Но этот образ был вместе с тем прообразом напоения чад новозаветной церкви «струями божественного учения» (бл. Феодорит;=Дидим, Евсевий, Зигабен) и насыщения «вкушением таинственной снеди» Тела и Крови Христа Спасителя (бл. Феодорит;=Исихий), услаждающей души верующих (см. выше толк. ва Пс.21:27 и 30, стр. 317–320), и вообще предызображал благодатный дар всегдашней радости их о Господе ( Филип. 4:4 ; ср. Римл. 14:17; 15:13 ; Гал. 5:22 ), изливаемой в сердца их Духом Святым ( 1Сол. 1:6 ; Римл. 5:5 ; ср. толк. на Пс.22:5 стр. 326–7). – в) Бог есть источник жизни и света (ст. 10) и по милости Своей дарует людям, поддерживает, сохраняет и восстановляет жизнь, как физическую, так и духовную ( Быт.2:7 ; Деян.17:28 ; Пс.15:10–11; 137:7; 118:25, 37, 40, 50, 93 и др.) и, ежедневно озаряя их светом солнечным ( Мф.5:45 ), – в переносном смысле просвещает их светом земного счастья ( Пс.17:29 ; ср. 96:11; 11:4; Иов. 18:5–6; 21:17 ), и духовно – светом спасительной истины Своего откровенного закона, просветляя, очищая и направляя к добру их разум, сердце и волю ( Пс.18:9; 42:3; 118:105, 130 ; Притч. 6:23; 4:18 ) и постепенно возводя к созерцанию света славы, – к блаженству вечному ( Ис.60:19–20 ; Апок. 22:5 ). Давид в несчастьях гонения, всеми оставленный и забытый, признавал себя как бы уже лишенным жизни и света и заключённым во мраке вместе с умершими ( Пс.30:11–13; 141:7; 142:3–4 ); но оживляемый и просвещаемый духовно верою в Господа ( Пс.141:6; 15:5–8; 18:9; 26:1 ), в надежде на Его милость, ясно предчувствовал, что Господь снова оживит его Своею всемогущею силою ( Пс.138:7; 15:10–11; 70:20 ) и просветит светом лица Своего ( Пс.4:7; 30:17; 17:29 ), т. е. даст ему снова увидеть светлые и счастливые дни на земле, – а вместе с тем провидел обетованного Христа Спасителя (бл. Феодорит, Августин, Зигабен; ср. Василий В. против Евномия кн. 2 и 4), который есть живот и свет человекам ( Ин.1:4 и 9; 8:12; 11:25; 14:6), и что Он, пришедши на землю, совершением дела искупления оживит мертвых прегрешениями ( Еф.2:1–6 ; Римл. 6:13 ) и светом Своего учения просветит сидящих во тьме неверия и нечестия ( Лк.1:79 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Сей стих в Еврейском подлиннике читается так: о да бы убил еси беззаконники, Боже! и мужем крови рекл бых: отступите от Мене. Нарицает мужами кровей не токмо убийц, кои неправедно проливают человеческую кровь и собственно нарицаются мужие кровей; но и всех других беззаконников и злодеев, кои ближнему вредят и убивают как свои души грехом, так и души других соблазном ( 1Ин. 3:15 ). Пс.138:20 . Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады твоя. Сими словами изображает, до коликой дерзости доходят нечестивые, когда Бог щадит их и мстящею рукою не карает: ибо не токмо мнят, что все пройдет им без наказания, но явныя хулы изблевывают на Самого Судию. Люди, в которых еще остался некоторый стыд, удерживают свои языки, но сии глаголют мерзость на Тя, – ибо никакими цветами не прикрывают злобы своея, но явно показывают презрение к Богу. Следующия во втором члене слова: и всуе превозносятся врази Твои, – означают, что нечестивые не Бога чтут, но самих себя превозносят хвалами и суетным высокомерием парят выше облаков. Сие превозношение всегда почти бывает сопряжено с тою мерзостию, о которой Пророк упоминает здесь. Ибо откуду в них толикий яд богохуления, который изблевывают они на Творца своего, ежели не оттуду, что будучи надменны гордостию, забыли о себе, что они суть бедныя твари? По сей причине нарицают их врагами Божиими: ибо всяк, кто выше меры себя превозносит, подобно исполинам, воюет против Бога. По сей же причине и в нашем переводе прилично нарицаются ревнивыми в помышлениях своих, ибо не по Бозе ревнуют, но по своим злоухищренным умствованиям; и когда воинствуют и покоряют грады и народы, то не Богу славу, но себе и силам своим присвояют победу. Пс.138:21 . Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях? Пс.138:22 . Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги Быша ми. Из сих слов явствует, что Давид так любил Божию славу, что не мог терпеть презрителей Бога. Сущность слов состоит в том, что он никакого согласия не имел с делами тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

В этом отношении прежде всего останавливают на себе внимание Типографские рукописи 138/255 (Триодь XI–XII в.) и 147/305 (Стихирарь XII в.). Часы великой пятницы имеют здесь надписание: «слоуж(ба) двоюнадесяте треп(арю), поющихся в великыи пяток на часех, – творение Софрония архиепископа». Порядок службы обычный; но состав ее имеет особенности. Прежде всего указываются иные псалмы 360 ; за ними идут отдельные тропари со стихами и – богородичны. На 1-м часе тропарь обычный; стихи те же, что и в Типогр. 137; на Слава и ныне – богородичен: «Иже твое застоупление приобретше». На 3-м часе положен тропарь, названный в Типогр. 137 «седальным» («На купарисе»); стихи: «Пригвоздиша роуце» ( Пс. 27:17 ) и «Разделиша ризы» ( Пс. 27:19 ); Слава и ныне: «Жзл силы стяжавше». На 6-м часе указан нынешний тропарь 3-го часа («Господи, осудиша Тя»); стихи: «Спаси мя, Боже; яко внидоша воды» ( Пс. 68:2 ) и «Поношение причая (чаяше?) душа» ( Пс. 68:21 ); богородичен: «Нарекыи благословеноую Матер». На 9-м часе тропарь обычный («Видя разбойник»); стихи: «Уподобихся нисходящим» ( Пс. 87:5 ) и «Положиша мя в рове» ( Пс. 87:7 ): богородичен: «Агньца и пастыря и спаса миру». После богородичных поются «тропари страстей», с двумя стихами каждый. Тропари – обычные и расположены по три на каждом часе в обычном порядке; лишь 11-й и 12-й переставлены один на место другого. Стихи частью обычные, но большею частью те же, что и в Святогробском Типиконе 1122 года. Прокимны и стихи на 1-м и 3-м часе – обычные, на 6-м – нынешние припевы к тропарям ( Пс. 68:22. 2 ); на 9-м – прокимен: Разделиша ризы (обычный припев), а стих: Видящии мя вон бежаша ( Пс. 30:12 ). Чтения все – обычные; но евангелия, по большей части, короче нынешних. После евангелия – Святый Боже, Отче наш, Господи помилуй 40, – «и так кончат вся часы». В конце 9-го часа – «Святый Боже, и блаженная, и Господи помилуй 30, и отпоущение» 361 . Рассматриваемая «служба 12-ти тропарей» занимает совершенно самостоятельное положение в отношении часов. Взаимоотношение их, по смыслу надписания, выражается лишь в том, что «служба 12-ти тропарей» исполняется «на часех» (при чем почти всецело покрывает их).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

«Глаголет Господь, прострый небо и основаяй землю и созидаяй дух человека в нём» ( Зах.12:1 ). «Дух бо от Мене изыдет, и всякое дыхание Аз сотворих» ( Ис.57:16 ). «И клятся ему царь, глаголя: Жив Господь, Иже сотвори нам душу сию» ( Иер.38:16 ). «Не вем, како во чреве моем явистеся, ниже бо аз дух и живот дах вам, и коегождо уды не аз составих, но мира Творец, создавый род человеч и всех изобретый рождение, и дух и жизнь вам паки воздаст с милостию» (2Макк.7:22–23). В объяснение этих и им подобных мест Писания необходимо сказать следующее. На Божественное сохранение и управление мира Свящ. Писание смотрит, как на непрерывно продолжающееся творение, потому что действующие в мире законы в своём действии направляются первоначальною, творческою