Псалмы выбраны, должно быть, не без намерения из разных мест Псалтири равномерно; этим они представляют ее всю, хотят сказать, что, собственно, следовало бы исполнить ее всю, как делали подвижники по ночам. Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно, все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую (ср. Пс. 3, 8; 62:6 ) от увеличения преследований (ср. Пс. 3:2, 3; 37:7, 8 и д.; 87:4:5) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс. 102). Все эти псалмы надписаны именем Давида (и в евр. Библии), исключая 87, который – «сынов Кореевых», и воспеты им, конечно, во время преследования со стороны Саула (может быть, пс. 62) или Авессалома (пс. 3; 142), отображая в себе духовный рост певца во этих бедствиях. Из множества псалмов подобного содержания выбраны сюда именно эти и потому, что они некоторыми местами своими имеют ввиду ночь и утро ( Пс. 3, 6 : «Аз уснух и спах, востах»; Пс. 37, 7 : «весь день сетуя хождах», ст. 14: «льстивным весь день поучахуся»; Пс. 62, 1 : «к Тебе утренюю», ст. 7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; Пс. 87, 2 : «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст. 10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст. 13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя – и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; Пс. 102, 15 : «дние его яко цвет сельный»; Пс. 142, 8 : «слышану сотвори мне заутра милость Твою»). Грустные псалмы чередуются с радостными, причем для первых естественно выбраны четные места. Псалмический материал шестопсалмия несколько умножен; сделано это 1) тем, что в конце каждого псалма повторяется наиболее характерное или подходящее к утренней службе место его в размере 1/2–2 1/2 стихов, именно Пс. 3, 6; 37:22, 23 (последние стихи), 62:7b-9; 87:2, 3 (первые стихи); 102, 22b; 142: lb-2a, 10b. В конце последнего псалма первое из двух повторяемых мест его произносится даже дважды («Услыши мя, Господи, в правде Твоей…»). 2) К псалмическому материалу шестопсалмия присоединяется обычное в таких случаях смешанное христианско-ветхозаветное славословие (см. выше, с. 468–469): «Слава и ныне; аллилуиа 3, Слава Тебе Боже, 3; Господи помилуй 3; Слава и ныне», служащее заключением к каждой троице псалмов, причем при второй троице не говорится Господи помилуй и второго Слава и ныне ввиду непосредственно следующей ектении, где эти воззвания даны в увеличенном размере. Происхождение его

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Тема ночи и утра отчетливо звучит в псалмах 3:62, 87 и 142 и несколько завуалированно – в псалмах 37 и 102 (Об утреннем времени говорится и в других псалмах, например, в псалмах первого часа (5:4, 89:6, 100:8), а также вПс.1:2, 29:6, 48:15, 58:17, 72:14, 118:148, 126:2, 129:57. – Прим. ред.). Однако, если выписать подряд отмеченные Скабаллановичем стихи, то нетрудно увидеть проходящую через все Шестопсалмие “волну” – чередование тьмы и света, идущее по нарастающей и заканчивающееся светлой надеждой на милость Божию. Первый псалом Шестопсалмия открывает эту тему: аз уснух и спах (ночь), востах, яко Господь заступит мя – пробуждение ( Пс.3:6 ). Затем наступает полоса как бы непрерывного мрака: весь день (т.е. всегда, непрестанно) сетуя хождах ( Пс.37:7 ), лъстивным весь день поучахуся ( Пс.37:13 ), которая сменяется радостной, утренней устремленностью к Богу: Боже, Боже мой, к Тебе, утренюю ( Пс.62:2 ). Тема ночной и утренней (т.е. постоянной) обращенности к Богу укрепляется, дважды повторяясь в псалмах 62 и 87: аще поминах Тя на постели моей (ночь), на утренних поучахся в Тя ( Пс.62:7 ), во дни воззвах (утро) и в нощи пред Тобою, и утро молитва моя предварит Тя ( Пс.87:2, 13 ). И, наконец, с особой силой тема ночи и утра, мрака и надежды звучит в псалмах 102 и 142: после скорбных размышлений о кратковременности человеческой жизни, которая отцветает, подобно полевому цветку ( Пс.102:15 ), псалмопевец с новым молитвенным подъемом взывает ко Господу: слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах ( Пс.142:8 ). Обратимся теперь и к другим стихам Шестопсалмия. По наблюдению Скабаллановича, данные псалмы однородны по содержанию и тону. Эта однородность проступает особенно явственно, если рассматривать содержание Шестопсалмия не последовательно – по псалмам, а параллельно – по темам, подобно тому, как мы проследили за движением мрака и света (ночи и утра). Псалмопевец возносит молитвы – Господь слышит Эта тема звучит в четырех псалмах: гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея ( Пс.3:5 ); яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой ( Пс.37:16 ); да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему ( Пс.87:3 ); Господи, услыши молитву мою, внуши (Внуши – прими в уши, то есть услыши.

