Ибо Бог не только дела и слова наши, но и помышления, намерения и помыслы наши, куда они клонятся, ясно видит и записывает их в книге Своей (см. Пс.138:1–5 и след.). Напротив того, будет старание о добрых делах, словах, помышлениях и намерениях, о чистосердечии, простосердечии и истине. Познание святости Божией научает нас «очищать себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ), если хотим иметь с Ним общение. Ибо осквернившемуся греховными пороками общения с Ним, как с самой чистейшей Святостью, иметь невозможно, потому что «Бог есть свет, – по учению апостола, – и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» ( 1Ин 1:5–6 ). Отсюда последует в грешнике истинное покаяние, через которое он приходит к Святейшему Богу, и получает верою общение с Ним, в праведнике – большее опасение скверн греховных, и тщательнейшее поучение в добродетельной христианской жизни. Когда в сердце нашем ощущаем всемогущество Божие, тогда отгоняется сомнение о Божественных Его тайнах, непостижимых умом нашим. Ибо если Бог – Всемогущий, то все может сделать, что открыл и обещал. Так относительно воскресения мертвых разум наш сам в себе волнуется и не верит, но ощущением всемогущества Божия в вере укрепляется и без сомнения надеется на это, твердо уверяясь, что Тот, Который из ничего все создал, может тем более силой и словом Своим собрать и оживить рассыпанный прах тел. Тот, Который «сказал – и появились, повелел – и создались» ( Пс.148:5 ), – скажет – и все будет, повелит – и все воссоздастся, что в Слове Своем обещал. Тем утверждайся, христианская душа, что Богу все возможно. Когда воображает человек в своем сердце величество Божие, тогда уничижает себя, так как если «все народы пред Богом как ничто» ( Ис.40:17 ), тем более один человек, я или ты. Отсюда последует смирение, последует, что с пророком смиренно Ему будем говорить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу по милости Твоей и истине Твоей» ( Пс.113:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

144. Поэтому, как Отец и Сын – одно, ибо Сын обладает всем, что имеет Отец 107 , так и Дух – одно с Отцом и Сыном, потому что Он Сам знает все, что Божье 108 . Он не вырвал эти знания силой, иначе это было бы оскорблением тому, кто их лишился, и не похитил, иначе претерпел бы ущерб тот, кто оказался обкраденным. Дух не похитил знания, нуждаясь в них, и не вырвал из-за превосходства в силе, но обладает ими по единству власти. Если Он совершает это, поскольку все сие производит один и тот же Дух ( 1Кор. 12:11 ), неужели не Бог Тот, Кто обладает всем тем, чем обладает и Бог? 145. Давайте исследуем, обладает ли Бог чем-либо, чего лишен Святой Дух. У Бога Отца божественная природа, и у Сына, в Котором обитает вся полнота Божества ( Кол. 2:9 ), она есть и у Духа, ибо написано: Божий Дух в ноздрях моих ( Иов. 27:3 ). 146. Бог испытывает сердца и утробы, как написано: Ты испытуешь сердца и утробы ( Пс. 7:10 ); также и Сын, сказавший: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? – потому что знал Иисус помышления их (Μф. 9:4); испытывает сердца и Дух, открывающий пророкам тайные чувства чужих сердец, как выше мы сказали, что тайны сердца его обнаруживаются ( 1Кор. 14:25 ). Почему мы удивляемся, если проникает в тайны человеческие Проницающий и глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ). 147. Бог истинен, ибо написано: Бог верен, а всякий человек лжив ( Рим. 3:4 ), и в другом месте мы читаем: Верен Бог, Который не лжет (1 Kop. 1:9; Тит. 1:2 ). А разве лжет Дух? Он – Дух истины 109 , Который, как мы показали, был назван истиной 110 , так как Иоанн назвал Его истиной, как и Сына. И в псалме Давид говорит: Пошли свет Твой и истину Твою! Да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои ( Пс. 42:3 ). Если ты полагаешь, что Сын здесь свет, то Дух – это истина; если же тебе удобнее назвать истиной Сына, то тогда Дух – это свет. 148. Бог обладает именем выше всякого имени ( Флп. 2:9 ). Мы читаем, Он дал Сыну имя, чтобы во имя Иисусово все преклонили колени 111 . Посмотрим, обладает ли этим именем Дух. В Писании сказано: Идите и крестите народы во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). Следовательно, Дух обладает именем превыше всякого имени, и то, что имеют Отец и Сын, имеет и Дух по единству самой природы этого имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

