Будешь ли ты праведным — и тогда извлечешь из нее великую пользу; будешь ли грешником — отсюда получишь утешение. Так, если ты, будучи праведным, терпишь бедствия, то (в утешение) услышишь: « ради Тебя нас умерщвляют каждый день, считают за овец закалаемых » (Пс. 43:23). « сие постигло нас, но мы не забыли Тебя » (ст. 18). Если надмевают тебя твои подвиги, (псалмопевец) напоминает тебе: « не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих » (Пс. 142:2). Если ты грешник и отчаиваешься в себе, ты тотчас услышишь возглашающего: « ныне, если голос Его услышите, не ожесточайте сердец ваших, как (было) тогда, когда прогневляли » (Пс. 94:7, 8) — и тотчас восстанешь. Если глава твоя увенчана диадемой, ты научишься здесь, что « не спасается царь многою силою и исполин не спасется множеством крепости своей » (Пс. 32:16), — и сохранишь скромность. Если ты богат и славен, опять услышишь: горе вам, « надеющиеся на силу свою и множеством богатства своего хвалящиеся » (Пс. 48:7), и: « человек — как трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветет » (Пс. 102:15) — и ничто земное не будешь почитать великим. Ведь, если прекраснейшее на земле — слава и власть — так ничтожно, то что другое из земного может быть достойно внимания? Но ты впал в уныние? Скажи: « Тобою поразим врагов наших, и именем Твоим уничтожим восстающих на нас » (Пс. 43:6). Но ты видишь благоденствующих не по заслугам? Послушай, что говорит (псалмопевец): « они, как трава, скоро засохнут, и, как зеленый злак, скоро отпадут » (Пс. 36:2). Или ты видишь, что и праведные, и грешные терпят одинаковую участь? Посмотри, причина не одна и та же: « много », говорит, « наказаний грешному » (Пс. 31:10), о праведных же совершенно иначе: « много скорбей у праведных, но от всех их избавит их Господь » (Пс. 33:20), и в другом месте: « смерть грешников люта » (ст. 22), но: « честна пред Господом смерть преподобных Его » (Пс. 115:6). Постоянно читай это и отсюда наставляйся. Каждое из этих слов — беспредельное море мыслей: мы только окинули их беглым взглядом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Никто никогда не покупает милость, но получает ее как дар. Посему спаси мя ради милости Твоея. Вспомни слова Свои, которые Ты изрек в Святых Писаниях: «прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» (Быт. 8:21); вспомни, Владыко, «яко персть есмы» (Пс. 102:14). Вспомни, яко «человек суете уподобися» (Пс. 143:4), вспомни, «яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс. 142:2). Вспомни: «аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит» (Пс. 129:3)? Вспомни: «кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день жития его на земли» (Иов. 14:4—5). Вспомни, яко «в беззаконии зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7). Помни, что и самое «небо не чисто пред Тобою» (Иов. 15:15), даже воинства Ангелов не беспорочны пред лицем Твоим, если и с неба некоторые спали из-за греха своего. Посему спаси меня, нуждающегося в Твоей милости. Если Ты спасешь достойного -нет в этом ничего удивительного. Если помилуешь праведного — ничего особенного в том нет, ибо он того достоин. Если Ты прославишь усердного — ничего в этом не будет великого, ибо это справедливо. Но более яви на мне милость Свою, дабы во мне прославилось человеколюбие Твое. Потому что и врач искусный тогда только достоин похвалы и удивления, когда исцеляет неизлечимых и безнадежных. И царь благой тогда только прославляется и восхваляется, когда раздает дары не заслужившим их. Ибо Ты, Создатель, знаешь немощь нашей природы, потому что Сам облекся в нее и спас наше падшее естество. Посему ныне спаси мя ради милости Твоея. Да не победит моя злоба Твоего милосердия, да не одолеет мое нерадение Твоего непобедимого человеколюбия. «Не вниди в суд с рабом Твоим» (Пс. 142:2), ибо если Ты захочешь судиться с нами, то у всех заградятся уста, не находя ничего в свое оправдание. Как можем мы исповедать всю меру благодеяний, явленных на нас по неизъяснимой Твоей благости? Ты из небытия привел нас в бытие, размножил, уберег, возрастил и все покорил под наши ноги (ср. Пс. 8:7). Потом Ты искупил нас, заблудших, Своей кровью, взыскал нас, погибших, и понес на Своих раменах; одел нагих, обогатил нищих, сделал нас сынами, братьями, наследниками и сонаследниками Божиими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2679...

