Пс.146:4 . изчитаяй множество звезд, и всем им имена нарицаяй. Пс.146:5 . Велий Господь наш, и велия крепость его, и разума его несть числа. Понеже многим казалось невероятно, чтоб Бог толикия тьмы народа по всей вселенней разсеяв, мог собрать паки во едино, сего ради прилично проповедует здесь Божию премудрость и силу и весьма сомневающихся Иудеев к верованию приводит. Притом беседует о чудном устроении неба, в котором видимо сияет непостижимая Божия премудрость, управляющая многоразличным обращанием светил и извилистым течением звезд, так что все оне ни на одну черту от путей своих не заблуждают, ибо каждому светилу и каждой звезде предписал известный порядок, так что в толиком множестве их нет ни малейшаго неустройства. Откуду заключает, что Богу не труднее собрать разсеянных людей, как исчислить звезды на небе, и дать всем им приличныя имена. И потому тотчас восклицает: велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа! Из чего научаемся, что нет ничего безразсуднее, как хотеть измерять чувствами такия дела, в которых проявляется толикая премудрость и сила. Пс.146:6 . Приемляй кроткия Господь, смиряяй же грешники до земли. Сие пророческое изречение собственно относится к подкреплению надежды не токмо Иудеев, но и всех нас, дабы в случае противных обстоятельств мысли наши не колебались. Отсюду заключаем, что Патриархи, жившие под законом, не были изъяты от тех многотрудных подвигов, кои и на нас, сущих под благодатию, возложены от Бога, дабы и мы и они не здесь, но инде искали истиннаго покоя. Итак, ежели когда сущим нам в злострадании приходит такое сомнение, где есть оная помощь, которую вскоре подавать обещал нам Бог? купно да приходит в мысль и сие изречение, что мы для того смиряемся, дабы вознестися. И паки, ежели когда, видя нечестивых благоденствием наслаждающихся, снедаемся ревностию, да памятуем глаголемое Пророком, что они для того возносятся, дабы сильнее пасть. Ибо Давид, употребляя сии слова: смиряет грешники даже до земли, – прикровенно назнаменует гордость их, которая возносит их превыше облаков – так, как бы были они не из числа людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Скоро услышь меня, Господи», да не изнеможет «дух мой» (Пс. 142:1—2, 7), — так как Ты — Бог мой, «Милость моя, Прибежище мое и Избавитель мой» (Пс. 143:2). Ты «велик и достохвален, и величию Твоему» (Пс. 144:3) нет конца. «Восставь согбенного, разреши узника, открой очи слепому» (Пс. 145:7—8), Созидающий «Иерусалим, Господи» (Пс. 146:2). Когда же «укрепишь вереи ворот» (Пс. 147:2) Твоих, да поселюсь я внутри с сынами Твоими. Как хвалят Тебя «ангелы и все воинства Твои» (Пс. 148:2) в царстве небесном; так и я, веселясь с ними со славою в «собрании святых» (Пс. 149:1), да восхвалю и прославлю «на громогласных кимвалах» (Пс. 150:5) имя Твое святое, славное и царствующее в бесконечные века веков. Аминь. Душеспасительные размышления с Молитвенными обращениями к Го... 1. Призывание Всемогущего Бога для стяжания добродетельной жизни    Господи Боже мой, дай, чтобы сердце мое Тебя желало, желая искало, ища нашло, найдя любило; любя, очистило себя от грехов; очистив, уже не повторяло их.    Даруй, Господи Боже мой, сердцу моему покаяние, духу сокрушение, глазам источник слез, рукам щедрость к милостыне.    Царь мой, погаси во мне плотские вожделения и воспламени огонь любви Твоей.    Искупитель мой, изгони из меня дух гордости и даруй сокровище смирения твоего.    Спаситель мой, удали от меня гнев ярости и подай твердый щит терпения.    Творец мой, уничтожь горечь души моей и даруй мне, Преблагой, духовную сладость.    Подай мне, Милосердный, веру твердую, упование несомненное, любовь непрестанную.    Кормчий мой, отврати от меня суету, непостоянство мысли, заблуждение сердца, празднословие уст, похоть очей, чревоугодие, поношение ближних, любопытство, погоню за почестями, желание суетной славы, лицемерие, яд лести, пренебрежение бедными, угнетение бессильных, жар сребролюбия, зависть, хулу.    Уничтожь во мне, Создатель мой, дерзость, разнузданность, упрямство, беспокойство, праздность, сонливость, леность, шаткость мысли, ослепление сердца, оцепенение чувств, суровость нрава, непокорство добру, противление благому желанию, необузданность языка, насилие над немощными, клевету на невинных, презрение к подчиненным, бессердечие к домашним, измену по отношению к друзьям и грубость к ближним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Наименование Псалтири Псалмами Давида или Псалтирью Давидовой не значит, будто книга псалмов вся написана одним царем Давидом. 