На этом мы оканчиваем нашу сегодняшнюю беседу. У нас с вами предстоит еще одна лекция по четвертой главе Книге Руфь. Если будем живы, и Господь позволит. И потом мы будем переходить – с Божьей помощью – уже к Книгам Царств: будем читать о царе Давиде, о построение храма и о многом другом. Спаси Вас Христос! Глава V Сегодня мы продолжаем цикл бесед по Книгам Царств. В качестве введения в него мы проводим цикл бесед, который называется «Руфь-моавитянка, прабабка царя Давида», или «Проблемы неполной семьи, женского одиночества». Уже было несколько бесед о Руфи и Ноемини, в ходе которых мы больше рассматривали их взаимоотношения. Очевидным фактом является то, что Ноеминь и Руфь были вдовами. И здесь возникает вопрос: какие существуют библейские наставления для вдов? Если от женщины ушел муж и живет с другой, она тоже имеет как бы статус вдовы, хотя муж ее жив и может вернуться. Но каковы законы, которые относятся именно к вдовам? Какое должно быть у них поведение? Оно так же распространяется и на одиноких женщин. В Первом послании к Тимофею сказано, какой должна быть вдова-христианка: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу» ( 1Тим.5:9–10 ). Апостол Павел объединяет вдов с одинокими женщинами. «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» ( 1Тим.5:5 ). Сам Господь есть прибежище для вдов. Обычно женщины одинокие и вдовы страдают, потому что им кажется, что не на что опереться. Но в Псалтири сказано: «Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову» ( Пс.145:9 ). Господь поддерживает вдов. Более того: Он защищает вдов Сам, и призывает к этому других. Сказано: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» ( Ис.1:17 ). В книге Второзаконие сказано: «Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове» ( Втор.10:17–18 ). Он совершает суды в пользу сирот и в пользу вдов. Господь ограждает владения вдов, то есть защищает имущество вдов и одиноких женщин. «Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит» ( Притч.15:25 ). Так вдовы и одинокие женщины не должны чувствовать себя брошенными, лишенными небесного покровительства. Это было бы совершенно неправильно.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Опять же, скажу вещь очевидную — верой надо просто жить. У веры должны быть дела. Вера либо «действует любовью» (Гал. 5.6), либо ее просто нет.  А как быть с надеждой, которая не постыжает? И всякая ли ли надежда не подводит?  «Не надейтесь на князи и сыны человеческие…» (Пс. 145.3). Насколько правдивы эти слова царя Давида, хорошо известные каждому из нас . Не постыжает надежда на Бога. Надежда на Его обетование. А что Он нам обещал?  Что мы не будем болеть? Или не умрем?  Он обещал нам то, что «не видел  глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1 Кор. 2.9). Он обещал нам жизнь будущего века. Вот наша надежда, вот что может преобразить нашу скорбь, в отличие от тех, у кого нет такого упования. Моя надежда на то, что  «БОГ НЕ ЕСТЬ БОГ МЕРТВЫХ, НО ЖИВЫХ, ИБО У НЕГО ВСЕ ЖИВЫ» (Лк. 20.38). Я, вместе со всею Церковью: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Надо сразу сказать, что это упование (надежда) означает совсем не то, как это слово употребляется в современном контексте. Сегодня мы говорим о надежде, когда мы в чем-то не уверены точно. Надеюсь, что  наши хоккеисты станут чемпионами мира или болезнь пройдет стороной. Такая надежда, высокая она или низкая — на то, что может быть, но может и не случится. Греческое Ελπς (Элпис) означает нечто совсем другое — твердую и ясную уверенность в том, что еще не произошло, но непременно случится. И в этом смысле надежда очень похожа на веру, которая по ап. Павлу есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11.1)  Надежда в обыденном своем значении часто нас обманывает, подводит и может даже довести до отчаяния. Мало что может так ранить человека, привести его в состояние агрессии или депрессии, как не оправдавшаяся надежда. Ап. Павел же пишет: «Надежда не постыжает» или, в переводе А.С. Десницкого, «не заставит нас краснеть» (Рим. 5.5). Речь идет именно об Элпис, как чаянии будущего века. Нас могут упрекнуть и упрекают: — Если вся ваша надежда на жизнь будущего века, то земное вам не интересно, вы к нему безразличны, а потому и современность все больше безразлична к вам.  