VIII, стр. 148). IV. Св. Кирилл Александрийский : а) И се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дня Господня великого и просвещенного: иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека к искреннему его, да не пришед поражу землю в конец ( Мал. 4:5, 6 ). Он, пришедши, обратить как мне кажется, трудно управляемоо Израиля, отвлечет его от давнего гнева и соделает его другом и человеком мирным в отношении ко Христу»... (т. IV, изд. 1886 г., стр. 281). б) В толковании сих же слов пр. Малахии «Доказательством милосердия и долготерпения Божия служит то, что некогда предвозсияет нам Илия Фесвит, предвозвещая по всей вселенной, что явится наконец Судия. – И Судия снидет во славе Бога и Отца, окруженный воинством ангельским, и сядет на престоле славы Своея ( Мф.25:31 ), судя вселенную в правде ( Пс.9:5 ), и всенепременно воздаст каждому по делу его ( Мф.16:27 ; Рим.2:6 ). Так как мы находимся в многочисленнейших грехах, то предшествует благополезно божественный пророк, приводя обитателей земли к единодушию, дабы все, собравшись в единство чрез веру и прекратив рвение ко злу, решились совершать добро и таким образом получили спасение при пришествии Судии. Но прежде пришел блаженный Креститель Иоанн в духе и силе Илии ( Лк.1:17 ). И как он проповедывал, говоря: уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего ( Ис.40:3 ; Мф.3:3 ), так и божественный Илия будет тогда проповедывать близ сущего и вскоре имеющего быть, да судит вселенную в правде ( Пс.9:5 )... Пророк восставит (устроит) и, приведя к единой вере некогда разделенных и, восстановив человека к ближнему его, дабы не прииду, говорит, и поражу землю в конец, то есть всецело и совершенно. Видишь отсюда милосердие Владыки всех. Наперед убеждает обитателей земли и как бы свидетельствуя гласом Илии, что явится Судия, чтобы, обращением к лучшему исправив житие свое, тогдашние жители земли не предстали пред строгим Судиею, посылающим в пламень и во тьму кромешную ( Мф.22:3 ), но напротив услышали бы: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Вторая причина расхождения связана с тем, что христианское понимание чуда неизбежно выражает христианский опыт близости Бога. Бог близок к каждому своему избранному, и потому для Него нисколько не зазорно принимать непосредственное участие в судьбе каждого. Коран тоже говорит о Его близости: «Мы сотворили уже человека и знаем, что нашептывает ему душа; и Мы ближе к нему, чем шейная артерия» (Коран 50, 15), но это совсем не то. Христианство говорит о том, что Бог во Христе стал единосущен каждому человеку и каждый человек во Христе может стать единосущным Богу. Такой близости ислам, даже мистический, не знает. В-третьих, и об этом уже писали исследователи, различие в понимании чуда в христианстве и исламе имеет корни и в различии представлений этих двух религий о соотношении человека и тварного мира. 147 С точки зрения ислама человек, хотя и является «наместником Бога на земле» (см.: Коран 2, 28), всецело принадлежит нашей тварной реальности, всецело включен в нее, с точки же зрения христианства «человек среди всех творений занимает особое место»: 148 он одновременно и принадлежит сотворенному, и стоит над ним в силу данной лишь ему сообразности Творцу. В исламе немыслимы следующие строки: Не одного Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями ( Пс. 8, 6–9 ). И для христианства, и для ислама свойственно представление о том, что сотворенный Богом мир совершенен и самодостаточен: Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю. ( Пс. 103, 5–9 ). «И солнце течет к местопребыванию своему. Таково установление Славного, Мудрого! И месяц Мы установили по стоянкам, пока он не делается, точно старая пальмовая ветвь. Солнцу не надлежит догонять месяц, и ночь не опередит день, и каждый плавает по своду» (Коран 36,38–40).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

– Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; – Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их. – Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; – Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщы. – Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ и богатящихся отпустил ни с чем; – Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века. – Воспринял 16 Израиля, отрока Своего, воспомянув милости, как говорил, отцам нашим к Аврааму и семени его до века ( Лк. 2:46–55 ). К каждому стиху присоединяется песнь: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Мы величаем Тебя, честнейшую Херувимов и славнейшую без сравнения Серафимов, без изменения родившую Бога-Слова, истинную Богородицу. По 9-й песни – малая ектенья. Свят Господь Бог наш – 3-жды. Из хвалитных псалмов 148, 149 и 150: – Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу. – Все дышащее да хвалит Господа! Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних! – Хвалите Его вси ангели Его, хвалите Его вся силы Его. Тебе подобает песнь Богу. –Хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его все воинства Его. ( Пс. 148:1–2 ). Стихиры на хвалитех Сотворити в них суд написан; слава сия будет всем преподобным Его. Производит над ними суд писанный. Честь сия – всем святым Его ( Пс. 149:9 ). 1 гл. Поем Твою, Христе, спасительную страсть и славим Твое воскресение. Воспеваем Твои спасительные страдания, Христе, и прославляем Твое воскресение. 2 гл. Всякое дыхание и вся тварь Тя славит, Господи, яко крестом смерть упразднил еси, да покажеши людем еже из мертвых Твое воскресение, яко един Человеколюбец. Всякое дыхание и всякая тварь прославляет Тебя, Господи, ибо Ты крестом сделал бессильною смерть, чтобы явить людям Свое воскресение из мертвых, как единый Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И, рассуждая, прилагай елей милости Божией, как живительный пластырь, к уязвленному печалью сердцу своему. § 148. Видим в Святом Писании, что есть покаяние. Апостол Петр, отрекшись от Христа, «выйдя вон, плакал горько» ( Мф.26:75 ), и так в первый лик апостольский принят. Блудница умывает слезами ноги Христовы, и волосами головы своей отирает, и целует ноги Его, и так слышит от Христа: «Прощаются тебе грехи» ( Лк.7:37–48 ). Ниневитяне, облеклись во вретище, что есть знак печали и сетования, и возопили прилежно к Богу, и каждый обратился от пути своего лукавого и от неправды, которая была в руках их: «и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» ( Ион.3:10 ). Блудный сын перед отцом своим признает себя недостойным называться сыном: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» ( Лк.15:18, 19, 21 ); уповательно, что и не без слез было то смиренное признание; «и облекается в лучшую сыновнюю одежду " ( Лк.15:22 ). Давид говорит: «источники вод», то есть слезы, «извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего, Господи» ( Пс.118:136 ). И еще: «Беззаконие мое я сознал, и греха моего не скрыл; сказал: «Исповедую пред Господом беззаконие мое». И добавляет: «и Ты простил нечестие сердца моего» ( Пс.31:5 ). Мытарь же не дерзает и очей возвести на небо, но бьет себя в грудь, говоря: «Боже! Милостив буди мне, грешному! И пошел в дом оправданным более фарисея» ( Лк.18:13–14 ). Пророк Иеремия, в лице всех людей своих согрешивших, плачет и сетует, говоря: «Горе нам, что... согрешили! От сего-то смутилось сердце наше! От сего-то померкли очи наши» ( Плач.5:16–17 ). Даниил говорит: «У Тебя, Господи,... правда, у нас же на лицах стыд, и у царей наших, и у князей наших, и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою» ( Дан.9:8 ). Ездра стыдится и боится поднять лицо свое к Богу. «Господи Боже мой! Стыжусь и боюсь поднять лицо мое к Тебе, потому что беззакония наши умножились более волос на головах наших и прегрешения наша возросли даже до неба» ( 1Ездр.9:6 ). И апостол говорит грешникам: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» ( Иак.4:8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

