Да умягчит твою от нищеты скорбь и утешит сердце твое вольная Христова нищета и святых апостолов. 5) Помни, что странник ты и пришелец в мире этом, путник на пути мира сего, и к небесному отечеству идешь. Кто в странствовании обогащается! Не собирает ли богатства и в отечество посылает? Христианское отечество – небо. Там собирать себе сокровище повелел нам Христос: «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:20–21 ). Туда нам предпосылать сокровища наши должно, сокровища не мира этого, но небесного отечества достойные: любовь, терпение, кротость, милосердие, и прочее; там их, без сомнения, обретем. Путник ты, кто идя по пути обременяется? Более того, не свергает ли с себя бремя, чтобы легче творить путь? Бремя человеку, идущему по пути мира сего, богатство, которое мешает на пути ему, и удерживает его, и не допускает к отечеству стремиться. Сколь многих бремя это удержало от неба и погрузило во дно адово! «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь», – говорит Христос ( Мф.7:14 ). Этими вратами и путем не проходят сидящие на высоких колесницах гордости, надменности и пышности и расширяющиеся широтой роскоши и попечений мирских, ибо не вмещаются, а смиренные, кроткие и попечения мирские отложившие идут им. Тебя от того бремени, тяжести и пространства избавил Господь и легким учинил, дабы без задержания шел ты к небесному отечеству. Пищу же дает Бог всякой плоти, не только человеку, но и «скотам и птенцам ворона, призывающим Его» ( Пс.146:9 ). «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1Тим 6:8 ). 6) Скоро окончится и богатых довольство и утеха, и нищих скудость и скорбь, всему будет конец скоро. Вот скоро будет перемена: вместо нищеты временной, которую терпишь, вечные отверзнутся тебе сокровища благости Божией, и забудешь нищету твою и скорбь. Уже ты более приблизился к концу тому ныне, нежели вчера и позавчера был. И как только придет он, то и нищете твоей будет конец, как и от богатых богатство отойдет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Мы не приемлем безумных идей повредившегося в уме Новата 92 , который отвергает спасительное покаяние, утверждает его бессмысленность, копя грехи. Не приемлем также и тех, кто говорит о себе, что они чисты, а на деле оказываются нечистыми, так что последующие их учению доходят до отчаяния и погибели, потому что всё это противоречит апостольским правилам. 146. Правителю дел Афродисию Неужели ты надеешься утаиться, будучи человеком злобным и коварным, строящим козни многим добрым людям, прикрываясь личиной добродетели. Но по плодам познаём древо, и не скроется волк, одевшись в овечью шкуру, будет узнан по зубам и когтям. Как говорится в Писании: Как охотничья птица в западне, таково сердце надменного ( Сир. 11:30 ), так и о тебе все знают, что ты горд и завистлив. Как змей, угрызающий молча, и пес, кусающий не лая, ты всегда скрытен, будучи человеком злобным и притворным. Те, кому ты строишь козни, нуждаются в Божией помощи, чтобы могли они сказать словами девяностого псалма: Он избавит тебя от сети ловца, ( Пс. 90:3 ). Ибо против кого злоумышляешь, тех молча вторгаешь в смятение. 