137. В алекс. доб. ατν — в слав. и др. гр. нет, в евр. есть. 138. Он безследно пропадет. Может быть, намек на Иова и его слова в 7, 10. 139. Пользуемся греческой орфографией, по коей здесь (у Фильда) стоитъ знак вопроса. В слав. нет. 140. По изъяснению Олимпиодора и Дидима, Господь вместо погибающаго нечестивца породит другого – праведника, коим и заменит нечестивца. 141. Т. е. Бога. Слав. исповедания соотв. ξομολογσεως — ват., text. rec., а в алекс. γαλλιασεως — веселия. 142. Т. е. согласен с Валдадом в признании величия, правды и святости Господа и погибели грешников. 143. Гр. σκληρς — слав. жесток, упрям, упорен, как фараон с ожесточившимся сердцем (Исх. 7:13). 144. По гр. παλαιν — слав. обетшаяй, делает старыми, разсыпающимися, рыхлыми; у о. Макария: низводит въ обетшание. 145. В алекс. доб. μ νατλλειν — чтобы не восходило. 146. Созвездия: Медведицы, Ориона и Плеяд. Синод. пер. прим. 147. Созвездия на южной стороне небеснаго свода, невидимые и неведомыя обитателям Аравии. Василий Вел. 148. Слав. изрядная; см. 5, 9. Так, это положение: величие и всемогущество Господа Иов признает и выражает дословно сходно с Елифазом (5, 9). 149. По Своей лишь воле, а не по стороннему понуждению. 150. В алекс. доб. Ατο — Свой. 151. В знак покорности и повиновения; гр. καμθη, слав. слякошася, согнулись, свернулись. 152. Гр. τ κτη — слав. кити, т. е. все наиболее яркие и могучие представители силы в мире видимом и невидимом (3, 8). (Дидим). Срав. 40 – 41 глл. 153. Переставляем предложения для ясности речи. 154. Т. е. оправдал меня. Олимпиодор. 155. Боюсь, что Он может погубить меня внезапно и неожиданно для меня. Олимпиодор. 156. ναπνεσαι — перевести дух; срав. 7, 19. 157. Гр. σκολις — неровный, шероховатый, т. е. мое самооправдание будет вменено в вину мне. 158. Божий; Иов противопоставляет свою речь словам Елифаза (4, 7) и Валдада (8, 13. 20). 159. Гр. δκαιοι καταγελνται праведные осмеиваются, слав. – праведным посмеваются — мы не нашли нигде точнаго соответствия.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

164). См. также Название Моск. улиц…. А. Марты­нова. М. 1888 г., стр. 31. 279 Ист. гос. Рос. Карам, т. IX, примеч. 137, Рус. ист. Устрялова. С.-ПБ. 1845 г., ч. I, стр. 246. 280 Дворец, по Карамзину, был за Неглинной, между Воздвиженкой и Никитской, на месте двора кн. Михаила Темрюковича Черкасского. Карамз. Ист. гос. Рос. т. IX, прим. 138. Срав. Пассек, Справочная кн. М. 1842 г., стр. 66 и 77. Забелин, Дом. быт. царей, стр. 51–52. Москва, или истор. путевод... изд. 1827 г. ч. I, стр. 90. Чтен. в И. О. И. и Д. Р. 1903 г. 281 Вып. из кн. по Москов. столу 24, хран. в арх. Мин. Юст.; напеч. в чт. Общ. люб. Дух. Просв. за 1882 г. Нояб.–Дек.­ 283 От двора И. И. Шуйского и переулок Ваганьковский назывался Шуйским (Мартынов, Назв. Моск. улиц и переулков). 286 Забелин, Дом. быт рус. цариц, стр. 341, примеч. Аптекарский двор со стороны Смоленской (Воздвиженкой) улицы и Шуйского (Ваганьковского) переулка отделялся каменной оградой, с двумя воротами на Смоленскую улицу. Палаты хлебенные, кормовые, поварня, ледники, погреба, пивоварня и проч. находились внутри ограды. См. Ситуацион. план в Сборн. чертеж. прилож. ко 2 т. Запис. Славяно-Рус. отдела, Археол. Общ. С.