11:19). Не Святого Духа разумеет он здесь, но силу разума. То есть, воспитав вас в течение столь продолжительного времени и научив вас, какие плоды производит грех, я приготовлю вас к усвоению добродетели. Об этом и здесь просил блаженный Давид, именно, чтобы поврежденное сердце его было обновлено, и чтобы укреплен был его разум, чтобы он мог держаться правого пути. « И дух правый обнови во утробе моей »]. 9. Какое благородство души! Какая привязанность к Богу! Я ищу такой дружбы, такого общения, чтобы Ты опять говорил со мной, и я говорил бы с Тобой. Что из того, что я освобожден от наказания? Для меня наказание — не беседовать с Тобою. Я люблю Тебя до безумия. Я не могу видеть Твоего существа, потому что оно невидимо, но по любви к Тебе я смотрю на Твои дела — и радуюсь. Я не видел Тебя, но увидел небо — и обрадовался, и сказал: « небеса поведают о славе Божией » (Пс. 18:1). Увидел землю, и сказал: « Господня земля и что наполняет ее » (Пс. 23:1). Увидел море, и с радостью сказал: « море великое и пространное » (Пс. 103:25). Увидел день и ночь, и возопил к Тебе: « Твой — день и Твоя — ночь, Ты устроил зарю и солнце » (Пс. 73:16). Увидел горы, и с удивлением сказал: « высокие горы для оленей » (Пс. 103:18). И как друг, хотя бы он не видел того, к кому чувствует привязанность, но увидел только его одежду или обувь, уже радуется и ликует и как бы получает некоторое удовлетворение своей привязанности, так и я хожу около твоих созданий, объятый тоской до неистовства, постоянно взывая к Тебе: « как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже. Возжаждала душа моя (явиться) к Богу крепкому, живому (говоря): когда приду и явлюсь лицу Божию?» (Пс. 49:2, 3). Ты царь, ты носишь венец. Чего хочешь? Не нужно мне этого. Я ищу прежней красоты, я желаю пророческого дара. Я презираю эту власть, пренебрегаю нечистоту. Это — листья, ночь, сновидение и сено. Я ищу моей красоты. Когда она возвратится? Я не могу выносить медленности, после того как утратил эту близость к Богу, уничтоженную грехом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

  6. Молитва о просвещении очей душевных Открый очи мои, Господи, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс 118:18).   7. Молитва о наставлении в законе Господнем Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое. Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие (Пс 118:132-133).   8. Благодарение Богу за милость Его Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век, яко милость Твоя велия на мне, и избавил ecu душу мою от ада преисподнейшаго (Пс 85:12-13).   9. Молитва последняя, когда ложимся спать Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем (Лк 23:42), якоже помянул еси разбойника, испустившаго глас сей.   10. Песнь Богу – Помощнику нашему Помощник мой ecu, Тебе пою, яко Бог Заступник мой ecu, Боже мой, милость моя (Лк 58:18).   11. Молитва об общем спасении Первая. Господи Боже Сил! Обрати ны, и просвети Лице Твое, и спасемся (Пс 79:20). Вторая. Боже, ущедри ны, и благослови ны, просвети Лице Твое на ны и помилуй ны. Познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое (Пс 66:1-2). Третья. Услыши нас, Боже Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече (Пс 64:6).   Читай псалтырь, и рассуждай каждый день, утром, и вечером, и днем. Читай Славословие со вниманием: «Слава в вышних Богу», и прочее. Прошу и о мне поминать пред Богом. Ваш всех слуга усердный, Недостойный епископ Тихон. Христос грешную душу к Себе призывает   Почему ты, человек, Меня оставил? Почему от тебя Возлюбившего отвратился? Почему снова пристал к врагу Моему? Вспомни, что ради тебя Я с неба сошел. Вспомни, что ради тебя Я Плотью был. Вспомни, что ради тебя Я от Девы родился. Вспомни, что ради тебя Я был Младенцем. Вспомни, что ради тебя Я смирился. Вспомни, что ради тебя ради Я обнищал. Вспомни, что ради тебя Я на земле пожил. Вспомни, что ради тебя Я гонение претерпел. Вспомни, что ради тебя Я злословие, поношение, поругание, бесчестие, раны, заплевание, заушение, насмешки, оскорбительные, соединенные с насилием, страдания принял.