147. Трибуну Сосипатру Сообразуясь с божественным знанием, ты, превосходнейший, стараешься делать всё, последуя его правилам и законам. Поэтому богатство своё большей частью расходуешь на монахов, смотря на них с великой любовью, ими только и дышишь день и ночь. Как будто нет у тебя родни и детей, хотя их и много. То, что ты говоришь монахам – будто бы ты рабочий их скот, готовый безропотно и радушно служить всем их нуждам, – явный признак божественного познания. Ибо ты, конечно, знаешь, что вместе с левитами и скот их благословил по Божией воле Моисей. Поэтому, сообразуясь с божественным знанием, ты, боголюбивый муж, вместе с монахами войдёшь в Царство Небесное, как добрый их служитель, и с ними наследуешь неизреченные блага в бесконечные веки. 148. Доместику Хилону Изображая непостоянство твоего нрава, говорит Сирах: Колесо в колеснице – сердце глупого ( Сир. 33:5 ). Ты не можешь хранить тайны, но готов тотчас всем рассказать то, что тебе доверено. Выслушай же, что говорит Сирах: Выслушал ты слово, пусть умрёт оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя. Глупый от слова терпит такую же муку, как рождающая – от младенца ( Сир. 19:10–11 ). Первый признак глупости – рассказывать о позоре, разнося туда и сюда, и без всякого стыда обнаруживать вверенное нам тайно – наедине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Потому как изречение: " в начале было Слово " означает вечность, так и выражение: " Оно было в начале у Бога " показывает Его совечность (с Отцом). А чтобы ты, услышав: " в начале было Слово " , и, признав его вечным, не подумал, однако же, что жизнь Отца на некоторое расстояние, то есть на большое число веков, предшествует (жизни Сына), и таким образом, чтобы ты не положил начала Единородному, (Евангелист) присовокупляет: " Оно было в начале у Бога " , т.е., Он также вечен, как сам Отец. Отец никогда не был без Слова; но всегда был " Бог " (Слово) " у Бога " (Отца), в собственной, однако же, ипостаси. Но как же, скажешь ты, Евангелист говорит, что Слово " в мире было " , если Оно было действительно у Бога? Подлинно, оно и у Бога было, и в мире было: никаким местом не ограничивается как Отец, так и Сын. Если " велика крепость [Его], и разум Его неизмерим " (Пс. 146:5), то ясно, что существо Его не имеет никакого временного начала. Ты слышал, что " в начале сотворил Бог небо и землю " ? Что ты думаешь об этом начале? Без сомнения то, что небо и земля произошли прежде всех видимых творений. Так, когда слышишь о Единородном, что Он " в начале был " , разумей бытие Его, прежде всего мыслимого и прежде веков. Если же кто скажет: как возможно Сыну не быть по времени после Отца? происшедший от кого-либо необходимо должен быть после того, от кого произошел, - отвечаем, что таковы только человеческие рассуждения, и тот, кто предлагает такой вопрос, будет, пожалуй, давать еще более нелепые вопросы. Но этого не должно бы допускать даже до слуха. У нас ныне слово о Боге, а не о естестве человеческом, подчиненном порядку и необходимости подобных умствований. Впрочем, для совершенного удовлетворения людей более слабых, будем и на это отвечать. 2. Скажи мне: сияние солнца из самого ли естества солнечного истекает, или из чего иного? Всякий, имеющий неповрежденные чувства, необходимо признает, что сияние происходит от самого естества солнца. Но, хотя сияние исходит от самого солнца, однако же, мы никогда не можем сказать, что оно существует после солнечного естества, потому что и солнце никогда не является без сияния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Так как последняя от голода уже плакала, то малютка, брат ее, не зная, чем помочь сестре, да и сам не менее ее томимый голодом и не имея никого, к кому мог бы обратиться с просьбой за себя и за сестру, надумал написать просительное письмо. К кому, думали бы вы? К Самому Богу. Вероятно, от Ангела была эта мысль. Проста была его детская просьба, и в немногих словах заключалась она. В необычайном письме своем малютка, назвав Отца сирот детски ласкательным именем, просил дать ему немного копеек, чтобы купить на них хлеба для сестры. Написав письмо, малютка понес его на почту. Когда же он усиливался достать до