Для христианина совершенно ясно, что за свое благочестие, за свою веру, он не должен ждать, как награды, земного благополучия. Спаситель не обещал Своим верным земного довольства. Не напрасно символ Христианства – Крест, Распятие. Однако человеку не чуждо человеческое, и сердце спрашивает: почему хулители веры торжествуют и благоденствуют, где же правда Божия? Испокон веков поставлена эта тема. Одно из первых мест занимает она в ветхозаветных писаниях, а особенно в Псалтири. Псалтирь ставит ее со всей горячностью и в очень смелых, дерзновенных выражениях. «Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судья земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые... торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие; попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое» ( Пс. 93:1–5 ). «А я, – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, – я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье... их... и говорят: как узнает Бог ? и есть ли ведение у Вышнего?» ( Пс. 72:2–6, 11 ). И тот же псалмописатель в том же псалме дает ответ на свой ропот и недоумение и на уныние от царящего зла. Нет, весы правосудия существуют, возмездие в свое время приходит. «Однако за неправду Ты положил им злое, низложил их, когда они возгордились. Как пришли они в запустение? Внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое» ( Пс.72:18–19 ). И раскаивается певец в своем бывшем малодушии: «я был невежда и не разумел; как скот я был пред Тобою» ( Пс.72:22 ). Теперь глаза его открылись: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле!» ( Пс. 72:25 ). Не только о возмездии беззаконным говорит Псалтирь, надеющихся на Бога, верных Ему она утешает. С другой стороны, суммировать ее мысли можно следующими словами псалма: «многи скорби праведным, от всех их избавит я Господь» ( Пс. 33:20 ), т.е. скорби будут, но они преходящи. В тишине сердец Господь Свою благость завещает верным Ему. «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими! Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков» ( Пс. 30:20–21 ). Теми же отрадными мыслями весь наполнен известный 90 псалом: «Живущий под кровом Всевышнего» ( Пс. 90:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Псалом 34 Псалом принадлежит Давиду и написан во время гонений от Саула. Так, напр., Давид говорит здесь о своей полной невинности пред Богом ( Пс.34:7, 12–15, 19, 20 ) и незаслуженности преследований; враги искали лишить его жизни ( Пс.34:4 ), строили против него козни ( Пс.34:7, 20 ). Подобным положение Давида было при Сауле. Господи! Выступи на мою защиту от врагов, замышляющих против меня зло (1–6). Пусть враги мои погибнут от посланного Тобою Ангела, а я всем существом моим буду восхвалять Тебя (7–10). За добро мое к ним и сочувствие они платят одним злом и лицемерием (11–16). Не дай восторжествовать надо мною одиноким моим врагам, злоумышляющим против меня (17–21). Ты видел мои незаслуженные страдания и радость врагов моим бедствиям; подвигнись на мою защиту и дай мне возможность всегда восхвалять Тебя (22–28). Пс.34:1 .  Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною; «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною» – образ заимствован из человеческого суда, где каждой стороне предоставлялось право доказывать свою невинность фактами своей деятельности. Давид исповедует, что самый строгий суд не найдет в нем такой вины и не оправдает его врагов. Пс.34:2 .  возьми щит и латы и восстань на помощь мне; Пс.34:3 .  обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я – спасение твое!» Образы Бога, выступившего на защиту Давида, заимствованы из порядка вооружения воина, идущего на битву. Пс.34:5 .  да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их; Пс.34:6 .  