30:4), и: (Пс. 27:8), и Он «силу и (Пс.28:11). Посему, если сказано это в смысле пророческом, то служит свидетельством Божества Духа. Если же противно пророчеству, то сим самым обвиняется хула, потому что вводит мысль, противную святым пророкам. Потом Евномий говорит: «просвещает души светом ведения». Этот благодатный дар учением благочестия приписывается Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ибо Господь просвещением именуется у Давида (Пс.26:1) и от Него в просвещаемых (Ос. 10:12). А также и помыслов, как говорит слово Божие, свойственно силе Господа, потому что Он, (Евр. 1:3). «Изгонять демонов» Евномий называет свойственным Духу; сие и единородный Бог, Который говорит демону: (Мк.9:25), приписывает силе Духа, говоря: (Мф.12:28). Поэтому низложение демонов служит не уничижением славы Духа, но доказательством Его Божественной и превысшей силы. «Врачует болящих, — говорит еще Евномий, — исцеляет недужныз, утешает скорбящих, укрепляет ослабевших, восстановляет в силах утружденных». Это изречения о Святом Духе благочестивых, ибо каждого из сих действий никто не припишет никому иному, кроме Бога. Посему если ересь утверждает, что силою Духа совершается, чего никто не может сделать, как только один Бог, то, значит, и от врагов имеем свидетельство о том, что заботимся доказать. Почему у Бога Пророк ищет исцеления, говоря: (Пс. 6:3)? Исайя говорит Богу: (Ис. 26:19). И обращение заблуждающихся есть дело Божие, о сем свидетельствует пророчество, ибо говорит: (Пс. 106:4), и присовокупило: (Пс. 106:7), и: (Пс. 125:1). А также и утешение скорбящих возводится к Богу, потому что так говорит Павел: (2 Кор. 1:3—4), и Пророк от лица Божия говорит: , и обрел я Тебя (Пс. 80:8). А укрепление ослабевших, на что тысячи способов показывает Писание, состоит в силе Господней: (Пс. 117:13), и: (Пс. 36:24), и: (Пс. 145:8). И восстановление в силах утружденных приводит к исповеданию Божия человеколюбия, если только Евномий заметил, чему научены мы пророчеством, как говорит слово Божие: (Пс. 65:11—12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3106...

3–7 Величие Господа определяется как безграничное, вызывающее восторг и благоговение; Он благ, праведен и неизменно верен во всем. Заметьте, что тесное переплетение общего и частного свидетельства открывает во всей полноте Его характер и прошлые деяния. Деяния Господа говорят о Его могуществе, они чудодейственны по своей природе (дивны), вызывают благоговейный трепет. 8–16 Благость и милость Господа проявляются как неотъемлемые Его атрибуты во «всех делах Его» (8–9); о них свидетельствует и Его народ (10–16). Особое благорасположение Господа к народу завета (8, Исх. 34:6–7 ) сочетается с Его благостью ко всем (9). Все должны благословлять Его, но особенно Его святым (10). Именно им следует проповедовать и о Его могуществе (11) и о славе Его правления как Царя (12), о Его верности Своему слову (136), Его поддержке всем обездоленным (14) и обеспечении всех нужд их (15–16). 9 Щедроты Его – см.: Пс. 102:13 . 10 Святые – те, к кому обращена Его любовь и милость, кто отвечает ему взаимной любовью ( 1Ин. 4:19 ) и имеет любовь друг к другу ( 1Ин. 4:11 ). 17–20 Справедливость Господа неотделима от Его благости. Все Его дела праведны (17), и призывающие Его должны обращаться к Нему «в истине» и получат поддержку (18–20). Святой и праведный Господь не перестает быть ближайшим родственником (близок) Своему народу, который обращается с молитвой к Нему. При этом, Он взирает на их искренность (18), благоговение (19) и их любовь (20). Его праведность – милосердна; она любящая, исполняющая просьбы, спасающая, направляющая, но и святая. Псалмы 145–150. Непрерывная хвала Книга псалмов начинается ( Пс. 1:1 ) с благословения человека («блажен муж») и завершается пятикратным