http://azbyka.ru/shestopsalmie

Еще более замечательное несходство древне–слав. Пс. с чтением у Злат. встречается в Пс. 43:13. Здесь (стр. 177) Злат. читает: Между тем в Симон. Пс. читается: «и не бе множества в восклицаниих наших»; в Чудовской Пс, (XI b.), древнейшей славянской Пс., также сказано: «в восклицании», согласно с сп. Синайск., Алекс., Феодор. Пс. и большинством греч. сп., в которых читается: εν τοις αλαγμασιν αυτων =«в восклицаниях их». И в этом месте Псалтири, не смотря на несогласие большинства греч. списков с чтением у Златоуста, последнее имеет весьма важное значение, как засвидетельствованное этим Отцом Церкви и согласное с еврейск. текстом. При этом заслуживает, однако, упоминания то, что преосв. Порфирий в своем переводе Псалтири делает замечательную попытку согласить чтение большинства греч. списков с чтением Злат. и — евр. текста; он переводит это место так. образом: «и не было прибавки при кличках нас (на торгу)». Другие примеры несходства древне–слав. Пс. с текстом Злат. представляют чтения в Пс. 9:37, где (стр. 132) у Злат. Господь «будет царствовать», а по Симон. Пс.: Господь царь. Пс. 111:4, где у Злат. (стр. 315): и праведен «Господь Бог», а в Симон. только: «правдив». в)  Менее сходства замечается между текстом Злат. и Феодоритовою греч. Псалтирью, как это видно отчасти и из некоторых вышеприведенных примеров. Другим подтверждением этого служат: Пс. 7:12, где у Злат. (стр. 78): Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день, согласно с большинством греч. сп., а в Феодор. Пс. слов: долготерпелыв… день не читается; они заимствованы о. Амфилохием, по его словам, «из греческой Псалтири X–XI b. 356 Синодальной библиотеки». Пс. 9:23, где у Злат. (стр. 126): увязают в советех, а в Феодор. Пс.: «увязает», согласно с немногими списками. Пс. 11:8, где у Злат. (стр. 142): Ты, Господи, сохранишь ны и соблюдеши ны, согласно с Ватик., Алекс, и др. сп., а в — Феодор.: «сохранил бы… соблюл бы» согласно с мн. др. сп. Пс. 108:26, где у Злат. (стр. 280): помози ми, Господи Боже мой, согласно с Ватик. и др. сп., а в — Феодор. не читается слов: Боже мой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

И. З. затрагивает такие темы, как пороки и добродетели (Пс 100, 142, 146), истинная молитва (Пс 7, 9, 141), домашнее пение псалмов и гимнов (Пс 41, 134, 150), священство (Пс 113, 116), девство (Пс 44, 113), достойное принятие Св. Таин (Пс 133), паломничество в Св. землю (Пс 109). Кроме того, здесь встречается полемика с арианами, манихеями и последователями Павла Самосатского (Пс 46, 109, 148). В отличие от др. своих ветхозаветных толкований в этом И. З. цитирует Свящ. Писание не только в переводе LXX, но и привлекает переводы Симмаха , Акилы и Феодотиона (см.: Пс 4, 9, 53, 55 и др.). Помимо этого комментария сохранились проповедь И. З. на Пс 41, произнесенная в 387 г. ( Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 435), проповедь на Пс 145 (CPG, 4415; PG. 55. Col. 519-528; рус. пер.: Творения. Т. 5. Кн. 2. С. 580-590), произнесенная ок. 396 г. ( Tillemont. Mémoires. T. 11. P. 560), и фрагменты комментария на Пс 103-106 ( Malingrey. 1987. P. 351-378) и Пс 115. 1-3 ( Haidacher. Drei unedierte Chrysostomus-Texte. 1907). И. З. принадлежат также 2 гомилии «На слова: «Не бойся, когда богатеет человек» (Пс 48. 17)» (In illud: Ne timueris cum dives factus fuerit homo; CPG, 4414; PG. 55. Col. 499-518; рус. пер.: Творения. Т. 5. Кн. 2. С. 574-580), произнесенные в июле 399 г. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 542-543). «Комментарий на Книгу Иова» (Υπμνημα ες τν μακριον Ιβ; Commentarius in Iob; CPG, N 4443; SC. 346, 348; Hagedorn U. und D. 1990; PG. 64. Col. 503-506), охватывает бóльшую часть Книги Иова с небольшими лакунами; сохранился в 2 рукописях IX-X вв., а также частично в составе экзегетических катен; долгое время оставался неизданным; 1-е критическое издание было подготовлено А. Сорленом, вышло в свет в Париже в 1988 г.; вслед за этим было выпущено берлинское издание 1990 г. под редакцией У. и Д. Хагедорн. Авторство И. З. в отношении данного комментария было убедительно доказано Сорленом на основании внешних и внутренних критериев (характерные для И. З. особенности употребления лексики, цитирование Свящ.

http://pravenc.ru/text/540881.html

Пс.142:6 . Воздех к тебе руце мои: душа моя яко земля безводная тебе. Отсюду явствует, какая польза произошла от вышереченнаго поучения. Оно расположило душу Давидову к усердной молитве; ибо хотя призывание Бога, по Апостолу, раждается от веры ( Рим. 10:14 ), но поскольку опыты Божией благости и силы, видимые в делах Его, и самую веру поддерживают, то они же суть и самыя лучшия пособия к подкреплению немощи нашей. Коль же усердна была молитва Давидова, и коль пламенно расположение души его к Богу, объясняет прекрасным подобием, сравнивая душу свою с землею безводною. Мы видим, что земля во время сильных жаров разседается, и аки отверстыми устами жаждет воды от неба. Сим подобием означает, что он с горячим усердием приступает к Богу – так, как бы жизненная влага совсем изсохла в нем, что в следующем стихе яснее изображает, где паки редкий пример веры своея показывает. Ибо чувствуя изнеможение свое, и будучи близок ко гробу, не колеблется духом, не озирается туда и сюда, но пребывает углублен в едином Боге. И хотя сильную и тяжкую борьбу имел с своею скорбию, даже до изнеможения, которое нарицает он исчезновением духа, но сие исчезновение сильнее было в нем, нежели стоическое упорство, гордящееся презрением страхов, печалей и болезней. Пс.142:7 . Скоро услыши мя, Господи, изчезе дух мой: не отврати лица твоего от Мене, и уподоблюся низходящым в ров. Пс.142:8 . Слышану сотвори мне заутра милость твою, яко на тя уповах: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к тебе взях душу мою. Пс.142:9 . Изми мя от враг моих, Господи, к тебе прибегох. Здесь паки просит Бога явить ему милость Свою и притом вскоре, хотя первыя слова, по-видимому, не в собственном разуме сказаны (ибо благость Божия более чувствуется, нежели слышится), но поскольку чувствование Божиих благодеяний мало воспользовало бы нас, ежели бы не ощущаемо было верою, сего ради Давид прилично от слышания начал. Наречие: заутра – означает то же, что благовременно, или скоро. Упование свое представляет Богу (как нередко и инде), яко нечто такое, чем некоторым образом благоугождаем Ему: ибо ничего толико не требует Бог, как чтобы непрестанно к Нему взирали, хотя, впрочем, никаких заслуг или достоинств представить Ему не можем, да и самое упование наше не что иное есть, как свидетельство недостатков наших. Следующия слова: скажи мне Господи путь, воньже пойду – относятся к смущенному духу Давида. Ибо означает, что он находится в недоумении аки изумленный, так что и ноги двигнуть не может, ежели не узрит пути, открытаго свыше, аки бы сказал: Господи, все желания души моея к Тебе возносятся; Ты убо в недоуменных обстоятельствах моих вдохни мне разум, и разреши недоумение мое! Следующее за сим прошение: изми мя от враг моих Господи, к Тебе прибегох – к тому же надлежит: ибо зверская лютость врагов все пути ему преградила; но Давид, видя себя преданнаго тмочисленным смертям, под сень Божия покровительства прибегает, и тамо хранение себе находит.