«Достопамятные сказания», изречения преподобного Пимена Великого, гл. 90. 126. Слово 55. 127. Четьи-Минеи, житие преподобного Исаакия 14 февраля, житие преподобного Никиты 31 января. 128.  …противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5. 8). 129. Четьи-Минеи, 1 сентября. 130. Преподобного Макария Великого Беседа 26, гл. 3. 131. Добротолюбие. Ч. 2. Гл. 73. 132.  …многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят (Мф. 24. 5). 133. Такое поклонение воздал диаволу, явившемуся в виде Христа, преподобный Исаакий Печерский, и страшно пострадал. 134. Апреля в 22 день. 135. Последняя из глав зело полезных преподобного Григория Синаита. Добротолюбие. Ч. 1. 136.  По плодам их узнаете их (Мф. 7. 16, 20). 137. Евр. 5. 14. 138. Рукопись. 139. Четьи-Минеи, житие преподобного Пахомия Великого, мая в 15 день. 140. Быт. 3. 141. Быт. 4. 142. Ср.: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9. 22). 143. Слово 7, гл. 7. 144.  …служили Ему (Мф. 4. 11). 145. Лествица, Слово 27. Преподобного Нила Сорского Слово 11. Пролог января в 9 день, о монахе, прельщенном бесами. Житие преподобного Никиты Печерского, Четьи-Минеи 31 января. 146. Преподобный Нил Сорский, Слово 11; так рассуждают и прочие наставники христианского подвижничества. 147. О слепоте духа много говорит святой Тихон Воронежский в келейных письмах своих. Томы 14 и 15. 148.  …неужели и мы слепы? (Ин. 9. 40.) 149. Ин. 9. 39, 41. 150.  Безумные и слепые! (Мф. 23. 17.) 151. Добротолюбие. Ч. 3. 152.  Вкусите, и увидите (Пс. 33. 9). 153. Св. Исаак Сирский, начало 59 Слова. 154. Изречение преподобного Иоанна Колова, Алфавитный патерик. 155. Мф. 5. 39. 156. Мф. 5. 38. 157. Алфавитный патерик. 158. Иноков Каллиста и Игнатия о безмолвии и молитве, гл. 68. Добротолюбие. Ч. 2. 159. Лествицы Слово 4, гл. XXXV. Этого же мнения и все святые Отцы. 160. Ср.: Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи (Пс. 118. 104). 161. Ин. 13. 2. 162. Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Писал еще некто другому: «слышу, что ты, ухватившись за книгу, сидишь с раннего утра и до захождения солнца каким-то неповоротнем. Но не так поступал первоначальник наш Антоний; он, по указанию ангела, то садился за рукоделие, то опять вставал на молитву. И ты, хорошо зная, что не можно из одного камня построить дом, не думай, что нужно заниматься одною добродетелью – чтением Писаний; но при сем необходима и молитва». Молитва Да исправится молитва моя пред лице Твое ( Пс.140:2 ), – взывал пред Богом пророк Давид. Значит, можно и так еще молиться, как бы Бог отвратил или закрыл лице Свое от молящегося. Можно молиться по-иудейски – быть самодовольным и спокойным; такие думают, что они служат Богу, но Господь им говорит: приближаются ко Мне люди сии и устами почитают Меня, но сердце их далеко отстоит от Меня, и они всуе чтут Меня ( Мф.15:9 ). Можно еще молиться и по-самарянски, как Господь сказал самарянке: вы не знаете, чему кланяетесь ( Ин.4:2 ). Много есть поклонников истинного Бога, но немногие умеют Ему поклоняться в духе и истине ( Ин.4:2 ), каких ищет себе Господь. Многие не разумеют, что угодно Богу, но знают одно человеческое, – заботятся о земном, и просят не на добро, а чтобы употребить для своих вожделений. Таким говорит Господь: егда умножите моление, не услышу вас; егда прострете руки ко Мне, отвращусь от вас ( Ис.1:15 ). Все эти поклонники лицемерные и неразумные вменяются за ничто пред Богом, который ищет таких, которые поклоняются Ему в духе и истине, – имеют дух сокрушенный и умоляют от чистого сердца. Сказано нам: смиритесь пред Господом, – сокрушайтесь, плачьте и рыдайте ( Иак.4:8, 10 ). Должно работать Господу со страхом и даже радоваться пред Ним с трепетом; а иначе бывает некрасна и похвала в устах грешника. Фарисей самодовольный восхвалял Бога, но был осужден; тогда как мытарь охаявал себя и просил только милости у Бога, и за смирение свое был услышан. Многие обманываются молитвою наружною и не умилостивляют, а прогневляют Бога, как и Господь, указывая на таких, сказал: сии, напоказ долго молящиеся, приимут тягчайшее осуждение ( Мк.12:40 ). И молитва его да будет в грех ( Пс.108:3 ), сказано о том, кто зовет: Господи! Господи! и не делает того, что Господь говорит. Если повелел Господь оставить дар, принесенный к алтарю и идти прежде смириться с братом, то, что делаем мы, которые питаемся враждою, как хлебом, всякий день, и молимся еще так: остави нам долги, якоже и мы оставляем ( Мф.6:12 )? Не иное что, как собираем себе гнев на день гнева и праведного суда Божия. Вот и Каин приносил жертву со злобою на брата и услышал от Бога: еда аще право принесл еси, не согрешил ли еси? умолкни ( Быт.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