благословением Бога: «Хвали, душа моя, Господа», «Хвалите Господа» и др. В этих псалмах не говорится о личных нуждах, просьбах, нет явных указаний на конкретные исторические события, они все сосредоточены на Боге, на прославлении Господа. Славословие начинается с личной хвалы ( Пс. 145:1 ), затем идет восхваление Господа народом Его ( Пс. 146:1; 147:1 ) и, наконец, – прославление всей вселенной ( Пс. 148:1,7 ). Однако если весь мир должен воздать хвалу за содеянное Господом для Израиля ( Пс. 148:13– 14 ), то непрестанно должен славить Его и народ, посвятивший себя великой миссии ( Пс. 149 ), пока все сущее – «все дышащее» не восславит Господа ( Пс. 150:6 ). Псалом 145. Индивидуальная хвала

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Пс.145:8. Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники:     «Господь умудряет» Своею мудростью лишенных телесных и душевных очей, а также восстановляет впадших в болезни или несчастья низверженных в пропасть погибели, согласно пророчества Исаии: «Я дал Тебя во свет народов отверзать очи слепым, извести из уз окованных ими, и из темницы седящих во тьме; тогда услышат глухие слова книги и покрытые тьмою и мглою очи слепых прозрят» (Ис. 42:6—7). «Господь любит праведников», которые страдают от несправедливости: они будут особо возлюбленными и вознагражденными за терпение у Бога. Молитвы их всегда будут услышаны: «много бо может молитва праведного поспешествуема» (Иак. 5:16). А кто сделался умом «слеп» ко всему окружающему, кроме Бога, тех «Господь умудряет», показывая им божественнейшее (Паисий, Марк Подвижник). Пс.145:9. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.    Если Господь помогает находящимся в несчастии, «сира и вдову приимет», т.е. заступит, то тем более — подвизающимся в добродетели. «И путь грешных погубит», но не самых согрешающих, чтобы ты не подумал, что души их тленны, но путь их, т.е. действия, жизнь. Ибо Бог не отвращается от существа, но ненавидит пороки (Златоуст, Максим Грек). Пс.145:10. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.    Не будем смущаться и безпокоиться в искушениях, если мы не тотчас получаем избавление от них, но предоставим время избавления Самому Господу; и когда совершим что-нибудь доброе, не будем тотчас требовать воздаяния, но будем полагаться на Его волю. Ибо если Он «царствует» постоянно и пребывает «во век» — то не должно сомневаться; ибо если Он не сделал воздаяния здесь, то отлагает его для большего воздаяния (Златоуст). Аллилуиа, 146    И этот псалом есть хвала и славословие Богу (Афанасий). Пс.146:1. Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление.    Благое дело — воспевать и песнословить Господа. «Псалом» возводит от земли мысль, окрыляет душу, облегчает и делает ее возвышенною. Но чтобы «хвала» была «усладительной» Богу, необходима и добрая жизнь, и молитва, и внимание поющего. Ибо Богу, как неимеющему нужды, приятно не пение, но намерение поющего (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Большинство новых изданий Библии (в т.ч. «единый перевод») содержат это разделение Псалтири на пять частей, выраженное при помощи соответствующих промежуточных заголовков, которых, однако, нет ни в MT, ни в LXX. Доксологические формулы, ввиду различий между ними (см. таблицу), едва ли могут принадлежать одному и тому же редактору – они скорее маркируют различные фазы постепенного составления частных собраний, но в заключительной редакции это (получившееся в результате) разделение на пять частей было, очевидно, распознано и, в свою очередь, подчеркнуто. В пользу этого говорят, в частности, следующие наблюдения: (1) Все четыре формулы, составляющие в своей последовательности хиастическую композицию (ABB’A’), располагаются в таких переходных точках, которые характеризуются