Греч. житие В. (BHG, N 239) составил пресв. Иоанн Никомидийский, посещавший мученика в темнице и бывший свидетелем казни, а также получивший сведения о В. от Елпидифора и диаконов. В житии говорится, что В. усечен 28 марта. Мощи обретены в море через 25 дней, т. е. 21 или 22 апр., прибыли в Амасию и погребены через 5 дней, т. е. 26 апр. Монахи афонского Иверского мон-ря, посылая в 1651 г. рус. царю Алексею Михайловичу десницу В., писали: «А мы с тою святою рукою хаживали в миру, освятя воду с нея, и исчезала всякая гадина в полях, семя ядущая саранча, мыши и всякая иная гадина» ( Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914. С. 81-82). Сохранилось также похвальное слово В., написанное Астерием, еп. Амасийским (BHG, N 249). Ист.: BHG, N 239-240; ActaSS. Apr. T. 3. Col. XLII-XLVI [житие Иоанна, пресв. Никомидийского], XLVII-L [Похвала Астерия, еп. Амасийского]; Mansi. T. 2. Col. 34, 46; Δουκκης. ΜΣ. Σ. 409-418; ЖСв. Апр. С. 421-430. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 157; Honigman E. Patristic Studies//ST. 1953. Vol. 173. P. 6-27; Janin R. Basile (38)//DHGE. T. 6. Col. 1103-1104; Νικολπουλος Π. Γ. Βασιλες//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 714; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 76-77. Л. А. Бугаевская Гимнография По Типикону Великой ц. IX-XI вв. в день памяти В. на Пс 50 поются тропарь 1-го гласа: «Το θλοφρου σου τ λεψανον δυσπησεν κα βυθς» (Страстотерпца Твоего мощей устыдилась и пучина), на литургии прокимен 7-го гласа (Пс 149. 5), апостольское чтение 1 Кор 3. 9-17, аллилуиарий со стихом Пс 91. 13, Евангелие Ин 15. 17-16. 2 (общее мученику), причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 274). В Студийском уставе служба на память В. уже не совершается с той торжественностью, к-рая имела место в Типиконе Великой ц. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 450) и Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 148) есть краткие описания службы В. без тропаря и службы святому на литургии. Студийская Минея XII в. (ГИМ. Син. 165) содержит будничную службу В. ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 59). Краткое изложение службы входит в состав иерусалимских Типиконов вплоть до используемого ныне в РПЦ. Праздничного знака у службы нет (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/150505.html

Помещенное в Минее последование включает тропари 8-го гласа:             и 4-го гласа:      ; кондак 3-го гласа, на подобен «Дева днесь»:                ; канон утрени 8-го гласа (ирмос:              , нач.:            ); малый молебный канон, составленный по подобию молебного канона Богородице 8-го гласа (ирмос:        , нач.:            ); более 10 самогласнов, 3 цикла подобнов, а также циклы стихир на литии, на вечерне и на елеопомазании в конце утрени, включающие подобны всех гласов. Паремии вечерни: Ис 49. 8-15, Сир 44. 1-14, Прем 3. 1-9; Евангелие утрени: Мф 4. 25-5. 12; чтения литургии: прокимен из Пс 15, Кол 3. 20-4. 3 (или Евр 11. 33-12), аллилуиарий со стихами Пс 43, Лк 12. 32-40 (или Мф 4. 25-5. 12), причастен Пс 149. 4; помимо прочего в состав службы входят особые тропари на блаженнах. Служба пользуется большой популярностью (хотя, как правило, нек-рые ее части - молебное пение накануне, ряд песнопений и др.- на практике сокращаются или опускаются), нек-рые ее тексты (напр., стихиры-подобны    ) вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви. Лит.: Спасский И. Первая служба Всем Русским Святым и ее автор//ЖМП. 1949. 8. С. 50-55; Служба всем святым, в земле русской просиявшим. М., 1995; Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2 (13). С. 128-144; Певческие книги выголексинского письма. XVIII - 1-я пол. XIX в./Сост. Ф. В. Панченко. СПб., 2001. (Описание РО Б-ки РАН; Т. 9. Вып. 1); Казанцева Г. Е. Особенности церковнослав. языка службы «Всем святым, в Земле Русской просиявшим» свт. Афанасия (Сахарова)//ЕжБК, 2003. С. 377-380; Панченко О. В. Из археогр. разысканий в области соловецкой книжности: I. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия Шелонина: Вопрос атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 547-592; он же. Из археогр. разысканий: II. «Канон всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» - соч. Сергия Шелонина//ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 453-480.