12. Святой Епифаний говорил: «Грехи праведных — грехи токмо уст, а грехи нечестивых — грехи всего тела. Посему воспевает Давид: Положи, Господи, хранение устном моим, и дверь ограждения оустпнахмоих (Пс 140,3); и еще: Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим (Пс 38,2)». 13. Спросили святого Епифания: «Почему десять заповедей Закона, а блаженств — девять?» — Он отвечал: «Десятисловие равночисленно казням египетским, а число блаженств есть тройственный образ Троицы». 14. Спросили его: «Достаточно ли одного праведника для умилостивления Бога?» Он отвечал: «Достаточно; ибо Сам Бог сказал: не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы [Иерусалим] (Иер 5,1). 15. Авва Епифаний говорил: «Кающимся грешникам Бог прощает долг, как простил блуднице, разбойнику и мытарю; а от праведников требует и приращения. О сем сказал Он апостолам: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф 5,20)». 16. Еще он говорил: «Бог за самую малую цену продает оправдание тем, которые ищут купить оное, как–то: за малый кусок хлеба, за убогую одежду, за чашу холодной воды, за один обол». 17. Говорил и сие: «Когда человек по бедности или для прибытка занимает у другого, то, возвращая, хотя и изъявляет благодарность, но возвращает долг тайно, как бы со стыдом. А Владыка Бог, напротив, взаим берет втайне, а воздает пред Ангелами, Архангелами и праведниками». О СВЯТОМ ЕФРЕМЕ • Авва Ефрем, еще быв отроком, видел сон или видение, будто на языке его взошла виноградная лоза, возросла и, как весьма плодоносная, наполнила всю поднебесную. Все птицы поднебесные слетались и ели плоды виноградины сей; но чем более ели, тем более умножались плоды на лозе. 2. В другое время один из святых имел такое видение. Сонм Ангелов, по повелению Божию. сходит с неба, и в руках у них свиток, то есть книга, написанная изнутри и снаружи. И говорили Ангелы между собою: «Кто должен получить сии книги?» Одни говорили: «Тот», а другие: «Другой». И говорили в ответ им: «Правда, они святы и праведны, но, кроме Ефрема никто не может принять сию книгу». И видит старец, что книгу отдали Ефрему. Встав поутру, он услышал, что Ефрем учит так, как будто источник течет из уст его, и познал, что исходившее из уст Ефрема есть от Духа Святого.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

   Прещедрый мой Боже! Молю Тебя через Твоего возлюбленного Сына, даруй мне совершить дела милосердия и проявить любовь к людям: сострадать несчастным, наставлять на путь заблуждающихся, поддерживать бедных, помогать убогим, утешать печальных, защищать обиженных, снабжать нищих, ободрять плачущих, прощать должникам, любить ненавидящих меня, воздавать за зло добром, никого не презирать; подражать добрым, остерегаться злых, стремиться к добродетели, отвергать пороки; «положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс.140:3); даруй мне в несчастии терпение, в благополучии воздержание; к земному презрение, к небесному жажду. 2. Обвинение человека и похвала милосердию Божию    Создатель мой, много просил я у Тебя, не заслужив и малого. Признаюсь, увы! признаюсь, что я не только не заслужил просимых мною у Тебя даров, но достоин многих и жестоких мучений. Но ободряют меня мытари, блудницы и разбойники, которые, мгновенно вырвавшись из вражеских челюстей, входят в пределы Пастыря. Ты, Создатель всех, Боже, хотя чуден и во всех делах Твоих, но еще более чудным являешься в делах любви. Поэтому о Себе Самом через некоторого раба Своего Ты сказал: «щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144:9). И мы веруем, что Ты, говоря об одном, сказал о всех людях: «милости Моей не отниму от него» (2 Цар. 7:15), — так как Ты никем не гнушаешься, никого не отвергаешь, никого не боишься.    