Второй день. (6–8 ст.). – Во второй день по творческому повелению Божию явилась твердь – евр. rakia – посреди воды. 135 Евр. слово rakia (от глагола raka – растягивать, распространять) значит протяжение, растяжение воздушного пространства, которое, как атмосфера, окружает, подобно шатру ( Пс.103:2 ) или прозрачному покрывалу ( Ис.40:22 ), земной шар и отделяет его от прочих тел вселенной, – то же, что ныне обозначается неопределенным выражением небо, небесный свод. 136 Сотворением тверди положено разделение между водами, которые под твердью, и между водами, которые над твердью. «Можно думать, что Бытописатель водами здесь назвал то, что и прежде назвал тем же именем, и также бездною, т. е. первозданное неустроенное вещество, с тем различием, что сие неустроенное вещество, по сотворении света, сделалось частью прозрачным» (митр. Филарет). В таком случае дело творения во второй день можно представлять так: в неизмеримо громадной, не имевшей определенного очертания, массе первозданного вещества совершилось разделение на части, т. е. на тела неба и земли с положением или утверждением пределов или пространственных границ между частями разделенного целого вселенной или всемирного первовещества, – пределов, их же не прейдут ( Пс.103:9 сн. 148:5–6), следовательно, положение пределов и самому делению мирового первовещества на тела неба и земли, равно и утверждению их путей, по слову: Ты указал звездам их путь; пространство, образовавшееся между частями разделенного целого, стало их твердью, твердью в том смысле, что в этом пространстве и, как бы вследствие присущего самой тверди свойства – давать твердость и прочность образованиям небесных и земных тел, начавшая образовываться мировые тела действительно получили по творческому действию Божию твердость и прочность на все время бытия своего, такое благоустроение хода своей жизни, что не могут ни столкнуться, ни мешать друг другу в своих движениях (в этом смысле небо или воздушное пространство для каждой части вод действительно есть στερωμα или firmamentum). – С признанием, что, по творческому повелению да будет твердь посреде воды, стало совершаться образование мировых тел, должно думать, что во второй день получила отдельное существование в определенном очертании и объеме, с окружающею ее атмосферою и наша планета земля; но она все еще есть воды под небесами или под твердью, как и другие тела – воды над твердью (сн. 2Пет.3:5 : Ср. 10 и 16 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   Спасайся.    Всемогущество Божие познаем от созда­ния, правления мира и чудес Его, в мире со­творенных и творимых. Не было ничего, но Бог такие великие, преславные и различные сотворил дела, небо и землю, и все, что напол­няет их, и сотворил из ничего, без труда, сло­вом единым: «Он сказал, — и было; повелел, — и они создались» (Пс 32:9). Все это всемогущий силе приписываем. Та же всемогущая сила хранит в целости и управляет созданным ми­ром. Небо и земля со всем, что наполняет ее, стоит и пребывает, какой была создана Созда­телем, и будет стоять, пока всемогущей воле Его угодно будет. «Поставил их вовек, и в век века: повеление дал, и не прейдет» (Пс 148:6).    Всякая стихия на своем месте пребывает и пребывать будет, всесильным словом утверж­дена. Небо, воздух и земноводный круг непо­движно на своих местах пребывают. Бог так повелел им, и всесильное слово Его содержит и сохраняет их так. Земля дает плоды, и жи­вотные плодятся, хлеб питает скот и людей и всякое животное. Все это происходит по все­могущему слову Его и повелению. Облака, премножеством вод исполненные, по тончай­шей стихии — воздуху ходят, и с места на ме­сто переходят, и не падают на землю, но толь­ко дождь из себя испускают. Все это всемогу­щей силе Его относим, и прочее.    Как хозяин дом свой хранит, содержит и управляет, так Бог, как Господь, весь мир во всемогущей руке Своей содержит, хранит и управляет. «В руке Его все концы земли».    Всемогущей власти и силе его приписать должно и то, что Он повелевает морю — и оно разделяется, и расступается; повелевает реке — и она останавливается; повелевает огню — и он не опаляет; повелевает камню — и он исто­чает воду; повелевает земле — и она разверза­ет уста свои и пожирает беззаконных; а также то, что словом и изволением Его в один миг расслабленный делается целым, слепой — ви­дящим, прокаженный — чистым, больной — здоровым; и то, что малыми хлебами многие тысячи питаются и насыщаются. Свойство всемогущества Его таково, что все Ему воз­можно, что хочет, — хочет же, что добро и праведно. Об этом свойстве во многих местах Святого Писания говорится.