http://pravenc.ru/text/155558.html

Смирнов И. Очерк истории духовного просвещения в древней христианской церкви (II-IX вв.). – ЧОЛДП 1871, февр., 17–27 (Клим. Рим.: 23–27); март, 20–26 (Игн. Бог.); апр., 1–4 [пагин. 2-я] (Полик. Смирн.); май, 21–27 (Варнав.); июнь, 13–19 («Пастырь» Ермы). Крутиков Т. Мужи Апостольские. Св. ап. Варнава. – Воронежские епархиальные ведомости 1891, 21 [здесь и далее пагин. 2-я, часть неофиц.], 771–779; Св. Климент, папа Римский. – Там же, 1892, 1, 1–15; Св. Ерм . – Там же, 2, 41–45 и 81–90; 4, 121–126; Св. Игнатий Богоносец . – Там же, 5, 153–161; 6, 201–210; Св. Поликарп Смирнский . – Там же, 8, 297–308; 9, 351–356; Св. Папий. – Там же, 10, 399–406. Отд. оттиск: Мужи Апостольские. Составил преподаватель Воронежской дух. семинарии Т.Крутиков. Воронеж, 1892. Гусев Д. Чтения по патрологии. Вып. 1. Введение в патрологию и век мужей апостольских. Введение [начало]. – ПС 1895, т. 1, 101–124; Введение [окончание]. Св. ап. Варнава и его послание. – Там же, 145–185, 277–289; т. 2, 49–71; Св. Климент Римский и его первое послание. – Там же, 160–214; Св. Игнатий Антиохийский и его послания. – Там же, т. 3, 47–71, 149–161; Св. Поликарп Смирнский и его послание к филиппийцам. – Там же, 301–319; Св. Ерм и его книга «Пастырь». – Там же, 1896, янв., 76–142. – Отд. оттиск: Казань, 1895, 277 с. Писарев Л.И. О руководительных началах христианского ведения по учению мужей апостольских. – ПС 1914, 6, 1026–1081; Христологическое учение мужей апостольских. – Там же, 7/8, 85–136; О спасении по учению мужей апостольских. – Там же, 10, 327–401; Экклезиология мужей апостольских. – Там же, 12, 591–668; Учение мужей апостольских об иерархии. – Там же, 1915, т. 1, 1, 90–188; Эсхатология мужей апостольских. – Там же, 2, 255–277. Эти статьи вошли в кн.: Писарев Л.И. Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. Т. 1. Век мужей апостольских (I и начало II века). Казань, 1915. XVI, 673, XXI, II с. Рец.: Еп. Анатолий (Грисюк А.). Отзыв о сочинении (…) Л.И. Писарева (…) «Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. Т. 1. Век мужей апостольских» (…) Каз., 1915; митр. Макарий (Булгаков) . [То же]. Казань, 1917. 1–32, 33–42; Пономарев П. Отзыв о сочинении (…) Л.И. Писарева (…) Очерки (…). Казань, 1917. 25 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Существует опубликованный перевод «Слов» святителя Петра Хрисолога на церковнославянский язык: Блаженнаго Петра Хрисолога , сирень Златослова, архиепископа града Равенны, Поучительныя слова. Т. 1–2. М., 1794. Латинский оригинал творений святителя Петра: Sanctus Petrus Chrysologus. Sermones//Patrologiae cursus completus. Series Latina/Ed. J. P. Migne. Paris, 1846. T. 52/1. Три проповеди святителя Петра Хрисолога – «Слово 147-е. О Таинстве Воплощения первое», «Слово 148-е. О Таинстве Воплощения второе» и «Слово 149-е. О Рождестве Христовом и о мире среди христиан» – на русском языке публикуются впервые. П.Ю. Малков Слово 75. На Воскресение Христово Как долго я был вдалеке от Вас, так вдалеке от меня было и слово 2 . Но молитесь, братья, чтобы Господь, вернув меня к вам, соизволил также вернуть и вновь даровать мне слово. Вы слышали евангелиста повествующего: «Вечером субботним, – говорит он– на рассвете первого дня недели " 3 (ср. Мф. 28.1 ). Что здесь человеческий разум понимает? Что здесь человеческая мудрость мыслит? Вечер заканчивается, но новый день еще не начинается, еще не рождается свет, но тьма. Но здесь Создатель вещей изменяет свойства вещей, так, чтобы в воскресении Господа вы разумели нечто совершенно Божественное, а не человеческое. Как только Христос восстал, вечер стал светом для верующих, но для неверующих день принес тьму. Ибо для учеников ночь стала днем, но для евреев день обратился и стал ночью. »От шестого же часа сделалась тьма по всей земле до часа девятого (ср. Лк. 23. 44 )«. То есть ясность полдня была полностью покрыта тьмой и исполнилось написанное в Писании: »Солнце закатится в полдень« (ср. Ам. 8. 9 .). Закатится для них, для евреев, ибо для нас »ночь воссияет как день« (ср. Пс. 138 . 12 .), ибо вечер, который всегда склоняется в глубокую тьму, устремился и окутался светом, и исполнил сердца всех смертных сиянием Воскресения Христова из ада. «Вечером субботним на рассвете первого дня недели». Потому что была (суббота) освещена субботой Христовой, она не была отменена, «Ибо Я не нарушить закон, но исполнить». (Ср. Мф. 5. 17 . ) Она была освещена, чтобы изливала свет на День Господень, чтобы ясно светило в Церкви то, что было темным во мраке иудейской синагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/...

