Такое включение Христа в Божественную идентичность позволяло апостолам видеть в ветхозаветной истории спасения Израиля Владыку Христа (1 Кор. 10:9, Иуд. 4,5) . Именно это включение Иисуса Христа в матрицу ветхозаветного монотеизма делало возможным не только включение Христа в традиционные благословения, как, например, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13), но и в молитвы-призывания, одновременно обращенные к Богу и Христу: «Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам» (1 Фес. 3:11, ср. 2 Фес. 2:16, 17), а также в молитвы, обращенные непосредственно к самому Христу (см. Деян. 7:59, 60, 22:16, Рим. 10:9-13, 1 Кор.1:2, 12:8, 9, 16:22 , Отк. 5:9, 22:20). В Евангелии от Иоанна культовое поклонение Сыну обосновывается совершением Им того же, что совершает Отец: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:21-24). Термин «честь» — τιμ (соответственно, и однокоренной глагол «почитать», τιμω) часто используется в контексте и смысле поклонения Богу (Мк. 7:6; Ин. 8:49; 1 Тим. 1:17; 6:1; Отк 4:9, 11; 5:12) . Власть над жизнью и смертью, а также суд являются двумя функциями деятельности, находящейся в исключительной прерогативе Бога, согласно ветхозаветной и послепленной традиции (Втор. 32:29, 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7, Тов. 13:2, Прем. Сол. 16:12-14, 4 Мак. 18:18-19; Втор. 32:35, Быт. 18:25, Пс. 93:2) . Таким образом, Четвертое Евангелие описывает положение Сына как равное положению Отца. Рассмотрим также некоторые новозаветные тексты, отражающие первохристианскую практику славословий Христа по аналогии с традиционными славословиями в адрес Бога: Бог Отец Иисус Христос Отк. 4:9: «И когда животные воздают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков». Отк. 7:12: «Говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».

http://bogoslov.ru/article/6025041

Сектанты говорят: 1) мы все священники ( 1Пет.2:5–9 ), и священноначалие православной Церкви не нужно нам. Апостол в переносном смысле назвал верующих «священством святым», – «царственным священством», подобно тому, как и в Откров. ( Откр.1:6, 5:9–10 ) христиане названы «священниками» и «царями» (так как должны господствовать над грехом – Рим 6:12 ). Словами «священство святое» апостол обозначает высокое назначение христиан приносить Богу духовные жертвы: молитвы, дела любви и милосердия ( Евр.13:15–16 ; Фил.4:18 ; Пс.49:14, 50:18 ; ср. Рим.12:1 ; 2Тим.4:6 ). Наименование христиан «священством святым» не упраздняет богопоставленного священноначалия, о котором тот же апостол ясно говорит в послании ( 1Пет.5:1–5 ). Народ еврейский тоже был назван «царственным священством», – «народом святым» ( Исх.23:22 ), и однако Бог поставил Аарона и сыновей его священниками на служение при скинии ( Исх.28 гл.) и им сказал: «вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти» ( Чис.18:7 ; ср. 16 гл.). 2) Проповедование Христова учения – обязанность всех христиан, а не право священников ( Деян.8:4; 11:19–21 ). 68 Рассеявшиеся от гонений христиане иерусалимской Церкви, если и проповедовали, то имели, несомненно, особые полномочия и руководственные указания от апостолов. Так одни из рассеявшихся «никому не проповедовали ни слова, кроме иудеев», другие – кипряне и киринейцы – проповедовали эллинам ( Деян.11:19–20 ). Это распределение указывает на точно выработанный апостолами план проповеди . Апостолы, находившиеся в Иерусалиме, наблюдали за деятельностью проповедников и, главное, утверждали ее: «услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго» ( Деян.8:14–15 ). Также и о проповеди рассеявшихся «от гонения, бывшего после Стефана, дошел слух до Церкви иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию» ( Деян.11:22 ). Из приведенных мест, как равно и из других ( Деян.15:2, 4, 28, 21:18 ; Гал.2:2 ), видно, что в апостольское время не только простые верующие не имели права на свободную проповедь, но и сами апостолы подчинялись собору апостолов. О праве священства, а не мирян, проповедовать слово Божие см. Мф.28:16–19 ; Мк.16:14–15 ; 1Тим.4:11, 3:16 ; 2Тим.4:2 ; Тит.1:9 ; ср. Рим 10:15 ; 1Кор.12:29 ; Иак.3:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Григория Богослова (Слово о Богосл. 