Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б четверг Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою — в собрании святых. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6, 8а пятница Прокимен, глас 7 Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ног Его,/ибо свято оно. Стих: Господь воцарился: пусть гневаются народы. Пс 98:5, 1а Аллилуия, глас 1 Стих: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73:2а, 12 суббота Прокимен, глас 8 Веселитесь о Господе,/и радуйтесь, праведные. Стих: Блажены те, кому прощены беззакония и у кого покрыты грехи. Пс 31:11а, 1 При службе за упокой 2–й прокимен, глас 6 Души их среди благ водворятся. Ср. Пс 24:13а Аллилуия, глас 4 Стих: Воззвали праведные — и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18, 20 И за упокой Стих: Блажен, кого избрал и приблизил Ты, Господи. И память их в род и род. Ср. Пс 64:5; 44:18а Сборник двенадцати месяцев: Сентябрь 1. Преподобного Симеона Столпника и новый церковный год Прокимен, глас 3 Велик Господь наш, и велика крепость Его,/и разум Его неисчислим. Стих: Хвалите Господа, ибо благо петь псалом, хвала Богу нашему да будет сладостна. Пс 146:5, 1 И преподобному, прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом смерть святых Его. Пс 115:6 Зачало 282 и преподобному зачало 258. Аллилуия, глас 4 Стих: Тебе подобает, Боже, песнь на Сионе, и Тебе воздадут обет в Иерусалиме. Стих: Благословишь Ты венец года благости Твоей, Господи. Пс 64:2, 12а И преподобному, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Пс 111:1 4. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

144. См.: Числ. 21:8–9. 145. Имеется в виду Пятикнижие. 146. См.: Числ. 21:4–6. 147. О манне небесной свт. Амвросий подробно пишет в epist. 54 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 23– 27). — Примеч. ред. 148. См.: Исх. 16:4–15. 149. См.: Исх. 33:14. 150. См.: Числ. 14:23; Втор. 1:35; Иез. 20:15. 151. Латинский термин inseparabilis соответствует греческому χριστος, являвшемуся неотъемлемым элементом тринитарного богословия в IV в. (см.: Moreschini. Р. 293, not. 1). 152. См.: Откр. 3:5; 22:19; 13:8; 17:8; Пс. 68:29. 153. См.: Еф. 4:23. 154. См.: Ин. 3:5. 155. См.: Мф. 1:20; Лк. 1:35. 156. См.: Рим. 8:15–16. 157. См.:Ин. 4:23. 158. См.:Ин. 4:23. 159. См.: Ин. 20:16–18. 160. То есть первородный грех. Cp.: exp. ps. 118, 6. 22. 161. См.: Рим. 5:20. 162. См.: Мф. 28:17–18. 163. Ср.: Пс. 96:7. 164. См.: spir. s. 2. 47. 165. Ср.: Деян. 22:3. 166. См.: 1 Kop. 1:13. 167. См.: spir. s. 3. 71–72. 168. Ср.: Ин. 14:10–11. 169. Cp.: symb. Nic. 170. См.: spir. s. 2. 85. 171. Свт. Амвросий проводит различие между Богом, Который озарил, то есть Духом, и Богом, Чья слава воссияла, то есть Отцом. 172. Ср. у Дидима Слепца: spir. s. 25. 173. Термин dispar natura является эквивалентом греческого τεροοσιον, встречающегося у свт. Афанасия Александрийского (epist. ad Ser. 1. 2), см.: Moreschini. P. 313. 174. Пневматомахи (духоборцы) признавали божественную сущность Сына. 175. См.: Лк. 3:22. 176. Cp.: sacr. 1. 5. 17–19; myst. 4. 24–25. 177. См.: 2Кор. 3:16. 178. См.: Втор. 6:4. 179. Ср. у свт. Василия Великого: spir. s. 16. 38; у свт. Григория Богослова: orat. 38. 8. 180. См.: Откр. 4:8. 181. Ср.: Мф. 28:12. См.: sacr. 2. 14; myst. 4. 20. 182. См.: Рим. 8:9, 11; 1 Kop. 3:16; 2Тим. 1:14. 183. См.: 2Тим. 3:16. 184. Ср.: Мал. 4:2. 185. См.: spir. s. 3. 32–34. 186. См.: Ин. 5:21. 187. См.: fid. 2. 68–70. 188. См.: Мф. 5:1–3. 189. См.: Мф. 12:1. 190. См.: Ин. 4:35–38. 191. См.: Мф. 26:30–36. 192. Ср.: Пс. 127:3; 91:14, 13. 193. См.: Ин. 10:22. 194. См.: Isaac 5. 45; Exp. Luc. 3. 38; 7. 85, 96.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

