Все богатство христианского Откровения, вся глубина новозаветной истины здесь сконцентрированы в нескольких словах. В чем смысл жизни и тайна бытия? Судьба каждого человека зависит от того, как отвечает он на эти вопросы. И от того, насколько верны или ошибочны ответы, зависит само существование личности… Словами первосвященнической молитвы Господь утверждает, что смысл бытия – в вечной жизни. Приняв эту истину, каждый человек должен в соответствии с нею определить цель своего земного существования. Такой целью не может стать нечто преходящее и необязательное. Подлинной целью человеческого бытия должно быть то, что открывает жизнь вечную… В этих немногих словах заключена вся полнота Нового Завета, весь смысл истинно религиозного взгляда на жизнь. Жизнь вечна, она не исчерпывается временным земным бытием. Чтобы войти в эту жизнь, нужно знать Бога. А Бога узнать невозможно иначе, как через посланного Им Иисуса Христа. Через общение с Богом во Христе мы входим в жизнь вечную, достигаем подлинной и конечной цели бытия 489 . Выражение «всякая плоть» имеет библейские корни. Будучи типичным семитизмом, в еврейском языке оно обозначает весь род человеческий, иногда вместе со всем животным миром. В книге Бытия рассказывается о том, как всякая плоть извратила путь свой на земле ( Быт. 6:12 ): здесь выражение «всякая плоть» относится к людям. Далее, в рассказе о потопе, то же выражение включает в себя людей и животных ( Быт. 6:13, 19; 7:15–16; 8:17, 21–22 ). После того как земля обновилась водами потопа, Бог обещает Ною и его потомству: Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа ( Быт. 9:11 ). Бог является источником жизни для всякой плоти: Если бы Он… взял к Себе дух ее и дыхание ее, вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах ( Иов.34:14–15 ). Бог слышит молитву, к Нему прибегает всякая плоть ( Пс.64:3 ). Псалмопевец молится о том, чтобы всякая плоть восхваляла святое имя Божие во веки ( Пс.144:21 ). А пророк Исаия предсказывает день, когда явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие ( Ис.40:5 ). Этот день наступил, когда Бог послал в мир Своего Единородного Сына, Которому дал власть над всякой плотью. В Его Лице слава Господня была явлена, и всякая плоть узрела спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

О преблагий Боже и Отче наш ! Благодарим Тебя за беспредельное Твое милосердие к нам и ко всему роду человеческому и молим Тебя с сыновним благоговением, с преданностью и упованием на Твою беспредельную благость: услыши моления наши и не отвергни наших прошений! Размышление второе Да святится имя Твое. Отче наш, сущий на небесах! Твое имя само в себе свято и пресвято от вечности и в беспредельную вечность, но Твое имя должны знать и исповедовать все люди, всем необходимо призывать Тебя, прославлять и поклоняться Тебе духом и истинной. Все люди должны знать, что Ты Бог вечный, беспредельный и всесовершенный, что Ты Творец неба и земли, что Ты премудрый Вседержитель и Правитель всех созданий, видимых и невидимых, что Ты благий Отец всех человек. Все должны знать и исповедовать Твое имя и, именуя Тебя Богом и Отцом, благоговейно прославлять Твои величайшие совершенства, Твое неизмеримое величие, Твое всемогущество и премудрость, Твою всесовершенную святость и беспредельную благость. Все должны знать и исповедовать, что Ты, Благий, велишь восходить солнцу Своему над злыми и добрыми и посылаешь дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ), что Ты отверзаешь руку и все исполняешь дарами Своей благости ( Пс.103:28 ), что Ты Отец щедрот и всякой утехи, и щедроты Твои на всех делах Твоих ( Пс.144:8, 9 ), что Ты даешь всем жизнь и дыхание и все, и Тобой живем мы и движемся и существуем ( Деян.17: 25, 28 ). Отче небесный! Да святится имя Твое в нас, так чтобы святы мы были по образу Твоей всесовершенной святости и всегда всеми своими делами прославляли Твое всесвятое имя. «Сия бо есть воля Твоя святость наша» ( 1Сол. 4:3 ), – к этому Ты призываешь всех, когда говоришь: «будити святи, яко свят есмь Аз Господь Бог ваш» ( Лев. 11:44 ). Отче небесный! Молим Тебя, да освятится имя Твое не только в нас, но и в ближних наших. Даруй, благий Боже, да каждый из нас святит имя Твое перед ближними своими и возбуждает их к святости и прославлению имени Твоего словом, примером, властью – кто как может.