1 Цар 4:18). Так что, как я полагаю, яснейшим образом уча, этот блаженный Отец в “Слове на новую неделю” говорит: “Мы имеем повеление петь Господу песнь новую (Пс 149:1), увлечены ли мы были грехом в Вавилон, в эту лукавую слитность, и потом счастливо возвратились в Иерусалим, и как там, будучи на земле чужой, не смогли петь Божественной песни, так здесь составили и новую песнь, и новый образ жизни или постоянно пребывали и преуспевали в добре, и иное уже совершили, а иное еще совершаем при помощи Святого и обновляющего Духа” 3 . Это, как я полагаю по моему неразумию, верно, имел в виду великий учитель, когда возглашал: “А теперь почти чревоношение, и скачи, если не как Иоанн во чреве, то как Давид при упокоении Киота”, тропосом созерцания по достоинству и роду изрекая духовный смысл сказанного. Истинные же знатоки таких таинств, посвятившие себя созерцанию этих духовных смыслов, содержащихся здесь, говорят, что общий логос созерцания Писания, который един, когда он расширяется, созерцается десятеричным способом: по месту, времени, роду, лицу, достоинству или занятию; практическому, естественному и теологическому любомудрию; настоящему и будущему, или образу и истине. Когда же логос сжимается, он переводит первые пять в другие три тропа; три в два, а два в один дальше уже не сводимый ни к чему иному логос. Другими словами, логос сжимает первые пять тропов времени, места, рода, лица и достоинства в другие три — практической, естественной и теологической философии. Эти три сводятся к двум следующим: настоящему и будущему. И эти последние два заключаются в совершенном, простом, и, как они говорят, невыразимом логосе, объемлющем их все. В соответствии с его про-исхождением, главная десятка тропов подлежит созерцанию в Писании, и как содержащий источник, та же декада сжимается, в восходящем порядке, обратно вновь в монаду. По достоинству — это царь или царство, пастух или стадо, священник или священство, землепашец, военачальник, плотник или, проще говоря, всякое занятие из тех, на которые подразделяется человеческий род.

http://pravmir.ru/ambigva-37-pismo-shest...

