«Без смирения ни одна добродетель не имеет для нас спасительной силы». «Держать себя просто – это значит не допускать искусственности ни в чем и держать себя пред людьми, как пред Богом... Стать простым, в этом заключается перемена жизни. Это и есть измена десницы Вышняго ( Пс.76:11 ). Тогда не погибнешь, ибо простота есть смирение. А на смиренных, как на престоле, почивает Своею благодатью Бог». А вот что говорил архипастырь о любви к ближнему: «В брате надо видеть Ангела, а на его грех надо смотреть как на болезнь». «Надо отделять человека от греха. Грех можно ненавидеть, а человека мы должны любить и жалеть». «Не любить можно только врагов Божиих, по словам Псалмопевца» (см.: Пс.138:21–22 ). Но заглянем в алтарь Свято-Никольского храма. Как правило, вместе с архиепископом служили священники и диакон. На службах помогало и пять-шесть мальчиков. По окончании службы все служители алтаря подходили к архипастырю под благословение. Благословляя ребят, владыка брал горсть денег с блюда, которое держал архидиакон Иоанникий, клал в детские ладошки и слегка шлепал всех по щеке. Но особенно радовались почитатели владыки, если после благословения он кого-то называл «Колей». Архиепископ, хотя и знал имена и отчества многих прихожан, мог назвать «Колей» и ребенка, и мужчину, и почтенную старушку. По окончании богослужения духовенство и все служившие в алтаре спускались в трапезную. Обстановка на обедах была семейная. После молитвы владыка снимал рясу, и все садились за стол. Перед трапезой архипастырь иногда позволял себе выпить рюмку болгарской водки – ракии или немного вина. Заботой архипастыря был и церковный хор. Епископ Серафим привлек в Никольский храм самых опытных регентов и очень скоро хор стал одним из лучших в Болгарии. Пример русского храма был очень важен. Русские эмигранты по прибытии в Болгарию были попросту шокированы некоторыми элементами местной практики. Например, не считалась обязательной исповедь перед причастием, не всегда и не везде совершалось всенощное бдение накануне праздников и воскресных дней, не было традиции причащаться в Великий Четверг и Великую Субботу. Не все священники могли правильно читать по-церковнославянски. Современник вспоминал одного болгарского протоиерея, который на отпусте произносил: «Молитвами Успения Божией Матери», «Молитвами усекновения главы Иоанна Крестителя» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Второй тропарь третьей песни первого канона повествует об укреплении святого в спасительном смиренномудрии после того, как он, посрамив своим незлобием демонскую злобу, удалился в Площанскую обитель и, как истинный пустыннолюбец, опять поселился в лесной чаще. Второй тропарь третьей песни второго канона продолжает эту тему. Здесь речь идет о том, как именно подвизался преподобный Феодор в девственном площанском лесу: буквально омывался потоками слез, очищался ими от всякого тлетворного зрения, не смыкал глаз ни днем, ни ночью (сравн. Притч. 6, 4 415 ; Пс. 131, 4 416 и Иов. 16, 16–17 417 ) и от всего сердца, не умолкая, взывал Сладчайшему Христу, чтобы Он приблизился к Своему рабу. В третьем тропаре третьей песни первого канона говорится, что Господь, испытывающий Своих рабов (сравн. Пс. 10, 5 418 и 138, 1–6 419 ), пожелал искусить веру молодого отшельника в житейском море, чтобы как злато в горниле очистить его от страстей (сравн. Прем. 3, 6 420 ; Сир. 2, 5 421 ; Зах. 13, 9 422 ; Притч. 17, 3 и 27, 21 423 и 1Пет. 1, 7 424 ) и умудрить Своего избранника как будущего пастыря и кормчего. Третий тропарь третьей песни второго канона проводит параллель между событием взятия молодого преподобного под стражу и препровождения из любимой им пустыни ко двору для личного суда царицы, а также предстоящим ему в старости осуждением на тюремное заключение в Соловках, с Христовым обетованием апостолу Петру, касающимся предстоящих ему уз и мученичества (сравн. Ин. 21, 18–19 425 ). В богородичном тропаре этой песни первого канона речь идет о том, как вкусивший духовной сладости богообщения святой страдалец ожидает суда царицы и молится к Божией Матери о том, чтобы Она невредимым вывела его из темницы царских чертогов и ввела его обнищавшую и смирившуюся душу (сравн. Ис. 61, 1–6 426 ; Мф. 5, 3 427 ; Лк. 4, 14–22 428 и 6, 20 429 ) в брачный чертог (сравн. Мф. 9,15 430 ; Мк. 2, 19 431 ; Лк. 5, 34 432 и Откр. 19, 7 433 ) Своего Сына. В параллельном ему тропаре второго канона Пречистая Дева восхваляется, как всегда спасающая всех просящих Ее о милости, говорится о том, что и поныне мы не имеем кроме Нее никакой иной помощницы и надежды, ибо никто не отходит от Богородицы, не получив пользы, и никогда не посрамлялся тот, кто молился к Ней с верой.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Метрические книги Некогда имена Иудеев, избавленных от рабства Египетского, были внесены в книгу, как свидетельствует Моисей, говоря: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей ( Исх.32:32–33 ). О таковой книге многократно упоминает Священное Писание, особенно в смысле духовном, – в смысле Завета с Богом. Так Пророк Давид говорит: в Твоей книге записаны все ( Пс.138:16 ); да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся ( Пс.68:29 ). Сам Иисус Христос говорит ученикам Своим: радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах ( Лк.10:20 ). Так имена вступающих в Церковь спасаемых, вместе с именами родителей и восприемников, вносятся в Метрические книги, которые у древних Христиан назывались священным памятником, и списком просвещаемых 351 . Эти книги свидетельствуют о священных и высоких обетах служения Богу и Господу нашему Иисусу Христу, данных родителями, восприемниками и вступившими в Церковь , и служат утешительным залогом непрестанных молитв Церкви о верных, приявшей их в свое попечение. «Прими имя Христианина, говорит св. Василий Великий , припишись к сословию верующих. Включись в сию книгу, да включен будешь в небесную» 352 . Но никогда на страшном суде книги обетов разгнутся и, подобно письменам на суде гражданском, будут, как говорит св. Златоуст 353 , служить уликой и обвинением против нарушающих св. обеты завета с Богом. Св. Кирилл Иерусалимский говорит 354 : «да не услышит кто-нибудь из тех, коих имена внесены в список званных: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? ( Мф.22:12 ). Да сподобит Бог вступившего в Церковь украшаться не именем только Христианским, но и жизнью, и услышать: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего ( Мф.25:21 ). Таинство св. Причащения Вступление верующих в благодатное общение с Православной Церковью запечатлевается высочайшим таинством св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

