Часть III. О Богослужении в период времени пения триоди Цветной Отдел I. О пасхальном богослужении Глава 1. О богослужении первого дня Пасхи Богослужение накануне первого дня Пасхи Литургию Великой субботы, по Типикону, л. 346 на об., надобно оканчивать во 2 часу ночи, т. е. по нашему в 8-м вечера. По отпусте литургии и по совершении обряда благословения хлеба и вина братия входят в трапезу. Здесь чтец глаголет начало, или, по выражению Триоди Постной, л. 492 на об., предисловие к чтению, т. е. «Деяний св. апостол чтение»; иерей стих: «Молитвами св. апостол, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас»; чтец: «Аминь» и начинает чтение книги Деяний св. апостолов. Братия в это время вкушают пищу. По окончании трапезы бывает клепание (звон), а братия переходят в церковь 829 . Чтение Деяний св. апостолов продолжается попеременно разными чтецами и оканчивается к 4-му часу ночи, т. е. по нашему к 10 ч. вечера. В указании Триоди Постной, л. 492 на об., есть некоторая особенность. В ней сказано, что вслед за окончанием литургии и совершением обряда благословения хлеба и вина в самой церкви, но не трапезе, должно быть вкушение пищи, сопровождаемое чтением книги Деяний св. апостолов. По окончания чтения параекклисиарх (Тип., л. 347), или кандиловжигатель (Тр. Поста, л. 492), вжигает все кандила и, приняв от настоятеля благословение, ударяет в било (Типик.) или клепало (Тр. Поста.). Начинается и отправляется полунощница в таком порядке: Благословен Бог наш... Аминь. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш. Яко Твое есть царство... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже... Поется канон Великой субботы: Волною морскою..., ирмос по 2, тропари на 12. со стихами песней 830 ; на катавасию – ирмос того же канона оба лика вместе. По 3 песни – седален: Гроб твой, Спасе... Слава, и ныне, тот же. Читается Слово Епифания Кипрского : Что сие днесь безмолвие... По 6 песни – кондак: Бездну заключивый... и икос. Читается толкование Златоуста на сказание евангелиста Матфея или же Иоанна о воскресении Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Шлегель Уильям Объединённая монархия Служение Самуила; Битва у Афека 1100 до Рождества Христова 1. РОЖДЕНИЕ И ДЕТСТВО САМУИЛА, 1 Царств 1–3 Период Судей – когда «не было царя у Израиля» ( Суд. 21:25 ) – завершился в дни Самуила. Он, как последний судья, помазал первых двух царей Израиля. 1-я книга Царств начинается с описания рождения Самуила. Его родители путешествовали из Рамы в Силом по дороге Патриархов (коричневая стрелка, 1Цар. 1:1, 3, 19 ). Юный Самуил был посвящён на служение Господу при скинии, находившейся в Силоме. 2. БИТВА У АФЕКА, 1 Царств 4 Илий был первосвященником в скинии в Силоме. Его сыновья были «люди негодные; они не знали Господа» ( 1Цар. 2:12 ). Они отнимали жертвы и практиковали ханаанский культ безнравственности «с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания» ( 1Цар. 2:22 ). Сокрушительное поражение израильтян в битве у Афека отчасти стало справедливым судом над домом Илия. Филистимляне использовали Афек в качестве плацдарма для последующих завоеваний (чёрная стрелка от ФИЛИСТИМЛЯН). Взяв этот стратегически важный пункт на Международном приморском пути, они получили возможность наносить удары в «сердце» Израиля и через равнину Шарон продвигаться на север в долину Изреель (ср. карту 5–2). Попытка израильтян остановить филистимлян у Афека обернулась полным поражением. Израильтяне стали станом на холмах у Авен-Езера и думали, что смогут манипулировать Иеговой, чтобы осуществить свои планы. Они держались только формы религии, а не её силы. Их мысли и действия