1) Почти целая треть псалмов не только по евр. тексту, но и ни по одному из переводов не приписывается Давиду; одни из этих псалмов остаются без всяких надписаний, – как псалмы: 101, 104–106, 110, 112–117, 119, 120, 124, 125, 127–129, 134, 135, 149 и 150, другие же надписываются именами: Моисея ( Пс.89 ), Асафа ( – 72–82), Емана (87), Ефама (88) и сынов Кореевых ( Пс.83, 84 и 86), и даже – по греч. тексту – именами позднейших пророков Аггея и Захарии (111, 145–148). 2) в содержании псалмов, не надписанных именем Давида или надписанных другими именами, встречаются довольно ясные указания на времена позднее Давида, напр. на времена последующих царей иудейских (в Пс.88, 39–46 ; Пс.47, 5–8 ср. 2Пар.20:1–37 ; Пс.82, 6–9; 86, 3–4, 79:13,14,17 и т. д.), разрушения Иерусалима ( Пс.73:1–10, 78:1–5 и 11), плена вавилонского и возвращения из оного ( Пс.101:14–23; 105:47; 106:2–3; 136:1 и дал.; 125:1 и дал. 146:2 и т. п.). 3) Подпись в конце 71-го псалма «окончились молитвы Давида, сына Иесеева», по сравнении с следующими за нею псалмами, надписанными именем Асафа и сынов Кореевых, показывает, что и древний собиратель псалмов не приписывал их в целом составе одному Давиду, а признавал и других писателей. 4) Наконец, свидетельство 2 Парал. 29:30: и сказал царь Езекия и князья левитам, чтобы очи славили Господа слог вши Давида и Асафа прозорливца, – ясно показывает, что во времена Езекии, кроме песней Давида, существовали еще. песни Асафа прозорливца, которые наравне с песнями Давида употребились при богослужении во храме. Следуя указаниям надписаний псалмов в еврейском тексте и некоторых местах других книг св. Писания и осторожно пользуясь свидетельствами содержания псалмов, а также свидетельствами древнего предания, сохранившимися в различных древних переводах и толкованиях Псалтири, из множества разнообразных мнений различных толкователей относительно писателей и времени написания отдельных псалмов, вероятнейшими должно признать следующие выводы:

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

135, 9). Воссиял день; солнце лучи свои по всей вселенной распустило, – тебе свет его сияет: благодари Сотворшему солнце во область дне (ст. 8). Облака дождь кропят,  – тебе кропят: благодари Одевающему небо облаки, и угоовляющему земли дождь (Пс. 146, 8). Восстал ветр и начал облака прогонять и очищать небо, – тебе он служит: благодари Изводящему ветры от сокровищ Своих (Пс. 134, 7). Видишь поля, различными плодами исполненные, луга и леса зеленеющие, садовые деревья, изобилующие плодами, – то благости Божией дело; тебе то от Бога посылается: благодари Даровавшего, глаголя: благослови душе моя Господа (Пс. 102, 1). Пришла зима, оделась земля снегом, мраз связал озера, реки и болота, и так везде свободный устроился путь, нет нужды в мостах и прочих к переправам надобностях, – Божие то благодеяние есть? Твоей потребе служит сие: благослови Дающаго снег свой яко волну (Пс. 147, 5). Проходит зима, и весна наступает,  – тем тебе возвещается приближающееся как бы некое воскресение всея твари, мразом умершей; благослови Благоволившаго тако. Наступила весна; принесла земля различные плоды к насыщению и утешению твоему: благослови Устроившему тако, глаголя радостным духом с пророком: возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоем! (Пс. 91, 5). Вкушаешь пищу: благодари Благодетелю. Греется покой твой, или варится пища огнем, – Божий дар есть огнь, который тебе работает и служит: благослови Сотворшего его. День прешед, пой благодарно, ибо сподобил тебя Господь без вреда и погибели проводить его; пой сердцем и устами: песнословлю Тя, Господи! Уснул в нощи, и спав восстал, глаголи: благословлю Тя, Господи! Глаголи с пророком: аз уснух и спах, возстах, яко Господь заступит мя (Пс. 3, 6). Чувствуешь угрызение совести за грехи: благодарение Богу приноси, потерпевшему согрешения твоя и не предавшему тебя в руки врага твоего: исповедайся благодарно со пророком: исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое во век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Введение в Ветхий Завет Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесисаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова Псалмы В Израиле, как и в соседствующих культурах Египта, Месопотамии и Ханаана, изначально существовали многочисленные формы песенного поэтического творчества. Некоторые из этих произведений включались в текст исторических книг (начиная с “морской песни” Моисея в Исх 15, “песни источника” в Числ 21:17–18, победной песни Деборы в Суд 5, плача Давида о Сауле и Ионафане в 2 Цар 1 и т. д. и вплоть до похвалы Иуде и Симону Маккавеям в 1 Мак 3:3–9 и 14:4–15); то же самое наблюдается и в Новом Завете, — вспомним Песнь Богородицы, Благословен грядый… и Ныне отпущаеши. Многие тексты пророческих книг также относятся к различным литературным формам песен. Существовали древние собрания песен, от которых сохранились только названия и некоторые фрагменты: “книга браней Господних” (Числ 21:14) и “книга Праведного” (Нав 10:13; 2 Цар 1:18). Но всю полноту шедевров религиозной лирики Израиля сохранила для нас Псалтирь. Названия Псалтирь ( от греч. yalt»rion — название струнного музыкального инструмента, на котором аккомпанировали песням-псалмам) — это сборник из ста пятидесяти псалмов (в русской Библии — из 151 псалма. — Пер. ). В еврейской Библии нумерация псалмов с 10 по 148 на единицу опережает греческий и латинский переводы, в которых объединены Пс 9 и Пс 10, а также Пс 114 и Пс 115, а Пс 116 и Пс 147 каждый разделены на два 1 . По-еврейски Псалтирь называется tehillim, что означает ‘хвалы’, ‘гимны’; однако это название, строго говоря, подходит только к первой части псалмов. В названиях, которыми снабжено большинство псалмов, это определение встречается только в Пс 145/146. Чаще всего в этих названиях встречается слово mismor, которое подразумевает аккомпанемент и самым точным образом переводится словом псалом. Многие из этих “псалмов” обозначаются также как [ir ‘песня’, и с этого же обозначения начинается без всяких дополнений каждая из “песней восхождения” (Пс 119/120–133/134). Другие названия встречаются реже, и подчас их трудно объяснить. Литературные жанры

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Пс.145:8. Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники:     «Господь умудряет» Своею мудростью лишенных телесных и душевных очей, а также восстановляет впадших в болезни или несчастья низверженных в пропасть погибели, согласно пророчества Исаии: «Я дал Тебя во свет народов отверзать очи слепым, извести из уз окованных ими, и из темницы седящих во тьме; тогда услышат глухие слова книги и покрытые тьмою и мглою очи слепых прозрят» (Ис. 42:6—7). «Господь любит праведников», которые страдают от несправедливости: они будут особо возлюбленными и вознагражденными за терпение у Бога. Молитвы их всегда будут услышаны: «много бо может молитва праведного поспешествуема» (Иак. 5:16). А кто сделался умом «слеп» ко всему окружающему, кроме Бога, тех «Господь умудряет», показывая им божественнейшее (Паисий, Марк Подвижник). Пс.145:9. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.    Если Господь помогает находящимся в несчастии, «сира и вдову приимет», т.е. заступит, то тем более — подвизающимся в добродетели. «И путь грешных погубит», но не самых согрешающих, чтобы ты не подумал, что души их тленны, но путь их, т.е. действия, жизнь. Ибо Бог не отвращается от существа, но ненавидит пороки (Златоуст, Максим Грек). Пс.145:10. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.    Не будем смущаться и безпокоиться в искушениях, если мы не тотчас получаем избавление от них, но предоставим время избавления Самому Господу; и когда совершим что-нибудь доброе, не будем тотчас требовать воздаяния, но будем полагаться на Его волю. Ибо если Он «царствует» постоянно и пребывает «во век» — то не должно сомневаться; ибо если Он не сделал воздаяния здесь, то отлагает его для большего воздаяния (Златоуст). Аллилуиа, 146    И этот псалом есть хвала и славословие Богу (Афанасий). Пс.146:1. Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление.    