волею Божественного всемогущества, создавшего их. Мир существует и развивается под действием сил и законов, вложенных в него Творцом и Им направляемых к цели. Отсюда, когда Священное Писание с особенным ударением говорит о Боге, как творце наших душ, как в указанных местах, то оно не разумеет здесь непосредственное творение из ничего, а просто происхождение человеческих душ возводит к абсолютной, первой причине всего бытия, к всемогуществу Божию, умалчивая, но не отрицая, о действии этой Причины и Всемогущества чрез естественные силы и законы природы. Божественное участие в посредственном творении не только не отрицается, но и подтверждается, так как всякое посредственное творение отображает в себе первоначальное, творческое Всемогущество. «Не утаися кость моя от Тебе», – пишет псалмопевец, – «юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли» ( Пс.138:15 ). Здесь к Богу, как творцу, возводится даже телесное образование человека, происходящее от родителей. То же содержится в 2Макк.7:22–23, где составление «удов тела» приписывается Богу, как Творцу. Во многих местах Свящ. Писания Бог представляется творцом человеческого зародыша и образующегося из него тела ( Пс.21:10 , Пс.118:73 , Пс.138:13–16 , Иов.10:8–12 , Ис.44:2 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Theodor. Mops.In Zach.PG 66, 556D.To же можно видеть в толковании Пс. 71, 5 — 6: И будет господствовать от моря и до моря, от рек и до конца земли. «Он по своему обыкновению преувеличенно ( περβολικς) говорит, что победит многих врагов…» (PG 66, 561A). См. так же Иоил. 2, 28 — 32 (PG 66, 232B). «Апостол поступает так же, как и мы имеем обыкновение поступать не только, когда пишем что-нибудь, но и когда беседуем в церквях и желаем доказать свои слова свидетельствами из Писания, которые бывают связаны с нашим словом большим подобием. Мы делаем это, чтобы предоставить пример, который может быть яснее чем то, что мы говорим…. Говорит же это не потому, что было предсказано о его времени, но потому что с темами, о которых идет речь, может быть согласно многое. Следовательно, он воспользовался подходящим свидетельством, чтобы подкрепить свою речь…. Этот обычай многим не известен, что является причиной большой ошибки. Очевидно, многие, не зная обиходного языка Писаний, верят всему, что вставлено в Новый Завет, и некогда было сказано пророками, и поэтому предлагают в своих толкованиях не истину, а басни» Ibid.StudietTesti 93: 85, 28 — 86, 20). Так же см.: Ibid., (Пс. 21, 2) 120, 12 — 121, 13; (Пс. 30, 6) 137, 17 — 138, 4; (Пс. 39, 6 — 8) 248, 17 — 249, 25; (Пс. 67, 19) 439, 13 — 20; (Пс. 68, 22) 455, 1 — 22. См. так же мнение Гино: «Однако даже в тех случаях, когда Феодор в своем комментарии определяет, что пророчество нашло свое истинное исполнение в истории Нового Завета, видно, что взор пророка не простирался за пределы послепленного периода. В Амос. 9, 11 — 12 (PG 66, 304A) подчеркивает, что пророк говорит только о возвращении из плена. В Иоил. 2, 28 — 32 (PG 66, 229B — 233B) хотя и говорит о типологии, однако снова напоминает, что пророческие слова говорят о возвращении из плена…. Пророк с полным правом здесь слышал только о Законе» (Guinot 1984, p. 532). Глубоковский по этому поводу замечает: «Но и здесь заметна некоторая, можно сказать, половинная неприложимость каких-либо библейских изречений к событиям ветхозаветного домостроительства. Понятно, что коль скоро пророческое слово не вмещается без остатка в рамки современности, оно должно быть объяснено по отношению к будущему, где совпадение совершенно адекватное» (Глубоковский 1890, с. 55 — 56).

