злых духов и страстей, – взыдет на тя, говорит Екклесиаст, места твоего не остави (Еккл. 10, 4), – т. е. ни одной части души твоей, ни одного члена тела твоего не оставляй ненадзираемыми. Ибо таким образом ты и снизу искушающих духов пребудешь победителем, и свыше испытующему сердца и утробы, предварительно сам испытав их, неиспытно предстоять будешь с дерзновением. Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были, говорит св. Павел (1 Кор. 11, 31), и блаженное оное св. Давида испытав чувство (вездеприсутствия Божия: камо пойду…), и сам ты скажешь к Богу: яко тма не помрачится от Тебе, и ночь, яко день просветится: яко Ты стяжал еси утробы моя (Пс. 138, 12, 13), – не только, говорит, души моей вожделетельную силу всю соделаю Твоею, но если в теле найдется какая искра такого вожделения, и она к Тебе возлетит, к Тебе привержется, к Тебе прилепится. Ибо как в преданных чувственным сластям вожделение души все предается плоти, чрез что они всецело бывают плоть, и Дух Божий не имать пребывати в них (Быт. 6, 3): так и в устремивших ум свой к Богу и душу привергших к вожделению божественного, и плоть, перенастроившись, возвышается вместе с ним и вкушает божественного общения, чрез что и она бывает стяжанием и домом Божиим, перестает уже иметь в себе живущею вражду на Бога и похотствовать на духа (Рим. 8, 7; Гал. 5, 17). 14) Какое более удобное место для духа, снизу на нас нападающего, – плоть или ум? Не плоть ли, в коей, как и Апостол говорит, не живет ничто доброе (Рим. 7, 18), пока не восприимется человеком закон духа жизни? (Рим. 8, 2). Ее потому наиболее не должно оставлять без внимания. Иначе как она будет нашею? Как удержим ее за собою? Как отразим подступы к ней лукавого, – особенно когда узнаем, как духовно противодействовать духам злобы, если и внешними приемами не научим себя внимать себе? И это говорю я не о новоначальных только, когда и из совершенных были такие, которые пользовались такими приемами во время молитвы и были услышаны Богом, не только после Христа, но и прежде пришествия Его к нам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А какое слово в состоянии изъяснить то, что было после неизреченного рождения? Ибо, содействовавшая и сострадавшая свыше произведенному чрез Нее истощанию Слова Божия, Она и спрославляется вместе с Ним, по достоянию сопревозносится, прибавляя величия к чудным величиям. Но и по восшествии на Небо Воплотившегося из Нее, Она, по доставленному Ей от Него, превосходящему ум и слово величию, как бы соревновала Ему многообразными подвигами и молитвами, а также попечениями о всем мире, ободрениями проповедников во всех концах земли; и вообще для всех Она была единственной опорой и утешением, всячески содействуя благовестию Евангельскому и, ясно являя Сама на Себе и жизнь исполненную борьбы, и господство над умом и словом. Поэтому, конечно, живоносна и смерть Ее, переводящая в Небесную и бессмертную жизнь; и воспоминание ее есть радостный праздник и всемирное торжество. Руками Сына Ее был принят Богоносный дух Приснодевы; Им же немного спустя, и родственное то тело было переселено в вечную и Небесную обитель. Все это справедливо и вполне приличествовало. В самом деле, многие удостоились от века Божественного благоволения, славы и могущества, как и Давид говорит: «мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их. Изочту их, и паче песка умножатся» (Пс. 138, 17, 18). «Многи дщери, – по Соломону, – стяжаша богатство, и многи сотвориша силу» (Притч. 31, 30). Сия же – Пречистая Дева и превознеслась над всеми и всем: Она единая, ставши между Богом и родом человеческим, сотворила Бога Сыном человека, а людей соделала сынами Божиими; Она соделала землю небом и обоготворила род человеческий; Она единая из всех превыше всякаго естества явилась Матерью Бога по естеству, а чрез несказанное рождение стала царицей всякой сущей в мире и премирной твари, и, возвышаясь таким образом над подчиненными Ей чрез Нее Самое, и, делаясь Сама причастницей высшего избрания чрез Божественного Духа, Она является высочайшей из превознесенных и блаженнейшей царицей блаженного рода.

