1:6). То есть, вы не для таких дел познали Христа. « Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека » (ст. 22). Познание Христа в том и состоит, чтобы вести праведную жизнь. Кто ведет дурную жизнь, тот не знает Бога и Бог его не знает. Послушай, как об этом (апостол) говорит в другом месте: « Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются » (Тит. 1:16). « Так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека », — то есть, вы не на таких условиях заключили договор (чтоб оставаться при прежней жизни). То, что мы имеем, не есть суета, но истина; как наши догматы, так и наша жизнь — истинны. Суета — грех и заблуждения, а праведная жизнь — истина. Она и цель имеет высокую, беспорядочная же жизнь приводит к ничтожному концу. « Истлевающего », — говорит, — « в обольстительных похотях » обольщения его. Как пожелания его истлевают, так и сам он. 2. Каким же образом истлевают его пожелания? Смерть все разрушает. Так пророк говорит: « В тот день исчезают [все] помышления его » (Пс. 145:5). Впрочем, не одна только смерть, много есть и других причин (этого изменения). Так красота изменяется, увядает и пропадает от болезни и с наступлением старости. От тех же (причин) погибает и сила телесная. Чувственные удовольствия в старости уже не так привлекательны. На это мы имеем указание и в примере Верзеллия, — без сомнения, вы знаете эту историю (2 Цар. 19:32–35). А с другой стороны, похоть растлевает и губит самое существо человека. Как шерсть от чего рождается, от того же и погибает, так точно и ветхий человек. Пагубно для него славолюбие, многих погубили удовольствия, обманула похоть. Впрочем, все это не составляет удовольствия в собственном смысле, но есть горечь, обман, подлог и тень. Наружная сторона этих предметов приманчива, но сами по себе они — не что иное, как тяжелое бремя, влекущее за собою великую нищету, пустоту и бедность. И если ты снимешь с них эту личину, откроешь их настоящее лицо, то увидишь обман.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1:6). То есть, вы не для таких деле познали Христа. " Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека " (ст. 22). Познание Христа в том и состоит, чтобы вести праведную жизнь. Кто ведет дурную жизнь, тот не знает Бога и Бог его не знает. Послушай, как об этом (апостол) говорит в другом месте: " Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются " (Тит. 1:16). " Так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека " , – то есть, вы не на таких условиях заключили договор (чтоб оставаться при прежней жизни). То, что мы имеем, не есть суета, но истина; как наши догматы, так и наша жизнь – истинны. Суета – грех и заблуждения, а праведная жизнь – истина. Она и цель имеет высокую, беспорядочная же жизнь приводить к ничтожному концу. " Истлевающего " , – говорит, – " в обольстительных похотях " обольщения его. Как пожелания его истлевают, так и сам он. 2. Каким же образом истлевают его пожелания? Смерть все разрушает. Так пророк говорить: " В тот день исчезают [все] помышления его " (Пс. 145:5). Впрочем, не одна только смерть, много есть и других причин (этого изменения). Так красота изменяется, увядает и пропадает от болезни и с наступлением старости. От тех же (причин) погибает и сила телесная. Чувственные удовольствия в старости уже не так привлекательны. На это мы имеем указание и в примере Верзеллия, – без сомнения, вы знаете эту историю (2 Цар. 19:32 – 35). А с другой стороны, похоть растлевает и губить самое существо человека. Как шерсть от чего рождается, от того же и погибает, так точно и ветхий человек. Пагубно для него славолюбие, многих погубили удовольствия, обманула похоть. Впрочем, все это не составляет удовольствия в собственном смысле, но есть горечь, обман, подлог и тень. Наружная сторона этих предметов приманчива, но сами по себе они – не что иное, как тяжелое бремя, влекущее за собою великую нищету, пустоту и бедность. И если ты снимешь с них эту личину, откроешь их настоящее лицо, то увидишь обман.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