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Гласом моим, гласом ума моего, гласом сердца моего, гласом тела моего болезнующего, гласом немощей моих, гласом падений моих воззвах (Пс.141:2): Господи, услыши молитву мою (Пс.142:1), вонми молению моему (Пс.141:7), которое воссылаю Тебе из среды браней, потрясающих ум и сердце, из среды болезней, томящих и расслабляющих тело мое, из среды множества немощей, объемлющих все существование мое, из среды бесчисленных падений, которыми преисполнена жизнь моя. Услышавший Иону, молившегося во чреве кита, услышь меня, вопиющего из чрева беззаконий моих, из чрева адова. Из глубины, из бездны грехов, из бездны поползновений и искушении моих воззвах Тебе, Господи! Господи, услышь глас мой! Изведи из темницы (Пс.141:8) страстей душу мою, пролей в нее свет благодатный! Когда прольешь в нее этот свет, свет и светлый, и радостный, и животворный, тогда будет она исповедатися имени Твоему (141:8). — Действует в душе исповедание, возбужденное благодатию, превышающее ум и потопляющее его в неизреченной сладости своей; он, сошедши в сердечную клеть, затворившись в ней невниманием ко всему чувственному, произносит имя Твое, поклоняется имени Твоему, питается именем Твоим, объемлет имя Твое и объемлется им. Имя Твое, Слове Божий и Боже, соделывает для него излишними все прочие слова! Избави мя от гонящих мя бесовских помыслов и начинаний, яко укрепишася паче мене (Пс.141:7), паче произволения души моей, паче постижения ума моего! Уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое (Пс.142:4). Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя (Пс.114:3). Господи! Не на мою силу уповаю: падения мои научают меня познавать немощь мою. Ты, Господи, упование мое! Тогда только могу быть в стране живых (Пс.114:8), в стране святой правды Твоей, когда Ты, Господи, ниспошлешь в сердце мое благодать Твою, когда, вселившись в сердце мое, будешь часть достояния моего (Пс.15:5), моим единственным имуществом и сокровищем! Возрадуются святые Ангелы Твои, возрадуются лики благоугодивших Тебе человеков, увидя спасение мое. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне (Пс.141:8) милость Твою не по множеству грехов моих, по множеству Твоего человеколюбия. Аминь. 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Будешь ли ты праведным — и тогда извлечешь из нее великую пользу; будешь ли грешником — отсюда получишь утешение. Так, если ты, будучи праведным, терпишь бедствия, то (в утешение) услышишь: « ради Тебя нас умерщвляют каждый день, считают за овец закалаемых » (Пс. 43:23). « сие постигло нас, но мы не забыли Тебя » (ст. 18). Если надмевают тебя твои подвиги, (псалмопевец) напоминает тебе: « не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих » (Пс. 142:2). Если ты грешник и отчаиваешься в себе, ты тотчас услышишь возглашающего: « ныне, если голос Его услышите, не ожесточайте сердец ваших, как (было) тогда, когда прогневляли » (Пс. 94:7, 8) — и тотчас восстанешь. Если глава твоя увенчана диадемой, ты научишься здесь, что « не спасается царь многою силою и исполин не спасется множеством крепости своей » (Пс. 32:16), — и сохранишь скромность. Если ты богат и