http://pravmir.ru/pochemu-uhodyat-luchsh...

Полемика об Оригене превратила их былую дружбу с бл. Иеронимом в многолетнюю вражду. — Ред. 133 Евр 11:10, в Синод, переводе строитель Бог… — Прим. пер. 134 1 Кор 3:1, в Синод, переводе как с духовными… — Прим. пер. 135 Притч 4:6, в Синод, переводе (Притч 4:6,8)Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней. — Прим. пер. 136 Кол 3:19. 137 В Синод, переводе (Еф 5:25) Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь… — Прим. пер. 138 Песн 1:12, в Синод, переводе (Песн 1:11) был за столом своим. — Прим. пер. 139 Числ 24:9, в Синод, переводе как лев и как львица. — Прим. пер. 140 Песн 1:11–12, в Синод, переводе (Песн 1:10) золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками. — Прим. пер. 141 Песн 1:12–13, в Синод. переводе(Песн 1:12) Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня; у грудей моих пребывает. — Прим. пер. 142 Мф 26:6, в Синод, переводе (Мф 26:7) приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему на голову. — Прим. пер. 143 Лк7:37. 144 Мф 26:7; Мк 14:5 (в Синод, переводе Мк 14:3. — Прим. пер.); Ин 12:3. 145 В Синод, переводе Мф 26:8; Мк 14:4. — Прим. пер. 146 Ин 12:4. 147 Ин 12:5, в Синод, переводе Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? — Прим. пер. 148 Ср. Мф 26:11–13. 149 19 2 Кор 2:15, в Синод, переводе Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих. — Прим. пер. 150 Пс 37:6, в Синод, переводе от безумия моего. — Прим. пер. 151 Исх 30:34–35, в Синод, переводе (Исх 30:34) стакти, ониха, халвана душистого и чистого Ливана. — Прим. пер. 152 Мих 2 11–12, в Синод, переводе (Мих 2:12) Непременно соберу всего тебя, Иаков. — Прим. пер. 153 Дан 2:34, в Синод, переводе доколе камень не оторвался с горы. — Прим. пер. 154 1 Петр 2:7, в Синод, переводе камень преты–кания. — Прим. пер.; Ис 8:14. 155 Камень преткновения (греч.). — Прим. пер. 156 Ис 40:15, в Синод, переводе Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. — Прим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

А может быть, благий и премудрый Владыка, не смотря на наше недостоинство и ничтожество, для вас и вашей пользы " даст " нам слово во отверзение уст наших (Ефес.6:19), во славу Его и наше назидание. Итак, возложив всю надежду на вышнюю благодать, и призвав на помощь Того, Кто " отверзает очи слепым " (Пс.145:8), и ясным делает " язык немого " (Ис.35:6), приступим к рассмотрению того, что недавно прочтено (из Писания), и, что подаст Он по Своему человеколюбию, то и предложим вашей любви. Только, прошу, напрягите свой ум, и, удалив от себя все житейские помыслы, внимательно слушайте предлагаемое, чтобы мы могли бросить духовное семя как бы в тучную и плодородную землю, очищенную от сорных трав и терний. " Вот " , говорится, " житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил перед Богом " . Этим окончилось вчерашнее поучение; потому надобно предложить, что следует далее. " Родил " , сказано, " Ной трех сынов: Сима, Хама и Иафета " . Не без причины божественное Писание указало нам и время и число сыновей праведника; нет, и в этом оно хотело показать нам, хоть и не прямо, необыкновенное величие его добродетели. Выше оно сказало, что " был Ной пятисот лет " , и тут же присовокупило: " и родил трех сынов " (Быт.5:32), научая нас, как необычайно велико было его воздержание, и притом в такое время, когда все тогдашние люди преданы были такой невоздержности и такому разврату, и всякий, так сказать, возраст, устремился на зло. Вы ведь слышали, как божественное Писание говорит: " и увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло " от юности (Быт.6:5), и этим ясно показывает нам, что и юноши старались превзойти (в нечестии) старших по возрасту, и старцы безумствовали не менее юношей, и что даже самый невинный возраст сильно увлекался к пороку.   