Если он подает ее со всей любовью, усердием и щедростью, то это проявление совершенной Божьей воли. Напротив, если кто-нибудь оказывает милость ради человекоугодничества, с расчетливостью и ропотом, тогда его деяние не угодно и не совершенно перед Богом. Поэтому апостол Павел велит христианам творить волю Господа благую, угодную и совершенную, «чтобы вам познавать, что воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). Так же Василий Великий (Правила, кратко изложенные. 286) и святой Феофилакт говорят: «Сначала смотри, чтобы воля Божия была благая, когда же познаешь это, смотри, чтобы она была и угодная, ибо многие добрые дела не угодны есть, так как не в то время или не перед тем лицом (совершаются)... Когда же (убедишься), что она благая и угодная, позаботься, чтобы она была совершенной и непорочной. Тогда она совершается так, как требуется, и без изъяна». Заповеди – это свет Седьмая и последняя. Всем вам, христиане, полезно соблюдать все заповеди Господа с любовью и усердием. Поскольку Божьи заповеди – истина и свет, то они просвещают ум лучами божественного знания: Все «заповеди Твои – истина» ( Пс. 118, 86 ). Так как они благи и спасительны, то сердце увлекают к любви и устремляют к исполнению их. «Закон уст Твоих для меня лучше», замечает Давид ( Пс. 118 ). Каждый (человек) естественно любит свет и благо, ибо, как сказал Екклезиаст, «сладок свет и приятно для глаз видеть солнце» ( Еккл.11: 7 ). По мнению Аристотеля, «благо есть то, к чему все стремится» (Никомахова этика. Гл. 1). Подобным образом человек должен любить и заповеди Христовы, которые несут свет и благо. А то, что заповеди есть свет, свидетельствует Священное Писание. Соломон в притчах говорит: «Ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет» ( Притч.6:23 ). По словам Давида, «заповедь Господа светла, просвещает очи» ( Пс.18:9 ), «светильник ногам моим – закон Твой и свет путям моим» ( Пс. 118:105 ), «откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» ( Пс. 118:130 ). Пророк Исаия добавляет: «Ибо свет – повеления Твои на зелте» ( Ис. 26:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:34, 46 ). Итак, как говорил Он ученикам Своим: «научитесь от Меня» ( Мф.11:29 ), то наученные – «все они, – как сказано, – единодушно пребывали в молитве и молении» ( Деян.1:14 ). Не напрасно же Писание убеждает нас: «будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» ( Кол.4:2 ). «Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия» ( 1Фес.5:17–18 ). Как шествующие в землю обетованную питались манной, так и грядущие к вечному блаженству, укрепляют сердца свои молитвой к Богу. О тех сказано: «хлеб ангельский ел человек» ( Пс.77:25 ); но чем бесплотные силы укрепляют себя, как не Божиим славословием? И души живут и не умирают только молением – прошением, благодарением. Молитва благоговейная отстраняет душу от всего земного, делает человека высшим страстей мира сего: врага ли увидит он после молитвы, уже не смотрит на него, как на врага; красивую ли женщину, не соблазняется при виде ее. Пламень, возженный молитвой, не допускает до сердца никакую греховную мысль. Напротив же, без молитвы ослабевает всякая добродетель, уменьшается вера, водворяется в душе попечение о земном, и уничтожается всякое помышление о Боге – духовная жизнь прекращается в человеке. И Златоуст потому говорит: «не может быть, чтоб без молитвы могла быть жизнь добродетельною. Молитва же приводит человека в состояние, высшее всякого земного состояния и творит его равным ангелам». Проходя долиной плача, идущие к горнему блаженству ныне говорят: «как очи рабов обращены на руку господ их… так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас» ( Пс.122:2 ). «И приходят от силы в силу, являются пред Богом» ( Пс.83:8 ), с благодарением взывая: «просвещаешь Ты дивно от гор вечных» ( Пс.75:5 ). Великого просвещения духовного достигает человек молитвой – прилежной и продолжительной; даже и при начале усердный молитвенник чувствует в себе некий свет ума и говорит, как и Давид пророк: «Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою» ( Пс.17:29 ). Чтобы освободиться нам от тьмы и войти в чудный свет Божий, или, что то же, выйти из-под власти сатаны ( Деян.26:18 ) и водвориться в Царствии Божием, нужно усердно вразумлять себя «псалмами, славословиями и песнопениями духовными, и стараться о сем самом со всяким постоянством» ( Еф.5:19, 6:18 ). «Должно всегда молиться и не унывать» ( Лк.18:1 ), чтобы мы могли противостоять козням дьявольским, потому что борьба у нас с миродержителем тьмы века сего, с духами злобы поднебесными ( Еф.6:12 ). «Сей же род, – как Господь говорит, – ничем не побеждается, как только постом и молитвою» ( Мф.17:21 ). Посему и говорит нам Писание: «бодрствуйте в молитвах» ( 1Пет.4:7 ), «трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Писано было о смерти Христовой: в руки Твои предаю дух Мой ( Пс.30:6 ). И было так. Те же точно слова изрек Иисус Христос, умирая на кресте, и, сказав это, испустил дух ( Лк.23:46 ). Писано было о Христе: Сей грехи наши носит и о нас болезнует, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничтожен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились ( Ис.53:4–5 ). Так и было Христос за наши грехи пострадал. Сам перенес страдание на пречистом теле Своем, чтобы мы избавились от грехов и жили в правде ( Рим.4:24–25 ; 1Пет.2:21 ). Предвозвещено было, что Иисус Христос соберет учеников и пошлет их на всемирную проповедь : вместо отцев твоих сыновья твои; ты поставишь их князьями во всей земли ( Пс.44:17 ). И было так. Собрал Иисус Христос двенадцать апостолов и, как Царь неба и земли, поставил их князьями по всей земле, дабы на Нем, как на камени, создали Церковь Его и проповедовали учение Его по всей вселенной. Во всю землю проходит вещание их и до пределов вселенной слова их ( Пс.18:5 ). Объявлено в Свящ. Писании, что все народы обратятся к истинному Богу: обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся Ему все племена язычников ( Пс.21:28 ). Исполнилось это по предсказанию Спасителя. Обратились уже ко Господу все народы: цивилизованные (образованные): почитают истинного и живого Бога, Отца и Сына и Св. Духа. От востока до запада хвально имя Господне ( Пс.112 ). Так пророчества указывают во Христе Мессию, Спасителя мира. 3. Безгрешный характер Иисуса Христа Первое впечатление, какое производит на нас жизнь Иисуса Христа, это – совершенная невинность и безгрешность Его среди погрязшего во грехах мира. Он сохранил беспорочную чистоту девства, юность и возмужалость незапятнанными. Поэтому, символы агнецов и голубь – самые приличные Ему символы. Во всей земной жизни Господа,, как о ней рассказывает Евангелие, мы напрасно стали бы усиливаться отыскать хоть единственное пятно или даже едва заметную тень, омрачающую нравственный Его характер.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

У Иоанна Диакона в этой фразе, вложенной в уста Григория, на первом месте стоит «что сделал меня понтификом святой Своей Церкви», а уже потом — об ангеле. Убрав указанный пассаж, преп. Симеон Метафраст вновь подчеркнул тем самым высочайшее благочестие и набожность свт. Григория. 17 Ср. Мф 25:34, 36, 40. В издании Ж. — П.Миня, с которого сделан наш перевод, ошибочно указано Мф 25:43. При переводе новозаветного текста с латинского мы сочли возможным перевести слово hospes не как «странник» (так в синодальном переводе), а как «чужак», так как, по нашему мнению, подобная трактовка более точно передает психологический оттенок этих слов Иисуса (hospes одного корня с hostis — «чужеземец, неприятель, соперник». «Странник» же в нынешнем массовом понимании отождествляется со словом «путник», тем самым смысл данн 18 Шерстяная ткань (груз.). 