О верности Богу 2Тим.2:13 . «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может». Объясн. Спаситель предсказывал и угрожал, что те, которые отрекутся от Него, не будут признаны за христиан в день суда: Мф.10:33:7:23 . За это отречение Господь, как верный исполнитель Своего слова, накажет тех, которые будут неверны данному в крещении обету: Евр.6:4–6 . Искание Бога Деян.17:27 . «Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас». Объясн. В Писании говорится, что Бог от нас далече отстоит, конечно, по грехам нашим: Пс.9:25–26 , но бывает близок к человеку: Пс.33:19:144:18 ; в этом смысле и нужно понимать искание Бога, т.е. в смысле исправления своей греховной жизни: Иак.4:8–9 , а не в том смысле, чтобы вечно скитаться по разным вероисповеданиям, ибо для всех и на все времена сказано: «Один Господь, одна вера, одно крещение»: Еф.4:5 . Флп.3:8 . «Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобресть Христа». Объясн. Все преимущества, даваемые человеку рождением или приобретаемые собственными его усилиями, апостол считает ничтожными и поставляет их ниже познания Христа. Ибо истинное познание Христа даёт жизнь вечную: Ин.17:3 , и в этом познании сокрыты все сокровища премудрости и ведения: Кол.2:3 . Евр.2:12–13 . «Возвещу имя Твоё братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» ( Пс.21:23 ). И ещё: «Я буду уповать на Него». И ещё: «вот, Я и дети, которых дал Мне Бог» ( Ис.8:17–18 ). Объясн. Сын Божий сказал это через прор. Давида и Исаию в доказательство своей близости к нам, родства с нами: Ин.17:12 . Иисус Христос, по своей человеческой природе, есть брат верующим в Него и исполняющим волю Отца Его: Мф.12:48–49 ; Лк.10:16 . О любви Божией к людям 1Ин.4:9–10 . «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». |
В сем месте Престол называется вечным, а в другом — высоким: видел, говорится, Господа, сидящего на престоле высоком (Ис. 6:1); и еще: высок престол Твой. Другой пророк видит Его сидящим на престоле славы (Дан. 7:9). А Давид еще показывает и Престол человеколюбия: Правосудие и правота — основание престола Твоего (Пс. 88:15). О царстве же Его сказано следующее: оно бесконечно, ибо это значат слова: в век века, — славно, возвышенно, сильно и могущественно. Сверх того, безначальность Его показывается такими словами: Царство Твое — царство всех веков (Пс. 144:13). Итак, если Престол есть знак царствования, то жезл есть знак и царствования, и власти судить. Потому и говорит пророк: жезл правости, жезл Царствия Твоего, ибо в сем царстве чистая правда, чистая справедливость; нет там ничего темного (святитель Иоанн Златоуст). Много было престолов царей земных, и от них ничего не осталось, все пали, все разорены, разбиты и перешли в руки других народов и правителей. Что станется со всеми престолами нынешних царей земных, когда наступит изменение вещей, когда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3:10)? И эти престолы падут, будут уничтожены, так что и следа их не останется. Не такова судьба престола Божия, Престола Помазанного паче всех помазанных; сей Престол, стоящий от довечных времен, будет существовать и не подвижется во век века. Жезл царства земного, жезл правления над народами находится постоянно в руках затемненного грехами человечества, и сохранил ли какой из них незапятнанной честь свою? Не остались ли на нем пятна от крови невинного, от слез, пролитых обиженными и обездоленными, от беззаконий и неправд, не тайно только, но и въявь совершенных? Где та чистота и блеск жезла царства земного, которые получаются от добродетельного и святого исполнения Богом возложенной обязанности править народами? Все уклонились, сделались равно непотребными (Пс. 13:3). Один только жезл царствия благодати и мира Единого Праведного и Святого есть жезл правости. |