http://bogoslov.ru/article/2293803

Так, невозможно не примешаться сколько–нибудь к житейским нечистотам живущему среди них, хотя и не чувствует он вреда, со временем привыкнув наконец к вредоносному. Глава 21. Ибо иные, отведав и яда в малом приеме, сначала не терпят вреда, потому что количество приема не соответствует смертоносному свойству, постепенным же прибавлением сделав привычным для своего сложения, впоследствии тлетворную силу этого яда обращают в пищу, потому что природа научается со временем усвоять себе и вредное. Кто не знает из Божественного Писания, какую во всем точность соблюдал блаженный Давид! Кому неизвестны по слуху его доблестные дела! И, хвалясь ими, не из хвастовства, но из любви к ближним, чтобы и другие научились делать то же, что делал он, описывает он добрые свои качества, говоря иногда: «Аз незлобою моею ходих» (Пс. 25, 1), иногда же: «Аще воздах воздающым ми зла» (Пс. 7, 5); а иногда: «Без беззакония текох и исправих» (Пс. 58, 5); в другое же время: «Несть льсти в языце моем» (Пс. 138, 4); и еще: «Благоугодих во истине Твоей» (Пс. 25, 3); и, после того как и еще большее сего сказал о себе святой, говорит наконец: Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои (Пс. 130, 1). Столько надеялся он на свой навык в добродетелях, в которых упражнялся! Но в одно время вознерадел о внимательности к себе, дозволив вдруг оку носиться всюду свободно, и им привлечен был он к красоте чужой жены, а в сердце приял стрелу — пламенеющий взор, который, распалив его до неистовства, довел до прелюбодеяния, прелюбодеяние же понудило отважиться на убийство, и притом убийство несправедливое; и зло, начавшись взглядом, прошло чрез ряд зол и кончилось так пагубно. Так грех, возрастая от малой причины, доводит до самого крайнего предела гибели. Ибо если, по словам премудрого Приточника, не должно быть другом «мужу гневливу» (Притч. 22, 24), чтобы не стать, конечно от сего общения, причастным страсти, которая, как обычно, от одержимых ею нечувствительно переходит на живущих с ними, то избегать страждущих более важными и трудными болезнями не паче ли необходимо и полезно тем, которые намерены остерегаться от подражания? Глава 22.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Исх 14:15–31. 103 Исх 15:22–26. 104 Исх 16:1–36. 105 Исх 17:8–16. 106 Исх 17:12. 107 Исх 24:18; 34:28; Втор 9:9–18. 108 Чис 21:35; Втор 2:26 — 3:17. 109 Исх 14:15–31. 110 Пс 77:13. 111 Пс 32:7. 112 Пс 113:7–8. 113 Исх 15:8. 114 Быт 1:9. 115 Пс 23:7–9. 116 Нав 3. 117 4 Цар 2:8–15. 118 Нав 3:17. 119 Нав 6. 120 Нав 12:24. 121 Нав 10:12. 122 Евр 11:33. 123 Притч 20:6. 124 Иов 27:5–6. 125 Мк 5:34. 126 Мф 9:28–29. 127 Мк 9:24. 128 Мф 8:8–10; Лк 7:1–10. 129 Мк 5:23–42. 130 Ин 11:23–27. 131 Мк 16:18. 132 Мф 22:21. 133 Мф 14:31. 134 Мф 17:20; Мк 11:22–23; Лк 17:5. 135 Мф 14:28–31. 136 Мк 16:17–18. 137 Евр 11. 138 Мф 13:8; Мк 4:9; Лк 8:8. 139 Мф 25:21. 140 Например, Антонелли: N. Antonelli, Sancti Patris nostri Jacobi, episcopi Nisibeni, Sermones. Rome 1756. 141 См. о ней сл. статью: Д. Е. Афиногенов, Завет и Царство (Историософия Афраата)//Вестник древней истории, 1 (1994), с. 176–187. 142 T. D. Barnes, Constantine and the Christians of Persia//The Journal of Roman Studies 75 (1985), p. 133–134. 143 R. Murray, Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. P. 144 См. главу «Когда наступит царствование Антихриста?» в книге проф. А. Д. Беляева «О безбожии и Антихристе», ч. 1. Сергиев Посад, 1898. 145 См. статью: Craig E. Morrison, The Reception of the Book of Daniel in Aphrahat " s Fifth Demonstration, «On Wars»: http://syrcom. cua. edu/Hugoye/Vol7No1/HV7N1Morrison. html. 146 G. Lafontaine, CSCO 382=Scriptores Armeniaci 7 (1977), 88–114 [арм. текст]; CSCO 383=Scriptores Armeniaci 8 (1977), 46–60 [перевод]. 147 Издание: F. M. E. Pereira, Jacobi, episcopi Nisibeni, Homilia de adventu regis Persarum adversus urbem Nisibin//Orientalische Studien Th. Noldeke zum siebzigsten Geburtstag gewidmet. GieBen 1906, p. 877–892 [текст основан на одной из двух дошедших рукописей, без перевода]. 148 Аграфон, встречается также в Псевдо–Климентинах (см.: A. Resch, Agrapha (Texte und Untersuchungen 30). Leipzig, 1906. Agraphon 82, p. 106–107); ср. Мф. 18, 7; Рим. 3, 8. 149

