Такая молитва дается Господом в награду тому, кто усердно исполняет первую, – т.е. внешнюю молитву – и терпеливо выполняет все условия ее успешности. А условия успешности молитвы следующие: 1) «Прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя» ( Сир.18:23 ), постой некоторое время молча, лучше с закрытыми глазами, пока рассеянные мысли не соберутся воедино, а на сердце, волнующемся чувствами, не ощутишь тишину: не в буре Господь, но в тихом веянии духа ( 3Цар.19:12 ). 2) Представь себя пред Лицем Милосердного Бога, на тебя взирающего и приемлющего молитву твою: «всегда видел я пред собою Господа» ( Пс.15:8 ). Помни, что перед тобой – Отец Милосердный, дающий блага просящему у Него ( Лук.11:13 ). И ты притекай к Нему, припадай как бы на перси Господа, подобно возлюбленному ученику и ап. Иоанну. «Близок Господь... ко всем призывающим Его в истине» ( Пс.144:18 ). 3) Молись с крепкой верой, ибо «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф.21:22 ). 4) Молись с постоянством, с неустанностью – нынче, завтра, год, два и т.д. – до тех пор, пока наконец получишь, если не за добродетель, то за неотступность свою ( Лук.11:8 ). 5) Молись со смирением, с сокрушением о грехах: «на кого воззрю,» – говорит Господь, – «токмо на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущаго пред словом Моим» ( Ис.66:2 ). 6) Молись всем сердцем, пламенно, горячо, если можешь то молись со слезами, а не одними устами и языком, чтобы не была напрасна твоя молитва: «приближаются ко Мне люди сии устами своими… сердце же их далеко отстоит от Меня… тщетно» (напрасно) «чтут Меня» ( Мф.15:8 ). 7) Молясь и о потребностях земных, о насущном ( Мф.6:11 ), не молись о чем-нибудь суетном, скоропреходящем, что для гордости и что от лукавого, как-то: богатство, власть, слава и пр., но проси благ вечных, духовных и не гиблющих, переходящих и за гроб, как то: веру, надежду, любовь, смирение, дар молитвы, мудрость духовную, преданность воле Божией и т.п. ( Мф.6:33 ). 8) Молись с серцем примиренным с твоими недругами, иначе напрасна будет твоя молитва: «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого... Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» ( Мк.11:25–26 ). Поэтому молитесь и за врагов ( Мф.5:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Это откровение о том, что перемены нет в Боге, отражается в разных библейских местах. Например, Пс.101:26–28 : “В начале Ты, [Господи], основал землю и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся”. Об этой же противоположности изменяемости человека говорится и в Пс.144:13 – “Верен Господь во всех словесех Своих”. Или Чис. 23: 19 : “Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?”. В самой формулировке свойства неизменяемости не идет речь о том, что Бог есть неподвижное бытие. О неподвижности мы ровно ничего не знаем и ничего не можем сказать. Мы знаем, что Бог Живой, что Он сама жизнь, а неизменяемость нами постулируется только в том, что Бог не может иметь ни начала, ни конца и свойства Божии не могут ни уменьшиться, ни увеличиться. В этом аспекте мы и рассматриваем свойство неизменяемости Существа Божиего. Какие еще трудности здесь возникают? Я их просто перечислю. Прежде всего – это рождение Сына от Бога Отца и исхождение Святого Духа. Противоречит это или не противоречит неизменяемости? Вы знаете, что Бог Сын вечно рождается из Существа Божиего, а Дух Святой вечно исходит, поэтому говорить о том, что здесь нарушается неизменяемость, никак не приходится, хотя приходится говорить о жизни Божественной. Второе – это воплощение Бога Слова. Мы можем сказать, что один век до Рождества Христова Бог был совсем не такой, как сейчас. Потому что в 1 веке до Р.Х. Бог Сын не имел плоти человеческой, в Рождестве плоть соединилась с Богом и никогда не разлучалась. Даже когда была крестная смерть Господа, то и тогда Божество не отлучалось ни от души, ни от тела: “Во гробе плотски, с душею же во аде яко Бог”. Изменение есть. Но какое? Когда мы говорим о Существе Божием, мы говорим о неизменяемости. Это – внутреннее свойство Существа Божия. Но здесь не говорится об изменениях внешних. Приведу сравнение, правда, достаточно грубое: от того, что мы поменяем одежду, изменились мы или нет? Не изменились. Конечно, было бы кощунственно говорить о том, что Боговоплощение – это то же, что изменение одежды. Отнюдь нет – это самое серьезное, а для нас самое важное событие, потому что только благодаря Боговоплощению стало возможным наше спасение. И это, конечно, факт важнейший, но тем не менее по отношению к Существу Божию внешний. При Боговоплощении Божество не изменилось, не перешло ни в какое другие состояние. То есть Сущность Божия осталась той же, а произошло другое: в Личности Бога Сына еще добавилась вторая природа – человеческая. Подробнее мы будем говорить об этом позже.