2-е), «выражается почти так же, как и Давид, который называет судьбы Божии бездною многою». Некоторые оо. и уч. церкви и последние слова 7-го ст. человки и скоты спасеши Гди – объясняют, как пророчество об искуплении и спасении мира чрез Иисуса Христа, разумея под человеками людей благочестивых, «живущих по здравому смыслу (Зигабен), и в частности, «израильтян, как наученных законом и разумеющих лучшая ( Рим.2:18 ), а под скотами, как неразумными – язычников, преклонившихся долу к земле и питающихся человеческими мудрованиями, но никогда не слышавших» о тайне откровения (св. Афанасий), и вообще людей нечестивых «живущих безразсудно и бессмысленно» (Зигабен). Сл.-греч. на нбс млть тво (ст. 6а) – букв. перевод с еврейского, но евр. выражение (бегашшамаим=на небеси), как показывает соответствующее ему выражение 2-го полустишия (ад-шехаким=до облаков) и параллельные места Пс.56:11 и 107:5, – должно быть понимаемо так же, как Быт.11:4 ; Втор.1:28; 9:1 (ср. Пс.18:5 и Иер.51:9 в значении; достигая от земли на небо, или тоже, что до небес. и. к умножилъ млть твою, бже: сынове же въ кров крил надтис имтъ. 8. Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: . тка дом твоег, и потокомъ сладости твое напоиши . 9. насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, к у источникъ живота, во свт твоемъ узримъ свтъ. 10. ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. 8–10. Хотя в основании спасения своего и всего мира псалмопевец полагает совокупное проявление различных божественных свойств милости, истины и правды, но так как различные действия божественные в неисповедимых судьбах Промысла равно направлены ко благу и спасению мира; то при созерцании этой последней цели, различие их сливается и исчезает в единстве спасающей божественной благости и – Бог милости, истины и правды пред взором псалмопевца, подобно, как и в новозаветном откровении, является по преимуществу Богом любви ( 1Ин.4:8:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

28:19). Коринфянам же, решившимся возвратиться к древнему заблуждению после принятия веры, Павел пишет, говоря: «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, — говорю, как детям, — распространитесь и вы. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:11—15). И Псалмопевец говорит самому Еммануилу, укоряя тесноту закона: «Твоя заповедь безмерно обширна» (Пс. 118:96). И еще: «Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое» (Пс. 118:32). И к тому еще: «буду ходить свободно,... ибо повеления Твои храню» (Пс. 118:45, 56). А что и жезл ореховый, как я недавно сказал, имеет свойство производить бодрствование, об этом говорит Бог пророку Иеремии: «что видишь ты, Иеремия? Я сказал , — говорит пророк,— вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось» (Иер. 1:11—12). Итак, умопредставляемый под видом жезла, Христос как бы представляет нам Себя, как умершего, и воздвигнутого из мертвых, и на небеса вознесенного, а также и расширяющего мысленно посредством Духа сердца приемлющих Его. Но где положил Иаков жезлы? — В поильных корытах. Под корытами поильными для словесного стада, то есть для нас, можно разуметь писание Моисея и пророческие вещания, едва не источающие нам слово свыше и от Бога. Ибо написано: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3). Там мы найдем Еммануила — жезл силы, и бывшего как бы в смерти ради нас, и «перворожденного из мертвых» (Кол. 1:18), и возносящегося во славе, и распространяющего уверовавших, как я сказал недавно. Ибо все слово святых пророков и Моисея указует на таинство Христово. Посему и премудрый Павел сказал: «кончина закона и пророков Христос» (Рим. 10:4; сн.: Мф. 5:17; Лк. 24:27). Впрочем Иаков острогал жезлы «пестрением белым, сострогал кору» , и таким образом над ними овцы зачинали пестрый приплод.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Всем сердцем желаю вам благословений Отца небесного во всех богоугодных трудах, подвигах, занятиях и делах, видимых и духовных, пребуду всегда преданным вам слугою о Господе. P. S. Советую вам запечатлеть сии слова Божией благодати в памяти, в уме, сердце и совести. 