743//Ибо мы не настолько лишены утешения от родных, чтобы уже не было таких, которые бы согласились содержать нас на свой счет; но нам все то, что относится к питанию плоти, возбраняет следующее изречение Спасителя: кто не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер,… тот не может быть Моим учеником (Лк 14, 26). Да если бы мы и лишены были пособия от родных, то, наверно, не могло бы не быть услуг и от сильных мира сего, которые с благодарностью готовы были бы послужить нашим потребностям с полной щедростью; и, содержась их подаянием, мы не имели бы заботы о заготовлении пропитания; но нас сильно устрашает проклятие пророка, который говорит: проклят человек, который надеется на человека (Иер 17, 5). Не надейтесь на князей (Пс 145, 3). Мы также могли поставить свои кельи у русла Нила, иметь воду у дверей, чтобы не быть вынужденными носить ее на своих плечах за четыре тысячи шагов. Но для несения этого труда блаженный апостол, делая нас неутомимыми, постоянно воодушевляет следующим словом: каждый получит свою награду по своему труду (1 Кор 3, 8). Нам небезызвестно, что в наших странах есть некоторые приятные, уединенные места, в которых благодать, плодородие садов или обилие яблок доставили бы потребное для нашего пропитания при малом труде телесном; но мы опасаемся, как бы не пал на нас тот укор, который в Евангелии высказан богачу: ты получил уже доброе твое в жизни твоей (Лк 16, 25). Но, отвергнув I все это и презрев все удовольствия этого мира, мы довольствуемся только этими некрасивыми местами: страшную пустынность этого уединения предпочитаем всем удовольствиям и не сравняем богатств плодородной почвы с этими солончаками песков, заботясь не о временных выгодах этого тела, а о вечной пользе духа. Ибо для монаха мало — отречься однажды, т. е. в начале своего обращения презреть настоящее; но надо ежедневно отвергаться этого. Ибо даже до конца этой жизни нам следует говорить с пророком: я не желал бедственного дня, Ты это знаешь (Иер 17, 16). Потому и Господь в Евангелии говорит: если кто хочет

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Антифон 2 ( Пс.145 ). Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем : пою Богу моему, дондеже есмь. Ко второму антифону присоединяется песнь в честь воплотившагося Сына Божия: Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Вместо третьего антифона поются блаженны, т. е. девять заповедей о блаженствах, изложенные в нагорной проповеди Иисуса Христа ( Мф.5:3-12 ). Заповеди о блаженстве Блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Блаженны нищие духом, ибо их царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. После антифонов бывает малый вход с Евангелием, означающий явление Иисуса Христа на проповедь. Отворив царские врата, диакон (если есть) , сопутствуемый священником, выносит напрестольное Евангелие северною дверью в предшествии свещеносца с зажженною свечою, и, остановившись пред царскими вратами, возглашает:

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Друг Божий Давид вел «войны Господа» (1 Цар. 25: 28), но, однако, именно эти войны лишили его божественного благословения. Давид мечтал построить Храм, посвященный Имени Бога, но именно из-за того, что он (Давид) пролил много человеческой крови, Господь не позволил ему построить Храм Своему святому Имени. Сказано: «А народ, который был в нем, вывел и умерщвлял их пилами, железными молотилами и секирами. Так поступил Давид со всеми городами Аммонитян…» (1 Пар. 20: 3). Такое поведение Давида не осталось без божественного внимания, и Господь Бог лишил Своего избранника возможности построить храм Имени Своему. Есть два меча – меч духовный и меч человеческий. Меч духовный есть само Слово Божие. Сказано: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12). Вооруженные Словом Божиим христиане противостоят злу и диаволу, противостоят именно христианским образом. Но иногда ради высшей справедливости приходится взыскать и меча кесарева. Как некогда и апостол Павел требовал суда кесарева (см.: Деян. 28: 19). Ибо сказано о власти кесаря, власти светской: «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13: 4). Но, увы, не всегда светская власть оказывается способной исполнить свой долг до конца. Поистине, как и сказано в Писании: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145: 3); и еще: «Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл. 8: 9). В связи с чем наши предки всегда отдавали предпочтение правителям решительным и набожным. Спаси вас Христос! Рейтинг: 9.8 Голосов: 333 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1  Преподобный Никон Оптинский учил: «Грех кладет печать не только на душу, но и на внешность человека, на его внешнее поведение и вид». В Писании сказано: «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис. 3: 9). Грешник своим видом, как бы он ни стремился скрыть свою порочность от других людей, свидетельствует о себе более, чем тысяча обвинителей. Порочный человек везде видит знаки и приметы своей порочности, он узнаваем во грехе. Как бы он ни старался скрыться, имитируя благочестие, его грех, как каинова печать, лежит на его челе.