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Наследник ли ты? А о язычниках, какую им благодарность он описывает? „Язык, егоже не ведех, работаша ми, в слух уха послуша мя» ( Пс.17:44–45 ). О вас говорит: „вас ради присно имя Мое хулится во языцех» (Ис.:52:5), а о язычниках: „зане от восток солнца до запад имя Мое прославися во языцех» ( Мал.1:11 ). О народе же и о синагоге говорит: „изъясни рабу и сына ее, не имать бо наследовати сын рабынин с сыном свободныя» ( Гал.4:30 ). „Оставих дом Мой, оставих достояние мое» ( Иер.12:7 ). Почему же ты оставил наследие свое? Потому, что „бысть мне достояние мое, яко лев в дубраве» ( Иер.12:8 ). Что же оно сделало? „Даде противу мене глас свой» ( Иер.12:8 ). Что оно говорило? „Возьми, возьми, распни Его!» ( Ин.19:15 ). А о язычниках: „дал еси достояние боящимся имене Твоего» ( Пс.60:6 ). Поэтому, взяв книгу Исаии, Он (Христос) читал ее, как завещание. Ибо Сам Он взял книгу и, прочитав, подписал: „днесь сбыстся писание сие ( Лук.4:21 ). Скажи же, иудей, вместо „в начале о наследствущей» не нужно ли „в конце?» Посмотрим, унаследовал ли ты „в конце?» Не изгнан ли ты из города? не потерял ли ты храм? не рассеян ли ты повсюду? не порабощен ли ты римлянам? не тем ли, к наследству кого ты простер руку, лишен ты наследства? В начале ты получил в наследство чужбину: „поразившему цари велия, и давшему землю их достояние, достояние израилю рабу своему» ( Пс.135:17,21,22 ). Народы „в конце» наследовали царство небесное. „Приидите благословеннии Отца Moero, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» ( Мф.25:4 ). Ты дочь Вавилона услышала: „дщи Вавилоня, окаянная» ( Пс.138:8 ). А вместо тебя язычница сделалась дочерью Бога: „слыши, дщи, и виждь и приклони ухо твое ( Пс.44:11 ). „Глаголы моя внуши, Господи», – „Глаголы моя» – чистые и нескверные, нелицемерные, истинные и святые, чуждые хулы и свободные от болтливости, достойные Твоего человеколюбия. Глаголы моя, превосходящие всякое человеческое разумение, которые выше всякого ангельского языка, сильнее всякого старшинства святых, ценнее всякого ходатайства праведных, яснее солнца, приятнее фимиама и слаще меда для верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Исх.20:4–5 ; Лев.26:1 ; Втор.5:8 ; Пс.96:7 ). Так как по существу Бог абсолютно духовен, Он и может быть, и должен быть, и есть вездесущ, безграничен, необъятен, невместим (см. 3Цар.8:27 ; 2Пар.6:18 ; Ис.66:1 ; Иер.23:24 ; Пс.138:7–9 ; Иов.34:21 ; Ам.9:2 ), вечен (см. Втор.32:40 ; Иер.10:10 ; Ис.40:28 ), неизменен (см. Пс.101:26–28 ). Сверх того, Богу усвояются свойства совершенной святости, совершенного всемогущества, совершенной праведности, совершенной благости; все это свидетельствует о совершенной духовности природы Того, Кто – «Бог духов и всякия плоти» (ср. Чис.16:22 ; Евр.12:9 ; Иов.12:10 ; Зах.12:1 ). В ветхозаветном Откровении находятся и некоторые, на первый взгляд, антропоморфические представления о Боге. В нем часто упоминается Божие лицо, руки, очи, уста, ноги и другие телесные органы, которым усвояются и соответствующие психофизические функции (см. Быт.4:16 ; Исх.1:15 ; Ис.25:11 ; Иер.3:15 ; Пс.32:6, 98:5, 43:3–4, 16:6 ). Но это происходит как оттого, что ветхозаветное Откровение приноравливается к ветхозаветному