Этот полиелей был достаточно широко распространен. Самая поздняя датированная запись к наст. времени обнаружена в Пападики Анастасия Ваиаса 1767-1770 гг. (Ath. Xeropot. 307). Первая часть этого полиелея была «истолкована» средствами аналитической нотации Нового метода хартофилаксом Хурмузием (Ath. Bibl. Nat. S. Sepulcri 704. Fol. 13v - 46v). Вторая статия полиелея Н. К., основанная на тексте Пс 135,- это осмогласник , к-рый распространялся в рукописной традиции в 2 редакциях: до XV в.- в краткой, а с XV в.- в полной, записывавшейся вместе с краткой или вместо нее; Мануил Хрисаф назвал ее «полиелей по гласам, большой» (πολυλεος κατ χον μγας). Исходя из текстовой и мелодической структуры полной редакции, этот полиелей стали называть «четырехстишным» (τετρστιχος): каждые 4 стиха Пс 135 распеты на один из 8 гласов ; заключение раздела каждого гласа дополнено 2 анафонимами (они названы «правая» и «левая»), с помощью к-рых происходит разработка пространного припева псалма «Аллилуия, яко в век милость Его, аллилуия». Из этого правила есть 2 исключения: 1) поскольку все 26 стихов Пс 135 не вписываются в 4-стишную структуру текста, осмогласник завершается на 2 последних стихах псалма: «Даяй пищу всякой плоти» и «Исповедайтеся Богу Небесному», распетых соответственно на гласы βαρς и 4-й плагальный; 2) в конце раздела 2-го плагального гласа (после ст. 24: «И избавил ны есть от врагов наших») содержится больше анафоним, к-рые образуют как бы автономный раздел с ремаркой: «Отсюда начинаются анафонимы с вастактами» (вастакты - певцы, исполнявшие исократиму ). Приведем надписания этого раздела по рукописи Athen. Bibl. Nat. 2406 (Fol. 149-150v) с учетом его деления, с одной стороны, на 11 частей согласно смене гласов, с другой - на 5 частей согласно обработке словесного текста. Указанные 5 частей следующие: 1-я последовательность из 3 анафоним, из к-рых 1-я и 3-я распеты на 2-й плагальный глас (νεναν), а 2-я - на 4-й плагальный глас; распев на 2-й плагальный глас (νεναν) заключения ст.

http://pravenc.ru/text/2566120.html

Вторым началом умственного зрения является некий добавленный к естественному свету разума свет по навыку, и этот свет иногда утрачивается душою. Такая утрата является слепотой и наказанием – в той мере, в какой наказанием является лишение света благодати. Поэтому [в Писании] об этом сказано так: «Злоба их ослепила их» ( Прем. 2, 21 ). Третьим началом умственного зрения является интеллигибельное начало, посредством которого человек разумеет другие вещи, и этому началу человек может быть причастен, а может и не быть. То, что он не является причастным ему, случается по двум причинам. Иногда это связано с тем, что человеческая воля намеренно уклоняется от рассмотрения этого начала, согласно сказанному [в Писании]: «Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро» ( Пс. 35, 4 ), а иногда – с тем, что ум поглощен рассмотрением иных, более любимых им вещей, что препятствует ему рассматривать это начало, согласно сказанному [в Писании]: «Да опалит их огонь» 149 , то есть [огонь] вожделения, «да не видят солнца» ( Пс. 57, 9 ). И в обоих этих случаях слепота ума является грехом. Ответ на возражение 1. Та слепота, которая оправдывает грех, является следствием естественного изъяна того, кто не может видеть. Ответ на возражение 2. Этот аргумент относится ко второму виду слепоты, которая является наказанием. Ответ на возражение 3. Само по себе разумение истины желанно всем, но тем не менее акцидентно оно может быть ненавидимо некоторыми потому что является для них препятствием к овладению тем, что желанно им ещё больше. Раздел 2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ТУПОСТЬ РАЗУМА ОТЛИЧНЫМ ОТ СЛЕПОТЫ УМА ГРЕХОМ? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что тупость разума не является отличным от слепоты ума грехом. В самом деле, одному противоположно одно. Однако, согласно Григорию, тупость разума противоположна дару разумения 150 . Но таковою же является и слепота ума, поскольку под разумением понимается начало видения. Следовательно, тупость разума является тем же, что и слепота ума.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

