1. Тебя ищу, Жизнь моя: без Тебя умираю. О, да познаю Тебя, Господи, познавший меня; Тебя да познаю, сила души моей! Яви мне Себя, Утешитель мой, да узрю Тебя, свет очей моих. Приди, радость духа моего, да узрю Тебя, веселие сердца моего. Тебя да возлюблю, жизнь души моей. Явись мне, услаждение мое великое, утешение мое сладостное, Господь Бог мой, жизнь и вся слава души моей. Тебя да обрету, желание сердца моего; за Тебя да держусь крепко, любовь души моей; Тебя да обыму, небесный Жених, великое внутреннее и внешнее радование мое. Тобою да обладаю, блаженство вечное. Тобою да обладаю во глубине сердца моего, блаженная жизнь, высочайшая сладость души моей. «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой» ( Псал.17, 2, 3 ), Тебя возлюблю Боже мой, Помощник мой, Столп крепости моей, сладостная Надежда моя во всех скорбях моих. Тебя да обыму, о Благо, без Которого ничто не благо; Тобою да наслажусь, о Всеблагий, без Которого нет высочайшего блага. Ты Слово «острее всякого меча обоюдоострого» ( Евр.4, 12 .), отверзи сокровенности слуха моего, чтоб услышать мне глас Твой. Возгреми, Господи, с высоты гласом великим и крепким. Да возгремит «море и что наполняет его» ( Псал.95, 11 ); да подвигнется земля и все, что на ней. Просвети очи мои, Свет непостижимый, «блесни молниею и рассей их» ( Псал.143, 6 ), да не видят суеты. «Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной» ( Псал.17, 15–16 ). Даруй зрение, которое бы узрело Тебя, Свет незримый. Сотвори новое обоняние, которое бы текло «во след Тебе " , о благоухание жизни, «в воню мира Твоего» ( Песн.1, 3 ). Исцели вкус, чтобы он вкушал, познавал и различал, «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь» ( Пс.30, 20 ) в исполненных любви Твоей. Дай сердце, которое бы о Тебе помышляло, – дух, который бы Тебя любил, – мысль, которая бы Тобою была занята, – смысл, который бы Тебя разумел, – ум, который бы постоянно и крепко прилеплен был к Тебе, высочайшая сладость, и Тебя премудро любил, о премудрая любовь!

