«Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его» (36:1213). «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь» (36:1617). «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог , судящий на земле!» (57:1112). «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» ( Иов.40:8 ) Божье правление вечно. Его Царство непобедимо. ( Дан.2:4445 ). Все Его враги, включая дьявола ( Быт.3:15 ), бесов и смерть ( Ис.25:78 ) побеждены им. И это – истина. Ее понял даже царь Навуходоносор: «Власть Его – власть вечная, и царство Его – на все времена. Все живущие на земле – ничто; как захочет Он, так и поступит с силами небесными и с жителями земли. Никто не остановит руку Его и не скажет: «Что ты делаешь?» ( Дан.4:3132 ). Непобедимость Божьего воинства предполагает, что любой другой союз или альянс обречен. Ни одному из них нельзя доверять. Это было бы недальновидно и ошибочно. Соблазны этого мира – слава, богатство, мудрость, изысканность, культура, независимость – не более, чем иллюзия. «Господь разорит землю, опустошит ее – черты земли исказятся, рассеются ее обитатели! Одна судьба ждет народ и жреца, раба и его господина, служанку и хозяйку, покупателя и продавца, заимодавца и должника – того, кто давал взаймы, и того, кто занимал. Будет разорена земля, опустошена она будет. Это слово изрек Господь» ( Ис.24:13 ). Слово «истина» – хорошо характеризует природу Бога ( Пс.24:5, 30:6 ; Иер.10:10 ) и Его слова ( Пс.118:142, 151:160 ). Все другие истины – крупицы этой главной. «Вся истина исходит от Бога и является таковой лишь потому, что имеет отношение к Богу» 39 . Тот, кто отвергает истину Божью, ошибается и недальновиден в своих поступках. Изменение привычек и правильный образ жизни Десять Заповедей (Исход 20 и Второзаконие 5) лежат в основании ветхозаветной этической системы. То же можно сказать и о Новом Завете. Таблица, приведенная ниже, показывает, как разные аспекты жизни вытекают из божественной святости. Исполнение этих заповедей – это обучение правильному образу жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Посему и говорит Исаак Сирин : «молитва, совершаемая ночью, да будет для тебя досточестнее всех дневных занятий, ибо умственные озарения, подаваемые душе днем, исходят из света ночных молитв. Потому не думай, чтобы во всем делании твоем было какое-либо занятие важнее ночных молитв» 25 . «В ту ночь, – говорил некто из подвижников, – в которую стою на молитве: засыпаю с псалмопением, и по пробуждении весь день бываю как бы не принадлежащим миру сему: никакие помышления земные не приходят мне». Молитва и в сонном безмолвии не прекращается у тех, кто предается ночным молениям: внутри его всегда остается благоухание молитвы, – движения сердца его не иное что, как тайные гласы, воспевающие Сокровенного в тайне. А о чем должны молиться, тому научает Господь молитвою Отче наш ...» Без упования и терпения спасение невозможно «Ибо мы спасены в надежде: когда надеемся... тогда ожидаем в терпении» ( Рим.8:24–25 ). Нередко, при своем малодушии, говоришь: как и спастись? А враг пользуется сомнением и говорит: нет тебе спасения в Боге твоем. Нет у тебя добрых дел, и Бог тебя не спасет. И зову с пророком: «уныл во мне дух мой; восскорбел я в печали моей и смутился от голоса врага» ( Пс.142:4, 54:3–4 ). Но послушаю, что скажет Господь Бог . Он говорит: не бойся, ибо Я искупил тебя; Мой ты, Я Бог твой, Спаситель ( Исх.43:1, 3 ). Однако же люди и самые лучшие несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что возвещается от Бога ( Лк.24:25 ); то вот и вопиешь опять: «доколе, Господи, будешь забывать меня вконец? Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день [и ночь]?»( Пс.12:1–2 )?  Глас же Господень подкрепляет: «терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк.21:19 ); «претерпевший же до конца спасется» ( Мф.24:13 ). Значит, и святые спасались таким же образом, ибо слышим у пророка: «страха ради Твоего во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего» ( Ис.26:18 ) 26 . В Писании сказано: «если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» ( Сир.2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