И Он же говорит: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:34 ). «Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мк.3:35 ). Высокое достоинство для человека принять сказанное Спасителем! Принять сказанное следует к осуществлению в своей личной жизни и, таким образом, соблюдая слово Божие, то есть исполняя волю Божию, вступить в родственную близость с Богом во плоти: стать братом (или сестрою или матерью) Христу Спасителю! Иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил.2:5 ). Итак, слово Божие, сообщающее волю Божию, будучи духом и жизнью, – вот та пища духовная, которая питает и поддерживает духовную жизнь человека, которая удовлетворяет запросы и потребности духа человеческого, имеющегося в душе от дыхания Вседержителева (ср. Иов.33:4 ). Животворящее духоносное слово Божие насыщает собою того, кто пребывает в его веянии и принимает его для исполнения в жизни своей; иначе говоря, насыщается словом Божиим тот, кто одухотворяется им и сам дышит им (т.е. кто живет им, что практически означает для человека жить в непрестанной молитве к Богу). Ибо близость Бога обретается в молитве: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» ( Пс.144:18 ). Бог присутствует, Бог живет (по выражению Псалмопевца, см. Пс.22:4 ) среди молящихся, среди хвалебных славословий верующих. 15 Присутствуя среди верующих, Господь не допустит «терпеть голод душе праведного» ( Прит.10:3 ). В присутствии Господа верующие «не будут терпеть голода и жажды» ( Ис.49:10 ), «ибо нет скудости у боящихся Его... ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» ( Пс.33:10, 11 ). В присутствии Господа, – там, где раздается слово Божие, – духоносное веяние питает живущих духовно; не утомляет тамошняя вечерня, рука не утруждается; нет дела зубам; не обременяется чрево. Кто насыщался когда такою неутомительною трапезою, насыщался без пищи, упоялся без пития, веянием одного ветра утолял жажду и веянием другого насыщался? Смотри, как ощутительно изображается сие в произрастениях. Ветер вскармливает пшеницу и другие классы, питая их своим дыханием и утучняя их своею силою; не тем ли паче ветры благословения могут воспитывать разумные и духовные насаждения рая? «Для духовных существ и пища духовная» (11, 395–396). А когда ее нет, душа тоскует. «Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни, – пишет сщмч. Игнатий Богоносец . – Хлеба Божия желаю, Хлеба небесного, Хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия... И пития Божия желаю – Крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная». 16 4. Питание тела не должно подавлять живущего в нем Духа |
2. Вот и Савелий (опровергнут). Сказано: «Не почитал хищением быть равным Богу». А об одном и том же лице не говорится, что оно равно самому себе: равное бывает равно чему-нибудь. Видишь ли ипостась двух лиц, а не имена только без предметов? Ты слышал о предвечном существовании Единородного? И это против них. Что же теперь скажем против Ария, который говорит, что Сын имеет другую сущность? Скажи мне, что значат слова: «Приняв образ раба»? Они значат, отвечаешь, что Он сделался человеком. Следовательно слова – «будучи образом Божиим» значат: был Бог . И там и здесь стоит одно и то же слово: «образ». Если истинно первое, то и последнее. Быть в образе раба значит быть человеком по естеству, и быть в образе Божьем значит быть Богом по естеству. И не только это доказывается (сказанным), но и равенство (с Богом), подобно тому, как и у Иоанна, и то, что Сын ничем не менее Отца: «Не почитал хищением, – говорит, – быть равным Богу». Но каково мудрование еретиков? Они говорят, что (слова эти) выражают противное. Как бы так сказал (апостол): Он (Иисус Христос), будучи в образе Божьем, не восхитил того, чтобы быть равным Богу. Но если Он действительно был Бог, то как мог восхитить? И как можно было бы это понять? Кто скажет, что такой-то, будучи человеком, не восхитил того, чтобы быть человеком? Как похитить кому-нибудь то, чем он есть? Не то, говорят они. Но будучи меньшим Богом, Он не восхитил того, чтобы равняться Богу великому, большему. Значит, есть малый и великий Бог ? Так вы привносите к церковным догматам языческие? У язычников действительно есть великий и малый бог, у вас есть ли, не знаю. Но в Писаниях нигде не найдешь; великого найдешь везде, а малого нигде. И в самом деле, если он малый, то что он за Бог? Если нет человека малого, и человека великого, но одно естество, а что не одного и того же естества, то и не человек, – то как можно почесть Богом малым и великим того, кто не имеет Божеского естества? Кто мал, тот не Бог, потому что в Писании Бог везде называется великим: «Велик Господь, – говорит (Давид), – и всехвален» ( Пс. 47:2 ). То же и о Сыне, – везде называет Его Господом. Еще: «Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим» ( Пс. 146:5 ). И еще: «Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо» ( Пс.144:3 ). Но говорят: это сказано об Отце, а Сын малый (Бог). Это ты так говоришь, а Писание напротив: оно говорит и о Сыне так же, как об Отце. Слушай, что говорит Павел: «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога» ( Тит. 2:13 ). Неужели об Отце сказал он: «ожидая... явления»? А чтоб еще более обличить вас, он прибавил: «Явления великого Бога». Об Отце ли сказано это? Никак. Этого не допускают прибавленные (апостолом) слова: «И явления великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Вот и Сын велик. |