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Псалом 143 Благословен Господь, Защитник и Спаситель, избавивший Давида при многих бедствиях от врагов-иноплеменников, гордых своим суетным благополучием. Псалом Давиду к Голиафу. Псалом написан Давидом по поводу нападения иноплеменников – филистимляне и победы Давида над исполином их, Голиафом (см. 1Цар.17 ). 1–2. Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань. Милость моя и Прибежище мое, Заступник мой и Избавитель мой, Защититель мой, и на Него уповах: повинуяй люди моя под мя. Одержав победу над Голиафом, Давид благословляет Бога за Его очевидную помощь при этом. – Благословен Господь Бог мой, научающей руки мои на ополчение – на бой, и персты мои на битву, т. е. дарующие способность и ловкость владеть всяким орудием, особенно – натягивать лук и пускать далеко стрелы, и, владея пращей, сильно и метко бросать из нее камни (– при чем требуется особенно и гибкость кисти и крепость пальцев руки). Доказавшие в поражении Голиафа пращным камнем отличную способность владеть оружием, Давид восторженно прославляет за то Господа, наставника и помощника своего в этом деле. – Господи, Ты милость моя, восклицает Давид, и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мои, защитник мой, – и я на Него уповаю: повинуяй люди моя под мя, – так это было очевидно Давиду и после помазания его на царство пророком Самуилом, а теперь, после дивной победы над Голиафом и явного в том покровительстве Божия, это очевидно было тем более. 3–4. Господи, что есть человек, яко познался ecu ему? Или сын человечь, яко вменяеши его? Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят. Господи, что такое человек, что Ты дал ему знать о Себе, или открылся Ему? Или – сын человеческий, т. е. грешный, яко вменявши его, или придаешь ему значение, что он у Тебя еще что-нибудь значит, так что Ты обращаешь на него свое особое внимание? – Разумеется, он не заслуживал бы сам по себе того, чтобы Ты Сам непосредственно являлся к нему на помощь, как действительно явился теперь, – оказывая ему помощь в победе над сильнейшим и страшным! врагом! (– именно, избавил Давида от Голиафа). – Человек подобен! суете, – по своей кратковременной жизни, он подобен всему, что скоро появляется и скоро исчезает, как мимолетное дуновение ветерка: его дни проходят как мгновенное движение тени быстро несущегося облака... И, тем не менее, Господь обращает на человека свое столь милостивое внимание... ( Пс.101:12; 108:23; 36:2; 89:6; 102:15 ; Иов.8:9; 14:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 143 В греческой и латинской Библиях сравнительно с еврейским надписанием к имени Давида еще добавлено «против Голиафа», чем указывается на повод написания псалма. В содержании псалма нет ничего, что бы могло стоять в противоречии с этим указанием надписания, а потому его можно считать молитвой пред единоборством с Филистимским богатырем, написанной только уже по одержании победы. В псалме много мест, которые встречались нам ранее в других псалмах, напр., в 8, 17, 37, 101 и др. Благословен Господь, мой щит и моя крепость (1–2). Господи, человек ничтожен пред Тобою, жизнь его, как тень, но Ты помнишь о нем (3–4). Господи! Приклони небеса, блесни молниею, простри руку Твою и спаси меня от иноплеменных, которые полны лжи (5–8). За спасение мое я буду петь Тебе новую песнь, равно как и за избавление своего народа от иноплеменников (9–11). Пусть настанет жизнь в моем народе полная как семейного счастья, так и внешнего, материального изобилия (12–15). Пс.143:1 .  Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани, Давид свою победу над Голиафом приписывает Божественной помощи, о которой он и молил пред вступлением в битву. Пс.143:3 .  Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Избрание Давида и помазание его пророком Самуилом в цари над Израилем наполнило Давида чувством благоговения пред Богом, Который его, ничтожного из людей, удостоил, однако, великого избрания и назначения. В последнем – проявление великой милости Бога к Давиду. Победа Давида над Голиафом сделала имя его самым популярным среди еврейского народа. В честь его составляли песни и ставили его выше Саула. Сердца евреев заметно склонялись к Давиду, что замечал и Давид и в чем он видел начало исполнения над ним Божественного назначения быть царем над Израилем, почему и говорит, что Господь «подчиняет ему народ» ( Пс.143:2 ). Пс.143:4 .  Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень. Может быть, что слова этого стиха относятся к Голиафу, который, при уверенности в своей силе и победе над Давидом, не предполагал, как близка к нему гибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Всемогущество — существенное свойство Божье, проявляющееся в том, что Бог может совершать всё, что хочет, когда и как хочет, причём, без малейшего затруднения никто и ничто не в силах препятствовать Его действиям. Всемогущество Божие обнаруживается, в частности, в творении мира и в промышлении о нем. При этом нужно иметь в виду, что между волеизъявлением Божьим и связанным с ним Божественным действием нет хронологически измеряемого промежутка: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» ( Пс.32:9 ). Всемогущество Божие проявляется как на небе, таки на земле. Он – не только Творец мира, но и Его Царь, Вседержитель. Он по Своему усмотрению располагает Своим творением ( Иер.27:5 ), созданным Его словом и «духом уст Его» ( Пс.32:6,9 ). Он властвует над силами, проявляющимися в мире природы и в социальном пространстве ( Пс.64:8 ). Он заставляет горы «прыгать» или «дымиться» ( Пс.113:4; 143:5 ), превращает пустыни в источники вод ( Пс.106:35 ), реки в пустыню, источники вод в сушу ( Пс.106:33 ). От Его взора трепещут горы и основания земли ( Сир.16:19 ). Священное Писание многократно свидетельствует о всемогуществе Бога: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт.17:1 ). «Бог творит все, что хочет» ( Пс.134:6 ). «Он делает, чего хочет душа Его» ( Иов.23:13 ). «Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» ( Иер.32:27 ). В Евангелии от Луки говорится, что у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лк.1:37 ). Если Бог всемогущ, то почему иногда утверждается, что Он что-то не может? Учение о всемогуществе Божьем выражено в Священном Писании со всей определенностью ( Иов.42:2 ). Вместе с тем Книги Писания содержат выражения, как будто бы противоречащие этому учению. Так, например, о Боге утверждается, что Он не может проявлять Себя как несправедливый ( Иов.34:10 ), не может отречься Себя ( 2Тим.2:13 ) и т. п. Против учения о Божественном всемогуществе выдвигались такие, порожденные отрицательной критикой вопросы, ответы на которые должны подтвердить его ложность или, по крайней, заставить верующих усомниться в его истинности. К числу таких вопросов принадлежат: может ли Бог умереть?, может ли Он создать такой камень, который не сможет поднять?, может ли, наконец, совершить невозможное (сделать то, что не может)?