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Что сказали мы о семенах, тоже скажем и о дне, именно, что прошло три дня до сотворения солнца. « « Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались, ] повелел, и сотворились « ( Пс.148:3 ) — Греческий и славянский перевод этих слов (а его мы слышим в храме на каждой утрени) также служит свидетельством буквального понимания Шестоднева, ибо в нем Давид призывает восхвалять Творца, не «звезды света» а « звезды и свет» , что в согласии с пониманием этого стиха блаж. Феодоритом Киррским и преп. Евфимием Зигабеном указывает на то, что свет создан отдельно как особая сущность позднее помещенная в светила как в сосуды, а также что светом здесь назван день (ср. Быт.1:5 ), созданный до солнца. « Утро и вечер возбудишь к славе Твоей» . ( Пс.64:9 ) — говорит Давид, а если Бог не творил вечера и утра, то на каком основании Он смеет заставлять славить Себя то, что не Ему принадлежит? Если не было вечера и утра при творении мира, а было лишь начало и конец неопределенно долгого периода (как объясняет этот текст Ляшевский лживо ссылаясь на Златоуста), тогда стих этот нужно выкинуть из Псалтири. Ведь негоже Богу хвалиться чужим. Это неединственное место, которое нужно убрать из Писания сторонникам дня-эпохи. Ведь еще за несколько сот лет до Давида праведный Иов услышал удивительный вопрос Господа: « Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее, чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых, чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась?»  ( Иов.38:12-15 ) Так может спрашивать только Тот Бог, Который Сам указал в начале мира заре ее место и приказал утру явиться после беззвездной ночи воскресного дня. И это утро, которое Он ежедневно являет нам — не какая-то аллегория, а видимое всеми нами явление. А современные «христиане» — эволюционисты должны ответить на тот вопрос, который задал Бог: « Где путь к жилищу света, и где место тьмы? Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Сказал Менандр Философ: Три добродетели более всего делают славными и долговременными православ­ное земное царство: «правда», то есть, справедливость суда, который не смотрит на лице судящихся и не берет подкупа; второе- " целомудрие», то есть чистота жизни и обуздывание естественных движений богоугодным воздержанием; и третье-к подчиненным «кротость», раство­ренная царским страхом, для исправления их, а не для погубления. Царь, направляющей жизнь свою по этим трем добродетелям, есть, воистину, православный царь и одушевленный образ самого Небесного Царя. Слово 9. О непостижимом Промысле Божием, Его благости и человеколюбии; здесь же и против лихоимцев Блаженный и чудный Пророк, богоугодный и добродетельнейший царь, славный оный Давид, о котором Сам Бог сказал: «обретох Давида сына Иессеова, мужа по сердцу моему, иже сотворить вся хотения Моя» (Деян.13:22), — таковой и столь чудный муж, удивляясь не­постижимому и несказанному человеколюбию общего всех Владыки, говорит к Нему с великим удивлением: «Господи, что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его?» (Пс. 8:5). «Человек суете уподобися, дние его яко сень преходят» (Пс. 148:4). Весьма премудро и превосходно уподобляет он суете конец дней временного нашего жития. Ибо, как солнце, когда зайдет или покроется небольшим облаком, то тень всякого предмета немедленно исчезает: так и жизнь наша немедленно прекращается, как только выйдет из тела оживляющая его душа. Однако, несмотря на такую нашу худость и ничтожество, Создавший нас, преблагий Бог, не перестает промышлять о нас, но всяким способом продолжает благотворить нам. Мы же, неблагодарные, как ценим столь великое человеколюбие Создателя нашего и благость Его к нам? Или как возможем достойно возблагодарить Его за такое о нас промышление и за Его непрестанные благотворенья и посещенья? Изначала Он создал нас по Своему образу и по подобью; ранее же того нас не было, и мы не просили Его об этом, но Сам Он, по неизречен­ной Своей благости привел все, вообще, из небытия в бытье, и после всего благоволил создать человека по образу Своему и по подобью, и поставил его над всем созданным, как бы князем и властелином, ради которого Он заранее устроил превосходнейший сад, который, обыкновенно, в Божественном Писании назы­вается раем, — устроил на самом лучшем по всей земле месте, называемом Эдемом, осияваемом постоянным светом, где воздух веет чистейший, услаждаю­щий превосходнейшими ароматами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

