В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в В. ч. более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа «Страшно впасть в руки Бога Живого» и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних арм. памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в арм. переводе Лекционария) представляла собой вечерню с литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа «Долготерпение Господа непревзойденно», а после «Свете тихий» следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в В. ч. читалось без аллилуиария ); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина литургии ап. Иакова): «Глас пророческий, в притчах слышанный»; тропарь на перенесение Даров: «Агнец Божий» (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа «Сегодня Иисус учение» или 2-го гласа «Вечери Твоея»). В конце литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по нек-рым ркп. ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа «Благословим Отца» или 2-го гласа «Во всем достоин Ты хваления»). Все чтения В. ч. так или иначе связаны с Тайной вечерей ( Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://pravenc.ru/text/150115.html

Все же другие указанные здесь глаголы, и особенно √j, означают «лучше образовывать», «давать новую форму» ( Быт.2:19 , πλασεν у LXX) и имеют отношение как к Богу, так и к человеку (ср. F.Delitzsch, op.cit., s.91). Затем, из сопоставления случаев употребления означенных здесь слов можно сделать лишь самые общие заключения. Так, термин pal преимущественно употребляется для обозначения карательного характера деяний, т.е. сверхъестественных мер наказания грешников [ср., напр., Пс.43:3 , ср. F.Delitzsch. Commentar über die Psalmen, s.354; F.Baethgen (D.W.Nowack). Psalmen, s.123). – Пс.45:3 (ср. 10 стих, D.W.Nowack, op.cit., s.132), 63:9, (ср. F.Delitzsch. Commentar über die Psalmen, s.461; D.W.Nowack, op.cit., s.189), 94:2, (ср. F.Hitzig. Die Psalmen, bd.2, s.255 – объясняет 9ст. дальнейшими – вопреки F.Baemhgen«y (D.W.Nowack. Psalmen, s.290). Ср. также Hupfeld»a – у F.Delimzsch«a (cit. Commentar über die Psalmen, s.654), Пс.108:20 (ср. F.Delitzsch, op.cit., s.719), 142:5 (вопреки F.Delimzsch»y, op.cit., s.855). Авв.1:5 ; Ис.40:10 ]. А так как наказания Божии постигают человека за его злые дела, то этим термином обозначаются также и самые злые действия человека [ Пс.9:17 (ср. F.Delitzsch, s.131); 16:4 (ср. F.Delitzsch, op.cit., s.176–177; также D.W.Nowack, F.Baethgen, s.45), 27:4 (F.Delitzsch, s.264; D.W.Nowack, F.Baethgen, s.79) и мн. др.]. Термин √pl употребляется для обозначения дел Божиих, спасительных для человека, в которых особенно сильно проявляются Его заботы и попечения о сохранении Израиля и праведников, так что здесь действия Божии суть действия охранительные, защитительные по отношению к Израилю. В собственном же смысле, это – действия чудесные, благодеяния Бога кому бы то ни было ( Втор.2, 7; 14:29 ; 2Пар.31:21; 32:30; 35:2 ; Пс.89:16, 17 ). Термин √j, обозначая благодеяния Бога, нередко служит для обозначения отношений человека к Богу – религиозных, добрых ( Втор.4:29 ; 3Цар.22:17 ; Пс.105:35–39; 113:12 ; Ос.14:4 ; Мих.5:13 ; Ис.2:3; 29:15 ; Иер.1:16; 7:13; 25:6 и др.) и часто ложных (ср. также Пс.104:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