При сем должно заметить следующее: дабы молитва наша была и Богу угодна, и нам полезна, должно знать и наблюдать сии наставления Отцев и учителей Церкви: 1) как мы часто сами не знаем, о чем и как нам должно молиться ( Рим.8:26 .) и часто приступаем к молитве с леностию, то мы должны просить Бога, да Сам Он излиет на нас дух благодати и молитвы усердной и истинной; 2) как Отец небесный слышит наши молитвы тогда, когда мы умоляем Его именем единороднаго Его Сына ( Ин.16:13 ), или ходатайством Святых и Богом прославленных ( Иов.42:8 ), то мы смиренно признавая свое недостоинство, должны молить Его заслугами Его Сына, чрез веру нам усвояемыми, и святостию Святых Его; 3) во время молитвеннаго действия мы должны иметь глубокое благоговение пред Богом, происходящее из понятия о неприступном Его величии и нашем ничтожестве, поскольку и величайшие святые молились пред Ним со страхом и трепетом: так Отец верующих взывал к Нему: аз есмь земля и пепел; ( Быт.18:27 ); так благочестивейший из Владык Иудовых благодарил Его сею смиренною молитвою: Господи! что есмь аз, яко помниши мене: или всякий сын челоловечь, яко вменяеши его. ( Пс.113:3 ). 4.) достоинство молитвы не должно полагать в одном многословии, но в силе духа и во глубине чувствований: Соломон говорит ясно: Господь на небеси горе, ты же на земли долу; сего ради да будут словеса твоя мала ( Еккл.5:1 ); Сам Господь говорит: молящеся не лишше глаголите ( Мф.6:8, 5 ) молиться должно с пламенною любовию к Богу, в полном примирении с братиями, в чистоте совести, искренно, от всего сердца, от всея души, и с твердою уверенностию, что все, что ни попросим мы у Бога в молитвте с верою, получим ( Мф.21:22 ); впрочем исполнение нашей молитвы мы всегда должны представлять воле Божией, веря, что Бог лучше нас ведает, полезен ли для нас предмет нашей молитвы, и как и когда дать нам просимые блага; 6) предмет молитвы долженъ быть сообразен с волею Божиею; посему должно просить у Бога: более благ духовных, нежели телесных, более необходимых, нежели полезных, более общественных нежели частных, и вообще всего должно просить не для одного времени, но паче для вечности; 7) молитву наружную необходимо должно подкреплять возношениями внутренними, так как и в молитве внутренней недолжно пренебрегать действий внешних, поскольку а) мы сложены из души и тела, b) должны прославлять Господа, по наставлению Апостола, в душах и телесех, и с) имеем на сие пример в Самом Иисусе Христе, который внутреннюю или духовную молитву изображал иногда возведением очей на небо, а иногда преклонением колен и лица на землю. Мф. 12:34 ; Ин.17:1 ; Лк.22:41 ; Мф.26:39 . (Смот. Преосв. Тихона о должн. стр. 52–55. Богосл. Феофил. стр. 165. ... Соборник, лист 138.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