http://pravoslavie.ru/27500.html

287. Комиту Ермину. О рабе, которому вверено пять талантов. Природа человеческая все имеет в себе самой, приняв от Бога дарование и способность отличать доброе, ясно открывающуюся во всех ее чувствах. Посему, кто поступает хорошо и других научает своими делами, тот удвоил пять талантов и получает повеление начальствовать над пятью городами, т. е. Божиими обителями и кущами, а не только кущами. Ибо иной избран будет править одним городом, а другой — многими, каждый соразмерно собственному своему деланию. 288. Ему же. На слова: и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю (Мф.25:33). Об овце кроткой, смирной, снабжающей тем, что служит одеждой и покровом, Божественное Слово говорит, что она поставлена будет одесную Бога. О грубом же всепоедающем и диком козлище — что прогнан будет ошуюю, означая сим, что различные образы жизни наследуют сообразное им состояние. Посему, возненавидев один из них, будем неослабно держаться другого. 289. Евлогию. О молении о чаше. Слово Божие, соделавшись истинным Человеком, в действительности исполнило все человеческое. Так и во время страданий молит избавить от чаши, показывая, что надлежит не вдаваться самому в опасности, но, когда настали он, встречать их терпеливо. Ибо и Христос молит избавить от Креста еще уготовляемого, но осужденный на Крест, подняв его на рамена, взошел на него, как Победитель. 290. Петру. Правителям. Твердость правительств — Божие благоволение. Посему правительствующий твердо — Божий друг. Ибо написано: мне зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их (Пс.138:17). Посему, если хочешь быть другом Божиим, управляй с твердостью, оказывая справедливость, не за дары, не по дружбе, но по достоинству. 291. Тициану. Что означает то, что Петр уреза ухо рабу архиерееву (Мф.26:51)? Кто пребывает с Иисусом и имеет ум, последующий Иисусу, тот мстит за хулимого Учителя, как Петр, который, поскольку Иудеи страдали непослушанием, не внимая и закону, научающему слушаться всего, что скажет Христос (Втор.18:15), отсек ухо служителю иерея. Он дал тем разуметь, что иерей есть раб непокорности закону и нужен меч для отсечения противления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

О рабе, которому вверено пять талантов Природа человеческая все имеет в себе самой, приняв от Бога дарование и способность отличать доброе, ясно открывающуюся во всех ее чувствах. Посему, кто поступает хорошо и других научает своими делами, тот удвоил пять талантов и получает повеление начальствовать над пятью городами, т.е. Божиими обителями и кущами, а не только кущами. Ибо иной избран будет править одним городом, а другой – многими, каждый соразмерно собственному своему деланию. 288. Ему же На слова: и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю ( Мф.25:33 ) Об овце кроткой, смирной, снабжающей тем, что служит одеждой и покровом, Божественное Слово говорит, что она поставлена будет одесную Бога. О грубом же всепоедающем и диком козлище – что прогнан будет ошуюю, означая сим, что различные образы жизни наследуют сообразное им состояние. Посему, возненавидев один из них, будем неослабно держаться другого. 