6 Даруй ми зрети – даруй мне видеть (ибо это дар Божий – видеть свои грехи). Молитва перед вкушением пищи Отче наш... (см. пояснения на стр. 10). Или: Очи всех на Тя, Го€споди, упова€ют, и Ты дае€ши им пи€щу во благовре€мении, отверза€еши Ты ще€друю ру€ку Твою€ и исполня€еши вся€кое живо€тно благоволе€ния 1 . 1 Молитва взята из Пс. 144, 15–16 (с добавлением слов «Господи» и «щедрую»): Очи всех уповают на Тебя (Господи) , и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь (щедрую) руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению. Здесь по благоволению – по (Твоей) любви и милости, по благому расположению (к нам). Молитва после вкушения пищи Благодари€м Тя, Христе€ Бо€же наш, я€ко насы€тил еси€ нас земны€х Твои€х благ; не лиши€ нас и Небе€снаго Твоего€ Ца€рствия, но я€ко посреде€ ученико€в Твои€х прише€л еси€, Спа€се, мир дая€й им 1 , прии€ди к нам и спаси€ нас. 1 Но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им – ср. Ин. 20, 19: В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Молитва идущего в церковь Возвесели€хся о ре€кших мне: в дом Госпо€день по€йдем 1 . Аз же мно€жеством ми€лости Твоея€, Го€споди, вни€ду в дом Твой, поклоню€ся ко хра€му свято€му Твоему€ в стра€се Твое€м 2 . Го€споди, наста€ви мя пра€вдою Твое€ю, враг мои€х ра€ди испра€ви пред Тобо€ю путь мой 3 ; да без преткнове€ния просла€влю Еди€но Божество€, Отца€ и Сы€на и Свята€го Ду€ха, ны€не и при€сно и во ве€ки веко€в. Ами€нь. 1 Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем – это 1-й стих Пс. 121. Этот псалом – третий из 15-ти псалмов (Пс. 119–133), называемых степенными и озаглавленых песнь степеней, т. е. ступеней (в рус. переводе – песнь восхождения). Эти псалмы исполнялись евреями, возвращающимися из вавилонского плена в Палестину, а также паломниками, идущими на праздник Пасхи в Иерусалим. Также, возможно, их пели священнослужители на ступенях Иерусалимского храма. |
а) вообще Бог именуется не только добрым, но и единым добрым: «славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» ( Пс.117:1 ); «никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ); не только щедрым и милостивым, но и Отцом щедрот: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» ( Пс.102:8 ); не только любовью, но и Богом любви, Богом всякой благодати: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ); б) в отношении к тварям: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» ( Пс.144:9 ); в) в особенности к людям. В этом отношении говорится, что Бог есть Отец наш: «отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» ( Мф.23:9 ); что Он отечески печется о всех наших нуждах: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ); наконец, как самое разительное свидетельство бесконечной доброты Божией к нам представляется совершенное Им дело нашего искупления: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» ( 1Ин.4:9–10 ). Свв. отцы и учители Церкви считали это свойство самым существенным в Боге: Бог добр по природе, добр от Себя и чрез Себя; и доброта как бы составляет самую Его сущность: Он весь есть доброта, весь любовь. Они считали это свойство главной причиной творения и промышления: от века Бог существовал один и блаженствовал, не имея ни в ком и ни в чем нужды; но единственно по бесконечной доброте Он восхотел сделать и другие существа участниками Своего блаженства и даровал им бытие, украсил их самыми разнообразными совершенствами, и не престает ущедрять их всеми благами, потребными для бытия и блаженства. Он добр к нам не только тогда, когда милует нас, но и когда наказывает, не только тогда, когда дарует нам что-либо, но и когда отнимает. Наше счастье и спасение для Него дороже, нежели даже собственная слава, так что для спасения нас Он не пощадил Своего единородного Сына, но предал Его на самые тяжкие мучения, на самую позорную смерть. |
