Разнообразные испытания веры сопровождали израильский народ при вступлении в землю обетованную. Одно из них - И. лжепророками. Господь предупреждает, что в Израиле могут появиться лжепророки, которые будут творить чудеса и увлекать в многобожие: «...не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа» (Втор 13. 3). И. Бога человеком Такое И. однозначно осуждается Свящ. Писанием как тяжелый грех. Большее число упоминаний И. людьми Бога содержится в текстах, описывающих исход евреев из Египта и в особенности в псалмах в контексте воспоминания этой истории. Впервые об И. Бога Израилем говорится в кн. Исход - томимые жаждой люди ропщут: «Есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх 17. 7). При такой постановке вопроса ответ на него прямо зависит от того, явит Бог чудо или нет. Если Бог не напоит людей в пустыне, они готовы отвергнуть Его. Этот вызов Богу Моисей и называет И.: «Что искушаете Господа?» (Исх 17. 2). И. Бога - это следствие маловерия и попытка еще и еще удостовериться в Его силе. Псалмы так же интерпретируют требование хлеба (Исх 16) и мяса (Числ 11) в пустыне как дерзкое И. Бога: «Искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей…» (Пс 77. 18; ср.: 94. 8-9; 105. 14). Череда подобных И. завершается тем, что Бог не допускает избранный народ в землю обетованную: «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их» (Числ 14. 22-23). Моисей предупреждает: «Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе» (Втор 6. 16). В контексте всего отрывка Втор 6. 10-19 под И. Бога здесь подразумевается все то, от чего Он предостерегает: забвение Его благодеяний во время благоденствия, уклонение в многобожие, нарушение заповедей. Именно в этом упрекает народ Божий псалмопевец: испытывавшие Бога забыли Его силу и все чудеса, к-рые Он явил ради них (Пс 77. 11-16), потеряли веру в Него и упование на Него (Пс 77. 22); вместо этого они ропщут и требуют (Пс 77. 18-19), нарушают Его заповеди (Пс 77. 56) и поклоняются чужим богам (Пс 77. 58). Последствие И. Бога - гнев Божий: «Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля» (Пс 77. 59).

http://pravenc.ru/text/674970.html

53:9). И Давид, сказав: « Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их », присовокупил: « Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение » (Пс. 2:3–5), разумея рассеяние иудеев по всей вселенной, о чем и сам Христос в Евангелии предсказал в следующих словах: « врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною » (Лк. 19:27). Кроме того, сказав о смерти Господа, пророки не умолчали и о самом способе смерти, но и его изъяснил Давид так: « пронзили руки Мои и ноги Мои, можно было бы перечесть все кости Мои » (Пс. 21:17–18). Не умолчал он и о беззаконии, совершенном после крестной смерти Христовой, сказав: « делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий » (Пс. 21:19). Далее, он сказал и о погребении Господа в словах: « Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну » (Пс. 87:7). Посмотри, как он же предсказал и о том, что Христос воскреснет: « Ты не оставишь », говорит, « души Моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление » (Пс. 15:10). И пророк Исаия о том же, только другими словами, предсказывает так: « Господь хочет очистить Его от язвы: явить Ему свет, оправдать праведного, благо служащего многим »  (Ис. 53:10–11). Тот же пророк предсказал, что смерть Господа искупит людей от грехов: « Он понес на Себе грех многих » (Ис. 53:12); и то, что Христос будет изгонять из людей демонов: « и с сильными будет делить добычу » (Пс. 53:12). Не умолчал он и о том, что Господь совершит это Своею смертию: «за то », говорит, « что предал душу Свою на смерть » (Ис. 53:12); предсказал и то, что Христос получит власть над вселенною: « Он наследует многое »  (ст. 12). Не умолчали пророки и о том, что Господь, сошедши во ад, приведет его в смущение, исполнит смятения и страха, и сокрушит твердыню его. Об этом Давид говорит так: «поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс. 23:7); а Исаия говорит другими словами: « Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, невидимое открою теб е »  (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

