Псалом 78 Этот псалом, как и Пс.73 , написан после взятия Иерусалима Навуходоносором и после опустошения им земли Иудейской. Храм здесь представляется оскверненным, Иерусалим – в развалинах ( Пс.78:1 ), всюду лежат непогребенные трупы убитых евреев ( Пс.78:2 ), которые сделались посмешищем в глазах соседних народов ( Пс.78:4 ). Писателем был один из потомков Асафа прозорливца. Боже! Язычники опустошили страну, разрушили Иерусалим, залили землю кровью людей еврейских, над ними смеются и издеваются соседние народы (1–4). Пролей гнев Твой на народы за опустошение земли Иакова: не помяни наших грехов и избавь нас (5–9). Не дай язычникам издеваться над Твоим именем, накажи их за поношение Тебя, а мы будем возвещать в род и род хвалу Тебе (10–13). Пс.78:2 .  трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих – зверям земным; «Тела святых Твоих» – евреев, как народа Богоизбранного, предназначенного быть народом святым и служителем истинного Бога. Пс.78:3 .  пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их. «Пролили кровь их, как воду» – обилие убитых. Пс.78:4 .  Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас. Завоеванный народ становился добычею врага, которой он распоряжался по своему капризному желанию, подвергая его всевозможным насилиям и насмешкам. Этот обычай отношения к покоренному врагу в древнее время был всеобщим и зависел от той глубокой замкнутости жизни народов, которая почти не допускала никаких сношений даже с соседним племенем. Каждый народ, потому, обособлялся в своем языке, правах, обычаях и религиозных верованиях и к другому народу относился лишь как к своему врагу, гибель которого для него служила предметом искренних вожделений. Этим объясняются те поругания, которым подвергались побежденные от победителя. Пс.78:8 .  Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены. «Не помяни нам грехов... предков» – не вменяй и не подвергай нас ответственности за грехи, унаследованные нами от предков. Эта молитва указывает, что степень нравственного разложения еврейского народа, вызвавшая такой строгий суд от Господа, не была временным упадком высоты жизни еврейского народа, но продолжительной порочной наклонностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 120 Псалом 120 можно считать написанным евреями во время плена: словами этого псалма они молились, обратившись к Сиону. Я постоянно обращаюсь к родным горам и жду помощи только от Господа, Творца неба и земли (1–2). Господь, твой хранитель, не дремлет над тобой: Он сохранит Израиля от всякого зла, во всех делах его (3–8). Пс.120:1 .  Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Пс.120:2 .  Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Еврей в плену молитвенно обращался к горам родной Иудеи и оттуда от Сиона, от Бога, Творца и Господа всего мира, ожидал себе помощи. Пс.120:3 .  Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; Пс.120:4 .  не дремлет и не спит хранящий Израиля. «Не даст Он поколебаться ноге твоей». Молящегося и унывающего пленника писатель ободряет. Он советует не колебаться в вере в Бога, не отчаиваться в надежде на спасение из плена, так как над ним бодрствует Бог, Который не даст ему погибнуть. Пс.120:5 .  Господь – хранитель твой; Господь – сень твоя с правой руки твоей. Пс.120:6 .  Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Пс.120:7 .  Го­с­по­дь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Го­с­по­дь]. «Господь сохранит... от всяких бедствий» – солнце не сожжет днем, а луна – ночью. Луна здесь считается источником часто жгучего на востоке ночного холода (ср. Быт. 31:40 ). Пс.120:8 .  Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек. «Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое» – сохранит Израиля, где бы он ни был – в доме ли или вне его. Весь псалом представляет молитву к Богу о подкреплении во время плена и об освобождении из него. Этот псалом употребляется на полуночнице, имеющей в основе своего происхождения притчу Иисуса Христа о Женихе, пришедшем в полночь, и о десяти девах. Эта притча указывает на неожиданность наступления Страшного Суда, почему Церковь внушает верующим бодрствование о своем поведении, постоянную молитву к Богу и веру только в Него одного. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 25 Давид по псалму представляется живущим около скинии, которую он мог посещать свободно, по своему усмотрению ( Пс.25:6, 8 ); кругом его были враги лживые, коварные ( Пс.25:4 ), и злонамеренные ( Пс.25:5 ), жаждущие крови и злодейств ( Пс.25:9, 10 ). Таким положение Давида могло быть только в начале восстания Авессалома до бегства его из Иерусалима, но не во время гонений от Саула, когда он не только беспрепятственно и открыто, как изображено в этом псалме, но и тайно не мог посещать скинии: за ним всюду следили и он находился в постоянном бегстве. Засвидетельствование Давидом в этом псалме «своей непорочности» ( Пс.25:1 ) пред Богом означает здесь не исповедание полной невинности пред Ним, а непричастности, незаслуженности и несправедливости тех обвинений, которые возводились Авессаломом и его сторонниками на него, как на несправедливого судью, кровожадного человека и дурного администратора. Рассуди и исследуй мое дело, Господи, чтобы показать незаслуженность моих бедствий (1–2). Я надеюсь на Твою милость, так как никогда не был соучастником в делах людей нечестивых (3–5). Как невинный, я буду ходить к Твоему жертвеннику, чтобы воспеть хвалу Тебе и говорить о Твоих чудесах (6–8). Не погуби меня вместе с кровожадными и мздоимцами, так как я непорочен и поступаю правдиво (9–12). Пс.25:1 .  Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь. «Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности» – назначь надо мною и врагами моими суд, чтобы пред всеми показать мою невиновность в тех преступлениях, которые они возводят на меня. – «Уповая на Господа, не поколеблюсь» – моя вера в Бога, как Судью праведного, является основанием моей уверенности, что я не буду уничтожен врагами. Пс.25:2 .  Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое, «Расплавь внутренности мои и сердце» – суди и исследуй меня не только со стороны поступков, но мыслей и чувств. Пс.25:4 .  не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 40 Этот псалом написан во время гонений от Авессалома, на что указывает исповедание Давидом своей греховности пред Богом ( Пс.40:5 ) и особенно указание на измену человека, близкого ему ( Пс.40:10 ), под которым нужно разуметь Ахитофела. Да укрепит Господь того, кто помнит и заботится о нищем и убогом (2–4). Оставленный во время болезни я молился к Господу о помиловании. Враги много злорадствовали надо мною; меня покинул даже мой друг (5–10). Исцели меня, Господи, не дай врагу восторжествовать надо мною, поставь меня на веки пред собою (11–13). Пс.40:2 .  Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь. Пс.40:3 .  Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его. Пс.40:4 .  Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его. Означенные стихи изображают положение Давида еще до его бегства из Иерусалима, в то время, когда он физически был нездоров и когда постепенно оставляли его друзья, а подготовлявшееся восстание Авессалома разрасталось. Тогда-то на себе самом он испытывает, насколько тяжело положение одинокого страдальца, как дорого ему сочувствие от других людей и насколько высока добродетель – сострадание. Поэтому Давид молит Бога ниспослать «блаженство» – награду тем, кто сочувствует и помогает всякому больному и нуждающемуся. «Да избавит их Господь, – молит Давид, – от несчастий, от врагов и сделает счастливою их жизнь, да поможет им в болезнях пославши выздоровление ( «ты изменишь все ложе его в болезни его» – перевернешь ложе болезни на ложе здоровья). Пс.40:5 .  Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою. После молитвы за других Давид переходит к молитве за себя: он просит Бога «исцелить его душу», простить его грех (с Вирсавией) и спасти от врагов. Пс.40:6 .  Враги мои говорят обо мне злое: «когда он умрет и погибнет имя его?» Пс.40:7 .  И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Потому воспоем песнь дел, чтобы изгнать из себя грех, который лютее демона. Ведь демон не всецело лишает нас неба, но иногда человеку бдительному даже содействует, а грех решительно отлучает от Небесного Царства. Грех есть добровольный демон, самовольное безумие, а потому никто о нем не жалеет, никто его не извиняет. Итак, для души, лежащей в грехе, будем воспевать песни, заимствуя их как из остального Писания, так и у блаженного Давида. Пусть поют уста, пусть поучается ум. И одно песнопение уже немаловажно. Если мы обучим песнопению язык, то, когда язык будет петь, душа устыдится желать противного. И не это одно благо мы приобретем, но и то, что узнаем многое, для нас полезное. В псалмах говорится тебе и о настоящем, и о будущем, и о видимом, и о невидимой твари. Если хочешь знать о небе, всегда ли оно пребудет таким, как теперь, или изменится, Давид ясно тебе ответит, говоря: « все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся » (Пс. 101:27). А если хочешь слышать о виде небес, слушай опять: « простираешь небеса, как шатер » (Пс. 103:2). Или угодно тебе знать больше о поверхности небес, он же опять скажет тебе: « устраиваешь над водами горние чертоги » (Пс. 103:3). И на этом он не останавливается, но описывает тебе широту и высоту небес и показывает, что они равномерны. « Как далеко восток от запада », говорит он, « так удалил Он от нас беззакония наши. Как высоко небо над землей, так велика милость Господа к боящимся Его » (Пс. 102:11–12). Любопытствуешь ли ты об основаниях земли, и это не будет скрыто от тебя, но послушай, как Давид воспевает и говорит: « основал ее на морях » (Пс. 23:2). Желаешь ли знать, отчего бывают землетрясения, он освободит тебя от всякого недоумения, говоря так: « призирает на землю, и она трясется » (Пс. 103:32). Спросишь ли о пользе ночи, и об этом узнаешь, услышав от него, что « во время нее бродят все лесные звери » (Пс. 103:20). Спросишь, к чему полезны горы, он ответит тебе: « высокие горы — сернам » (Пс. 103:18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Литургийные антифоны. Первый: 1.