и другими признаками: 41:14 замыкает первую Давидову Псалтирь 3–41, 72:18–19 – вторую Давидову Псалтирь 51–72, 89:53 находится в конце псалмов Кораха 84–85, 87–89, обрамляющих дополненную впоследствии вторую Давидову Псалтирь; 106:48 – в конце определенной тематически и литературно обрамленной композиции псалмов 90–106. (2) В текстовом комплексе Пс.107–150 отсутствует доксологическая формула, которая бы соответствовала перечисленным четырем формулам. Поэтому аналогичным доксологическим завершением пятой книги псалмов Пс.107–150 ряд авторов считает гимнический псалом 150; другие же видят финал как пятой книги псалмов, так и всей Псалтири в композиции Пс.146–150 . Многое говорит, однако, за то, что как композиционное завершение пятой книги нужно понимать Пс.145 , который специально и был написан для этой цели. При этом обрамляющие стихи этого псалма (1–2 и 21) настолько явно напоминают завершающие доксологические формулы (ср. таблицу на стр. 465), что Пс.145:1–2.21 также вполне вписываются в эту доксологическую систему. (3) Следующий за доксологией 106:48 призыв воскликнуть «Аллилуия!», структурно излишний и добавленный в LXX (в порядке упрощения) к началу Пс.107 , может пониматься как вторичный композиционный элемент, которым заключительная редакция указывает на «аллилуйное завершение» всей Книги Псалмов ( Пс.146–150 : все пять псалмов также обрамлены «аллилуиями», т.е. в общей сложности этот возглас повторяется 10 раз; Пс.150 дополняет корпус псалмов десятикратным повторением императива hallel – «хвалите!»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Наименование Псалтири Псалмами Давида или Псалтирью Давидовой не значит, будто книга псалмов вся написана одним царем Давидом. 1) Почти целая треть псалмов не только по евр. тексту, но и ни по одному из переводов не приписывается Давиду; одни из этих псалмов остаются без всяких надписаний, – как псалмы: 101, 104–106, 110, 112–117, 119, 120, 124, 125, 127–129, 134, 135, 149 и 150, другие же надписываются именами: Моисея ( Пс.89 ), Асафа ( – 72–82), Емана (87), Ефама (88) и сынов Кореевых ( Пс.83, 84 и 86), и даже – по греч. тексту – именами позднейших пророков Аггея и Захарии (111, 145–148). 2) в содержании псалмов, не надписанных именем Давида или надписанных другими именами, встречаются довольно ясные указания на времена позднее Давида, напр. на времена последующих царей иудейских (в Пс.88, 39–46 ; Пс.47, 5–8 ср. 2Пар.20:1–37 ; Пс.82, 6–9; 86, 3–4, 79:13,14,17 и т. д.), разрушения Иерусалима ( Пс.73:1–10, 78:1–5 и 11), плена вавилонского и возвращения из оного ( Пс.101:14–23; 105:47; 106:2–3; 136:1 и дал.; 125:1 и дал. 146:2 и т. п.). 3) Подпись в конце 71-го псалма «окончились молитвы Давида, сына Иесеева», по сравнении с следующими за нею псалмами, надписанными именем Асафа и сынов Кореевых, показывает, что и древний собиратель псалмов не приписывал их в целом составе одному Давиду, а признавал и других писателей. 4) Наконец, свидетельство 2 Парал. 29:30: и сказал царь Езекия и князья левитам, чтобы очи славили Господа слог вши Давида и Асафа прозорливца, – ясно показывает, что во времена Езекии, кроме песней Давида, существовали еще. песни Асафа прозорливца, которые наравне с песнями Давида употребились при богослужении во храме. Следуя указаниям надписаний псалмов в еврейском тексте и некоторых местах других книг св. Писания и осторожно пользуясь свидетельствами содержания псалмов, а также свидетельствами древнего предания, сохранившимися в различных древних переводах и толкованиях Псалтири, из множества разнообразных мнений различных толкователей относительно писателей и времени написания отдельных псалмов, вероятнейшими должно признать следующие выводы:

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Разделы портала «Азбука веры» Блаженство – согласно Священному Писанию – состояние приобщённости к благу, одна из характеристик единения с Богом, Который Сам называется блаженным ( 1Тим.1:11 ). Блаженство – высшее состояние духовного и телесного бытия, достигаемое верующими на пути стяжания благодати Святого Духа , преодоления внутренней противоречивости, обретения единства с Богом , спасения , и жизни вечной. Святые отцы называют блаженством пребывание первых людей в раю до грехопадения. В Ветхом и Новом Завете термин «блаженство» чаще всего употребляется в виде определения: блаженным называется «муж», «человек», «народ» и т.д., который получает от Бога блаженство как награду за определённые дела и поступки. Нынешнее мирское понимание блаженства, как и его дохристианское восприятие, имеет отличия от библейского. Представление о блаженстве в греко-римской цивилизации до Христа Для античного человека блаженство является синонимом счастья. Образцом и примером его выступала счастливая жизнь языческих богов. Вопрос обретения счастья волновал многих философов и решался ими по-разному. Так, у  Платона блаженство приравнивается к мудрости, и именно обладание ею делает человека счастливым. У стоиков блаженством именуется добродетель, которая противоположна пороку. Философия Эпикура рассматривает блаженство как чувственное наслаждение, душевную безмятежность и телесное здоровье. Следует отметить, что в древнегреческой литературе блаженство передавалось разными терминами, которые, соответственно, имели разные оттенки значений. Речь могла идти о чувственном наслаждении, о благосклонности богов, об удаче, о финансовом благополучии и др. В Библии напротив в основном используется древнегреческий термин с широким значением μακριος – «блаженный» с указанием на причину данного состояния в каждом конкретном случае. Блаженство в Ветхом Завете Чаще всего о блаженстве говорится в Псалтыри и книги Притчей. Блаженным там именуется тот, кто так или иначе исполнил Закон ( Пс.118:1,2 ; Пс.127:1; 2. 12 ; Ис.30:18 ; ср.: Пс.1:1 ; Пс.39:5 ; Пс.111:1 ; Притч.16:20 ). В качестве награды за исполнение Закона человек получает покровительство, помощь Бога. Блаженством является счастливая жизнь, которая выражается в многочисленном потомстве, благополучии, долголетии, мире ( Пс.145:5 ). Вместе с тем в ВЗ иносказательно присутствует вера в блаженство с Богом и после смерти ( Пс.15:1,10-11 ). Блаженство в Новом Завете

http://azbyka.ru/blazhenstvo

Введение в Ветхий Завет Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесисаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова Псалмы В Израиле, как и в соседствующих культурах Египта, Месопотамии и Ханаана, изначально существовали многочисленные формы песенного поэтического творчества. Некоторые из этих произведений включались в текст исторических книг (начиная с “морской песни” Моисея в Исх 15, “песни источника” в Числ 21:17–18, победной песни Деборы в Суд 5, плача Давида о Сауле и Ионафане в 2 Цар 1 и т. д. и вплоть до похвалы Иуде и Симону Маккавеям в 1 Мак 3:3–9 и 14:4–15); то же самое наблюдается и в Новом Завете, — вспомним Песнь Богородицы, Благословен грядый… и Ныне отпущаеши. Многие тексты пророческих книг также относятся к различным литературным формам песен. Существовали древние собрания песен, от которых сохранились только названия и некоторые фрагменты: “книга браней Господних” (Числ 21:14) и “книга Праведного” (Нав 10:13; 2 Цар 1:18). Но всю полноту шедевров религиозной лирики Израиля сохранила для нас Псалтирь. Названия Псалтирь ( от греч. yalt»rion — название струнного музыкального инструмента, на котором аккомпанировали песням-псалмам) — это сборник из ста пятидесяти псалмов (в русской Библии — из 151 псалма. — Пер. ). В еврейской Библии нумерация псалмов с 10 по 148 на единицу