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? – Господь – свет мой и спасение мое; кого мне бояться ( Пс. 26:1 )? Ап. 1Кор. 12:27–13:8 . Ев. Мф. 10:1, 5–8 . Прокимен, гл. 4. В онь же аще день призову Тя, скоро услыши мя. – В день, когда я воззвал, Ты услышал меня ( Пс. 137:3 ). Ап. 1Кор. 6:16–7:1 . Ев. Мф. 8:14–23 . Прокимен, гл. 5. Ты Господи сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего, и во век. – Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего во век ( Пс. 11:8 ). Ап. 2Кор. 1:8–11 . Ев. Мф. 25:1–13 . Прокимен, гл. 6. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей. – Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей ( Пс. 50:3 ). Ап. Гал. 5:22–6:2 . Ев. Мф. 15:21–28 . Прокимен, гл. 7. Господи, да не яростию Твоею обличиши ниже гневом Твоим накажеши мене. – Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня ( Пс. 6:2 ). Ап. 1Фес. 5:14–23 . Ев. Мф. 9:9–13 . Самогласен, гл. 4. Слава: Источник исцелений, имуще святии безсребренницы, исцеления подаваете всем требующим, яко превелиих дарований сподобльшиися, от приснотекущаго источника Спаса нашего. Глаголет бо к вам Господь, яко единоревнителем апостольским: се дах вам власть на духи нечистыя, якоже тех изгонити, и целити всякий недуг, и всяку язю. Темже в повелениих его добре жительствовавше, туне приясте, туне подаваете, исцеляюще страсти душ и телес наших. – Святые бессребренники! Имея (обладая) источник (дарования) исцелений, как удостоившиеся великого (сего) дара от приснотекущего (вечного) источника Спасителя нашего, вы подаете исцеления (от болезней) всем ищущим (этих исцелений). Ибо Господь говорить вам, как имеющим одну с Апостолами ревность (по вере и любви к Богу): «Я дал вам власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь ( Мф. 10:1 )». Посему и вы, верно исполнившие заповеди Его, даром получили, даром давайте ( Мф. 10:8 ), врачуя наши болезни душевные и телесные. И ныне: Призри на моления Твоих раб (см. л. 10). Из чина погребения умерших Со духи праведных скончавшихся (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При этом остается недоказанным существование прямой связи между Филоном и ранним христианством. На вопросы о том, мог ли Филон быть знаком с христианскими идеями и мог ли Иоанн Богослов заимствовать свою терминологию у Филона, напрашиваются отрицательные ответы 38 . Вместе с тем можно говорить об общем корне, из которого проистекают многие идеи Филона и Иоанна Богослова: этим корнем является Ветхий Завет , в особенности повествование книги Бытия о сотворении мира 39 , которое Филон подробно комментирует. Все образы, используемые Филоном, заимствованы им из Ветхого Завета; для автора четвертого Евангелия, как и для Самого Иисуса, Ветхий Завет также является первоисточником, к которому он постоянно обращается. Истоки учения Иоанна о Логосе можно найти в ветхозаветной традиции, а именно – в упоминаниях о Слове Божием у пророков, в псалмах, в исторических и учительных книгах Библии . Согласно Ветхому Завету, Слово Господа пребывает вечно ( Ис.40:8 ), оно навеки утверждено на небесах ( Пс.118:89 ). Оно является той силой, посредством которой Бог управляет природой и всем мирозданием: посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его; дает снег, как вóлну; сыпет иней, как пепел; бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды ( Пс.147:4–7 ). Слово Господа не подобно слову человеческому: оно подобно огню или молоту, разбивающему скалу ( Иер.23:29 ). Слово Божие никогда не возвращается к Богу тщетным ( Ис.55:11 ); ни одно слово Божие не остается неисполненным ( Нав.21:45; 23:14–15 ). Слово Божие действует без