2. Итак, чтобы мы знали, как, не смотря на то, что все эти люди предавались такому неистовству и разврату, праведник один подвизался, при других добродетелях, в целомудрии до пятисотлетнего возраста, Писание, сказав: " был Ной пятисот лет " , говорит уже: " и родил трех сынов " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Грешат также против первой заповеди те люди, которые надеются на способности и силы свои, или других людей, а не на милость и помощь Божию. Кто надеется только па себя или на людей, тот значит забывает о Боге и о своей зависимости от Него. Все получаем мы, братие, от Бога; о Нем, по слову Божию, живем и движемся и есмы ( Деян.17:28 ), и без Него ничего не можем сделать. Якоже розга, говорил Спаситель ученикам, а чрез них и всем нам, не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе тако и вы, аще во Мне не пребудете яко без Мене не можете творити ничесоже ( Ин.15:4–5 ). Неразумно по сему, братие, оставлять Бога и полагаться только на свои силы или на помощь других людей. Вот почему и слово Божие осуждает вашу самонадеянность и учит нас слышите ныне глаголющии днесь или утре пойдем в он град, и сотворим ту лето едино, и куплю деем, и приобретение, иже невесте, что утре случится. Кая бо жизнь ваша? пара бо есть, яже вмале является, потом же исчезает. Вместо еже бы глаголати ват аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворим сие или оно Ныне же хвалитеся в гордынях ваших всяка хвала такова зла есть ( Ин.4:13–16 ). Да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим ( 1Цар.2:10 ). То же слово Божие предостерегает и нас от человеко надеяния и осуждает за него. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, говорит псалмопевец, изыдет дух его, и возвратится в землю свою, в той день погибнут вся помышления его ( Пс.145:3–4 ). Сия глаголет Господь, говорит пророк Иеремия, проклят человек, иже надеется на человека и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его ( Иер.17:5 ). Наше Богопочтение, требуемое от нас первою заповедию, должно выражаться так же, как говорили мы с вами, братие, и в любви к Богу, а по сему могут быть грехи против первой заповеди и в этом отношении. Действительно, погрешают против первой заповеди все те, которые любят то или другое творение Божие больше Самого Бога, напр., прилепляются к богатству, к чувственным удовольствиям, а также те, которые угождают людям так, что для того нерадят об угождении Богу, и из угождения к ним даже нарушают заповеди Божии. В этом случае земные вещи и люди служат для нас, некоторым образом, иными богами, вместо Бога истинного. Вот почему ап. Павел почитает невозможным при человекоугодии служить Господу. Аще бо бых еще человеком угождал, говорит он, Христов раб не бых убо был ( Гал.1:10 ), т. е. если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

И далее мы читаем: Мф.23:33 . «Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Не будем спешить осуждать апостола Петра в самоуверенности. Характер его действий всегда импульсивный, можно сказать, что у него была юношеская душа. Вспомните, как он, Петр, вел себя на горе Фавор (см. Мк.9:5 ). Евфимий Зигабен назвал это «священным безумием». Или как он, «услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море» ( Ин.21:7 ). Это была любящая и преданная Господу душа, часто принимавшая поспешные решения и совершавшая необдуманные поступки, но всегда стремящаяся к Господу. Блаженный Иероним пишет: «Это не безрассудство, не лживость, но вера апостола Петра и пламенное чувство его к Господу Спасителю… » 515 . Златоуст более строг к апостолу, он говорит: «Что ты говоришь, Петр? Пророк сказал: “Рассеются овцы”; Христос подтвердил сказанное; а ты говоришь, нет? Разве тебе не довольно того, что случилось прежде, когда ты говорил: “Будь милостив к Себе, Господи” ( Мф.16:22 ) – и был обличен? » 516  В действительности Господь попускает Петру проявить подобную решительность, чтобы, после того как апостол Петр отречется от Него, преподать ему урок никогда не надеяться на свои собственные силы, но всегда уповать на Бога. Сказано: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» ( Пс.145:5 ). Златоуст далее пишет: «Христос попускает пасть Петру для того, чтобы научить его во всем повиноваться Ему, и определение Его почитать вернейшим собственного суждения. Да и прочие получили немало пользы от его отвержения, познавши немощь человеческую и истину Божию » 517 . Христос совершенно ясно предвидел и ранее, что может произойти с Петром, потом Он скажет ему: «…Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» ( Лк.22:32 ). То есть Господь, предвидя наши падения, и в самих наших падениях никогда не оставляет нас. Сказано: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» ( Рим.14:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но величайшее Его свидетельство – это