В научной лит-ре обсуждается также вопрос о литургическом использовании псалмов в К. о. По мнению нек-рых ученых, нет полной уверенности в том, что псалмы пелись за богослужением, а не просто изучались как Писание (Ibidem), тем более что в синагогальное богослужение псалмопение было включено относительно поздно ( Hoffman. 2003). В Кумране обнаружено по крайней мере 3 варианта собрания псалмов, к-рые отличаются от масоретской Псалтири ( Flint. 1997; Idem. 2006). Возможно, последовательность псалмов - Пс 104, 147, 105, 146, 148 и Пс 145, 135, 136 - была связана с их литургическим употреблением. Предполагается также использование за богослужением в К. о. песни Моисея 4Q44 (фрагмент Втор 32). Характерно, что все молитвы и гимны, к-рые могли иметь литургическое употребление в К. о., написаны на евр. языке. Молитвы на арамейском языке обычно псевдоэпиграфичны и включены в нарративный контекст. Они во многом продолжают традицию ветхозаветных молитв и, возможно, служили образцами для подражания и наставления, хотя в богослужении не использовались ( Machiela. 2012). А. А. Ткаченко Богословие К. о. Концепция предопределения Концепция предопределения привлекает внимание исследователей не только как существенный аспект богословия К. о., но и как один из факторов исторической идентификации этой общины. Свидетельства того, что кумраниты придерживались этой концепции, ставят в соответствие с сообщением Иосифа Флавия, к-рый указывал, что среди 3 описанных им палестинских сект I в. по Р. Х. ессеи отличались наибольшим радикализмом в учении о предопределении ( Тантлевский. 1994. С. 281-282). Последнее они распространяли на все события человеческой жизни: «Секта ессеев учит, что во всем проявляется мощь предопределения и что все, постигающее людей, не может случаться без и помимо этого предопределения» ( Ios. Flav. Antiq. XIII 5. 9). На существование в К. о. веры в предопределение указывают 2 группы свидетельств (см. подробный перечень контекстов в: Тантлевский. 1994. С. 281-282). 1) К 1-й группе относятся тексты К.

http://pravenc.ru/text/2462245.html

Если брат постучится к тебе ночью, чтобы встал ты на славословие Христово; то встань, брат, с поспешностию, чтобы и нерадивый, видя твою поспешность, возбудил душу свою к трезвенности, по слову сказавшего: предваристе очи мои ко утру, поучится словесем Твоим (Пс.118:148); и еще: полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (62). Если же случится тебе впасть в глубокий сон, и задержат тебя бесовские мечтания; то, пробудившись после сего,, не поленись на Божию службу, зная, что как ведущие себя худо в день суда дадут отчет за каждый шаг и за праздное слово, так стремящийся к добру получит награду за одно доброе слово, и за один шаг. Посему не ленись, но встань, и не говори сам в себе: " служба теперь отошла: к чему мне идти? " Это рассуждение ленивых. А ты лучше встань, отбросив от себя постелю, и тотчас простри руки свои к Богу, и поклонившись престолу благодати, отвори келлию свою, и спеши к службе, как будто сделано тебе насилие, как серна, избегшая из тенет. Хотя бы застал ты последнюю только молитву, не ленись, но вставай; ибо можешь по отпуске у себя в келлии петь те псалмы, от которых отвлекло тебя бесовское мечтание. Не представляй, возлюбленный, в предлог к лености последнюю молитву, но в следующий день окажись более готовым на дело Господне. Ибо если оставишь оное без нужды, или болезни, то услышишь сказанное в Псалме: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша (Пс.75:6). Знай же и то, возлюбленный, что в какой мере греет кто, на беду, плоть свою, в такой мере умножает в себе страсти, и напоследок душа, обременяемая худым навыком тела, делается бесплодною. Посему говорит Спаситель: смотрите, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством, и печальми житейскими (Лк.21:34). Потому и Апостол говорит: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду (1Кор.9:27). Если же кто принуждает себя к делу Господню, то в такой же мере и тело его делается сильным, и душа просветляется. Как борец постоянно проводит время в телесных упражнениях, чтобы приспособить тело свое к искусству борьбы; так и подвижник благочестия должен упражняться во всяком добром деле, как говорит Апостол: обучай же себе ко благочестию. Телесное бо обучение вмале есть полезно; а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго (1Тим.4:7.8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