19 Они, посаженные при потоках благочестия, вовремя приносят плод… — ср. Пс. 1, 3: «И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» 20 …тот рождением своим разрешил родильные муки матери, а этот навеяно скончал. — Иоанн Креститель был поздним (потому он «разрешил родильные муки своей матери») и единственным сыном, а Николай «скончал», так как после него мать уже больше не имела детей. 21 …следуя… святому правилу… — подразумевается соблюдение двух постных дней, среды и пятницы. 22 Пресвитер — вторая степень священства; сан, соответствующий священническому. 23 Миры — город в Ликии. 24 Укажи мне, Господь, путь, по которому мне идти… — Пс. 142 (143), 8. 25 Научи меня исполнять волю твою… — Пс. 142 (143), 10. 26 …на тебя оставлен я от утробы… — Пс. 21 (22), 11. 27 Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца… — Пс. 61 (62), 11. 28 Милость и истина да не оставляют тебя. — Притчи Сол. 3, 3. 29 …левой руке не доверять то, что свершаешь… — намек на слова Евангелия: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф. 6, 3). 30 …вследствие ослушания моего воплотившийся… — под «моим ослушанием» имеется в виду грех Адама и Евы (т. е. человека), вопреки запрещению Бога вкусивших от древа познания добра и зла. Согласно евангельскому мифу, Христос воплотился (принял телесный облик), чтобы спасти впавшее в грех человечество. 31

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Вот блудница и разбойник, и мытарь, все свидетельствуют, что у Бога милости много, что Он не по грехам нашим творит с нами, когда мы обращаемся к Нему с молитвою; но как небо высоко от земли, так Он возвеличивает и любовь Свою к нам. Трудно ли нам сказать: Господи, помилуй! И пусть кто только одно это и будет говорить пред Богом и крепко надеяться, что Господь помилует его, тот непременно спасется. Ибо упование не посрамит, сказано, все, уповающие на спасение Его, не обманутся (Ср. Пс.33:23 ). И пророк говорит верно: приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся ( Пс.33:6 ). Кто вникать будет в слова и дела Господни, и просветится ум его сиянием Божией благости; того молитва в недро возвратится, как говорит пророк, и все кости рекут: Господи, Господи! кто подобен Тебе? ( Пс.34:13, 10 ). Прекраснейшим изображением Божьего милосердия служит тот отец, который, завидя идущего к нему сына вдали еще, спешит сам к нему навстречу. Посмотри, как он с распростертыми объятьями принимает его, исхудалого, в изорванной одежде, – и крепко прижимает его к сердцу и целует его! Удивительна любовь отеческая! И сын, растроганный милосердием отца, стоит пред ним и плачет. Если и ты готов заплакать, и твое сердце тронулось любовью Божественною, возведи свой слезный взор к Отцу щедрот и всякой утехи, и скажи Ему: согрешил я пред Тобою, Господи, и вот изныло от тоски око мое, истощилась в печали жизнь моя и лета мои прошли в воздыханиях; но Ты скажи душе моей: спасение твое есмь Аз ( Пс.34:3 ). Ибо на Тебя, Господи, уповаю ( Пс.30:2 ). Я говорю: Ты Бог мой, Спаситель, яви светлое лице Твое рабу Твоему, спаси меня Твоею милостью; воззри на страдание мое и изнеможение мое, и прости все грехи мои. Я уповаю на Твою милость, одна надежда у меня осталась на Твое милосердие, и сердце мое возрадуется о спасении Твоем. Если ты будешь говорить так от сердца непритворного, нелукавого; то послушай, что тебе скажет Господь и Бог твой. Он скажет: не бойся, Я твой Спаситель и Отец твой; ибо Я искупил тебя, и Мой ты, потому что ты познал Мое имя и возлюбил Меня, и вот Я защищу тебя; ты в скорби своей ко Мне стал прибегать и ко Мне взывать, – и вот Я послушаю тебя, избавлю тебя от скорби, явлю тебе спасение Мое.