3-я и 5-я стихиры построены на цитатах из великого повечерия: «Господи, аще не быхом святаго Твоего священномученика Ермогена имели молитвенника…» (ср.: «Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники…), «Разумейте, языцы, и покаряйтеся, услышите до последних земли: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете, не дремлют бо очи святителя Ермогена на страже Руси православныя…» (ср.: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог. Услышите до последних земли…»). Первая половина 4-й стихиры представляет собой коллаж из фрагментов апостольских посланий, Евангелия и Псалтири; далее — слова самого святителя Ермогена; в конце — вновь цитата из великого повечерия. Из стихир на литии обращает на себя внимание славник («Что тя наречем, святителю Ермогене?..»): он составлен по образцу богородична 1-го часа («Что Тя наречем, о Благодатная?..»). Утреня Канон святому — один (хотя на бденной службе могло бы быть и два; ср., к примеру, службу святителю Алексию Московскому 25 (12) февраля), но зато в каждой песни — по восемь тропарей (включая богородичны). 1-я песнь и первая половина 3-й песни имеют достаточно абстрактное содержание: святитель восхваляется без привязки к конкретным событиям, дается общее осмысление его жизненного подвига, например: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. По словеси сему бысть житие твое, святителю. И се ныне радуешися на небесех и радуеши всех, чтущих память твою» (4-й тропарь 1-й песни). Начиная со второй половины 3-й песни уже наблюдается хронология: обретение Казанской иконы в бытность Ермогена (тогда еще — Ермолая) приходским священником, служение в качестве казанского архипастыря, конфликт с Лжедмитрием I, избрание на Патриарший престол, попытки увещевания изменников, заточение и мученическая кончина. Во второй половине 9-й песни святитель изображается в небесной славе. Необычно выглядят стихиры на хвалитех. Начало каждой из них представляет собой видоизмененный псаломский стих, предшествующий самой стихире: «Сотворите в песнех суд написан…» (ср.: «Сотворити в них суд написан, слава сия будет всем преподобным Его» Пс. 149, 9), «Хвалите Бога во святем Его…», «Хвалите святаго в силе Его…», «Хвалите святаго во псалмех и песнех…», «Хвалите святаго в соборе освященных…», «Хвалите святаго во святителех, похвалите его в святейших патриарсех…»

http://e-vestnik.ru/church/bogosluzhebny...