Пс.73:20             Воззри на Завет; ибо наполнились –                         [все] мрачные [места] земли [стали] обителями насилия. «Завет», – завет какой? Вспомни нас как народ Завета? Разве об этом говорит Псалом? Смысл более пронзительный: воззри на Завет как таковой… Мысль – та же, что в стихе 11: «из недр Устава Твоего покончи»; духом Торы покончи. Здесь молитва:        ради Завета как такового не дай нам исчезнуть, ибо тогда и Завета не будет. «Мрачные [места] земли» – «темноты земли», пещеры, где хоронили умерших, «гробы» («темноты» без уточнения «земли» – это обители Шеола; Пс.88 /87:7; Пс.143 /142:3). Кто имеет «жилище во гробах»? Те, кто – «в духе нечистом», как бесноватый из Евангелия ( Мк.5:2,3 ), таковые бывали «весьма свирепы» ( Мф.8:28 ). Как жить в земле чужой, где повсюду во гробах – вертепы разбойников и бесноватые? Пс.73:22             Востань, Боже, оспорь спор с Тобою,                         вспомни поношение на Тебя от негодяя во всякий день. «Оспорь спор с Тобою» – ср.: «оспорь спор со мной» ( Пс.43 /42:1); то же что «оспорь спорящих», укори укоряющих ( Пс.35 /34:1), то есть пусть само действие спорящих обратится против них самих. «От негодяя» – «от низкого» (ст.18). Пс.73:23             Не забудь голоса врагов Твоих,                         рев восстающих на Тебя поднимается непрестанно. «Голос врагов» – звучание их «голоса» должно быть оскорблением для Тебя. «Поднимается» (ала) – к небу «поднимается» жертва «восходящая» ола, и «непрестанно поднимается» хула на Бога. «Рев восстающих» – в мировой истории можно слышать: шум народов, верных Богу, и шум народов богопротивных. «Бог спасения нашего… укрощает рев морей, рев волн и шум народов» ( Пс.65 /64:8). См. Пс.2:1 ; Пс.37 /36:16. В Псалме 74 (75) содержится предостережение грешникам о суде. Пс.74:4             Растаяла земля и все населяющие ее,                         Я выверил столпы ее. «Растаяла земля» – «стихии разгоревшиеся растают» ( 2Пет.3:12 ). «Столпы» земли – бытийные опоры; «столпы земли» упоминаются также в Книге Иова ( Иов.9:6 ), там же – «столпы небес» ( Иов.26:11 ). «Выверил» – также: размерил, оценил, привел в порядок. Здесь «выверил» можно понимать как «испытал и обновил» – «новые небеса и землю новую, по обетованию Его, ожидаем» ( 2Пет.3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

В начале утрени, после возгласа «Слава Святей», звучит так называемое малое славословие. Оно включает троекратное чтение ангельской хвалы Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк. 2:14 ) и двукратное чтение стиха Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою ( Пс. 50:17 ). Сразу за славословием следует шестопсалмие, в которое входят псалмы 31, 37, 62, 87, 102, 142. Читается оно чтецом, стоящим посреди храма; светильники в храме, по Уставу, должны быть в начале шестопсалмия погашены. Шестопсалмие представляет собой выборку из всей Псалтири, включающую наиболее характерные по тону и настроению псалмы покаянного и хвалебного содержания. Псалмы 3 и 37 выражают чувство внутреннего смятения, перерастающего в надежду на Господа. Псалом 62 проникнут чувством томительной жажды общения с Богом, влечения к Богу. Псалом 87 представляет собой утреннюю молитву, соединенную с воспоминанием о смерти. Псалом 102 содержит торжественную хвалу Богу, Творцу видимого мира. Псалом 142 вновь возвращает к настроению 3-го псалма и завершается просьбой о помощи и об освобождении от печали и уныния. В конце каждого псалма повторяется один или два наиболее выразительных стиха, как бы суммирующих его содержание. Причиной, по которой именно эти псалмы вошли в состав утрени, являются многократные упоминания в них ночи, утра и пробуждения: аз уснух и спах, востах ( Пс. 3:6 ); к Тебе утренюю ( Пс. 62:2 ); поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя ( Пс. 62:7 ); во дни воззвах и в нощи пред Тобою ( Пс. 87:2 ); и утро молитва моя предварит Тя ( Пс. 87:14 ); слышану сотвори мне заутра милость Твою ( Пс. 142:8 ). Шестопсалмие