В некоторых современных исследованиях возвещается чуть ли не извечное и божественное происхождение ветхозаветных предписаний и табу : «Все заповеди, весь Закон, не только Десятисловие, не требуют какого-либо еще обоснования (например, одна с помощью другой, как в государственных законах), потому что для них всех есть одно и то же повторяющееся обоснование: «Я — Господь (JHWH)». Он — истинен, поэтому и Закон Его и Заповеди Его — истинны (Пс 118:86, 138, 142). Иным словами, Закон — не относительные установления, чем-то обусловленные (временем, средой, ситуацией и т. п.), он основывается на Самой неизменной природе Бога, которая истинна и является источником блага». Однако такой подход, несмотря на всю свою привлекательность, способен завести христиан в опасные богословские тупики. Ведь если ветхозаветные заповеди отражают «неизменную природу Бога», то как же в самом Священном Писании утверждается, что Ветхий Завет имел некий изъян, «недостаток» (Евр 8:7)? Он назван ветхим, «а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр 8:13), что доказывается обетованием через пророка Иеремии Нового Завета (Иер 31:31–34). Апостол Павел в очень резких метафорах описал свой разрыв с ветхозаветным прошлым: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою (ζημαν — ущербом, потерей). Да и все почитаю тщетою (ζημαν — ущербом, потерей) ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался (ζημιθην — потерпел ущерб), и все почитаю за сор (σκβαλα от σκβαλον — остатки, отбросы, объедки, пепел, обломки кораблей), чтобы приобрести Христа» (Фил 3:7–8). Неужели Новый Завет также отражает «неизменную природу Бога», как и Ветхий? Почему же тогда свт. Иоанн Златоуст говорил, что «ветхозаветное так отстоит от новозаветного, как земля от неба»? Этот ошибочный подход во II веке н. э. привел еретика Маркиона к отрицанию тождественности ветхозаветного Бога (суровый Бог-Творец) и Отца Господа Иисуса, явившего Свою милость к людям (новозаветный Бог Любви).

http://blog.predanie.ru/article/kto-zhal...

Итак, «скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» ( Пс.142:8 ). Беседа об исповеди Первой добродетелью покаянного подвига мы назовем исповедь греха и своего греховного состояния перед Богом, собой и людьми. Исповедь – это естественный способ выражения покаяния как осознания своей греховности. «От избытка сердца глаголят уста» ( Мф.12:34 ). Кого постоянно мучают греховные страсти, тот и постоянно о них думает, переживает и хочет их исповедать. Необходимость исповедания своей греховности признавалась еще в Ветхом Завете ( Чис.5:7 ). И св. Иоанн Предтеча, готовя народ к принятию Сына Божия, требовал от него исповеди грехов ( Мф.3:6 ), называя это «достойным плодом покаяния» ( Мф.3:8 ), свидетельством и доказательством искренности. А когда апостолы ходили в языческие страны для обращения заблудших к вере, то обращавшиеся первым делом «исповедовали им все дела свои " ( Деян.19:18 ), ибо, как поясняют сами апостолы: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:8–9 ). Удивительна и неизреченна милость Божия, очищающая грех за одно лишь исповедание его грешником! Хочешь очиститься от греха? Признай его и скажи его. «Для этого не нужны ни труд, ни многословие, ни денежная издержка, ни что другое подобное: произнеси слово, откройся в грехе, и скажи: я согрешил» 3 , – наставляет св. Иоанн Златоуст . При этом есть одно немаловажное условие. Исповедовать свою вину требуется немедля, тотчас по ее осознании, дабы не последовало ожесточение, препятствующее раскаянию. Вспомним Каина, который не исповедал свой грех сразу. Потом духу уже сделать это не хватило. Ведь когда он убил Авеля, Господь, обличая, прямо его спросил: «Где Авель, брат твой? Но Каин ответил дерзко: Не знаю, разве я сторож брату своему? Тогда Господь сказал Каину: Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» ( Быт.4:9–10 ). И после этого наложил на него наказание, как считает св. Иоанн Златоуст , «не столько за убийство, сколько за бесстыдство» 4 , ибо Бог ненавидит не согрешающего, а не признающегося во грехе своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Полемика об Оригене превратила их былую дружбу с бл. Иеронимом в многолетнюю вражду. — Ред. 133 Евр 11:10, в Синод, переводе строитель Бог… — Прим. пер. 134 1 Кор 3:1, в Синод, переводе как с духовными… — Прим. пер. 135 Притч 4:6, в Синод, переводе (Притч 4:6,8)Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней. — Прим. пер. 136 Кол 3:19. 