промедления: Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось ( Пс.32:9 ). Слово Божие обладает целительной силой ( Пс.106:20 ). В то же время всемогущее слово Божие, как грозный воин с мечом в руках, является инструментом Божиего суда и наказания ( Прем. 18:15–16 ). Слово Божие связано с Духом Божиим: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня ( 2Цар.23:2 ). При сотворении мира Слово и Дух действуют совместно: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их ( Пс.32:6 ). Этот стих псалма привлек особое внимание христианских толкователей, которые увидели в нем указание на участие Слова Божия и Святого Духа в сотворении мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   И опять-таки: Иже видеста очи твои, глаголи. Не впадай в тяжбу скоро, да не раскаешися послежди (Притч. 25:8). И Иов друзьям своим: Клевещете на мя, не стыдящеся мене належите ми (Иов. 19:3). Псалмопевец же: Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях (Пс. 100:5); и снова: Уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения. Седя, на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн (Пс. 49:19-20); Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду. Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив (Пс. 51:3-4), глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима (Пс. 100:7); Ибо седоша князи и на мя клеветаху (Пс. 118:23). Иаков же увещает, говоря: Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон (Иак. 4:11). И Петр: Итак, отложим всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие (1 Пет. 2:1). Посему да возненавидим, братия, позорную сию страсть злословия, чтобы не уподобиться нам злословящим иудеям, говорящим: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского (Мф. 12:24). Великодушный же Господь говорит: если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют?.. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие (Мф. 12:27-28). Ему же слава во веки. Аминь. [Col. 1532] Слово 30. О наушничестве    Опять-таки, наушничество и злословие — общники позорнейшего дела. Ибо одно у них обоих деяние, уводящее на путь погибели, поистине ненавистное Богу и человекам. Потому что вина злословия и наушничества, сожительствуя с ними, показывает их запятнанное и нечистое жительство. Посему да не будем пребывать в этом запретном и непозволительном занятии, чтобы не оказаться нам непримиримыми с единоплеменниками. Повелевает и Закон: Да не приемлеши слуха суетна, да не приложишися с неправедным быти свидетель неправеден (Исх. 23:1); всяк глагол зол, яко мерзость Господеви Богу твоему есть (Втор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Пс.44:2:10 . «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе... Дочери царей между почётными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте». Объяснение. Соломон жил и умер; престол его не вечен; а нынче у Иудеев и совсем нет Царского престола; следовательно, песнь сия о царе, не о Соломоне, а о Сыне Божием, престол Которого вовек: Пс.44:7–12 . Царство Его не от мира сего: Ин.18:30 . Он царствует одесную престола величия на высоте: Евр.1:3 . Здесь-то одесную Его стала и Царица, Пресвятая Дева, и потому Она есть Царица Небесная; ст.10. О почитании Её и пророчествует Давид: Пс.44:13–18 ; ср. Лк.1:48–50 . Иер. 7: 18:44:17–19:25 . «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтоб огорчать Меня». Объяснение. Здесь говорится о чествовании языческой «богини неба» Астарты, заимствованной израильтянами от язычников: Суд.2:13 ; 3Цар.11:5 ; 4Цар.23:7 . Божия Матерь никогда не называется «богиней», а называется «Царицей Небесной». Пс.44:10 . Кроме того, чествование языческой богини неба происходило уже тогда, когда христианской Царицы Небесной ещё не было (повествующий о богине неба прор. Иеремия жил в ветхом завете). О молитвенном ходатайстве Пресвятой Богородицы Лк.2:19 . «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём». Объяснение. Дважды об этом говорил евангелист: Лк.2:51 , указывая тем, откуда он почерпал знание о евангельских событиях, т.