были далеки от Бога ковчега завета. Но «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт» ( Гал. 6:7 ). Тысячи израильтян, включая сыновей Илия, пали на поле битвы. Ковчег завета был взят в плен, а Илий, получив новости из Силома, умер. Археологические раскопки подтверждают разрушение Силома в это время. Разрушение Силома стало легендой. Сотни лет спустя пророк Иеремия говорил от имени Господа тем, кто верил в храм больше, чем в Бога: Пойдите же на место Моё в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля... Я так же поступлю с домом этим,, над которым наречено имя Моё, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом ( Иер. 7:12–14 ; ср. Пс. 77:60 ; Иер. 26:6, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

5. Опыт краткого изъяснения (на основании отцов и учителей Церкви) молитвы Господней (Лк.11:1–3). Однажды Господь в одном уединенном месте молился. По окончании молитвы один из учеников сказал Ему: «Господи, научи ны молитися, якоже Иоанн научи ученики своя». Удовлетворяя этому желанию, Господь преподал Своим ученикам образец молитвы, заключающей в себе главнейшие прошения, с какими последователь Евангелия обращается к Богу. Эта молитва, данная Господом, и называется по этой причине Господнею. «Егда молитеся, – сказал Господь, – глаголите: Отче наш , Иже на небесех!» – «Человек новый, возрожденный и примирившийся с Богом по Его благодати, прежде всего говорит: Отче! Потому что уже начал быть сыном» (замечание св. Киприана в «Хр. чт.» 1839 г. 1. стр. 140). И это великое право – называть Бога Отцом христианин получает по особенному благодатному усыновлению во Христе Спасителе, как замечает св. евангелист: «елицы... прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» ( Ин.1:12 , ср. Рим.8:14 ; Гал.4:6 ). Господь научает возносить молитву от лица всех верующих: «Отче наш!» А словом: «на небесех», по выражению св. Иоанна Златоустог о, «не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и горних жилищах, располагая к стремлению на небеса». (Бесед. на Ев. Матф. ч. 1. стр. 401. Бесед. на разные места Св. Писания, Спб. 1862 г. т. 2. стр. 71). Хотя Бог вездесущ, но в Св. Писании небеса представляются местом особенного явления Его присутствия ( Пс.2:4, 102:19 ); там Ангелы Божии ( Ин.1:51 ) и все святые созерцают Его славу; туда и молящийся, «взяв крылья веры» (Выражение св. И. Злат. Бесед. на разн. места Св. Писания, т. 2, стр. 71), возносит свой ум и сердце. «Да святится имя Твое». Бог Сам в Себе, по выражению одного св. отца Церкви, «Свят и Всесвят, и святее всех святых. Он имеет собственную славу, исполненную всего величия и никогда неизменяемую». Но среди верующих имя Божие может прославляться добрыми делами, совершаемыми во славу Отца Небесного ( Мф.6:6 ), может и хулиться нечестивой жизнью, возбуждающей соблазн и осуждение со стороны неверных или маловерных ( Ис.52:5 ). Посему Спаситель внушает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашей жизнью: «Сподоби нас так чисто жить, чтобы через нас все Тебя славили, перед всеми являть жизнь столь неукоризненную, чтобы каждый из видящих оную возносил хвалу Владыке». (Св. И. Златоуст. Бесед. на Ев. Матф., ч. 1. стр. 402. Бес. на разн. места Св. Писания, т. 2. стр. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин Послание к галатам Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М.: ПСТБИ, 1995. Кассиан (Безобразов) , en. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета. М.: Изд – во Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Творения святых отцов Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Новый Завет. Т. 8. Послания апостола Павла к галатам, ефесянам, филиппийцам/Ред. К. К. Гаврилкин, С. С. Козин, Т. К. Одэн. Тверь: Герменевтика, 2005. Ефрем Сирин , прп. Творения. В 8 т. Т. 7. Толкование на Послания ап. Павла. Сергиев Посад, 1995. Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 10. Кн. 2. Толкование на Второе послание к коринфянам. Толкование на Послание к галатам. Репринт. М.: Радонеж. 2004. Феодорит Кирский , блж. Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла/Он же. Творения. М.: Паломник, 2003. Феофан Затворник , свт. Толкования на Послание апостола Павла к галатам. Реприпт. М., 1893. М.: Правило веры, 1996, Феофилакт Болгарский , блж. Толкования на Послания святого апостола Павла, сокращенно избранные из толкований святого Иоанна Златоуста и некоторых других отцов. Кн. 1 – 2. М.: Афон, 2000. Исследования, комментарии Агафангел (Соловьев) , архим. Объяснение Послания св. ап. Павла к галатам. СПб., 1854. Баркли У. Толкование Посланий к галатам, ефесянам, колоссянам, филиппийцам и фессалоникийцам. USA. Всемирный союз баптистов, 1986. Галахов И., проп. Послание св. ап. Павла к галатам. Казань, 1897 Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской свободы в послании св. ап. Павла к галатам. СПб., 1902. Коноплев. Н. Краткий обзор послания ап. Павла к галатам//БВ. 1956. 5. Некрасов А. «Ходатай единого несть. Бог же един есть» (филологическое объяснение Гал. 3:20 )//ПС. 1869. Т. II. План Гал. I. Защита апостолом Павлом своего апостольского достоинства (1.6 – 2:21)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово в Великую субботу Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшняя суббота – особая суббота в церковном календаре. Вчера мы вспоминали смерть и погребение Спасителя, сегодня мы вспоминаем сошествие Его во ад. История субботнего дня уходит в глубокую древность. Суббота появилась в тот момент когда Бог после шести дней творения «почил от дел Своих» (Быт. 2:2). Суббота Божия – это седьмой день, время тысячелетий покоя, когда законы мироздания запущены в силу, и человек развивается реализуя свою свободу без принуждения. Бог уже не изменяет материальный космос всемогущим Словом, но только наблюдает и помогает человеку когда это необходимо, промышляя о мире. Для того, чтобы люди не забыли о Божием промысле, для них суббота была введена в рамки закона. Это правило записал Моисей в связи с чудом ниспослания манны небесной Израильскому народу (Исх. 16:5,22-30; Исх. 20:8-11; 31:12-17). В рядовые субботы, в день отдыха в конце семидневной недели (Быт. 2:2 и след.), израильтянам было запрещено работать (Исх. 20:10; 31:14), зажигать огонь (Исх. 35:3); необходимую для субботы пищу надо было готовить накануне в пятницу (Мк. 15:42; Исх. 16:23); в субботу нельзя было покидать место своего проживания. Однако суббота – не день не безделия. В этот день народ собирался в храм (Лев. 23:3; ср. 4Цар. 4:23) для вознесения Господу хвалы и богослужения (Пс. 91). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась (Чис. 28:9,10), а в святилище храма возлагали новые «хлебы предложения» (Лев. 24:8). Поэтому субботство, как время покоя, отрады и утешения (см. Ис. 58:13), распространялось и на праздники, независимо от того, на какие дни недели они приходились (см. Лев. 16:31; 23:32; ср. также ст. 24). Бог дал людям особый день, чтобы соблюдать его святость (Исх. 20:11; 31:17), посвящая это время Господу. Для древних израильтян субботний день был еще и знамением избавления от египетского рабства (Втор. 3:20; Нав. 1:13-15). Господь избавил от каждодневной подневольной работы (Исх. 5:4-9), которая заполняла все дни напролет в Египте, не давая ни покоя, ни утешения.