9:8–10:4. Этот отдел содержит в себе речь пророка, весьма симметрично составленную из четырёх строф, из которых каждая оканчивается словами: при всём том не отвратится гнев Его и рука Его ещё простёрта (9:12, 17, 21; 10:4) и из которых первые две состоят каждая из пяти стихов, а две последние каждая из четырёх. Каждая строфа содержит в себе одну законченную мысль. Строфа 1: Израилю, после нашествия на него ассириян, угрожает беда от эдомитян и филистимлян. Строфа 2: народу угрожает анархия, во время которой он погибнет, как стадо без пастыря. Строфа 3: к другим бедствиям присоединится междоусобная война колен, входящих в состав израильского царства. Строфа 4: в бедственное время горе несправедливым и жестоким судьям! Время произнесения речи – после нашествия Феглаффеласара на северное израильское царство ( 4Цар.15:29 ). Ст. 8–12. Обращаясь ко всему Израилю, пророк именем Господа убеждает не думать, что испытанные народом в ближайшем прошлом нашествия неприятелей не повторятся скоро. Народу грозят новые подобные несчастия. и. Смерть 14 посла Гдь на Їаква, и прїиде на Ісраил: 8. Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля, 8 . Слово посылает Господь – то слово, которое есть сила, могущественно действующая (ср. Пс.148:5–6 ; Ис.55:10–11 ), которое не может не исполниться ( Числ.23:19 ). В настоящем случае слово это есть угроза, предсказание бедствия. «Иаков» здесь=все израильтяне, как и в Ис.2:5 «Исраиль» – не подданные только северного царства. Смерть (=70 толк.) – перевод, основанный на чтении вм. масор. . . И уразмютъ вси людїе Ефремовы и живщїи в Самаріи, в досажденїи и высоцемъ сердц глаголюще: 9. чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят: і. Пліны падоша, но прїидите, изсечемъ каменїе и посечемъ черничїе и кедры, и созиждемъ себ столпъ. 10. кирпичи пали – построим из тёсаного камня; сикоморы вырублены – заменим их кедрами. 9–10. И уразмютъ=испытают на себе исполнение слова Господня вси людїе Ефремовы и живщїи в Самаріи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Христос славословится всяким народом и всякий может видеть, что это с готовностью делают и малые и великие и знатные и незнатные и отличающиеся или славой или богатством и блеском жизни. Все это весьма справедливо назвал привидениями (призраками); ведь для них это не что иное, как призрак, потому что всяка плоть сено, и всяка слава человеча яко цвет травный ( Ис.40:6 ). А что бездна даде глас свой и величают похвалами Господа Иисуса Христа и малые и великие, это показывает и блаженный Давид, говоря: хвалите Господа от земли: змиеве и вся бездны и присовокупив к этому: горы и вси холми, —312— древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти: гади и птицы пернаты, опять прибавил: князи и вси судии земстии: юноши и девы, старцы с юнотами да восхвалят имя Господне ( Пс.148:7,9–13 ). И великий Исаия сказал нам о Нем: и царие узрят его, и восстанут князи, и поклонятся ему ( Ис.49:7 ), и как бы показывает основание, почему бездна и высота привидения ее даст глас, сейчас же прибавив: воздвижеся солнце и луна ста в чине своем во свете. Как бездну мы понимаем не в чувственном смысле, (ибо это очень грубо), но духовно и разумно; так и теперь не на стихиях, то есть на солнце и луне, мы остановим мысленный взор наш; но, от подобия с ними устремляясь к высшему, рассмотрим значение мыслей. Итак, под солнцем мы разумеем полное света и блеска наставление евангельских изречений, а под луной меньший и слабейший свет закона, сияющего как бы в ночи и во тьме времени до пришествия Христова; ибо днем называется то время, в которое воссиял Христос, Солнце правды, духовная денница, взошедшая в сердцах уверовавших. Посему и божественный Давид говорит: сей день, его же сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь ( Пс.117:24 ). Как чувственное солнце, будучи еще низко и едва поднимаясь над землей, еще не широко распространяет свои лучи и не бывает блестящим, но как бы в себе самом сдерживает свой свет; поднимаясь же на высоту, оно на всех бросает самые блестящие лучи: так и учение Христово, то есть евангельское, в начале было стесняемо и многим было неизвестно; но восходя на подобие солнца и постепенно поднимаясь на высоту и повсюду распространяя свет богопознания, поражает