И в скорби благость Божия Бог и тогда нам благотворит, когда нас наказует, ибо наказует нас, да исправит нас; биет нас, да помилует нас; опечаляет нас, да истинно утешит нас. егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет ( Евр. 12, 6 ) (5:233). Скорби есть проверка упования ВЕРА, НАДЕЖДА, УПОВАНИЕ и ТЕРПЕНИЕ не в благополучии, но в злополучии познается. Злополучие показует, на что человек уповает, на Бога ли, или на иное что, кроме Бога. К чему и к кому кто в злополучии прибегает и просит помощи, на тое и уповает. Злополучие подобно есть лекарству рвотному, которое извергает из желудка, что в нем кроется; тако злополучие показует, что в СЕРДЦЕ кроется, – на Бога ли, или на иное что упование. Тако злополучием открывается глубина СЕРДЦА человеческаго, и человек свое сердце познает; без того же познатися не может, «глубоко бо есть» (1:205). Скорбь искушает веру (3:21, см. ВЕРА , 149). Скорби – признак истинных последователей Христовых Не скорби убо, любезный христианине, но радуйся паче и благодари в скорбех; что тако блаженнейшему оному избранных Божиих собору, которые под знамением креста зде Христу Царю служили, и ныне живущие на земли служат, причисляешися и Самому Христу последуеши и сообразуешися. Сия есть примета избранных Божиих, что «их мир ненавидит», и ненавидит не за какия злыя дела, но за тое, что, удаляяся от злых его дел, усердно Господу своему работают. «Аще от мира бысте были», глаголет им Христос, «мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» ( Ин. 15, 19 ) (3:294) (также 3:246–247, см. ТЕРПЕНИЕ , 1042). Если ты христианин, то скорби неизбежны Без всякаго сумнения известно есть, что истинным христианам без скорби в мире сем быти невозможно. Тако бо свидетельствует Божие слово: «многи скорби праведным» ( Пс. 33, 20 ); «в мире скорбни будете» ( Ин. 16, 33 ); «вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут» ( 2Тим. 3, 2 ). Ибо путь, который их вводит в живот, «тесен есть» ( Мф. 7, 14 ). Что убо? Ты ли един хощеши без скорби пробыти, и с теснаго пути на пространный, который «ведет в пагубу» ( Мф. 7, 13 ), взыти и тако от числа истинных христиан себе выключить? Прочитай священную от начала мира историю, и увидишь, что вси святии чашу горести крестныя пили, и ныне в мире странствующие пиют, и до конца мира будут пити. Довлеет тебе к утешению твоему сие, что «сообщник еси им в печали» ( Апок. 1, 9 ), что «приобщаешися Христовым страстем» ( 1Пет. 4, 13 ) (3:292).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Отчаяние есть уподобление Иуде Иуда предатель, пришедши в отчаяния, «удавился» ( Мф. 27, 5 ). Познал он величество греха, но не познал величества милосердия Божия. Тако и ныне многие делают, и последуют Иуде. Познают множество грехов своих, но не познают множества щедрот Божиих, и тако отчаяваются спасения своего, Христианине! тяжкий и последний удар есть ДИАВОЛЬСКИЙ – отчаяние. Он, прежде греха, «милостиваго» Бога предлагает; не после греха, «правосудливаго». Сия его есть хитрость (4:268). Отчаяние – тягчайшее искушение веры (3:21; см. ВЕРА , 149). Отчаяние – признак НЕВЕРИЯ Явное неверия знамение есть отчаяние милосердия Божия, которое оказывает себе или весьма развратным житием, о каковых пишется: «иже в нечаяние вложшеся, предаша себе студодеянию, в делание всякия нечистоты в лихоимании» ( Еф. 4, 19 ), или безмерною печалию, которая часто к самоубийству приводит, как-то случилось Иуде предателю, который «шед удавися» ( Мф. 27, 5 ), и братоубийце Каину, который, по убиении брата своего Авеля и обличении Божии, сказал ко Господу Богу: «вящшая вина моя, еже оставитися ми» ( Быт. 4, 13 ). Однакож кто кается за грехи и безмерную печаль страждет, но тую упованием на милосердие Божие тщится преодолевать и победить, как то бывает в великом духовном искушении – тамо подвизающаяся вера еще не угасла, хотя и в великой слабости есть (3:25). Отчаяние – наибольшее искушение для НАДЕЖДЫ Наибольшее и тяжчайшее искушение бывает надежде, когда мысли смущают душу, и хотят ее лишить надежды спасения; и в отчаяние вринуть; и глаголется человеку в сердце его: «несть спасения ему в Бозе его» ( Пс. 3, 3 ). Сие есть диавольское коварство и стрелы его разженныя, которыя мещет на верную душу, и хощет у нея отнять вечнаго спасения сокровище. Тут наипаче человеку должно терпеть, мужаться, крепиться и преодолевать надеждою кознь вражию, и неподвижимым быть в надежде, и помнить сие слово утешительное: «блажени вси надеющиися нань». И паки «веруяй в Онь (во Христа), не постыдится» ( Рим. 10, 11 ) (1:197).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010