http://pravoslavie.ru/30115.html

Шляпники. Церковь Власия. По этому же проекту была построена утраченная церковь Николая Чудотворца (1899-1905, арх. А.Б. Турчевич) на Мотовилихе в Перми Карта и ближайшие объекты ВЛАСИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ОРДИНСКИЙ РАЙОН, СЕЛО ШЛЯПНИКИ, деревянная. Построена в 1837 г. Главный (Власиевский) престол освящён 23.05.1838 г. Взамен её 31.05.1909 г. заложена каменная. Архитектор А.Б. Турчевич (за образец взята Свято-Николаевская церковь в Мотовилихе). Построена в 1911 г. Закрыта 3.04.1939 г. Деревянная церковь сгорела в 1921 г. Е. Н. Шумилов. Энциклопедия Пермского края Сведения о церкви из Пермского епархиального адрес-календаря на 1882 год (Сост. Н.Д. Топорков.): 148. Шляпниковск. с. Власиевская, от губ. г. 130 в. у. г. 127 в., благ. 30 в. – Свящ. 1, пс. 1. – Прих. 1175, раск. 3, д. 8, в 1–5 в. – Жал. 164 р. 64 к., добр. руг.; зем. ус. 2 д., пах. 60 д., сен. 6 д., дом. 2. – Свящ. Николай Александр. Савелов, ок. к. с. 2 р. 1850 г., им. скуф.; диак. Василий Прокоп. Конюхов, 2 кл. с 1875 г. церк. Александр Никол. Савелов, 1 кл. П. у. 1878 г. – Стар., кр. Иван Ив. Другов; просф., поп. д. Стефанида Тим. Будрина; от ц. 12 р. и отопл. Пермские епархиальные ведомости 11 июля 1909 года, отдел неофициальный, стр. 432–435. Закладка трехпрестольнаго храма в селе Шляпниках Второй благочиннический округ Осинскаго уезда с 1898 года богат сооружением и расширением новых деревянных и каменных храмов. Так, вновь сооружены были следующие храмы: в деревне Михиной – Медянскаго прихода, Починках или Телесе – Смурыгинскаго, Межевке – Ясыльскаго, Колпашниковой – Стефановскаго; расширены: в Опачевке, Суде двухэтажный, Ключиках, Ашапе; кроме того, идет заготовка материалов к расширению храмов в селах: Смурыгах, Медянке и Овчинниках. Существующий ныне в Шляпниках двухпрестольный храм деревянный, тесный, низкий: в холодном алтаре три, в теплом – около 4 1/4 аршин высоты, от чего при стечении народа по воскресным дням, а особенно в престольные и дванадесятые праздники, страшная духота и теснота. Когда расширялись храмы менее состоятельных приходов, чем Шляпниковский, то шляпниковцы с завистию смотрели на это, о чем лично приходилось слышать пишущему настоящия строки от некоторых уполномоченных по постройке храма. По уходе на покой настоятеля Шляпниковскаго храма, протоиерея Н. С., и с назначением настоящаго настоятеля церкви священника о. Ершова дело построения каменнаго храма быстрее начинает двигаться вперед. О. Ершов не устрашился той тяготы и тех поношений, какия приходится переносить ему от себялюбивых и честолюбивых крикунов.