1, 14-19, 22, 23), Богу (Ibid. 2, 4, 9, 12, 24), Троице (Ibid. 5), Господу (Ibid. 20). Гомилии на Книгу Иова, по всей видимости, были произнесены в Иерусалиме в ц. Св. Сиона ( Renoux. 1983. P. 38-41). Аргументы против этого предположения, такие как значительный объем гомилий, цитирование автором вариантов перевода некоторых библейских стихов, несоответствие деления библейского текста гомилий литургическим чтениям Иерусалимской Церкви, не выдерживают критики. В самих гомилиях имеются прямые указания на предполагаемую аудиторию и обращения к слушателям, собравшимся в церкви ( Hesych. Hieros. In Iob. 7. Praef.). В 5-й гомилии И. И. восхваляет Сион, «арену поста, брачный чертог любомудрия», и добавляет затем: «Мы собрались в этом же самом месте». Армянский лекционарий указывает, что чтения из Книги Иова совершались каждую пятницу Великого поста в ц. Св. Сиона ( Renoux. 1971. P. 239-253). Хотя в самом тексте гомилий нет указаний на Великий пост, именно этот период церковного года кажется наиболее вероятным временем произнесения бесед И. И. Толкования на НЗ I. «Собрание апорий и решений» (Συναγωγ ποριν κα πιλσεων; Collectio difficultatum et solutionum; CPG, N 6561; PG. 93. Col. 1392-1448), позднейшее сокращение более пространного утраченного сочинения И. И., называвшегося «Евангельская симфония» (Εαγγελικ συμφωνα), цель которого состояла в том, чтобы объяснить причину кажущихся разногласий и противоречий, встречающихся в Евангелии. Состоит из 61 апории. По мнению К. Юссена, сохранившиеся катены И. И. на Евангелие от Иоанна (PG. 93. Col. 1448) и Евангелие от Матфея (PG. 93. Col. 1449-1452) являются фрагментами этого сочинения ( Jüssen . 1931-1934. Bd. 1. S. 34-37; Bardy. 1933). Неизданная «Гомилия на Воскресение Спасителя нашего» (CPG, N 6562) предположительно также является извлечением из «Евангельской симфонии». II. Фрагменты толкований на Деяния св. апостолов и соборные послания, 5 схолий на Деяния св. апостолов (PG. 93. Col. 1388B - 1390A) являются выдержками из «Большого комментария» на Псалтирь (Пс 108. 31). Греч. схолия на Иуд 6 (PG. 93. Col. 1392A; арм. пер.: Чракян. 1913. С. 292) также заимствована из «Большого комментария» на Псалтирь (Пс 60. 8; 2 др. арм. схолии на Иуд 6 см.: La chaîne arménienne. 1996. P. 146-147). Сохранились 5 схолий на Послание Иакова (PG. 93. Col. 1389AC; арм. пер.: Чракян. 1913. С. 291). Из «Большого комментария» (Пс 33. 13) взята схолия на 1 Петр 3. 10 (PG. 93. Col. 1389D; арм. пер.: Чракян. 1913. С. 292). «Церковная история»

http://pravenc.ru/text/674956.html

Опять та же прикрытая многословием зависимость от Степенной книги и Владимирской редакции, опять те же сравнения со святой розгой святого корня, с солнцем, превосходящим все светила, те же слова о Боге, прославляющем своих угодников ( Пс.127:5 ). Помимо сравнений с Соломоном и Самсоном, Александр назван вторым Давидом, между тем как эпизод с Веспасианом перенесен в другое место. Автор расширяет текст указанием на эпизоды, о которых у него будет речь впереди, 163 и приведением изречений из Библии ( Лк.12:48 , Мф.25:14 ). Еще богаче этими последними глава «О поучении святаго князем и боляром и всяким судиям» ( Ин.13:16 , Мф.10:24 , 1Кор.4:16 , Иез.3:18 , 1Пет.2:1 , Кол.3:8 , Еф.4:3 ), которая, подобно предыдущей, в сущности не содержит ничего неизвестного из Владимирской редакции и Степенной. Рассказ «о пришествии некоего от западных стран ко святому, имянем Андреяша, и о пришествии на святого ратию нечестиваго короля Римскаго» изобилует вставками и собственными рассуждениями автора. В начале его нечто вроде вступительного слова с указанием на вышеизложенное. По словам автора, Андреяш хотел не только