289. Евлогию О молении о чаше Слово Божие, соделавшись истинным Человеком, в действительности исполнило все человеческое. Так и во время страданий молит избавить от чаши, показывая, что надлежит не вдаваться самому в опасности, но, когда настали он, встречать их терпеливо. Ибо и Христос молит избавить от Креста еще уготовляемого, но осужденный на Крест, подняв его на рамена, взошел на него, как Победитель. 290. Петру Правителям Твердость правительств – Божие благоволение. Посему правительствующий твердо – Божий друг. Ибо написано: мне зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их ( Пс.138:17 ). Посему, если хочешь быть другом Божиим, управляй с твердостью, оказывая справедливость, не за дары, не по дружбе, но по достоинству. 291. Тициану Что означает то, что Петр уреза ухо рабу архиерееву ( Мф.26:51 )? Кто пребывает с Иисусом и имеет ум, последующий Иисусу, тот мстит за хулимого Учителя, как Петр, который, поскольку Иудеи страдали непослушанием, не внимая и закону, научающему слушаться всего, что скажет Христос ( Втор.18:15 ), отсек ухо служителю иерея. Он дал тем разуметь, что иерей есть раб непокорности закону и нужен меч для отсечения противления. 292. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

1353. Ср.: Пс.-Дионисий Ареопагит. О божественных именах, XI, 6//Vol. 1, p. 222: 14–18 Such la; PG 3, 953 D – 956 A. 1354. Издатели выделяют эти слова курсивом как заглавие сочинения («К аномеям»). 1355. Свт. Григорий Нисский. О божестве Сына и Духа//Vol. X/2, p. 142: 19–20 Rhein; PG 46, 573 D – 576 A. 1356. В оригинале: ς γρ μες φαμεν τι θεα φσις νομα σημαντικν οκ χει αυτς μν ο χει (выделенные нами курсивом слова опущены или изменены при цитации). 1357. Читаем вместе с PG и Rhein’oм ατ (в ΓΠΣ и в одной рукописи Нисского – ατη). 1358. Ср.: свт. Григорий Нисский. О божестве Сына и Духа//Vol. X/2, p. 142: 11–17 Rhein; PG 46, 573 D. 1359. Изменение родов при повторе выражения в оригинале (να μ δο τ κτιστα δο κτιστοι θετητες) трудно переводимо на русский язык. 1360. Ср.: свт. Григорий Богослов. Слово XXIX о Сыне (Богословское 3), 6//P. 138: 24 Barbel; SC 250, p. 188: 27 Gallay; PG 36, 81 B. 1361. Следующий ниже перечень ересей ср. с Опровержениями Акиндина свт. Григория Паламы (I, 7, 15–46; рус. пер. см. выше). Об историческом контексте появления подобных перечней с обеих сторон (сторонников и противников свт. Григория Паламы) см. в предисловии. (Примечания без звездочки или отмеченные сокращением «Изд.» принадлежат В. С. Псевтонгасу, все прочие – переводчику.) 1362. Далее начала всюду единообразные, но ради гладкости языка мы иногда переводим причастие «говорящих» как «называющих» или (при наличии отрицания) «отрицающих». 1363. Впервые в введении «высшего и низшего» божеств (высшей сущности и низшей энергии) обвинил свт. Григория Паламу Григорий Акиндин на основании неосторожного высказывания Паламы в третьем письме к Акиндину. В данном опровержении автор переадресовывает обвинение своим оппонентам. 1364. Здесь рукописи начинают счет второй ереси, так что всего их оказывается не 40, как в ΓΠΣ, а 41. 1365. См.: Быт. 18, 1 (Изд.), Дан. 7, 9 и др. (Пер.). 1366. Свт. Григорий Богослов. Слово XL на Святое Крещение, 6//SC 358, р. 208: 18–19 Moreschini; PG 36, 365 А (Изд.). Ср. выше, примеч. 424 (Пер.)