Вездесущие нам представляет Его святое слово: Бог наш на небесах и на земле. И далее говорит пророк: Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли во ад, Ты там; если подниму крылья мои поутру (по иному переводу: зари), и поселюсь на краю моря, то и там рука Твоя наставит меня, и удержит меня десница Твоя (Пс 138:7-10). То есть нет такого места, где бы Бог не присутствовал, но на всяком месте Он есть. Он не заключен в каком-либо месте и не ограничен каким-либо местом, но со мной есть, и с тобой есть, и со всяким человеком, хотя Его и не видим, как Духа невидимого, но чувствуем, как Он часто присутствует с нами в скорбях, помогает нам в искушениях наших, и в печалях утешает, и воздыхания, желания, движения и помышления духовные и святые возбуждает, в совести нашей грехи наши открывает, и опечаливает нас на пользу нашу, и кающихся и сожалеющих утешает. Итак, пред Ним делает человек все, что ни делает, пред Ним говорит все, что ни говорит, пред Ним помышляет все, что ни помышляет, или добро, или зло. Рассуждение и размышление об этом свойстве Божием учит нас: 1) Воздавать величеству Его достойную честь в словах, делах и помыслах. Если пред земной властью и пред отцами нашими плотскими благоговейно поступаем, то тем более пред очами Божиими благоговейно и со страхом поступать должно. 2) От греха всякого беречься, чтобы не опечалить Его, и на себя праведный Его гнев не подвигнуть, ибо всяким грехом Он опечаливается. Бережемся бесчинствовать пред царем земным, а тем более пред Богом, Небесным Царем (должно беречься). Тяжко христиане согрешают, когда Ему, как присутствующему, не воздают достойной чести и благоговения, закон Его святой пред очами Его нарушают. Рассуждай об этом и увидишь сам. 3) Надеяться на Него везде и на всяком месте, так как Он везде с нами есть, и с пророком дерзать и говорить: Если и пойду посреди тени смертной, не убоюсь зла, ибо Ты со мною (Пс 22:4). 4) Везде и на всяком месте Ему молиться, призывать Его, петь и хвалить Его. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его во истине (Пс 144:18). |
Значит, побуждением к творению мира служила бесконечная благость Божия или желание иметь причастников Своей славы вне Своей внутренней жизни. Целью же творения было блаженство тварей в прославлении Творца. Если Бог есть Любовь, то другого побуждения к творению мира трудно и представить. По бесконечной благости Своей Бог и создал мир с бесконечными родами способных к принятию благ конечных видов и форм жизни и сообщил им столько и таких благ, сколько и какие может то или другое конечное существо воспринять по самой своей природе. Священное Писание научает нас видеть и исповедовать в творении мира дело благости Божией: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его (Пс.144:9). Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его (Пс.105:1)». Одна из целей творения — блаженство тварей. Откровение удостоверяет нас в этом, когда учит, что все действия Божии в отношении к миру — Промышление, Искупление, Спасение человека — имеют целью блаженство тварей. Отсюда следует, что и творение мира имело ту же цель. Наряду с этим откровение учит, что была и как бы другая цель творения — слава Божия. У Псалмопевца вся природа представляется славящею Бога: «Небеса проповедают славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18:2). По словам пророка Исаии, «вся земля исполнена славы Господа Саваофа» (Ис.6:3). Вся жизнь и существование человека, по учению апостола Павла, да будут направлены к одной цели — славе Божией. «Прославляйте Бога в телесах ваших, и в душах ваших, которые суть Божия» (1Кор.6:20). «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31). Ангелы изображаются в Священном Писании непрестанно славящими Бога. Отдельные действия Божии также изображаются в Священном Писании, как направленные к славе Божией. Так, Спаситель свидетельствует, что величайшее дело любви общественной — Искупление людей — имеет целью славу Божию: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин.13:31), — говорит Он в прощальной беседе с учениками. Второе пришествие Господа на землю также будет во славе Его: «Когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших» (2 Фессал.1:10). |