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Однажды мы блуждали по пустыне пять дней и ночей и едва не умерли от голода и жажды. В другой раз мы попали в болото, покрытое острыми и колючими травами, и поранили себе ноги так, что боль стала невыносимой, и мы чуть не испустили дух. В третий раз мы провалились в грязь по пояс, и некому было помочь, и мы возопили словами блаженного Давида: «Спаси меня Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать... Извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне ( Пс.68:2–3,15 )». В четвертый раз на нас обрушилась вода во время разлива 142 Нила, и в течение трех дней мы шли по воде и чуть не утонули в глубоких речных ямах, и тогда мы кричали: «Да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мной пропасть зева своего ( Пс.68:16 )». В пятый раз мы встретили разбойников, когда шли по морскому берегу в Диолк. Они настойчиво преследовали нас, желая схватить, и дыхание чуть не оставило нас, потому что они бежали за нами почти десять миль. В шестой раз, когда мы переправлялись через Нил, наша лодка перевернулась, и мы чуть не утонули. В седьмой раз, в Мареотидском озере 143 , в котором растет папирус, мы были заброшены на пустынный остров и три дня и три ночи жили там под открытым небом, страдая от страшного холода и проливных дождей, потому что это было время Богоявления 144 . О восьмом происшествии мой рассказ излишен, хотя и полезен. На пути в Нитрию нам встретилась яма, заполненная водой, в которой лежало много крокодилов, так как из окрестных земель вода ушла 145 . Три огромных крокодила вытянулись на берегу водоема, и мы, когда подошли и увидели их, подумали, что они мертвые. А они мгновенно бросились на нас. Мы закричали громким голосом, призывая Христа: «Христос, помоги!» И звери, словно обращенные в бегство ангелом, вернулись в воду. А мы без промедления устремились к Нитрии, размышляя о словах Иова, которые он сказал: «Семь раз из бед изведет тебя, и в восьмой не коснется тебя зло». Мы благодарим Господа, Который спас нас от стольких бед и показал нам великие дела. Ему же Слава подобает во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отвела их на кровлю, и скрыла их в снопах льна, разложенных у ней на кровле (2:6). И этот штрих не остается незамеченным древнецерковными писателями. «Называется кровлей (solarium), потому что наполнена солнцем. А кто есть солнце сердца человеческого, если не Тот, о Ком сказано устами пророка: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет солнце правды и исцеление в лучах его»? ( Мал. 4:2 ). О том же восходящем солнце проповедует в Евангелии Захария: «Посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной» ( Лк. 1:78–79 ). Действительно, также и пророк Аввакум говорит о вознесении Христа и основании на Его заповедях Церкви, используя для этого образы солнца и луны так: «Солнце и луна остановились на месте своем» ( Авв. 3:11 ). Посему сердце каждого верующего называется духовной кровлей (solarium), будучи цельбоносно освещаемо лучами небесного солнца. И так-то Раав блудница сокрыла разведчиков Иисуса на кровле своего дома, на местах высоких, сохранила с внутренней любовью сердца, освещенного духовным знанием, чтобы воспевать в истине пророческие слова: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не согрешить пред Тобою» ( Пс. 118:11 )» 142 . «Под снопами льна спрятала Раав соглядатаев. Также подо льном были укрыты соглядатаи нашего Господа Иисуса, как свидетельствует пророк Исайя, когда говорит: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» ( Ис. 42:3 )» 143 . Отцы Церкви отождествляют Раав книги Иисуса с загадочной Раав, упоминаемой в Псалтири: «Упомяну знающим меня о Раав и Вавилоне» ( Пс. 86:4 ). Различие в написании присутствует только в еврейской Библии (в кн. Иисуса – bxr; в Псалтири – bhr), в LXX оно отсутствует. Как в кн. Иисуса, так и в Псалтири – Raab. Это