Одни преступают заповеди Божии, Его оправдания и суды: это суть преступники закона. Другие же попирают самое спасительно исповедание Владыки: это уже преступники против Бога. Большая разница между преступностью тех и других. Первые еще имеют надежду спасения, сохранив корень богопознания, вторые же совершенно лишаются спасения, отвергаясь Самого Виновника спасения. Итак, я, говорит, всех « творящих преступление я возненавидел », потому что « начало греха отступление » от Господа (Сир. 10:14, 15), как говорит Премудрый. А мы не только не ненавидим законопреступников, но и принимаем их как друзей, тогда как не следовало бы даже просто приветствовать их: « нет мира нечестивым, говорит Бог мой » (Ис. 57:21). Мы едим и пьем с теми, самой встречи с которыми должны избегать. Их, предавшихся демонам и вручивших свою жизнь бездушным камням и дереву, мы даже не должны считать и за людей. Разве не научает нас тот же пророк в другом месте, говоря: « не возненавидел ли я ненавидящих Тебя, Господи, и о врагах Твоих не сокрушался ли? Совершенною ненавистью возненавидел я их: они стали для меня врагами » (Пс. 138:21, 22). Будем же и мы подражать пророку и возненавидим делающих беззакония, чтобы чрез безразличное общение наше с ними не оказаться нам соучастниками их беззакония. Все обязывает нас ненавидеть общение с ними: и то, что они, отворотившись от света, ходят во тьме, — между тем « что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6:14), — и то, что, отвергшись имени Христова, сами себе усвояют имя Велиара (« какое согласие между Христом и Велиаром?» ст. 15), и то, что, уклонившись от входа сюда, они, с бешенством стремятся в идольские храмы, оскверняясь их скверной (« какая совместность храма Божия с идолами?» ст. 16). Итак, « творящих преступление я возненавидел. Не было близко мне сердце строптивое, уклоняющегося от меня лукавого я не знал ». Опять и здесь, возлюбленный, обрати внимание на смысл этих выражений. « Не было близко мне сердце строптивое » . У меня ничего лукавого или коварного, но ни среди неисчислимых скорбей, ни среди злых бедствий, ни среди вражеских нападений, « не было близко мне сердце строптивое » , ни лукавый помысл, ни чуждое пожелание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

138, 16; Ис 4, 3; Иез 13, 9). Не случайно возникают и исчезают с лица земли народы. Каждому народу премудрость Мироправителя предназначила и свое время, и свое место на земле, пределы бытия, размножения и степень благоденствия. Бог, сотворивый мир и вся, яже в нем, сей небесе и земли Господь сый, — учит ап. Павел, — сотворил есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному, уставив передучиненная времена и пределы селения их (Деян 17, 24. 26). Сообразно с целями Своего мироправления, Бог в определенные времена воздвигает в том или другом народе потребных мужей в качестве орудий для выполнения мудрых целей Его управления народами. В руце Господни власть земли, — говорит Мудрый, — и потребного воздвигнет во время на ней (Сир 10, 4). Пр. Иеремии Сам Бог говорил: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя, пророка во языки поставих тя (Иер 1, 5). В том же смысле говорит ο себе апостол, что он избран Богом на апостольское служение от чрева матери своей (Гал 1, 15). Власть, без которой существование общества немыслимо, происходит от Бога. Владеет Вышний царством человеческим и ему же восхощет даст е (Дан 4, 22, 29; сн. Сир 10, 4), Он поставляет цари и преставляет (Дан 2, 21; сн. Иер 27, 5–6). Он дарует от Себя властителям или царям державу и силу (Прем 6, 4), елеем святым помазует их (Пс 88, 21; 1 Цар 12, 3–16; Ис 41, 1 и др.), так что от того дне носится над ними Дух Господень (1 Цар 16, 11–13). Наконец, Сам же Он и управляет через царей земными царствами: Мною царие царствуют и сильнии пишут правду (Притч 8, 15–16); сердце царево в руце Божией (Притч 21, 1). Поставляемые через царей, как помазанников Божиих, низшие власти поставляются Богом, почему повиновение власти есть повиновение Божию повелению и установлению: всяка душа властем предержащим да повинуется, несть бо власть аще не от Бога: сущие же власти от Бога учинены суть. Тем же противляяйся власти, Божию повелению противляется (Рим 13, 1–2; сн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