84. То же самое снова говорит Давид: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! (Пс. 23: 7). Ибо вечные врата есть небеса. Но поскольку Слово сошло невидимым для творения образом, то им ничего не было известно об этом. Теперь Слово стало плотью и видимо взошло на небо. И когда силы увидели Его, то нижние Ангелы воззвали к тем, которые были на тверди: «Поднимите наши врата; поднимитесь, врата вечные, да внидет Царь славы». И когда они изумились и спросили: «Кто же это?», то те, которые (прежде) видели Его, а теперь во второй раз, засвидетельствовали: Господь крепкий и сильный… Он – Царь славы (Пс. 23: 8 – 10). 85. Так, воскреснув и вознесшись, Он пребывает одесную Отца, пока в установленное Отцом время все враги будут покорены Ему. Враги же – все те, которые восстали – Ангелы, и Архангелы, и Силы, и Престолы, отвергшие истину. И об этом пророк Давид говорит так: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109: 1). А что Он восшел туда, откуда и сошел, об этом говорит Давид: От края небес исход его, и шествие его до края их (Пс. 18: 7). Потом он указывает на Его суд такими словами: И ничто не укрыто от теплоты его (Пс. 18: 7). 86. Если пророки возвещали о Сыне Божием, что Он явится на земле, то также они возвестили, где, как и в каком образе Он явится. И если Господь принял на Себя все эти пророчества и исполнил их, то наша вера в Него твердо обоснована и истинно предание проповеди, т. е. свидетельство апостолов, которые посланы были во всем мире проповедать Сына Божия, как Он пострадал для упразднения смерти и для оживотворения плоти, чтобы мы отложили преступную вражду против Бога и пришли к миру с Ним, творя богоугодное перед Ним. И это возвещено было пророками: Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» (Ис. 52: 7). И что они должны выйти из Иудеи и из Иерусалима, чтобы возвестить нам слово Божие, которое для нас также и закон, о чем Исаия говорит так: Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима (Ис. 2: 3). И что они будут проповедовать во всем мире, об этом Давид говорит: По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу (Пс. 18: 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Павла ( Гал. 6:7, 8 ; 2Кор. 9:6 ; 1Кор. 3:8 ). Ст. 22. Избранники Божии сами будут пользоваться от плода дел своих ( Пс. 127:2 ), и они будут подобны крепко укоренившемуся и цветущему дереву ( Пс. 1:3; 91:13 ). После евр.-м. сл. =в р.-с. дерево, 70 читали: , почему: το ξλου τς ζως=древа жизни, под которым бл. Иерон. и бл. Феод. разумеют райское древо; кроме сего, бл. Феод. в этом пророческом сравнении видит обетование вечной жизни. Об оном (райском) древе Бог сказал: да не когда прострет руку свою [Адам], и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век (Вт. 3:22); а для нас древом жизни стал спасительный крест: ибо он принял, как бы какой плод, животворящее тело; простирающие к которому руки и причащающиеся от плода живут вечной жизнью“. Послед. сл. ст. по евр.-м. т. =в р.-с. избранные Моя, 70 отнесли к началу ст. 23-го. 23. Избраннии же мои не имут трудитися вотще, ниже породят чад на проклятие, яко семя благословено есть Богом, и внуцы их с ними будут. 24. И будет прежде неже воззвати им, аз услышу их, еще глаголющым им, реку, что есть; 25. Тогда волцы и агнцы имут пастися вкупе, и лев, яко вол снест плевы, и змия землю яко хлеб: не повредят, ниже погубят на горе святей моей, глаголет Господь. 23. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем благословенным от Господа и потомки их с ними. 24. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говоритъ, и Я уже услышу. 25. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет естъ солому, а для змия прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господъ. Ст. 23 ср. 61:8; Пс. 111:2, 127:4, 5 . Ст. 24 ср. Пс. 33:16 . Отец, Небесный знает о нуждах чад Своих, и посылает просимое прежде даже прошения ( Мф. 6:32 ). Ст. 25 ср. 11:6. На святой горе Божией будут господствовать мир и взаимная любовь; даже хищные звери будут безвредны и, вместо животной пищи, будут употреблять растительную. Бл. Феод. и бл. Иерон. видят здесь аллегорию: “сообразно этому, говорит бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Псалом 68 По надписанию псалом принадлежит Давиду. – «На шошанниме» указывает на музыкальный инструмент, на котором может быть исполнен псалом. Некоторыми слово шошанним переводится «лилия», чем определяется род инструмента, походившего своим видом на этот цветок. Псалом написан во время гонений от Саула, на что указывает исповедание Давидом своей полной невинности пред Богом ( Пс.68:6, 8 ), силы гонений ( Пс.68:2–4, 13, 16 ), их несправедливости ( Пс.68:5 ). Псалом представляет общее изображение тяжести преследований и написан вообще в воспоминании Давидом этого тяжелого времени уже после его минования. Спаси меня, Боже, от бедствий, угрожающих моей жизни (2–3). Я истомился от ожидания