ящика, куда надлежало опустить письмо, то увидел его священник и, узнав от него обстоятельства дела, конечно, сжалился над ним и взял сироту к себе. В следующий праздник он привел его в церковь и, показав его собравшимся, рассказал все, что и как случилось. Дело говорило само за себя. Сделан был сбор, оказавшийся настолько великим, что судьба сирот на первый раз была обеспечена. Господь внемлет и птенцам врановым, призывающим Его ( Пс.146:9 ), – оставит ли Он сирот тех, кто гораздо лучше птиц ( Мф.10:31 )? Конечно, силен Господь пропитать сирот и без хлеба, единым словом Своим. Силен Он повелеть кормить их Ангелам Хранителям их. Он может дать повеление и птичке, и она в клюве принесет хлеб сироте. Тем не менее Господь не восхотел, чтобы детей человеческих кормили Ангелы или птицы небесные. Он повелел нам, людям, заботиться о них и дал такое обетование, что кто примет одно из таких детей, тот примет Его Самого ( Мф.18:5 ). Поэтому, если подойдет к тебе дитя, знай, что Христос прислал его к тебе. Если ты увидишь его изнуренного, болезненного, даже не просящего о помощи, но очевидно нуждающегося в ней, то знай: Христос привел тебя к сироте, чтобы ты помог ему. Возлюбленные братья! В прошедшее воскресенье мы просили любовь вашу оказать помощь тем бедным, которые состоят на содержании попечительств или которые будут просить об оказании им помощи к наступающим праздникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

4. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями: Пс. 122 5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем: Пс. 5 6. Немым, да даст им Господь дар речи: Пс. 58 7. Страдающим болезнями сердца или почек: Пс. 44 8 . Страдающим болезнями печени: Пс.12 9. При зубной боли: Пс. 37 10. Да излечится страдающая выкидышами: Пс. 67 11. Об исцелении избитых злыми людьми и пострадавших в драке: Пс. 146 12. О людях, тяжело раненых от преступников: Пс. 36 13. О прекращении кровотечения: Пс. 145 14. Да защитит Господь людей от змей, чтобы те не жалили: Пс. 123 15. Когда человек укушен бешеной собакой или другими животными: Пс. 63 О помощи в различных житейских нуждах 1. Чтобы Бог просветил начальников, да найдут люди понимание в своих просьбах: Пс. 137 2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы: Пс. 2 3. Чтобы Господь благословил честную торговлю: Пс. 64 4. Чтобы примириться работнику и хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу: Пс. 46 5. Об оставленных людях, чтобы обрели приют: Пс. 70 6. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности: Пс. 80 7. Тем, чей труд сопряжен с опасностями: Пс. 48 8. Тем, кому трудно работать от лени или от страха: Пс. 60 9. Чтобы Бог сохранил имущество, животных и продукты производства: Пс. 83 10. Чтобы Бог дал изобилие посевов и плодов, когда погода неблагоприятная: Пс. 30 11. О нахождении потерянных ключей: Пс. 15 12. Чтобы открыть дверь, когда потеряны ключи: Пс. 23 В защиту от напастей и вражды людской 1. Стоящим на пороге смерти, кода терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями: Пс. 33 2. От душевнобольных людей, мучимых злобой и нападающих на ближних: Пс. 11 3. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство: Пс. 82 4. Чтобы Бог усмирил жестокого начальника, издевающегося над ближними: Пс. 140 5. Жестокосердным супругам, которые препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга): Пс. 10 9. Об освобождении пленных:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

