и воспо- 651// минание грехов также полезно и необходимо, но не совсем; только кающиеся с биением сердца должны взывать: ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною (Пс 50, 5); ибо пока еще мы каемся и уязвляемся воспоминанием о порочных делах, необходимо, чтобы слезы раскаяния, происходящие от исповедания вины, гасили мучительный огонь совести. Но если по милости Божией совесть больше не будет терзать смиряющегося и сокрушающегося таким образом и воспоминание о грехах будет усыплено, то из этого следует заключить, что таковой уже удовлетворил за грехи и совсем очищен от них. Впрочем, забыть грехи можно тогда только, когда искоренятся пороки и страсти прежние и сердце сделается совершенно чистым. Но известно, что такая чистота возможна не для тех, которые по нерадивости, беспечности не занимаются очищением себя от пороков, а для тех, которые с сокрушением и постоянной ревностью исправляют порчу, причиненную грехами, и всей силою души взывают к Богу: я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего (Пс 31, 5); слезы мои были для меня хлебом день и ночь (Пс 41, 4); они удостоятся слышать: изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако (Ис 44, 22); Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну (Ис 43, 25), и, освободившись от уз грехов своих, коими всякий связывается (Притч 5, 22), с благодарностью воспоют Господу: Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы (Пс 115, 7, 8). глава 8 Разными способами можно достигнуть очищения грехов Грехи можно заглаживать, кроме всеобщей благодати крещения и мученичества, многими делами покаяния. Ибо вечное спасение обещается не только раскаянию, о котором говорит апостол Петр: покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши (Деян 3, 19); Иоанн 652//Креститель и Сам Господь говорят: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3, 2); но еще любовь покрывает множество грехов (1 Пет 4, 8). Милостыней также врачуются язвы души нашей, потому что как вода угашает огонь, так милостыня очистит грехи (Сир 3, 30); и слезы омывают грехи, ибо Давид, сказав: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою (Пс 6, 7), далее говорит, что он не напрасно проливал их: удалитесь от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь голос плача моего (Пс 6, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

11:19). Не Святого Духа разумеет он здесь, но силу разума. То есть, воспитав вас в течение столь продолжительного времени и научив вас, какие плоды производит грех, я приготовлю вас к усвоению добродетели. Об этом и здесь просил блаженный Давид, именно, чтобы поврежденное сердце его было обновлено, и чтобы укреплен был его разум, чтобы он мог держаться правого пути. « И дух правый обнови во утробе моей »]. 9. Какое благородство души! Какая привязанность к Богу! Я ищу такой дружбы, такого общения, чтобы Ты опять говорил со мной, и я говорил бы с Тобой. Что из того, что я освобожден от наказания? Для меня наказание — не беседовать с Тобою. Я люблю Тебя до безумия. Я не могу видеть Твоего существа, потому что оно невидимо, но по любви к Тебе я смотрю на Твои дела — и радуюсь. Я не видел Тебя, но увидел небо — и обрадовался, и сказал: « небеса поведают о славе Божией » (Пс. 18:1). Увидел землю, и сказал: « Господня земля и что наполняет ее » (Пс. 23:1). Увидел море, и с радостью сказал: « море великое и пространное » (Пс. 103:25). Увидел день и ночь, и возопил к Тебе: « Твой — день и Твоя — ночь, Ты устроил зарю и солнце » (Пс. 73:16). Увидел горы, и с удивлением сказал: « высокие горы для оленей » (Пс. 103:18). И как друг, хотя бы он не видел того, к кому чувствует привязанность, но увидел только его одежду или обувь, уже радуется и ликует и как бы получает некоторое удовлетворение своей привязанности, так и я хожу около твоих созданий, объятый тоской до неистовства, постоянно взывая к Тебе: « как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже. Возжаждала душа моя (явиться) к Богу крепкому, живому (говоря): когда приду и явлюсь лицу Божию?» (Пс. 49:2, 3). Ты царь, ты носишь венец. Чего хочешь? Не нужно мне этого. Я ищу прежней красоты, я желаю пророческого дара. Я презираю эту власть, пренебрегаю нечистоту. Это — листья, ночь, сновидение и сено. Я ищу моей красоты. Когда она возвратится? Я не могу выносить медленности, после того как утратил эту близость к Богу, уничтоженную грехом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Объяснение. Этими словами Бог , повелевая твёрдо держаться закона, данного через Моисея, предостерегает евреев от уклонения в идолопоклонство, от служения языческим богам: Лев.18:21 ; ср. Деян.7:43 ; а потому к Священному Преданию они не относятся. Можно ли утверждать, что ветхоз. пророки проповедовали буквально так же, как и Моисей? Нет, эти пророки даже вводили новые уставы, например о певцах: 1Пар.25–26 и 2Пар.29:25 . Нав.1:7–8 . «Только будь твёрд и очень мужествен; и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано». Объяснение. Как видно из контекста (предыдущих и последующих к ст.7–8 мест), этими словами Бог , повелевая твёрдо держаться закона, данного чрез Моисея, предостерегал евреев от уклонения в идолопоклонство, от служения языческим богам, как, например, Ваал-Фегору: Втор.4:3 ; Молоху, Астарте и др.: Лев.18:21 ; Суд.2:13 ; Деян.7:43 , которыми идолопоклонники приносили в жертву даже своих детей: Втор.12:31 ; Пс.105:37 . К Священ. Преданию Православной Церкви эти слова не имеют никакого отношения. Пс.118:5 . «О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!». Объяснение. Что не все уставы или правила религиозной жизни записаны были и в Ветхозаветных книгах, видно из Пс.77:3–4 , а в Новом Завете заповеди далеко не все содержатся: Ин.20:30:21:25 , отсюда и является необходимость пользования Священным Преданием, за что апостол Павел хвалил первых христиан: 1Кор.11:2 , и называл Предание так же, как и Писание, Словом Божиим: 1Фес.2:13 . Наконец, как же можно утверждать, что будто бы только в Писании заключены все уставы или заповеди Божии, когда они сообщались людям устно, или, что то же, чрез Предание? Священное Предание есть Слово Божие Мк.7:7–8:13 . «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим ( Ис.29:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Пс.44:2:10 . «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе... Дочери царей между почётными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте». Объяснение. Соломон жил и умер; престол его не вечен; а нынче у Иудеев и совсем нет Царского престола; следовательно, песнь сия о царе, не о Соломоне, а о Сыне Божием, престол Которого вовек: Пс.44:7–12 . Царство Его не от мира сего: Ин.18:30 . Он царствует одесную престола величия на высоте: Евр.1:3 . Здесь-то одесную Его стала и Царица, Пресвятая Дева, и потому Она есть Царица Небесная; ст.10. О почитании Её и пророчествует Давид: Пс.44:13–18 ; ср. Лк.1:48–50 . Иер. 7: 18:44:17–19:25 . «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтоб огорчать Меня». Объяснение. Здесь говорится о чествовании языческой «богини неба» Астарты, заимствованной израильтянами от язычников: Суд.2:13 ; 3Цар.11:5 ; 4Цар.23:7 . Божия Матерь никогда не называется «богиней», а называется «Царицей Небесной». Пс.44:10 . Кроме того, чествование языческой богини неба происходило уже тогда, когда христианской Царицы Небесной ещё не было (повествующий о богине неба прор. Иеремия жил в ветхом завете). О молитвенном ходатайстве Пресвятой Богородицы Лк.2:19 . «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём». Объяснение. Дважды об этом говорил евангелист: Лк.2:51 , указывая тем, откуда он почерпал знание о евангельских событиях, т.е. от Пресвятой Матери Божией, которая была с самого начала «очевидицею»: Лк.1:2 , и ходатаицей пред Господом: Ин.2:1–11 ; поэтому правосл. христиане и прибегают к Ней с молитвою о ходатайстве пред Сыном Её: Откр.12:1 . Ин.2:3–5 . «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? Ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». Объяснение. Отсюда видно, что Божия Матерь явилась в первый раз ходатаицей за немощный и бедствующий род людской, отсюда и основание для обращения к Богоматери с мольбою о ходатайстве перед Сыном, ибо о Ней сказано: Пс.44:10–14:18 ; Лк.1:48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

