Кто-нибудь здесь мог бы сказать святому Павлу: " Святой Павел! Не из-немог ли ты, написав похвалу вере? Посмотри, хорошо ли ты пишешь и гово-ришь, когда окаянную, нечистую блудницу приравнял верному Авелю, чистому Еноху, богоугодному Ною, достойным патриархам Аврааму, Исааку и Иако-ву и прочим святым праотцам? Неужели ты не мог пропустить ее, не вспоминать, не сравнивать с такими великими святыми, не полагать в один лик, в одно число блудницу и Божиих угодников? " Павел же святой, изрекший, что " верою Раав блудница... не погибла " , то как бы удивляясь, то радуясь и торжествуя о спасении грешницы, присоединяет к такие слова: " И что еще скажу? " (Евр. 11, 32), то есть что можно сказать больше? Что может быть удивительнее и славнее того, что и блудница среди святых, нечистая причтена к чистым, враждующая с Богом - к числу угодников Божиих? Рассуждая об этом блаженный Феодорит говорит: " Поистине удивительно это апостольское слово, которым он иноплеменную блудную жену приравнял Моисею, Аврааму и прочим святым, чтобы показать силу веры. Весьма дивно,- говорит он,- что блудница имеет равную похвалу со святыми " . Слушай же это, всякий грешник, и уповай! Вот твердая надежда на милость Божию для грешника, восстающего от грехов! Тотчас отбрось грех, сломан твой злой обычай, попри ногами греховные страсти, восстань покаянием, обратись к Богу, начни каяться, начни тотчас же, не откладывая. Тогда сам апостол Павел поставит тебя наравне с великими святыми, как Раав блудницу поставил с Моисеем, Авраамом и прочими. Вот я уже ответил и отвечаю на предложенный вопрос: можно ли грешнику быть святым и иметь место со святыми? " Далеко от нечестивых спасение " , далеко от грешников не кающихся, а от тех, которые истинно каются, от них спасение близко: " Близок Господь ко всем призывающим Его " (Пс. 144, 18), ко всем призывающим истинно. Таких мы дерзновенно можем написать между святыми и назвать их новыми святыми. Святитель Димитрий Ростовский (103,. 351-352). Вера и жизнь по вере Вера - мать всякого доброго дела, и ею человек достигает исполнения на себе обетований Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, по написанному: " Без веры угодить Богу невозможно " (Евр. 11, б). Преподобный Ефрем Сирин (26, 184).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

За это да даст тебе Господь всякое житейское довольство, сохраняя тебя непричастным к христоборной ереси. Будь здоров о Господе, во всем мною уважаемый. 102. К странноприимцу Георгию 471 (220) Слышу, что твое благословенное жилище стало прибежищем наших братий. И всегда это великая милость, но теперь особенно, когда двери почти во все дружественные дома для нас закрыты из человеческого страха. Но страх Божий [внушает тебе] держать свою дверь открытою для нас, входя в которую мы, насколько грешникам возможно, возвещаем тебе мир от Господа, благословляя и прославляя тебя [за то], что ты стал домом Божиим. Да будет тебе часть с Авраамом, принявшим Ангелов ( Быт.19:1–15 ). Да умножится у тебя всякое благо, духовное и видимое. Да будет тебе радость и в сем веке, и в будущем. Но вместе с этой добродетелью пусть охраняет тебя воздержание от общения с теми, кто еретичествует против Христа, Богоматери и всякого святого. 103. К чаду Навкратию 472 Так как Благой Бог благоволил, чтобы мы увидели брата Адриана, то мы сочли, чадо мое возлюбленное, благовременным приветствовать тебя, а чрез тебя и прочих твоих братий, а наших чад. Что касается нас, то мы вашими молитвами устроились: и помещение у нас хорошее, и тишина приятная 473 , и Бог близок. Но [близок] и враг наш диавол, который сопровождает каждого для искушения. Молю тебя, не переставай в молитвах своих поминать меня, чтобы мне спастись с братьями, которые также приветствуют [тебя]. Кроме того, прошу вас пребыть в вере и надежде и не приходить в озлобление от теперешних скорбей. Близ Господь всем ожидающим Его ( Пс.144:18 ). А ты, (221) чадо мое, как моя душа и сила, отдай себя [в распоряжение] рассеянным нашим братиям, насколько можешь и сколько будет требовать [того] нужда. Для этого-то, во всяком случае, Богом и устроено так, что ты остался на свободе. Имей в виду, что вам можно посылать [кого-нибудь] сюда 474 и даже по временам и тебе самому приходить, но только осторожно, чтобы это не было разглашено какими-либо простодушными братьями. Адриан знает, когда он проник и как. Ни в чем, кроме книг, мы не имеем нужды, и если найдется толкование на Евангелие от Иоанна, принадлежащее моему отцу по плоти, то пришли его мне вместе с другими, о которых я сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