видеть дивный возраст Александра 164 но и «слышати сладких словес премудрости его». Слова Степенной «и не ведяше, како нарещи его», дают повод автору вложить в уста рыцаря удивление: «яко Ангела светла видех, а не человека». Заимствования из Степенной 165 прерываются рассуждением автора о кознях диавола, уязвляющего короля стрелою ненависти. Услышав слова короля, Александр не только разгорелся сердцем, но и «воскорбе во уме своем, яко человек». Мы узнаем из дальнейшего причину этой скорби: войска были разбросаны «по многим градом и селом», и отец Ярослав ничего не знал о беде. Длинное рассуждение о нравственном значении этих обстоятельств и о бодром настроении Александра изобилует цитатами из Библии ( Пс.54:23 , Пс.146:10–11 , Ис.66:2 , Притч.3:3–4 ). Рассказ об Ижерянине не многим отличается от текста Степенной. Слова «поспешим скоро» и «Александр, яко егда услыша сия, радости многи исполни всесвятую свою душу и от многия радости теплыя слезы от очию си испустити ему, утаенную молитву в сердцы своем иже в тайне творящему Богу преславная и дивная принесе» показывают, что в качестве дополнительного источника была использована редакция Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

У многих псалмов есть надписания, нечто вроде заголовков, которые тоже требуют истолкования. Некоторые надписания указывают на авторство. Об этом уже шла речь выше. Отдельная группа надписаний содержит указания на обстоятельства, в связи с которыми псалмы были написаны (псалмы 3, 17, 55, 56). Кроме того, встречаются такие, которые указывают на характер псалма: «Аллилуия» – «Хвалите Бога» (псалмы 105, 106, 113–118, 134, 145–150); «Разума» или «в научение» (псалмы 31, 44, 51, 52, 73, 77); «Хвала», «молитва» (псалмы 16, 85, 89, 101). Еще одна группа указывает на время или на способ исполнения. Например, надписания «песнь» (например, псалмы 38, 53, 54, 60), «псалом песни» (псалмы 29, 47, 64) и «песнь псалма» (псалмы 65, 82, 87) указывают на инструментальное или вокальное исполнение [см. 69, т. 4, с. 131]. Некоторые слова, переведенные в синодальном переводе как «на струнных орудиях» (псалом 4, 53) или «на Гефском орудии» (псалмы 8, 80, 83), могли обозначать вид музыкального инструмента для аккомпанемента. Но мы не должны останавливаться только на возможном буквально–прагматическом значении надписаний. Если вы откроете святоотеческие толкования, то увидите, что здесь может быть раскрыт и духовный смысл. Приведу лишь некоторые примеры: « в конец» (псалмы 4, 6, 8 и др.) – «означает, что предсказываемое пророчеством исполнится после в отдаленные времена» с. 23, ср. 5, с. 56]; « наследствующий» (Пс. 5: 1), есть боголюбивая душа или Церковь» с. 56; ср. 72, с. 26]; « возлюбленным (Пс. 44: 1) пророк называет Сына Божия» с. 154; ср. 5, с. 150]; « точила» (Пс. 8: 1) «суть Церкви, собирающие плоды преуспевающих в благочестии» с. 56], «потому что и Господь именуется виноградною лозою» с. 35]. 21.4. Виды псалмов Для удобства изучения псалмы разделяются иногда на три группы по преимущественному содержанию, по которому они и называются. Есть псалмы молитвенные (псалмы 85, 89, 107). Есть псалмы учительные (псалмы 31, 73, 77), к которым, как правило, принадлежат те, в которых в надписании стоит слово «учение» или «в научение». Есть псалмы хвалебно–благодарственные (псалмы 145, 146). К ним относятся, в частности, все, которые в надписании содержат слово «песнь», «аллилуия», «хвала», «во исповедание».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Слава, глас 6: Через восемь дней по воскресении Твоем,/Иисусе-Царь, Единородное Слово Отчее,/явился Ты ученикам Твоим при запертных дверях,/мир Твой подавая,/и неверующему ученику следы от ран показал:/«Приди и осяжи руки Мои и ноги,/и нетленные ребра Мои!»