26:37,38. Слова Иисуса о Своей скорби имеют ветхозаветную основу (Пс. 41:6,7,12; 42:5; Ион. 4:9; ср.: Пс. 141:3—6; 142:3,4); ср.: Мф. 27:46.     26:39. Возможно, «чаша» (2022; ср.: 27:48) указывает на ветхозаветный образ чаши Божьего гнева, изливаемого на народы; см. коммент. к Мк. 10:39. Еврейские читатели, должно быть, воспринимали превознесение Божьей воли вопреки собственным страданиям как высшую добродетель (напр.: 1 Мак. 3:59,60; раввины; Свитки Мертвого моря).     26:40. Ученики должны были бодрствовать как привратник из притчи в Мк. 13:34—36. В пасхальную ночь было принято не спать допоздна и прославлять совершенное Богом искупление. Ученики были способны бодрствовать, ведь в своей жизни им не раз доводилось подолгу не ложиться спать в пасхальные праздники. Согласно иудаистскому учению (впрочем, более позднему), если кто-либо из участников пасхальной группызасыпал, вся группа распадалась.     26:41—46. «Искушение» здесь означает испытание. Учитывая использование этого понятия в еврейском религиозном обиходе, можно предположить, что Иисус сказал следующее: «Чтобы не пасть жертвой испытания, которое вам предстоит». Противопоставление «духа " и «тела» просто означает, что человек может иметь добрые намерения (26:33; ср. использование слова «дух» в Книге Притчей), но тело подвержено усталости. Римляне высоко ценили верность и чувство долга; высшей ценностью иудаизма была преданность Божьему закону вплоть до самопожертвования. Таким образом, все первые читатели Матфея, несомненно, восприняли непреклонную верность Иисуса Своему призванию как героизм.     26:47—56 Исполнение предсказания о предательстве    Дополнительную информацию см. в коммент. к Мк. 14:43—52.     26:47. Люди, посланные старейшинами и первосвященниками арестовать Иисуса, вероятно, принадлежали к храмовой страже. Они пришли, готовые встретить вооруженное сопротивление Того, в Ком подозревали мессианского мятежника.     26:48—50. Поцелуй был знаком любви среди членов семьи и близких друзей, а также выражением почтения и любви ученика к своему учителю. Поэтому поцелуй Иуды — акт особого лицемерия (ср.: Прит. 27:6). ВДревности высоко ценились гостеприимство, дружба и верность договору, а потому эта история предательства, вероятно, должна была ужаснуть первых читателей Матфея. Поступок Иуды считается самым отвратительным из всех мыслимых видов предательства. Иисус стал невинной жертвой его предательства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вот экзегетические беседы Севериана, которые исследователи с большой долей вероятности определили среди творений святого Златоуста: О печатях книг//PG 63, 531–544 (здесь изложены экзегетические принципы автора); О том, что Законодатель Ветхого и Нового Завета один//PG 56, 397–410; Шесть бесед о сотворении мира//PG 56, 429–500 (см. также изд. Κ. . Δυοβουνιτη: κκλ. Φρος 13, 1914, 58–69, 119–144); О собеседовании в раю (фрагмент на греческом языке, изд. Κ. . Δυοβουνιτη: κκλ. Φρος 13, 1914, 144–148); О том, как Адам получил душу (издание трудов Златоуста H. Savile. Т. 5, 1613, 648–653); Изложение того, как первый человек через непослушание отверг данный ему образ по подобию Божию, и как через нового Адама снова в него облекся//PG 56, 522–526; О жертвах Каина//PG 62, 719–722; О сказанном Авраамом: «Положи руку твою под стегно мое» ( Быт.24:2 )//PG 56, 553–564; Слово о Моисеевом змее//PG 56, 499–516; Беседа девятая о Ное (изд. Κ. . Δυοβουνιτη: κκλ. Φρος 13, 1914, 148 etc.); Против иудеев о медном змее//PG 61, 793–802; Воспойте Господеви песнь нову ( Пс.95:1 )//PG 55, 619–630; На слова: «Господь воцарился» ( Пс.96:1 )//PG 