е. от Пресвятой Матери Божией, которая была с самого начала «очевидицею»: Лк.1:2 , и ходатаицей пред Господом: Ин.2:1–11 ; поэтому правосл. христиане и прибегают к Ней с молитвою о ходатайстве пред Сыном Её: Откр.12:1 . Ин.2:3–5 . «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? Ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». Объяснение. Отсюда видно, что Божия Матерь явилась в первый раз ходатаицей за немощный и бедствующий род людской, отсюда и основание для обращения к Богоматери с мольбою о ходатайстве перед Сыном, ибо о Ней сказано: Пс.44:10–14:18 ; Лк.1:48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Пс.2:1 .  Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Пс.2:2 .  Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. «Вскую шаташася языцы и людие поучишася тщетным?» «Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его». Слово: «языцы " употребляет Пророк не с членом ( τ θνη), чтобы не подать тебе мысли, будто бы включает сюда всех, но без члена ( θνη), наводя мысль твою на нечто частное. Поскольку Иудеи, взяв Иисуса Христа, предали Его язычникам, то Давид спрашивает: какая была тому причина, или что такое сделалось, почему народ Божий пришел против Него в движение и предал Его в руки язычникам? Пс.2:3 .  Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их. «Расторгнем узы Их, и отвержем от нас иго Их». Ибо сказано: «иже не чтит Сына, не чтит и Отца " ( Ин.5:23 ). И не без причины за игом Сына свергают с себя иго Отца. Но мне кажется, что Пресвятый Дух уверовавшим повелевает сказать это: «расторгнем узы их», т. е. узы нечестивых язычников, и «отвержем от себя иго их», т. е. иго беззаконных Иудеев, восприимем же на себя благое иго Христово; потому что таково Господне слово: «возмите иго Мое на себе: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» ( Мф.11:29–30 ). Пс.2:4 .  Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. «Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им»; потому что пригвожденный и преданный ими смерти, как сущий на небесах и все содержащий, соделает тщетными и суетными советы их. Отец же Его и Владыка всех предаст их достойному наказанию. Пс.2:5 .  Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение. «Тогда возглаголет к ним гневом Своим, и яростию Своею смятет я». И сих слов истолкованию научает самое исполнение на деле; потому что римское войско, напав на Иудеев, опустошило город, сожгло храм, большую часть из них предало смерти, а тех, которые избежали убийства, сделав пленниками, поработило. Надлежит же обратить внимание на то, что Пророк здесь упоминает одно за другим два Лица, и во первых Лице Господа и Христа; ибо сказано: «на Господа и на Христа Его», а потом Лице Живущаго на небе и Господа; ибо сказано: «Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им». Да и в последствии Пророк соблюл тот же образ представления.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ища во множестве народа делателя Своего, Господь взывает, говоря: “Хочет ли человек жить и любит ли благоденствие, чтобы видеть благо? (Пс. 33:13). Если ты слыша это, ответишь: “вот я”, говорит тебе Бог: “Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним” (14-15). И если сотворите все сие, «будут очи Мои обращены на вас и уши Мои к молитвам вашим: прежде нежели воззвать вам, услышу вас, и еще говорящим вам, скажу: вот Я» (Пс. 33:16; Ис. 65:24). Что сладостней для нас сего гласа Господа, призывающего нас, возлюбленнейшие братья? — Вот какой путь жизни по благости Своей показывает нам Господь! Итак, препоясав чресла наши верой и деланием добрых дел, и обувши ноги руководством Евангелия (Еф. 6:14-15), потечем во след Его, да сподобимся Зовущего нас узреть в царствии Его. Если желаем