92 Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его ( Пс.93:12 ). 93 По множеству болезнеи моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (93:19). 94 Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных своих, из руки грешничи избавит я ( Пс.96:10 ). 95 Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие ( Пс.96:11 ). 96 Работаите Господеви в веселии, внидите пред ним в радости ( Пс.99:2 ). 97 Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его творити я ( Пс.102:17,18 ). 98 Взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну ( Пс.104:4 ). 99 Блажени хранящии суд и творящии правду во всякое время ( Пс.105:3 ). 100 Дела рук Его истина и суд, верны вся заповеди Его, утвержены в век века, сотворены во истине и правоте ( Пс.110:7,8 ). 101 Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала его пребывает в век века ( Пс.110:10 ). 102 Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоеи и истине твоеи ( Пс.113:9 ). 103 Се, яко очи раб в руку господии своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны ( Пс.122:2 ). 104 Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегии ( Пс.126:1 ). 105 Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его ( Пс.127:1 ). 106 Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? яко у Тебе очищение есть ( Пс.129:3 ). 107 Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? ( Пс.132:1 ). 108 Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих ( Пс.140:3 ). 109 Праведен Господь во всех путех Своих и преподобен во всех делех Своих ( Пс.144:17 ). 110 Близ Господь всем призывающым Его, всем призывающым Его во истине ( Пс.144:18 ). 111 Приемляи кроткия Господь, смиряяи же грешники до земли ( Пс.146:6 ). Катихизис Предварительные понятия без веры же невозможно угодити Богу ( Евр.11:6 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

Ибо, Господи, Краю всякого духовного желания, лучше мне, рабу Твоему, увидеть Тебя на один час и тут же умереть, чем жить тысячу и десять тысяч лет, но не увидеть Тебя ни разу. Ибо, Господи славы, если бы по Твоей благодати я сподобился увидеть Тебя хоть один раз, тогда узнало бы сердце мое, что это божественное Твое видение и превосходящее слово и мысль святое Твое явление станет для меня непреложным обручением будущего и Божественного Твоего Царства. И наоборот, если не сподоблюсь увидеть Тебя хотя бы один раз в жизни, тогда сердце мое не будет знать того, буду ли я в будущей жизни наслаждаться славой Твоего Царства. Посему, Господи, сподоби меня, молюся, увидеть Тебя и насладиться Твоим божественным и святым явлением. Ибо Ты, Господи, испытующий сердца и утробы всех людей, очень хорошо знаешь и о желании сердца моего, Твоего ничтожного раба, которое обращено к Тебе, Богу моему. Ибо, по Пророку, изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих Потому что Ты, Господи, будучи праведным во всем, милуешь и любишь тех, которые ради любви к Тебе обитают во дворах Твоих. Об этой справедливости Твоей, Господи, нам предвозвестил Богоотец и Пророк Твой, сказав: Праведен Господь, и правды возлюби: правоты виде лице Его Потому что Ты, Господи, никого так не наделяешь дарами и не прославляешь так, как того человека, который прославляет Тебя всегда. Ибо Ты один милостив и препрославлен во веки веков. Аминь. Аминь. Буди, буди. Мф. 22, 11, 12. Мф. 22, 12. Мф. 22, 13. Ин. 8, 34. 1 Кор. 2, 9. Мф. 25, 34. Мф. 22, 1-2. Ср.: Пс. 144, 13. Ин. 3, 13. Мф. 7, 7. См.: 1 Кор. 2, 9. Ср.: Ин. 14, 23. Ср.: Ис. 7, 14; также тропарь, который поется при совершении таинств священства и брака. Мф. 25, 21. Пс. 103, 34. Пс. 16, 15. Пс. 83, 3. Пс. 83, 3. Пс. 113, 4. Ср.: Пс. 83, 6. Пс. 118, 4. Ср.: 2 Кор. 12, 9. Пс. 50, 9. Пс. 83, 8. Пс. 83, 8. Пс. 83, 11. Пс. 10, 7. Слово восемнадцатое О том, какие духовные знамения бывают достойному и чистому иерею, благодаря которым он получает в душе истинное извещение о том, что он рукоположен законно (рукоположен же прежде всего благодатью Святого Духа) и что Святою Троицею принята его Божественная Литургия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2394...