/Он же, уверовав, взывал к Тебе:/«Господь мой и Бог мой, слава Тебе!» И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева: Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Изобразительны; блаженны: Из канона песнь 3 и 6 на 8. Придите, поклонимся и припадем ко Христу; спаси нас, Сын Божий, воскресший из мертвых, поющих Тебе: Аллилуия. Тропарь, глас 7 Хотя гроб был запечатан,/Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже;/и, когда двери были заперты,/Ты, всех Воскресение, предстал ученикам,/через них Дух Правый обновляя в нас/по великой Твоей милости. Слава, и ныне: Кондак, глас 8 Любознательной рукою/жизнь источающие ребра Твои исследовал Фома, Христе Боже;/и тогда, как Ты вошел при запертых дверях,/он с прочими Апостолами стал взывать Тебе:/«Ты – Господь и Бог мой!» Трисвятое. Прокимен, глас 3 Велик Господь Бог наш, и велика сила Его,/и разум Его неисчислим. Стих: Хвалите Господа, ибо благо петь псалом, хвала Богу нашему да будет сладостна. Пс 146: 5, 1 Деяний святых Апостолов чтение, зачало 14. Аллилуия, глас 8 Стих: Придите, возрадуемся о Господе, воскликнем Богу, Спасителю нашему. Стих: Поспешим пред лицо Его со славословием и в псалмах воскликнем Ему. Пс 94:1, 2 Евангелие от Иоанна, зачало 65А. Вместо «Достойно» Ангел возглашал Благодатной:/«Чистая Дева, радуйся!/И снова скажу: Радуйся!/Твой Сын воскрес в третий день из гроба,/(и мертвых воскресил»./Люди, торжествуйте!) Светись, светись, новый Иерусалим,/ибо слава Господня над тобою взошла!/Ликуй ныне и красуйся, Сион!/Ты же радуйся, Чистая Богородица,/о воскресении Рожденного Тобой. Причастен Восхваляй, Иерусалим, Господа, хвали Бога Твоего, Сион. Аллилуия. (3) Пс 147:1 НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ ПОСЛЕ ПАСХИ СВ. ЖЕН МИРОНОСИЦ И ИОСИФА ПРАВЕДНОГО В СУББОТУ НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ На «Господи воззвах:» стихиры воскресные на 4, глас 2

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

О Григории как проповеднике и ораторе см. Donders. Homilet; Gugnet. Orateur. 589 См. Слово 1 и Слово 45. 590 Ср. Сл. 45, 2; PG 36, 624=1.662. 591 Ср. начало Слова 1–го. 592 Ср. начало Слова 38–го. 593 Ср. Сл. 41, 5, 1; SC 358, 324=1.578. 594 Слова 38–41. 595 Пс. 95:1. 596 Пс. 95:11. 597 Ср. 1 Кор.15:47. 598 Ср. Ис. 9:2. 599 2 Кор.5:17. 600 Ср. 2 Кор. 3:6 и Рим. 13:12. 601 Ср. Евр. 7:3. 602 Мф. 3:3. 603 Сл. 38, 1, 1–2, 18; SC 358, 104–106=1.522. 604 В настоящее время Богоявлением называется праздник Крещения Господня. 605 Ср. Еф. 4:22–23. 606 Ср. 1 Кор. 15:22. 607 Сл. 38, 3, 1–4, 7; 108–110=1.522–523. 608 Сл. 38, 4, 17; 110=1.523. 609 Сл. 38, 14, 35–41=1.529. 610 Ин. 1:29. 611 Мр. 1:10. 612 Мф. 4:23. 613 Сл. 38, 16, 1–19; 140–142=1.531. 614 Сл. 38, 4, 13–14; 110=1.523. 615 Сл. 38, 5, 1–6, 7; 110–112=1.523–524. 616 Григорий имеет в виду твердую никейскую позицию Петра Александрийского, главы египетских епископов. 617 Ср. Втор.10:16. 618 Григорий напоминает о том, как в него бросали камни в начале его епископского служения в Константинополе. 619 Т. е. в наказание за вкушение запретного плода в раю. 620 Ср. Мф. 27:48. 621 Сл. 38, 18, 4–24; 146–148=1.531–532. 622 См. Лауенштайн. Мистерии, 52. 623 Ин. 1:9. 624 Куреты — семнадцатилетние юноши, танцевавшие с оружием в руках во время элевсинских мистерий: см. Лауенштайн. Мистерии, 140–144. 625 Корибанты ( " танцоры " " ) - куреты. 