-ПБ. 1861. Тот же план в кн. «Планы г. Москвы XVII в.» М. 1898 г.– работа С. А. Белокурова . 288 Москва, истор. и археол. опис. города т. I, стр. XXVII. Народные игры запрещены указом 27 мая 1629 г. 290 В 1757 г. здесь было 6 качелей, которые содержал оброчный крестья­нин Генерал-Полицмейстера А. Д. Татищева–Федор Иванов. А. А. Мар­тынов, Назван. Моск. ул..., стр. 146–147. 293 В 1678 г. патр. Иоаким указал нищим жить при приходских церк­вах, а избушки их ломать; при церквах устроены для них богадельни. См. у Забел., Матер. т. I, стр. 1085. 295 Выходы Госуд. Цар..., указат. 6. Переп. кн. г. Москвы, 1738–42 гг., изд. Моск. Гор. Думой, т. III, 1881 г.; Сбор. черт. Москвы XVII ст.; планы г. Москвы XVII в., изд. Ком. Печ. Гос. Гр.... М. 1898 г. 297 Москва или истор. путев., изд. 1831 г., ч. 3. Любецкий, Москва в 1812 г., стр. 156–158, 172, 187 и др. 300 Бывший Аптекарский двор. В 1671 году владение принадлежало боярину Ивану Богдановичу Милославскому. В 1716 году им владел князь Василий Лукич Долгоруков, в 1730 году сосланный на Соловки, а в 1739 году казненный в Новгороде. После того дом взят в казну и потом пожалован грузинскому царю Вахтангу Леоновичу, потом сыну его царевичу Георгию Вахтангеевичу. В 1787 году домом владеет генерал-поручик Петр Феодор. Талызин, а в 1801 г. – генерал-майор С. А. Талызин. В 1806 году владение значится за кол. асс. М. А. Устиновым (А. А. Мартынов , Рус. Арх. 1879 г. 6. Срав. Переп. кн. г. Москвы и Акт. кн. г. Москвы, т. VIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

378 Разговор Иустина с Трифоном, р.262. Прор. говорит, по мнению иудеев, о рождении Езекии, сына Ахаза. Давид Кимхи видит указание на рождение другого какого-то царского сына. 379 Перечень различных взглядов см. у Генстенберга: Christol, d. А. T. Т. I. S. 70 и след. d. 2. Abth. Кроме того, y Tholuck " a, Die Propheten, S. 170, u Riem " a Die Messianische Weissagung (Goth. 1875) S. 181; In d. Theol. Stud. u. Krit. 1861. S. 713 и след. В Русск. лит.: в Чтен. Общ. люб. д. просв. 1885 г. янв. март, статья Евг. Никольского: «Предсказания пр. Исаии о Деве и Еммануиле». 383 Памятн. древн. христ. письмен. в русск. перев. Том I. Разговор с Триф., гл. 84, стр. 286–287. 384 Толк. Злат. на VII гл. Ис. Хр. Чт. за 1861 г. стр. 162. Срав. Хр. Чт. 1840 г. I кн., стр. 31 Бес. V Злат. на Ев. Мф. гл. I, ст. 22–23. 385 Reinke, Die Weissagung v. der Jungfrau und v. Immanuel. 1848 S. 138. Срав. Евг. Никольского: Предсказания пр. Исаии о Деве и Еммануиле в Чт. Общ. люб. дух. просвещ. 1885 г. 386 Выражение: еже есть сказаемо – очевидно прибавка переводчика, потому что в таком объяснении для палестинских христиан не было нужды даже и в том случае, если бы св. Матфей писал своё Евангелие на греческом языке. 389 Напр. Драх (Drach), который рассматривает по порядку все означенные места и сравнивает слово alma с другим синонимическим словом бетула. 395 Это слово этимологически и по употреблению в Библии означает такую незамужнюю женщину или девицу, которая может быть не только немолодою, но и совершенно старою. 403 Евнапий и некоторые из последователей Аполлинария (Епифаний Прот. ерес. 77 и 78), также Гельвидий со своими последователями (Hieron., Adv Helvid.). В новейшее время это заблуждение проповедуют рационалисты. 