славен, опять услышишь: горе вам, « надеющиеся на силу свою и множеством богатства своего хвалящиеся » (Пс. 48:7), и: « человек — как трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветет » (Пс. 102:15) — и ничто земное не будешь почитать великим. Ведь, если прекраснейшее на земле — слава и власть — так ничтожно, то что другое из земного может быть достойно внимания? Но ты впал в уныние? Скажи: « Тобою поразим врагов наших, и именем Твоим уничтожим восстающих на нас » (Пс. 43:6). Но ты видишь благоденствующих не по заслугам? Послушай, что говорит (псалмопевец): « они, как трава, скоро засохнут, и, как зеленый злак, скоро отпадут » (Пс. 36:2). Или ты видишь, что и праведные, и грешные терпят одинаковую участь? Посмотри, причина не одна и та же: « много », говорит, « наказаний грешному » (Пс. 31:10), о праведных же совершенно иначе: « много скорбей у праведных, но от всех их избавит их Господь » (Пс. 33:20), и в другом месте: « смерть грешников люта » (ст. 22), но: « честна пред Господом смерть преподобных Его » (Пс. 115:6). Постоянно читай это и отсюда наставляйся. Каждое из этих слов — беспредельное море мыслей: мы только окинули их беглым взглядом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Никто никогда не покупает милость, но получает ее как дар. Посему спаси мя ради милости Твоея. Вспомни слова Свои, которые Ты изрек в Святых Писаниях: «прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» (Быт. 8:21); вспомни, Владыко, «яко персть есмы» (Пс. 102:14). Вспомни, яко «человек суете уподобися» (Пс. 143:4), вспомни, «яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс. 142:2). Вспомни: «аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит» (Пс. 129:3)? Вспомни: «кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день жития его на земли» (Иов. 14:4—5). Вспомни, яко «в беззаконии зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7). Помни, что и самое «небо не чисто пред Тобою» (Иов. 15:15), даже воинства Ангелов не беспорочны пред лицем Твоим, если и с неба некоторые спали из-за греха своего. Посему спаси меня, нуждающегося в Твоей милости. Если Ты спасешь достойного -нет в этом ничего удивительного. Если помилуешь праведного — ничего особенного в том нет, ибо он того достоин. Если Ты прославишь усердного — ничего в этом не будет великого, ибо это справедливо. Но более яви на мне милость Свою, дабы во мне прославилось человеколюбие Твое. Потому что и врач искусный тогда только достоин похвалы и удивления, когда исцеляет неизлечимых и безнадежных. И царь благой тогда только прославляется и восхваляется, когда раздает дары не заслужившим их. Ибо Ты, Создатель, знаешь немощь нашей природы, потому что Сам облекся в нее и спас наше падшее естество. Посему ныне спаси мя ради милости Твоея. Да не победит моя злоба Твоего милосердия, да не одолеет мое нерадение Твоего непобедимого человеколюбия. «Не вниди в суд с рабом Твоим» (Пс. 142:2), ибо если Ты захочешь судиться с нами, то у всех заградятся уста, не находя ничего в свое оправдание. Как можем мы исповедать всю меру благодеяний, явленных на нас по неизъяснимой Твоей благости? Ты из небытия привел нас в бытие, размножил, уберег, возрастил и все покорил под наши ноги (ср. Пс. 8:7). Потом Ты искупил нас, заблудших, Своей кровью, взыскал нас, погибших, и понес на Своих раменах; одел нагих, обогатил нищих, сделал нас сынами, братьями, наследниками и сонаследниками Божиими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2679...