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

Но, братия-христиане, наше собственное самоискушение, или самоиспытание, может быть неверно, ненадежно и обманчиво. Ибо мы всегда смотрим на себя более или менее в зерцало самолюбия и пристрастия к самим себе и потому часто готовы самые недостатки свои считать совершенствами и самые малые добродетели возвышать на степень великих подвигов. Так, сколь ни близок человек сам к себе, но столько же и далек от себя по растлению и испорченности своего сердца. Глубоко сердце человеку, говорит слово Божие, и человек есть, и кто познает его ( Иер.17:9 )? Посему, подобно царю-пророку Давиду, каждый человек должен молитвенно обращаться к Богу и просить Его всемогущего содействия в великом деле самоиспытания. Искуси мя Боже, говори каждый, и увеждь сердце мое; истяжи мя и разумей стези моя; и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путъ вечен ( Пс.138:23, 24 ). Из людей же Сам Господь Бог повелел нам открывать свою душу и сердце, исповедывать свои грехи и беззакония пред избранными пастырями Его словесного стада, пред служителями Его Церкви, и у них просить и искать советов и наставлений, вразумлений и обличений, наказаний и разрешений: зане устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его, яко Ангел Господа Вседержителя есть ( Мал.2:7 ), и елика аще разрешит он, будут разрешена на небеси, а елика аще свяжет он, будут связана и на небеси ( Мф.18:18 ). Итак, братия-христиане, каждый из нас, приготовляющийся к принятию святейшего таинства причащения, строго и внимательно, искренно и беспристрастно да искушает прежде самого себя и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет, твердо помня, что ядый и пияй недостойне суд себе яст и пиет. Аминь. Поучение по причащении святых Таин Благодарим Господа! (Возглашение священника на литургии). Сие возглашение, или приглашение, произносится священнослужителем почти в самом начале совершения святейшего таинства Евхаристии, или принесения св. Даров, после того как священнослужитель пригласит верующих «стать добре и со страхом – в мире приносить святое возношение и горе иметь сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

436. С. Булгаков. Лествица Иаковля. Париж, 1929, с. 189. 437. См., напр., статью G. E. Wrighfa в «Journal of Near Eastern Studies», v. I, p. 413. Однако Библия постоянно использует в отношении Бога язык антропоморфизма. Это объясняется стремлением священных писателей указать на живую личностную конкретность Ягве. Исключительно тонко пишет об этом Дж. Маккензи (The Two-Edged Sword, p. 317, ff). 438. Марк 12, 28 439. Исх 32. Прежде считалось, что этим идолом был египетский бог Апис. Однако подобное мнение вряд ли основательно. Влияние Египта на израильтян в религиозном отношении было, как мы видели, ничтожным, но, с другой же стороны, бык был на всем Востоке символом могущества, плодородия, силы. 440. Исх 32, 1. Аарон хотя и называется братом Моисея, но нередко выступает в Библии как его соперник (Числ 12, 1 сл). Характерно, что иудейский вариант Св. Истории умалчивает о нем, а появляется он в Северной версии Элогиста (см. приложение 3). Именно на Севере была известна и другая попытка узаконить символ тельца (3 Цар 12, 28). В этом можно усмотреть намек на существование у некоторых колен древнего почитания тельца (см. ниже гл. XXIV). Последовательность событий в Св. Истории несколько неясна, но по самой логике вещей и по ряду мест в Библии очевидно, что элементы культа и Ковчег были введены после попытки установить культ Тельца. 