21).Дальше описывается внутренний быт обитателей этого чудесного небесного города. Во-первых, в нем нет никакого видимого храма, ибо " Господь Бог Вседержитель храм ему есть, и Агнец " – Господу Богу будет воздаваемо там непосредственное поклонение, а потому не будет нужды ни в материальном храме, ни в каких-либо обрядах и священнодействиях; во-вторых, этот небесный город не будет нуждаться ни в каком освещении, " слава бо Божия просвети его, и светильник его Агнец " . Общий внутренний признак, отличающий эту небесную Церковь от земной, тот, что в то время как в земной Церкви добро уживается со злом и плевелы растут вместе с пшеницей, в небесной Церкви соберется из всех народов земли одно только доброе, чистое и святое. Все же злое, скверное и нечистое, накопившееся за все время мировой истории, отсюда будет выделено и слито как бы в один смрадный водоем, нечистота которого никак не коснется этого дивного обиталища одних лишь блаженных существ " (ст. 22-27). Глава двадцать вторая. Заключительные черты образа нового Иерусалима. Удостоверение истинности всего сказанного, завещание соблюдать заповеди Божии и ожидать второго пришествия Христова, которое будет скоро Непрерывность блаженства членов небесной Церкви изображается в ряде символов. Первый символ – это " светлая, как кристалл, чистая река воды жизни. Эта река, непрерывно истекающая от престола Бога и Агнца, символически изображает благодать Животворящего Духа, которая наполняет стогны Св. города, то есть все множество его обитателей, " увеличившееся " , по Псалмопевцу, " паче песка " (Пс. 138:18). Это – благодать и милость Божия, которая неистощимо будет изливаться всегда на жителей небесного града, наполняя сердца их неизреченным блаженством (ср. Исаии 35:9-10). Второй символ – это " древо жизни " , по подобию того, которое было некогда в земном раю, до грехопадения прародителей. " Древо жизни в небесном Иерусалиме будет обладать особенными превосходнейшими качествами: оно двенадцать раз в году будет произращать плоды, и листья его будут служить для исцеления народов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1421...

27) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: curiosus tecum. 28) Критические издания Н. 3. дают для Тит. 3,10 " после первого и второго вразумления " . В тексте, которым пользовался Тертуллиан, отсутствовали слова " и второго " . 29) См. Пс. 108,8; Деян. 1,20. 30) См. Иоан. 13,25-26; 19,26; 21,20; Матф. 17,1 сл.; Лук. 9,28 сл. 31) Например, манихеи, Маркион, возможно, эвиониты. 32) См. Галат. 2,11 сл. 33) См. 1 Кор. 15,9. 34) См. Иоан. 5,31. 35) См. Деян. 16,3. 36) О том, что Маркион происходил с Понта (область на северо-востоке М. Азии), сообщают Юстин (Апология 26; 58) и Ириней (Против ересей IV 6). Что он был корабельщиком, известно также из сообщения Евсевия (Церковная история V 13,3). 37) Валентин и Маркион жили при императоре Антонине Пие (138-161), а, возможно, и при Марке Аврелии (161-180). 38) Точнее, Элевтер - епископ Римский в 177-192. Упоминание Элевтера в данном контексте является анахронизмом. 39) См. Марк. IV 4. 40) Маркион запрещал брак. 41) Нигидий - видимо, гностик; известен только из данного упоминания. Гермогену Тертуллиан посвятил специальный трактат. 42) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: Sic enim apostohis descripsit, solet facere... 43) Апостольские церкви были основаны самими апостолами - в Коринфе, Филиппах, Фессалонике, Эфес и Риме. (См. ниже, гл. 36.) Евсевий (Церковная история VII 10) присоединяет к ним еще кафедру апостола Иакова в Иерусалиме. О Поликарпе и Клименте см. Евсевий V 20,5; III 15,34. 44) Саддукеи - влиятельная (наряду с фарисеями) религиозно-политическая группировка в Иудее в I в. д.Х. - I в. Объединяла по преимуществу высшие слои жречества. Считалось, что саддукеи отрицали воскресение мертвых и грядущий Суд (см. Матф. 22,23; Деян. 23,8; Терт. Воскр. 2; 36 и др.). 45) См. Герм. 2-3; 6. 46) Caiana haeresis Н. Щеглов переводит неверно как " ересь Гая " . Между тем речь несомненно идет о " Каиновой ереси " (см. Крещ. 1, прим. 2). Основателем ереси николаитов считался Николай Антиохийский, поставленный в диаконы самими апостолами (Деян. 6,5). Николаиты сурово осуждаются в " Откровении " Иоанна (2,6; 14; 20) за то, что призывали " любодействовать " и есть " идоложертвенное " (ср. Марк. I 29; Климент Александрийский. Строматы II 20,118; III 4,25). Впрочем, Евсевий (Церковная история III 29,2) и другие считали невозможным, чтобы ересиархом оказался преемник апостолов, и были склонны оправдывать Николая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/555/...