да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их, «Ангел Господень да прогоняет» и «преследует их» – указание одной стороны деятельности Ангела-хранителя: он изгоняет и преследует людей нечестивых, оберегая таким способом праведника от их нападений. – «Путь их темен и скользок» – их предприятия против праведника да будут неудачны, да встретят препятствия, подобно тому, как встречает их путешественник в темную ночь на скользком пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 94 Этот псалом в евр. Библии не имеет надписания, на что указано и в славянской Библии, причем добавление «хвала песни Давиду», как мы увидим, должно быть понимаемо в смысл: хвалебная песнь по образцу Давидовых. В псалме изображается необыкновенное народное ликование религиозного характера, выражавшееся в пении хвалебных и благодарственных гимнов Богу. Сущность и причина торжества заключалась в откровении Божественной воли всему народу (см. конец Пс.94:7 и Пс.94:8 ). Такой подъем в народе религиозного энтузиазма можем найти только во время Иосии, когда он восстановил истинное богопочтение и когда найденный первосвященником Хелкией автограф закона Моисеева был прочитан всенародно. Со временем Давида (как думают некоторые) содержание псалма не имеет связи: тогда, не было всенародного откровения воли Божией и такого общего, чисто религиозного ликования по этому поводу. Кто был писателем псалма, точно не известно, может быть сам Иосия. Весь псалом – хвалебно-благодарственная песнь Богу за откровение Его воли народу, причем последний приглашается автором к сердечному и постоянному следованию Его заповедям. Придите для славословия Господа, царя над всеми богами, творца земли, гор и морей (1–5). Будем молиться пред этим великим Господом, который есть Бог наш, а мы – овцы его паствы (6–7). Если бы нам сейчас послушать Его зова: «не оказывайте мне непослушания, как то было в пустыне, когда Я осудил вас на сорокалетнее странствование!» (8–11). Пс.94:1 .  Приидите, воспоем Господу, воскликнем [Богу], твердыне спасения нашего; Пс.94:2 .  предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему, Полный религиозного воодушевления автор приглашает всех евреев торопиться исповедывать, восхвалять Бога гимнами в торжественном славословии. Пс.94:3 .  ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. Пс.94:4 .  В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же; Пс.94:5 .  Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его. Пс.94:6 .  Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Чашу спасения прииму и Имя Господне призову ( Пс. 115:4 ). Чашу страданий, скорбей и гонений он называет «Чашею спасения». Он принимает эту чашу с призыванием Имени Божия. Иначе никто не может принять её, как только с помощью призываемого Имени Господа. «Чашу, юже даде Мне Отец Мой Небесный, не имам ли пити ю», – скажет в Новом Завете Иисус Христос. Вси языцы обыдоша мя и Именем Господним противляхся им . Обышедше обыдоша мя и Именем Господним противляхся им . Обыдоша мя, яко пчелы сот, и Именем Господним противляхся им ( Пс. 117:10–20 ). Вот здесь он уже удостоверяет, что приняв чашу спасения, во время нападения на него врагов, он противится им, отгоняет их всех Именем Господним, подтверждая это троекратно. Благословен грядый во Имя Господне ... Бог Господь и явися нам ( Пс. 117:26–27 ). Здесь, конечно, пророчество о грядущем «во Имя Господне» Мессии-Искупителе. Однако и подтверждение, что все истинно добрые дела совершаются во Имя Господне, ради славы Имени Божия. Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа ( Пс. 134:1 ). Это и есть существенная и торжественнейшая часть всенощного бдения, называемая «Полиелей», на все века из Ветхозаветной Церкви перешедшая в Церковь Новозаветную. Господи, Имя Твое в век и память Твоя в род и род ( Пс. 134:13 ). И подтверждается здесь вновь, что Имя Господа – вечное, и память Его в род и род... Вознесу Тя, Боже мой. Царю мой, и благословлю Имя Твое во век и в век века : на всяк день благословлю Тя, и восхвалю Имя Твое во век, и в век века ( Пс. 144:1–2 ). Благословлять Господа и восхвалять имя Его – это одно и то же. И вновь подтверждается, что Имя Божие будет прославляться в бесконечности, и исповедание Его и на земле, и на небе: Хвалу Господню возглаголют уста моя, и да благословит всяка плоть Имя святое Его во век и в век века ( Пс. 144:21 ). Те, которые исповедуют Имя Господне и прославляют Его здесь на земле, те сподобятся исповедовать и прославлять Его в бесконечные веки и на небеси. Да восхвалят Имя Господне, яко вознесеся Имя Того Единого, исповедание его на земли и на небеси ( Пс. 148:21 ). Аминь. Из книги Притчи Соломона

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