626 Триптолем и Келей — имена посвященных Деметры, упоминаемые в 5–м Гомеровском гимне, который исполнялся во время элевсинских мистерий. По сюжету этого гимна, девица Персефона была похищена Плутоном и увезена в Гадес (ад). Ее мать Деметра, приняв облик старухи, блуждала в поисках дочери среди людей. Четыре дочери царя Келея, встретив скорбящую Деметру у колодца, ввели ее в дом Метаниры, где она стала воспитательницей Демофонта. Деметра хотела наделить младенца вечной молодостью, для чего погружала его в огонь, однако Метанира помешала ей. Разгневанная Деметра в течение года не позволяла семенам на полях взойти, после чего испуганные боги умолили Плутона отпустить Персефону. Для примирения с Деметрой они послали Рею, после разговора с которой гнев Деметры против богов угас. Свой гнев против людей Деметра смирила, установив священные обряды (teletai) или оргии (orgiai). Первым мистом Деметры, получившим подробное наставление о порядке совершения мистерий в Элевсине, становится Триптолем. См. Лауэнштайн. Мистерии, 223–225. 627

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

146:5). Св. отцы и учителя Церкви, следуя слову Божию, всегда с глубоким благоговением указывали величие премудрости Божией в устройстве видимого мира, посвящая этому предмету целые сочинения, как напр., Беседы на шестоднев, т. е. на историю творения мира (Беседы Василия Великого, Златоуста, Григория Нисского). «Одна травка или одна былинка достаточна, занять всю мысль твою рассмотрением искусства, с каким она произведена» (Василий Великий). Еще более рассуждали они о Божией премудрости в домостроительстве нашего спасения, в воплощении Сына Божия. Священное Писание в Ветхом Завете сосредоточивает внимание преимущественно на премудрости Божией в устройстве мира: «Все сделал Ты премудро» (Пс. 103:24); а в Новом Завете — на домостроительстве нашего спасения, по поводу которого ап. Павел восклицает: «О бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия» (Рим. 11:33). Ибо премудростью Божией все бытие мира направляется к единой цели — к совершенствованию и преображению для славы Божией. Всеправедный . — Праведность понимается в слове Божием и в обычном словоупотреблении в двух значениях: а) как святость и б) как справедливость, или правосудие. а) Святость состоит не только в отсутствии зла или греха: святость есть наличие высших духовных ценностей, соединенное с чистотой от греха. Святость подобна свету, и Божия святость — как чистейший свет. Бог «Един Свят» по естеству, по Своей природе. Он есть Источник святости для ангелов и людей. Люди же могут достигать святости только в Боге, «не по естеству, а по причастию, подвигу и молитве» (Кирилл Иерус.). Писание свидетельствует, что ангелы, окружающие Престол Божий, непрестанно возвещают святость Божию, взывая, друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его» (Ис. 6:3). По изображению в Писании, свет святости наполняет все, что исходит от Бога или служит Богу: «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» (Пс. 144:17). «Ибо Свят Господь, Бог наш» (Пс. 98:9). б) Правосудие Божие есть другая сторона всеправедности Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

1975-1978. Bd. 1-2). Критически изданы также фрагменты из сочинений Евсевия Кесарийского ( Curti. 1989) и свт. Кирилла Александрийского ( Ferrari Toniolo. 2000). Насколько осторожно следует пользоваться некритическими изданиями XIX в., можно видеть на примере схолий свт. Афанасия Александрийского на псалмы, которые ошибочно называют комментарием (CPG, N 2140; авторство спорно). Издание мавристов ( S. Athanasii Opera omnia. P., 1698. T. 1. P. 2-982) заимствовало фрагменты свт. Афанасия рукописей Paris. gr. 139, 140, 148, 165, 166, 167. Новые отрывки (на Пс 1-75) из кодекса Ambros. B 134 sup. были опубликованы Б. де Монфоконом ( Montfaucon B., de. Collectio nova Patrum et scriptorum graecorum. P., 1706. T. 2. P. 72). В «Патрологии» Миня воспроизведены эти 2 издания (PG. 27. Col. 60-545; Пс 1-146. 