Крест. Его мы носим на груди как свидетельство исключительной, величайшей любви. Это и есть то доброе исповедание, о котором говорит апостол Павел в Послании к Тимофею, доказательство послушания и верности Отцу Своему даже до смерти: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе»( 1Тим.6:12–13 ). Таким образом, Крест Христов – это свидетельство Свидетеля, говорящее о том, что Сын до конца покорен Отцу. И мы, будучи покорны Сыну, будем покорны и Отцу – до конца. Таким образом, Святая Троица раскрывается нам как Бог Отец, Бог Святой Дух и Бог Сын. Иоанн Богослов показывает, что Отец равен Сыну и Святому Духу – все три Личности Троицы равны между собой, потому что бесконечность не может уменьшаться. Следующее имя Иисуса Христа – Верный («Πιστς» по-гречески), то есть Единственный, Кто никогда не подводит! Как говорит Писание: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность» ( Пс.145:5–6 ). И вот единственным Верным и никогда не Подводящим является Иисус Христос , так что люди, которые надеются на Него, никогда не разочаруются. Итак, благодать и мир даются нам от Того, Кто всегда верен Отцу и верен тем, кто доверился Ему. На Литургии все православные христиане называются верными. То есть нам дается имя Иисуса Христа, потому что мы должны стать подобными Ему, должны раскрыться для Него, должны Его верностью укрепляться и сами постепенно становиться непоколебимыми. Ведь мы с вами в Причастии пьем Его Кровь и едим Его Плоть, поэтому душа Христа в этот момент в буквальном смысле соединяется с нашими душами. Христос называется также Первенцем из мертвых ( Откр.1:5 ), поскольку Он первым воскрес, чтобы больше никогда не умирать. Вслед за Ним должны воскреснуть все люди – для вечной жизни или для вечного мучения. Вся наша радость и вся надежда в том, что Воскресение, которое началось со Спасителя, продолжится и для нас, ведь Иисус – Первенец, а мы идем за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Псалмы можно разделить по следующим темам. 1 . Молитвенные псалмы – 16, 19, 24, 27, 39, 41, 54 и т. д. 2 . Покаянные псалмы – 6, 31, 37, 50, 101 и т. д. 3 . Хвалебные псалмы – 64, 94 – 99, 110 – 117, 145 – 150. 4 . Исторические псалмы – 77, 194, 105 и др. 5 . Мессианские псалмы – 21, 109 и др. 6 . Учительные псалмы – 1, 31, 33, 48, 118, 126, 127 и др. 7 . Псалмы паломников («песни восхождения» или слав.: «песни степеней») – 119 – 133. 8 . Алфавитные псалмы – 24, 33, 110, 111, 118 и т. д. Следует сказать, что это разделение весьма условно, так как один и тот же псалом может быть отнесен одновременно, например, к молитвенным псалмам и к учительным или к молитвенным и покаянным и т.п. 8.9. Экзегетика избранных псалмов Перейдем к более подробному рассмотрению некоторых мессианских псалмов. Псалом 2 В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом не имеет в надписании имени царя Давида. Надписание в русском тексте Библии: «Псалом Давида». Оно основано на свидетельстве святых апостолов. После возвращения апостолов Петра и Иоанна с суда Синедриона, апостолы и другие члены первохристианской общины молились словами второго псалма, именуя их «словами Бога, произнесенными устами Давида». «Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море, и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники и народы замышляют тщетное на Господа и на Христа Его ( Пс. 2, 1–2 .). Ибо поистине собрались в городе сем, на святаго сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским, чтобы сделать то, чему предопределила быть рука Твоя и совет Твой» ( Деян.4:2–5 ). Можно сказать, что эта молитва является первым христианским толкованием псалма. В псалме втором говорится о восстании «царей земли» против Господа и Помазанника (Помазанник по-гречески Христос) Его. Если рассматривать буквальный смысл псалма, то речь в нем идет о Давиде. Царствование Давида было временем постоянных войн. Предполагают, что речь идет об одновременной войне против Давида сирийцев и аммонитян. В псалме предсказывается неудача, которая постигнет врагов. Псалом имеет, как мы уже имели возможность убедиться, и мессианско-прообразовательный смысл. Из древних христианских святых отцов Иустин Философ и Ириней Лионский относили содержание псалма к Господу Иисусу Христу. Афанасий Великий толкует псалом достаточно подробно в мессианском смысле. На псалом второй имеется также толкование святителя Филарета Московского . Характерной его особенностью является тщательный разбор масоретского текста с привлечением прочтений из греческих переводов. 130