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Ища во множестве народа делателя Своего, Господь взывает, говоря: “Хочет ли человек жить и любит ли благоденствие, чтобы видеть благо? (Пс. 33:13). Если ты слыша это, ответишь: “вот я”, говорит тебе Бог: “Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним” (14-15). И если сотворите все сие, «будут очи Мои обращены на вас и уши Мои к молитвам вашим: прежде нежели воззвать вам, услышу вас, и еще говорящим вам, скажу: вот Я» (Пс. 33:16; Ис. 65:24). Что сладостней для нас сего гласа Господа, призывающего нас, возлюбленнейшие братья? — Вот какой путь жизни по благости Своей показывает нам Господь! Итак, препоясав чресла наши верой и деланием добрых дел, и обувши ноги руководством Евангелия (Еф. 6:14-15), потечем во след Его, да сподобимся Зовущего нас узреть в царствии Его. Если желаем обитать в скинии царства Его, да ведаем, что туда достигают не иначе, как путем добрых дел. Спросим с пророком Господа, говоря Ему: «Господи, кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей?» (Пс. 14:1). И услышим на этот вопрос ответ от Господа, показывающий нам путь в жилище Его: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем, кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего» (Пс. 14:2-3). Тот, кто злобного дьявола, внушающего ему что-либо недоброе, с самым внушением его отревая от взоров сердца своего, обращает в ничто, и «младенцев» его — злые помыслы — «разбивает о камень» — Христа; кто, боясь Господа, не превозносится своими добрыми делами, но самое совершение их приписывая не себе, а Господу, величает действующего в нем Господа, говоря с Пророком: «не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113:9), как и Апостол Павел ничего из успехов проповеди не приписал себе, говоря: «благодатью Божией есмь то, что есмь» (1 Кор. 15:10), и дальше говорит: «хвалящийся, да хвалится Господом» (2 Кор. 10:17). Почему и Христос в Евангелии говорит: «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7:24-25). Возвестив это, Господь ожидает, что на эти святые Его внушения, мы ответим нашими делами, почему в надежде нашего исправления, отстрачивает он и конец нашей жизни, как говорит Апостол: «не разумеешь, что благодать Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2:4). Ибо всеблагой Господь говорит: «не хочу смерти грешника, но того, чтобы он обратился от путей своих и был жив» (Иезек. 18:23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

На одном уровне слово «жажду» выражает страдания Христа, а на другом определяет, что реальной целью и назначением страданий Христа является возвращение к Отцу. Чтобы в полноте понять влияние этих слов, мы снова должны вернуться к псалмам: «Жаждем душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (42:2/ Пс.41:3 ) «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (63:1/ Пс.62:2 ). «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (69:22/ Пс.68:22 ). Если первые два стиха несомненно говорят о духовной жажде, жажде Бога, то последний выражает потребность удовлетворить физическую жажду. Иисус приходит от Отца и через Свою смерть возвращается к Отцу, Которого «жаждал». Его жизнь – это путешествие, которое завершится воскресением и вознесением. Фраза «совершилось» призывает нас вспомнить «первосвященническую молитву» перед распятием ( Ин.17 ). Здесь Иисус обращается к Отцу: «Я к Тебе иду» ( Ин.17:11, 13 ). Фразой «совершилось» Его путешествие достигает своей цели. Христос достигает Своего конца в любви и послушании воле Отца. «Совершилось» (τετλεσται) означает «завершилось». Однако этот конец означает и начало нового уровня существования. Последние слова Христа с креста в четвертом Евангелии являются словами триумфа и победы, а не поражения. Третье высказывание Иисуса, записанное у Луки, – последние слова с креста в нашем порядке рассмотрения – снова определяют полное доверие распятого Мессии Своему Отцу. Словами «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 ) Иисус выражает Свою близость, Свою уверенность в единстве с Отцом, как и осознание того, что Его жизнь и мессианское дело достигли завершения – τλος. В Евангелиях только Христос произносит слова «авва», «отец». Он умирает со словами молитвы (ср. Пс.31:6 / Пс.30:7 ). В разных Евангелиях слова с креста различны. Из семи выражений только одно записано двумя евангелистами ( Мк.15:34 и Мф.27:46 ). И все же все эти слова являются словами откровения, рассказывающими нам о Христе и Его деле. Когда надвигалась смерть, этими словами Иисуса подтвердил и осветил характер Своего учения и Своей деятельности. В самом конце они стали более ясными и живыми, чем могли бы быть когда-либо ранее. Смерть Христа

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

2. «Душа, как средоточие ощущений, например, любви (Песнь 1,7), ненависти (2 Цар. 5, 8), радости (Ис. 61, 10), надежды (Пс. 130, 5); как сила воли (Иер. 15, 1; Быт. 23, 8; Втор. 21, 14); как начало чувственных стремлений, например, к еде или к материальным благам (Втор. 12, 20; Пс. 27, 7; Авв. 2,5; Ис. 5, 14; Пс. 17, 9)». 3. «Душа в смысле личности, живого существа (Исх. 1,5; Исх. 12, 4), тоже относится и к животным (Лев. 11,46), и к мертвецу (Числ. 6,6), поэтому wePen часто заменяет собою личные местоимения (Иов. 16,4; Ис. 26, 9; Пс. 35, 3)» . Подобное значение оно имеет и в греческом языке, где ему соответствует слово ψχ, первым значением которого действительно является «дыхание» . Однако, как заметил еще Ориген, ψχ происходит от ψχος (холод, стужа, прохлада), что, по его мнению, подтверждало его космогонию . Конечно, мы не можем согласиться с его идеями, которые осуждены Церковью, но при этом должны отметить, что и в греческом языке слово «душа» имеет более широкое значение, чем просто дыхание даже в своем происхождении. Кроме слова «душа», то же значение имеет, в некоторых случаях, и слово «дух», хотя в некоторых местах Священного Писания они и различаются между собой (1 Фес. 5, 23: Евр. 4, 12), но различение это мы не можем понимать как различие двух отдельных природ. (Подобное мнение было осуждено как часть ереси Аполлинария). Напротив, традиционно дух воспринимался как высшая, разумная часть души. Так, блаж. Феофилакт, комментируя слова апостола: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 23), пишет так: «Дух, то есть дар Святого Духа, Которого мы получили чрез крещение. Если мы сохраним светильник Его ярким и неугасимым, то мы войдем в чертог Жениха: и душа, и тело тогда будут непорочны, если дух в нас будет сиять. Григорий Нисский говорит: так как человек состоит из всякого вида душ — души физической, чувственной и разумной, то Апостол словом «дух» обозначил разумную часть; «душою» — чувственную, «телом» — физическую жизнь в нас. Итак, он молится о том, чтобы все они и во всем сохранились непорочными, во всем благоугодными Богу» . Подобным же образом понимаются и другие слова первоверховного апостола: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Под духом блаж. Феофилакт понимает или благодать Святого Духа, которой предварительно лишаются наказываемые, или то, что слово Божие проникает и бесплотные существа .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Понятия «милость» и «пощада» Библия превращает в принцип поведения всех, наделенных властью выносить вердикты. Ведь самим Господом Богом Соломону открыто не только то, что Господь милостив, но и то, что милость вытекает из самого факта господства: «То самое, что Ты господствуешь над всеми, располагает Тебя щадить всех» ( Прем.12:16 ). Слово «милость» в тексте Библии часто соседствует со словом «суд» и с понятием, являющимся непосредственным смыслом и призванием суда – «истина»: «Он любит правду и суд; милости Господней полна земля » ( Пс.32:5 ); «Милость и истина