приобрело свою окончательную форму около VII века. Отдельные псалмы из него вошли в состав утрени в значительно более раннюю эпоху. Так, например, псалом 62 указывается в составе утреннего богослужения уже в «Апостольских постановлениях». Во время чтения шестопсалмия священник, стоя перед царскими вратами, читает про себя 12 светильничных молитв. Эти молитвы некогда были распределены по тексту всей утрени, и каждая из них соответствовала определенному моменту богослужения. Древние Евхологии, в том числе кодекс Барберини, датируемый концом VIII века, включают почти полную подборку этих молитв (за исключением 9-й), причем в том же порядке, в каком они помещаются в современных Служебниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скажи мне Господи путь, в оньже пойду.   Молится, чтобы сподобиться ему евангельского учения. Пс.142:9. Изми мя от враг моих,    конечно, мысленных. Псалом 143 Давиду, к Голиафу. Пс.143:1. Благословен Господь Бог мой.    Начало показывает чрезвычайную радость. Научаяй руце мои на ополчение.   «Руками» называет дела, совершаемые по богочестию, которыми побораем сатану. Пс.143:4. Человек суете уподобися.    Каждый из людей уподобился миру сему. Пс.143:6. Блесни молнию, и разженеши я.    Молниею называет евангельскую проповедь. Пс.143:7. Посли руку Твою с высоты: изми мя и избави мя от вод многих, из руки сынов чуждих: Пс.143:8. ихже уста rлaroлaшa[v] суету.   Избавь от помыслов, окруживших нас по злоумышлению демонов. Или, водами называет народ иудейский, окруживший Апостолов, чтобы их задержать и погубить. Эти-то иудеи и были сыны чуждые и глаголющие суетное. В чем же состояло это суетное? не в том ли, чтобы сказать Христу: как Ты, «человек сый, твориши Себе Бога» (Ин. 10:33)? Пс.143:9. Боже, песнь нову воспою Тебе,     очевидно, песнь евангельскую. Слово же это от лица самого Давида. Во псалтири десятоструннем пою Тебе.   «Псалтирь десятиструнная» есть тело, как имеющее пять чувств и пять душевных деятельностей, потому что каждым чувством обнаруживается особенная деятельность. Пс.143:10. Дающему спасение царем[п] нашим    — святым Апостолам, которых Христос поставил их князьями. Избавляющему Давида раба Своего от меча люта. Пс.143:11. Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих.   Ради заветов с ними покажи всю о нас попечительность. «Мечем лютым» пророк назвал неистовство и зверство нападающих. Их же самих, как нечестивых, именует чуждыми. Пс.143:12. Ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей.   Сыны народа плотского, говорит Псалмопевец, процветают; а сыны народа духовного унижены. И это те, которые говорят: «аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется» (2 Кор. 4:16). Дщери их удобрены, преукрашены яко подобие храма.   Приукрашены земным убранством, потому и стали не храмом Божиим, как святые души уверовавших, но подобием храма. Показывали вид, что упражняются в житии по Закону; но имели в себе не Слово, а лукавого духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

   Но и после Ниневитян, возвестителем печали о Бозе явился Давид, как образ живой и возвещающий дело спасительного и ради Бога горького сокрушения. Ибо он и тот грех, которым согрешил, передал в письменном виде и показал Богу, как велика его печаль и покаяние, и — каковую великую милость он получил от Бога. Потому что он говорит: «Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего» (Пс.31:5); называя нечестием корень зла — пребывающую в душе страсть; беззаконием же — совершенный делом грех, который он одолев во всем, и по причине которого сокрушался и плакал, — он не только обрел прощение, но и восприял внутреннее исцеление. Как же он постоянствовал в скорби, послушаем как он опять говорит: «Бых язвен весь день, и обличение мое на утрених» (Пс.72:14); и: — «Яко плача и сетуя, тако смиряхся» (Пс.34:12); и: — «Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс.6:7); и — «Бых яко нощный вран на нырищи. Бдех, и бых яко птица особящаяся на