«Воскликните Богу, вся земля». Припев:«По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас». 2.«Пойте славу имени Его; воздайте славу, хвалу Ему». 3.«Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих». 4.«По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои». 5.«Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, Вышний». (Пс.65; 1–4). Второй: 1.«Боже, будь милостив к нам и благослови нас». Припев:«Спаси нас, Сын Божий, воскресший из мертвых, воспевающих Тебе: аллилуйя». 2.«Боже, будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим». 3.«Да познаем на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое». 4.«Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все». (Пс. 66; 2–4). Прокимен:«Вот день, который сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный». Стих:«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его». (Пс. 117; 24,29). Входное:«В собраниях благословите Бога Господа, вы от потомства Израилева». (Пс. 67; 27). Прокимен на вечерни см. Рождество Христово, стр. 105. В понедельник см. Крещение стр. 120. Вторник, гл. 8.«Голос мой к Богу, и я буду взывать. Голос мой к Богу и Он услышит меня». Стихи: 1.«В день скорби моей ищу Господа». 2.«Душа моя отказывается от утешения». 3.«Боже, свят путь Твой». (Пс. 76; 2–3,14). В среду, гл. 7.«Услышь, Боже, молитву мою, и не скрывайся от моления моего». Стихи: 1.«Внемли мне и услышь меня». 2.«Ибо они взводят на меня беззакония». 3.«Я же воззову к Богу и Господь спасет меня вечером и утром и в полдень». (Пс. 54; 2–3–4,17–18). В четверг, гл.7.«Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя; Господь твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой». Стихи: 1.«Бог мой — скала моя; на Него я уповаю». 2.«Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь». 3.«Он услышал от святого чертога Своего голос мой». (Пс. 17; 2–3,4,7). В пятницу см. первое вокресенье великого поста. НЕДЕЛЯ ФОМИНА. Стихиры на»Господи воззвах», гл. 1: 1.«При запертых дверях к собравшимся ученикам неожиданно пришел Ты, всесильный Иисусе, Боже наш, и ставши посреди них, преподал мир и исполнил Духа Святого, но повелел ждать и никак не отлучаться из Иерусалима, пока они не облекутся силою свыше. Поэтому мы восклицаем Тебе: просвещение, воскресение и мир наш, слава Тебе». 2. гл. 2:«Когда двери были заперты, Иисус, ставши пред учениками, бесстрашие и мир им подавая, говорит Фоме:«Почему не веришь Мне, что Я воскрес из мертвых? Подай сюда свою руку и вложи в ребра Мои и смотри, ибо, когда ты был неверующим, все научились страдания и воскресение Мое прославлять с тобою». Господь мой и Бог мой, слава Тебе». Слава и ныне, гл. 6:«При запертых дверях Ты, Христе, пришел к ученикам. По особенной воле Божией Фомы тогда не было с ними, ибо он говорил:«Не поверю, если и я не увижу Владыки; увижу ребро, из которого истекла кровь, вода, крещение; увижу рану, которою уврачевана великая язва человечества; увижу, как Он был не дух, а плоть и кости». Слава Тебе, Господи, победивший смерть и уверивший Фому».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Псалом 139 Псалом по надписанию в еврейской, греческой и латинской Библиях принадлежит Давиду. Его содержание сходно с Пс.57 и Пс.63 . Заключение во всех трех псалмах почти по букве одинаково. Изображение в псалме врагов Давида коварными, притеснителями, составляющими козни и злословящими его, сходно с теми чертами, которые мы уже неоднократно встречали в псалмах из эпохи гонений Авессалома, почему и этот псалом нужно считать писанным в данное время, когда еще Давид не убежал из Иерусалима, но видел все то, что предпринимали против него его враги. Сохрани меня, Господи, от врага, льстивого в речах, злого в сердце, моего притеснителя, который разложил на меня сети и тенета (2–6). Покрой меня от него и да погибнет мой враг, как бы в огне (7–11). Я верю, что Господь не даст торжествовать нечестивому, защитит невинных и непорочные найдут в Нем покровительство (12–14). Пс.139:3 .  они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань, «Всякий день ополчаются на брань» – каждый день проводят во вражде ко мне и преследованиях кознями. Пс.139:4 .  изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их. Указание средств, которыми пользовались враги против Давида. Они возбуждали против него народ клеветой и льстивыми заискиваниями пред ним. Пс.139:8 .  Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани. «Сила спасения моего» – в Тебе моя сила, только от Тебя, а не от человека, жду помощи и защиты. «Покрыть голову... в день брани» – защитить от удара врага, спасти. Пс.139:9 .  Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся. Так как враги мои делают зло, то пусть последнее покроет их головы, т. е. пусть мои враги понесут заслуженное ими: как моя правда явится мне защитой от них, так их злые поступки да погубят их. Пс.139:12 .  Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель. Вера Давида в гибель своих врагов покоится на вере в торжество правды: зло не может быть награждено Богом, а потому злоязычные мои враги непременно погибнут. Пс.139:14 .  Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим. «Обитать пред лицем» Господа значит или пользоваться всегда Его защитой, как бы жить под кровлей жилища Его, или – благодарить Его за оказанную защиту молитвой пред местом Его обитания, пред Кивотом Завета, в Его скинии. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 34 Псалом принадлежит Давиду и написан во время гонений от Саула. Так, напр., Давид говорит здесь о своей полной невинности пред Богом ( Пс.34:7, 12–15, 19, 20 ) и незаслуженности преследований; враги искали лишить его жизни ( Пс.34:4 ), строили против него козни ( Пс.34:7, 20 ). Подобным положение Давида было при Сауле. Господи! Выступи на мою защиту от врагов, замышляющих против меня зло (1–6). Пусть враги мои погибнут от посланного Тобою Ангела, а я всем существом моим буду восхвалять Тебя (7–10). За добро мое к ним и сочувствие они платят одним злом и лицемерием (11–16). Не дай восторжествовать надо мною одиноким моим врагам, злоумышляющим против меня (17–21). Ты видел мои незаслуженные страдания и радость врагов моим бедствиям; подвигнись на мою защиту и дай мне возможность всегда восхвалять Тебя (22–28). Пс.34:1 .  Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною; «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною» – образ заимствован из человеческого суда, где каждой стороне предоставлялось право доказывать свою невинность фактами своей деятельности. Давид исповедует, что самый строгий суд не найдет в нем такой вины и не оправдает его врагов. Пс.34:2 .  возьми щит и латы и восстань на помощь мне; Пс.34:3 .  обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я – спасение твое!» Образы Бога, выступившего на защиту Давида, заимствованы из порядка вооружения воина, идущего на битву. Пс.34:5 .  да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их; Пс.34:6 .  да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их, «Ангел Господень да прогоняет» и «преследует их» – указание одной стороны деятельности Ангела-хранителя: он изгоняет и преследует людей нечестивых, оберегая таким способом праведника от их нападений. – «Путь их темен и скользок» – их предприятия против праведника да будут неудачны, да встретят препятствия, подобно тому, как встречает их путешественник в темную ночь на скользком пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 94 Этот псалом в евр. Библии не имеет надписания, на что указано и в славянской Библии, причем добавление «хвала песни Давиду», как мы увидим, должно быть понимаемо в смысл: хвалебная песнь по образцу Давидовых. В псалме изображается необыкновенное народное ликование религиозного характера, выражавшееся в пении хвалебных и благодарственных гимнов Богу. Сущность и причина торжества заключалась в откровении Божественной воли всему народу (см. конец Пс.94:7 и Пс.94:8 ). Такой подъем в народе религиозного энтузиазма можем найти только во время Иосии, когда он восстановил истинное богопочтение и когда найденный первосвященником Хелкией автограф закона Моисеева был прочитан всенародно. Со временем Давида (как думают некоторые) содержание псалма не имеет связи: тогда, не было всенародного откровения воли Божией и такого общего, чисто религиозного ликования по этому поводу. Кто был писателем псалма, точно не известно, может быть сам Иосия. Весь псалом – хвалебно-благодарственная песнь Богу за откровение Его воли народу, причем последний приглашается автором к сердечному и постоянному следованию Его заповедям. Придите для славословия Господа, царя над всеми богами, творца земли, гор и морей (1–5). Будем молиться пред этим великим Господом, который есть Бог наш, а мы – овцы его паствы (6–7). Если бы нам сейчас послушать Его зова: «не оказывайте мне непослушания, как то было в пустыне, когда Я осудил вас на сорокалетнее странствование!» (8–11). Пс.94:1 .  Приидите, воспоем Господу, воскликнем [Богу], твердыне спасения нашего; Пс.94:2 .  предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему, Полный религиозного воодушевления автор приглашает всех евреев торопиться исповедывать, восхвалять Бога гимнами в торжественном славословии. Пс.94:3 .  ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. Пс.94:4 .  В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же; Пс.94:5 .  Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его. Пс.94:6 .  Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010