55, 603–612; О Вочеловечении//PG 59, 687–700; На сказанное: «В начале было Слово» ( Ин.1:1 )//PG 63, 543– 550; На слова: «Какой властью Ты это делаешь?» ( Мф.21:23 )//PG 56,411–428; На слова: «Как Он знает Писания, не учившись?» ( Ин.7:15 )//PG 59, 643–652; На слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф. 26, 39 )//Изд. Ch. Martin//Le Museon 48, 1935, 311–321; ZellingerJ. Studien zu Severian von Gabala. Münster, 1916. S. 9–21; O хананейке и o фараоне//PG 59, 653–664; О блудном сыне и о покаянии//PG 59, 627–636; Об исцелении слепого//PG 59, 599–610; Притча о смоковнице//PG 59, 585–590; О предательстве Спасителя//PG 59, 713–730; Об Иуде предателе//PG 86, 525–536; Об умовении (WengerA. Melanges V; Grumel II, 1967, 219–234=Revue des Etudes Byzant. 25); O сотнике и против манихеев и аполлинаристов (Aubienau M. Un traite inedite de Christologie de Severian de Gabala in Centurionem et contra Manichaeos et Apollinaristas. Geneve, 1983. P. 108–141);

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Автор пс. 73 не так глубок. Он описывает счастье нечестивцев, их надменность и в то же время их притягательную силу для народа в таких чертах: «они не знают страданий, здорово и тучно их тело; поэтому гордость украшает их шею, их окутывает, как одежда, насилие. Их грехи исходят от жира их сердца, они насмехаются и говорят злобно... они направляют речь своих уст против неба, их язык идет по земле. Оттого народ поворачивается к ним; они говорят: где же всеведение Бога, разве знает Он? Вот каковы беззаконники, и вечно без помех увеличивают они свое имущество». Изобразив эту соблазнительную картину, автор псалма говорит, что на минуту усомнился в пользе праведности: «напрасно я соблюдал чистоту своего сердца и омывал невинностью мои руки». Но сейчас же он уразумел, что такое его поведение позорно: «я был перед Ягве, как скот неразумный», и что, несомненно, такое счастье беззаконников мимолетно: «Ягве превратит в один момент их счастье в пустыню». А для себя самого поэт ничего на земле не желает, так как имеет на небе Ягве: его богатство – близость к Богу, его прибежище – Ягве. За этими псалмами естественно следует весьма многочисленная группа псалмов, где проблема уже не ставится, ибо она всё равно неразрешима. Идёт самая ожесточенная борьба; праведники совсем стеснены, им нечем жить и дышать, и они только жалуются и молятся. Из всех псалмов этой группы (сюда относятся: 3, 4, 5, 6, 7, 11, 12, 13, 17, 22, 25, 26, 27, 28, 31, 35, 36, 38, 39, 40, 41, 52, 54, 55, 56, 57, 58, 64, 69, 70, 91, 94, 109, 140, 141, 142, 143) мы выделим для характеристики небольшую группу псалмов: 11, 12, 22, 35, 36, 69 и 109. Праведники стеснены: помоги Ягве, а то скоро не останется ни одного праведника (пс. 12). Ягве совсем оставил своих слуг, славящих его в собрании верных; праведники уже не люди, а черви, поношение людей, которые кивают головами, улыбаются и говорят: пусть Ягве спасёт тебя! За что Ягве оставил праведников, непонятно; от утробы матери Ягве их Бог, веру в него они всасывали с материнским молоком.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