137 В Синод, переводе (Еф 5:25) Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь… — Прим. пер. 138 Песн 1:12, в Синод, переводе (Песн 1:11) был за столом своим. — Прим. пер. 139 Числ 24:9, в Синод, переводе как лев и как львица. — Прим. пер. 140 Песн 1:11–12, в Синод, переводе (Песн 1:10) золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками. — Прим. пер. 141 Песн 1:12–13, в Синод. переводе(Песн 1:12) Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня; у грудей моих пребывает. — Прим. пер. 142 Мф 26:6, в Синод, переводе (Мф 26:7) приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему на голову. — Прим. пер. 143 Лк7:37. 144 Мф 26:7; Мк 14:5 (в Синод, переводе Мк 14:3. — Прим. пер.); Ин 12:3. 145 В Синод, переводе Мф 26:8; Мк 14:4. — Прим. пер. 146 Ин 12:4. 147 Ин 12:5, в Синод, переводе Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? — Прим. пер. 148 Ср. Мф 26:11–13. 149 19 2 Кор 2:15, в Синод, переводе Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих. — Прим. пер. 150 Пс 37:6, в Синод, переводе от безумия моего. — Прим. пер. 151 Исх 30:34–35, в Синод, переводе (Исх 30:34) стакти, ониха, халвана душистого и чистого Ливана. — Прим. пер. 152 Мих 2 11–12, в Синод, переводе (Мих 2:12) Непременно соберу всего тебя, Иаков. — Прим. пер. 153 Дан 2:34, в Синод, переводе доколе камень не оторвался с горы. — Прим. пер. 154 1 Петр 2:7, в Синод, переводе камень преты–кания. — Прим. пер.; Ис 8:14. 155 Камень преткновения (греч.). — Прим. пер. 156 Ис 40:15, в Синод, переводе Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. — Прим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Помощник Поликарпа, солдат Авдей, был противоположного характера. Он был горяч, вспыльчив и страстно предан штунде, которой научился в бытность свою на юге России, в Николаеве. Разумностью Авдей не отличался. Зато он мог с силой выкрикивать разные возражения против Православной Церкви, – чем и покорял сердца своих неразборчивых «братьев». Подойдя к столу, сектанты поклонились нам и стали вынимать из карманов маленькие евангельица. Народ притих. О. Герасим пригласил всех пропеть «Царю небесный». Пели и сектанты. Потом он объявил, что беседа будет о крещении младенцев. Просил православных слушать внимательней, а сектантов умолял быть кроткими, терпеливыми и безпристрастными, – без чего нельзя рассуждать о предметах веры ( 1Пет.3:15 , ср. 2Тим.2:24–25 ). Беседу начал я речью о всеобщей греховности людей пред Богом. «Дорогие братья! – сказал я. – Бывают минуты, когда страсти плотские утихают в нас и голос совести раздается особенно громко в душах наших. Что мы тогда чувствуем? Не поражает ли сердце наше скорбь о своей нечистоте и греховности пред Богом? Не готовы ли мы бываем в такие святые минуты воскликнуть вместе с блудным сыном: «Отче! Согрешили мы против неба и пред тобою, и уже недостойны называться сынами твоими " … ( Лк.15:18–19 ). И если нас – христиан, порою, зазирает так совесть, – что сказать о древних, необлагодатствованных людях? Они, бедные, погибали во грехах своих. По свидетельству кн. Бытия, уже в допотопном мире «велико было развращение человеков... все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» ( Быт.6:5 ). От этой греховности не омыли людей и волны всемирного потопа. После жертвоприношения Ноя, Сам Господь сказал: " не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческаго – зло от юности его» ( Быт.8:21 ). В позднейшее время, св. царь Давид исповедал, что пред очами Всевидящего Бога люди все «равно непотребны; нет делающаго добро, нет ни одного» ( Пс.13:2–3 , ср. 142:2 и др.). То же слышим из уст Премудрого Соломона: «нет человека на земле, который не грешил бы» ( 3Цар.8:46 ), или по другому его выражению: «нет человека праведнаго на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл.7:20 , ср. Притч.20:9 ; Сир.31:11 ). Эту истину признает и страдалец Иов. Он восклицает: " кто бо чист будет от скверны ни кто же. аще и един день житие его на земли» ( Иов.14:1–5 ). А пр. Иеремия так описывает