До девятого члена Великое славословие однородно для праздничной и вседневной Утрени. Следующие за восьмым членом стихи в одном варианте произносятся раньше или позже, по сравнению с другим вариантом. В целом же, произведена перемена мест двух устойчивых групп стихов: Первая группа стихов – “славословная”: – Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. – Благословен еси Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Аминь.( 1Езд.7:27 ), ( Пс.43:9 ) – Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. ( Пс.32:22 ) – Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим (трижды). ( Пс.118:12 ) Вторая группа стихов – “исповедальная”: – Господи, прибежище был еси нам в род и род. ( Пс.89:1 ) – Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. ( Пс.40:5 ) – Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. ( Пс.142:9: 10 ) – Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет, пробави милость Твою ведущим Тя. ( Пс.35:10: 11 ). Зти две группы стихов, почему-то, меняются местами в полиелейной и вседневной утренях. Во вседневном варианте наблюдается определённая логика: 8 член – “в век века”; зту тему развивает 9 член –“в род и род”; от темы “рода” мы обращаемся к самому себе в 10 члене – “Аз рех,.., помилуй мя”; и для зтого в 11 члене говорим – “научи мя творити волю Твою”; далее в 12 члене переход к новой теме “света,” в связи с наступлением Дня спасения, – “во свете Твоем узрим свет”; в 13 члене молитва о Дне, – “без греха сохраниться”; все остальные члены последовательное благословение и славословие. В полиелейной Утрени “славословная” группа стихов почему-то поётся прежде “исповедальной”. 17-й и 18-й члены составляют развернутое тройческое славословие, в особенности зто характерно для полиелейной Утрени. Формальное сходство Великого славословия с иудейскими бенедикциями на зтой форме и кончается. Нам дан новый образец благословения. Сохраняя преемство от Ветхой Церкви, не нарушая Закон, мы исполняем его, освящая евангельским духом. Первые семь членов Великого славословия – зто исповедание евангельского откровения об Иисусе Христе и Троице; вторая часть (с 8-го по 16-й член) – зто покаянно молитвенные призывания, составленные из псаломских откровений; последние члены – зто исповедание тройческого откровения – Трисвятое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8. «Обновится яко орля юность твоя» – юность твоя восстановится (вернется к тебе), как возвращается орлу сила с возобновлением перьев. Этими словами образно представляется последствие благодеяний Божиих. «Орля» – имен. пад. ед. ч. женск. р. от прилагательного «орль» – принадлежащий орлу, орлиный; «яко орля юность» – как юность орла. 9. «Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым» – «творяй» – подразумевается «есть» – творит. «Милостыня» здесь вообще в смысле милости, благодеяния. В еврейском тексте теперь читается не «милость», а «справедливость». Греческое слово, переведенное по-славянски словом «судьба», означает первоначально решение, приговор, осуждение, а также – законодательное определение, закон, устав. Поэтому слово «судьба» здесь, как и во многих других местах, следует понимать в смысле суд, справедливое решение. Ср. Пс.36:6 : «изведет (Бог) яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне» (т.е. «справедливость твою, как полдень»); Пс.118:43 : «яко на судьбы Твоя уповах» («на суды Твои я уповаю»). Таким образом, «творить судьбу обидимым» значит оказывать обиженным справедливость, восстановлять их в правах их. Подобное сопоставление милости и справедливости находим в Пс.32:5 : «любит милостыню и суд Господь», – по-еврейски «правду и суд»; ср. также Пс.100:1 : «милость и суд воспою Тебе, Господи». 10. «Сказа пути Своя Моисеови» – «Сказа» значит объявил, открыл, возвестил. Выражение «пути Господни» имеет два значения: во-первых, предначертания Божии, пути божественного домостроительства, пути, по которым Господу угодно вести кого-либо, напр., народ Свой. В этом смысле слово «путь» употреблено, напр., в Пс.24:10 : «вси путие Господни милость и истина»; Пс.144:17 : «праведен Господь во всех путех Своих, и преподобен во всех делех Своих». Во-вторых, – пути, данные от Господа людям, пути, по которым люди должны следовать во исполнение воли Божией, т.