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми? – И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, вο сто раз больше. «Верен Господь во всех словах своих» ( Пс.144:13 ). Но особенно нынешнее Евангелие учит нас тому, что истинный хлеб наш, хлеб не временной, а вечной жизни, есть Господь Иисус Христос и что мы должны заботиться не только о тленной пище, но особенно – о нетленной, дающей жизнь вечную душе, – именно, о причащении Пречистого Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении Слова Божия, которое есть духовная пища душ наших и о молитве, освящающей и насыщающей душу благодатью. Когда народ после чудесного насыщения стал ходить за Иисусом Христом с тем, чтобы еще и еще поесть чудесного обеда, тогда Господь сказал им обличительно: «истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин.6:26,27 ). Истинно говорю вам: «Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» ( Ин.6:33–35 ). Пища земная, тленная укрепляет только тело, а не душу бессмертную. Апостол говорит: добро благодатию утверждати сердца, а не брашны, от которых не получили пользы пристрастные к ним ( Евр.13:9 ). Пища для чрева, и чрево для пищи, Бог же и то и другое уничтожит ( 1Кор.6:13 ). Итак, братья и сестры, стараясь о пище тленной, более позаботимся о пище духовной, которою питается бессмертная душа наша – о причащении Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении Слова Божия и о молитве общественной и домашней. «Хлеб живота вечного да будет ми Тело Твое Святое, благоутробне Господи, и честная Кровь, и недуг многообразных исцеление» 2 Аминь. 14. Поучение в неделю девятую по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

2:17), по слову апостола, или «воздавать Кесарево — Кесарю, а Божие — Богу» (Мф. 12:17), с благоговением и беспрекословно повиноваться Царю и властям от Него поставленным, «да все тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2:2), в мире и безмятежии, каждый добросовестно исполняя свои обязанности. А как Государство состоит из множества семейств, и семья есть как бы малая ячейка в государственном улье, от блага которой более пли менее зависит весь государственный пчельник, то каждая семья и по совести и по писанному закону Божию и по требованию разума и ради собственного блага своего должна жить, трудиться и развиваться мирно и благочестно со страхом Божиим» (Сл., Кроншт. 1903, стр. 47—49).    В другом слове, на тот же высокоторжественный день, проповедник-патриот поучает слушателей истине происхождения царской власти. На основании слов псалма: «царство Твое-царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде» (Пс. 144:13) онприходит к заключению, что только Бог может уполномочивать избранного человека на царство и вручать ему самодержавную власть, облекая славою, величием и силою. «Владеет Вышний царством человеческим», говорит пророк, «и кому хочет дает его» (Дан. 4:14). Посему цари восходят на престол, коронуются, миропомазываются и царствуют на земле по божественному праву. Так было в ветхом завете, до пришествия Христа, вечного Царя, так и в новом, по пришествии Его на землю, при житии и учении Его на земле; и Он Сам, Царь неба и земли и всякой твари, повиновался по человечеству царской власти, и повелевал воздавать ей должное почтение и повиновение» (Мф. 22:21). (Новые слова, Кроншт. 1905, 95).    Апостольским увещанием: «будьте покорны всякому человеческому начальству Господа ради: Царю, как предержащей власти, правителям, как от Него посылаемым для наказания преступников и для поощрения добродеющих» (1 Петр. 2:13. 14), по мнению о. Иоанна, осуждается «многоначальственное и многочленное правление народное», которое «никогда не было постоянным и общепризнанным правлением в мире».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2854...