145 сотворившего небо и землю. Упоминание о Боге как Творце подчеркивает Его могущество. море. Ср. Пс. 23,2 . 145 путь нечестивых извращает. Заботясь о слабых и нуждающихся, Господь в то же время препятствует исполнению замыслов людей гордых и злоупотребляющих своей земной властью. 145 Господь будет царствовать во веки. См. Пс. 92,1 . Сион. См. ком. к Пс. 2,6 . Аллилуйя. «Хвалите Господа» (см. ст. 1). Глава 146 Пс. 146 и Пс. 147 Первоначально эти два псалма, по всей видимости, представляли собой одно целое. Поэтому в западной традиции вообще и в данном Комментарии в частности они рассматриваются как один псалом. В современном составе Псалтири Пс. 146 и 147 являются частью великого славословия, завершающего собой всю книгу (см. вводные замечания к Пс. 144 и 145). Псалмопевец возносит в них хвалу Господу за восстановление Иерусалима ( Пс. 146,2; 147,2 ), что позволяет датировать создание этих псалмов эпохой реставрации Израиля (ср. Неем. 12,27–47 ). Как и в Пс. 145 , величие и могущество Господа ( Пс. 146,7–9; 147,5–7 ) противопоставлены здесь непрочному земному могуществу ( Пс. 146,10.11 ). 146 Хвалите Господа. См. ком. к 145,1. ибо благо петь Богу нашему. Псалмопевец призывает верующих Израиля вместе с ним восславить Господа. 146 собирает изгнанников Израиля. В этом стихе, по всей видимости, говорится о возвращении в землю обетованную иудеев, отпущенных из вавилонского плена указом Кира ( 2Пар. 36,22.23 ). См. вводные замечания к рассматриваемым псалмам. 146 исчисляет количество звезд. С точки зрения человека с его земной ограниченностью, количество звезд на небе не поддается исчислению (ср. Быт. 15,5 ). См. ст. 5. 146 разум Его неизмерим. Все в Боге выше человеческого понимания, в том числе и Его разум. 146 Смиренных возвышает... нечестивых унижает. Бог выказывает Свое расположение к людям, в слабости своей уповающим только на Него, и обращает Свой суд против «сильных», самонадеянно полагающихся на свои собственные силы. 146:8–9 облаками... дождь... траву... пищу. Бог все в природе устроил так, чтобы сотворенные Им живые существа не оставались без пропитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

(8) . (LV): Пс. 106 . Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион: Яко к Тебе , Господи, Господ, и очи мои , сохрани и спаси мя. Не говорится о входе. Остальное последование. Отпуст. Пятница утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе, Боже. (2) . (LV): Пс. 106 . Аллилуия. (3) . (LVI): Пс. 107 (,108). Помози ми, Господи. (4) . (LVII): Пс. 109 (,110,111,112). Аллилуиа. Каждение. (5) . (LVIII): Пс. 113 (,114,115,116). Услыши мя, Господи. (6) . (LIX): Пс. 117 . Аллилуиа. (7) . (LX): Пс. 119 (, 120,121,122,123,124). Помилуй мя, Господи 561 45. (8) . (LXI): Пс. 125 (, 126,127,128,129,130). Аллилуиа. Вход. Дан. 3,57–88 . Синаксарион. Пс. 50 . Пентикостарион: Омый скверну сердца моего , очисти множества согрешений моих , силою креста Твоего , Боже , и помилуй мя. Остальное последование. Отпуст. Пятница вечером: (1) . Пс. 85 . Слава Гебе, Боже. (2) . (LXI): Пс. 125 (,126,127,128,129,130). Аллилуиа. (3) . (LXII): Пс. 131 (,132). Помяни мя, Господи. (4) . (LXIII): Пс. 134 (,135). Аллилуиа. (5) . (LXIV): Пс. 136 (, 137). Милостив буди мне. Господи. (6) . (LXV): Пс. 138 (,139). Аллилуиа. (7) . (LXVI): Пс. 141 (,142). Услыши мя, [ " осподи. (8) . (LXVII): Пс. 143 (,144). Аллилуиа. (9) . (LXVIII): Пс. 145 (, 146,147). Заступи мя, Господи. (10.) 562 . (XV): Пс. 31 (,32). Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион: Бога из Тебя воплотившагося . познавали Богородице Дево , Сего умоляй спастися душам нашим. Не говорится о входе. Прокимен. Остальное последование. Отпуст. Суббота утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе, Господи. (2) . (XV): Пс. (31,)32. Аллилуиа. (3) . Песнь 1-ая: Исхода 15,1–19. Господеви поем, славно бо прославися. (4) . Песнь 2-ая: Второзак. 