обитать в скинии царства Его, да ведаем, что туда достигают не иначе, как путем добрых дел. Спросим с пророком Господа, говоря Ему: «Господи, кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей?» (Пс. 14:1). И услышим на этот вопрос ответ от Господа, показывающий нам путь в жилище Его: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем, кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего» (Пс. 14:2-3). Тот, кто злобного дьявола, внушающего ему что-либо недоброе, с самым внушением его отревая от взоров сердца своего, обращает в ничто, и «младенцев» его — злые помыслы — «разбивает о камень» — Христа; кто, боясь Господа, не превозносится своими добрыми делами, но самое совершение их приписывая не себе, а Господу, величает действующего в нем Господа, говоря с Пророком: «не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113:9), как и Апостол Павел ничего из успехов проповеди не приписал себе, говоря: «благодатью Божией есмь то, что есмь» (1 Кор. 15:10), и дальше говорит: «хвалящийся, да хвалится Господом» (2 Кор. 10:17). Почему и Христос в Евангелии говорит: «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7:24-25). Возвестив это, Господь ожидает, что на эти святые Его внушения, мы ответим нашими делами, почему в надежде нашего исправления, отстрачивает он и конец нашей жизни, как говорит Апостол: «не разумеешь, что благодать Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2:4). Ибо всеблагой Господь говорит: «не хочу смерти грешника, но того, чтобы он обратился от путей своих и был жив» (Иезек. 18:23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

– Который говорил: Я во Отце и Отец во Мне ( Ин.14:11 ) – был распят (pependim in paitibulo) и сказал: Отче, в руки Твои предаю Дух Мой ( Лк.23:46 ), тотчас были рассеяны овцы, [т. е.] все множество верующих во Христа. И обратил Господь руку Свою, как читаем у LXX, на пастырей, под которыми многие неправильно (male) разумеют князей народа иудейского. А [лучше понимать как], как написано в Еврейском: на малых, которым Господь сказал в Евангелии: Не бойся, малое стадо ( Лк.12:32 ) и у Исаии: Вот Я и дети, или: малые, которых мне дал Бог ( Ис.8:18 ). И было две части во всей земле иудеев и язычников, которые одинаково погибли, и их не стало; действительно, во время страданиям Его исполнилось слово Псалмопевца, который говорит: Спаси меня, Господи, ибо не стало святого ( Пс.11:2 ) и: Все уклонились, все сделались бесполезными, нет такого, который делал бы добро, нет даже и одного ( Пс.13:3 ). С погибелью язычников и иудеев на земле внезапно возросла третья часть, то есть третий народ христианский. И весьма хорошо говорит: Третья часть останется на ней, т. е. на земле, потому что из иудеев и язычников только те одни сохранились на земле для жизни и пребывания, которые исповедали Господа. А чтобы эта третья часть не была слабой и беспечной в исповедании, она проводится и испытывается, как бы серебро и золото, через огонь, который Господь хотел возжечь в верующих ( Лк.12:49 ), и пылание, которого желает Апостол ( Рим.8:35 ). Посему и Апостолы, крещенные духом и огнем ( Деян.2:3–4 ) говорят в Псалме: Ибо Ты искусил нас, Боже, огнем испытал нас, как испытывается серебро ( Пс.65:10–11 ). И немного после: Мы прошли сквозь огонь и воду, и Ты вывел нас на прохладу ( Пс.65:12 ). А в другом месте говорится к верующему: Если ты пройдешь сквозь огонь, пламя не сожжет тебя, потому что Я с тобою ( Ис.43:2 ). И огонь не истребляет, и пламя не пожирает потому, что [это] слово Господа пресекающего пламень огня ( Пс.28:7 ). Когда малые, против которых Господь обратил руку свою, будут испытаны таким образом, и через призвание их уверует все множество (turba) народов, тогда народ верующий назовет Христа именем Его, и на Его слова: Ты – народ Мой, народ ответит: Господь Бог мой еси Ты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010