е. заповеди. Так, напр., Пс.142:8 : «скажи мне Господи путь, воньже пойду». В котором из этих двух значений следует понимать слово «путь» в настоящем случае, сказать с достоверностью трудно. По- видимому, параллельное выражение во второй половине стиха – «хотения Своя» – заставляет предпочесть второе из указанных значений (заповеди Божии – воля Божия). Однако в еврейском тексте вторая половина стиха читается иначе (вместо: хотения – дела), а потому и выражение «пути Господни» в первой половине там скорее приближается к первому из указанных значений.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Не только пред Саулом, но и пред Богом Давид играл на гуслях, ибо говорит: воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев ( Пс. 70:22 ); играл пред Саулом, чтобы отогнать от него злого духа; играл пред Богом, чтобы привлечь Благого Духа – уста моя, говорит он, отверзох и привлекох дух ( Пс.118:131 ), наставляющий на землю праву ( Пс.142:10 ). – В какие гусли пел Давид пред Богом? Думаю, что пел более на гуслях мысленных, чем вещественных, – т.е. пел в оправдания Божии, их сохраняя, оправдания Твоя сохраню, не остави мене до зела ( Пс. 118:8 ). Совершенно правильно заповеди Божии могут называться гуслями. Ибо как в гуслях гармония звуков нарушается от одной расстроенной струны, так точно и в заповедях Божиих соблюдение всех ни во что вменяется при нарушении одной. Аще кто во едином согрешит, говорит Иаков, бысть всем повинен ( Иак.2:10 ). И так, если и мы желаем отгнать от себя духов злых и привлечь Духа Благого, воспримем гусли – заповеди Божии и соблюдем все, ибо если не сохраним всех, не будет приятна Богу песнь наша. Давид говорит: благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему Вышний, в десятоструннем псалтири с песнию в гуслех ( Пс.91:1–4 ). Если кто запоет на всех струнах, то есть исполнит все повеления, благо сего есть исповедание. – Упоминает Господь в Евангелии о женщине, потерявшей одну драхму, – как она прилежно ее ищет вжигает светильник, метет храмину, и ищет прилежно, дóндеже обрящет. И обретши созываешь другини и соседы глаголющи, радуйтеся со мною, яко обретох драхму погибшую ( Лк.15:8–9 ) Почему эта женщина так радуется о приобретении десятой драхмы? Не без труда, думаю, приобрела она первую, и другую, и третью и остальные, но ни об одной так не радуется, когда же приобрела десятую, созывает другини и соседы сорадоватися ей!? Св. Григорий учит, что десятая драхма знаменует десятую заповедь Божию. Не радуясь о приобретении первой, второй и третьей драхм, но радуясь о десятой, жена тем самым показала, что человек не должен еще радоваться, если сохранить одну и другую заповеди, но тогда поистине пусть радуется, когда совершит и десятую, т е. когда делом исполнит все повеления Господни. Тогда, говорит, не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя ( Пс.118:6 ). За преступление даже малой заповеди Господь наказывает не только злого, но и доброго, если не в будущем, то в настоящем веке, ибо как без воздаяния не остается у Него даже малая добродетель, так не проходит без наказания и незначительное прегрешение. Праведный Судья воздает каждому по делам. Приложение

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