http://pravoslavie.ru/94858.html

Ибо без любви к Богу и почитания, от любви происходящего, благодарности быть не может. Ибо и человеку-благодетелю без любви и истинного почтения ничто неприятно. Любовь ничем иным довольствоваться не может, как любовью взаимною. 7) Превеликий признак неблагодарности есть хула, когда человек или не признает бытия Божия, или какие другие на имя Его святое и страшное изрыгает хулы. Этого рода люди, или даже выродки рода человеческого, и, если по правде признать, чудовища всего света, последнюю разума искру погасили, хотя бы они и звезды считали, или землю размеряли. Они поступают подобно тому, кто отца, от которого рож­ден, не признает: «Я-де не имею отца». Они хуже самих скотов, которые хозяев своих и питающих их знают и почитают. Они на здания, дома, искусство смотрят, а архитектора и хозяина не признают; они пищу сваренную едят, а повара не признают; они письма читают, а писателя не признают, и думают, что это само собой делается. Если бы кто заключил таких в темнице и не дал бы куска хлеба им, пусть бы тогда самобытным своим довольствовались хлебом и светом, Подателя которых не хотят признавать и почитать. 8) Наконец, всякая беззаконная и вере христианской противная жизнь есть признак не­благодарности. Ибо к Богу благодарности не может быть без любви Божией, которая познается в соблюдении заповедей Божиих, как говорит Христос: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин 14:21). Глава 8: О надежде «Так говорит Господь: «Проклят человек, который надеется на человека, и плоть делает своею опорой, и сердце которого отступило от Господа. И благословен человек, который надеется на Господа, и будет Господь упование его; и будет, как дерево, посаженное около вод, и во влаге пустит корни свои; не убоится оно, когда придет зной, и будет на нем стебель зеленый, и во время бездождия не устрашится, и не перестанет приносить плода»» (Иер.17:5). «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс.145:3). «Лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ис.7:3 . И сказал Го­с­по­дь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к по­лю белильничьему, Ахаз, в ожидании осады Иерусалима, осматривал водопровод, снабжавший весь город водою. Этот водопровод начинался у верхнего пруда (пруд Силоамский, находившийся в верхнем пруде), очень большого, откуда вода подземным ходом была проведена по городу и стекала в другой пруд, впоследствии называвшийся прудом Езекии. Исаия должен идти к Ахазу со своим сыном, имя которого – Шеар-Ясув (остаток спасется) – символическое: оно означало суд Божий, ожидающий Иудейское царство, от которого может сохраниться только разве небольшой остаток. Между тем имя самого Исаии (Господь спасет) указывало на возможность помилования, и царю таким образом предоставлялось выбирать, чего он хочет – суда или милости от Бога. Суд же угрожал Ахазу за то, что он, вопреки воле Божией ( Пс.145:3 ), возложил свою надежду не на Господа – истинного Царя Израиля, а на ассирийского властителя Тиглат-Пилезера, к которому уже послал посольство с просьбою о помощи против царей сирийского и Израильского ( 4Цар.16:7–8 ). Ис.7:4 . и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от раз­горев­шегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина. Ис.7:5 . Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют про­тив тебя зло, говоря: Ис.7:6 . пойдем на Иудею и воз­мутим ее, и овладеем ею и по­ставим в ней царем сына Тавеилова. Оба союзные царя представляются пророку обуглившимися головешками, которые уже не могут гореть, как следует, а только дымят и чадят. «Сын Тавеила» – пренебрежительное название без собственного имени (ср. 1Цар.20:27 , где Саул, говоря о Давиде, своем сопернике, называет его просто сыном Иессея). По всей вероятности, это был какой-нибудь сирийский принц (принц – по-сирийски tab – евр. tob, хороший). Ис.7:7 . Но Го­с­по­дь Бог так говорит: это не состо­ит­ся и не сбудет­ся; Ис.7:8 . ибо глава Сирии – Дамаск, и глава Дамаска – Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем пере­станет быть народом;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как совершилось сие дело Божьего о Себе откровения, это рассказывает сам царь в своём эдикте, обнародованном, по окончании чудесного дела, по всему царству. Эдикт начинается обыкновенной в царских того времени эдиктах формулой приветствия к своим подданным. Само приветствие соединяется со славословием в честь истинного Бога израилева, по поводу чудесных действий которого над Навуходоносором самим и обнародуется эдикт. «Царь Навуходоносор, – начинается эдикт, – всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле. Мир вам да преумножается! (ср. 1Ездр.4:17, 7:12 ). Знамения и чудеса, какие совершил со мною Бог вышний, – высказывает царь повод к эдикту, – я счёл за благо обнародовать». Но прежде, чем изложить эти чудеса и знамения, царь в порыве души, глубоко сознающей силу сих чудес и знамений, славословит их, славословит Бога, совершающего их, славословит и вечное царство этого Бога. «Знамения Его, как они велики! и чудеса Его, как они могущественны! Царство Его царство вечное и владычество Его с родом и родом» ( Дан.3:31–33 , слав. 98–100; ср. 4:31, 7:14, 18; Пс.145:13, 72:5 ). Затем царь переходит уже к изложению самих знамений и чудес, проявленных над ним Богом израилевым. После устроения своего могущественного царства совне и внутри, наслаждаясь в доме своём безмятежным счастьем и довольством и как свежее, роскошно зеленеющее и быстро растущее дерево процветая в чертоге своём, однажды совершенно неожиданно царь увидел сон, который устрашил его; и помышления (harhorin – мысли, думы, – затем – образы фантазии, здесь – образы, во сне явившиеся, сновидения) «на ложе» его «и видения главы» его, несмотря на неизвестность ещё их значения, по одному неопределённому, тем не менее неотразимо действовавшему в душе предчувствию чего-то недоброго, несчастного, возвещаемого в них, привели его дух в особенно смятенное и страшливое состояние. Среди душевного волнения и смятения своего царь дал повеление: привести к нему всех мудрецов вавилонских, чтобы они сказали объяснение сновидения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Многим этот ответ кажется остроумным. Иногда люди говорят: если Бог хочет, чтобы в Него веровали, почему Он не творит чудеса почаще? Почему бы Ему не удостоверить неверов в Своем бытии какими-нибудь неотразимыми знамениями? И Евангелие — в частности, в этом повествовании об исцелении слепорожденного — показывает почему. Бог предоставляет фарисеям достаточно данных. Происходит явное чудо . Более того, происходит явное знамение, указывающее на наступление мессианской эры, на то, что Предреченный пророками Спаситель уже пришел, что Он среди Своего народа. Фарисеи, как специалисты в Писании, не могли не знать многочисленных пророчеств: «И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых . И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля» (Ис.29: 18–19), «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» (Ис. 35:5). Согласно Писанию, Тот, Кто открывает очи слепым — Бог: «Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных» (Пс. 145:8). Но мы видим реакцию фарисеев: они не верят свидетельству исцеленного, требуют свидетельства его родителей, наседают на исцеленного с вопросами и опять не верят его ответам. Практически перед их глазами совершилось чудо, предсказанное в хорошо известных им пророчествах — и они говорят «нет». Есть ли в этом что-то психологически невероятное? Напротив, это обычное дело: люди склонны верить самым диким небылицам, если они хорошо вписываются в их картину мира, и не верить своим глазам, если то, что они видят, их не устраивает. Это добровольная, намеренная слепота. И поэтому чудо неизбежно означает суд: оно вынуждает человека определиться, принять решение. После встречи с чудом Божиим никто не может жить так, как раньше; человек или становится верующим — как исцеленный — или окончательно закрывается в ожесточенном неверии. Как говорит Господь, «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39).