32,1–14. Слава Тебе, Боже 563 . » 32,15–21. Сохрани мя, Господи. » 32,22–38. Праведен еси, Господи. » 32,39–43. Слава Тебе, слава Гебе. (5) . Песнь 4-ая: Аввакум 3,2–19. Услыши мя. Господи. (6) . Песнь 5-ая: Исайя 26,9–20 ( Иона 2,3–10 ). Милостив буди мне, Господи. (7) . Песнь 3-ья: 1Цар. 2,1–10 . Помилуй мя, Господи. Лука 1,46–55. (Мегалунарион Матерь святая чистого света , ангельскими песньми Тя ублажая, величаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Четвертая книга Моисеева композиция: 90–92 Царство Яхве: 93–100 (без заголовка) Давидова композиция: 101– 103(104–106) 106:48 Благословен Яхве, Бог Израилев, от века и до века. И да скажет весь народ: Аминь (+ LXX: Аминь) Аллилуия! 107–145 Пятая книга А Хвалебный псалом («Тода»): 107 (царство Яхве) B Псалмы Давида: 108–110 Алфавитные псалмы о Торе: 111–112 Песах–Халлель: 113–118 Алфавитный псалом о Торе: 119 Паломнические псалмы: 120–134 В Псалмы Давида: 138–145 А Хвалебный псалом: 145 (царство Яхве) Я буду превозносить Тебя, Боже мой, о Царь, и я буду хвалить имя Твое во веки и всегда. Всякий день я буду славить Тебя, и я буду хвалить имя Твое во веки и всегда. 145:21 Хвалу Яхве будут говорить уста мои, и всякая плоть должна славить святое имя Его во веки и всегда. Царский псалом Яхве 145 146–150 Заключительный «халлель» (десятикратная аллилуия) как герменевтический ключ к Псалтири: Царские псалмы Эсхатологизм заложенного в творении и Торе царства Яхве 1.5 Мессианский и теократический горизонт Книги Псалмов Обрамляющие псалмы 1–2 и 146–150 ясно показывают, что Псалтирь есть прославление универсального, заложенного в творении и Торе царства Божия (ср. особ. Пс.2:10–12 и Пс.150 , а также Пс.148 ), которое Яхве должен утвердить через своего поставленного на Сионе (мессианского) царя (ср. Пс.2 ) и через свой мессианский народ (ср. Пс.149 ) среди народов мира на эсхатологическом суде. Мессианская перспектива подчеркивается тем, что важные с точки зрения макроструктуры места в книги Псалмов занимают «царские псалмы» и «псалмы Давида», которые, с одной стороны, могут быть относимы к мессианскому царю, а с другой стороны, к мессианскому народу («демократизация» обетований, данных Давиду). Особенно важные с точки зрения макроструктуры «мессианские» псалмы следующие: Пс.2 (начало 1 книги псалмов), Пс.72 (конец 2 книги псалмов), Пс.89 (конец 3 книги псалмов), Пс.101 (начало «давидовой композиции» 101–106, помещенной вслед за композицией о царстве Яхве 93–100), Пс.110 (конец малой «давидовой композиции» 108–110) и Пс.144 (конец малой «давидовой композиции», которая макроструктурно соответствует Пс.108–110 ). К этим псалмам следует добавить еще «царские псалмы», важнейшая тема в которых – обетования, данные Давиду; они помещаются в центре частных композиций (напр., Пс.122, 127, 132 находятся в центре трех из пяти групп, на которые делятся «паломнические» псалмы 120–134).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

С одной стороны, композиционно обе эти линии сливаются воедино. Это видно, например, в последовательности Пс.18–21 (18: царский псалом; 19: Яхве как Царь мира; 20–21: царские псалмы) или 144–145 (144: царский псалом, 145: Яхве как Царь мира), а также в программном вступительном псалме 2, где встречаются обе перспективы одновременно. С другой стороны, две эти перспективы образуют прогрессирующую линию событий. В общей архитектуре пятичастной Книги Псалмов царские псалмы 2, 41 (ввиду родственности мотивов Пс.41 с Пс.72 и 89 следует читать Пс.41 в его отредактированном виде как царский); 72 и 89 обозначают царскую или мессианскую богословскую перспективу, которая развивается