114. Ин 1:26 и Мф. 3:11. 115. Ср. Мф. 11:2–3. 116. Ср. Пс. 71:6. 117. Ис. 7:14. 118. Проводится параллель между двенадцатью сыновьями Иакова и двенадцатью апостолами. 119. Пс. 44:17. 120. Ис. 35:5. 121. Ср. Пс. 40:10 122. Ср. Зах. 11:12. 123. Иер. 11:19. 124. Пс. 87:7. 125. Мф. 26:23. 126. Ср. Ин. 13:4–14. 127. Мф. 26:23. 128. Ср. Мф. 26:38. Синодальный перевод: «Душа моя скорбит смертельно». 129. Ср. Мф. 9:17. 130. Ср. Лк. 9:1–7. 131. Ср. Лк. 8:27–32. 132. Ср. Мф. 9:20–22. 133. Ср. Мф. 15:22–28. 134. Ср. Мф. 8:24–27. 135. Ср. Мф. 9:9. 136. Мф. 26:48–50. 137. Имеется в виду эпизод на пиру у фарисея. См. Лк. 7:35–50. 138. Ср. Мф. 27:51–53. 139. Один из ангельских чинов. 140. Пс. 23:7,9. 141. Мф. 26:39, 42. 142. Пс. 106:16. 143. Ос. 13:14. 144. Ср. Пс. 46:2–4. 145. Образное наименование Иерусалима. 146. В апокрифических легендах говорится, что Нил вытекает из рая. 147. Лот – библейский персонаж, племянник патриарха Авраама, житель города Содома, который Бог решил сжечь в наказание за грехи людей. Праведного Лота, его жену и двух дочерей ангелы вывели из обреченного города. Во время бегства жена обернулась и посмотрела на горящий город, и была обращена в соляной столп. Лот спасся с дочерьми в пещере. Грех его заключался в том, что он, находясь в опьянении, овладел собственными дочерьми. Старшая родила Моава, родоначальника племени моавитян, а младшая Амона – родоначальника аммонитян (Быт. 19:2–30). Сюжет о том, как Лот вырастил из головней дерево во искупление своего греха – апокрифический. 148. В Библии сказано, что Авраам просил Бога пощадить Содом и Гоморру, если в них найдется хоть десять праведников (Быт. 18:20–33;19:15–38). Суд Авраама над Лотом – апокриф. 149. По-видимому, это место в пустыне Сур на восточном берегу Красного мря. Есть предположение, что речь идет о минеральном источнике Говаре, находящемся на пути от Айют-Муза к Синаю. 150. Сатанаил – сатана, противник, злой дух, дьявол. Но в апокрифах он выступает как падший ангел, восставший на своего создателя Бога. С ним борется обычно не Бог, а архангел Михаил.

http://predanie.ru/book/220871-apokrify-...

Это-то страшное судилище и неподкупного Судию имея в уме, блаженный Давид каждую ночь омочал ложе слезами и умолял Бога, говоря: Господи, не вниди в Суд с рабом Твоим (Пс.142:2), - да не угодно будет Тебе, Человеколюбец, вести со мной прю (спор). Не имея никакого оправдания, потому самому умилостивляю благость Твою, - не вниди в Суд с рабом Твоим, ибо если восхощешь сие сделать, то не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс.142:2). Смотрите, братья, как блаженный Давид страшится того дня и часа, молится и готовится к ответу. Потому приступите и вы, христолюбивые братья, пока не настал тот день, пока торжище не кончилось, пока видимо не пришел Бог и не застал вас неготовыми. Предварим лице Его исповеданием, покаянием, молитвами, постом, слезами, странноприимством; предварим, пока не пришел Он видимо и не нашел нас неготовыми. Не перестанем приносить покаяние, неотступно умолять и готовиться во сретение Господу все вкупе, - мужи и жены, богатые и бедные, рабы и свободные, старцы и юноши. Смотрите, да никто не говорит: " Много нагрешил я, нет мне прощения " . Кто говорит это, тот не знает, что Бог есть Бог кающихся, пришел на землю ради злостраждущих и сказал: радость бывает о едином грешнице кающемся (Лк.5:10); и еще: Не придох призвати праведных, но грешныя в покаяние (Лк.5:32). Истинное же покаяние состоит в том, чтобы удалиться от греха и возненавидеть его, подобно тому, кто говорит: Неправду возненавидех и омерзих (Пс.118:163); и еще: Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоя (Пс.118:106). И тогда Бог с радостью приемлет приходящего к Нему. Но смотрите, никто да не дерзнет сказать: " Я не согрешил " . Кто говорит это, тот слеп, смежил очи, сам себя обманывает и не знает, как скрадывает его сатана и в словах, и в делах, то через слух, то через глаза, то через осязание, то через помыслы. Ибо кто похвалится, что у него невинно сердце и все чувства чисты? Никто не безгрешен, никто не чист от скверны, никто из человеков не свободен совершенно от вины, кроме Того Единого, кто нас ради обнищал богат Сый. Безгрешен Он один - вземляющий грех мира, желающий спастись всем человекам, не хотящий смерти грешников, человеколюбивый, всесильный Спаситель всех людей, Отец сирот, Судия вдов, Бог кающихся, Врач душ и телес, надежда безнадежных, пристань обуреваемых, помощь беспомощных, путь жизни, всех призывающий к покаянию и не отвращающийся ни от кого из кающихся. К Нему прибегнем и мы, потому что все грешные, прибегавшие к Нему, получали спасение.