http://azbyka.ru/vsemogushhestvo

Псалом 143 Псалом Давиду, к Голиафу. «В некоторых списках, – говорит бл. Феод., – находил я в надписании прибавленным к Голиафу. Но не нашел сего ни в Еврейском тексте, ни у других переводчиков, ни у LXX в экзаплах. Содержание же псалма следующее: о том, что по возвращении из Вавилона восстанут на Иудеев народы, упоминали многие пророки, пространнее других говорит о сем Божеств. Иезекииль ( Иез. 38:8–9, 21–22 ). Это предвещает и настоящий псалом – ст. 5 и 6». В Русской Псалтири: «Давида. (Против Голиафа)». 1 . Научаяй руце мои на ополчение. Т.е. дающий силу преодолевать врагов, воздвигать трофеи, – побеждать врагов видимых и невидимых (Злат.). «Приличествует и нам, – говорит бл. Феод., – потому что, по освобождении от диавольского мучительства, научены мы Богом, как вести брань, делая руками правду, а перстами полагая на челе печать креста». С Евр.: «Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани». 2 . Повинуяй люди моя под мя. «Это, – говорит бл. Феод., – приличествует Зоровавелю и священнику Иисусу; потому что они были тогда вождями народа». Св. Златоуст разумеет Давида. С Евр.: «Милость моя и ограждение мое, прибежище мое и избавитель мой, щит мой, – и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой». 3 . Господи, что есть человек, яко познался еси ему? или сын человечь, яко вменяеши его? С Евр.: «Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание»? – «Следовательно, – говорит св. Злат., – велик должен быть тот, кто познает Бога, или лучше, будет познан от Него, не только этот, но и тот, кому Бог откроет Себя. Посему, весьма хорошо сказали семьдесят толковников: познался еси ему, выражая, что не мы открыли Его, но Он Сам открыл Себя нам»... Впрочем, замечает св. Злат., что в словах: что есть человек – говорится о человеческой природе. «Правда, – говорит он, – велика и природа человеческая; велика, но если иметь в виду познание, какого она удостоилась, то в сравнении с ним она весьма не совершенна». Сн. Пс. 8:5–7 ; Евр. 2:6–8 . «Весьма удивляюсь, говорит пророк, безмерному Твоему человеколюбию, потому что Ты, Бог и Создатель всех, столько попечения прилагаешь о сем ничтожном живом существе» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексий, митрополит Ленинградский. Послание к ленинградской пастве. 22 июня 1943 года Документы Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны. Послание к ленинградской пастве Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Да приносим Господу жертву хвалы и да возвещаем о делах Его с пением» (Пс 106, 20). Мы собрались в наших храмах сегодня, в день второй годовщины отечественной войны, которую с великим самоотвержением и небывалым единством ведет народ наш против жестокого и коварного врага, в диком и изуверном фашизме олицетворившего собою все, что есть низкого и презренного в мире, и нанесшего нам предательский удар в своем разбойническом набеге на нашу родную землю. С какими же мыслями и чувствами предстоим мы ныне пред Господом, во время продолжающихся еще бранных опасностей? Что говорят нашему сердцу и чему научили нас эти два года тяжелых испытаний? «Благословен Господь Бог наш, научаяй руки наши на ополчение и персты наши на брань; Господь — милость и прибежище наше, заступник наш и избавитель, защитник наш.» (Пс. 143, 1, 2). Вот какие священные слова приходят нам на память в эти знаменательные минуты. Мы видим теперь, что, несмотря на неимоверные трудности современной войны, мы не только не ослабели, но, наоборот, окрепли в ратных подвигах; силе и искусству врага противопоставили мы нашу силу и наше воинское искусство, и, что важнее всего, — не изнемогающее ни перед какими трудностями всенародное воодушевление. Подлинно, сам Господь «научает руки наши на ополчение». Слава доблестному русскому воинству! Благословенна память подвижников отечества, принесших ему в жертву мужество, искусство, жизнь! Благословим Бога — помощника, «научающего на ополчение», и тех, кто, будучи мирными жителями сел и деревень, мирными гражданами городов, превратились в народных мстителей, в вооруженных защитников своих родных мест и своих сограждан и сражаются против фашистов наравне с воинами обученными и испытанными, наводя страх на врагов, почти бессильных бороться с ними.