помощи; враги, преследующие меня несправедливо, усилились (4–5). Помоги мне, Господи, и тем ободри всех, Тебя ищущих (6–7). Ради Тебя я несу поношение и страдания: от меня отвернулись мои братья, меня ненавидят враги мои за ревность к дому Твоему, смеются и глумятся надо мною (8–13). Окажи мне скорую помощь, извлеки из глубоких вод бедствий. Услышь меня, так как Ты видишь мое поношение и мои страдания: меня кормят желчью и поят уксусом (14–22). Да погибнут мои враги от Твоего гнева за их жестокость ко мне. Накажи их за все, сделанное ими (23–29). Я же тогда буду славить Тебя за спасение и все страждущие возрадуются. Да восхвалят Его имя земля, и моря, и все, живущее в них (30–35)! Пс.68:2 .  Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей]. Пс.68:3 .  Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Пс.68:4 .  Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего]. «Воды дошли до души». Воды – означают обилие бедствий, «до души» – жизни. Бедствия Давида так многочисленны, что угрожают его жизни. Это действительно было во времена Саула, очень неразборчивого в средствах и весьма изобретательного в способах преследования Давида, почему последний никогда не мог быть спокоен и уверен даже в одном дне. – «Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать» – Давид погружен в бедствия, как в тинистую почву и под ногами нет твердой опоры; все время преследований от Саула Давид не имел спокойствия и уверенности в своей безопасности. «Глубина вод, и быстрое течение» – образы силы бедствия, способных уничтожить того, кого они постигают, как буря на море бесследно поглощает свои жертвы. При таких многочисленных и грозных бедствиях Давид немолчно взывает к Богу о помощи, так что он изнемог от этой молитвы, он утомился от высматривания, не приближается ли к нему Божественная помощь. Последние выражения указывают высокую степень напряженности молитвы к Богу, какая подсказывалась опасностью положения Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава III . 1) Что же за преимущество быть иудеем, или какова польза от обрезания? 2) Многое всяческим образом. Во-первых же, что им вверены изречения Божии. 3) Ибо что же, если некоторые из них не уверовали? Неужели неверие их опустошит веру Божию? Да не будет. 4) Бог же верен, всякий же человек лжив, как написано: «Да оправдаешься в словах Твоих и победишь, когда судишься» ( Пс. 50:6 ). 5) Если же наша неправда поручается правде Божией, что скажем? Не будет ли Бог неправ, когда изъявляет гнев? 6) (говорю по человеческому рассуждению). Да не будет. Ибо иначе, каким образом Бог будет судить мир сей? 7) Ибо, если истина Божия в моей лжи изобилует к славе Его, за что еще и я судим, словно грешник? 8) И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро (как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так говорим)? Коих осуждение праведно. 9) Итак, что же? Превознесем ли их? Никак. Ибо мы уже показали причины, что как иудеи, так и эллины, все под грехом, 10) как написано: «Ибо нет праведного никого; 11) нет разумевающего; нет ищущего Бога. 12) Все уклонились, вместе стали негодны; нет делающего добро, нет даже ни одного» ( Пс. 13:1–3 ). 13) «Открытая гробница – гортань их; языком своим творят прельщение; яд аспидов под устами их» ( Пс.5:10, 139:3 ). 14) «Их уста злословия и горечи полны» ( Пс. 9:28 ). 15) «Быстры ноги их на пролитие крови; 16) сокрушение и несчастие на путях их; 17) и пути мира они не познали» ( Притч. 1:16 ; Ис. 59:7–8 ). 18) «Нет страха Божия пред очами их» ( Пс. 35:2 ). 19) Мы же знаем, что Закон все, что говорит, к состоящим под Законом говорит, да заграждаются всякие уста и да будет весь мир подчинен Богу, 20) ибо от дел Закона «не оправдается пред Ним никакая плоть» ( Пс. 142:2 ). Ибо чрез Закон – познание греха. 21) Ныне же, без Закона, явилась праведность Божия, засвидетельствованная Законом и пророками. 22) Праведность же Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех, кто верует в Него, ибо нет различия, 23) ведь все согрешили и лишены славы Божией. 24) Они оправданы даром, по благодати Его, искуплением, сущим во Христе Иисусе, 25) Которого Бог предложил в [жертву] умилостивления, через веру, в Крови Его, для явления правды Своей посредством отпущения предыдущих грехов, 26) в долготерпении Божием, к явлению правды Его в сие время, чтобы быть Ему праведным и оправдывающим того, кто от веры в Иисуса Христа. 27) Где же прославление твое? Исключено. Каким законом? Дел? Нет, но законом веры. 28) Ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, без дел Закона. 29) Бог – иудеев только? Не и язычников ли? Конечно, и язычников, 30) потому что один же Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. 31) Итак, мы разоряем Закон верою? Да не будет; но Закон устанавливаем. Глава IV