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Пс.142:10 . Научи мя творити волю твою, яко ты еси Бог мой: Дух твой благий наставит мя на землю праву. Здесь выше возносится мыслию: ибо не столько просит избавления от внешних зол, сколько желает управляться Божиим Духом, дабы, ни на десно, ни на шуее не уклоняяся, мог держаться единыя правоты. Но здесь должно заметить выражение слов, ибо не тому токмо научиться желает, что есть воля Божия, но и тому, дабы творить оную, и сообразоваться ей. Почему не просто сказал: научи мя воле Твоей, – но – научи мя творити волю Твою, то есть к самым делам расположи сердце мое. Яко ты еси Бог мой, то есть, не бездушный идол, ниже мертваго письмени учитель, но Духа животворящаго податель: ибо и словом Твоим научаеши мя, и Духом Твоим мысль просвещаеши, и в сердце моем глаголеши, да творю угодная Тебе. То же самое и в следующем члене подтверждает глаголя: Дух Твой благий наставит мя на землю праву; ибо желает наставником иметь Божия Духа не потому токмо, что Он просвещает мысль, но и потому, что преклоняя сердце, руководствует к добродетели. Имя благий, прилагаемое к Духу, противополагается естественной порче или злобе, врожденной человеку, аки бы сказал Давид, что все склонности его порочны, и помышления погрешительны, доколе благодатию Духа Святаго не будут направлены к истине. Откуду следует, что чувства плотския ничего здраваго преподать нам не могут. Глагол: наставит – означает то же, что выше сказано, и чему Павел научает глаголя: Бог есть действуяй в вас, и еже хотети, и еже деяти о благоволении ( Флп. 2:13 ). Земля правая, на которую желает наставлен быть Духом Святым, в преносном смысле берется здесь за правоту, или за правило закона. Давид чрез сие научает, что как скоро уклоняемся мы от благой воли Духа Святаго и от Его закона, тотчас впадаем в погрешности и заблуждения. Пс.142:11 . Имене твоего ради, Господи, живиши мя правдою твоею: изведеши от печали душу мою: Сими словами Давид означает, что он не из другаго какого-нибудь источника почерпает надежду спасения, как токмо из единыя милости Божией, или из благодатнаго оправдания: ибо ежели бы привносил что-нибудь собственное, то не сказал бы: имене Твоего ради, – и дело спасения не от единаго Бога зависело бы. Но он говорит, что Бог оживотворяет нас имене Своего ради, когда ничего не находя в нас такого, что бы могло приобресть нам благоволение Его, единою Своею благостию преклоняется к нам. К тому же надлежит и имя правды: ибо Бог спасение верных обращает к прославлению правды Своея. Купно же повторяет и то, что выше сказал о великом множестве злостраданий своих: ибо прося Бога, дабы оживил его, назнаменует, что он находится как бы мертв, или приговорен к смерти, ежели Бог, во власти Котораго состоят исходища смертная ( Пс. 67:21 ), не оживотворит его чудесным воскресением.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Таким образом, единственное, что можно вывести из филологического анализа слова , это – представление пустоты. Поэтические описания его дополняют это представление некоторыми подробностями. Прежде всего, шеол представляется, как определенное пространство, а не как способ существования душ умерших. Образно он представляется местом, куда ведут определенные пути ( Пс.68:16 ); он огражден стенами ( Ис.38:10 ) и имеет ворота ( Ис.38:10 ; Иов.10:21 ). Шеол представляется находящимся внизу, именно под землею ( Пс.138:8 ; Ис.7:11 ; Ис.14:9 ; Притч.15:24 ), в какой-то величайшей глубине, и