И опять: « Не убежит и живущая в Цаане; плач в селении Ецель не даст вам остановиться в нем »  (Мих. 1:11). Хотя (грешники) и справедливо наказываются, однако (Бог) хочет, чтобы мы соболезновали об этом, а не радовались и веселились. Ежели Я, Который наказываю, говорит Он, делаю это, не радуясь, и не услаждаюсь их мучением (« Разве Я хочу смерти беззаконника?» — Иез. 18:23, 32; (не хочу смерти грешника) сн. 33:11); то и ты должен подражать Господу, и болезновать о том самом, что (грешник) дал случай и повод к праведному наказанию. Посему кто печалится по Боге, тот получает от этого великую пользу. Если же претерпевающие побои блаженнее тех, которые наносят их, если наши  страдальцы блаженнее язычников, живущих в покое, и скорбящие — веселящихся, то какой же еще может быть у нас повод к скорби? Поэтому никого не должно называть блаженным, кроме живущего только по Боге; этих одних ублажает и Писание. « Блажен ,  — говорит,  — муж, который не ходит на совет нечестивых » (Пс. 1:1). « Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим » (Пс. 93:12). « Блаженны непорочные в пути » (Пс. 118:1). « Блаженны все, уповающие на Него » (Пс. 2:12). « Блажен народ, у которого Господь есть Бог » (Пс. 32:12). « Блажен, кого не зазирает душа его » (Сир. 15:2). « Блажен муж, боящийся Господа » (Пс. 111:1). И Христос опять (говорит) так: « Блаженны плачущие, блаженны нищие духом, блаженны кроткие, блаженны миротворцы, блаженны изгнанные за правду » (Мф. 5:3–11). Видишь, как божественные законы везде ублажают не кого–либо из богатых, не из знатных родом, не из пользующихся славою, но стяжавшего добродетель! Это потому, что требуется, чтобы основанием всех наших дел, или страданий, был страх Божий; и если ты заранее насадишь этот корень, то не только покой, честь, слава и уважение, но и обиды, и клеветы, и оскорбления, и бесчестие, и мучения, и все вообще бедствия произрастят тебе плоды радости. И как корни дерев сами горьки, а плоды приносят нам весьма приятные, так и печаль по Боге принесет нам великую радость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Итак, «съедят мясо», сказано, в век сей (Исх. 12:8). Ибо доколе мы остаемся в сем мире, мы будем причащаться Христа посредством Святой Плоти и Честной Крови Его чувственным образом. Когда же предстанем «в день силы» Его, как написано (Пс. 109:3), и вступим в «светлость святых»(Пс. 109:3),тогда будем освящаться иным неким способом и так, как ведает Распорядитель и Податель будущих благ. С другой стороны, причастие Святаго Тела, равно как и питие спасительной Крови Его заключает в себе и исповедание страдания и по Божию Промышлению ради нас подъятой смерти Христа. Так Он и Сам говорит в одном месте, когда полагал для Своих знаемых законы о сем таинстве: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Мою возвещаете» (1 Кор. 11:26; сн.: Лк. 22:20). Итак, в настоящем веке чрез причастие сейчас поименованного, мы поистине будем возвещать смерть Его; когда же наконец Он явится во славе Отца, то уже не благовременно было бы, если б мы приносили Ему исповедание страдания Его, но мы познаем Его открыто, как Бога, «лицем к лицу», как говорит Павел (1 Кор. 13:12). Ибо мы прославим Его, как Владыку. Однажды умерши, Он «уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти», по слову Павла (Рим. 6:9). Посему и говорил он: «отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5:16). Тогда мы яснее познаем уже не чрез то, что Он стал человеком, но из того, что Он есть Бог истинный, так как тогда исполнится уже домостроительство, по которому и стал Он плотию. Упразднятся, вероятно, речи о воплощении, но наступит большее знание и воссияет в нас некое Божественное разумение спасения, совершенного Им в боголепной славе. «Печена же огнем» повелевает вкушать «мяса» агнца потому, что приступающие к общению со Христом должны быть горячи духом (Исх.12:8). Гореть «духом» повелевает им и Павел (Рим. 12:11). Но и хлебы пресные «с горьким зелием, — говорит, — снедят» (Исх. 12:8), образно указывая сим на то, что соделавшиеся причастниками Христа должны питать душу свою как бы не заквашенными и чистейшими пожеланиями, приучая себя к чуждой коварства и свободной от порочности жизни; и не должны поэтому отказываться от горечи искушений, согласно сказанному кем-то: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд» (Сир.