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Таким критериям соответствует издревле известный идеал Соборности! Тот самый принцип Соборности, который сегодня многие (благодаря ленинскому ВсеОбучу), путают по своему невежеству, с двумя типами имитации Соборности: коммунистическим большевизмом - " советами " и его родным братом-конкурентом демократическим большевизмом - " парламентом " . Естественно, невозможно для решения всех текущих государственных дел, каждый раз собирать Соборы. Для этого и избирается Верховный Правитель, Вождь, Президент ... Но в контексте соборной корпоративистской парадигмы, сам таковой народный избранник(5), не является " автократическим самодуром " , но подчинен и служит тем же самым единым Высшим Соборным Корпоративным Идеалам и Принципам, что и любой другой его соотечественник, обладающий избирательным правом(6). Посему приведенная в эпиграфе присяга каталонских рыцарей своему Правителю: «Мы, равные тебе, клянёмся признавать тебя, равного нам, своим королём и правителем, при условии, что ты будешь соблюдать все наши свободы и законы; но если нет, то нет», с точки зрения предлагаемой общественной парадигмы - Российского Идеалистического Соборного Корпоративизма -, актуальна на все времена. _____________________ 1) В случае аутентичного государства – это увеличение духовного и материального благосостояния его граждан и подданных. 2) Подробнее в книгах Джима Коллинза " Построенные навечно " и " От хорошего к великому " 3) Потому и сказано в Пророком - " Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Изыдет дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его " . (Пс 145:3-4) 4) Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает. (Притчи 29:2) 5) «Мудрый правитель научит народ свой, и правление разумного будет благоустроено. Каков правитель народа, таковы и служащие при нем; и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем. Царь ненаученный погубит народ свой, а при благоразумии сильных устроится город.» (Сир. 10.1-3).

http://ruskline.ru/opp/2023/07/18/rossii...

1:20), и признаес, что Он есть Творец рыб и птицы в водах, являющийся также Создателем деревьев и трав на земле, равно как и на небе светил и звезд; и поскольку мы знаем, что Бог сначала создал небеса, на которых Он создал свет и звезды, Он сначала создал землю, которая произвела по Его повелению травы и деревья; таким образом Он создал воды, из которых, как он сам говорит, существовали и пресмыкающиеся, и птицы. Ибо и Слово не сотворило бы ничего из воды, если бы прежде не сотворило Он те же воды Словом. Потому блаженный Давид не умолчал вообще о том, что небо, земля и море вместе со всем, что в них, сотворены Богом, говоря: Блажен человек, у которого Бог Иаков помощник его, надежда его, Сам Господь Бог, сотворивший небо и землю, море и все, что в них (Пс. 145, 4, 5). Если тогда пророческий авторитет свидетельствует, что небеса и земля, море и все, что в них, сотворено Богом, апостол Павел утверждал также, что во Христе все сотворено на небе и на земле, видимые и невидимые, будь то престолы или господства, будь то начвльства или власти; по какой причине или по какой истине кто-нибудь не хочет верить, что мухи и скорпионы, блохи и жуки созданы на земле Богом, Которым, как он не может отрицать, созданы в небесах Престолы, Господства, Начала и Власти? Значит ли это, что Богу, создавшему ангельские легионы на небесах, запрещено создавать скорпионов на земле, на которой Он создал людей, зверей и скот, создал птиц и рыб? 28. Что, прошу тебя, не нравится в этих скорпионах?что кто-нибудь должен считать их не сотворенными Богом? Ибо нет ничего в теле скорпиона, что не намекало бы на хвалу Творцу. Сначала сама структура объединяла и видоизменяла члены, создала пропорции и равенство частей, затем душа оживила тело; кто утверждает, что все это не хорошо? Но, несомненно, та ядовитая сила, которая оказывается разрушительной для людей и которая считается ужасной в теле скорпиона, привела бы к тому, что люди научились бы обращать внимание на наказание за свои проступки и перестали бы ложно приписывать добрые.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010