§ 113. Бог содействует существам мира видимого Эту истину Священное Писание выражает весьма ясно: 1. Когда представляет вообще, что твари видимые суть только как бы орудия силы Вседержителя, а Он собственно действует в них и через них все производит: Господь,., претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь (Амос. 5:8); устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра (Пс. 103:3), — огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его (Пс. 148:8), все служит Тебе (Пс. 118:91). 2. Когда подробно указывает следы содействия Его тем или другим тварям видимым, свидетельствуя: а) что Ты послал источники в долины ... , напояешь горы с высот Твоих (Пс. 103:10—13); б) что Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, насыщаются древа Господа, кедры Ливанские (Пс. 103и 16); в) что Он дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему (Пс. 146:9), одевает полевые лилии (Матф. 6:28), питает птиц небесных (26); г) что Он исчисляет количество звезд; всех их называет именами их (Пс. 146:4); возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих (Пс. 134:7), и под. Очень конкретно изображали эти истину Отцы и писатели Церкви, например: а) святой Иоанн Златоуст : «когда видишь восхождение солнца или течение луны, когда видишь озера, реки, дожди и действие природы, усматриваемое в семенах, в наших телах и в телах неразумных животных, видишь все то, из чего мир сей состоит, то познавай непрерывное делание Отца — Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матф. 5:45);» б) Лактанций : «не постигая искусства силы Божией в устроении путей звездных, философы сами звезды сочли за животные, как будто они совершают течение свое ногами и по своему произволу, а не произволением и содействием Божиим;» в) святой Афанасий Великий : «мановением и силой правителя и распорядителя вселенной, Бога Слова, вращается небо, движутся звезды, сияет солнце, блуждает луна, согревается воздух, веют ветры, стоят неподвижно горы, волнуется море, и питаются все, живущие в нем...; словом — все оживляется и движется, огонь греет, вода освежает, пробиваются из земли источники, истекают реки, чередуются времена года, падают дожди, наполняются облака, бывает град, снег, лед, летают птицы, ползают змеи, плавают водородные, осеменяется земля и пускает ростки во время свое, возрастают растения и деревья;»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Аминь. Перевод: Господи Боже, Создателю и Спасителю мой, благословенно да будет имя Твое святое! Благодарение и слава Тебе, Господи, за всё хорошее, что я получил от Тебя в этой жизни. В настоящее время я приобрёл скорбь и болезнь, и имя Твоё призываю. Оскорбления напали на меня. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну ( Пс.87:7 ). Скорблю об этом, и после сей скорби понимаю, что я согрешил пред Тобой, и из-за грехов моих пришли на меня беды. Ибо праведники Твои не унывая и в темницах воспевали Тебя, и во страданиях радовались. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит? ( Пс.129:3 ) Потому что нет такого человека, который не согрешит. Но Ты, Господи, грехи всего мира носишь и покаянием очищаешь. Верю, что и меня, грешного, не отвергнешь от лица Твоего ( Пс.50:11 ). За весь мир Единородный Сын Твой излил Свою Божественную Кровь. Верю, что и меня от грехов моих омыть может и хочет. Вот почему я вместе с Давидом говорю: исповедаю Господу преступления мои ( Пс.31:5 ), Ты же, поскольку Благ, снял с меня вину греха моего ( Пс.31:5 ). Боюсь суда и осуждения человеческого, но особенно да будет мне в страх Твой неподкупный Суд и вечное осуждение. Если неправда возстанет на меня: дерзаю словом Давида молится Тебе: Услышь, Господи, мольбу мою о справедливости ( Пс.16:1 ), и встань на мою защиту ( Пс.34:23 ) и по Своей праведности спаси меня! ( Пс.70:2 ) Если я что-то неправильно сделал, милосердием Твоим исправь мою ошибку. Не попусти уклониться сердцу моему в лукавые слова, к скрытию истины и к ложному оправданию. Помоги мне и понимать, и возненавидеть неправду мою, возлюбить правду и в истине обрести облегчение души моей. Облегчи время бедствия моего. А если мне суждено понести, да понесу с терпением ради очищения от грехов моих и ради умилостивления Твоего правосудия. Если и стыд покроет меня перед некоторыми из людей, да потерплю со смирением, да умилостивлю Тебя, Господи, да не буду застигнут перед лицом всего мира на Страшном Суде Твоём.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-uzn...