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Насколько правильна эта мысль, посмотрим. Противоположными называем Внешнюю философию, то есть языческую, и христианскую, соединенную с верой и принятую через веру. Внешняя может быть названа противоположною христианской не сама по себе, насколько и она есть познание истины; потому что в этом отношении всякая премудрость от Господа, и с Ним пребывает в век ( Сир. 1:1 ), – но в ином отношении, и притом трояком. В первых, относительно подлежащего (ratione subjeeti), как выражаются ученые; потому то – есть, что древние философы неправильно пользовались ею для своей гордости и тщеславия, чрез нее познавая Бога, не жили сообразно с познанным, не прославили Его, как Бога, и истину Божию заменили ложью ( Рим. 1 ::21–25). Во – вторых: потому может быть названа противоположною, что вместе с истиною много ложного примешалось к ней, напр. о судьбе, о вечности Мира, о том, что Бог не промышляет о Мире. В – третьих: потому что философы, современные проповеди Евангельской, не подчинили ее вере Евангельской, но осуетились в умствованиях своих и осмеивали истину. Посему и ап. Павел к этой философии относит пророчество Исаии: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну ( 1Кор. 1:19 ). Итак, мудрость философская, человеческими усилиями достигнутая, о Боге и природе вещей, если брать ее саму в себе, есть дар Божий, что и Феофан признает, называя ее сейчас далее «благодатью внешней философии», и она не может быть противна христианскому видению. Называется же противоположною потому, что она представителями имеете людей, враждебных, вере, и извращена ложными умствованиями. Блаж. Августин в 10 книге ограде Божием, главе 28: «Бог погубил и отверг не Свою мудрость, которую Сам даровал им, но ту, которую они себе присвоят, не держась Его мудрости». – Дальше наш проповедник говорит, что внешняя мудрость не только согласна с христианскою, но и может даже быть помощницею последней чрез свои умозаключения о Боге и Его творениях. И в этом отношении мысль его согласна со сказанным у апостола Павла: ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы ( Рим. 1:20 ). Сн. Прем. 13 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/feofana...

Нет Его воли, чтобы погиб и один человек ( Мф.18:14 ) и даже один волос с головы человеческой (10:30). Посему Он более родной матери печется о человеке, как Сам свидетельствует о Себе через пр. Исаию: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя ( Ис.49:15 ). Спаситель учил: отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах ( Мф.23:9 ). По изображениям Писания, жизнь каждого человека есть непрерывный ряд действий многопопечительной любви Божией к нему, устрояющей его судьбы, начиная от рождения и даже утробного образования ( Пс.21:10; 138:15 ; Иов.10:11 ; 2Мак.7:22–23 ) до самой смерти. Он даст каждому человеку жизнь и дыхание и все ( Деян.17:25, 28 ), т. е. все необходимое для жизни (что особенно выразительно изображено в нагорной беседе Спасителя). Сам же Он дает каждому определенную меру способностей или дарований ( Исх.4:11 ; Пс.93:9 ; Сир.1:6, 8–11 ; Мф.25:15 ; Иак.1:17 ), Сам назначает пределы земной жизни каждого человека ( Иов.14:5 ), награждая благочестивых долгоденствием ( Пс.90:14–16; 127:1, 7 ; 3Цар.3:14 ; Исх.20:12 ), иногда впрочем попуская долголетие и нечестивых ( Прем.12:20 ), а другим посылая раннюю смерть, – иногда в наказание за порочную жизнь ( Притч.10:27; 13:2, 24 ), а иногда по особым благим целям Своего промысла ( Прем.4:7–18 ). Все судьбы и обстоятельства человеческой жизни определяются Богом. Он располагает всеми событиями счастливыми и несчастливыми: Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает ( 1Цар.2:6–7 ). Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их ( Иов.5:18 ). Не стесняя дарованной человеку свободы, сохраняющейся и в падшем состоянии, Он однако руководит и управляет также свободными намерениями и действиями человека: сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его ( Притч.16:9, 33 ; сн. Иер.10:23 ). Он указывает путь жизни человеку ( Пс.142:8 ): от Господа направляются шаги человека ( Притч.20:24 ), разумная жена – от Господа ( Притч.19:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Одной из главных обязанностей человека по отношению к Богу служит поклонение Ему, как Творцу и Промыслителю. Соответственно духовно-телесной природе человека, это поклонение совершается чадами православной Церкви двояко: духом и телом, т. е. всякая домашняя молитва и общественное богослужение сопровождаются у них обрядами и символами. Да иначе и нельзя. Душа и тело человека так тесно соединены между собой, что всякое душевное движение или состояние, напр., радость, горе и т. п. непременно отражается в теле, как об этом свидетельствует Сам Спаситель словами: «от избытка сердца говорят уста» ( Мф. 12:34 ) и слово Божие, говоря: «сердце человека изменяет лице его или на хорошее, или на худое; признак сердца в счастье – лице веселое» ( Сир. 13:31–32 ); «по виду узнается человек и по выражению лица при встрече познается разумный» (–19:26); «мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется» ( Екл. 8:1 ). При том же наши тела «суть члены Христовы» ( 1Кор. 6:15 ) и «храмы Духа Св.» (–ст. 19), почему ап. Павел прямо повелевает: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим. 12:1 ), «ибо вы куплены дорогой ценой; посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ). Самъ Иисус Христос поклонялся телом Богу и Отцу Своему; поклонялись телом и св. апостолы, выражая это в разных молитвенных действиях и обрядах ( Мф. 26:39 ; Лк. 22: 41 ; Деян. 21:5 ; Еф.3:14 ). 609 Наконец, нельзя не заметить, что самые слова «поклонение», «поклоняться» на языке Св. Писания означают, прежде всего, буквально телесное поклонение, напр.: волхвы «падша поклонились Ему» (Богомладенцу Христу) (Мф. 2:11), воииы, «становясь на колени, кланялись Ему» (Христу) ( Мк. 15:19 ), а затем, въ дальнейшем смысле, – исполнение того или другого богослужебного культа, напр., об евнухе царицы Ефиопской говорится, что он приезжал в Иерусалим «для поклонения» ( Деян. 8:27 ), т. е. для выполнения тех обрядов и жертвоприношений, которые требовались законом; об ап. Павле также говорится, что он приходил туда для поклонения (–24:11: сн. 21:26). 610

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Понятно, что и при самом творении вселенной не могло быть ничего такого, что могло бы видоизменить вечные умопредставления Божии о мире и их осуществление. Тем более, конечно, недопустима мысль, чтобы что-либо в созданном Богом мире, не исключая и незначительнейших существ и предметов, получило бытие случайно и бездельно, появилось, не будучи предопределено к бытию в вечных Божиих первообразах мира. Вместе с вечностью мысли о мире должно представлять вечным и хотение Божие произвести мир, конечно, как хотение произвести мир в определенное время, ибо безначальное и вечное бытие свойственно только Богу, но не может быть свойственным сотворенным существам. Далее, откровение учит, что мир сотворен Богом по изволении Его свободной воли, а не по какой-либо необходимости. Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах ( Пс.134:6 ; сн. Пс.113:11 ; Откр.4:11 ). Иначе и не возможно представлять творение мира, как действием свободной воли Божией. Если бы не было в Боге свободного желания сотворить мир, то Он и не сотворил бы его, потому что по отношении к действиям Божиим не мыслимо ни внешнее, ни внутреннее принуждение. Внешнее принуждение не мыслимо, ибо Он единый самобытный и всемогущей; при том же до начала миробытия кроме Бога ничего не было. Но не могло быть в Боге и внутреннего принуждения к творению. Бог, как существо всесовершенное, а потому всеблаженное, не имел нужды в каком-либо ином, отличном от Себя бытии, для восполнения Своего совершенства и блаженства. Никто и ничто и не может увеличить или уменьшить ни Его блаженства ( Иов.22:2–3 ; Пс.15:11 ; Деян.17:25 ), ни Его славы ( Сир.18:5 ), вообще полноты божественной жизни. Предположение о внутреннем принуждении Бота к созданию мира необходимо ведет к ложным понятиям о Боге и мире в смысле пантеистическом. Наконец, все сотворено Богом без малейшего затруднения и каких-либо препятствий, согласно Его вечным умопредставлениям о мире и определениям Его воли. Это предполагается самим понятием о всемогуществе Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Таким образом чрез это и мы будет знать, что должны быть кроткими и мирными, и всячески стараться жить без