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   Вторая степень смирения есть, если кто не любя своей воли и не находит удовольствия в том, чтобы исполнять свои пожелания; но делами подражает Господу, сказавшему о Себе: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить Свою волю, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38). Исполнение своей воли ведет в муку, а самопринуждение готовит венец славы.    Третья степень смирения есть, – чтобы по любви к Богу, со всяким послушанием подчиняться старшему, подражая Господу, о Котором Апостол говорит, что «Он был послушлив даже до смерти» (Фил. 2:8).    Четвертая степень смирения есть, – чтобы в самом послушании на трудные дела и противные своему сердцу, или при каких-либо напраслинах, хранить молчаливое, но благодушное, и с доброй совестью терпение, и терпя, не ослабевать и не отступать назад; ибо Писание говорит: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13); и еще: «мужайся, и да укрепляется сердце твое, надейся на Господа» (Пс. 26:14). Показывая также, что верному должно терпеть за Господа все противное. Пророк говорит от лица претерпевающих: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, «обреченных» на заклание» (Пс. 43:23).    В несомненной уверенности в Божественном воздаянии за терпение, они продолжают радуясь все переносить и говорят: «но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37); или как в другом месте пишется: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу» (Пс. 65:10)-12). Заповедь Божия относительно бед и напастей исполняя терпением, они, когда бьют в одну ланиту, подставляют и другую, когда отнимают у них ризу, они отдают и сорочку, когда принуждены бывают идти в кем одно поприще, идут с ним (Мф. 5; Лк. 6); и с Павлом Апостолом терпят от ложных братий гонение, – и благословляют клянущих их (2 Кор. 11).    Пятая степень смирения есть, чтобы худых помышлений, входящих на сердце, или худых дел, сделанных с сокровенности, не утаивать от своего аввы, но все открывать ему в смиренном исповедании. Убеждает нас к этому Писание, говоря: «Предай Господу путь твой и уповай на Него» (Пс. 36: 5); и еще: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс. 105:1); также: «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего и сказал: “исповедую Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И опять: « Не убежит и живущая в Цаане; плач в селении Ецель не даст вам остановиться в нем »  (Мих. 1:11). Хотя (грешники) и справедливо наказываются, однако (Бог) хочет, чтобы мы соболезновали об этом, а не радовались и веселились. Ежели Я, Который наказываю, говорит Он, делаю это, не радуясь, и не услаждаюсь их мучением (« Разве Я хочу смерти беззаконника?» — Иез. 18:23, 32; (не хочу смерти грешника) сн. 33:11); то и ты должен подражать Господу, и болезновать о том самом, что (грешник) дал случай и повод к праведному наказанию. Посему кто печалится по Боге, тот получает от этого великую пользу. Если же претерпевающие побои блаженнее тех, которые наносят их, если наши  страдальцы блаженнее язычников, живущих в покое, и скорбящие — веселящихся, то какой же еще может быть у нас повод к скорби? Поэтому никого не должно называть блаженным, кроме живущего только по Боге; этих одних ублажает и Писание. « Блажен ,  — говорит,  — муж, который не ходит на совет нечестивых » (Пс. 1:1). « Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим » (Пс. 93:12). « Блаженны непорочные в пути » (Пс. 118:1). « Блаженны все, уповающие на Него » (Пс. 2:12). « Блажен народ, у которого Господь есть Бог » (Пс. 32:12). « Блажен, кого не зазирает душа его » (Сир. 15:2). « Блажен муж, боящийся Господа » (Пс. 111:1). И Христос опять (говорит) так: « Блаженны плачущие, блаженны нищие духом, блаженны кроткие, блаженны миротворцы, блаженны изгнанные за правду » (Мф. 5:3–11). Видишь, как божественные законы везде ублажают не кого–либо из богатых, не из знатных родом, не из пользующихся славою, но стяжавшего добродетель! Это потому, что требуется, чтобы основанием всех наших дел, или страданий, был страх Божий; и если ты заранее насадишь этот корень, то не только покой, честь, слава и уважение, но и обиды, и клеветы, и оскорбления, и бесчестие, и мучения, и все вообще бедствия произрастят тебе плоды радости. И как корни дерев сами горьки, а