человеку, недостаточно готовому для постижения Бога как чистой духовности, так и оттого, что люди судят о Боге по аналогии со своим психофизическим строением. При всем том это не реальный, а мнимый антропоморфизм, антропоморфизм слова и выражения, а не идеи и содержания, ибо Бог в Ветхом Завете вообще представляется как Существо, безмерно высшее любого тела и вещества (см. Иов.10:4–5 ; 1Цар.16:7 ; Пс.120:4 ; Ис.40:28 ), поэтому самым строжайшим образом запрещается изготовление кумиров и видимых Божиих изображений (см. Исх.20:4–5 ; Втор.5:8 ). В Новом Завете царствует истина об абсолютной духовности Божия существа. Сам Спаситель ясно и понятно учит: «Бог есть дух» (Πνεμα Θες, Ин.4:24 ). Опровергая языческие, грубые, чувственные представления о Боге, апостол Павел говорит: «Не должны есмы непщевати подобно быти Божество злату, или сребру, или каменю художне начертану, и смышлению человечу» 15 ( Деян.17:29 ; ср. Ис.40:18–20 ). А христиан он учит, что Бог есть абсолютная духовность: «Господь же дух есть; а идеже дух Господень, ту свобода» 16 ( 2Кор.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

О. I .100. Требник. Первая треть XII в. 8°. 73 л. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой, литерами Н/Л и полумесяцем, тип: Дианова. Кувшин, 247 (1621 г.); 2) Голова шута, фрагмент на вставных листах, не отожд. Записи: л. 72 об. – «Сен (?) Исповедник (нрзб.) всем человеком мужем и женам принесенная Филипом Трифановым из села Воскресенскова от Ильи Васильева диякона»; л. 71,72, слепое тиснение – «П.И. Гундобин»; л. 71 – запись о погоде 26 марта 1701 г. Содержание: л. 1–6 об. – поновление (без начала и конца); л. 7–55 об. – чин исповеди (без начала); л. 7–7 об. – вопросник о вере (ВВ- Соф. 869 ); л. 8–9 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 10–20 об. – поновление; л. 21–22 об. – поновление инокам; л. 23–25 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 25 об.–30 об. – поновление священникам; л. 30 об.–32 об. – вопросник инокиням (ЧЖ-O.I.100); л. 32 об.–37 – поновление инокиням; л. 37 об.–40 об. – вопросник мужчинам (М-КДА 174); л. 40 об.–46 об. – поновление мирянам; л. 46 об.–49 об. – вопросник женщинам (Ж-O.I.100); л. 49 об.–53 об. – поновление женщинам. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 163–165, 176–179, 204–205, 223 224, 240–242 (Ж-O.I.100; ВВ Соф. 869 ; вопросник инокам в Основной редакции; ЧЖ-O.I.100; поновление женщинам: поновление инокиням; поновление, л. 1–6 об.) О. I Требник. XV в. 8°. 228 л. Содержание: л. 134–147 – чин исповеди; л. 137 об.–138 об. – Наставление-вопросник; л. 138 об.–139 – поновление краткое; л. 142–145 – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»). Описание: ПС XV, 1618; Дополнения к «Предварительному списку славяно-русских рукописных книг XV в...... С. 49. О. I .473. Требник. Третья четверть XV в. (л. 225–261, 284–293 – вставные, середины – второй половины XII в.). 8°. 295 л. Филиграни: 1) Солнце с литерами pbs, два вида: Брике, 9478 (1467– 1471гг.) и 9481 (1461–1474 гг.); 2) Виноград, вид: Брике, 12991 (1452–1459 гг.); 3) Зверь, не отожд.; 4) Рука с цветком, не отожд.; 5) Голова быка, тип: Брике, 14298 (1425–1428 гг.); 6) Лилия на щите с короной, вид: Дианова, Костюхина, 914 (1656 г.); 7) Голова шута (на вставных листах, не отожд.). Содержание: л. 111–121 – отрывок чина исповеди (начало и часть листов между л. 116–117 утрачены); л. 111–112 – молитва разрешительная (начало утрачено); л. 112 об.–114 об. – поновление; л. 114 об.–116 об. – поучение поисповедное (конец утрачен); л. 117–119 поучение «Наставление о заповедях»; л. 119–120 об. – вопросник женщинам (Ж-О.1.473); л. 262–264 – молитва разрешительная. Описание: ПС XV, 3292.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010