ссоры. Ибо «рабу же Господа , — сказано, — не должно ссориться, но быть приветливым ко всем» , как написано (2 Тим. 2:24). Не излишне нам пользоваться и человеческими услугами ко благу, даже, полагаю, и очень похвально это. Необходимо также искать, если это только нам бывает нужно, и попечения от Бога и помощи свыше, «не высокомудрствуйте» (Рим. 12:16), а напротив принимая во внимание написанное: «Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа» (Сир. 3:18; сн.: Флп. 2:3). Ты мысля и действуя, мы приобретем от мира благо и зверски поступающих с нами обратим к кротости. Сказано: «и звери полевые в мире с тобою» (Иов 5:23). Так поступил Иаков. Он не только словами мягкими и ласковыми смягчает брата, и делает его общником своего имущества, посылает ему подарки, отделяя ему самую значительную часть, овец и волов, коз и ослов, верблюдов и тельцов. Ибо мир лучше богатств, и приобретение привременного должно считать менее важным, нежели любовь к брату. Но божественный Иаков боялся, как я сказал, брата своего Исава и как будто бы только что испытавший последствия гнева его, был в унынии. А тот, поборов прежнюю зависть, обнял Иакова и со слезами лобызал его, уступив законам природы, располагавшим его к любви. Ибо написано: «И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали» (Быт. 33:4). И это все суть дела кротости, плод смиренного и не любящего превозноситься духа, дар благорасположения Божия к любящим Его, так как Бог смягчает суровое, уравнивает шероховатое и наполняет благодушием сердца тех, которые стараются прилепляться к Нему. Но я думаю, что нам должно повествование сие обратить к созерцанию духовному. И теперь скажем об этом, возвратившись назад и восходя к началу всего слова. Ибо тогда таинство Христово ясно будет для желающих узнать полезное. 3. Боясь, как всего вероятнее, брата, замышлявшего убить его и зверски относившегося к нему, божественный Иаков решился удалиться в Харран и к Лавану.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Учение православной Церкви «Храним слова Господни, апостольские и пророческие, через которые мы научились чтить и величать, во-первых, собственно и истинно Богородицу и св. ангельские силы, апостолов, пророков и славных мучеников, святых и богоносных учителей и всех святых мужей и просить их предстательства, потому что они могут соделать нас угодными Царю всех – Богу... Если кто не исповедует, что все святые, сущие от века и угодившие Богу как до закона, так под законом и благодатию досточестны пред Ним по душе и по телу, или не просит молитв святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир, по церковному преданию: анафема» (Постановл. VII Всел. Собор.) 103 . Величие святых Святые окружают престол Божий ( Откр. 7:9,10 ), граждане небесного Иерусалима ( Евр. 12:22,23 ), весь мир их не достоин ( Евр. 11:38 ), друзья Божии ( Ин. 15:14 ; сн. Ис. 41:8 ; Иак. 2:23 ), во святых Бог прославляется ( 2Сол. 1:10 ), святые участники божественной славы ( Ин. 12:26 ), память о них будет вечная ( Пс. 111:6 ), «благословенна» ( Притч. 10:7 ), « Церковь о них будет возвещать хвалу» ( Сир. 44:14 ). Члены Церкви земной должны а) помнить о святых и подражать их богоугодной жизни: «поминайте (μνημονεετε – вспоминайте) наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ). «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним» ( Иак. 5:10 ). «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16; 11:1 ; Флп. 3:17 ). Апостол Павел, упомянув о святых и их подвигах ( Евр. 11 гл.), наставляет: «имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя, и запинающий (επερστατον – незаметно овладевающий, запутывающий в свои сети) нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» ( Евр. 12:1 ). б) ... почитать святых: Господь Иисус Христос, подтвердив ветхозаветную заповедь: «Господу Богу поклоняйся, и Ему одному служи» ( Втор. 6:13 ;; Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Этому, часто темному, но вечно живому ощущению мы обязаны сохранением и всеобщностью религии в роде человеческом, несмотря на все степени глубокого упадка различных племен и народов в умственном и нравственном отношении, как и всегдашним стремлением к богопознанию 151 . Убеждение в бытии Божием, таким образом, имеет опытную основу, – внутренний религиозный