   Итак, если невозможно, чтобы не гнездился какой-нибудь грех в новорожденном и новопросвещённом младенце, то тем более во всех нас, и вольно, и невольно. А в особенности вольно — во всех, как в существах словесных и добровольно нерадящих о том, что постоянно грешим. Сами грехи забвения и неведения — от нашего нерадения, и невозможно найти им оправдания. 216. О том, что каяться должно всем: и освященным, и мирянам    Итак, нужно каяться, как проповедали и Креститель, и Господь, и ученики Его. И нужно каяться всем: мирским и монашествующим, клирикам и иереям, и архиереям, и никому не отстраняться от покаяния, потому что все согрешили и согрешаем, и каяться должны все. Часто и Спаситель наш говорил, и Креститель Его: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2; Мф. 4:17), т. е. Сам Царь Небесный, бывающий близко к кающимся, потому что «близ Господь всем, призывающим Его во истине» (Пс. 144:18). А я громогласно взываю, обращая это и к себе: покаемся по благодати Спасителя нашего, чтобы спастись, ибо близко Царство Божие. Скажу и с божественнейшим Павлом: «И ныне ближе к нам спасение» (Рим. 13:11), потому что грядет Спаситель и Судия наш. «Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13:12). А что исповедь и покаяние необходимы иереям так же, как и монахам и мирянам, об этом и апостол свидетельствует, говоря: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5:16.), и научая, как нужны всем исповедь и покаяние в том, в чём пали.    Покаяние проповедовал и Креститель, как мы уже сказали, и совершал Спаситель, когда принимал исповедание грешников, в особенности мытаря, блудного, блудницы и разбойника на кресте, и исповедь весьма многих других согрешивших. То же Он внушает и притчами, и в особенности притчей о блудном сыне, который исполнил всё, что относится к покаянию. Говоря: «отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15:18), он совершает исповедание, а словами: «и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15:19), обнаруживает сокрушение и самонаказание с самоукорением. Говоря же: «прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:19), смиренное моление, соединенное с надеждой, ибо никому не должно отчаиваться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

Ничего от нас, братья и сестры, и не требуют более Господь за дары Свои и за любовь Свою к нам, как исполнения нами Его святой воли и — взаимной нашей любви. Вседовольному и Всеблаженному что от нас нужно? Ничего. Посмотрите, какое трогательное сострадание являет Господь к народу, пришедшему во множестве послушать сладкое, животворное Его слово и исцелиться от своих недугов! Увидев множество народа, говорит евангелист, Господь сжалился над ними и исцелил больных их. Не учит ли Он этим и нас всех милосердию и состраданию друг к другу? Да, Он подает Собой нам пример всякой добродетели. “ Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ” (Иоан. 13:15), говорит Господь, конечно, имея в виду возможности каждого ин нас. Вы не можете исцелить? Но можете сочувствовать больному, навестить его, утешить его своей любовью, помочь ему, чем и как можете. Или можете накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого или купить ему какую-либо одежду или обувь, и прочее. Также нынешнее евангелие учит нас и тому, чтобы не сомневались уделять ближнему и из малого, по силе своей. Ибо и малое Господь силен умножить, так что дающий бедному не беднеет . (Притч. 28:27 ). Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. A эта малость сделалась великим множеством: все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было. Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми? И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, во сто раз больше. (Пс. 144:13 ) Верен Господь во всех словах Своих. Но особенно нынешнее евангелие учит нас тому, что истинный хлеб наш, хлеб не временной, а вечной жизни, есть Господь Иисус Христос и что мы должны заботиться не только о тленной пище, но особенно о нетленной, дающей жизнь вечную душе, — именно о причащении пречистого тела и крови Христовой, о слушании и чтении слова Божия, которое есть духовная пища душ наших, и о молитве, освящающей и насыщающей душу благодатью.