404 Отцы Церкви ещё в Ветхом Завете видели указание на приснодевство Марии в словах пр. Иезекииля о восточных вратах храма, которые были заключены ( Иез.46:1–3 ). См. Точное изложение правосл. веры, кн. 4, гл. 14, стр. 260. 416 Ей – αυτην – при слове родити – του τεκειν – плеоназм, весьма часто употребляемый евреями, но известный также и грекам (Win. 22, 4 Buttm, 125).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

770. (1554.) Сборник, полууст., переходящий в скоропись, нач. XVI века, в четверть, 429 листов. л. 1. Начало с Богом, Сбрание словесем от книг св. Пророк. Выписки из 16 толковых Пророков по порядку. См. 89. л. 56, 59. От пленениа Иерусалимля, како плени его Тит сын Еусписьанов римскаго царя. Списание Иосифа Матафеина. л. 67. От слова св. отца нашего Мефодия, епископа патарскаго. Нач. Егда изыдоста из рая Адаи и Евга, девьствена беста. В тридесятое же лето исхода ею из рая родиста первороднаго Каина и сестру его Калману. Срав. пред. 769 л. 18. л. 74. О еже колико дел створи Бог в шести днех. За тем на обороте: Св. отца нашего Епифания кипрьскаго о томже. л. 75 об. Севериана епископа Гавалу сказание от перваго слова Шестоденьника. л. 80 об. От книги Бытия небеси и земли и всякой твари, яже створи Бог вся дела своя исперва. Выписки из Пятокнижия Моисея, И. Навина и Судей Израилевых. л. 125 об. Выписки из толкования блаж. Феодорита на кн. Бытия, Исхода и Левит, в вопросах и ответах. л. 132 об. От книг Соломона сына Давидова царя Израилева в Иерусалиме. Избранные стихи с толкованиями. В конце отрывок от жития Кирила философа. Срав. 723. л. 138. Избрание словесем от книги Палея. Нач. Бог прежде всех век ни начала име, ни конца, яко Бог силен. В конце отрывок из послания Димитрия грека к архиеп. новгородскому Геннадию. См. 730 л. 485. л. 185 об. Козмы пресвитера от слова его еже на еретикы. Нач. Вся убо заповеди Господа нашего Ис. Христа дивныи суть любы почитающим я. л. 201. Иже в святых отца нашего Василия Великаго , архиеп. Кесариа каподокейскыя, беседа на Рожество Христово. Нач. Христово Рожество иже убо свое и первое и особное того божества молчанием да почитается. л. 217. Еусевия архиеп. памфилийскаго сказание о сставлении Псалтырь, и др. Отцев о том же. См. 314 л. 6–31. л. 231 об. От книг св. Иоанна Дамаскина , глаголемыя Небеса. л. 249 об. О Клавдии цари и о посничьском боголюбивем жительстве, како и откуду бысть. Нач. По Гайе же царствова Клаудий лет 13. Из Хронографа Георгия Амартола.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 41. Слово Иоанна Златоустаг о о суетном житьи, и о ползе души, и о умилении. См. 784 л. 114. (Лист 44 порожний). л. 45. По оглавлению: Притчи истолкованы от Евангелия и от Пророчеств. л. 53. Тлк пармийный. Нач. Премудрость сзда собе храм. л. 66 об. Слово апостольское с тлкованием. Нач. Первое слово створих о всех о Феофиле. Толк: Феофил бе епископ в Антиохеи. л. 85 об. Толкование еванглиское. л. 102 об. Пророк Исаиа о Христе прорицааше и иные от Пророк. л. 106. Слово св. Великаго Василия, како причащатися иноком в пустынях живущи, не сущу иерею. См. 704 л. 244. На обор. под след главой: А се же о