49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

77 Опущено в Иерус. рук. 78 Деян. 26:18; 2 Петр. 2:9. Ср. Ис. 42:16. 79 Ср. Пост. Апост. VIII, 11, 2. 80 Ср. Еф. 1:18. 81 Ср.Ин.17:3. 82 Ср. Ис. 57:15. 83 Ср. Ис. 13:11. 84 Ср. Пс. 32:10. 85 Ср. Иов 5:11; Ис. 10:33; Иез. 17:24; 21, 31. 86 Ср. 1 Цар. 2:7. 87 Втор. 32:39. Ср. 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7. 88 Числ. 16:22; 27, 16. 89 Дан. 3:55. 90 Ср. Есф. 5:1. 91 Иудиф. 9:11. 92 Ср. Ам. 4:13; Иов 10:12. 93 Ср. Ин. 12:26, 17:17. 94 В Иерус. рук. опущено. 95 Пс. 118:114; Иудиф. 9:11. 96 Ср. «Постановления апостольские», VIII, 10:14—15, 12 и ектении литургии св. Марка. 97 Опущено в лат., сир. и копт. переводах. 98 Ср. Иез. 34:16. 99 Ср. Иов 4:4. 100 Ср. 3 Цар. 8:60; 4 Цар. 19:19; Ис. 37:20; Иез. 36:23; Ин. 17:4. 101 Пс. 78:13. 102 Ср. Прем. 7:17; «Постановления апостольские», VIII, 22, 3. 103 Втор. 7:9. 104 «полезный» лат., сир., копт. переводы. 105 Иоил. 4:13; Сир. 2:11. 106 Ср. Устав, IV, 21 (с. 39); Ин. 17:17. 107 Пс. 39:3, 118:133. 108 В Иерус. рук. отсутствует. 109 3 Цар. 9:4. 110 Втор. 6:18, 12:25, 28, 13:19, 21:9. 111 Числ. 6:25; Пс. 30:17, 66и др. 112 Ср. Ис. 51:10; Прем. 5:16 и др. 113 Ср. Втор. 4:34, 5и др. 114 Ср. Пс. 17:18, 105и др. 115 Ср. Пс. 144:18. 116 Тов. 13:7, 11; 1 Тим. 1:17. 117 «с нами» — гебраизм, вместо «нам», восходящий к переводу 70-ти, ср. 2 Цар. 2:6; Пс. 118:65 и др. 118 Ср. Сир. 51:26. 119 Ср. 1 Кор. 14:16. 120 Далее см. перевод П. Преображенского. 121 Περιουσιος особенный, избранный. См. Тит. 2:14. 122 Так оканчивается в александрийской рукописи послание Климента. 123 Как иудеи, мечтавшие о царстве Мессии на земле, царстве чувственном. 124 Т.е. об Иисусе Христе ( περι αυτου ). Некоторые думают, что автор здесь имел в виду евионеев, почитавших Христа за простого человека: Но слова его о Христе-Спасителе так общи, что не дают основания для такого мнения, напротив, они весьма идут к цели автора — возбудить к истинному исповеданию Христа и презрению мира. 125 См. Рим. 4:17; Ос. 2:23; Рим.9:25. 126 Т.е. к язычникам. Из слов автора этого послания (гл. I II из язычников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3551...