совпадение, видимо, и давало отцам повод полагать, что автор 86-го (евр. 87) псалма говорит о иерихонской Раав. В то же время, в иудейской экзегетике, ввиду доступности оригинального текста, этой путаницы не происходит. В средние века и христианские авторы перестают отождествлять Раав Псалтири с Раав книги Иисуса 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Следовательно, слова — « будучи образом Божиим » значат: был Бог. И там и здесь стоит одно и то же слово: « образ ». Если истинно первое, то и последнее. Быть в образе раба значит быть человеком по естеству, и быть в образ Божием значит быть Богом по естеству. И не только это доказывается (сказанным), но и равенство (с Богом), подобно тому, как и у Иоанна, и то, что Сын ничем не менее Отца: « Не почитал хищением », — говорит, — « быть равным Богу ». Но каково мудрование еретиков? Они говорит, что (слова эти) выражают противное. Как бы так сказал (апостол): Он (Иисус Христос), будучи в образе Божием, не восхитил того, чтобы быть равным Богу. Но если Он действительно был Бог, то как мог восхитить? И как можно было бы это понять? Кто скажет, что такой–то, будучи человеком, не восхитил того, чтобы быть человеком? Как похитить кому–нибудь то, чем он есть? Не то, говорят они. Но будучи меньшим Богом, Он не восхитил того, чтобы равняться Богу великому, большему, значит, есть малый и великий Бог? Так вы привносите к церковным догматам языческие? У язычников действительно есть великий и малый бог, у вас есть ли, не знаю. Но в Писаниях нигде не найдешь; великого найдешь везде, а малого нигде. И в самом деле, если он малый, то что он за Бог? Если нет человека малого, и человека великого, но одно естество, а что не одного и того же естества, то и не человек, — то как можно почесть Богом малым и великим того, кто не имеет Божеского естества? Кто мал, тот не Бог, потому что в Писании Бог везде называется великим: « Велик Господь », — говорит (Давид), — « и всехвален » (Пс. 47:1). То же и о Сыне, — везде называет Его Господом. Еще: « Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим » (Пс. 146:5). И еще: « Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо » (144:3). Но говорят: это сказано об Отце, а Сын малый (Бог). Это ты так говоришь, а Писание напротив: оно говорит и о Сыне так же, как об Отце. Слушай, что говорит Павел: « Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога » (Тит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Смотрю направо я, не узнают меня. К Тебе, Господь, Твой раб прибегнуть токмо может. В земле живых Ты часть моя, воскликнул я. К Тебе, Господь, мой Бог, глаза я обращаю. О, Боже! не отринь на век души моей. На одного Тебя надежду возлагаю: Не дай мне в сети пасть, в соблазны злых людей. (Из псалма 142) Внемли мне, Господи, прими мое моленье. По правде истине услыши голос мой. Не вниди в суд с рабом Твоим в его смятенье: Не оправдится всяк живущий пред Тобой. Враг душу истомил, жизнь в прах мою низвергнул, Во мрак низвел меня, как мертвеца во гроб. Томится дух во мне: я сердцем унываю; Дни вспомнив древние, делам Твоим дивлюсь, Изведав их, к Тебе я руки простираю: Как без воды земля, алкаю и крушусь. Потщись мне внять, Господь: мой дух изнемогает. Лица мне не сокрой, да с мертвым не сравнюсь. Важность молитвы «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Рим.10:13 ). «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Мф.26:41 ), – говорил Господь ученикам Своим. И из нас все те, которые не бодрствуют духом и не молятся, не свободны от того зла, в котором лежит весь мир ( 1Ин.5:19 ), то есть покоятся сыны века сего, о коих Господь говорит: «огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не… не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Мф.13:15 ). – Вот истинное бедствие, в котором находятся все люди, не обращающиеся с молитвой к Богу! «Ибо приходит гнев Божий на сынов противления» ( Еф.5:6 ), – и снизойдут «во ад все народы, – забывающие Бога» ( Пс.9:18 ). «Близок Господь, – как сказано, – к призывающим Его во истине» ( Пс.144:18 ); «прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» ( Еф.4:17–18 ). – Хотя и помышляет о себе каждый из них: в род и род не приключится мне зла; но истина говорит: «зато внезапно придет погибель его» ( Притч.6:15 ). «Обратитесь ко Мне… и Я обращусь к вам» ( Зах.1:3 ), – взывает Господь, пришедый спасти грешных.