плоды приносят нам весьма приятные, так и печаль по Боге принесет нам великую радость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Оно составляет дополнение к возвещенной пророчеством Иакова покорности Мессии со стороны всех народов. Пророчества Царя и Пророка Давида и других псалмопевцев 378 . Учреждение в народе новой, небывалой до того времени власти царской давало богатый материал к раскрытию царского достоинства лица Мессии и всего величия Царства Его. Главным истолкователем этого события был Царь и Пророк Давид. Он указывает, прежде всего, что царская власть есть уже не образ только будущего мессианского Царства, а как бы самое начало ее. Так как Мессия должен быть потомком Давида, то царство Давида и преемников его есть то же, что заря перед днем. Как на рассвете утра, говорит он по книге Царств, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли, не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое ( 2Цар.23:4–5 )? Немало вдохновляли его и самые свойства царствования как его самого, так и сына его Соломона. Особенно часто останавливался пророческий взор его на следующих чертах этих двух царствований: на славе их, на внутреннем общении с Богом, плодом которого была эта слава, и на мире, который господствовал в царствование Соломона. Говоря по их поводу, пророк усматривал, что Царство Мессии будет еще славнее, что общение с Богом будет в нем еще теснее и что мир в нем будет совершеннейший. Самыми замечательными в этом случае псалмами нужно признать: 2-й, 71, 109 и 44. В псалме 2-ом пророк изображает могущество Царя – Мессии, указывает на тщету восстающих против Него, называет Его Сыном Божиим, и призывает все народы относиться к Нему с благоговением и надеждами 379 . В псалме 71-м пророк прибавляет, что главная сила, которою победит Царь – Мессия народы, будет заключаться в правде, кротости и любви Его 380 . В псалме 109 пророк говорит, что Мессия есть Господь, сидящий одесную Господа, и что Он есть не только Царь, но и священник, священник во век по чину Мельхиседекову 381 . В псалме 44 – пророк, под образом брака царя с дочерью царя, изображает тесный союз Христа с Церковью , причем царь уже прямо называется Богом ( Пс.44:7–8 ) 382 . Не одну, впрочем, славу Мессии и Царства Его изображал пророк; он изобразил и изобразил с поражающею ясностию и уничижение его. Сюда относятся, главным образом, псалмы: 15, 21 и 40. В них говорит он: о Его страдании ( Пс.21:7–10 ), о предательстве Его близким Ему человеком ( Пс.40:10 ), о разделении риз ( Пс.21:19 ), о воскресении Его ( Пс.15:10 ), об обращении к Нему язычников ( Пс.21:28 ) 383 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Третья степень смирения есть, — чтобы по любви к Богу, со всяким послушанием подчиняться старшему, подражая Господу, о Котором Апостол говорит, что «Он был послушлив даже до смерти» (Фил. 2:8). Четвертая степень смирения есть, — чтобы в самом послушании на трудные дела и противные своему сердцу, или при каких-либо напраслинах, хранить молчаливое, но благодушное, и с доброй совестью терпение, и терпя, не ослабевать и не отступать назад; ибо Писание говорит: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13); и еще: «мужайся, и да укрепляется сердце твое, надейся на Господа» (Пс. 26:14). Показывая также, что верному должно терпеть за Господа все противное. Пророк говорит от лица претерпевающих: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» (Пс. 43:23). В несомненной уверенности в Божественном воздаянии за терпение, они продолжают радуясь все переносить и говорят: «но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37); или как в другом месте пишется: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу» (Пс. 65:10)-12). Заповедь Божия относительно бед и напастей исполняя терпением, они, когда бьют в одну ланиту, подставляют и другую, когда отнимают у них ризу, они отдают и сорочку, когда принуждены бывают идти в кем одно поприще, идут с ним (Мф. 5; Лк. 6); и с Павлом Апостолом терпят от ложных братий гонение, — и благословляют клянущих их (2 Кор. 11). Пятая степень смирения есть, чтобы худых помышлений, входящих на сердце, или худых дел, сделанных с сокровенности, не утаивать от своего аввы, но все открывать ему в смиренном исповедании. Убеждает нас к этому Писание, говоря: «Предай Господу путь твой и уповай на Него» (Пс. 36: 5); и еще: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс. 105:1); также: «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего и сказал: “исповедую Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010