сретятся» ( Пс. 84:11 ); «Милость и истина предходят пред лицем Твоим» ( Пс.88:15 ); «Милость и суд буду петь» ( Пс.100:1 ). На страницах Евангелия воспроизводятся слова Христа, подчеркнувшего «важнейшее в законе: суд, милость и веру» ( Матф.23:23 ). Заметим, что в этой триаде первенство за милостью: «Милость превозносится над судом» ( Иак.2:13 ). Мудрые правители видели являемый им Божий пример, как видел Соломон, обратившийся к Богу словами: «Ты наказываешь с таким снисхождением и пощадою, давая им время и побуждение освободиться от зла» ( Прем. 12:20 ). Сам Господь сказал: «Я милости хочу, а не жертвы» (Оси 6:6). Иисус Христос проповедовал не взыскание своего согласно упомянутым юридическим принципам, а прощение. Своим собственным живым примером Он показывал, что умелым прощением можно возродить человека не только морально, но и физически. Если братство и будет возможным в каком-то сообществе людей, то скорее благодаря прощению и милосердию, нежели неринговой борьбой за право. Готовность к прощению раскрывает в себе русское предназначение к свободе. Прощающий избавляется от обиды, ему нанесенной. Тем самым он не только освобождает грешника от бремени его вины, но и себя – от гнета ненависти к обидчику, тогда как месть продолжает связывать мстителя с преступником и лишает его возможности самоопределения. Поэтому идея прощающей любви неразрывно связана со свободой, а идея отмщения – с зависимостью. Со времен появления христианства сильными, вдохновительными являются те идеи, которые отмечены духом нравственной сострадательности и направлены на защиту слабых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravo-...

       Тот, Кто давал хлеб насущный – Сам вместо «лепешки» хлебной имеет от людей «скверные насмешки». «Скверные» (ханеф ) – относится к тем, кто практикует скверну» – мерзкое религиозное служение. О подобном грешнике говорит Исаия: «сердце его созидает грех (авон), чтобы делать скверну (хонеф) и говорить на Яхве превратное» ( Ис.32:6 ). И люди Израиля бывали «скернителями», когда приобщались самым страшным языческим ритуалам: «они проливали кровь невинную – кровь сынов и дочерей своих, которых заколали идолам Ханаанским, и осквернилась земля кровями» ( Пс.106 /105:38). Пророк Иеремия говорит об извращении религии Израиля: «и пророк, и священник – сквернят, и в доме Моем Я нашел зло их, говорит Яхве» ( Иер.23:11 ). О «мерзости запустения на святом месте» ( Мф.24:15 ) сказано у пророка Даниила, что «устанавливающий мерзость… вовлечет нечестивых в скверну против Завета» ( Дан.11:32 ) 202 . «Скверные насмешки» – это слова, обращенные к Распятому: «насмехались же вместе с ними [с народом] и начальники, говоря: других спасал, пусть спасет Себя Самого, если Он – Христос, Божий избранный» ( Лк.23:35 ). Что говорит Давид в Псалме? На Мессию восстали не глупые насмехатели, но те, кто «практикует скверное» служение – демонически убежденные. «Скрежетали зубами» – сопутствующее проявление той специфической злобы, когда праведника ненавидят за праведность: «умышляет нечестивый на праведника и скрежещет на него зубами своими» ( Пс.37 /36:12). Поскольку источник злобы нечестивых есть праведность как таковая, постольку скрежетание зубов станет символическим обозначением адских мук: «тьма внешняя, там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.8:12 ). Против Мессии выступил ад со скрежетом зубовным, но об адских силах сказано: «зубы грешников Ты сокрушаешь» ( Пс.3:8 ). Пс.34:17             Адонай, как долго Ты будешь смотреть?                         Возврати душу мою от бездн (пустот) их,                         от львов – единственную мою. " От бездн (шо) их» – шо (hap.leg.) – то же, что «опустошение» шоа (ст.8), но во множественном числе и с обозначением принадлежности:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010