в 4 и 5 книгах псалмов таким образом, что мессианская концепция подчиняется теократической и одновременно находит свое завершение в общей эсхатологической перспективе, цель которой обрисована в псалме о Царе Яхве 145 и в заключительных псалмах 146–150. «Это видение универсального царства Яхве, который совершает эсхатологический суд как Спаситель бедных ( Пс.149:5–9 ) и тем самым приносит новое небо и новую землю ( Пс.150 ). Этому Богу-Царю подобает прославление, к которому Пс.150 призывает новый космос – “все, что дышит” (ст. 6) – и, как демонстрирует... Пс.145 , имеет свою причину в доброте и милосердии этого Бога-Царя... Такому пониманию милосердного Бога-Царя соответствует новое определение Израиля как народа, которому Яхве желает открыть свою доброту и милосердие. Это Израиль верных Яхве, ищущих и находящих свой жизненный путь в покорности Торе ( Пс.147:15, 18 ) и воспевании псалмов (ср. Пс.149:5 слл.)» (B. Janowski, в кн. E. Zenger [Hg.], Der Psalter 1998, 404 f.). Для самого Израиля эсхатологическая перспектива проявляется в наибольшей степени в двух «псалмах порога» 106 и 107 (конец 4 и начало 5 книги). Сформулированная в Пс.106:47 с аллюзией на эсхатологические обетования пророков (ср. особ. Зах.9–14 ) просьба собрать Израиль из народов ради прославления Яхве переходит в Пс.107 и композиционно связывается с развернутым в Пс.145, 146–150 видением пришествия универсального Царства Божия. 2. Возникновение

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

И. З. затрагивает такие темы, как пороки и добродетели (Пс 100, 142, 146), истинная молитва (Пс 7, 9, 141), домашнее пение псалмов и гимнов (Пс 41, 134, 150), священство (Пс 113, 116), девство (Пс 44, 113), достойное принятие Св. Таин (Пс 133), паломничество в Св. землю (Пс 109). Кроме того, здесь встречается полемика с арианами, манихеями и последователями Павла Самосатского (Пс 46, 109, 148). В отличие от др. своих ветхозаветных толкований в этом И. З. цитирует Свящ. Писание не только в переводе LXX, но и привлекает переводы Симмаха , Акилы и Феодотиона (см.: Пс 4, 9, 53, 55 и др.). Помимо этого комментария сохранились проповедь И. З. на Пс 41, произнесенная в 387 г. ( Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 435), проповедь на Пс 145 (CPG, 4415; PG. 55. Col. 519-528; рус. пер.: Творения. Т. 5. Кн. 2. С. 580-590), произнесенная ок. 396 г. ( Tillemont. Mémoires. T. 11. P. 560), и фрагменты комментария на Пс 103-106 ( Malingrey. 1987. P. 351-378) и Пс 115. 1-3 ( Haidacher. Drei unedierte Chrysostomus-Texte. 1907). И. З. принадлежат также 2 гомилии «На слова: «Не бойся, когда богатеет человек» (Пс 48. 17)» (In illud: Ne timueris cum dives factus fuerit homo; CPG, 4414; PG. 55. Col. 499-518; рус. пер.: Творения. Т. 5. Кн. 2. С. 574-580), произнесенные в июле 399 г. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 542-543). «Комментарий на Книгу Иова» (Υπμνημα ες τν μακριον Ιβ; Commentarius in Iob; CPG, N 4443; SC. 346, 348; Hagedorn U. und D. 1990; PG. 64. Col. 503-506), охватывает бóльшую часть Книги Иова с небольшими лакунами; сохранился в 2 рукописях IX-X вв., а также частично в составе экзегетических катен; долгое время оставался неизданным; 1-е критическое издание было подготовлено А. Сорленом, вышло в свет в Париже в 1988 г.; вслед за этим было выпущено берлинское издание 1990 г. под редакцией У. и Д. Хагедорн. Авторство И. З. в отношении данного комментария было убедительно доказано Сорленом на основании внешних и внутренних критериев (характерные для И. З. особенности употребления лексики, цитирование Свящ.

http://pravenc.ru/text/540881.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010