441. Исх 32, 31 сл. 442. Исх 20, 21. 443. Исх 25. 444. Впоследствии легенда придала Скинии несколько идеализированный вид, снабдив ее множеством золотых украшений и штатом служителей. 445. См.: Пс 17, 11; 103, 3; 1 Цар 4, 4; 2 Цар 6, 2; Ис 6, 2-6; Иез 1, 5. И. Флавий (Археология, 41, 18) называет херувимов «крылатыми животными». Подобные существа известны в Ассирии под именем «шеду» и сходны с египетскими крылатыми сфинксами. Изображения херувимов, найденных в Палестине, см. в атласе Л. Гролленберга. См. статью Олбрайта о херувимах в «Bible Archaeologist», 1938, КВНР, р. 138, 178, 190, 218, 275, 279. 446. Числ 10, 35. 447. Лев 16, 6 448. Сложный ритуал кн. Левит возник лишь в эпоху царей (см.: Bright. Ор. cit., p. 148). Однако предпосылки к нему появились очень давно. Мы не можем с точностью определить, в чем заключались ритуальные предписания эпохи Моисея. Возможно, отзвук их можно найти в культовом кодексе (Исх 34). Предполагают, что Моисей в особо торжественные моменты надевал нечто вроде митры, украшенной рогами. В нашей Библии «рога» переводятся как «лучи» (лицо Моисея сияло лучами — Исх 34, 29). Блаж. Иероним, однако, переводит это слово как «рога». Причина неясности в том, что на еврейском языке и «луч» и «рога» передаются одними и теми же согласными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

287. Комиту Ермину. О рабе, которому вверено пять талантов. Природа человеческая все имеет в себе самой, приняв от Бога дарование и способность отличать доброе, ясно открывающуюся во всех ее чувствах. Посему, кто поступает хорошо и других научает своими делами, тот удвоил пять талантов и получает повеление начальствовать над пятью городами, т.е. Божиими обителями и кущами, а не только кущами. Ибо иной избран будет править одним городом, а другой - многими, каждый соразмерно собственному своему деланию. 288. Ему же. На слова: и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю (Мф.25:33). Об овце кроткой, смирной, снабжающей тем, что служит одеждой и покровом, Божественное Слово говорит, что она поставлена будет одесную Бога. О грубом же всепоедающем и диком козлище - что прогнан будет ошуюю, означая сим, что различные образы жизни наследуют сообразное им состояние. Посему, возненавидев один из них, будем неослабно держаться другого. 289. Евлогию. О молении о чаше. Слово Божие, соделавшись истинным Человеком, в действительности исполнило все человеческое. Так и во время страданий молит избавить от чаши, показывая, что надлежит не вдаваться самому в опасности, но, когда настали он, встречать их терпеливо. Ибо и Христос молит избавить от Креста еще уготовляемого, но осужденный на Крест, подняв его на рамена, взошел на него, как Победитель. 290. Петру. Правителям. Твердость правительств - Божие благоволение. Посему правительствующий твердо - Божий друг. Ибо написано: мне зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их (Пс.138:17). Посему, если хочешь быть другом Божиим, управляй с твердостью, оказывая справедливость, не за дары, не по дружбе, но по достоинству. 291. Тициану. Что означает то, что Петр уреза ухо рабу архиерееву (Мф.26:51)? Кто пребывает с Иисусом и имеет ум, последующий Иисусу, тот мстит за хулимого Учителя, как Петр, который, поскольку Иудеи страдали непослушанием, не внимая и закону, научающему слушаться всего, что скажет Христос (Втор.18:15), отсек ухо служителю иерея. Он дал тем разуметь, что иерей есть раб непокорности закону и нужен меч для отсечения противления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/940/...