называется поэтому бездной или преисподней ( Пс.87:7 ; Притч.1:12 ; Притч.27:20 ; Иез.26:20 ). Он глубже вод океана ( Иов.26:5 ) и по своему пространственному положению противоположен небу ( Иов.11:8 ; Ис.7:11 ; Ис.14:13–15 ). Далее шеол изображается, как место мрака, и в этом отношении также противоположен небу. Он называется поэтому темным местом ( Плч.3:6 ), тьмой ( Пс.142:3 ), мраком ( Пс.87:7 ), землею тьмы и тени, свет которой как мрак ( Иов.10:20–21 ). Шеол служит местом пребывания всех умерших. Кто из людей, восклицает Псалмопевец, жил и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней ( Пс.88:49 )? Благочестивые патриархи со смертью переходят в шеол ( Быт.37:35 ), туда же сходят Корей, Дафан и Авирон, наказанные за возмущение против Моисея ( Чис.16:33 ). Поэтому шеол называется домом собрания всех живущих ( Иов.30:23 ). Туда переселяются не только евреи, но и язычники: у пророков находим поэтические изображения вступления в шеол царей вавилонского ( Ис.14 ) и египетского ( Иез.32 ) 160 . Ко времени явления Спасителя религиозная мысль евреев соединила представление о шеоле, как общем жилище всех умерших, с идеей загробного воздаяния и стала мыслить шеол разделяющимся пространственно на две части: геенну–место мучения нечестивых, и рай, или лоно Авраамово – место блаженного покоя 161 . Это воззрение, хотя и не содержащееся в ветхозаветных книгах, но вполне основывающееся на них, нашло себе место в известной притче Спасителя о богаче и Лазаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

И не только бывало сие в пустынях и на горах, но еще более в городах, на островах и в церквах просияло множество спасающихся; поколику каждый в чине своем тщательно соблюдал Владычние заповеди, просияли епископы, пресвитеры и прочие чины церковные; цари и князи, начала и власти; потому что Владыка Бог не положил различия, не предпочел одного места другому, но сказал так: идеже аще собрани во имя Мое, в пустыне ли то и на горах и в вертепах, или на всяком месте владычества Моего, - ту есмь посреде их (Мф.18:20), и с ними буду до скончания века, и в будущий век упасу их в бесконечные веки. Сие-то страшное судилище и Сего неподкупного Судию имея в уме, блаженный Давид каждую ночь омочал ложе слезами и умолял Бога, говоря: Господи, не вниди в суд с рабом Твоим (Пс.142:2), да не угодно будет Тебе, человеколюбец, вести со мною прю. Не имея никакого оправдания, по тому самому умилостивляю благость Твою, не вниди в суд с рабом Твоим; ибо если восхощешь сие сделать, то не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс.142:2). Смотрите, братия, как блаженный Давид страшится оного дня и часа, молится и готовится к ответу. Посему приступите и вы, христолюбивые братия, пока не настал оный день, пока торжище не кончилось, пока видимо не пришел Бог и не застал вас неготовыми; предварим лице Его исповеданием, покаянием, молитвами, постом, слезами, странноприимством; предварим, пока не пришел Он видимо и не нашел нас неготовыми. Не престанем приносить покаяние, неотступно умолять и готовиться во сретение Господу, все вкупе, мужи и жены, богатые и бедные, рабы и свободные, старцы и юноши. Смотрите, да никто не говорит: " много нагрешил я, нет мне прощения " . Кто говорит это, тот не знает, что Бог есть Бог кающихся, пришел на землю ради злостраждущих, и сказал: радость бывает о едином грешнице кающемся (Лк.5:10); и еще: не придох призвати праведных, но грешныя в покаяние (Лк.5:32). Истинное же покаяние состоит в том, чтоб удалиться от греха и возненавидеть оный, подобно тому, кто говорит: неправду возненавидех и омерзих (Пс.118:163); и еще: кляхся и поставих сохранити судьбы Твоя (106).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/849/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010