Пс.118:1 .  Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Пс.118:2 .  Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Пс.118:3 .  Они не делают беззакония, ходят путями Его. Пс.118:4 .  Ты заповедал повеления Твои хранить твердо. Пс.118:5 .  О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих! Пс.118:6 .  Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои: Пс.118:7 .  я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей. Пс.118:8 .  Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем. Закон Божий здесь именуется разными названиями, при единстве своего внутреннего содержания выясняющими разнообразное его проявление, выражение и значение. «Закон» – общее указание, основное родовое понятие, указывающее на те непреложные нормы, которым подчиняется в своем строении и деятельности как природа физическая, так и духовная жизнь человека. «Откровения» – особые повеления, сообщенные Богом человеку для его духовного возрастания. Они «откровенны», т. е. не человеком выработаны, почему могут не иметь обязательной силы и быть ошибочными, но безгрешны и святы, так как открыты, сообщены Самим Господом, а потому и общеобязательны. Этот закон есть «путь», указывает направление деятельности человека для достижения определенной ему цели его существования на земле. «Повеления» – частные предписания, дающие указания направлению деятельности в разных видах жизни – семейной, общественной, религиозной и др. «Уставы», т. е. предписания, которые устанавливают известные отношения человека к Богу, принимаемые первым обязательства, нарушение которых влечет за собой кару, в виде разных бедствий и нестроений жизни, за это нарушение. «Заповеди», т. е. пределы, указывающие границы того, что дозволено и полезно, в каковых границах и должна быть заключена воля человека и его деятельность. С греч. и лат. под «заповедями» разумеются «оправдания», т. е. повеления Господа, при сохранении и следовании им делающие человека святым и правым пред Богом. «Суд» – в смысле беспристрастия и непогрешимости его решений: в законе нет ничего, потворствующего страстям человека или двусмысленного, там одна правда. Писатель псалма восхваляет и считает блаженным того, кто не отступал от этого закона и неуклонно следовал ему, и молит Бога дать и ему силы для такого же исполнения этих повелений, так как только в последнем – условие душевного спокойствия и нравственного удовлетворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.77:1 .  Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. «Внимай, народ», «приклоните ухо» – внимательно слушайте, так как сообщаемое автором имеет большую важность. Таковым и является содержание псалма, которое, кроме важности своих религиозно-нравственных наставлений, направлялось к умиротворенно общества и всего народа, на котором спор из-за перенесения Кивота Завета в Иерусалим и избрания Давида в цари отзывался очень тяжело. Пс.77:2 .  Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности. «Притча» – краткое изречение; «гадание» – тоже краткая, за своей образностью не сразу понятная речь. Но автор не выдержал своего обещания: последующее содержание псалма хотя и состоит в кратком указании фактов, но не представляет ничего замысловатого. Пс.77:5 .  Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, «Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле» – Бог издал законы для всего еврейского народа не с целью их постоянного изменения, но для непреложного и точного исполнения. Пс.77:8 .  и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим. Предлагаемые ниже писателем факты из прошлой истории еврейского народа имеют поучающее значение: они сообщают то дурное из жизни предков, что потомки должны избегать. Пс.77:9 .  Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани: Пс.77:10 .  они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его; Пс.77:11 .  забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им. К таким поучительным фактам относится поведение ефремлян, отрекавшихся от Бога, несмотря на все многочисленные чудеса, совершенные Им. Это отрицание, однако, как видно из фактов обращения того же Ефрема к Богу в минуты бедствий, было не теоретическим, сознательным отвержением истин Богооткровенного закона, а недостатком живой и деятельной веры, было – практическим неверием. Пс.77:12 .  Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.95:1 .  Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; Под «песнью новой», к которой приглашает писатель псалма всех евреев, нужно разуметь хвалебно-благодарственные. Новы они потому, что наполняют евреев новым радостным настроением, вселяя веру в лучшее будущее. Эта вера является началом новой жизни, жизни в согласии с Божественным законом, который был забыт ранее, а теперь, с воцарением Иосии, стал проповедоваться и проводиться в жизнь. Пс.95:2 .  пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его; Пс.95:3 .  возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его; Пс.95:4 .  ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. Пс.95:5 .  Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил. Пс.95:6 .  Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его. Знакомство с этим законом, равно как с историей прошлой жизни евреев, раскрывает наглядно пред людьми величие обетований Божиих своему избранному племени, а вместе с тем и бесчисленные факты чудесного водительства, которые показывают, как велик Господь и как Он любит свой народ. От истинного еврея теперь требуется «благовествовать», провозглашать об этих делах ( «спасение») Господа, среди всех народов возвещать Его чудеса, так как последние ясно свидетельствуют, что Иегова единый, истинный и страшный по могуществу Бог, тогда как боги других народов – простые изделия человеческих рук, безжизненные идолы. Вера и преданность этому великому Богу обеспечит покойное существование народа и вызывает в писателе приглашение к новым песням, к новому настроению не грустному и опасливому за свое политическое благосостояние и самостоятельность, а полному веры в Бога и хвалебному. Пс.95:7 .  Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь; Уверенность, что Бог защитит свой народ, побуждает писателя приглашать к добровольному подчинению Богу и благоговейному отношению к Нему и все языческие народы. Пс.95:11 .  Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слав.-гр.-лат. мо – переносное знач. слова (итто тай, – букв. времена мои, Ак., Симм., Иерея.), но лучше выражает мысль текста и более здесь уместно (Евсев., Афан., Феодор., Зигаб.), чем близкое к букве значение; дни мои; цоэтому изъ русск. прр. лучше Пумаянский и Лонд. «судьбы моя» (Ср. Словари Фюр- ста и Штейнберга). Просвт лиц тво на раба твоего: спси м твоею. 17. Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею. 17 . Просвт лиц тво на раба твоего... См. выше на Пс.4:7 стр. 109; спси м твоею – см. Пс.6:5 стр. 123. Гди, да не постыжс, к призвахъ т: да постыдтс и снидтъ во адъ. 18. Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде. Нмы да бдтъ устны льстивы, глаголющы на првнаго гордынею и 19. Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем. 18–19. да не постыжс … см. выше Пс.24 :1б; да постыдтс см. Пс.6:11 и 24:3, и снидтъ во адъ=да будут поражены смертию (Афан., Феод., Зигаб.) и осуждены на вечное заключение во аде (ср. на Пс.6:6 , стр. 123–124), и так. обр. онемеют лживые и коварные уста их; т. е. пусть враги и гонители, нисшедши в Шеол, как страну молчания ( Пс.93:17 ), лишатся возможности продолжать свои клеветы и злословия, которого они, живя на земле, и с свойственною им гордостью и презрением (ср. 1Цар.22:7–8; 25:10 ), постоянно преследуют праведника, т. е. Давида, не сделавшего против Саула никакой несправедливости (неправды 1Цар.22:1 ) и ничем не заслужившего взводимых ва него нареканий и преследований ( – 24:12 и 18; ср. Евсевия). Такая мольба псалмопевца не есть выражение пожелания его своим гонителям, а лишь предоставление правосудию Божию того справедливого отмщения, на которое сам он имел право по Моисееву закону ( Исх.21:23–26 ) и не противоречит духу евангельского закона, так как проистекает из благочестивой ревности по Боге и справедливости (ср. Пс.54:16; 138:19–21 ; Ин.2:15–17 ) и ограничивается желанием превращения зла, к вразумлению других нечестивцев (ср. Астерий Амас. у Зигабена), и кроме того, как изречете пророка, может быть понимаемо в смысле пророчества о погибели нечестивых противников преобразованного им Христа Спасителя и всех врагов и гонителей Церкви Божией на земле (ср. 2Цар.23:6–7 и Евсев., Афан. и Зигаб. на Пс.54:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010