34. Pag. 968. 35. Pag. 968. 36. Pag. 968. 37. Pag. 969. 38. Pag. 970. 39. Pag. 970. 40. Pag. 970. 41. Pag. 972. 42. Pag. 974. 43. Pag. 974. 44.  …сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19. Pag. 974). 45. Pag. 974. 46. Pag. 974. 47. Pag. 975. 48. Pag. 975. 49. Pag. 976. 50.  Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя (Пс. 7. 17). 51. Pag. 976. 52. Pag. 1084. 53. Pag. 1071. 54. Pag. 1069. 55. Pag. 1069. 56. Pag. 1069. 57. Pag. 1067. 58. Pag. 1071. 59. Pag. 1069. 60. Pag. 1077. 61. Алфавитный патерик. 62. Pag. 1077. 63. Pag. 1077. 64. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 269. 65. Pag. 1073. 66. Pag. 1073. 67. Pag. 1073. 68. Pag. 1073. 69. Pag. 1075. 70. Pag. 1075. 71. Pag. 1075. 72. Pag. 1075. 73. Pag. 1075. 74. Pag. 1075. 75. Pag. 1075. 76. Pag. 1075. 77. Pag. 1075. 78. Pag. 1075. 79. Pag. 1075. 80. Pag. 1075. 81. Pag. 1076. 82. Pag. 1076. 83. Pag. 1076. 84. Pag. 1076. 85. Алфавитный патерик. 86. Pag. 1076. 87. Алфавитный патерик. 88. Pag. 1076. 89. Pag. 1076. 90. Pag. 1076. 91. Pag. 1076. 92. Pag. 1076. 93. Pag. 1076. 94. Pag. 1076. 95. Pag. 1076. 96. Pag. 1076. 97. Pag. 1076. 98. Pag. 1077. 99. Pag. 1077. 100. Pag. 1077. 101. Pag. 1077. 102. Pag. 1077. 103. Pag. 1077. 104. Pag. 1077. 105. Pag. 1077. 106. Pag. 1077. 107. Pag. 1077. 108. Pag. 1077. 109. Pag. 1077. 110. Pag. 1077. 111. Pag. 1077. 112. Pag. 1078. 113. Pag. 1078. 114.  …все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2. 16). 115. Pag. 1078. 116. Pag. 1078. 117. Pag. 1078. 118. Pag. 1078. 119. Pag. 1078. 120. Pag. 1078. 121. Pag. 1080. 122. Pag. 1080. 123. Pag. 1080. 124. Лк. 12. 35. 125. Pag. 1080. 126. Pag. 1080. 127. Pag. 1080. 128. Pag. 1080. 129. Pag. 1080. 130. Pag. 1080. 131. Pag. 1080. 132. Pag. 1080. 133. Pag. 1080. 134. Pag. 1080. 135. Pag. 1080. 136. Pag. 1081. 137. Pag. 1081. 138. Pag. 1081. 139. Pag. 1081. 140. Pag. 1081. 141. Pag. 1081. 142. Pag. 1081. 143. Pag. 1081. 144. Pag. 1081. 145. Pag. 1081. 146. Pag. 1081. 147. Pag. 1081.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

По учению преп. Нила, смирение – это самая важная добродетель, без которой человек не может спастись. Оно является также необходимым условием для развития и укрепления всех христианских добродетелей. «Смирение, – говорит преп. Нил, – это стена других добродетелей; оно всецело сохраняет богатство души» . Поэтому преп. Нил постоянно требует от своих учеников, чтобы они прибегали к «непоколебимому столпу смиренномудрия» . «Более всего, – пишет он аскету Викентию, – смиряй свое сердце, считай себя ни за что и уничижай себя, дабы не поползнулся ты в гордость, и вместо пшеницы не пожал бы плевелы, и не пропали бы твои труды» . Дабы яснее выделить значение смирения, преп. Нил в своих поучениях часто вспоминает евангельского мытаря, который одним смирением оправдался пред Богом. Так, например, своему ученику, скорбевшему из-за того, что не имеет он материальных средств и потому не может оказывать помощь нищим, преп. Нил пишет: «Одним смирением спасен мытарь. Да и Сам Господь говорит, что “кто унижает себя, тот возвысится” (Мф. 23: 12). Посему и святой Давид в свое оправдание выставляет смирение, говоря: “Вонми молению моему, яко смирихся зело” (Пс. 141: 7); и далее: “Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя” (Пс. 24: 18). Посему и ты не скорби и не говори: нет у меня денег, чтобы непрестанно подавал я нищим. Ведь если ты ничего у себя не имеешь, то Бог и не требует (этого) от тебя. Только не закосни принести Спасителю то, что имеешь, то есть сокрушенное и смиренное сердце и теплую молитву, и не уничижит тебя Любящий смиренных и удостаивающий их Своего утешения» . Смиренным Господь ниспосылает Божественную благодать, изливающую богатые духовные дарования. Сам Иисус Христос Своей жизнью на земле явил нам величайший пример смирения. И преп. Нил призывает подражать этому идеалу. Так, в письме комиту Феодиту он, в частности, говорит: «Господь и Владыка всяческих, жительствуя во плоти среди людей, всем явил образец смирения и заповедал нам подражать Ему, сказав: “Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” (Мф.