4:11). И Исаия, порицая проводящих время в пьянстве, рек: Горе востающим заутра и сикер гонящим, ждущим вечера: вино бо сожжет я (Ис. 5:11). И опять: сии бо вином суть прельщени (Ис. 28:7). Как он, и Иоиль вопиет: Отрезвитеся, пиянии, от вина своего и плачитеся: рыдайте, вси пиющии вино до пиянства, яко отъяся от уст ваших веселие и радость (Иоил. 1:5). Плакать и рыдать подобает над любителями опьянения, ибо поистине пьянство есть дело позорнейших и заблудших людей, как и Иов, некоторыми побуждаемый, говорит: да заблудят же яко пияный (Иов. 12:25). Те же, которые благочестно желают жить и правым путем незаблудно шествуют, слушают Апостола, говорящего: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5:18). И опять: пьяницы Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:10). И: сластолюбивая вдова заживо умерла (1 Тим. 5:6). И продолжает: Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия (Еф. 5:17). Все позорные страсти из пьянства произрастают, как и Давид говорит: нощь просвещение в сладости моей (Пс. 138:11), то есть: «ночь была вокруг меня, несчастного и неведующего», называя наслаждение ночью.    Историю о дочерях Лота намеренно обойду (Быт. 19:32). Господь же, подтверждая сказанное, говорит: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21:34). Ему же слава во веки веков. Аминь. [Col. 1449]    Владычественным началом души принято именовать ум вместе со свободной волей. Слово 6. О воздержании    Воздержание всем подходит, особенно желающим угождать Богу. Имеем в виду воздержание не только в отношении пищи, но всеобъемлющее (τν περιεκτικν), то есть отказ от всего запрещенного. Должно же воздержнику от всего воздерживаться, по Апостолу (1 Кор. 9:25). Так же как если человек лишен какого-то из своих членов, то и весь образ человека становится некрасивым, так и тот, кто пренебрегает только одной добродетелью, теряет все благообразие воздержания. Посему подобает прилагать усердие [к приобретению] не только телесных добродетелей, но и тех, которые могут очистить нашего внутреннего человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Осталось незамеченным, однако, что этот отрывок может служить и «канвой» к нашей гомилии, с которой его объединяет несколько важных мотивов: 1) разделение на «нас», «наше» и «то, что вокруг нас» (Hex. 9.6: τ μτερα… μς δ ατος; Att. 26.16–17: λλο γρ σμεν μες ατο, κα λλο τ μτερα, κα λλο τ περ μς); 2) глаз не может увидеть себя самого (Hex. 9.6: οτε γρ ατς φ’ αυτν φθαλμς κχρηται τ ρν; Att. 26.1: φθαλμς …φ’ αυτν ο κχρηται τ ρν); 3) человек склонен к изучению чужих немощей вместо исследования себя самого (Hex. 9.6: τ λλτριον μρτημα – τν οκεων λαττωμτων; Att. 31.18: τ λλτριον ρρστημα – π τν οκεαν ρευναν); 4) Пс.138:6 в контексте разговора о самопознании (Hex. 9.6: ς φησιν προφτης· θαυμαστθη γνσς σου ξ μο; 37.13–14: ατν σε επεν μετ το προφτου· θαυμαστθη γνσς σου ξ μο) 13 . Помимо этого, выше в той же беседе на шестоднев (Hex.9.3.25–30; 80–84) упоминается природное стремление к самосохранению 14 , использованное и во «Внемли» (25.8–19). О близости двух текстов говорят лексические параллели: человек сравнивается с «бессловесными» (ο λογοι), которые наделены естественным (Att. δδακτον χοντα – Hex. δδακτος) стремлением к полезному (Att. φυσικ τινι πλιν λκ, κ φσεως – Hex. φυσικ, φυσικς). Это стремление подсказывает им путь к самосохранению (Att. πρς τν φυλακν τς οκεας συστσεως – Hex. πρς τν μν ατν φυλακν). В обоих текстах Василий призывает слушателей не уступать бессловесным в этом стремлении (Att. μ χερων φανς τν λγων – Hex. τς μιμσεως τν λγων πολειπμενοι). Впрочем, в «Шестодневе» Василий сближает человека и «бессловесных», говоря о «естественных добродетелях» души (Hex. 9.4.1 ρετα κατ φσιν), в то время как во «Внемли» подчеркивает их отличие: человеку, в отличие от неразумных животных, требуется рассудок для различения вредного и полезного. Но едва ли можно усматривать здесь противоречие. Представление о «естественной добродетели» – общее место у стоиков; издатели «Шестоднева» указывают в этой связи на параллель с «Тускуланскими беседами» Цицерона (Tusc. Disp. III. 1) 15 , где также речь идет о «врожденных семенах добродетелей» (semina innata virtutum), которым часто препятствуют ложные мнения. В двух своих гомилиях Василий акцентирует различные аспекты этого учения: грех мешает человеку ясно различать добро и зло, хотя способность к такому различению заложена в нем Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010