http://sedmitza.ru/lib/text/439955/

Патриарх Алексий выразил соболезнования Священному Синоду Александрийской Православной Церкви Москва, 17 сентября 2004 г. Послание соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Священному Синоду Александрийской Православной Церкви в день погребения Блаженнейшего Патриарха Петра VII. Ваши Преосвященства, возлюбленные о Христе собратья архиереи Александрийской Церкви, дорогие отцы, братия и сестры! Тяжкое испытание постигло Святейшую Александрийскую Православную Церковь, а вместе с ней - и весь православный мир. В результате авиакатастрофы внезапно оборвалась земная жизнь Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра. Скорбная весть об этом мгновенно распространилась по всему миру, охватив печалью души христиан и напомнив им с особой ясностью слова Псалмопевца: " Человек подобен дуновению; дни его - как уклоняющаяся тень " (Пс. 143. 4). Один из самых активных и энергичных церковных деятелей нашего времени уходит от нас в расцвете своих творческих и духовных сил, и нашему немощному человеческому разумению трудно смириться со столь тяжелой утратой. Но то, что кажется неблаговременным для человека, благовременно для Бога, содержащего в руке Своей времена и сроки. Блаженнейший Патриарх Петр, который всю свою жизнь положил на благоустроение Церкви на Африканском континенте, с честью и до конца исполнил свое предназначение в очах Божиих. Верим, что многие его труды и молитвы, как благовонный фимиам, вознеслись ныне к Престолу Вседержителя, ибо, по слову премудрого Иисуса, сына Сирахова, " жертва праведного мужа благоприятна, и память о ней незабвенна будет " (Сир. 35. 6). В ряду выдающихся Первосвятителей Александрийской Церкви имя Блаженнейшего Патриарха Петра занимает особое место. Никто из его предшественников на древнейшем Патриаршем Престоле святого Апостола Марка не посещал столь дальних уголков огромного Африканского континента, какие в своих многочисленных поездках посетил он. Именуясь в своем титуле тринадцатым апостолом, Патриарх Петр не только по наименованию, но и на деле являл апостольскую ревность к просвещению светом Евангелия коренных народов Африки. В годы его Первосвятительства православное миссионерское служение вышло на качественно новый уровень и начало приносить обильные плоды. Были открыты новые епархии, построены и освящены новые храмы, сотни выходцев из местных народов были призваны к священническому служению. Все это привело к значительному умножению паствы Александрийской Церкви, которая теперь, по кончине своего Патриарха, обрела в нем непрестанного молитвенника пред Богом по слову апостола Павла: " Сеется в тлении, восстанет в нетлении; сеется в уничижении, восстанет в славе; сеется в немощи, восстанет в силе " (1 Кор. 15. 42-43).

http://pravoslavie.ru/11110.html

Война, люди и Церковь О воинском служении в учении Православной Церкви в свете неоязыческого вызова Максим Кузнецов «Благословен Господь, Бог мой, научающий руки мои для битвы, персты мои – для войны» (Пс. 143, 1) Четыре святых воина (слева направо): Димитрий, Георгий, Артемий и Прокопий. 1618 г. Монастырь Хиландар на Афоне. К 24 годам лишения свободы за участие в серии убийств был приговорен лейтенант ФСБ Алексей Коротков. Вместе с соучастниками, среди которых были представители спецслужб, полицейские и спортсмены, он убивал и грабил предпринимателей города Тюмени. Что же послужило мотивом столь аморальных преступлений для людей, которые, казалось бы, по долгу службы должны даже в мыслях не допускать чего-то подобного? Следствие установило, что данная банда представляла собою закрытый орден, члены которого придерживались неоязыческих верований. Данная банда представляла собою закрытый орден, члены которого придерживались неоязыческих верований К сожалению, сегодня уже можно констатировать, что данный случай далеко не единичный. Среди разделяющих неоязыческие взгляды есть немало тех, кто встал на путь презрения к закону. Уже не первый год средства массовой информации сообщают о случаях вандализма, поджогах и взрывах церквей, в которых замешаны приверженцы неоязычества. Теперь уже не редкостью стали сообщения и об убийствах, совершаемых неоязычниками: кроме упомянутой выше тюменской банды, многие вспомнят циничный расстрел прихожан в храме Южно-Сахалинска , который учинил неоязычник Степан Комаров. Очевидно, что главным своим врагом неоязычники считают Православную Церковь. В последнее время неоязычники активно сотрудничают с оппозиционными деятелями, участвуют в совместных акциях протеста. Нередкими стали выступления против строительства новых церквей, организованные либеральной и атеистической общественностью. При этом неоязычники, как правило, с энтузиазмом поддерживают такого рода движения, участвуя в них активно и бескомпромиссно . Неоязычники принимают участие в вооруженном конфликте на юго-востоке Украины. Причем носители неоязыческих идей есть как среди среди солдат вооруженных сил Украины, так и сторонников независимости Донбасса. Неоязычники из России принимали активное участие в событиях украинского Майдана на стороне оппозиционных сил .