http://pravoslavie.ru/3251.html

По учению преп. Нила, смирение – это самая важная добродетель, без которой человек не может спастись. Оно является также необходимым условием для развития и укрепления всех христианских добродетелей. «Смирение, – говорит преп. Нил, – это стена других добродетелей; оно всецело сохраняет богатство души» 265 . Поэтому преп. Нил постоянно требует от своих учеников, чтобы они прибегали к «непоколебимому столпу смиренномудрия» 266 . «Более всего, – пишет он аскету Викентию, – смиряй свое сердце, считай себя ни за что и уничижай себя, дабы не поползнулся ты в гордость, и вместо пшеницы не пожал бы плевелы, и не пропали бы твои труды» 267 . Дабы яснее выделить значение смирения, преп. Нил в своих поучениях часто вспоминает евангельского мытаря, который одним смирением оправдался пред Богом. Так, например, своему ученику, скорбевшему из-за того, что не имеет он материальных средств и потому не может оказывать помощь нищим, преп. Нил пишет: «Одним смирением спасен мытарь. Да и Сам Господь говорит, что «кто унижает себя, тот возвысится» ( Мф.23:12 ). Посему и святой Давид в свое оправдание выставляет смирение, говоря: «Вонми молению моему, яко смирихся зело» ( Пс.141:7 ); и далее: «Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя» ( Пс.24:18 ). Посему и ты не скорби и не говори: нет у меня денег, чтобы непрестанно подавал я нищим. Ведь если ты ничего у себя не имеешь, то Бог и не требует (этого) от тебя. Только не закосни принести Спасителю то, что имеешь, то есть сокрушенное и смиренное сердце и теплую молитву, и не уничижит тебя Любящий смиренных и удостаивающий их Своего утешения» 268 . Смиренным Господь ниспосылает Божественную благодать, изливающую богатые духовные дарования. Сам Иисус Христос Своей жизнью на земле явил нам величайший пример смирения. И преп. Нил призывает подражать этому идеалу. Так, в письме комиту Феодиту он, в частности, говорит: «Господь и Владыка всяческих, жительствуя во плоти среди людей, всем явил образец смирения и заповедал нам подражать Ему, сказав: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 )» 269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Он же стенящ обратися вспять, унизился и ниспал. Нечистота его пред ногама его; не помяне последних своих, он не думал, что сие воспоследует с ним, и низведеся пречудно: и несть утешаяй его. В таковом униженном положении находится ныне всякий падший человек! О когда бы всякий падший человек, пришед в себя от безумного усыпления своего, очувствовавшись и образумившись от пьянственного очарования, беспристрастно воззрел на себя, и в себя, увидел все, и внешнее, и внутреннее безобразие свое, все скверны и мерзости свои, живо познал все ниспадение и унижение свое, и из глубины сердца возопил к Господу, могущему ниспадших восставлять: виждь, Господи, смирение мое, яко возвеличися враг ( Плач.1:8–9 )! О когда бы всякий падший человек, познав бедность и подлость души своей, несмотря на великое богатство и на высокие чины свои и возведши очи свои к небесам, сердечно произнес сию Давидову молитву: к Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея, как рабы и рабыни пристально взирают на господ своих и ожидают или милости, или повелений их: тако очи наши всегда обращены ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения ( Пс.122:1–3 ). О когда бы всякий падший человек, презрев суету мира, возгнушавшись похотями плоти, отвратившись от злобного сатаны, признавши их существенными врагами своими, и душу, и тело погубляющими, обратился ко Господу и умиленно просил Его тако глаголя: воззвах к