http://sobory.ru/article/?object=16176

1898 г Величие человека 52 Светлый нынешний праздник в честь Св. Духа, сошедшего на учеников Христовых и вечно почивающего во св. Церкви, составляет достойное и радостное заключение целого ряда великих торжеств церковных в честь и славу воскресшего из мертвых и вознесшегося от земли на небо Христа Господа. Это благословенный плод страданий, смерти и воскресения воплотившегося для спасения рода человеческого Сына Божия. Это венец дела искупления человечества и соединения его с Божеством. Итак, человеческая наша природа, созданная Богом, искупленная и в искуплении воссозданная Сыном и, наконец, освященная зиждительным и животворящим Духом, как бы вновь получает бытие – лучшее и совершеннейшее – и вместе с тем возводится на всю доступную для нее высоту чести и славы. И сколько бы мы ни придумывали других оснований, чтобы на них утвердить мысль о человеческом достоинстве, мы никогда не в состоянии будем поставить ее выше того положения, в которое природа наша приведена в христианстве: здесь она воспринята Сыном Божиим в единство лица (ипостаси) Богочеловека, вознесена с Ним в Его пречистой плоти 53 на небо и спосажена ( Еф. 2:6 ) одесную Отца и, наконец, приобщена Духу Святому ( Евр. 6:4 ). Величие поистине неизмеримое! Мысль о высоком достоинстве человека есть основная мысль Откровения, основная мысль нашей святой веры. Уже первая страница Библии делает ее ясною и непререкаемою рассказом о сотворении человека по образу и подобию Бога ( Быт. 1:26–27 ) и о даровании ему власти над природою и над всем живущим. ( Быт. 2:19–20 , ср. 1:28). В этой мысли – объяснение горести и глубины падения человека; в ней – объяснение первоевангелия, о Спасителе; в ней – объяснение всей дальнейшей истории человечества. Проникнутый убеждением в высоком достоинстве человека, взывал царепророк Давид в псалме: Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земли! Когда взираю я на небеса, дело рук Твоих, на луну и звезды, которые Ты поставил, – то что такое человек, что Ты помнишь его, и Сын человеческий, что Ты посещаешь его! Немногим Ты умалил его пред ангелами, славою и честию венчал его, и поставил его владыкою над делами рук Твоих: все положил под ноги его ( Пс. 8:2, 4–7 ). Проникнутый тою же мыслью, и премудрый Соломон говорит: великая вещь человек ( Прем. 20:30 ). Если же в Ветхом Завете подавленный грехом, чувствующий отвержение от Бога, только ожидающий искупления человек так ясно сознавал свое высокое достоинство в ряду творений, то что же сказать о Завете Новом, который ныне запечатлен печатью Духа Святого, – что сказать о Завете Новом, где грех уже снят, где нас ради человек и нашего ради спасения сошел на землю и воплотился Сам Бог, где человечество соделалось сыном Бога ( Ин. 1:12 , ср. Рим. 8:14 ; Гал. 3:26 ; Евр. 12:7 и др.) и в лице Искупителя само как бы обожилось, так что апостол, обращаясь к христианам, прямо говорит им, что они – причастники звания небесного ( Евр. 3:1 ; ср. Кол. 1:12 ) и даже – причастники Божественного естества ( 2Пет. 1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

1. Если кто желает зрить состояние ума, пусть он отрешится от всяких [греховных] мыслей и тогда увидит себя схожим с сапфиром и [сияющим] небесным цветом. Без бесстрастия сделать это невозможно, и требуется содействие Бога, вдыхающего в человека сродный Свет. 2. Бесстрастие есть спокойное состояние разумной души, образующееся из кротости и целомудрия. 3. [Бесстрастное] состояние ума есть умопостигаемая вершина, [сияние которой] подобно небесному цвету. Во время молитвы ее озаряет Свет Святой Троицы. 4. Кадило есть чистый ум, который во время молитвы не соприкасается ни с [одной] чувственной вещью. 5. Подобным псу является созерцательный ум, посредством движения яростного начала [души] изгоняющий [из ума] всякие страстные помыслы. 6. Подобным псу является деятельный ум, лающий на все неправедные помыслы. 7. Воспитание [по Богу] есть отказ от нечестия и мирских похотей. 8. Деятельный ум есть ум, бесстрастно воспринимающий мысли мира сего. 9. Есть четыре способа, посредством которых ум воспринимает мысли. Первый - посредством очей, второй - через слух, третий - посредством памяти, а четвертый - через телесный темперамент. И когда ум воспринимает мысли посредством очей, он им только придает форму; когда через слух - то он придает и не придает им эту форму, поскольку слово обозначает чувственные и доступные созерцанию вещи; память же и темперамент следуют за слухом, ибо они и формируют ум, и не формируют то, что представил им слух. 10. Поскольку ум воспринимает помыслы из пяти чувств, то следует выяснить, какое из этих чувств является источником наиболее тяжких помыслов. - И ясно, что таким источником является слух, ибо страшное слово сердце мужа праведна смущает (Притч.12:25). 11. Искушения приносят людям либо наслаждения, либо печали, либо телесные мучения. 12. Если ум не видит места Божия внутри себя, то он не окажется превыше мыслей, связанных с вещами; а если он не окажется превыше их, то не сбросит с себя [узы] страстей, сковывающие его посредством мыслей о чувственных вещах. Страсти же он сможет снять с себя с помощью добродетелей, а простые помыслы - с помощью духовного созерцания, а это созерцание [становится доступным] тогда, когда ум озаряется [Божественным] Светом. И святой Давид ясно научает нас относительно того, что есть место Божие. Он говорит: И бысть в мире место Его и жилище Его в Сионе (Пс.75:3). Таким образом, " местом Божиим " является разумная душа, а " жилищем " - светоподобный ум, отвергший мирские похоти и научившийся взирать на логосы земли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/734/...