Прогневанный, Ты не только не поражаешь, но и прогневляющим Тебя, если просить будут, посылаешь дары Свои. Боже мой, рог спасения моего! Я несчастный зло сделал пред Тобою, согрешил, и Ты стерпел; я прогневал Тебя, я заблудился, и Ты терпишь до сих пор. Я медлю, я отлагаю раскаяние, и Ты ожидаешь. Обращаешь заблуждающего, призываешь противящегося, ждешь ослабевающего, обнимаешь возвращающегося. Ты наставляешь меня не понимающего, утешаешь печального, избавляешь от падения, восставляешь после падения, подаешь просящему, открываешь ищущему, отверзаешь стучащему. Господи, Боже спасения моего! Что скажу против Тебя? Не знаю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык. Если идешь с братиями, иди несколько поодаль от них, чтобы сохранить молчание. Находясь в обществе братии, сохраняй молчание. Если понадобится обратиться к ним, говори кратко и со смирением. Преподобный Антоний Великий. Иной человек кажется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды его тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души. В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем - молчание. Брат спросил авву Памво: «Полезно ли хвалить ближнего?» Старец отвечал: «Полезнее ничего не говорить о нем». Если будешь помнить сказанное в Писании: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37), то поймешь, что лучше молчать, чем говорить. Преподобный Пимен Великий. Брат спросил авву Сисоя: «Намереваюсь хранить мое сердце». Старец отвечал ему: «Как можем охранить сердце, когда язык наш подобен открытым дверям?» Преподобный Сисой Великий. Брат спросил старца: «Отец, до каких пор должно сохранять молчание?» Старец отвечал: «До того времени, как спросят тебя. Если будешь молчалив, то во всяком месте сохранишь мир духовный». Если понуждаешь себя к молчанию, то не думай, что совершаешь Добродетели, но признавай себя недостойным говорить. Изречения безымянных старцев. Молчание – истинное начало очищения души и без труда исполняет все заповеди. Ибо язык есть неудержимое зло, исполнен смертоносного яда: «Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков»,- говорит апостол (Иак. 3:9). «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). Говорить опасно: с каким расположением говорить, в какое время, что говорить и ради чего? Говорящий все это должен помнить, молчащий же все совершил и исполнил. Берегись празднословия, смеха и кощунств даже до малого праздного слова; ибо и за всякое праздное слово ответишь в день Суда, как сказал Господь (Мф. 12:36). Об этом молится и Давид: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс. 140:3-4). И далее: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен...» (Пс. 38:2-3).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=189...

Ты и закон дал, и нарушителям его открыл, какие наказания они навлекут на себя, и соблюдающим его обещает благое воздаяние, и обещания Свои подтверждаешь делами; последнее именно выражается в словах: « совершенную истину ». Назначен у Господа день, когда Он будет судить вселенную и воздавать « каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое » (Рим. 2:6–9). Выражением же: « совершенную истину » — он обозначил непреложность исполнения дела. « Истаяла меня ревность по Тебе, ибо забыли слова Твои враги мои » (ст. 139). Преданных беззаконию пророк оплакивает, а законодателя видя оскорбляемым, справедливо негодует. Такая ревность прославила Финееса; она сделала славным великого Илию; ею пламенея, добропобедный Стефан обличил неверие иудеев. Этот стих выражает ту же мысль, что и один из предшествующих: что там говорил он: « источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего » (ст. 136), то и здесь разумеет: « истаяла меня ревность по Тебе, ибо забыли слова Твои враги мои ». Таков был, как я сказал, Финеес, поразивший блудника: « и (это) вменилось ему в праведность » (Пс. 105:31). Таков был божественный Павел, в самом себе носивший всего Христа, почему и говорил он: « кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11:29)? И блаженный Лука говорит о нем, что в Афинах возмущался « при виде этого города, полного идолов » (Деян. 17:16) « Слово Твое весьма пламенно, и раб Твой возлюбил его » (ст. 140). 2. Испытано, говорит, и чисто слово Твое и чуждо всякого порока, и я питаю к нему горячую любовь. А в другом псалме он говорит: « слова Господни — слова чистые, серебро расплавленное, испытанное в земле, семикратно очищенное » (Пс. 11:7). Итак, среди судов Божиих нет ничего недостойного, сомнительного или нечистого, но все чуждо всякого порока.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