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Стих: Спаси меня из тины, чтобы мне не увязнуть, и из глубоких вод. Стих: Да не потопит меня буря на водах, и да не поглотит меня глубина. Пс 68:15а–15в, 16а На службе во время землетрясения Прокимен, глас 8 Господи, не обличи меня в ярости Твоей/и не накажи меня гневом Твоим. Стих: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего. Пс 37:2; 68:18а Зачало 331б. Аллилуия, глас 5 Стих: Боже, Ты отринул нас и низверг нас. Стих: Ты потряс землю и смутил её; исцели разломы её, ибо она поколеблена. Пс 59:3а, 4 На службе во время пожара Прокимен, глас 1 Да будет, Господи, милость Твоя на нас,/как мы уповаем на Тебя. Стих: Вот, очи Господни — к боящимся Его, уповающим на милость Его. Пс 32:22, 18 Зачало 332. Аллилуия Щедр и милостив Господь ко всем, призывающим Его. Ср. Пс 102:8; 144:18 На службе во время войны Прокимен, глас 1 Господь крепкий и сильный,/Господь сильный в битве. Стих: Господня — земля и что наполняет её, вселенная и все, живущие в ней. Пс 23:8б, 1 Зачало 233. Аллилуия, глас 8 Стих: Господь сил с нами, заступник наш — Бог Иакова. Стих: Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбях, постигших нас тяжко. Пс 45:12, 2 На службе при нападении врага Прокимен, глас 4 Да восстанет Бог/и рассеются враги Его. Стих: Как исчезает дым, да исчезнут. Пс 67:2а, 3а Зачало 220а. Аллилуия Господь, сокрушающий в битвах, Господь — имя Ему. Исх 15:3 На службе о мире Прокимен, глас 4 Великий мир/ — любящим Тебя, Господи. Стих: Ожидал я Бога, спасающего меня. Ср. Пс 118:165а; 54:9а Зачало 221. Аллилуия, глас 4 Стих: Просите же того, что к миру Иерусалима. Пс 121:6а Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Такая молитва дается Господом в награду тому, кто усердно исполняет первую, – т.е. внешнюю молитву – и терпеливо выполняет все условия ее успешности. А условия успешности молитвы следующие: 1) «Прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя» ( Сир.18:23 ), постой некоторое время молча, лучше с закрытыми глазами, пока рассеянные мысли не соберутся воедино, а на сердце, волнующемся чувствами, не ощутишь тишину: не в буре Господь, но в тихом веянии духа ( 3Цар.19:12 ). 2) Представь себя пред Лицем Милосердного Бога, на тебя взирающего и приемлющего молитву твою: «всегда видел я пред собою Господа» ( Пс.15:8 ). Помни, что перед тобой – Отец Милосердный, дающий блага просящему у Него ( Лук.11:13 ). И ты притекай к Нему, припадай как бы на перси Господа, подобно возлюбленному ученику и ап. Иоанну. «Близок Господь... ко всем призывающим Его в истине» ( Пс.144:18 ). 3) Молись с крепкой верой, ибо «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф.21:22 ). 4) Молись с постоянством, с неустанностью – нынче, завтра, год, два и т.д. – до тех пор, пока наконец получишь, если не за добродетель, то за неотступность свою ( Лук.11:8 ). 5) Молись со смирением, с сокрушением о грехах: «на кого воззрю,» – говорит Господь, – «токмо на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущаго пред словом Моим» ( Ис.66:2 ). 6) Молись всем сердцем, пламенно, горячо, если можешь то молись со слезами, а не одними устами и языком, чтобы не была напрасна твоя молитва: «приближаются ко Мне люди сии устами своими… сердце же их далеко отстоит от Меня… тщетно» (напрасно) «чтут Меня» ( Мф.15:8 ). 7) Молясь и о потребностях земных, о насущном ( Мф.6:11 ), не молись о чем-нибудь суетном, скоропреходящем, что для гордости и что от лукавого, как-то: богатство, власть, слава и пр., но проси благ вечных, духовных и не гиблющих, переходящих и за гроб, как то: веру, надежду, любовь, смирение, дар молитвы, мудрость духовную, преданность воле Божией и т.п. ( Мф.6:33 ). 8) Молись с серцем примиренным с твоими недругами, иначе напрасна будет твоя молитва: «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого... Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» ( Мк.11:25–26 ). Поэтому молитесь и за врагов ( Мф.5:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Трудно говорить о свойствах Того, сама природа Которого невыразима словесно. Тем не менее, исходя из действий Бога в тварном мире, человек может делать предположения и умозаключения относительно свойств Божиих. Из Откровения Божия мы узнаём, что Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, бестелесный, невидимый, неизреченный, неописуемый, непостижимый, беспредельный, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный, Творец всех вещей, Вседержитель, Промыслитель обо всём, Владыка всего. Эти свойства одинаково приложимы ко всем Трем Лицам Святой Троицы и являются общими для каждого из Них, в отличие от индивидуальных, личностных, ипостасных свойств, отличающих Лица Святой Троицы друг от друга. Бог по Своему существу есть Дух, чистейший и совершеннейший, Существо простое, невещественное, бестелесное. Сам Иисус Христос в беседе с самарянкой сказал, что Бог есть дух ( Ин. 4:24 ), то есть Бог есть Существо духовное, не ограниченное местом или пространством. Называя Бога Духом, Священное Писание, однако, часто говорит о Нем как об имеющем, например, сердце, очи, уши, руки. Выражаясь так, Священное Писание приспосабливается к ограниченному человеческому мышлению и делает это для того, чтобы невидимые и непостижимые свойства и действия Божии представить нам как можно более понятно и наглядно; понимать же эти выражения Писания нужно не в буквальном, а в переносном, или духовном, смысле. Так, сердце Божие означает Его благость, или любовь, очи и уши означают всеведение Божие, руки — Его всемогущество. Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет ( Откр. 4:8 ). Пророк Давид так говорит о вечности Божией: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог ( Пс. 89:3 ). Никто не благ, как только один Бог. Мф. 19:17                                       ’ Апостол Иоанн пишет: Бог есть любовь (1 Ин. 4:8,16). Давид воспевает: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его (Пс. 144:8–9).

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

После этого священник: Премудрость. Хор: Достойно есть воистину/прославлять Тебя, Богородицу,/вечно блаженную и пренепорочную/и Матерь Бога нашего. Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас! Хор: Честью высшую Херувимов/и несравненно славнейшую Серафимов,/девственно Бога-Слово родившую,/истинную Богородицу – Тебя величаем. Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне, Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник произносит отпуст, на котором поминает святых дня. МОЛИТВЫ ТРАПЕЗЫ [Молитвословия перед завтраком 1 Прежде всего полагаем три поклона с покаянными молитвами: Боже, будь милостив ко мне, грешному. Лк 18:13 Создатель мой, Господи, помилуй меня! Без числа согрешил я, Господи, помилуй и прости меня грешного! И затем молитву перед трапезой: Очи всех на Тебя с надеждой взирают, и Ты даёшь им пищу их в своё время: открываешь Ты руку Твою и насыщаешь всё живое по благоволению. Ср. Пс 144:15–16 Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник: Христе Боже, благослови пищу и питие рабам Твоим, ибо Ты свят, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. 2 Мы же: Аминь. По окончании трапезы: Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты насытил нас земных Твоих благ. Не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как посреди учеников Своих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам, и спаси нас. Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник: С нами Бог Своею благодатью и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. 3 Мы же : Аминь. И снова три заключительных поклона с теми же молитвами, что и в начале.] Молитвословия перед обедом Три кратких покаянных молитвы с поклонами. Затем: Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник: Христе Боже, благослови пищу и питие рабам Твоим, ибо Ты свят, всегда, ныне и присно, и во веки веков. 2

http://predanie.ru/book/99468-chasoslov-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010