8), добавлены фрагменты (до Пс 72. 25) из катены Никиты Ираклийского (Vat. Palat. gr. 247; PG. 27. Col. 548-589), а также некоторые фрагменты К., изданных Барбаро и Кордье. Из «Катены Никиты Ираклийского» происходят фрагменты, опубликованные Ж. Б. Питра ( Pitra. Analecta sacra. 1888. T. 5. P. 3-20). Текст, изданный мавристами, близок к тому, к-рый лежит в основе сир. (длинной редакции), копт., араб., груз. и слав. переводов схолий. Тем не менее это издание (и все зависящие от него) содержит ошибочную атрибуцию мн. фрагментов, к-рые принадлежат Оригену, Евсевию Кесарийскому, прп. Исихию Иерусалимскому и др. авторам (см. список этих фрагментов: Vian. 1978. P. 53-84). Дж. М. Виан издал ряд дополнительных фрагментов, гл. обр. по рукописи Vat. gr. 754, содержащей т. н. Катену Афанасия ( Vian. 1978; Idem. 1989). В наст. время существует необходимость в критическом издании всего греч. корпуса схолий с учетом вост. версий. Эта работа была начата Вианом в 70-х гг. XX в., но не завершена. Открытие полного текста произведений, считавшихся утерянными, позволяет по-новому оценить их традицию в К. Так, в 2012 г., при каталогизации греческих рукописей из коллекции книг Й. Я. Фуггера Баварской государственной б-ки (Мюнхен), был обнаружен считавшийся утерянным оригинал гомилий Оригена на псалмы (Monac.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Родилась на земле Дева – одушевленный Чертог Царя Небесного. Произошла на свет Отроковица, сияющая светлее солнечных лучей. Из бесплодной [Анны] воссиял Младенец – священнейший Храм девства. Кто не поспешит на праздник? Кто не принесет праздничных даров, приятных Деве? Самый лучший дар у тех, которые ведут девственную жизнь, есть нерастленность, у супругов – воздержание, у богатых – щедрость, у бедных – благодарность, у начальников – кротость, у царей – правосудие, у священников – преподобие, у всех – справедливость во всем. А когда принесены такие дары и с ними соединено празднование, то приидите – взыграем от радости, воспоем благодарственные песни, вместе с Давидом возрадуемся Господу, воскликнем Богу Спасителю нашему ( Пс.94:1 по LXX). Творцу всего устроен Храм для принятия Его; Создателю-Слову приготовлен гостеприимный Дом; для Солнца правды ( Мал.4:2 ) распростерто светлое Облако; одевающему небо облаками ( Пс.146:8 по LXX) сделана Основа боготканной одежды; соединяющему с временами времена и лета показан Брачный Чертог. 2. Ликуйте, девы, ибо ныне день Рождения Девы. Взыграйте, матери, ибо Дева есть Плод матери. Бесплодные жены, будьте благодушны, взирая на Ту, Которая прежде была бесплодной, а потом родила Божественного Младенца. И отроковицы да не оставляют ликования, празднуя Рождение Той, Которая одна есть Венец и Царица отроковиц. Затрубите трубою на холмах, возгласите на высотах, проповедайте во Иерусалиме, как заповедуется нам чрез Осию ( Ос.5:8 по LXX). Да возрадуется Давид-Богоотец; да возвеселится Исаия – главный между пророками; первый – потому что из чресл его, сообразно с клятвенным обещанием, происходит Царица, от Которой Плод его Бог обещал посадить на престоле его (см. Пс.131:11 ); последний – потому что исполнилось пророчество его: выйдет жезл от корня Иессеева, и цвет от корня его произойдет ( Ис.11:1 по LXX). Дева есть Жезл, из Которого произошел Вечный Цвет – неискусобрачный Христос. 3. Но для чего я определяю тому или другому радоваться, а не выражаю радости кратким словом? Да возрадуется небо свыше, и облака да проливают правду, да раскроется земля и произрастит милость, и правду да произведет вместе ( Ис.45:8 по LXX).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010