17 . И действительно, обычно он вредит нам всеми возможными способами, но особенно через язык и уста. Ибо никакой орган не подходит ему столь [хорошо] для нашего обольщения и погибели, как невоздержный язык и необузданные уста. Поэтому у нас много падений, поэтому у нас тяжкие преступления. И показывая, как легко пасть через язык, некто говорил: «Многие пали от... меча, но не столько, сколько павших от языка» ( Сир.28:21 ). И опять-таки показывая тяжесть этого падения, он сказал: «Преткновение от земли лучше, нежели [преткновение] от языка» ( Сир.20:18 ). И смысл его слов таков: «Лучше упасть и разбить тело, чем произнести такое слово, которое губит нашу душу». И он говорит не только о падениях, но увещает проявлять великую предусмотрительность, чтобы не споткнуться, сказав так: «Сделай ...для уст твоих... дверь и запор» ( Сир.28:29 ), и не ради того, чтобы мы соорудили двери и запоры, но чтобы с великой заботой мы удерживали язык от непристойных слов. И еще в другом месте пророк, показывая, что при нашем рвении и прежде него мы имеем нужду в помощи свыше, чтобы удержать внутри этого зверя, простерев руки к Богу 29 , говорил: «Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя. Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» ( Пс.140:2–3 ). Также и тот, чьи увещания приведены выше, говорит: «Кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои» ( Сир.22:31 ). Ты видишь, что и тот, и другой боится падений такого рода, скорбит, дает советы и молится, чтобы язык был бдительно охраняем? 18 . Но почему, спросит кто-нибудь, если этот орган приносит нам столько вреда, Бог вообще дал нам его? Потому, что он приносит и великую пользу, и, если мы прилагаем старание, он приносит только пользу и никакого вреда. И в самом деле, послушай, что говорит тот, чьи слова мы привели выше: «Смерть и жизнь – во власти языка» 30 . И Христос выражает ту же самую [мысль], говоря: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф.12:37 ). Ибо язык занимает промежуточное положение и ты властен пользоваться им к пользе или ко вреду. Так же и меч лежит посередине: если ты будешь использовать его против неприятеля, он станет орудием твоего спасения, если же ты нанесешь удар самому себе, то не естество железа, но твое беззаконие станет причиной этой раны. Так будем рассуждать и о языке: это меч, лежащий посередине. Итак, заостри (Ср. Пс.139:4 ) его, чтобы обличать свои грехи, а не наносить удар брату. Поэтому Бог окружил его двойной стеной: преградой зубов и покровом губ, чтобы он не произносил легко и необдуманно непристойные слова. Обуздай его, пока он внутри. А если он не сдерживается? Тогда вразуми его с помощью зубов, отдав его плоть этим палачам и повелев кусать его, потому что лучше, чтобы его теперь кусали зубы за грехи, чем тогда жаждать капли воды и жариться, не находя успокоения (Ср. Лк.16:24 ). Необходимо избегать клятв

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

6. Максимиан, пылая яростью, приказал сжарить его на решетке, полить сверху уксусом и посыпать горчицей. Его приказ исполнили, но по милости Божьей это не повредило святому мужу, а слуги, исполнявшие приказ, были поглочены тем же огнем. Объявили об этом Максимиану, а он, преисполнившись гнева, приказал привести Кукуфата, закованного в железо, и обратился к нему: «Сильны твои многочисленные обманы и злодейства. Клянусь великими богами, я заставлю тебя погибнуть от невыносимых мучений!» А святой Кукуфат, твердый духом, ответил: «О ядовитый язык дьявола, что ты мне угрожаешь? Твои угрозы для меня ничто». 7. Максимиан приказал развести большой костер за пределами города, чтобы сжечь святого мученика. Брошенный в огонь, святой Кукуфат из огня обратил взор к небу со словами: «Господи Иисусе Христе, на третий день воскресший из мертвых и все устрояющий по Своему усмотрению, освободи меня от жара этого огня и порази нечестивого Максимиана». А когда молитва была сотворена, помощью и милостью Господа огонь погас, и Кукуфат оказался невредим, воспев псалом: Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу ( Пс.65:12 ). Увидев такие чудеса, Максимиан в замешательстве сказал стражам: «Отведите его, закованного в железо, в темницу, пока мы придумаем новые пытки». 8. Святой Божий мученик удалился, неся тяжелые железные цепи, и, войдя в тюрьму, запел псалом: Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя ( Пс.140:2 ). И, хотя заперта была дверь темницы, такое великолепие благодати явилось в этом месте, что тюремные стражники, увидев это, тотчас поверили в Господа Иисуса Христа. A святой Кукуфат вознес благодарение Богу: «Ты насытил, Христе, души алчущих и жаждущих искуплением крови Твоей». 298 Так молился святой мученик. Максимиан приказал своим солдатам привести святого и, когда его к нему привели, спросил его: «Ты до сих пор упорствуешь в своем безумии и не возвращаешься к благоразумию?» Святой Кукуфат ответил: «Безумие владеет тобой, раз ты выполняешь приказы отца своего дьявола и не знаешь, Кто есть истинный Бог, поэтому и множество людей, которых ты собрал вокруг себя, заставляешь погибнуть вместе с тобой».