развращенность своих современников: «каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его? " ( Иер.17:9 ср. Дан.9:5, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Пребывая в греховной тьме, человек не мог сам оправдаться перед Богом, но душа его, имевшая в себе дыхание Творца, мучилась от этой безысходности и ждала избавления. Это очень хорошо отражено во многих псалмах Давида, в пророческих писаниях. Ощущая себя в рабстве греху, лучшие представители человечества осознавали, что только Господь может вызволить их, ибо никто из людей не мог достигнуть истинной праведности перед Богом. " Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные " (Евр.4:12). Посему некогда молил Бога царь Давид: " Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих " (Пс.142:2). Так была испытана и сыновья любовь праведного Иова, которая, когда обрушились на него несчастья, вырвалась из его сердца воплем: " Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас " (Иов.9:33). Но далее Иов пророчески прибавляет: " Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию " (Иов.19:25). Страдали не только люди, но и вся тварь, как пишет апостол в Послании к Римлянам, " с надеждою ожидает откровения сынов Божиих " (Рим.8:19), потому что проклята земля за грех Адама, и " вся тварь совокупно стенает и мучится доныне " (Рим.8:22) и ждет избавления. Унижение и греховное разрушение первозданной природы человека, потеря им чести царя и владыки всякой земной твари нетерпимы было любящему Творцу. Но Бог при сотворении удостоил человека Своим Образом и даровал его воле полную свободу выбора. Исцеление человека невозможно, пока он сам, добровольно и охотно, не откажется от своей свободы делать зло . Нужно было привести его к осознанию необходимости для своего же блага принести в жертву Богу все свои мысли и стремления души, подчинить свою ложную и темную " правду " , то есть свою самость , истинной правде, ставшей в следствии падения Адама чуждой всякой человеческой душе.

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/12/...

Что произошло? Да, собственно, ничего особенного: у входа в храм одна из наших паломниц совершенно случайно заговорила с человеком в казачьей форме и яркими золотыми погонами. Он спросил, откуда она приехала. Узнав, что из Минска, почему-то проявил особое участие, и, услышав, что мы хотели бы приложиться к мощам, да, похоже, не успеваем, сказал, что все устроит. И действительно каким-то чудом устроил… Момент, когда я подошла к мощам, помнится ярко и точно — будто это было вчера. В те краткие секунды возле святыни что-то, о чем болело и печалилось сердце, выплеснулось и воплотилось в словах. А что-то вырвалось просто как вздох, как движение души ввысь, в котором — и печаль, и надежда, и жаркая мольба. В те краткие секунды возле святыни что-то, о чем болело и печалилось сердце, выплеснулось и воплотилось в словах «Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26). В такие моменты чувствуешь себя ребенком, у которого так много желаний, и он не знает — чего же на самом деле хочет больше всего… Спустя месяц после поездки в моей жизни произошли события, которые, уверена, стали ответом на молитву, обращенную к преподобному Сергию, и я получила в точности то, к чему была готова на тот момент, — но не более этого. Жизнь моя кардинально изменилась, но главное — изменилась я сама, мои мысли, взгляд на мир. Перемены принесли много, очень много радости. И в то же время поставили новый вопрос: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду (укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти)» (Пс. 142, 8)… У лаврского источника      Немало лет прошло с той памятной июльской поездки, и я видела еще множество случаев, когда Бог исполнял разные желания — не только полезные, но и недальновидные, и запутанно-неясные, и даже страстные. Зачем? Быть может, получив желаемое, мы быстрее сможем оценить подлинную значимость и нужность того, к чему стремились? Так ребенок порой настойчиво хочет прикоснуться к огню или просит у родителей вещь, которой может пораниться. Дать или не дать? Каждый из нас поступит по-своему. И Бог решает по-своему — «непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11, 33).