26 марта 1846 г. 296 В Орел приехали мы по милости Божией благополучно, когда солнце уже взошло, и когда начали звонить к ранней обедне в городе. Мы исполнили уже и чтения из Нового Завета и Псалтыря. Мысли, получаемые при чтении второго псалма и второй главы Евангелия от Матфея (ибо эти места проходить сего дня случилось вам), представляются мне в гармоническом соответствии и согласии. «Царь Ирод смутился, и весь Иерусалим с ним. И собравши всех первосвященников и книжников из народа, спрашивал у них: где должно родиться Христу? ( Мф.2:3 −4). Ирод, тайно призвав волхвов, выведывал от них время явления звезды, и послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете Его, известите меня, чтобы и я пошел поклониться Ему» ( Мф.2:7 −8). «Ирод увидя, что он осмеян от волхвов, весьма разгневался, и послал избить в Вифлееме и во всех пределах его, всех детей мужеского пола от двух лет и ниже» ( Мф.2:6 ). Почто мятутся пароды, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и вельможи собираются вместе против Господа и Христа Его. «Разорвем узы их, и свергнем с себя иго их!» Живущий на небесах, осклабляется, Господь смеется им ( Пс.2:1 −4). Ты поразишь их жезлом железным; раздробишь их, как сосуд горшечника ( Пс.2:9 ). Соображая все это, можем найти ключ к разумению всех событий, составляющих историю мира и Церкви. В последнем стихе псалма словом почтите переводчик хотел выразить слово оригинала лобзайте. Лобзание Сына Божия по созерцанию духовному, бывает троякое: лобзание ног, принадлежащее собственно рабам; лобзание рук, свойственное детям, и лобзание уст, приличное только невестам Божественного Жениха ( Пс.2:11 ; 1Ин.4:18 ; Гал.4:1 −7; Рим.8:14 −17; 2Кор.11:2 ; Ин.3:29 ; Еф.5:25 −27, 29−32; Апок.19:7 −9, 22; Песн.П.1:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

" ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя " (Пс. 56, 11). И еще: " Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив " (Пс. 102, 8) и во многих других местах. " Ибо, каково величие Его, такова и милость Его " ,- говорит премудрый (Сир. 2, 18). Величина же Его бесконечна-бесконечна и милость. Поэтому Он " не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам " (Пс. 102, 10). И по бесконечному Своему милосердию Он " изгладит беззакония наши " и ввергнет " в пучину морскую все грехи наши " (Мих. 7, 19) (113, 164-165). Этот всемилостивый Ходатай всякую милость заслужил нам у небесного Своего Отца и дал нам решимость приступать к Нему. Избавил нас от врагов наших, от которых мы своею силою избавиться не могли. Враги наши-грех, диавол, смерть и ад. Одолели они нас и торжествовали над нами, побежденными; и никто нас не мог избавить, никто за нас не вступился, не было нам помощника против них. Но Сын Божий стал за нас, как Сам говорит через Пророка: " Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя-она поддержала Меня: и попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их " (Ис. 63, 5-6). Он диавола, страшного исполина, победил и связал, дела его разрушил (1 Ин. 3, 8); грехи верующих в Него кровью Своею и воскресением попрал и умертвил; ад разорил, и так извел из плена души наши; и взошел на небо: " Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас " (Рим. 8, 34) (113, 165-166). Сами угрозы Божии есть знак Его милосердия к грешникам, Бог грозит казнью для того, чтобы они пришли в чувство, оставили прежнюю злую жизнь и к Нему обратились с покаянием. Поразному призывает Бог грешника к покаянию, то изнутри совести его, то обещанием благ, то угрозой наказаний; а если всем этим грешник пренебрежет, тогда его, как нераскаянного, постигает суд Божий. Святитель Тихон Задонский (113, 168). Уязвляет нас Бог Сын стрелой Своей божественной любви, возлюбив нас величашей любовью, как сказано в Евангелии: " Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их " (Ин. 13, 1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Любовь породила в Боге желание сотворить мир и подвигнула Его всемогущество и премудрость к осуществлению этого желания. Другого, наиболее достойного Божества побуждения к творению, трудно и представить. Благость или любовь есть как бы сама сущность Божия. Бог есть любовь ( 1Ин.4:8, 16 ). Никто не благ, как только один Бог ( Мк.10:18 ). Поэтому и воля Его блага и желает только добра. Поэтому и все вообще действия Божии в отношении к миру в основании своем имеют желание блага. Но