опыт, восприимчивость к таинственному прикосновению или откровению Божию в духе человеческом, убеждают человека в том, что Бог, действительно, существует. В особенности делается восприимчивою к воздействиям Божества душа христианская, очищенная от греха и приближенная к Богу 152 . Но христианство дает основание для убеждения в бытии Божием и внешнее, историческое – в явлении Бога во плоти в лице И. Христа. Есть Бог, потому что, действительно, существует Господь И. Христос. На присутствие в человеке особого органа или способности к восприятию воздействий на него Божества, и близость самого Бога к способным ощущать Его присутствие и Его присносущную силу указывает и св. Писание. Сотворил есть, говорит о Боге ап. Павел, от единыя крове весь язык человече жити по всему лицу земному, уставив предучиненные времена и пределы селения их: взыскати Господа, да поне осяжут Его (ψηλαφσειαν) и обрящут, яко не далече от единого коегождо нас суща. О Нем бо живем, и движемся и есмы... сего бо и род (γνος) есмы ( Деян. 17, 26–28 ). По мысли апостола, назначение каждого человека как созданного Богом и состоит в том, чтобы искать и находить Господа; средством к тому служат ему осязание, но, конечно, не чувственное, для которого неуловимо присутствие Божества, а душевное. И этому Бог, Которого мы род есмы, всячески способствует. Он недалек от каждого из нас, и не только недалек, но и близок к нам, так близок, как ничто другое не близко нам: о Нем (ν υτ) бо живем, и движемся и есмы. Итак, насколько мы чувствуем в себе свою собственную жизнь, силу движения, блага бытия, настолько не можем не чувствовать присутствия и близости к себе Того, от Кого она истекает, Кем поддерживается, и к Кому она по закону своего сродства непременно устремляется: никтоже бо нас себе живет (для себя)... аще бо живем, Господеви живем ( Рим. 14, 7–8 ). Бог, говорит сын Сирахов, исполнил их (людей) проницательностью разума и показал им добро и зло. Он положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его... Вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои. Величие славы видели глаза их, и славу голоса Его слышало ухо их ( Сир. 17, 6–11 ; сн. Втор. 30, 12–14 ; Рим. 10, 6–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Откровение и ветхого и нового завета ясно учит о непостижимости для нас Бога, указывая причину этого в несоизмеримом величии существа Божия сравнительно с существом нашего духа. Моисею, молившему Бога: яви ми Тебе Самого, да разумно вижду Тя, Бог, несмотря на его необычайную близость к Себе, говорил: не возможеши видети лица Моего: не бо узрит человек лице Мое, и жив будет ( Исх. 33, 13. 20 ). Причиною, следовательно, невозможности для человека зреть непосредственно беспредельное величие лица, т. е. существа Божия, служит узкость и ограниченность его природы; если бы человек возмечтал, во что бы то ни стало, познать сущность Божию, то все усилия его, кроме бесплодности, должны были бы кончиться одною смертоносною разрушительностью его собственной природы. И Моисею Бог поэтому обещал показать не самое лицо Свое, но лишь задняя Своя, т. е. отражение славы Своей (22–23 ст.; сн. 3Цар. 19, 11–12 ). И этою мыслью, мыслью о невозможности познания тайны внутреннего существа Божия, проникнуто все ветхозаветное учение о Боге. Не только самое существо, но и пути и действия Божии оно изображает неисследимыми. Один из друзей Иова (Софар) спрашивает праведного страдальца, предполагая, конечно, отрицательный ответ на свой вопрос: можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, – что можешь сделать? глубже преисподней, – что можешь узнать? Длиннее земли мера Его и шире моря ( Иов. 11, 7–8 ). Другой из друзей (Елиуй) исповедует: Бог велик, и мы не можем познать Его, число лет Его неисследимо (36, 26; сн. 37, 23). По изображениям других священных писателей, разум Его неисследим ( Ис. 40, 28 ) и неизмерим ( Пс. 146, 5 ), дела Его непостижимы ( Еккл. 3, 11; 8, 17 ; Прем. 9, 13 ; Сир. 18, 2–6 ; сн. Римл. 11, 33–34 ) 157 . Новозаветное откровение, утверждая невозможность зреть Бога как обитающего во свете неприступнем и, следовательно, тем более – невозможность познать сокровенное существо Божие 158 , учит, что полная постижимость Бога свойственна лишь Ему Самому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010