http://pravoslavie.ru/147246.html

1, 8, 17, 18; 3, 10-11; 7, 17). Только в Боге находит человек упокоение. " Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек " (Пс. 72, 25-26). Епископ Феофан Затворник (113, 178). Христос непременно явит Себя в нас, если мы истинным покаянием докажем решительное произволение, чтобы он обитал в нас (112, 401). Желающие приблизиться к Богу и соединиться с Ним блаженным соединением навеки должны начать это святое дело с тщательного изучения Слова Божия, с изучения Евангелия, в котором сокровен Христос (111, 7). Жизнь по заповедям Господа дарует нам Его таинственное явление. Он является духовно внутри сердца, когда ученики Господа - понятия, возникшие и усвоенные умом из Евангелия,- соберутся в сердце, закроют его двери, чтобы не проникли туда иудеипомышления (Ин. 20, 19), враждебные Господу, отвергающие все святое учение Его (111, 142). Невозможно приблизиться к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе как при содействии Господа нашего Иисуса Христа, единого посредника и ходатая, единого средства к общению между Богом и людьми (111, 167). Вечное блаженство-духовно, Божественно. Только тот может наследовать это блаженство, кто предварительно расторг общение с грехом и вступил в святое общение с Богом (111, 253). Господь наш Иисус Христос - среди нас. Его нет только для того, кто отвергает Его присутствие... Сам Господь сказал ученикам Своим: " Се, Я с вами во все дни до скончания века " (Мф. 28,20) (111, 273). Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев (111, 470). Чтобы восстановить общение человека с Богом, иначе - для его спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ - совершено было Самим беспредельным Богом (111, 470-471). Истинный христианин почивает в Господе и Господь почивает в нем; христианин облечен во Христа и в христианине - Христос (111, 75).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

1 хор Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь.  2 Духом уст Его – всё воинство их.  1 С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих.  2 Огонь перед Ним загорится, и вокруг Него – буря сильная.  1 Угли возгорелись от Него. И наклонил Он небеса, и сошёл.  2 От блистания пред Ним прошли облака, град и угли огненные.  1 Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли.  2 И поклонятся пред Ним все племена народов.  1 Свидетельство Господне верно, умудряющее младенцев.  2 Земля поколебалась и небеса растаяли от лица Бога Синая.  1 Дождь обильно прольешь Ты, Боже, на наследие Твое.  2 Ты поставишь их князьями по всей земле.  1 Во всю землю вышел голос их, и в концы вселенной речи их.  2 Пошлешь Духа Твоего – и будут созданы, и обновишь Ты лицо земли.  1 Дух Твой благой поведёт меня в землю правды.  2 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня.  1 Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.  2 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня.  1 Господь даст благовествующим слово с силою многою.  2 Господь силу народу Своему даст, Господь благословит народ Свой миром. Слава, и ныне:  Аллилуиа,  трижды. Пс 18:2; 32:6; 32:13 ; 49:3Б; 17:9В–10А; 17:13; 21:28А; 21:28Б; 18:8Б; 67: 9А; 67:10А; 44:17Б; 18:5; 103:30; 142:10Б; 50:12; 50:13; 50:14; 67:12; 28:11. По полиелеи седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно: После полиелея седален, глас 8 По востании Христе, еже из гроба,/и еже к высоте небесной божественном вознесении,/боговидцем славу Твою низпослал еси Щедре,/Духа праваго обновивый учеником./Темже яко гусль мусикийская, всем уяснися/божественным бряцалом тайно Спасе глашения, и смотрение Твое.  [Дважды.] По воскресении Твоем, Христе, из гроба/и к небесной высоте божественном вознесении,/боговидцам ниспослал Ты Свою славу, Милосердный,/Дух Правый обновив в учениках;/потому они, как лира музыкальная,/таинственно изъяснили всем/возглашения свои под воздействием божественным/и Твое, Спаситель, домостроительство.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/den-svyat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010