любви не свойственно оставаться замкнутою, не проявляться во вне. Напротив, одно из коренных и основных свойств любви или благости – сообщать свои блага возможно большему числу существ и в возможно большей мере. По бесконечной благости Своей Бог и создал мир с бесчисленными родами способных к принятию благ конечных видов и форм жизни, и сообщил им столько и таких благ, сколько и какие может принять конечное живое существо по самой своей природе. И Писание, обращая наши взоры на сами творения, приглашает видеть и исповедовать в творении дело благости Божией: Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его ( Пс.144:9 ; сн. Прем.11:25–27 ). Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его ( Пс.105:1 и след.; 106:1). Подробнее на благость, как основание для создания различных частей мира, указывает Писание, когда призывает воздать славу Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его ( Пс.135:5–9 ). На благость, как на ближайшую причину, побудившую всемогущество и премудрость Божию создать мир, указывали и древние отцы церкви. «Благий и всеблагий Бог, говорит св. И. Дамаскин, не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по (преизбытку) благости Своей благоволил, чтобы произошли существа, пользующиеся Его благодеяниями и причастные Его благости» 55 . Мир, сотворенный по благости Божией, есть лишь отображение совершенств Божиих, выражение во внешнем бытии Его вечной силы и Божества ( Рим.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

О благодушии «Все, что ни приключится тебе, принимай охотно» ( Сир.2:4 ), – говорит Писание, – ибо «все пути Господни –  милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» ( Пс.24:10 ). «Любящим Бога… все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ). Иной скажет: как же притеснения, обиды служат во благо? Неужели и их должно считать милостью Божией? Не приличнее ли их назвать гневом Господним. «Не верующий в Сына не увидит жизни, – сказано в Евангелии, – но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Для неверующих не только лишения, но и избытки временных благ служат гневом Божиим, потому что чрез них подается более случаев ко греху. Напротив же, для верующего все служит во благо: милость и истина Господня сретают его во всех путях, при изобилии и лишении временных благ; все ему приносит благо, подает спасение души. И что еще? Для усердно ищущих Божией правды злострадания в мире сем служат наибольшим благом, направляя их на путь истины. «Благо мне, что я пострадал, – взывал пред Богом и пророк Давид, – прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню» ( Пс.118:71, 67 ). «Господь гордым противится – сказано в Писании, – а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ). Кто почитал себя землею и пеплом ( Быт.18:27 )? Кто говорил: «я же червь, а не человек» ( Пс.21:7 )? Кто взывал в сокрушении: окаянный и нечистый есмь аз ( Ис.6:5 )? Не те ли самые люди, которые приведены были в такое смирение многими злостраданиями и скорбями? И Сам Владыка твари, «приняв образ раба» ( Флп.2:7 ), не для того ли был на земле умаленным паче всех сынов человеческих и потерпел все, что есть в мире уничиженного, чтобы подать нам спасение и вместе пример, как мы можем войти в славу Царствия Его? «Возьмите иго Мое на себя, – говорит Он, – и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). Кто сделается смиренным или, что то же, сокрушенным в сердце, – войдет в кротость, эту неволнуемую пристань духовную, тот найдет великий покой и мир душе своей: «и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). Итак, чтобы удостоиться Божией благодати и быть благодушным, нужно только быть кротким и смиренным. Как нет в мире никого беспокойнее и мятежнее человека гордого, так, напротив, нет спокойнее человека кроткого. Гордого тревожит все, всякое противное ему слово, всякий поступок ему неугодный выводит его из терпения; тогда как смиренный остается спокоен при всех злоключениях. И разные поношения и обиды самые сильные – ничто не выводит его из мирного состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Но апостолы сделали это возможным, и словом Божиим насадили в сердцах идолопоклоннических, обветшалых и застарелых святую веру, и утвердили, и сердца