зде»(Пс.101:7-8), «пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях» (Пс.101:10); и: — «Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради» (Пс.108:24); и: — «Смирихся, и спасе мя Господь» (Пс.114:5). Такими же словами он вопиял ко Господу: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Помилуй мя, Господи» (Пс.6:1); и: — «Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» (Пс.50:5); и: — «Господи услыши молитву мою, и не вниди в суд с рабом Твоим» (Пс.142:1-2). Итак, и мы, братие, приидите поклонимся и припадем и восплачем, как сам опять Давид, обратившись, говорит, — пред Господем, сотворшем нас и призвавшем на покаяние, и к сей спасительной скорби и плачу и сокрушению; потому что тот, кто не имеет сего, тот не послушал Призывающего, и не счислится с избранными Святыми Божиими, и не получить возвещенного в Евангелии блаженства и обетованного Божественного утешения, ибо — «Блажени, — говорит, — плачущии, яко тии утешатся» (Мф.5:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

    3:8. Философам также часто приходилось разъяснять свое учение, если оно неверно понималось.     3:9—18 Доказательства из Писания    «Нанизывание» текстов («жемчужная нить») — обычный прием в начале синагогальных проповедей, встречающийся также в Свитках Мертвого моря.     3:9. Следующее возражение воображаемого оппонента позволяет Павлу вернуться к своему утверждению, что иудеи и язычники одинаково нуждаются в спасении. Быть «под грехом» — идиоматическое выражение, означающее «быть подверженным его власти».     3:10—12. Здесь Павел цитирует Пс. 13:1—3 (­ Пс. 52:4; ср.: 3 Цар. 8:46; Пс. 129:3; 142:2; Прит. 20:9; Еккл. 7:20).     3:13—18. Принцип объединения этих доказательных текстов аналогичен раввинско-му принципу gezerah shavah (связыванию ветхозаветных текстов на основании ключевого слова). Во всех этих стихах упоминаются части тела: гортань, язык, губы и уста (3:13,14; соответственно, Пс. 5:9; 139:3; 9:28); ноги (Рим. 3:15—17; Ис. 59:7,8) и глаза (Рим. 3:18; Пс. 35:2). Еврейские учителя утверждали, что греховные побуждения (см. коммент. к Рим. 7:10,11) управляют всеми частями тела (по позднейшим подсчетам, в теле было 248 частей). Особое внимание, уделенное грехам, связанным с органами речи, вероятно, не случайно, посколькуримские христиане жаловались друг на друга (см. гл. 14).     3:19—31 Закон и праведность     3:19. Иудеи находились «под законом» (см. коммент. к ст. 9); в «закон» иногда включались Псалтирь и Пророки (оставшаяся часть Ветхого Завета), как в 3:10—18. В суде люди молчали, когда им нечего было сказать в свою защиту (ср.: Пс. 106:42; Иов. 39:34,35; 42:6).     3:20. Большинство иудеев также признавали, что все люди грешили когда-либо и нуждаются в Божьей благодати; хотя некоторые иудеи полагали, что бывают исключения, они находили их чрезвычайно редко. Павел здесь побуждает своих читателей признать, что язычники буду спасены на тех же основаниях, что и евреи. Этот стих перекликается с Пс. 142— псалмом, прославляющим праведность и верность Бога. «Всякая плоть» — характерное еврейское выражение, обозначающее людей (или, в некоторых контекстах, «все сотворенное»).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Изображение в Пс. 31 мучительного состояния грешника, снедаемого угрызениями совести, и чувства внутреннего мира и блаженства в сознании прощения грехов своих, получаемого чрез покаяние и сокрушенное исповедание их пред Богом, как нельзя более идет к Давиду, который, после своего грехопадения, около года отлагая свое покаяние, пока не был вызван к тому обличением пророка Нафана, собственным опытом изведал всю тяжесть состояния нераскаянного грешника; а получив от Бога прощение грехов, после принесения сердечного раскаяния, тем живее познал и восчувствовал высокую цену блаженного состояния внутреннего мира с Богом и с своей совестью 576 . Так свидетельствуют о писателе этого псалма и Апостол Павел, который, приводя в послании к Римлянам (4, 6–8) начальные слова его, замечает, что именно «Давид называет в них блаженным человека, которому Бог вменяет праведность». Потому, если не подлежит сомнению, что Пс. 50 -й есть плод сердечного сокрушения Давида во грехах своих, после обличения его Нафаном пророком, то Пс. 31 -й бесспорно составляет выражение чувства радости и благодарности пред Богом за получение прощения грехов. Такое соотношение псалмов подтверждается и тем еще, что в 50 Пс., испрашивая у Бога прощения грехов и возвращения внутреннего мира и радости духовной, кающийся псалмопевец дает обещание научить беззаконных путям Божиим (ст. 15), а в Пс. 31 , по получении просимого, он действительно исполняет свое обещание, из собственного опыта предлагая грешникам урок не медлить покаянием и обращением своим к Господу 577 . Прочие покаянные псалмы – 6, 37, 38 и 142 – составляют собственно молитвы к Богу об избавлении от гонителей, в которых псалмопевец сознает праведное наказание Божие за грехи свои, и потому молит небесное милосердие о прощении и помиловании. Такие чувства псалмопевца очень идут к состоянию Давида, гонимого Авессаломом; почему, за исключением Пс. 6 -го, во многом впрочем почти буквально сходного с 37-м, большая часть и древних и новых толкователей относили эти псалмы к Авессаломову восстанию 578 , почему также в надписании одного из этих псалмов,142-го, в греч переводе после имени Давида издавна, и, может быть, самими переводчиками сделана была объяснительная прибавка относительно времени происхождения псалма: «когда он (Давид) гоним был сыном своим Авессаломом 579 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

И строго говоря, Шестопсалмие — это часть полночного, а вовсе не утреннего последования. К примеру, шестопсалмие можно обнаружить в древнем Часослове в виде ночного последования, именуемого «6м часом ночи», когда монахи именно в полночь, старались прочитывать 6 псалмов (тем самым определяя время суток). Этим, кстати, объясняется, почему Шестопсалмие принято читать в темноте. Этим же можно объяснить и его связь с памятью о Страшном Суде. Ведь церковное предание уверено, что Христос во второй раз к нам «грядет в полунощи», а потому утвердился обычай освящать ночь вплоть до рассвета молитвой и псалмопением в ожидании Его пришествия. По традиции Западной Церкви полунощница с утреней стали составлять одну службу, начинающуюся с 1 часа ночи. Со временем ночную службу стали начинать под утро (около 4:00 утра), и полунощницу читать перед Утреней и даже воспринимать ее как утреннюю молитву. Если говорить о принципе подбора псалмов, то, во-первых, псалмы в нем выбраны из разных мест Псалтири равномерно (3, 37, 62, 87, 102, 142), как бы представляя собой всю Псалтирь, которую когда-то по ночам подвижники прочитывали целиком. Во-вторых, из множества псалмов выбраны именно те, в которых встречаются упоминания ночи и утра ( Пс.3:6 : «Аз уснух и спах, востах»; Пс.62: 1 : «к Тебе утренюю», ст. 7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; Пс. 87:2 : «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст. 10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст. 13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя – и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; Пс.142:8 : «слышану сотвори мне заутра милость Твою»). На вопрос, возможно ли сокращение Шестопсалмия и каким образом, можно в ответ указать, во-первых, на то, что само Шестопсалмие делится на два трехпсалмия, первое из которых (3, 37, 62) более древнее, а второе (87, 102, 142) давно игнорируется практикой вычитывания утренних молитв священнослужителями во время его прочтения. И скорее всего вторая часть шестопсалмия появилась в качестве дополнения как раз для того, чтобы священнику успеть прочитать эти молитвы. Причем, говорят, что величина этого дополнения доходила от одного до трех и более триад. Слышите! не ограничивались одним лишь шестопсалмия, но могли читать до 12 псалмов и более, чтобы священник успел спокойно прочитать утренние молитвы, которые ему предписывает устав и служебник.