6. Церковь в Филадельфии (3:7–13) 7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидову Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит: 8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. 9 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. 10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. 11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. 12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. 13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Город Филадельфия, расположенный в 40 километрах юго-восточнее Сард, был назван так по имени своего основателя, Пергамского царя Аттала II Филадельфа 18 (159–138 гг. до Р.Х.). Этот маленький город часто разрушался землетрясениями. Трем обетованиям эсхатологического спасения церкви в Откр.3:8,9,10 (открытая дверь в Царство, святой народ, победа в «годину искушения») соответствуют три самообозначения Христа в Откр.3:7 : «Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов». Святой – наиболее частое обозначение Бога в иудействе. Здесь оно перенесено на Христа. Истинный – обычная характеристика божественного бытия и действия. Так Моисей взывает к Богу: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» ( Исх.34:6 , ср. Пс.85:15 ). В Книге Откровения «истинными» и «верными» называются слова самой книги ( Откр.21:5 ; Откр.22:6 ), а также сам Христос «верный и истинный» ( Откр.3:14 ; Откр.19:11 ). У пророка Исаии спасительные обетования верному народу Божьему исходят от «Бога истины» ( Ис.65:16 ). Этот титул как нельзя лучше подходит к пророческому посланию Филадельфийской церкви, которое содержит только похвалу и спасительные обетования. В том же месте Исаии ( Ис.65:15 ) сказано, что рабам Божьим будет дано другое имя. Это повлияло на образ, использованный в обетовании побеждающему ( Откр.3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

  Но как же будут жить праведники, если смерть косит всех подряд: и праведных, и грешных? « Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою. Все одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного» (Иов 9:21, 22) и «нет пользы человеку в благоугождении Богу » (Иов 34:9). « Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и (злому), чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим » (Еккл 9:2-3). Есть ли в такой ситуации надежда на избавление от смерти хотя бы для праведных? И вот снова Бог говорит через Своего пророка об эсхатологическом Царстве, где смерть будет уничтожена навсегда: « Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц » (Ис 25:8).   Ветхозаветное откровение о воскресении плоти уникально. Оно отлично от языческой идеи бессмертия души (духа) человека как жизненного начала. По греческому пониманию душа человека, нетленная по своей природе, приобщается божественному бессмертию сразу же после смерти, освобождающей ее от уз тела. По библейскому же пониманию человеческая личность, в силу своего теперешнего состояния, вся целиком обречена подпасть власти смерти: душа станет пленницей шеола, тогда как тело истлеет в могиле; но это будет переходным состоянием, из которого человек по особой милости Божией воспрянет живым, подобно тому, как встают с земли, на которой лежали, как восстают от с.176].   Бог Израиля — Владыка не только всего мира, но также жизни и смерти. Он «умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1 Цар 2:6; Втор 32:39), Он властен и над преисподней (шеолом) (Ам 9:2; Пс 138:8). Возвращение к жизни — плод обращения и покаяния. «Пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он... оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его» (Ос 6:1 сл). Это не просто пожелания людей, ибо пророческие обетования определенно свидетельствуют, что так и будет. После испытания плена Бог воскресит Свой народ, как уже иссохшие кости, возвращаемые к жизни (Иез 37:1-14). Он пробудит Иерусалим и воздвигнет его из праха, в котором тот лежал как бы мертвый (Ис 51:17; 60:1). Он оживит мертвецов, восставит мертвые тела, пробудит лежащих во прахе (Ис 26:19). Бог восторжествует над смертью во благо Своего народа: «Смерть! где твое жало? ад (евр. шеол)! где твоя победа?» (Ос с.177].

http://bogoslov.ru/article/782964

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010