Благое дело — воспевать и песнословить Господа. «Псалом» возводит от земли мысль, окрыляет душу, облегчает и делает ее возвышенною. Но чтобы «хвала» была «усладительной» Богу, необходима и добрая жизнь, и молитва, и внимание поющего. Ибо Богу, как неимеющему нужды, приятно не пение, но намерение поющего (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Потому благость эта и человеколюбие Божие удивительно изображается в Писании Святом. Уподобляется орлу, покрывающему гнездо свое и птенцов своих согревающему, как видели выше в песне Моисеевой; уподобляется крову крыльев, крову ( Пс.16:8, 35:8, 60:5, 62:8, 90:1 ) и плечам защищающим, как говорит: «Плечами Своими защитит тебя» ( Пс.90 и проч.). Видишь ли, какое присутствие Божие с рабами Своими в скорбях их! Помни, что и ты в скорбях твоих, когда терпишь их без роптания, приобщаешься этой благости Божией и человеколюбию, которое рабы Его на себе познают, и будь доволен тем, что и с тобою есть Бог в скорби твоей таким же образом, «ибо нет лицеприятия у Бога» ( Рим 2:11 ), но всякого «уповающего на Господа милость окружит» ( Пс.31:10 ). Ведай и то, что нет там Бога, где радость и веселье мира этого есть, когда люди радуются о богатстве, о чести, о славе, о роскоши, когда ликуют, пиршествуют, смех вызывают, танцуют, пьянствуют, поют недостойное христиан, кричат и прочие непотребные веселости производят. Отходит от таких людей Бог, ибо бесчинием их оскорбляется, но приходит туда лукавый мира сего дух, ибо угодные ему дела там творятся. Приходит же Бог к скорбным и печалью сокрушенным сердцам, и, как в сосуды праздные, изливает живую прохлаждения и утешения воду. «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» ( Пс.33:19 ). Близ Господь, «исцеляя сокрушенных сердцем, и обвязывая раны их» ( Пс.146:3 ). Ибо «жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс.50:19 ). 6) Сколь полезно и нужно нам это отеческое Божие наказание, невозможно и сказать. Рассуди, сколько кроется в сердце нашем духовных немощей, которые в плотском рождении родились с нами. Какая гордость, гнев, злоба, зависть, сребролюбие, нечистота и прочее! Все эти немощи всевидящее Божие око видит и наведением скорбей и напастей, как жестоким врачевством, хочет их исцелить, если Ему в волю себя отдадим. Ибо всякая скорбь и напасть учит нас смирению, терпению, кротости и прочему добру.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

114. Ин 1:26 и Мф. 3:11. 115. Ср. Мф. 11:2–3. 116. Ср. Пс. 71:6. 117. Ис. 7:14. 118. Проводится параллель между двенадцатью сыновьями Иакова и двенадцатью апостолами. 119. Пс. 44:17. 120. Ис. 35:5. 121. Ср. Пс. 40:10 122. Ср. Зах. 11:12. 123. Иер. 11:19. 124. Пс. 87:7. 125. Мф. 26:23. 126. Ср. Ин. 13:4–14. 127. Мф. 26:23. 128. Ср. Мф. 26:38. Синодальный перевод: «Душа моя скорбит смертельно». 129. Ср. Мф. 9:17. 130. Ср. Лк. 9:1–7. 131. Ср. Лк. 8:27–32. 132. Ср. Мф. 9:20–22. 133. Ср. Мф. 15:22–28. 134. Ср. Мф. 8:24–27. 135. Ср. Мф. 9:9. 136. Мф. 26:48–50. 137. Имеется в виду эпизод на пиру у фарисея. См. Лк. 7:35–50. 138. Ср. Мф. 27:51–53. 139. Один из ангельских чинов. 140. Пс. 23:7,9. 141. Мф. 26:39, 42. 142. Пс. 106:16. 143. Ос. 13:14. 144. Ср. Пс. 46:2–4. 145. Образное наименование Иерусалима. 146. В апокрифических легендах говорится, что Нил вытекает из рая. 147. Лот – библейский персонаж, племянник патриарха Авраама, житель города Содома, который Бог решил сжечь в наказание за грехи людей. Праведного Лота, его жену и двух дочерей ангелы вывели из обреченного города. Во время бегства жена обернулась и посмотрела на горящий город, и была обращена в соляной столп. Лот спасся с дочерьми в пещере. Грех его заключался в том, что он, находясь в опьянении, овладел собственными дочерьми. Старшая родила Моава, родоначальника племени моавитян, а младшая Амона – родоначальника аммонитян (Быт. 19:2–30). Сюжет о том, как Лот вырастил из головней дерево во искупление своего греха – апокрифический. 148. В Библии сказано, что Авраам просил Бога пощадить Содом и Гоморру, если в них найдется хоть десять праведников (Быт. 18:20–33;19:15–38). Суд Авраама над Лотом – апокриф. 149. По-видимому, это место в пустыне Сур на восточном берегу Красного мря. Есть предположение, что речь идет о минеральном источнике Говаре, находящемся на пути от Айют-Муза к Синаю. 150. Сатанаил – сатана, противник, злой дух, дьявол. Но в апокрифах он выступает как падший ангел, восставший на своего создателя Бога. С ним борется обычно не Бог, а архангел Михаил.