домашнем правиле священником. л. 108. Правило св. Апостол и св. Отець о Кресте. Нач. Образ крестный пишющим неким несмысленым на земли, не повелеваем верным того, то бо латыня деют. л. 109 об. Правило о церковных людех, и о десятинах, и мерилех господскых (городских), и о судех епископскых. Нач. От самоя истинный слышав св. Апостол и Отець предания (срав. 205 л. 428). Напечатано в статье: О значении Кормчей стр.122. (Чтения Общ. Ист. и Древ. 1843 3). л. 119. Мес. августа в 12, в среду, индикта в 4 день седящим св. Патриярхом в церкви св. София (означены поименно), и благочестивый епископ сарайскый Феоктист (чит. Феогност) седящим в Соборе смерении нашем, положил посреде нас вспросы некыи и ответы подобны воспросу прият. Срав. 209 л. 71. л. 122. О осми Сборех извещение. Нач. Св. Сбор првый бысть в царство Вел. Костянтина, в 25 лето царства его. Оканч. статей: Хуля на 8 Сборе, иже во Флорезне. л. 131. Слово 53, како подобает причащатися св. божеств. Таин. Нач. И яко страшно зело и бедно есть недостойну причащатися. Выписки из творений св. Отцев. л. 138 об. Слово 56 о епитемьях и о отлучении от иерей даемы епитемье. Нач. Связаныя в правду не раздрешаются, аще не умрет связавый его. л. 145 об. Слово 57 о праздницех, и о постех и о коленокланяниих взбраненых или повленых бывати. Нач. От поклоньнаго же Божьяго Духа, от богоносных Отець наших преда нам. л. 154 об. Слово Иоана Златоустаго о покаянии. Нач. Помыслите братие, что нам ответ дати Богу о своем житии и о делех.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Эсхила, Прометей, ст. 362 и дал. 80 Тир — город Финикийский; а по мифологии греческой Ио (она же Изида) уведена была из Финикии и после того нашла себе убежище в Египте. См. Геродота, Истории, кн. I, гл. 1–4. 81 Срав. блаж. Августина, О граде Божием, кн. XVIII, гл. 5; особенно же Климента Александрийского, Увещание к еллинам, гл. IV § 48; также Стром. кн. I, гл. 21 § 106 и др. Срав. также Плутарха, Об Изиде и Озирисе и др. 82 См. Гезиода Феогонию, ст. 137–138 и 168–182. 83 Там же, стр. 459–491. 84 В греческой мифологии. Это собственно передается не о Зевсе, а об Гермесе (см. Лукиана, Разговоры между богами, XXII, 2). 85 Овидия. Превращения, кн. IV. 86 Ovid. Her. 17, 55; Horat. a. p. 147; Sat. 2, 1, 26. 87 Ил. XX, 231 и дал.; V, 266; Horat. Od. 4, 4, 1 и дал. Ovid. Metam. X, 155 и др. Пиндара, Ол. 1, 44 и др. 88 Овидия, Превращения II, 850 и дал. 89 Здесь игра слов в греческом: трагик — τραγδς и козел — τργος, от которого происходит τραγδς. 90 Тритония — болото или не глубокое озеро в Ливии. 91 Но по господствующему мифу Афина есть дочь Зевса, вышедшая из головы его, как богиня мудрости. См. гимн Афине в сочинениях Гомера. 92 Подобно тому, как Артемида и Ефесская была, по греческой мифологии, также дочерью Зевса, но только особенно почитаемою в Ефесе, и Дионис был сыном Зевса и Семелы; но так как Семела была, по мифологии, дочерью Кадма, царя Фивского, то культ Диониса особенно был распространен в Фивах, в Беотии. 93 Коривантами назывались жрецы Цибелы или Реи. Этим указывается на таинства (мистерии), в которых важную роль играл Дионис. 94 Титаны — потомки Урана, а Куреты имели отчасти тоже значение, какое и Кориванты. Предание об этомь растерзании Диониса сохранилось преимущественно у орфиков. 95 См. об этом у Павзания в его описании Греции VIII, 9, 7. 96 На месте погребения Канова с его женою возник даже город с его именем, теперь не существующий. См. Страбона Географию XVII, 800 и дал. 97 Основное значение имени Иисус с еврейского ( или сокращ. ) есть — Спаситель; а потом — Помощник, виновник благополучия и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