И нас не познает ктому – по переводу с еврейского эти слова читаются так: «и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет», т.е. «доколе будет продолжаться это наше бедствие». Или же слова эти понимаются так: «Бог оставил и уже не хочет знать нас». Пс.73:10 Доколе, Боже, поносит враг? раздражит противный имя Твое до конца? Достаточно изобразив, с одной стороны, бедственное состояние Иерусалима и народа иудейского от преобладания нечестивых врагов и, с другой, – необыкновенную дерзость врага, совершавшего ужасные злодеяния не на стогнах только города и не в жилищах только человеческих, но и в самом святилище всемогущего Бога, псалмопевец просит, или как бы возбуждает Бога на отмщение врагам: Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет богохульствовать противник и раздражать имя Твое? Если и впредь будешь терпеть все дерзости их и раздражительные слова против святого имени Твоего, то будут думать, что Ты бездействуешь и не силен спасти народ Свой, попуская им творить всякое злодейство за наши грехи. Пс.73:11 Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец? Недро – значит «лоно, пазуха». Недро Божие – это вместилище благости и милости Божией, из которого изливается всякое благо на людей (по человекообразному представлению). Когда Господь желает явить милость Свою, Он простирает руку в пазуху (антропоморфизм) и «исполняет всякое животное благоволения» ( Пс.144:16 ), когда же не благоволит к грешникам, прогневляющим Его, тогда отвращает десницу Свою от среды недра Своего, и они лишаются милости Божией. Выражения: в конец и до конца – неоднократно повторяются в этом псалме (ст. 1, 3, 10, 11 и 19) и имеют значение вечного, или окончательного, определения воли Божией. В этом стихе верные израильтяне устами псалмопевца выражают пред Богом молитвенную скорбь свою о том, зачем Бог, во гневе Своем, отвратил от них прежнее отеческое благоволение и оставляет их беззащитными, а также и опасение, не продлится ли этот гнев Его навеки (в конец)! Или же словами сего стиха верующие молят Бога, как и в предыдущем стихе, о том, чтобы Он поразил и усмирил врагов их: для чего Ты, Господи, говорят они, отклоняешь руку Твою и почему десницею Твоею не поразишь в конец нечестивых, надменно поносящих имя Твое? |
Ибо дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это ( Пс.144:5,2, 138:14 ). Благоразумному человеку всякая тварь возвещает о Боге, – и небеса поведают ему славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь; даже – имеяй уши слышати – слышит, как день дню передает свою речь, и ночь ночи возвещает свое знание ( Пс.18:3 ). Ибо y всякого творения есть свой голос, только нужно иметь ухо, чтобы слышать; a кто не слышит, – не обращает внимания на дела Господни и не рассуждает о них, тот и сам остаётся, яко глух, не слышах, и, яко нем, не отверзаяй уст своих ( Пс.37:14 ). О, человек, человек! посмотри, ведь ты окружён чудесами Божиими, вонми, – со всех сторон ведь несутся к тебе гласы творений Божиих, проповедующие о великой Его силе, разуме и милости ко всей твари, a наиболее к тебе, тогда как ты всё ещё остаёшься как бы глуп или глух. Вот и малая птичка, хотя и не имеет способности говорить, однако ж пением своим прославляет своего Создателя; один только человек, и при том одарённый от Бога и словом, и разумом, может, по воле своей, и славить и не славить своего Создателя, даже и не внимать, – как славит Его всякая тварь. О, человек! или не слышишь ты и более ощутительные гласы дел Божиих, дел столь великих, что нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их? Вот ветер, эта бурная стихия, которая носит в себе облака и разливает из них воды на край света! He раз – я думаю – слыхал и ты, как он грозно шумит, визжит, потрясая здания, как он движет, качает великие леса, и часто с корнем вырывает огромные деревья. Но что он – посмотрел бы ты ещё – делает на море, какие там производит страшные чудеса! Те, которые плавали на кораблях, много раз видали, какие грозные дела производит Господь в глубине морской, когда дохнёт Он Своим духом бурным, и волны, как холмы, поднимутся на поверхности моря, с шумом и рёвом бросаясь на корабли, так что плывущие на них шатаются, как пьяные; – вся мудрость их тогда исчезает, и ясно им представляется, – что значит человек и вся сила его пред Божиим могуществом, которое одно только может усмирить ярость волн и превратить бурю в великую тишину. Когда шумит море, то не говорит ли оно своими волнами как бы так: воскликни Богу вся земля, воздай хвалу Ему и славу; ибо дивен Он в делах Своих, страшен по великой Своей силе? |
| |