Будучи Существом всеблаженным, т. е. любящим верховное благо и обладающим им, Бог открывает Себя и во вне Существом всеблагим и вселюбящим. Это свойство или совершенство Божие состоит в том, что Бог дарует и тварям Своим столько благ и совершенств, сколько нужно для их блаженства и сколько каждая из них может принять по своей природе и состоянию. Таким Откровением, действительно, и изображает Бога свт. Григорий Богослов . По его учению, благость составляет как бы самую Сущность Божию. «Если бы у нас, – говорит свт. Григорий Богослов , – кто спросил: что мы чествуем и чему поклоняемся, – ответ отцов: мы чтим любовь. Ибо, по изречению Св. Духа: наш “Бог любы есть” ( 1Ин.4:8, 16 )». Эта-то неизреченная благость побудила Бога создать мир с разумно нравственными существами, способными любить Его и находить в Нем для себя блаженство ( Еф.1:5, 9 ; Ин.14:23 ; Мф.25:34 ). Все промыслительные действия Бога в мире есть проявления Его благости. «Вси путие Господни милость» ( Пс.24:10 ). «Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его» ( Пс.144:9 ). Он посылает «источники в дебрех» и напояет «горы от превыспренних Своих» ( Пс.103:10, 13 ), дает «пищу всякой плоти» ( Пс.135:25 ) и исполняет «всяко животно благоволения» ( Пс.144:16 ). Как бы ни была мала и ничтожна тварь, благость Божия не только не гнушается ею, но с любовию заботится о ее жизни и нуждах. «Не две ли птице ценитеся единому ассарию, – говорит Господь, – и ни едина от них падет на земли без Отца вашего» ( Мф.10:29 ; Прем.11:2527 ). В особенности Свою благость и любовь Бог явил и являет в отношении к человеку. Возвысив человека над всеми прочими существами земными в самом сотворении его по образу Своему, и в промышлении Своем о нем изливает на него особенно обильно дары Своей благости и любви. В Ветхом Завете Бог, обращаясь к Израилю, говорит: «Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати изчадия чрева своего; аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе» ( Ис.49:15 ). А в Новом Завете Спаситель говорит: «Отца не зовите себе на земли: един бо есть Отец ваш, Иже на небесех» ( Мф.23:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Спасайся.   Письмо тридцать третье Познание Божие зависит от познания Божественных Его свойств, и чем более свойства Божии познаются, тем более Сам Бог познается. Это видим и в созданных вещах: чем яснее познаются качества и свойства какой-либо вещи, тем яснее сама вещь познается. Например, что есть человек, или скот какой, или дерево, или трава, или иное что? Надо прежде свойства познать тех вещей и так от свойств к познанию самих вещей доходить. Так и Создателя нашего от свойств Его Божественных, сколько ум наш может, познаем. Эти свойства хотя и от создания познаются, однако яснее представляет их нам святое Его слово. Я их по разуму, мне данному, предложу. Ты рассуждай, внимай и поучайся в них, и от этого поучения созидай душу в познании Его и почитании. Чем более будем познавать и размышлять о свойствах Его, тем более будем исправлять себя в истинном благочестии при помощи Его Самого. Истину эту ниже увидишь. Спасайся.   Письмо тридцать четвертое Нет сомнения у христиан, что есть Бог и есть един существом, но троичен в Лицах, Отец, Сын и Святой Дух; и Он есть верховнейший властелин, и владеет и управляет всем миром, небом и землей, всем видимым и невидимым, и есть Царь царей и Господь господствующих, и все, что ни есть, Его всемогущая рука из ничего произвела. Ибо Он сказал, – и стало так (Быт 1:20). И как все вещи, так меня и тебя создал, о чем говорим и поем Ему со Псаломником: Руки Твои сотворили меня и создали меня (Пс 118:73). И обо всех Он, как Создатель и Отец, промышляет. Все ожидают от Тебя (Господи) пищи, чтобы Ты дал им благовременно (Пс 103:27). И далее: Очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им пищу благовременно: отверзаешь Ты руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению (Твоему) (Пс 144:15-16). И Он есть упование всех концов земли, и сущих в море далече (Пс 64:6). Отсюда следует: 1) Его единого, как Бога и Создателя и Промыслителя своего, должно нам, мне и тебе, признавать и исповедовать, и сердцем веровать в Него. 2) Его, как Создателя и Бога и Господа своего, верховнейшим почитанием почитать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