удивле-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потому что, когда они, эти высокостоящие люди, сознают свой долг к признанию и прославлению верховного Существа Божия, тогда будут распространять это сознание и осознанное ими чувство долга между другими, им подчиненными людьми, в особенности между молодыми, каковы юноши и девы, которые с юных лет должны развивать и поддерживать в себе религиозное чувство – чувство хвалы и благодарности к Богу. А вместе с юнотами пророк призывает к тому же хвалению и старцев, которые всегда должны носить в душе своей сознание и чувство благодарности к Богу за то, что они, по милости Божией, достигли старческого возраста. Все же вообще разумные существа, как на небе, так и на земле, должны прославлять имя Господне потому, что «имя Его единого превознесенно, слава Его – на земле и на небесах», как это выражено по переводу с еврейского, и это имя есть имя Господа нашего Иисуса Христа, Которого, по слову апостола, Бог так превознес, что «дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп.2:9–11 ). Это и есть то исповедание Его на земли и на небеси, о котором говорит здесь пророк. Пс.148:14 И вознесет рог людий Своих: песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем приближающымся Ему. Словом рог означается в псалмах, как и вообще в Священном Писании, сила народная, политическая, выражающая гражданское состояние народа ( Пс.131:17 ; Лк.1:69 ; Иез.29:21 ). Здесь опять нужно указать на разницу грамматических форм, допущенную в переводах греко-славянском и еврейском, а также и других. В нашей славянской Псалтири стоит: вознесет рог, в будущем времени, а в Вульгате переведено: exaltavit, в прошедше-совершенном; в издании Тремеллия – effert, в настоящем; а в древне-еврейском, т.е. в переводе с него – тоже в прошедшем: «вознес», или «возвысил», и весь стих по переводу с еврейского читается так: «Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа близкого к Нему».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Суть преобразования общественного устройства, к которому призывает Христос, заключается, по мысли Иоанна Златоуста , в том, что «прежде достижения неба Он повелел нам землю сделать небом и, живя на ней, так вести себя во всем, как если бы мы находились на небе» 32 . Слова Отца Церкви IV века перекликаются с приведенной цитатой из русского философа XX века в том отношении, что оба автора видят цель учения Христа не в переустройстве земного миропорядка, а в наполнении жизни человека новым смыслом. Невозможно землю превратить в рай путем социальных преобразований. Но земная жизнь может стать «Царством Божиим, пришедшим в силе» ( Лк.9:1 ), для тех людей, которые живут на земле по иным законам, в нравственном отношении превосходящим земное законодательство. Только следуя этим установленным Христом законам, человек может сделать землю небом. 4. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» Воля Божия – одно из важнейших понятий библейского богословия. Согласно Библии, воля Божия стала причиной сотворения вселенной, солнца и луны, звезд и неба: «ибо Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились» ( Пс.148:3–5 ). По воле Бога, руками Божиими был сотворен человек ( Пс.118:73 ). Грехопадение Адама и Евы ( Быт.3:1–7 ) стало нарушением воли Божией и причиной изгнания их из рая ( Быт.3:24 ). Однако сознание того, что воля Божия должна действовать в мире, сохранялось среди их потомков. Оно обновлялось в каждом новом поколении. Исполнять волю Божию стремились цари Израиля. Важные решения они сопровождали словами: «если на то будет воля Господа Бога нашего» ( 1Пар.13:2 ). Ожидание грядущего Мессии было ожиданием того, что «воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» ( Ис.53:10 ). Сын Божий стал Сыном Человеческим во исполнение воли Отца: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). О Себе Иисус говорил: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин.6:38 ). Послушание воле Отца было основной движущей силой земной миссии Сына Божия. Исполняя это послушание, Он добровольно претерпел страдания и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010