http://pravoslavie.ru/135842.html

Содержание 1. Тебя ищу, Жизнь моя: без Тебя умираю.    О, да познаю Тебя, Господи, познавший меня; Тебя да познаю, сила души моей! Яви мне Себя, Утешитель мой, да узрю Тебя, свет очей моих.    Приди, радость духа моего, да узрю Тебя, веселие сердца моего. Тебя да возлюблю, жизнь души моей.    Явись мне, услаждение мое великое, утешение мое сладостное, Господь Бог мой, жизнь и вся слава души моей.    Тебя да обрету, желание сердца моего; за Тебя да держусь крепко, любовь души моей; Тебя да обыму, небесный Жених, великое внутреннее и внешнее радование мое. Тобою да обладаю, блаженство вечное. Тобою да обладаю во глубине сердца моего, блаженная жизнь, высочайшая сладость души моей.     «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой» (Псал.17:2, 3), Тебя возлюблю Боже мой, Помощник мой, Столп крепости моей, сладостная Надежда моя во всех скорбях моих. Тебя да обыму, о Благо, без Которого ничто не благо; Тобою да наслажусь, о Всеблагий, без Которого нет высочайшего блага. Ты Слово «острее всякого меча обоюдоострого» (Евр.4:12.), отверзи сокровенности слуха моего, чтоб услышать мне глас Твой. Возгреми, Господи, с высоты гласом великим и крепким. Да возгремит «море и что наполняет его» (Псал.95:11); да подвигнется земля и все, что на ней.    Просвети очи мои, Свет непостижимый, «блесни молниею и рассей их» (Псал.143:6), да не видят суеты. «Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной» (Псал.17:15—16). Даруй зрение, которое бы узрело Тебя, Свет незримый.    Сотвори новое обоняние, которое бы текло «во след Тебе», о благоухание жизни, «в воню мира Твоего» (Песн.1:3).    Исцели вкус, чтобы он вкушал, познавал и различал, «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь» (Пс.30:20) в исполненных любви Твоей.    Дай сердце, которое бы о Тебе помышляло, — дух, который бы Тебя любил, — мысль, которая бы Тобою была занята, — смысл, который бы Тебя разумел, — ум, который бы постоянно и крепко прилеплен был к Тебе, высочайшая сладость, и Тебя премудро любил, о премудрая любовь!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

     В беседах о борьбе с греховными наклонностями не всегда уделяется внимание самой тонкой из всех страстей, порабощающих человеческое естество. В ней содержится начало и причина всего порочного, безнравственного, богопротивного. «Матерь страстей» — так именуют себялюбие святые отцы. Преподобный Максим Исповедник объясняет, что себялюбие заключается в слишком сильной привязанности к своему телу. Возникает оно от гордости и в то же время порождает ее. Сегодня в человеке взращивают эту злейшую страсть с младенчества: «Люби себя! Бери от жизни все, ведь ты — величина!» Что же представляет собой человек? Земной прах и пыль (см. Быт. 2:7). Только милость Божия делает его личностью, способной по благодати уподобиться Творцу. Благодаря Богу человек живет и имеет бессмертную душу (см. Быт. 1:26). Премудрый царь Давид с такими словами обращался к Господу: «Что есть человек, что Ты... обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень» (Пс. 143:3—4). Вот каков человек. Помня об этом, святые со смирением относились к себе и возлагали все надежды на Иисуса Христа. Сегодня ребенок стал центром семьи, и вокруг него, как планеты, вращаются родители, дяди и тети, дедушки и бабушки. Младенец еще не умеет говорить, а его уже беспричинно хвалят, балуют, когда он капризничает, им умиляются. В результате вырастает человек, который считает, что все лучшее предназначено ему, все люди должны его любить и о нем заботиться. Он не привык думать об окружающих. Если обратиться к дореволюционному опыту воспитания детей, можно увидеть, что в большинстве семей их приучали заботиться о родителях. Не детей обслуживали, а дети помогали отцу и матери, бабушке и дедушке, ухаживали за младшими братьями и сестрами. [Страсть, которая есть корень зла] Вид на храм Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве/Фото: Игорь Генералов/Вечерняя Москва В прошлом столетии многие семьи старались сохранить такой уклад. В 1950-е годы в одной из деревень дети шести–семи лет вставали в пять часов утра. Они выгоняли гусей и должны были следить за ними, пока те паслись. Было прохладно, хотелось спать, но никто не возмущался. Поручение исполняли, и это казалось совершенно естественным. Они гордились, что участвуют в семейном труде. Знаю, что впоследствии из тех детей выросли очень трудолюбивые люди, привыкшие ответственно подходить к любому делу.

http://pravoslavie.ru/138284.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010