опережает греческий и латинский переводы, в которых объединены Пс 9 и Пс 10, а также Пс 114 и Пс 115, а Пс 116 и Пс 147 каждый разделены на два 1 . По-еврейски Псалтирь называется tehillim, что означает ‘хвалы’, ‘гимны’; однако это название, строго говоря, подходит только к первой части псалмов. В названиях, которыми снабжено большинство псалмов, это определение встречается только в Пс 145/146. Чаще всего в этих названиях встречается слово mismor, которое подразумевает аккомпанемент и самым точным образом переводится словом псалом. Многие из этих “псалмов” обозначаются также как [ir ‘песня’, и с этого же обозначения начинается без всяких дополнений каждая из “песней восхождения” (Пс 119/120–133/134). Другие названия встречаются реже, и подчас их трудно объяснить. Литературные жанры

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Ст. 30. Постоянное возобновление жизни – в руках Божиих. Ст. 31–35. Заключительное славословие Богу.   Псалом 104 Аллилуия – букв. «хвалите Бога». Собрание псалмов с таким заголовком (песни хваления) входило в чин ветхозаветного богослужения, в Псалтирь вошли группы таких псалмов (пс. 104–106; 110–118; 134–135; 145–150). Пс. 104–106 вместе с пс. 103, в конце которого в евр. тексте стоит «Аллилуия», образуют тетралогию, то есть содержат четырехчастное описание библейских событий: пс. 103 воспевает творение мира, пс. 104 – раннюю историю еврейского народа, пс. 105 – выход из Египта, пс. 106 – возвращение в Палестину. Ст. 1–15. Эти стихи почти дословно совпадают с псалмом Давида (см.: 1Пар. 16:8–22 ). Ст. 5. Речь идет о чудесных событиях, сопровождавших исход древних евреев из Египта; ...приговоры уст Его – то, что Бог говорил Моисею (см.: Исх. 6:6–8; 7:1–5; 12:1–20 ). Ст. 8. ...завет Свой – здесь и в последующих стихах речь идет об обещании Господа дать потомкам Авраама во владение землю Ханаанскую (Палестину) (см.: Быт. 15:18–21; 17:1–21 ). Ст. 9. ...клятву давал Исааку – см.: Быт. 26:2–5 . Ст. 11. ...землю Ханаанскую – первоначальное обозначение Финикии, а затем и всей Палестины. Ст. 12–13. Авраам и его ближайшие потомки были полукочевниками. Ст. 14. Никому не давал Он их в обиду – ср., например, эпизод с Авраамом в Египте (см.: Быт. 12:10–20 ). Ст. 16–22. Вспоминается судьба Иосифа (см.: Быт. 37:28–41, 44 ). Ст. 16. См.: Быт. 41:54 ; ...хлебный злак – букв. «опору хлеба». Ст. 17. Послал перед ними человека – Иосифа, которого задолго до этого братья продали в рабство (см.: Быт. 45:5–7 ). Ст. 18. Вспоминается пребывание Иосифа в египетской тюрьме (см.: Быт. 39:20 ). Сдавили оковы – букв. «унизили ноги в его оковах, душа прошла сквозь железо». Ст. 19. Речь идет о снах, которые сумел разгадать Иосиф (см.: Быт. 40:5–23 ). Ст. 20. Узнав о способности Иосифа толковать сны, фараон освободил его из тюрьмы (см.: Быт. 41:14 ). Ст. 23–45. Вспоминается переселение семейства Иакова (Израиля) в Египет и исход древних евреев из Египта (см.: Быт. 46 – Исх. 1–14 ). Землей Хамовой называли Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

579 Ст. 4. В греч. языке понятия «дух, дыхание, дуновение, ветер» выражаются одним словом, посему в этом контексте, где говорится о стихиях, ст. 4 может иметь и такой смысл: «Ты превращаешь в ветер Своих Ангелов и в огненное пламя Своих служителей» или: «Ветры делаются Твоими Ангелами и вспышки огня – Твоими слугами». О явлении Ангела в пламени огня см.: Исх. 3:1–2 . 581 Ст. 6. ...на горах станут воды – вздымающаяся водная громада достигнет высоты гор, но не сможет затопить землю, не сможет нарушить установление Божие, стихия подчиняется Богу и начертанному Им порядку. Ст. 6–16. Живописуется водная стихия в разных ее проявлениях и порядок, внесенный в природу Богом. 582 Ст. 6–16. Живописуется водная стихия в разных ее проявлениях и порядок, внесенный в природу Богом. 