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Полемика об Оригене превратила их былую дружбу с бл. Иеронимом в многолетнюю вражду. — Ред. 133 Евр 11:10, в Синод, переводе строитель Бог… — Прим. пер. 134 1 Кор 3:1, в Синод, переводе как с духовными… — Прим. пер. 135 Притч 4:6, в Синод, переводе (Притч 4:6,8)Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней. — Прим. пер. 136 Кол 3:19. 137 В Синод, переводе (Еф 5:25) Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь… — Прим. пер. 138 Песн 1:12, в Синод, переводе (Песн 1:11) был за столом своим. — Прим. пер. 139 Числ 24:9, в Синод, переводе как лев и как львица. — Прим. пер. 140 Песн 1:11–12, в Синод, переводе (Песн 1:10) золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками. — Прим. пер. 141 Песн 1:12–13, в Синод. переводе(Песн 1:12) Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня; у грудей моих пребывает. — Прим. пер. 142 Мф 26:6, в Синод, переводе (Мф 26:7) приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему на голову. — Прим. пер. 143 Лк7:37. 144 Мф 26:7; Мк 14:5 (в Синод, переводе Мк 14:3. — Прим. пер.); Ин 12:3. 145 В Синод, переводе Мф 26:8; Мк 14:4. — Прим. пер. 146 Ин 12:4. 147 Ин 12:5, в Синод, переводе Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? — Прим. пер. 148 Ср. Мф 26:11–13. 149 19 2 Кор 2:15, в Синод, переводе Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих. — Прим. пер. 150 Пс 37:6, в Синод, переводе от безумия моего. — Прим. пер. 151 Исх 30:34–35, в Синод, переводе (Исх 30:34) стакти, ониха, халвана душистого и чистого Ливана. — Прим. пер. 152 Мих 2 11–12, в Синод, переводе (Мих 2:12) Непременно соберу всего тебя, Иаков. — Прим. пер. 153 Дан 2:34, в Синод, переводе доколе камень не оторвался с горы. — Прим. пер. 154 1 Петр 2:7, в Синод, переводе камень преты–кания. — Прим. пер.; Ис 8:14. 155 Камень преткновения (греч.). — Прим. пер. 156 Ис 40:15, в Синод, переводе Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. — Прим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

У пророка Исайи сообщается также: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: " Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему " . Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней… В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой» (Ис. 14, 11–15) 4 . В иных местах, хотя и сжато, сообщается о том же самом, о гордости и зависти 5 , погубивших сатану (1 Тим. 3, 6; Прем. 2, 24; Откр. 12, 4; 7–9; Иуд. 1, 6). Но если Бог не виновник зла, если в Деннице до падения не было ничего стропотного и он «совершен был в путях своих», то откуда же появилось самое зло? Ведь «не из праха, — как еще говорил один из друзей Иова, — выходит горе, и не из земли вырастает беда…» (Иов. 5, 6). Что Бог не творец зла, Писание говорит об этом ясно. «Праведен Господь во всех путях Своих, и преподобен во всех делах Своих», — говорит оно (Пс. 144, 17). Еще: Несть бо нестроения Бог, но мира (1 Кор. 14, 33). Бог бо несть искуситель злым [απειραστος εστιν κακων, то есть Он не имеет опыта во зле, не испытывает искушений и не искушается со стороны зла], не искушает же Той ни когоже(Иак. 1,13). Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых (Прем. 1, 13). Не хощу смерти грешника умирающего, — говорит Сам Господь у прор. Иезекииля (18,32). «Не говори: " Он (Бог) ввел меня в заблуждение " ; ибо Он не имеет надобности в муже грешном» (Сир. 15, 12). «Благому не свойственно насаждать в нас злое свойство и в тех, кого любит, возбуждать мятеж и зависть», — говорит святой Григорий Богослов 6 . «Вполне совершенными сотворил Ты нас, — молится святой Ефрем Сирин, — без меры повредили мы сами себя» 7 . Итак, откуда же зло? С самых древних времен философы всех народов нудили свои головы к разрешению этого вопроса; мучаются и теперь 8 . Но христианину, если он действительно хочет спасаться, а не в осуждение себе только имя Христа носить, следует оставить подобные вопросы, потому что если мы не очистили сердце свое от страстей (университетские и докторские дипломы тут не при