Тебе Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Вонми молению моему, яко смирихся и унизихся зело, избави мя от гонящих мя внутренних врагов, яко укрепишася паче мене ( Пс.141:6–7 ), освободи мя от рук их и восстави мя. А разве есть еще возможность, спросишь ты, толико упадшему, повредившемуся и унизившемуся человеку паки восстать, исправиться и возвыситься? Без сомнения, есть. Как в непорочном состоянии сокрывалась внутри человека, в свободной воле его, возможность к падению: так в состоянии падения заключается в человеке возможность к восстановлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Кто смотрит на священное писание не как на сплочение разнообразных элементов, не имеющих между собою никакой связи и единства, а как на органическое единство, в котором учение о предметах религиозного верования уясняется и развивается постепенно, для того весьма важно спросить: в каком виде Екклесиастом решается вопрос об оправдании правосудия Божия в виду видимых беспорядков и противоречия в мире, особенно в отношении к такому народу, каков израильский, которому издревле даны были обетования о наследия земли и владычестве над миром? (Второзак.28:1). Учение о праведном Воздаянии по сию сторону гроба, на земле, есть одно из основных учений Ветхого Завета. Предмет веры Израиля – святой, правосудный и всемогущий Бог . Если Он свят, то может одобрять и награждать в людях только то, что согласно с Его свойством – святостью; если Он правосуден, то должен устанавливать строгое отношение между судьбою человека и его нравственными заслугами; если Он всемогущ, то ничто не может воспрепятствовать обнаружению Его свойства – правосудия. Так образовалось у евреев представление о строгом соответствии между судьбою и заслугами человека; а так как взгляд древнего Израиля ограничивался пока более землею, то и выработалось представление о воздаянии по сию сторону гроба, представление о строгом соответствии между физическим и нравственным миропорядком. Внезапно, обрушившееся на жизнь несчастие – божественное наказание; спокойное наслаждение благами жизни – небесная награда: – это воззрение сделалось краеугольным основанием ветхозаветной религии. После правого дела следует награда, после злого – наказание: это девиз всего Моисеева закона. Такой взгляд на нравственное мироправление со всею строгостью проведен у Моисея, начиная с 3 гл. кн. Бытия и оканчивая 32 гл. кн. Второзакония 66 . Он господствует во времена Давида (ср. 1Цар.24:13–16; 26:23 ; Пс.52:7 и д.; 54:7–9; 35:1–10, 22–28; 7:9–14; 17:1, 12; 141:10; 140:10–14, 26:1, 2; 28:1–3; 53:20–24) и Соломона (ср. Притч.10:6; 11:5–8, 19; 12:7 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Клеветническим обвинениям ( Пс. 139 ) здесь противостоит просьба оградить уста псалмопевца от злоречия (3), дать ему возможность вознести моление (1–2), и тогда, по прошествии бедствий, слова его будут «кротки» (6, см. ниже). Псалом сам по себе льется, как непрерывная молитва, язык веры движет псалмопевцем. 1–4 Чистая молитва. Давид хочет, чтобы Господь услышал в его молитве благоговейное отношение к обряду жертвоприношения, установленному Им ( Исх. 29:38–42; 30:8 ). Но чистая молитва, направленная к Богу, не может произноситься нечистыми, лукавыми устами (3; Иак. 3:10–12 ). 