583 Ст. 10–16. От водной бездны взор псалмопевца переносится на землю и на воду, текущую по земле, на ее место и роль в природе: вода питает землю, поит растения, животных, вместе с землей она создает среду обитания и среду произрастания для всей живой природы и человека. 585 Ст. 17–18. Впечатление величия создается образом высоты: от обилия влаги вырастают высокие кедры, и на них высятся гнезда аиста, вода как бы поддерживает эту верхушку дерева, тянется к ней; так же и земля тянется ввысь своими горами и скалами и на этой высоте принимает к себе животных. 586 Ст. 19–24. Четвертый день творения (см.: Быт. 1:14–19 ). Луна упомянута первой, потому что у древних евреев счет времени велся по лунному календарю. Как и в предыдущих стихах, неживая природа объединяется здесь с одушевленным миром: луна и солнце определяют собой ритм жизни человека и животных. 588 Ст. 29. Отвратишь лицо Твое – лишишь Своего благоволения; ...отнимешь дыхание у них – ср. рассказ о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7 ). 591 Аллилуия – букв. «хвалите Бога». Собрание псалмов с таким заголовком (песни хваления) входило в чин ветхозаветного богослужения, в Псалтирь вошли группы таких псалмов (пс. 104–106; 110–118; 134–135; 145–150). Пс. 104–106 вместе с пс. 103, в конце которого в евр. тексте стоит «Аллилуия», образуют тетралогию, то есть содержат четырехчастное описание библейских событий: пс. 103 воспевает творение мира, пс. 104 – раннюю историю еврейского народа, пс. 105 – выход из Египта, пс. 106 – возвращение в Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

114. Ин 1:26 и Мф. 3:11. 115. Ср. Мф. 11:2–3. 116. Ср. Пс. 71:6. 117. Ис. 7:14. 118. Проводится параллель между двенадцатью сыновьями Иакова и двенадцатью апостолами. 119. Пс. 44:17. 120. Ис. 35:5. 121. Ср. Пс. 40:10 122. Ср. Зах. 11:12. 123. Иер. 11:19. 124. Пс. 87:7. 125. Мф. 26:23. 126. Ср. Ин. 13:4–14. 127. Мф. 26:23. 128. Ср. Мф. 26:38. Синодальный перевод: «Душа моя скорбит смертельно». 129. Ср. Мф. 9:17. 130. Ср. Лк. 9:1–7. 131. Ср. Лк. 8:27–32. 132. Ср. Мф. 9:20–22. 133. Ср. Мф. 15:22–28. 134. Ср. Мф. 8:24–27. 135. Ср. Мф. 9:9. 136. Мф. 26:48–50. 137. Имеется в виду эпизод на пиру у фарисея. См. Лк. 7:35–50. 138. Ср. Мф. 27:51–53. 139. Один из ангельских чинов. 140. Пс. 23:7,9. 141. Мф. 26:39, 42. 142. Пс. 106:16. 143. Ос. 13:14. 144. Ср. Пс. 46:2–4. 145. Образное наименование Иерусалима. 146. В апокрифических легендах говорится, что Нил вытекает из рая. 147. Лот – библейский персонаж, племянник патриарха Авраама, житель города Содома, который Бог решил сжечь в наказание за грехи людей. Праведного Лота, его жену и двух дочерей ангелы вывели из обреченного города. Во время бегства жена обернулась и посмотрела на горящий город, и была обращена в соляной столп. Лот спасся с дочерьми в пещере. Грех его заключался в том, что он, находясь в опьянении, овладел собственными дочерьми. Старшая родила Моава, родоначальника племени моавитян, а младшая Амона – родоначальника аммонитян (Быт. 19:2–30). Сюжет о том, как Лот вырастил из головней дерево во искупление своего греха – апокрифический. 148. В Библии сказано, что Авраам просил Бога пощадить Содом и Гоморру, если в них найдется хоть десять праведников (Быт. 18:20–33;19:15–38). Суд Авраама над Лотом – апокриф. 149. По-видимому, это место в пустыне Сур на восточном берегу Красного мря. Есть предположение, что речь идет о минеральном источнике Говаре, находящемся на пути от Айют-Муза к Синаю. 150. Сатанаил – сатана, противник, злой дух, дьявол. Но в апокрифах он выступает как падший ангел, восставший на своего создателя Бога. С ним борется обычно не Бог, а архангел Михаил.

http://predanie.ru/book/220871-apokrify-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010