http://pravoslavie.ru/70992.html

Множество стоявших вокруг мужей и жен, старцев и юношей, взирая на мучения святого, удивлялись его терпению. Христов же страдалец, посмотрев на мучивших его, сказал им: — Что стоите праздно, рубите дерево, у которого уже отсекли ветви. И мучители, подошедши к нему, отрубили ему правую ногу; святой же воскликнул: — Теперь я приношу в дар Небесному Царю орудие моего стояния пред Ним и терплю эти мучения по любви к Нему, чтобы моя отсеченная правая нога стояла в Царстве Его. Также отсекли ему и левую ногу; а он, устремив свои взоры к небу, возгласил: — Господи, Ты услышал меня, потому что велика Твоя милость: Ты, Бог, творящий чудеса, избавил меня от стояния на левой ноге, дав тем доброе предзнаменование, ибо левая сторона знаменует погибель вечную [ 8 ]. После этого святому отсекли правую руку; он же воскликнул: — Господи, буду вечно воспевать Твою милость, из рода в род буду возвещать истину Твою, потому что на мне явно исполнились следующие слова Твои: «И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя» (Мф. 5:30). Тогда у святого Иакова отсекли левую руку; он же начал говорить: — Господи, не мертвые восхвалят Тебя, равным образом ни те, которые низойдут во ад и держатся на жизненном пути левой стороны, т. е. неправедных дел, но мы живые, отвергающие левую сторону (т. е. неправду), вечно будем благословлять Тебя, Господи! После этого святому отсекли правое плечо, и тогда он проговорил: «Хвали, душа моя, Господа. Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь» (Пс.145:1–2), ибо возложивший на Свое плечо найденную Им погибшую овцу и поставивший ее по правую сторону Себя (Лк. 15:4–7; Мф. 27:23), вспомнит и мое правое плечо, и найдя его усеченным, поставит по правую сторону Себя. И отсекли ему левое плечо, а святой проговорил: — Со всех сторон окружили меня враги. Но Господь мой Помощник и моя Похвала, на плече Которого судьбы всех; Он мой Спаситель: Он не попустит меня, перенесшего отсечение левого плеча, уклониться влево во власть тьмы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010