В начале утрени, после возгласа «Слава Святей», звучит так называемое малое славословие. Оно включает троекратное чтение ангельской хвалы Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк. 2:14 ) и двукратное чтение стиха Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою ( Пс. 50:17 ). Сразу за славословием следует шестопсалмие, в которое входят псалмы 31, 37, 62, 87, 102, 142. Читается оно чтецом, стоящим посреди храма; светильники в храме, по Уставу, должны быть в начале шестопсалмия погашены. Шестопсалмие представляет собой выборку из всей Псалтири, включающую наиболее характерные по тону и настроению псалмы покаянного и хвалебного содержания. Псалмы 3 и 37 выражают чувство внутреннего смятения, перерастающего в надежду на Господа. Псалом 62 проникнут чувством томительной жажды общения с Богом, влечения к Богу. Псалом 87 представляет собой утреннюю молитву, соединенную с воспоминанием о смерти. Псалом 102 содержит торжественную хвалу Богу, Творцу видимого мира. Псалом 142 вновь возвращает к настроению 3-го псалма и завершается просьбой о помощи и об освобождении от печали и уныния. В конце каждого псалма повторяется один или два наиболее выразительных стиха, как бы суммирующих его содержание. Причиной, по которой именно эти псалмы вошли в состав утрени, являются многократные упоминания в них ночи, утра и пробуждения: аз уснух и спах, востах ( Пс. 3:6 ); к Тебе утренюю ( Пс. 62:2 ); поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя ( Пс. 62:7 ); во дни воззвах и в нощи пред Тобою ( Пс. 87:2 ); и утро молитва моя предварит Тя ( Пс. 87:14 ); слышану сотвори мне заутра милость Твою ( Пс. 142:8 ). Шестопсалмие приобрело свою окончательную форму около VII века. Отдельные псалмы из него вошли в состав утрени в значительно более раннюю эпоху. Так, например, псалом 62 указывается в составе утреннего богослужения уже в «Апостольских постановлениях». Во время чтения шестопсалмия священник, стоя перед царскими вратами, читает про себя 12 светильничных молитв. Эти молитвы некогда были распределены по тексту всей утрени, и каждая из них соответствовала определенному моменту богослужения. Древние Евхологии, в том числе кодекс Барберини, датируемый концом VIII века, включают почти полную подборку этих молитв (за исключением 9-й), причем в том же порядке, в каком они помещаются в современных Служебниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скажи мне Господи путь, в оньже пойду.   Молится, чтобы сподобиться ему евангельского учения. Пс.142:9. Изми мя от враг моих,    конечно, мысленных. Псалом 143 Давиду, к Голиафу. Пс.143:1. Благословен Господь Бог мой.    Начало показывает чрезвычайную радость. Научаяй руце мои на ополчение.   «Руками» называет дела, совершаемые по богочестию, которыми побораем сатану. Пс.143:4. Человек суете уподобися.    Каждый из людей уподобился миру сему. Пс.143:6. Блесни молнию, и разженеши я.    Молниею называет евангельскую проповедь. Пс.143:7. Посли руку Твою с высоты: изми мя и избави мя от вод многих, из руки сынов чуждих: Пс.143:8. ихже уста rлaroлaшa[v] суету.   Избавь от помыслов, окруживших нас по злоумышлению демонов. Или, водами называет народ иудейский, окруживший Апостолов, чтобы их задержать и погубить. Эти-то иудеи и были сыны чуждые и глаголющие суетное. В чем же состояло это суетное? не в том ли, чтобы сказать Христу: как Ты, «человек сый, твориши Себе Бога» (Ин. 10:33)? Пс.143:9. Боже, песнь нову воспою Тебе,     очевидно, песнь евангельскую. Слово же это от лица самого Давида. Во псалтири десятоструннем пою Тебе.   «Псалтирь десятиструнная» есть тело, как имеющее пять чувств и пять душевных деятельностей, потому что каждым чувством обнаруживается особенная деятельность. Пс.143:10. Дающему спасение царем[п] нашим    — святым Апостолам, которых Христос поставил их князьями. Избавляющему Давида раба Своего от меча люта. Пс.143:11. Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих.   Ради заветов с ними покажи всю о нас попечительность. «Мечем лютым» пророк назвал неистовство и зверство нападающих. Их же самих, как нечестивых, именует чуждыми. Пс.143:12. Ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей.   Сыны народа плотского, говорит Псалмопевец, процветают; а сыны народа духовного унижены. И это те, которые говорят: «аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется» (2 Кор. 4:16). Дщери их удобрены, преукрашены яко подобие храма.   Приукрашены земным убранством, потому и стали не храмом Божиим, как святые души уверовавших, но подобием храма. Показывали вид, что упражняются в житии по Закону; но имели в себе не Слово, а лукавого духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010