174 См. подробности о пребывании русских в Вильне с 1655 по 1661 год в Истории г. Вильны Васильевского, в Памят. стар. в зап. губ., вып. 6. гл. 7. О перенесении мощей см. Вилен. Акты, XX, пред. CCXVIII. 175 О существовании школы свидетельствуют, между прочим, следующие документы: Акт. Вилен. Ком. т. IX, 175 и 109; см. Смирнова, Вил. св. дух. мон., стр. 143 и 144. 176 Акт. Вил. Ком. IX, 83; Ф. Смирнова, Вилен. Св. Дух. мон. стр. 128 и 129; Братство по-прежнему посылало прошения членам сейма в защиту православия, как свидетельствует документ от 1688 г. Вилен. Арх. Сб. т. VII, 124. 180 Акт. Вил. Ком. IX, 169, 170, 72, т. XI, 56, 57, 68, 88, т. IX, 86, 109, 173, 119, 175 и многие другие в том же томе. Некоторые из православных делали отказы и женскому православному монастырю в Вильне, см. акты в т. IX, 11, 82 и друг. Срав. Чистовича, Очер. ист. зап. рус. цер. т. II, стр. 158, и Смирнова, Вилен. Св. Дух. мон. стр. 122–127, 141 и 155. Вестн. зап. России, 1867 г., кн. 2, отд. I, стр. 1. Ист. юрид. мат. Созонова, вып. X, стр. 422. 181 Вил. Арх. Сб., т. VI, 83. Вил. Акты VIII, стр. 126; т. X, стр. 307 и 309; Смирнов, Вил. св. Дух. мон., стр. 146. 183 Акт. Вил. Ком. том. XI, пред. XXXIX и 105, стр. 34 и т. XII, стр. 49. Чистович, Очер. ист. зап. русск. цер. II, стр. 175. 184 Смирнов, Вил. св. Дух. мон. стр. 120 и 121; Вилен. Акты, VIII, стр. 138, т. XII, 129; Чистович, Очер., стр. 159. См. подробности в акте 123, Вилен. Арх. Сб. VII. В 1690 году, вероятно, но настоянию Людовики-Каролины была заключена с св. Духовским братством мировая сделка, по которой оно, от своего имени и от имени всего православного духовенства, заинтересованного по духовному завещанию Марии Валашской, получив будто бы 30 тыс. злот., отрекалось от остальной суммы, завещанной ему Марией Валашской, и выдало Радзивилам все документы по этому делу. См. Вил. Арх. Сб. XI, стр. XXXVIII, стр. 34?. 187 Вест. зап. России, книжка 1, за 1867 год, отд. I, стр. 8–10–14. Чистович, стр. 163–164: Амвросий Юшкевич был впоследствии (в 1740 г.) назначен архиепископом в Новгороде. См. также о бесчинствах иезуитских студентов во время настоятельства в св. Духовском монастыре Богдановича, именно в 1745 и 1746 г.; стр. 166–167, а о таковых же их поступках при настоятельстве Феофана Леонтовича в 1755 г, – стр. 171. Вилен. Акты VIII, стр. 196.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