4 Молитва о чистых устах должна быть и молитвой о чистом сердце. Не вкушу – опасность искушения подчеркивается возможностью компромисса с противником. Вкушать «от сластей их», т. е. вступить в дружбу с ними или, в более широком смысле, – разделять их вкусы во всем. 5–6 Непрестанная молитва. Псалмопевец оставляет без ответа враждебность нечестивых по отношению к себе (1–4). Его смирение и стойкость духа позволяют ему пойти дальше и принять обличения (5) от людей, понимающих его. Может создаться впечатление, что праведник обличает его за молчаливую уступчивость, призывая его к ответу или противодействию. Но это не так. Голос молитвы будет слышен до тех пор (6), пока злодеи и «вожди их» не погибнут; они будут слышать его слова, слова, которые «кротки». Неправедные суды остаются отличительной особенностью смутного времени (ср.: 1Цар. 8:1–3 ). Наказание таких судей (ср.: 2Пар. 25:12 ) ознаменует собой конец бедственных времен. В этот день его добровольное молчание кончится, без мстительной радости, в кротости слов. 7–10 Охранная молитва. Давид и его сторонники испытывают невероятные страдания, их как будто «дробят» и закапывают в землю (7), но (8) есть Вездесущий Бог, на Которого он уповает (очи), их Господь, ихубежище, Который услышит его молитву о спасении (не отринь души), сохранит его (9), воздаст по делам беззаконникам и дарует ему силы пережить скорбь и страдания (10). Псалом 141. Одиночество (О надписании см.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Antiquit. X. 228. 135 На самом деле 55 лет и 3 месяца. Однако, под этим периодом времени нужно разуметь не время правления тирских царей и судей, а сумму лет, протекших от разрушения Храма Навуходоносором до восстановления его при Кире, т. е. пятьдесят лет. Reinach и Gutschmid исправляют 54 на 50. 136 Начало осады Тира совпало с годом завоевания Навуходоносором Иерусалима и разрушением Храма, как видно из Иез. 26.7:12. Этот год был девятнадцатым (по Библии) и восемнадцатым (по исчислению Иосифа) годом царствования Навуходоносора. Gutschmid предлагает чтение «семнадцать» вместо «семь». 137 Гермипп из Смирны, жил в III в., автор жизнеописаний философов, в том числе и Пифагора. 138 О нем ничего не известно. 139 Ср. Antiquit. II. 80. Возможно, намек на басню о почитании осла. 140 Все, что не относится к λιτον υδωρ пифагорейцев. У евреев подобного предписания не существует. 141 Ученик Аристотеля, ум. в 287 г. В особенности известен своими сочинениями по ботанике. 142 Лев. 1:2, 2:5; Пс 40.7 и др. В Септуагинте δωρα См. Zeitlin S «Korban». Jew. Quart. Rev. 53 (1962—63) p. 160—163. 143 Herod. II. 104. Cp. Antiquit. VIII. 262. 144 Река в Каппадркии, впадает в Черное море. 145 Река в Пафлагонии, также впадает в Черное море. 146 Народ, живший около Черного моря, известен также под именем макрокефалов. 147 Иосиф представляет дело так, будто Геродот говорит о евреях. В сочинении последнего нигде не встречаются прямые указания относительно евреев и населяемой ими стране. Однако, если Геродот имел в виду филистимлян, которые не знали обрезания, он ошибался. Потому Иосиф, по всей видимости, прав в своем рассуждении. 148 Родом с о. Самос, современник и друг Геродота (Stiab. VII. 9 303). Известен как автор исторического эпоса о греко-персидских войнах. 149 Dornseiff F. Echtheitsfragen Antik-Griechicher Literatur. Berl., 1939, S. 67, считает, что отрывок подлинный, однако, маловероятно, что имеются в виду евреи. У позднейших писателей зачастую Ιερουσολυμα употребляется в сокращенной форме Σολυμα , что явилось причиной сопоставления упоминаемых у Гомера солимов, жителей Малой Азии (Od. 5. 283), с евреями (ср. Тас. Hist. V, 2). Также описание воинов не может быть отнесено к евреям, которым запрещалось коротко стричься (Лев. 19.27, Иер 9.26). Возможно, в приведенной цитате имеются в виду эфиопы (ср. Herod. VII. 70).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3448...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010