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Человек, если он смиренномудр и невысоко думает о себе, с охотой и благорасположенностью принимает обличения и наказания. Посему блажен тот монах, который [Col. 1633] считает себя сором по сравнению со всеми. Поскольку, считая себя малейшим, он радуется умалению [себя] и презрению [к себе со стороны других] более, чем чести и славе. Так что и от Бога он освящается, как свидетельствует Исаия: Освятите уничижающаго душу свою (Ис. 49:7). Ненавидящий же обличения безумен(Притч. 12:1) и потому подвергается страсти. Отсюда ясно, что любящий [обличения] бесстрастен. Посему прекрасно — принимать осмеивающих нас более, чем хвалящих, которые [на самом деле] ничем не отличаются от насмехающегося, по Писанию. И вновь тот же Исаия: Услышите глагол Господень, трепещущии словесе его: рцыте, «братия наши», ненавидящим вас и гнушающимся (Ис. 66:5). Говорит и Приточник: Сокрушает прещение сердце мудраго, безумный же бием, не чувствует (ран) (Притч. 17:10). И опять-таки: Иже отметает наказание, ненавидит себе: соблюдаяй же обличения любит свою душу (Притч. 15:32); Приемляй наказание во благих будет, храняй же обличения умудрится (Притч. 16:17), и слушающий обличения жизни посреди мудрых вселится. И вновь:Соблюдаяй обличения любит свою душу (Притч. 15:32); Ненавидящии же обличения скончаваются срамно (Притч. 15:10). И опять:Нищету и безчестие отъемлет наказание, храняй же обличения прославится (Притч. 13:19). И еще: Язвы и обличения дают мудрость: отрок же заблуждаяй срамляет родители своя (Притч. 29: 15). И еще: Любяй наказание любит чувство: ненавидяй же обличения безумен (Притч. 12:1). Давид же [словами]: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене (Пс. 6:2) — не обличение отклонял, но наказание с яростью. Ибо прибавляет: Накажет мя праведник милостию и обличит мя (Пс. 140:5). Посему, возлюбленные, велик и удивителен обличаемый или уничижаемый кем-либо и переносящий [обличение], как та почтенная и великая хананеянка, которая услышала от Господа, что нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15:26), [и которая] не возмутилась, но, напротив, себя принизив, сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их (Мф. 15:27), так что Господь весьма удивился смирению и вере ее и сказал: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему (Мф. 15:26-28). Ему же слава во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Бог не нуждается ни в чем - вот смысл этих стихов. Но разве это запрет служить Богу при помощи рук? Библия дает немало примеров, когда при молитве и служении Богу участвуют руки (1 Тим. 2:8; Пс. 27:2; 140:2; 3 Цар. 8:38). Кроме того, когда протестанты благословляют детей, крестят, молятся с воздетыми руками, когда регент дирижирует, а музыкант играет на каком либо инструменте, когда мы строим руками храм или помогаем ближнему - разве это не служение рук человеческих? Почему же мы это делаем? Ведь правда и то, что Бог не нуждается в служении не только рук, но и ног человеческих, но тем не менее мы ходим проповедовать. Он не нуждается в служении и ртов человеческих - зачем мы тогда поем и проповедуем? Т. е., если хоть чуть-чуть над этим подумать, то сразу станет ясным весь абсурд этого аргумента. В приведенном отрывке нет запрета служить Богу и поклоняться Ему телесно, используя свои руки. Кроме того, св. Василий Великий пишет о «знаменовании образом креста» как о хорошо известной и повсеместной практике первых христиан 8 . Церковь также усматривает пророчества о крестном знамении еще в В. З. Иезекиилю в видении Бог говорит: «...пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4). «Знак» -это еврейская буква «тав», которая по древнееврейскому написанию пишется как крест, «х». Точнее, здесь стоит глагол, производный от этого слова, что буквально значит «отавти», т.е., поставь знак на челах праведных, знак в виде креста. Похожее место записано в Ис. 66:18-19: «...и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение...» (ср Пс. 59:6; Ис. 11:12). Явно, что пророчество о Церкви, но что это за знамение? В Новом 3авете именно крест стал знаменем христиан и крестное знамение - знаком, который возлагают христиане на свое чело. Иоанн Златоуст (1Ув.) пишет о крестном знамении: «Но, как венец, будем носить крест Христов... Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010