http://azbyka.ru/video/95-utrennee-psalm...

—425— «не оправдается ни один из живущих» ( Пс.142:2 ). Только фарисейское самомнение могло успокоиться на делах закона, для людей же, проникнутых истинным религиозным сознанием, веления закона становились тем требовательнее, чем они ревностнее исполнялись. Единственный выход из этого затруднения подзаконный человек мог найти только в надежде на Бога. Закон вселял в человека сознание постоянной греховности и чувство виновности и вместе с тем пробуждал в нём жажду помощи и спасения, которое бы за него совершил Сам Бог ( Рим.4:15, 3:19, 7:24, 8:3 ). С другой стороны, подзаконный человек имел несомненные основания для этой надежды. В его религиозном сознании живы были Божественные обетования, делавшие Израиля наследием Божиим, народом избранным, царем и священником в ряду прочих народов земли и открывавшие ему путь не только к личному избавлению, но и к спасению чрез него всех народов. Сам Бог служит залогом этого обетования и, верный всем Своим решениям, Он очистит и спасет Израиля, загладит беззакония и не помянет грехов его ради Себя ( Ис.43:25 ). Он клялся Собою Самим, что правда Его восторжествует и слова Его будут незыблемыми ( Ис.45:23 ), поэтому Он не отринет Своих людей, не оставит Своего достояния ( Пс.93:14 ). В этом Его верность обетованиям, Его правда, растворяемая милостью ( Пс.111:4, 84:11 ), спасающею Израиля, несмотря на то, что он не выполнил условий завета. 3639 И —426— вот, проникнутый сознанием собственного бессилия, отчаявшийся в своей правде, подзаконный грешник устами псалмопевца взывает к правде Божией: «суди меня, Боже, по правде Твоей» ( Пс.34:24 ), «правдою Твоею избавь меня, будь мне Богом Защитником» ( Пс.70:2–3 ). Недостаток его личного совершенства восполняется правдой Божественной и чувство ответственности за нарушенные обязанности уступает место упованию на милость Божию. Его праведность есть дар Божественной милости, требующей от него восполнять недостаток исполненных дел закона сознанием собственного греха ( Пс.31:2, 11, 39:11, 50:16, 64:4, 68:6:28 ), покорностью Его суду, страхом и надеждой на помощь ( Пс.36:9–12, 102:17, 112:1 и сл.; 68:7, 90:14–15). Эта уверенность в спасительной силе Божественной правды так глубоко проникала в сознание истинно-верующего израильтянина, что он, чувствуя свой наличный грех, в то же время был убежден в своей будущей правде, сознавая свою немощь, одушевлялся своей силой. Прямой контраст ему представляет собою тот нечестивец, который не в Боге полагает свою силу, а надеется на множество своего богатства и возмогает в своей суете ( Пс.51:8–9 ). Отсюда ветхозаветная праведность покоится не только на делах совершенного закона, но и на Божественных обетованиях; праведен, с точки зрения правильного ветхозаветного миросозерцания, не тот только, кто приобретает право исполнением своих обязанностей, но и тот, кому дано право по милости Божией, во имя его идеального назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010