2514 Quid enim magnum est, ut ante terram Deus Dominum Christum genuerit; cum Angelorum origo terrae creatione reperiatur antiquior? [Что тут великого, что Бог родил Господа Христа прежде создания земли, когда и ангелы возникли раньше сотворения земли?] (Hilarius Pictaviensis. De Trinitate XII, 37, PL 10, 456). 2515 Sed cum regionem cognitioni suae qui infinitus est collocaret; coelo superiore atque primo eodemque in orbem collocato terminum quemdam Virtutibus, quae primae ad cognoscendum se gignerentur, inclusit […Ho верхнее небо, которое было создано первым наподобие некоей сферы, определило место познанию ангельскому, которое бесконечно, и создало некий предел Силам, которые родились первыми для познания] (Hilarius Pictaviensis. Tractatus super psalmos, 135, 8, PL 9, 772–773). 2516 Sed ea, quae spiritaliter naturae spiritales contuentur [Но то, что духовные природы рассматривают...] (Hilarius Pictaviensis. Tractatus super psalmos, 137, 5, PL 9, 786). Ut cui spiritalia debent, in primogenito creata [...Духовные, сотворенные в Перворожденном] (Hilarius Pictaviensis. De Trinitate VIII, 50, PL 10, 274). 2517 Ac ne forte, quod in aeternum manerent, naturale illis esse ex substantiae beatitudine crederetur, subjecit, Praeceptum posuit, et non praeteribit, ut hoc quod sunt, id est, ut maneant in aeternum, non naturae suae esse intelligent, sed praecepti ejus sit, qui potens sit rebus ex nihilo substitutis naturam aeternitatis afferre. Non enim, inquit, praeteribit praeceptum, id est, mandati ejus non erit finis: quia in aeternum maneant quibus aeternitatem Virtus aeternitatis indulsit [Но, чтобы случайно не подумали, что ангелы, пребывающие в вечности, имеют это естественным образом по блаженству их сущности, сказано: «Поставил их на веки и дал устав, который не прейдет» ( Пс. 148:6 ), чтобы не думали, что ангелы по своей природе существуют, то есть пребывают вовеки, но это во власти Того, Кто может вещам, возникшим из ничего, дать природу вечности. Ибо говорится, что «устав не прейдет», то есть постановлению Бога не будет предела, поскольку пребывают вовеки те, которым Сила вечности пожаловала вечность] (Hilarius Pictaviensis. Tractatus super psalmos, 148, 5, PL 9, 882).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Господь сотворил мир Своим словом: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (см. Быт.1:3 ). «Да будет» – это Его глас. Он проявляет себя постоянно в жизни, истории: «Той рече, и быша, Той повеле, и создашася» ( Пс.148:5 ). Патриархи, пророки слышали слово Божие, обращенное к ним. Голос Господа прозвучал и повелел Иоанну Крестителю выйти на проповедь, призвать народ к покаянию (см. Мф.3:2 ). Во время крещения Спасителя прогремели слова Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» ( Мф.3:7 ). На Фаворе ученики Христа получили заповедь свыше: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте» ( Мк.9:7 ). Глас Господень на водах, а вода – место зарождения жизни на земле (см. Быт.1:20 ). Даже наука признала это. Вспомните купели Иерусалима, где раздавался глас Господень. Спаситель сказал слепорождённому: «пойди умойся в купальне Силоам, что значит: посланный», – и человек прозрел ( Ин.9:7 ). На купели у Овечьих ворот Христос обратился к расслабленному и исцелил его после тридцати восьми лет болезни (см. Ин.5:2–9 ). Пророк Давид открывает: Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии (4). Глас Бога – условие крепости, его нельзя сравнить с нашим разрушительным пустозвонством, звенящей медью, звучащим кимвалом (см. 1Кор.13:1 ). В старину крестьяне считали гром гласом Господним. После дождя с грозой природа очищается, преображается, обновляется в великолепии, чудной красоте. Глас Господа, сокрушающаго кедры, и стрыет Господь кедры Ливанския: и истнит я, яко тельца Ливанска, и возлюбленный яко сын единорожь (5–6). Но глас Господень ещё и сокрушает. Ураганный, бушующий ветер вырывает с корнями огромные деревья. Кедры ливанские величественны, ароматны, прочны. Их использовали для строительства царских дворцов, храма в Иерусалиме, вывозили в другие страны. Господь кедры стрыет – срежет, спилит. Святые отцы считали, что в духовном отношении кедр ливанский – это образ вознесённой гордыни, которая противостоит Божественному разуму. И Творец одним словом сровняет их с землёй и истнит – уничтожит, сотрёт в прах, как тельца ливанского. А тельцов закалывали перед тем, как принести в жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