чем), то, берясь самостоятельно за разрешение такого рода проблем, подвигаем на себя праведный гнев Божий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. И отсюда всякий может познать, что никому ни что не препятствует богоугождать Богу, хотя бы он был из проклятого рода, но лишь только бы имел доброе произволение. Вот десять человек прокаженных встретили Иисуса, когда Он имел войти в один город. Встретили они Его вне города, ибо им, так как они считались нечистыми, не позволялось жить внутри города (Лев. 13, 46). Они остановились " вдали " , как бы стыдясь мнимой своей нечистоты и не смея приблизиться в той мысли, что и Иисус возгнушается ими, как прочие то делали, возвышают голос и просят милости. По месту они стояли вдали, но по молитве стали вблизи. Ибо Господь близок ко всем призывающим Его в истине (Пс. 144, 18). Они просят милости не как от простого человека, но как от такого, который выше человека. Ибо они называют Иисуса Наставником, то есть Господином, Попечителем, Надзирателем, что очень близко к наименованию его Богом, Он (Иисус) повелевает им (прокаженным) показаться священникам. Ибо священники осматривали таковых, и от них сии принимали решение, чисты ли они от проказы, или нет (Лев. 13). Священники имели признаки, по коим они отмечали неизлечимую проказу. Да и тогда, когда кто заболел проказой, потом выздоровел, священники осматривали, и им приносили дар, какой поведено в Законе. Здесь же, когда прокаженные были непререкаемо таковы, какая была им нужда показаться священникам, если они не имели быть очищенными совершенно? Повеление им пойти к священникам указывало не на другое что, как на то, что они сделаются чистыми. Поэтому и сказано, что они, идя дорогой, очистились. Но смотри, как мы и сначала говорили, из десяти человек девять, хотя они были и израильтяне, остались неблагодарными.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

—143— и очернить нас: дабы и в том, чем хвалятся, что мы не получаем ничего, между тем как имеют они, оказались (такими же) как и мы, у коих есть нужда, и (однако ж) мы не взяли ничего. 11: 13. Итак, не прельщайтесь ими ради той скромности, которой облекаются они лицемерно: ибо таковые лжеапостолы суть и деятели коварные, преобразующиеся в (принимающие внешний вид) Апостолов Христовых. 11: 14–15. Как и сатана различно преобразовался в (принял внешний вид) Ангела света, в то время, когда говорил Господу нашему на крыле (храма): «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедал о Тебе» ( Мф.4:5–6 ; Лк.4:9–10 ср. Пс.90:11–12 ). Так преобразует он различным образом служителей своих как служителей правды, когда они оказываются не из Двенадцати и не из Семидесятидвух Апостолов: коих конец в самом конце будет по делам их, кои здесь соделали. 11: 16. Опять говорю, то есть хвалюсь. Но поскольку этого вы еще не слыхали от меня, то пусть не сочтет кто меня безрассудным, если именно сочтете меня безрассудным за то, что я не воздержался от похваления. Если не так, то хотя бы как какого-либо из неразумных примите меня. 11: 17. Ведь и (сам) я знаю, что то, что говорю (скажу), конечно не говорю (скажу) в 1395 Господе 1396 , но как в неразумии, в этом именно месте 1397 похвалы (Апостола). —144— 11: 18. Поскольку многие пришли к вам, и были приняты некоторые из нас 1398 . 11: 19–21. Если сами вы благоразумны 1399 и снисходите вашею мудростью и охотно выслушиваете похвальбу, которой они выставляют самих себя у вас, – так уже и унижайте себя пред ними, чтобы лучше служить им. Притворяясь, они поядают вас. Хотя ничего не берут от вас, как и некоторые из тех, и однако ж всячески обирают вас. Некоторые же превозносятся над вами, как бы начальники, и в лице даже вас бьют. Итак, поскольку все то, чего мы не сделали вам, делают вам они ради славы вашей, то мы и оказались почти бессильными в таких делах, дабы предохранить вас от сего. Поскольку же в этих самых апостолах их, кои были евреями, нашел повод говорить против них, то и ведет речь о тех, кои смело хвалились именем Авраама. В чем кто дерзает хвалиться, в неразумии говорю 1400 , дерзаю и я.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010