20:10). Возражения: 1) Слова «век», «вечный», «вовеки» в приложении к будущим мучениям означают неопределенно продолжительное время, а не бесконечное продолжение времени. 712 –Отв. Спаситель и ап. Павел, говоря о вечности мучений грешников, противополагают эти мучения вечному блаженству праведников; если же последнее вечно-бесконечно, то вечно бесконечны и первые. 2) Нечестивые не могут существовать бесконечно, а след., и мучиться вечно, потому что они и после всеобщего воскресения пред страшным судом останутся телесными и смертными ( Гал.6:8 ; Рим. 8:13 ; Мф.3:12; 13:30,40 ; Откр.2 .:11; 20:6). 713 – Отв. «Нет. Сам Спаситель говорит, что перед вторым Его пришествием все мертвые оживут ( Ин. 5:25, 28–29 ) и что «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых... умереть уже не могуг, ибо они равны ангелам» ( Лк. 20:35,38 ). Ап. же Павел, описывая свойства последних тех, пишет: «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничтожении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор. 15:42–44 ); «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему – облечься в бессмертие… сбудется слово написанное: поглощена смерть победой» (- ст. 53, 54; сн. 26 ст.; Ис. 25:8 ). 3) После всеобщего воскресения и суда грешники бтдут совершенно уничтожены, так как в Писании говорится, что «возмездие за грех – смерть» ( Рим. 6:23 ), что нечестивые погибнут, будут истреблены и искоренены, их попалит огонь, их больше не будет ( Пс. 36:10 ; Притч. 10:25 ; Ис. 29:20 и др.), их существованию будет положен конец ( Пс. 72:27 ; 2Кор. 11:15 ; Фил. 3:19 ). – Отв. Из указанных мест одни говорят только о прекращении жизни грешников на земле, напр.: «еще немного и не станет нечестивого, посмотришь на его место, и нет его» ( Пс. 36:10 ; Притч. 10:25 и т.п.), другие (большинство) – о погибели грешников в смысле лишения их вечной жизни, т. е. блаженного общения с Богом (см. 2Фес. 1:9 ), третьи же – о конечном результате, к которому приведут грешников дела их, как и пишет ап. Павел: «конец их будет по делам их» ( 2Кор. 11:15 ). 714

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010