25 Conf. X, 33. Ut pronuncianti vicinior esset, quam canenti. Athan. cont. Arian. Or. I. Обзор. песн. rp. Ц. стр. 59. 27 Sozom. Н. Е. Ill, 19. 20. VШ, 8. Socr. М. Е. VI, 8. Златоуста Hom. in Psalm. in Psalm. XLI и CXVII/Обзор песноп. стр. 131–138. Некоторые (Buhl) на основании собственных бесед Златоуста догадываются, что при нем или им самим был составлен особенный гимн из разных мест псалмов Давидовых (L, 3. II, 11. Ill, 8. VI, 6). 28 Многие из западных писателей (Kayser в ук. сочин. р. 39. Buhl, Der Kirchengesang in der griech. Kir. bis zur Zeit des Chrysostomus в Zeitsch. für die Histor. Theol. 1848. p. 183 и друг.) говорит, что в IV веке по поводу еретиков метрические песнопения вообще вошли в употребление в церковь . Это справедливо в отношении к западной церкви, а в отношении к восточной – неверно. 32 Le Moyne, waria Sacra. T. 2. p. 6091. Обз. Песн. стр. 130. Зонар и Вальсамон разумеют здесь псалмы апокрифические, именно так называемые псалмы Соломоновы; но, кажется, в этом случае и было бы употреблено слово апокрифические. 33 Срав. Собор. Карфаген. пр. 103. Созозмен. П. Е. VIII, 8, по объяснению Герберта (De cantu и L. 1. с. 1. р. 71), говорит об ιδιωτικο песнопениях ариан. 34 О нем историки: Зонар в Epist. Hist. XV, 27 и Кедрин в Hist. Comp. р. 522. говорят: σιχηρ μελζων... μεθαρμοσμενος και ρυθμν τερον παρασχν. 35 Theod. Stud. Oper. in Patr. Curs. Comp. " Г. XCIX. p 437 и д. Ed. Migne. Учёный грек Замнелий в сочинении: Βυζαντναι μελετα, ‘Αθην. 1858. 94, говорит, что написано было много сочинений иконоборцами против православных, но они не сохранились (или, может быть, еще не изданы в свет). 36 См. Uber die sogenannten politisch. Vers. bei den Griclhen, von Henrichsen, перев. с Датского von Friedrichsen. Leipz. 1839. p. 28 и д. 37 Августин в Epist. 5. с. 28. говорит: Sine dubitatione faciendum est maxime illud, quod de Scripturis defendi potest, sicut de hymnis et psalmis canendis, cum et ipsius Domini et apostolorum habeamus documenta et exempla et praecepta in re tam utili.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

438 об. – 438; Импер. Публ. библ. 100 (F. I), л. 156. См. прилож., ibid. 745 С этой стороны помянутая нами вопросная статья для женщин в требнике Чудовского монастыря, можно сказать, явление исключительное. 748 Разумеется, не в той, в какой изложена в Чудовском требнике, а во всех других указываемых нами рукописях. 749 Исключение представляют только списки: а) Требн., ркп. собр. Погод 308, л. 185 об. – 288 и Моск. Синод. библ. 898, л. 221 об – 227; Соф. библ. 1095, л. 25 об. – 32 б) Требн., ркп. Соф библ. 1080, л. 467–476 и Ibid (из чина причащения больного), л. 525 об. – 526 об.; в) Служ, и требн., ркп. Соф. библ. 524, л. 68–69; 836, л. 187–188; 1073, л. 19 об.; собр. Погод. 305, л. 27–29; г) Требн., ркп. собр. Погод. 314, л. 181 об. и Соф. библ. 1089, л. 106 об; д) Требн., ркп. библ. Троице-Серг. Лавры 232, л. 34–36 об.; 235, л. 22–23 об.; Соф. библ. 1061, л. 124 об. – 126 об.; е) Требн., ркп. Импер. Публ. библ. 851, л. 186 об. – 190 об. и Соф. библ. 1062, л. 189–192; ж) Требн. ркп. собр. Погод. 310, л. 91–101 и л. 138 об. – 141; Соф. библ. 1101, л. 185 об. – 183; з) Служ. и требн., ркпп. Соф. библ. 839, л. 198–199 и 1088, л. 360–361 об.; и) Требн. и Служебн., ркпп.: Импер. Публ. библ 729; Соф. библ. 1062, л. 211–213; 845, л. 221 об. – 223; (без епит.) 848, л. 246 об. – 249; 716, л. 10 об. – 109; Кирилло-Белоз. библ. 528 / 755 л. 232–234. (Ср. такой же цит. в отношении мужских вопросов). Буквального тожества во всех этих случаях, однако, нет, и даже в различных местах одной и той же рукописи (как, напр., в Требн, ркпп. Соф библ. 1090 и собр. Погод. 