их, любовью мира и обычаев отеческих, как деревья суровые водой, напоенные, воспламенили к любви Божией и желанию и исканию вечных благ, которых не видел глаз, не слышало ухо, и которые и не приходили на сердце человеку (1 Кор 2:9). Что это, как не то, что Бог Сам через них говорил, Бог, ими проповедуемый, и слову Своему силу и действие подавал, по писанному: Вот Он даст гласу Своему глас силы (Пс 67:34)? Десятое. Дивно и сильно для утверждения истины апостольского учения и то, что эти священные сосуды и органы Духа Святого в такое короткое время и в таком малом числе (ибо их было только двенадцать), всю вселенную, как орлы окрыленные, облетели, и бесценное сокровище Евангелия пронесли, и им живущих на ней и принявших его обогатили. Святой Давид, Царь и пророк Божий, издалека об этом провидя, воспел: Во всю землю вышло вещание их и в концы вселенной слова их (Пс 18:5; Рим 10:18), что и апостол об этих посланниках Божиих приводит. И в Послании к Колоссянам упоминает, что благовествование тогда еще, как в них, так и во всем мире приносило плод и возрастало (Кол 1:5-6). Одиннадцатое. Истина святого апостольского учения познается и оттого, что они и своих погрешностей, в которых прежде своего апостольства находились, не утаили, но в писаниях своих написали, и всему миру объявили. Святой Матфей в своем благовестии называет себя мытарем (Мф 10:3). Святой Павел хульником и гонителем Церкви не стыдится себя называть и как бы перед всем миром исповедуется и кается в том. Они тем самым истину своего святого учения засвидетельствовали, и уверили нас, что верно слово их, и всякого принятия достойно, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1 Тим 1:15). В прочих светских писателях не видно этого, но эти священные главы не усомнились написать о своих пороках, и тем доказали, что их священные руки были тростью Духа Истины. Двенадцатое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Итак, имеют ли ветхозаветные заповеди значение для христиан? Духовно-нравственные указания – да, причем в христианском истолковании. Обрядовые же повеления в их прямом значении не нужны христианину, но в прообразовательном, или духовно-аллегорическом аспекте сохраняют свою актуальность. Заповеди Декалога, которые преобразил и наполнил новым содержанием Христос, являются обязательными для любого православного человека. Такое понимание избавит человека от разных крайностей. Некоторые говорят, что тексты Ветхого Завета нас совсем не касаются. Это неправда. Но иногда можно услышать и то, что обрядовый закон Моисея никто не отменял и христианину надо различать чистых животных от нечистых, дозволенную пищу от недозволенной и проч. Это тоже неверно. Здесь требуется рассуждение, основанное на церковном толковании Священного Писания. Есть закон и Закон. Есть вечное и преходящее. Есть изменяемое и неизменяемое. Читая Ветхий Завет, необходимо все это различать. Господь да просветит наши умы и сердца и да сохранит нас от всякого заблуждения. Рейтинг: 9.5 Голосов: 383 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Владимир 1 июня 2022, 16:15 Здравствуйте! В Книге Второзаконе, главы 7 есть такие слова: и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего 4 ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя. Значит ли это что евреи должны заключать браки с евреями и в наше время. Спасибо! АлександрГ. 30 сентября 2017, 09:34 Замечательно. И слов других нет. Спасибо!!! Галина Игл.-я 29 сентября 2017, 18:05 1.Иисус Христос боролся против внешнего формально - юридического понимания и истолкования фарисеями Закона Моисеева (Синайское законодательство).Он не допускал нарушения нравств.-х заповедей ВЗ,но требовал не чисто обрядового их исполнения, а переживания и осуществления самой жизнью, духовного обновления и возрождения личности.Господь открывает самую сущность Закона.Все люди преступили Закон (Пс. 13,3). Законом познается грех (Рим. 4,5).Человек не может исполнить Закон (1Ин. 1,8). Конец Закона- Христос: " ...конец Закона -Христос, к праведности всякого верующего " (Рим. 10,4). " Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою " (Гал 3,24).Смысл жизни человека- в богопознании.

http://pravoslavie.ru/106713.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010