Беседа 57. Евангелие от Матфея, глава 16, 1–12. «Просьба о знамении с неба и Закваска фарисейская и саддукейская» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», и мы начинаем изучение 16-й главы Евангелия от Матфея. На сегодня намечено рассмотреть две темы: 1) «Просьба о знамении с неба» (1–4); 2) «Закваска фарисейская и саддукейская» (5–12). И мы читаем 16-ю главу с 1-го стиха: Мф.16:1 . «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба». Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Они просят знамения с неба, например, чтобы остановилось солнце или луна. Ибо они думали, что знамения на земле совершаются дьявольскою силою и веельзевулом. Не знали неразумные, что и Моисей в Египте сделал много знамений на земле; огонь же, сошедший с неба на имущество Иова, был от дьявола. Поэтому не все, что с неба, от Бога и не все, что бывает на земле, от демонов» . То есть, какими бы не выглядели чудеса: произошедшими от Бога (с Небес), или произошедшими от дьявола (с земли), распознать, что от кого происходит, достаточно трудно. Следовательно, как советуют святые Отцы, лучше не принимать чудес, но и не отвергать их, то есть придерживаться нейтрального равнодушия к тем явлениям, природу которых мы понять не можем. Но в любом случае нельзя забывать, что ни земля, ни Небо не принадлежат дьяволу. Сказано: «…Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» ( Иер.23:24 ); и еще: «Бог наш на небесах и на земле; творит все, что хочет» ( Пс.113:11 ). Собственно говоря, как я часто напоминаю, чудеса – это костыли для сомневающихся, но и они (чудеса), если люди развращены делами плоти и собственными религиозными предубеждениями, не помогут сомневающимся. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Когда душа находится в состоянии бесчувственности и развращения и одержима недугом зависти, тогда она не убеждается никаким чудом» . Для самих верующих чудо не есть что-то решающее и значимое. А правильнее сказать: верующий почитает чудом то, что для неверующих таковым и не является.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вход Господень в Иерусалим: толкования, проповеди, иконы (+видео, аудио, фото) Оставляется вам дом ваш пуст… Народ искал земной победы, земной власти. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? 21 апреля, 2019 Оставляется вам дом ваш пуст… Народ искал земной победы, земной власти. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? Приближался праздник святой Пасхи. Со всех концов Палестины богомольцы стекались в Иерусалим. В это время повсеместно распространился слух о воскрешении Лазаря. Сердца людей сжимались от радостной надежды: быть может, Иисус из Назарета — долгожданный Мессия, Царь Израилев? Господь в сопровождении учеников выехал из села Вифании и направился в Святой Град. С Елеонской горы Господь устремил свой взор на Иерусалим, вглядываясь в раскинувшийся внизу город, которому предназначено было стать Чашей Его Страданий. Толпы народа встречали Его, держа в руках пальмовые ветви (вайи), приветствуя криками: “Осанна!”, что значит “спасение, радость, слава”. Вход Господень в Иерусалим символически означает Второе Пришествие Христа. В Своем Первом Пришествии на землю Он явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель; во Втором — придет как Царь мира и Судия. Смысл праздника Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49:10–11; Пс. 8:2–3; Зах. 9:9). Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих. Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества». В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010