310) разница между двумя списками весьма резкая. 750 Кроме только что указанных списков, срав. – Требники, ркпп.: Архива Мин. Иностр. Дел 489 / 2003 л. 147 об. – 149; собр. А. И. Хлудова 120, л. 382 об. – 385; Импер. Публ. библ. 595 (Q. I), л. 75–76 об.; 100 (О I), л. 46 об. – 49; Чин исповеди, ркп. Успенского, л. 22–25; Требн. с служебн. ркп. Соф. библ. 839, л. 183 об. – 185; 849, л. 148 об. – 149 об.; 875, л. 133–134 об; Требн., ркп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

622 Рус. Ист. Библ. Том VI, стр. 3 – Сравн. Ист. Рус. Церкви, Высокопреосв. Макария, том II, стр. 315. 623 Рус. Ист. Библ. Том VI. стр. 75–78. В одной ркп. библ. Москов. Духов. Ак. (фунд.) конца XV века 571, л. 40 об. читаем «аще священник забудет влити в потир. И он не служить год и сухо да яст». 625 Высокопреосв. Макарий, Ист. Рус. Ц., Том II, прилож. стр. 326.– В ответах еп. Нифонта Кирику читаем: «рех: ци приливати воды в виноу, коли даюче, яко то в великое говение творим, службоу постьноую служаче? – Досыти, рече, одино вино». Рус. Ис. Биб. VI, стр. 28, о пр. 14. 626 Рус. Ист. Библ. Том VI, прилож. стр. 9, вопр. 10. Славянский перевод: «вопрос: подобает ли сухою стафилиею служити, или ни? – Ответ: Аще не будет где вина в которой земли отнюдь, да изгнетут новую стафиль и служат, а не сухую (вар. «сухою»); аще ли иметь служити, грех иметь от Бога». Ibid., стр. 138, вопр.: 29. – Сравн. 6-го вселен. собора прав 28. – В наших позднейших памятниках: «а вина не станет, чем служити? – Ино не служит». – Ркп. библ. Моск. Дух. Акад. – Срав. Р. И. Б. Том VI, стр. 258. 630 Ркп. Пет. Дух. Ак. 1136, л. 27. об. – Свидетельство о том, что проскомидию у нас в древнее время совершал диакон можно находить также в слове из патерика о соблазнившемся брате. В этом слове рассказывается как один монах, подвергшись искушению дьявола, стал сомневаться в пресуществлении Св. Даров и уклоняться от причащения. После молитв братии о соблазнившемся брате, Бог открыл последнему «о святей проскуре...»: «егда, говорится в слове, дьякон приим проскуру, нача резати, и видех два ангела, снесше младо отроча, зарезавше, кровь его источиста в потир, а тело его положиста на блюде…» Ркп. библ. Моск. Дух. Ак. (фунд.) 77, л. 114 об. – Слово это издано нами в Чтен. Общ. Люб. Духовн. Просв. за 1894 г. Май–Июнь, Отд. III, стр. 27. 632 Епископ Феогност спрашивал Константинопольский собор: «ащене будет епископа, ни попа при смерти (человека), лзе, ли диакону дати святое причастие, или нети над ним, или коливо свящати? – Ответ: «лзе причастие дати, и над ним пети, и коливо свящати». Рус Ист. библ. Том VI, стр. 137, вопр. 25. На подобный же вопрос Симеон, архиеп. Фессалоникийский отвечал: «в нужде, в отсутствие священника, преподать преждеосвященные дары мирянину, приближающемуся к смерти, дьякону не возбраняется, только в подобном случае он должен обращать внимание на нужду. Но прежде, если можно, или после он должен сказать об этом священнику».– Писан. отцов и учит. церковн., относящ. к истолкованию Правосл. Богослужения, том III, стр. 166.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010