143:6,7. Спасение от вод. См. коммент. к Пс. 17и 29:4. 143:9. Десятиструнная псалтирь (лира). Это типичный для того времени музыкальный инструмент, который упоминается и в древних ближневосточных текстах, изображен на рельефах и в живописи уже с 3-го тыс. до н. э. Лира отличается от арфы числом струн. Оба инструмента ручные и имеют деревянные рамы. В Угарите обнаружен музыкальный текст, который проливает свет на музыку позднебронзового века. В этом тексте упоминаются аккорды, которые исполнялись на лире, сопровождавшей исполнение хурритского культового гимна. 143:12. Искусно изваянные столпы в чертогах. К дворцам в древности обычно примыкали открытые дворы, залы для дворцовых приемов и садовые павильоны, которые были обрамлены колоннами конструктивного и декоративного назначения. Кариатиды (столпы в виде статуй, имеющих очертания человеческой фигуры) в Израиле не встречались, вероятно, вследствие запрета на изображения. Кариатиды такого типа обнаружены в Египте, где, например, надгробные храмы украшались колоннами с полуфигурами. Слово, переведенное здесь как «столпы», встречается еще раз только в Зах. 9:15 . В Израиле столпы представляли собой тщательно выточенные колонны, свидетельствующие о высоком уровне мастерства древних строителей. 146:4. Имена звезд. В Месопотамии различали в созвездиях очертания животных, например: козы (Лира) и змеи (Гидра); различных предметов, например: стрелы (Сириус) и телеги (Большая Медведица), и человеческих персонажей, например, пастуха (Орион). Самым популярным из всех созвездий были Плеяды, которые часто изображались на печатях даже в Палестине и Сирии. В текстах новоассирийского периода сохранились зарисовки звезд в созвездиях. Более подробная информация приводится в коммент к Пс. 8:4 . 148:7. Великие рыбы. В вавилонском «Гимне Шамашу» сказано, что солнечного бога восхваляют и почитают даже самые худшие живые существа. В этот перечень входили и страшные морские чудовища. И если вавилонский миф подразумевает, что все существа подчиняются Шамашу, то рассказ о творении в Книге Бытие говорит о том, что все существа созданы Яхве и, следовательно, подчиняются Ему. В «Мифе о Лаббу» рассказывается о создании морского змея, длина которого составляла 60 лиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Исход (15. 1-21), Пс 135, песни вавилонских отроков (Дан 3. 26-90) и хвалитных псалмов (Пс 148-150). Сами по себе эти тексты имеют библейское происхождение и, строго говоря, не могут быть названы христ. Г., однако присутствие в хос тех же библейских песней, что входят в состав визант. канона, указывает на возможность связи между циклом хос и ранними формами визант. канона (но не развитой формой канона из 9 песней; цикл из мн. библейских песней (в копт. традиции их 21 - 18 из канонических и неканонических книг ВЗ и 3 из НЗ) исполняется лишь в ночь на Великую субботу - Moftah, Roy. 1991). Эта связь подтверждается тем, что в I тыс. по Р. Х. в копт. традиции были известны «каноны», аналогичные визант. двупеснцам (неполным гимнографическим канонам) (см.: Тураев. 1897; Тураев. 1907а; ср. выше, II ч., разд. о визант. доиконоборческой Г.). До или после каждой из хос в копт. традиции исполняются собственно гимнографические произведения - псали (копт. 2ali - хвала), лобш ( lwb1 - венец) и тарх (араб.- толкование). Псали, лобш и тарх наряду с циклами теотокиа составляют основные, характерные для копт. традиции гимнографические жанры ( Moftah, Robertson, Roy, Tóth. 1991). Примеры песнопений жанров псали, лобш и теотокиа известны в рукописях начиная с VII в. (жанра тарх - только с IX в.). Псали - это сложные метрические гимны, состоящие из 26-46 рифмованных четверостиший, часто имеющих алфавитные акростихи, иногда - акростихи с именами авторов (напр., Муаллим Юаннис, Саркис, Никодим - см.: Nessim Youssef. 1994; Nessim Youssef. 1998), будучи, тем самым, единственным из жанров копт. Г., к-рый может содержать атрибуцию в тексте. Псали исполняются с рефренами, в качестве к-рых используется 3-я (реже 3-я и 4-я вместе) строка каждого четверостишия. Большинство псали написано на бохайр. диалекте копт. языка, однако известно немало псали на араб. и греч. языках, а также отдельные псали на саидском диалекте копт. языка (где строфы также имеют акростих, но не содержат рифм). Лобш представляет собой четверостишие (как правило, нерифмованное), исполняемое после хос или цикла теотокиа и парафразирующее библейский текст (чем лобш отчасти напоминает визант.

http://pravenc.ru/text/165013.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010