826. Лк. 14. 16–21. 827.  Вечеря велия — большой ужин. 828.  …от создания мира (Мф. 25. 34). 829.  Толкование блаженного Феофилакта Болгарского. 830. Рим. 4. 2. 831.  Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1. 3). 832.  …у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3. 8). 833. 1 Кор. 1. 27. 834. Ин. 15. 5. 835.  …много званых, но мало избранных (Лк. 14. 24). 836. Лк. 17. 12–19. 837.  …если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел… Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога (Ин. 8. 42, 47). 838.  Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14. 24). 839.  …будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением (Кол. 2. 7). 840.  За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Сол. 5. 18). 841.  …Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13. 12–14). 842.  …потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1. 29). 843. Святой Исаак Сирский. Слово 85. 844. Святой Исаак Сирский. Слово 2. 845. Преподобный Варсонофий Великий. Ответы 2, 6 и другие. 846. Такой взгляд христианина собственно на себя отличается совершенным отличием от так называемого оптимизма, или учения, что все в мире идет к лучшему. В противность этому учению Священное Писание утверждает, что все доброе постепенно ослабевает. 847. Пс. 102. 1, 2. 848.  Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои (Пс. 9. 2). 849. Пс. 144. 1, 2. 850.  Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо (Пс. 144. 3). 851.  Господи, Боже мой! Ты дивно велик… Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер. Ты поставил землю на твердых основах (Пс. 103. 1, 2, 5 и прочее). 852.  Ты облечен… величием (Пс. 103. 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1752 О поставлении Давидовых (121, 123, 130 и 132) и Соломоновых (126 и 131) псалмов между песнями восхождений см выше в исследовании об этих псалмах стр. 211, 225–6, 294–5 и 308–9. 1753 Первоначально такое расположение псалмов открыто было Евальдом (Poetische Bb I, S 190–192) и потом подробно исследовано C P Caspari и Delitzsch ем (Symbolae). Ср также Hengst Comment uber die Ps 4, 2 Beitr, 6. 1754 Так группы Давидовых псалмов из последней Иеговической части, Псс. 107–109 и 138–144, очень удобно бы можно было перенести в первую иеговическую часть и поставить вслед за первою большою группою Давидовых псалмов 1–40, а далее после 144-го псалма поместить Елогимические Давидовы псалмы 50–64 и 67–70; потом, после Соломонова 71-го и Асафовых 72–82-го, поставить одною целою группою Псс. Кореевы 41–48 и 83–88, и, наконец, все остальные 89–150, за исключением перемещенных 107–109 и 137–144. При таком расположении, – если бы мы и не коснулись положения псалмов, представляющих собою исключения в общем их порядке, 49-го Асафова и 85, 100, 102 и 103-го Давидовых, а также древнейших псалмов между песнями степеней, – все же почти все псалмы Давидовы, Асафовы и Кореевы стояли бы целыми непрерывными группами, и при этом порядок расположения псалмов по именам Божиим также не только бы был соблюден, но даже представлял бы более соразмерности в частях; так как в первой Иеговической части, после перемещения в нее из последней части Псс. 107–109 и 137–144, вместо сорок одного псалма, считая по евр. тексту, было бы – 52 псалма, а в последней Иеговической, за исключением вышеозначенных псалмов, оставалось бы 55 вместо 66. Такого или подобного тому расположения псалмов и следовало ожидать, если бы собрание псалмов всецело было делом одного лица. 1755 Разновременным составлением Псалтири объяснял разрозненное положение в ней псалмов одних и тех же писателей и св. Афанасий. – «Некто из пророков, говорит он в предисловии к толкованию псалмов, вместе с прочими книгами собрал и Книгу Псалмов, отыскав их не все вдруг, но в разные времена, и в начале поместил те псалмы, которые найдены прежде других.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010