http://predanie.ru/book/220871-apokrify-...

Облака дождь кропят — тебе кропят. Благодари «Одевающего небо облаками и Приготовляющего для земли дождь» (Пс.146:8). Поднялся ветер и начал облака прогонять и очищать небо — тебе он служит. Благодари «Изводящего ветры от сокровищниц Своих» (Пс.134:7). Видишь поля, раз­личными плодами наполненные, луга и леса зеленеющие, садовые деревья, плодами изобилующие это дело благости Божией, тебе это Богом посылается. Благодари Даровавшего, говоря: «благослови, душе моя, Господа» (Пс.102:1). Пришла зима, оделась земля снегом, мороз сковал озера, реки и болота, и так везде свободный оказался путь, нет нужды в мостах и прочих надобностях для переправы — это Божие благодеяние; твоим потребностям служит это. Благослови «Расстилающего снег Свой, как волну» (Пс.147:5). Проходит зима, и весна наступает — тем тебе как бы возвещается приближающееся воскресение всей твари, от мороза умершей, — благослови Благоволившего так. Наступила весна; тут открывается новое сокровище Божиих дарований: солнце благоприятно сияет и греет, чувствуется благорастворенный воздух, земля из недр своих издает сокровища свои, от семян и корней плоды являются, и всем себя подают в употребление; луга, нивы, поля, леса одеваются и зеленеют, украшаются цветами и издают всякое благоухание, из них протекают источники и речные потоки и не только зрение, но и слух веселят; всюду слышатся различные голоса различных птиц, как некая сладкая музыка; расходятся по полям и степям скоты, не требуют от нас корма, питаются и насыщаются, тем, что рука Божия отверзла им, довольствуются, едят и играют, и так как бы благость Божию благодарят. Словом, вся поднебесная вновь прекрасный и веселый принимает вид. Бесчувственная и чувством одаренная тварь как бы вновь рождается. Тебе, разумной твари, все это богатство благости Божией открылось — говори благодарно: «Благослови, душе моя, Господа» (Пс.103:1). Принесла земля различные плоды для насыщения и утешения твоего — благодари Устроившего так, говоря духом радостным с пророком: «Возвеселил Ты меня, Господи, в творении Твоем» (Пс.91:5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

На этом отчасти основании Гетстенберг (Die Bücher Moses, u. Aeg. 210 и д.) полагал, что и в Чис.11:5 , нужно понимать хацир, как название травы, но такой, которая, служа главным образом кормом для животных, употреблялась в пищу и людьми. Указание французского исследователя Делиля на растущую в Египте Fenu grec (Trigonella foenum graecum), или «божью траву», «молодые стебли которой в сыром виде туземцы находят достаточно приятными, чтобы есть», и свидетельство путешественника Соннини: «Египтяне так охотно едят это растение, что по справедливости можно бы его назвать кормом людским» (Sonnini. Voyage ...1:380), послужили для Генгстенберга дальнейшим основанием признать foenum graecum за хацир в указанном месте кн. Числ. Это понимание, по самому свойству своих оснований, не составляет, однако, принятого положения потому уже, что в других ветхозаветных книгах под хацир не разумеется главным образом или преимущественно foenum graecum. Употребление здесь этого слова показывает именно, что им обозначается трава, растущая на горах ( Пс.146:8 [евр. 146]), в низменных местах ( 3Цар.18:5 ), а также на кровлях домов ( 4Цар.19:26 ; Ис.37:27 ; Пс. 128:6 [евр.129]) и вообще всякая трава ( Иов.8:12 ). Таким образом библейское словоупотребление не представляет чего-либо в пользу понимания хацир в Чис.11:5 в смысле названной разновидности клевера; а указанное употребление этого растения теперешними жителями Египта могло бы служить в данном случае основанием, если бы доказано было, что одно это травовидное растение употребляется в пищу туземцами и что также относились к нему и в древние времена. Между тем в Египте, как известно, употреблялись в пищу различные виды зелени, в числе которых Геродотом (п. 92) указаны лотос, вид лилий, и вивлос или папирус (ср. Ghampollion Figeac. Egypte ancienne. 193, или Tristram. The Natural history of the Bible. 461). Вследствие этого высказанное Генгстенбергом понимание хацир остается не более как частным его мнением (ср. Keil. Bibl. Commentar. II, 224; Smith.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010